Логический блок

Наталья Панебратова
Роль блоков Дьенеша в развитии дошкольников.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх. Четырехлетний ребёнок может учиться, и научить его можно очень многому.

Наша задача – не научить ребёнка чему-то необычному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно умело вводя интеллектуальные игры.

Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное. Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию. А это в жизни очень пригодится!

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Золтан Дьенеш разработал логические блоки, позволяющие обучать малышей основам математики в легкой игровой форме, т. к. они волшебным образом вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. У малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы. В ходе работы с авторским дидактическим материалом у малышей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

Логические блоки помогут развить различные типы мышления у малыша, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. В легком игровом формате ребенок изучает параметры предметов и геометрические формы. Малыши учатся сравнивать, анализировать информацию, принимать необходимые решения, создавать математические модели, логические ряды и цепочки. При этом игры с блоками Дьенеша отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач. Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количе-ство этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку, например, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. п.

С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить мост так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета.

Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться; если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок, прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. А также способствуют развитию у детей мыслительных операций, логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов.

Таким образом, игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. С Блоками Дьенешамогут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.

Ольга Бревнова
Мастер–класс «Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми»

слайд 2

Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников.

Задачи:

1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании блоков Дьенеша. Знакомить с основными приемами применения блоков Дьенеша.

2. Способствовать освоению педагогами технологией применения игр с блоками Дьенеша в разных возрастных группах.

3. Развивать конструктивные педагогические способности.

Оборудование и материалы: презентация, наборы блоков Дьенеша, сюжетные игрушки, методическая литература, обручи, выставка альбомов и игр с блоками Дьенеша.

слайд 3

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. Развитие начал логического мышления относится к числу важнейших задач. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе. Для развития интеллектуальных способностей дошкольников существует огромное количество дидактических материаловОднако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития, на протяжении всего дошкольного возраста дают немногие. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки Дьенеша.

слайд 4

Создателем логических блоков является Золтан Пал Дьенеш, всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика».

слайд 5

Дидактический набор «Логические блоки»

слайд 6

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. А также логические операции отрицания или замещения. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм –геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

слайд 7

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер.

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

слад 8-9

Альбомы :для детей 2-4 лет — » Маленькие логики»,» Маленькие логики -2″,

» Лепим нелепицы», » Бдлки Дьенеша для самых маленьких».

для детей 5-8 лет: » Праздник в стране блоков», » Спасатели приходят на помощь», » Поиск затонувшего клада».

слайд 10

Формы работы с детьми в детском саду:

Непосредственная образовательная деятельность – обеспечивают

наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность

(дидактические игры, настольно- печатные, подвижные, сюжетно — ролевые игры):

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения

домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно — печатные (изготовить карты к играм «Рассели

жильцов”, «Найди место фигуре”);

в)в сюжетно-ролевых играх: «Магазин” деньги обозначаются

блоками. «Почта” адрес на доме обозначается кодовыми

карточками. Аналогично, «Поезд” билеты, места.

Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных навыков и умений как, группировать и классифицировать предметы по свойствам, дети учатся думать, обобщать и анализировать. Это особенно важно,народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».Вот и сегодня при нашем общении я предлагаю тоже следовать древней пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

слайд 11

Я вам предлагаю принять участие в этих играх. Начнём с первого игрового задания.

Рассмотрите блоки и скажите, чем они отличаются?

Правильно блоки отличаются:

Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

Цветом – красные, желтые, синие;

Размером – большие и маленькие;

Толщиной – толстые и тонкие.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

слайд 12

«Помогите Мишке собрать фигуры»

Цель: определяет символику свойств.

Материал: игрушка – мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).

Ход игры.

У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.

слайд 13

«Украсим елку бусами»

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький

желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы

Физминутка.

Дружно встаньте, улыбнитесь,

выше руки поднимите,

а теперь их опустите

и фигуры все возьмите.

Влево, вправо повернулись.

Красные – похлопали,

синие -потопали,

желтые – покружились.

Упражнение такое: вверх вниз

потянулись.

Только круглые –похлопали,

квадратные – потопали,

треугольные – покружились.

На одной ножке поскачите.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

слайд 14

Игра «Загадки без слов»

Цель: расшифровывает информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.

Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов». «Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».

Загадываются три совместных свойства:

Например: — форма, размер и толщина;

— цвет, форма, размер;

— цвет, форма, толщина и др.

слайд 15

Игра «Волшебные камни»

Цель: называет расположение предмета «внутри» и «вне» круга.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, обруч.

Заяц и волк не могут поделить волшебные камни. Давайте им поможем. Зайке надо в синий обруч положить маленькие камни, а волку в красный обруч все красные.

— Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

— Внутри синего, но вне красного обруча?

— Внутри красного, но вне синего?

— Вне обоих обручей?

слайд 16

Игра » Художники «

Цель игры:

• развитие умения анализировать форму предметов

• развитие умения сравнивать по их свойствам

• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).

Материал:

• «Эскизы картин» — листы большого цветного картона

• дополнительные детали из картона для составления композиции картины ;

• набор блоков

Описание игры:

Мы сегодня с вами будем «писать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Вы выбираете «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена — толстый блок. Так, например,к эскизу картины со слонами вы возьмете дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.

В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине

слайд 17

Рефлексия:

Какие трудности вы испытали выполняя задания? А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.

Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Главное не забывать хвалить ребенка, даже если он сделал что-то на ваш взгляд незначительное.

слайд 18

Спасибо за внимание!

Золтан Дьенеш – основатель теории шести этапов освоения математики, создавший также эффективные наглядные пособия в виде логических блоков. Безусловно, желание каждой мамы, чтобы ее ребенок хорошо учился в школе, а также освоил такой непростой предмет, как математика. В этой статье мы разберем, что такое авторская методика изучения математических понятий Зелтана Дьенеша, ее плюсы и минусы.

О Золтане Дьенеше

Пал Дьенеш увлекался математикой с самого детства, поэтому не удивительно, что он захотел посвятить жизнь «царице точных наук», и ее освоению как можно в более доступной форме для детей не только у себя в Венгрии, но и по всему миру. Он разработал уникальную авторскую методику по ранему освоению математики для детей, ее доступности в понимании и легком восприятии.

Уже в 23 года Золтан Дьенеш защитил докторскую степень по математике, после чего продолжил свое образование. Чтобы понять, как при решении математических заданий проходят мыслительные процессы, он параллельно изучал психо-математику.

В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.

Авторская теория Золтана Дьенеша

Методика Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов в понимании и решении любых математических задач. Она включает несколько стадий:

• Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.

• На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию.

Детские развивающие методики: краткий перечень

• Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала.

• Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.

• Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема.

Заметка: Может показаться, что данная теория изучения математики Дьенеша очень сложна для восприятия ребенка. Но не забывайте: Золтан Дьенеш разработал данную методику для детей младшего возраста, с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Ваша главная задача – понять особенности методики, знать, как правильно применять наглядные пособия и, конечно же, запастись терпением!

Логические блоки Золтана Дьенеша

С помощью логических блогов Золтана Дьеныша можно обучать детей математике в игровой форме. Такие игры помогают развивать у детей логику, память, внимание и воображение. В ходе занятий у ребенка развивается речь, умение сравнивать, классифицировать, анализировать полученную информацию.
Набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:

— цветом (синие, желтые, красные);

— формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);

— толщиной (тонкие и толстые);

— размером (маленькие и большие).

В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.

Игры с обручами в системе Золтана Дьенеша

Прежде чем начать игру с блогами, Золтан Дьенеш рекомендует дать ребенку возможность ознакомиться с набором. Пусть он подержит фигуры в руке, ощутит на ощупь и поиграет с ними. Только спустя какое-то время можно предложить малышу выполнить простое задание. Например, попросите ребенка отобрать фигурки определенного цвета или распределить их по размерам.

Детские онлайн-игры на цифры и счет

Разработанные Золтаном Дьенешем логические игры отлично помогают развить у малышей способность ориентироваться в пространстве и мыслить логически. Перед началом игры объясните малышу, что значит «внутри» или «снаружи». Используйте для этой цели два обруча, отличающихся цветом. Их необходимо поместить на твердую поверхность, желательно на пол.

Примеры игр:

1. Используя два обруча различных цветов, расположите их так, чтобы у них была общая часть после пересечения. Предложите малышу становиться то в одну, то в другую часть обруча, проговаривая где он находится: внутри или снаружи обруча.

2. Пусть ребенок расположит логические блоки внутри обручей. Например, внутри одного обруча поместить блоки определенного цвета, а внутри другого – определенной формы.

3. Предложите малышу положить внутрь обруча блоки, например, только красного цвета, а снаружи блоки остальных цветов. А потом пусть сам ребенок скажет вам, какого цвета блоки снаружи обруча, а какие внутри. Лучше, если ребенок выберет сам основной цвет блоков.

В чем есть преимущества системы Дьенеша?

Преимущество данной методики в том, что она исключает решение математических заданий в письменном виде и изучение правил с учебников. Все занятия проходят в виде игры, танцев и песен. Благодаря такой непринужденной обстановке ребенку быстрей приобрести математические знания и навыки. Малыш получает первые представления о сложнейших математических понятиях, таких как: кодирование информации, логическая операция, алгоритм. При этом ребенок даже не подозревает, что он осваивает такие сложные понятия.

Недостатки системы Дьенеша

Интересно, что специалисты не нашли в системе Золтана Дьенеша никаких недостатков. Несмотря на это отзывы родителей, которые уже проводили занятия по данной методике, выявили некоторые недостатки:

• Ограничения цветового разнообразия в блоках Золтана Дьенеша.

• Детям более старшего возраста для решения задач посложнее недостаточно одного набора.

• Не совсем корректно понятие «толщина», из-за чего сложно бывает объяснить ребенку, например, почему квадрат — плоский.

• В России не всегда легко найти альбомы для занятий по системе Дьенеша.

Подводя итог, хочется отметить, что большая часть методик раннего развития предоставляет ребенку только общее понятие о математике. В основном, они ограничиваются навыками устного счета и решениями простеньких примеров и задач. В результате таких занятий у детей складывается впечатление, что математика – скучный предмет, далекий от творчества, не дающий возможность проявить фантазию. Однако обратившись к методике Золтана Дьенеша, вы убедитесь, что ваш ребенок увидит математику «другими глазами».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа города Волгореченск Костромской области «Детский сад №4 «Крепыш»

Подготовила и провела воспитатель:

Огурцова Л. А.

Дата проведения: 09.09.2014 г.

Г. Волгореченск 2014 г.

Цель:

— научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Задачи:

-Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

— Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать

их отсутствие;

— Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);

— Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;

— Развивать пространственные представления;

Материал:

— Блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша – Это конструктор, совмещенный с игрой. Придумал их венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» — Золтон Дьенеш.

Пособие состоит из 48 логических блоков или геометрических фигур, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. Цветом — красные, желтые, синие;
3. Размером -большие и маленькие;
4. Толщиной -толстые и тонкие.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до семи лет.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств.

С детьми 3-х, 4-х лет: простые игры и упражнения

Цель:

— Освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. «Найди все фигуры, как эта», «Найди все фигуры, как эта по цвету и форме».

Сначала предлагаются самые простые игры.

1. «Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (по размеру, форме).

Усложнение — «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру).

Потом по 2м признакам
2. Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форм (по форме и размеру, по размеру

и цвету).

Усложнение
«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и

размеру; по цвету, размеру и форме).
«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого

размера или такие же по размеру, но другого цвета.
Более сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

3. «Цепочка»
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.);
в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

4. «Второй ряд»
Выложить в ряд 5-6 любых фигур.

Усложнение

Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой

фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы,

но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.
5. «Домино»
В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся

поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии

фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно

по-разному. Например:
а) фигурами другого цвета (формы, размера);
б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;
в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме,

но другими по цвету);
д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
6. «Раздели фигуры»
Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите детям разделить

фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры.

Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:
— Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

-А у зайки? (Все не красные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому:
а) чтобы у мишки оказались все круглые;
б) чтобы зайцу достались все большие;
в) чтобы зайцу достались все желтые и т.д. Более сложный вариант этой игры:
Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.
Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).
Только зайке? (Квадратные, не синие).
Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).
А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные). Предлагаются другие

варианты заданий.
Разделите фигуры так, чтобы:
— у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие;
— мишке достались все маленькие, а зайке — все прямоугольные;
— у мишки оказались некруглые, а у зайки-все желтые.

Наконец, наиболее трудный вариант игры «Раздели фигуры».

Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино

оказались все круглые фигуры, у Чебурашки — все желтые, у Незнайки все большие.
Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие).

Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, некруглые).

Скажи, какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, некруглые).

Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие).

Какие фигуры достались сразу и Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые).

Желательно вместе с детьми придумать новые задания, а лучше новые игры.

Карточки с символами свойств.

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр.

Также имеются наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:
Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года)
Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)
Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
Альбом Блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада»(5-8 лет),
Альбом Блоки Дьенеша «Праздник в стране блоков» (5-8 лет)
Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 — 7 лет)

Вывод:
Логические игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных, аналитических способностей детей. Ребенок, разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.
Логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.
Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализ, сравнение, классификация, обобщение; логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов: восприятие, память, внимание и воображение.

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.
Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки — однородных предметов. С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *