Логически или логично как правильно?

Наши читатели нередко обращаются к нам с вопросами, как правильно писать, произносить и употреблять какое‑либо слово, какое значение имеет тот или иной термин или каково его происхождение.

«Не могли бы вы объяснить разницу между словами «логичный» и «логический»? Может ли быть логическое утверждение нелогичным?» – спрашивают читатели. На этот вопрос отвечают создатели сайта gramma.ru Светлана Друговейко-Должанская и Светлана Белокурова.

Логичный

1. Согласующийся с законами логики, основанный на законах логики. 2. Рассуждающий, поступающий последовательно. // Последовательный, разумный, закономерный.

Логический

1. Имеющий отношение к логике как науке о законах и формах мышления.

2. Согласующийся с законами логики, основанный на законах логики.

3. Обусловленный самим характером чего‑либо, внутренней закономерностью чего‑либо; закономерный.

Как видно, прилагательные «логичный» и «логический» совпадают только в одном из значений. Поэтому в некоторых случаях может быть употреблено как одно, так и другое определение (доводы, выводы, доказательства могут быть как «логичными», так и «логическими»), а в других – только одно из двух возможных (логические законы, логическое ударение, но логичный поступок).

И все‑таки «нелогичное» (т. е. не согласующееся с законами логики) логическое (т. е. основанное на законах логики) утверждение представить себе трудно. Такое выражение можно считать оксюмороном.

4 ИСТИННОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Логика занимается исследованием двух составляющих мышления: его содержания и формы. С этими сторонами мышления и связано различие его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к форме.

Истинность – это свойство мышления, производное от истины.

Истина – содержание мысли, которое соответствует действительности. Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то она является ложной. Так, например, высказывание: «Луна – спутник Земли» – истинно, а «Москва – столица Австралии» – ложно. Таким образом, истинность мышления – это его свойство воспроизводить действительность таковой, какой она является, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность – это свойство мышления искажать это содержание, извращая его. Следует отметить, что ложность всегда носит субъективно—социальный характер, т. е. исходит только от субъекта, отражает отношения людей, но не связана с объектом познания.

Правильность характеризует мысль с точки зрения внутренней связи между ее элементами.

Правильность мышления можно определить его способностью воспроизводить в структуре мысли объективное строение материального бытия, соответствовать действительным отношениям явлений и предметов. Правильное суждение характеризуется рядом черт: определенностью, непротиворечивостью, последовательностью, обоснованностью.

Определенность – воспроизведение в структуре мысли качественной определенности, т. е. реальных признаков и отношений предметов и явлений.

Непротиворечивость – избегание в структуре мыслей противоречий, которых нет в отражаемой действительности.

Последовательность – воспроизведение структурой мысли тех связей и отношений, которые присущи самой действительности, способность следовать логике вещей и событий.

Обоснованность – отражение объективных причинно—следственных связей отношения предметов и явлений окружающего мира.

Необходимо понимать, что и правильность, и истинность мышления одинаково важны. При нарушении любого из этих свойств мышление перестает соответствовать действительности. Рассмотрим примеры нарушения одного из принципов. «Роза – дерево», следовательно, «Некоторые деревья – розы». В данном случае мы видим, что ложность содержания первого суждения имеет следствием ложность содержания второго суждения, хотя при этом форма содержания была правильной. Рассмотрим второй пример: «Страусы не летают» следовательно, «Страусы не птицы». Здесь происходит обратная ситуация – содержание первого суждения истинно, однако неправильность формы суждения приводит к ложности второго суждения.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ЛОГИЧЕСКИЙ — ЛОГИЧНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов логический — логичный

2.Примеры словосочетаний с паронимом логический

3.Примеры предложений с паронимом логический

4.Примеры словосочетаний с паронимом логичный

5.Примеры предложений с паронимом логичный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ЛОГИЧЕСКИЙ — ЛОГИЧНЫЙ

ЛОГИЧЕСКИЙ – 1)относящийся к логике как науке о законах и формах мышления, отвечающий её законам. (Употребляется в словосочетаниях терминологического характера)

2)соответствующий законам логики.

ЛОГИЧНЫЙ — разумный, последовательный, закономерный; рассуждающий, поступающий последовательно.

Сравните:

логический вывод — вывод, относящийся к логике, основанный на её законах; логичный вывод — последовательный, разумный вывод.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЛОГИЧЕСКИЙ

1)логический закон

2)логическая схема

3)логическая операция

4)логический элемент

5)логические приёмы мышления

6)логическое мышление

7)логические категории

8)логическая задача

9)логический вывод

10)логическая ошибка

11)логическое суждение

12)логическое противоречие

13)логический строй

14)логическая связь

15)логические блоки

16)логические основы компьютера

17)логическое ударение

18)логическая игра

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЛОГИЧЕСКИЙ

1)Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. (М. Калинин. О коммунистическом воспитании)

2)Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах педагог В.А.Сухомлинский.
3)Учащиеся решают логические задачи.

4)Способы построения логических задач разнообразны.

5)Логические задачи требуют от учащихся внимательной работы с текстом.

6)Учащиеся познают базовые логические основы компьютера.

7)На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети учатся сравнивать объекты.

8)Ребёнок учится производить простые логические действия.

9)Статья посвящена формированию логических действий ученика на уроках математики.

10)Второклассники составляют логическое высказывание по данной картинке.

11)Ученики строят логическую схему по логическому выражению и вычисляют значение выражения.

12)В старших классах учащиеся уже составляют логические схемы самостоятельно.

13)На основе анализа логической связи между высказываниями делается логический вывод.

14)Логическое ударение выделяет в предложении то слово, которое более важно по смыслу.

15)Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, то есть логические законы.

16)Логические законы независимы от воли и сознания человека.

17)Проблема развития логического мышления исследуется с давних пор.

18)Логическое мышление является одной из форм интеллектуальной деятельности.

19)Логическое мышление, рассуждение, доказательство строятся на законах логики.

20)В основе разных загадок лежит различный логический механизм.

21)Логические умения – важнейший компонент мыслительной деятельности.

22)Для любого логического выражения достаточно просто построить таблицу истинности.

23)В современном мире существует огромное количество логических игр.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЛОГИЧНЫЙ

1)логичный поступок

2)логичное поведение

3)логичный ход

4)логичный шаг

5)логичный вопрос

6)логичный ответ

7)логичные доказательства

8)логичное рассуждение

9)логичный народ

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЛОГИЧНЫЙ

1)Как бы ни были логичны его рассуждения, он не смог уснуть ночь. (В.Кожевников. Щит и меч)

2) народ логичный, рассуждающий . (И.А.Гончаров. Фрегат «Паллада»)

3)Ну что же, логичный конец, думаю я. (Кировская правда, 7.02.86)

4)…невозможно подвергнуть их хоть сколько-нибудь логичному осмыслению… (Шабалинский край, 15.02.97)

5)Окружающие не считали его действия логичными.

6)Ученик успешно выстроил логичный ответ.

7)Переход от одной части сочинения к другой должен быть логичным.

8)Учитель должен научить ученика выстраивать логичный, последовательный повествовательный рассказ.

9)Математика — это целый мир, логичный, чёткий, живущий по своим раз и навсегда установленным законам.

10)Актуальность фразы «за интернетом будущее» носит вполне логичный характер.

11)Сообщение ученика было недостаточно логичным.

12)Не приходил ли вам в голову вполне логичный и практический вопрос: «А зачем нужны сложные предложения?»

13)С помощью графической схемы ребенок гораздо легче составляет логичный рассказ.

14)План сочинения логичный, проблема аргументирована полно.

15)Педагоги прошлого века предлагают свой целостный и логичный путь воспитания.

16)Возникает логичный вопрос: «Почему?»

17)Это наиболее логичный и разумный шаг на пути к решению проблемы.

18)Структурные элементы сочинения взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одной части к другой.

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Различают истинность и правильность мышления. Эти понятия не тождественны, поэтому их нельзя смешивать. Понятие «истинность» относится к содержанию мысли, а понятие «правильность» — в форму мысли, ее строения.

По конкретным содержанием мнение может быть либо истинной, либо ложной.

Истинная мысль — это такая мысль, которая соответствует тому, что есть на самом деле. Истинная мнение правильно, адекватно воспроизводит объективную действительность. Если же мнение не соответствует тому, что есть в действительности, искажает ее, то она заблуждением.

По форме (структурой) мышления бывает правильным или неправильным.

Рассмотрим следующие три умозаключения:

В первом умозаключении выходные суждения истинные, правила соблюдены, а потому и вывод «Присвоение найденного ценного имущества, принадлежащего государству, является действием общественно опасным» является истинным.

Во втором примере оба производные суждения (посылки) также истинные, но здесь нарушено правило первой фигуры категорического силлогизма: меньший посылка должна быть суждением утвердительным, а у нас оно отрицательное («Завет не является договором купли-продажи»). Поэтому и вывод («Завещание не связан с переходом права собственности»), добытый из двух истинных суждений, оказался ложным.

Истинность и правильность мышления органически связаны между собой. Формальная правильность мышления является необходимым, но недостаточным условием познания действительности. Чтобы в процессе познания было достигнуто истины, необходимо соблюдать следующие два условия: 1. Исходные суждения (посылки), из которых строится суждение, должны быть истинными. 2. Структура мыслей должно быть правильным. Достаточно нарушить одно из этих условий, и следствие наших суждений будет необходимо истинным.

Язык логики

Логика, изучая структуру форм мышления (понятий, суждений, умозаключений), использует символы (знаки) для обозначения структурных элементов мысли. Уже Аристотель ввел символы (S, Р) для обозначения таких структурных элементов суждения, как субъект (S) и предикат (Р).

Структура суждения записывается в этой логике так:

Все S есть Р (загальностверджуюче). Ни одно S не есть Р (загальнозаперечне). Некоторые S есть Р (отдельно утверждающее). Некоторые S не есть Р (отдельно отрицательное).

Традиционная аристотелева логика использует символы дедуктивных умозаключений. Так были введены знаки (S, М, Р) для обозначения таких структурных элементов простого категорического силлогизма, как меньше (S), средний (М) и больше (Р) сроки. Структура силлогизма, в котором больший и меньший предпосылки и выводы являются суждениями загальностверджуваль ными, записываются так:

Модули первой фигуры силлогизма записываются буквами ААА, ЕАЕ, ЕИО, АИИ.

В аристотелева логике были введены символы для записи структуры и некоторых других логических форм. Но в целом традиционная логика осталась логике, в основе которой находится естественная живая речь. Аристотелева логика — это наука о мышлении, а не наука о языке (естественную или искусственную). Математическая же логика как математическая наука создала свою искусственный язык, с помощью которой появилась возможность в рамках математики однозначно и четко записывать структуру дедуктивных умозаключений.

С созданием искусственного языка математической логики изменилась по сути и структура этой логики.

Для анализа дедуктивных умозаключений математическая логика разработала логические системы, одна из которых называется пропозициональной логикой, а вторая — логикой предикатов.

Логика высказывания — это первая составляющая математической логики, которая исследует операции с высказываниями. Под высказыванием в этой логике понимается любое предложение, в отношении которого можно сказать, что она или истинная, или ложная. Высказывания в логике высказывания не членится на субъект и предикат, а принимается как целое. Структурные элементы рассматриваются как простые, которые составляют части, высказываются. Субъект (S) и предикат (Р) в этих частях не выделяются. Составные части высказывания называются в логике высказываниями атомарными, а высказывания в целом — сложным (составным). Любое высказывание в математической логике рассматривается только с точки зрения того, каковы его составляющие атомарные части — истинными или ложными. Истинность или ложность атомарных частей высказывания является единственной основой для вывода о том, каким будет сложное высказывание: истинным или ложным.

Изложение логики высказывания начинают с описания языка этой логики, его составляют:

Логика предикатов — раздел математической логики, изучающий операции о высказываниях, расчленены на субъект и предикат. Логика предикатов (вычисления предикатов) опирается на логику высказываний (вычисления высказываний), включая ее в состав и, таким образом, является расширением логики высказываний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *