Логопедические сказки

Обучающие/ дидактические сказки — сказки, задачей которых является знакомство с необходимыми знаниями о мире. В этой статье пример сказки о значимости мытья посуды. Сказка может быть использована в работе с детьми с 3х лет.

«Царство кухонной посуды»

Сегодня хочу познакомить тебя с удивительным царством, жители которого живут в каждой квартире нашего мира. Это царство кухонной посуды! Оно призвано помогать хозяйке дома с приготовлением вкусной еды.

Царство кухонной посуды имеет множество жителей. У каждого из этих жителей свои обязанности, которые они строго выполняют.

Главным в царстве кухонной посуды является Дядюшка Чайник. Он своим звонким свистком собирает всю семью за обеденным столом. У Дядюшки Чайника есть много сестер и братьев: кастрюль, сковородок, жаровен и противней. Все они помогают хозяйке готовить вкусную еду.

Соседи Дядюшки Чайника семья Чайного Сервиза является очень дружелюбной и компанейской. Чашечки, ложечки и тарелочки всегда очень радуются, когда люди садятся за круглый стол , весело общаются и смеются.

Но после того, как обед заканчивается, кухонная посуда становится грязной. У хороших хозяек в царстве кухонной посуды быстро наводится порядок, и все жители кухни вновь становятся чистыми и счастливыми. Вся посуда благодарит хозяйку и радуется своей чистоте.

Однако так бывает не во всех домах. Есть хозяйки, которые забывают вовремя помыть посуду. Тогда царство кухонной посуды погружается в печаль и грусть. Тарелочки, ложечки, кружки плачут, т.к. не могут вернуться в свои любимые домики ( в шкафчики, на полочки) к своим семьям.

Посуда любит хороших и заботливых хозяек, для них жители Царства кухонной посуды стараются приготовить особенно вкусный обед. Посуда любит и благодарит хороших хозяек за чистоту и порядок!

Жил на кухне мистер Чайник,
Очень важный господин,
Был над всеми он начальник,
Хоть и был простолюдин!
В яркой расписной рубахе
Пар пускал он, как вулкан,
И держал посуду в страхе,
Трясся даже таракан!
У него была супруга,
Госпожа Сковорода,
В жизни верная подруга
И в хозяйстве хоть куда,
Жарила ему котлеты,
Курицу и колбасу.
Он ей приносил конфеты,
Чаем булькая в носу.
Жили дружно, не тужили,
Не ругались никогда,
И детей в любви растили.
Но была одна беда.
Сковородки мать, Кастрюля,
Не давала им житья!
Вот ворчливая бабуля
Эта старая бадья!
Целый день кипит кастрюля!
От нее устал весь дом!
С января и до июля
Так и брызжет кипятком!
«То бульон пересолили,
То забыли поперчить,
То лапшу переварили!»
Как с такой ворчуньей жить?!
Не решался даже чайник
С этой тещей в спор вступить.
Он, конечно же, начальник,
Но и зятем надо быть.
Но однажды из кладовки
К ним пришел большой Казан.
И вокруг кастрюли ловко
Стал он прыгать, как Тарзан.
Тут кастрюля засмущалась,
Суп сварила, не спеша.
А ему вдруг показалось,
Как кастрюля хороша!
Что за крышка! Что за ручки!
Ах Кастрюля — просто блеск!
А какие варит штучки,
За ушами только треск!
Пред Кастрюлей снявши крышку
На колено он припал,
И зажав букет под мышкой,
В жены он ее позвал.
Захихикали стаканы,
Блюдца вдруг пустились в пляс.
От такого их канкана
Рассмеялся даже газ.
И на кухне в одночасье
Воцарилась радость вновь.
Просто каждому для счастья
Нужно подарить любовь!
12 октября 2017

Логосказки в коррекционной работе логопеда Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание материала: Предлагаю сообщение из опыта работы учителя-логопеда по использованию инновационной технологии — логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Материал будет полезен воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:
— систематичность и последовательность,
— учет возрастных особенностей,
— учет индивидуальных особенностей,
— учет структуры дефекта,
— поэтапность коррекции речи.
Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
— развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):
— Артикуляционные.
— Фонетические.
— Сказки по обучению грамоте.
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):
— Пальчиковые.
3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
— Лексико-грамматические.
4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
— Сказки, способствующие формированию связной речи.
Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
— Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

— Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

— Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.


— Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.

— Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку.
-Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.

-Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.

Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
— стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
— совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
— повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.
Сказка о маленьком котенке
Однажды маленький котенок вышел во двор (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»). На заборе сидел петух и громко кукарекал (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны). По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде). Рядом важно шагал гусь (Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»). На полянке гулял козленок (Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но котенок не испугался. Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап (Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). Котенок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).
Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.
В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.
Сказка о котенке (для шипящих звуков)
У девочки Маши жил пушистый котенок (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Каждое утро Маша месила тесто (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны) и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной). Котенок очень любил блины со сметаной (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Ладони сложить «ковшиком»). А Маша смазывала каждый блинчик вареньем (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз). В красивые глубокие чашки Маша налила чай (Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. Сложить ладони «чашечкой»). Чай был горячий, поэтому котенок на него дул и остужал (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх). После завтрака котенок выходил гулять на улицу.
Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).
Сказки по обучению грамоте
Логосказки:
— знакомят детей с гласными и согласными звуками,
— формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
— развивают слуховое внимание;
— развивают фонематический слух;
— знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
— формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).
Конспект занятия-логосказки по обучению грамоте «Звуки , . Буква В» /blogs/svetlana-mihailovna-radulova/konspekt-zanjatija-po-obucheniyu-gramote-v-starshei-logopedicheskoi-grupe.html
Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.
Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания — составление творческих рассказов.
5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.
Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.
Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности Советы учителя-логопеда для родителей Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР

В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.
Адресуется родителям дошкольников, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.

  • Предисловие
  • Шустрик у бабушки
  • Про посуду
  • Баба-яга
  • Почему птицы не все на юг улетают, или отчего ворона вороной зовётся
  • Спор животных
  • Как найти дорожку
  • Чудесный ручеёк
  • Красавица
  • Длинный и короткий
  • Осел
  • Одуванчики
  • Цветы
  • Ландыши
  • Проказы старухи-зимы
  • Как назвать зайца

Предисловие

Настоящая книга составлена логопедами ДОУ 126 комбинированного вида Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.
Адресуется родителям дошкольников, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений.
В книге написаны и подобраны сказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным. Логопеды и воспитатели дошкольных учреждений могут использовать материал книги для проведения коррекционных занятий.

Шустрик у бабушки

Домашние животные

Маленькому Шустрику пять лет. Однажды мама сказала Шустрику: «Завтра мы поедем к бабушке».
Всю ночь не спал Шустрик, думал, кто же есть у бабушки.
Приехали рано утром. Подошли к бабушкиному дому, видят — ворота открыты. А из ворот выходит «копна, спереди — вилы, сзади — метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»
Догадался Шустрик, кричит: «Мама, это корова!»
Вошел Шустрик во двор, а во дворе «с бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Да, козел с козлятами. Испугался Шустрик грозного козла, спрятался за маму. А козел заблеял:»БЭ-Э-Э, не бойся меня».
Видит Шустрик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает.
«Рыльце лепешкой, с копытцами рожки, толстое брюшко, хвост, как стружка», а рядышком примостились «замарашки в щетинистой рубашке, хвост крендельками, нос пятачком «.
«Это свинья с поросятами», — объясняет Шустрику мама.
Походил Шустрик по сараю и видит жердочка, а на жердочке «хвост с узорами, сапоги со шпорами» и кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будильник, но бужу. Я не артист, а голосист, ночью распеваю, время считаю, цыплят собираю». «Мама, мама, вот петушок, золотой гребешок», — обрадовался Шустрик и не заметил, как кто-то щиплет за пятки и гогочет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты красные сапожки» и с ним » без команды в строй встают, отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, кто так любит дисциплину?»
«Ой, мне страшно»! — закричал Шустрик.
«Не бойся, — сказала мама. Это гусь с гусыней и гусятами».
«Пойдем отсюда!» — воскликнул Шустрик.
А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?» Это кот Васька мурлычет, приговаривает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.»Только Шустрик хотел подбежать к бабушке, а на крыльце «заворчал живой замок, лег у двери поперек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу».
«Шарик, Шарик», — позвал Шустрик.
А бабушка Шарику говорит: «Познакомься с Шустриком, подружись с ним».
Очень понравилось Шустрику у бабушки.

Э. Сизова.

Про посуду

Словообразование

Рассуждала как-то сахарница:
— Вот я — для сахара создана. Потому так и зовусь — САХАРНИЦА. СОЛОНКА — для соли, САЛАТНИЦА — для салата, ХЛЕБНИЦА — для хлеба, СУПНИЦА — конечно, для супов, а СОУСНИК — для соусов разных.
— Да, да — подхватила МАСЛЁНКА — я нужна для масла, а моя подружка СЕЛЁДОЧНИЦА — для селёдки. Но скажите мне, как объяснить слова ПОСУДА и ПОВАРЕШКА? Слова такие есть, а вот еды такой я что-то не знаю!
— Вы хоть меня ЧАЙНИКОМ и зовёте, — отозвался ЧАЙНИК — я не только про чай всё знаю и чайком вас всех пою. Слово ПОСУДА как бы просит: «ПОложи СюУДА! ПО-СУДА!» А с ПОВАРЁШКОЙ ещё проще. Она главная помощница повара: вместе с поваром любое блюдо попробовать может и повара уговаривает: ПОВАР, ЕШЬ-КА!

Т. Шуйская

Баба-яга

Антонимы

Жили-были дед да баба, была у них дочка. Овдовел дед и женился на другой жене. Была у дочки ДОБРАЯ матушка, а стала ЗЛАЯ мачеха. Раз отец уехал куда-то, а мачеха и говорит девочке:
— Поди к своей тётке, моей сестре, попроси у неё иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.
А тётка эта была баба-яга, костяная нога.
Девочка не была ГЛУПА, а была УМНА, зашла прежде к своей родной тётке. Родная тётка БЛИЗКО жила, а баба-яга — ДАЛЕКО. Родная тётка и научила её, как поступать да беды избежать.
Пошла девочка. ДЛИННОЙ ли дорогой шла, КОРОТКОЙ ли — пришла к хатке, а в ней баба-яга сидит и ткёт.
— Здравствуй, тётушка!
— Здравствуй, родимая!
— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, садись пока ткать.
Села девочка ткать: баба-яга ТОЛСТУЮ ткань ткала, а девочка ТОНКУЮ ткёт.
А баба-яга наказывает работнице:
— Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да мой хорошенько: я ею хочу позавтракать.
А девочка слышит всё! Отошла баба-яга от двери, а девочка взяла и убежала. У ворот кот сидит — девочку сторожит. Дала девочка коту ветчинки — он и выпустил её. Хватилась баба-яга — нет девочки! Стала она кота ругать, а кот ей отвечает:
— Я тебе сколько служу, ты мне косточки ПЛОХОЙ не дала, а девочка ветчинкой ХОРОШЕЙ покормила.
Стала баба-яга других своих работников ругать и колотить. Собаки ей говорят:
— Мы тебе сколько служим, а ты нам толь ко ТВЁРДЫЕ корки бросала, а девочка МЯГКОГО хлеба дала.
Ворота говорят:
— Мы тебе сколько служим, а ты нам маслица жалела, МАЛО давала, а девочка нам МНОГО маслица под пяточки налила. Берёзка говорит:
— Я тебе сколько служу, а ты ГОРЯЧЕЙ водой меня окатывала, девочка же ХОЛОДНОЙ ключевою полила.
Работница говорит:
— Я тебе сколько служу, ты мне МАЛЕНЬКОЙ тряпочки не дала, а девочка БОЛЬШОЙ платок подарила.
Села баба-яга в ступу, бросилась в погоню.
Приклонила девочка ухо к земле и слышит, что близко баба яга, взяла и бросила полотенце: полотенце было УЗКОЕ — река разлилась ШИРОКАЯ.
Баба-яга от злости заскрипела, воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке. Быки реку всю выпили, а баба-яга вновь в погоню пустилась.
Девочка ухо к земле приклонила и слышит, что близко баба-яга, вынула гребешок и позади себя бросила. Гребешок был РЕДКИЙ — лес раскинулся ГУСТОЙ: кусты НИЗКИЕ да деревья ВЫСОКИЕ. Стала баба-яга лес грызть, да зубы обломала, ни с чем домой воротилась.
Прибежала девочка домой, всё как есть, отцу рассказала. Рассердился он на жену, прогнал её со двора прочь, а сам с дочкою стал жить поживать да добра наживать.

По мотивам сказки А. Афанасьева.

Почему птицы не все на юг улетают, или отчего ворона вороной зовётся

Когда-то, давным-давно, все птицы дружной большой семьёй жили. Вместе с весной в наших краях появлялись, резвились и щебетали, к лету — птенцов выводили, а осенью, с приближением холодов, собирались в одну большую стаю) и на юг, в тёплые края, летели.
Только одна большая серая птица всегда и всем была недовольна: и то ей не так, и это не эдак. Раскричится — раскаркается, шум поднимет, а сама в это время напроказит. Завелась как-то серая разбойница осенью:
— Не полечу никуда! Нам ли, птицам, зимы какой-то бояться?! Одеты мы хоть куда: оперение богатое и тёплое, а под ним ещё мягкий пух — не замерзнем! А что до еды — прокормимся: вон у домов сколько всего люди добрые оставляют, да на кустах и деревьях ягод полно! Зачем лететь куда-то, мучить себя перелётами?!
И ведь как получилось: некоторые птицы стали Серую слушать, собрались вокруг неё, как в театре, клювы раскрыли от удивления, ничего вокруг себя не замечают. А тем временем и последняя стая в тёплые края улетела, зима наступила. Делать нечего, надо приспосабливаться, к первой зимовке готовиться. Одна Серая ворчит:
— Глупые птицы, это вы во всем виноваты, из-за вас я проворонила время для перелет! Эх, проворонила, а не проворонила бы — на солнышке бы сейчас грелась!
Рассердились птицы:
— Ишь ты, умная какая! Нас с толку сбила, нас же во всем и обвиняешь! «Проворонила, проворонила»… ВОРОНА! Не будем с тобой больше водиться!
Так и повелось с тех давних пор: ВОРОНА имя своё получила, а птицы, что тогда её слушали, хоть и остаются, как ворона, зимовать, дружбы с нею не водят.
А кто же вороне имя дал? Кто зимовать остался? Вспоминай скорей, а сможешь — нарисуй.

Т. Шуйская

Спор животных

Польза домашних животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
— «Конечно, меня — говорит лошадь. — Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы он без меня совсем».
— «Нет, хозяин любит больше меня, — го ворит корова. — Я всю его семью молоком кормлю».
— «Нет, меня, — ворчит собака, — я его дом стерегу».
Послушал хозяин этот спор и говорит:
— «Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».

К. Д. Ушинский.

Как найти дорожку

Деревья в лесу

Ребята пошли в гости к деду-леснику и заблудились. Смотрят — над ними Белка прыгает.
С дерева на дерево. Ребята — к ней.
— Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ЕЛКИ вон на ту, с той — на кривую БЕРЕЗКУ. С кривой БЕРЕЗКИ виден большой ДУБ. С верхушки ДУБА видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгай те!
— Спасибо, Белка, — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать.
Нарисуй, как прыгала БЕЛКА к дедушке в сторожку.

В. Берестов.

Чудесный ручеёк

Словообразование

Из лесных ключей взял свое начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у берёзки — вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке — закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор — и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох — и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику — заволновались там волнушки:
— Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!
Да где уж ему — не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и… растворился в водах лесной речушки.
Т. Шуйская
КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК
Домашние животные. Звукоподражания
Управление Винительным и Дательным падежами
Щипал ТЕЛЕНОК травку возле забора. Подошел к нему ПЕТУШОК и принялся рядышком зернышки в траве искать. Вдруг он видит капустный листок.
— КО! — удивился ПЕТУШОК и клюнул его.
Не понравился ему капустный листок. Решил он ТЕЛЕНКУ предложить попробовать и говорит ему:
— КО!
А ТЕЛЕНОК не понял, в чем дело, и спрашивает: — МУ-У?
— КО, — говорит ПЕТУШОК и снова показывает клювом на капустный листок.
— МУ-У? — не понимает ТЕЛЕНОК. Так и стоят они возле капустного листка
разговаривают:
— КО! МУ-У! КО-МУ? Услышала это КОЗА и как заблеет:
— МНЕ-Е-Е! МНЕ-Е-Е!

Л. Яхтш

Красавица

Животные Африки

Это бегемот. Только не он, а она — бегемотиха. Зовут ее Красавица. Ее привезли из Африки.
Бегемоты там живут в реке. Едят траву по берегам, ныряют в теплой воде.
Пасть у бегемота огромная. Откроет — как чемодан. В пасти зубы как колья торчат. Другому зверю эти зубы как рога могли бы подойти. Весом бегемотиха — сто пудов. Экая махина! А командует в зоологическом саду худенький старичок.
Плохо бегемоту зимой, он жару любит, теплую воду. Старичок греет ему воду для бассейна.
Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.
Бегемот, если бы захотел, прошел бы через загородку — а не смеет: старичок не велит. Смотрит бегемот с тоской на воду, положит голову на загородку, — и трещат доски. А старик как крикнет:
— В угол, пошла в угол!
И попятится стопудовая бегемотиха, только обиженным глазом на хозяина смотрит.

Б. Житков.

Длинный и короткий

Антонимы

ЖИЛИ два друга. Одного звали ДЛИННЫЙ, а другого КОРОТКИЙ.
У ДЛИННОГО были ДЛИННЫЕ ноги, ДЛИННЫЕ руки. Он носил ДЛИННЫЕ штаны, ДЛИННУЮ рубашку. В руках у ДЛИННОГО была ДЛИННАЯ палка.
А у КОРОТКОГО были КОРОТКИЕ ноги, КОРОТКИЕ руки. Он носил КОРОТКИЕ штаны и КОРОТКУЮ рубашку. В руках у КОРОТ-КОГО была КОРОТЕНЬКАЯ палочка.
ДЛИННЫЙ и КО- РОТКИЙ были совсем разные, но они очень любили друг друга и никогда не ссорились. Нарисуй ДЛИННОГО и КОРОТКОГО.

Осел

Звукоподражание

Привязали ОСЛА в репейнике. Репей для ОСЛА — самая вкусная еда. Он около себя весь репей объел, а до самого вкусного не дотянется — веревка коротка. Как заорет ОСЕЛ: — И-А! И-А! И-А!
Голос противный, громкий. За пять километров слышно. Иди скорей, хозяин, перевяжи ОСЛА на другое место. На необъеденное.

Е. Чарушин.

Одуванчики

Сравнение

Одуванчик похож не солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым венком т голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.
Нарисуй одуванчик. С чем сравнивается одуванчик?

По Соколову-Микитову.

Цветы

Согласование прилагательного с существительным

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек.
А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.

По И. Соколову-Микитову.

Ландыши

Цветы

В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство.

По Ю. Дмитриеву.

Проказы старухи-зимы

Однокоренные слова

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, разметала листья.
Птицам некуда деваться, и полетели за горы. За моря, где нет злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима.
Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Забились звери в зимовье.
Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озера. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно.
Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопили печи. Заготовляют дрова. Везут их на обозах и похвали- I вают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают на дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрет — и разгорится лицо.
Заплакала зима. Закапали зимние слезы. Значит, близко конец зимы.

По К. Ушинскому.

Как назвать зайца

Животные и их детеныши

Родился ЗАЙЧОНОК. Задумалась мать: как его назвать. Захотела назвать ТИГРОМ.
Узнали КОТЯТА, как зовут ЗАЙКУ, и не захотели играть. Узнали КОЗЛЯТА, как зовут Зайку и не захотели играть. Заплакал ЗАИНЬКА. Сказал матери что КОЗЛЯТА сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его ВОЛКОМ. Пошел ЗАИНЬКА гулять, увидел ТЕЛЯТ. Захотел с ними играть.
— «А как тебя зовут?» — задают ему вопрос.
— «Меня зовут ВОЛКОМ», — говорит ЗАИНЬКА.
ТЕЛЯТА стали бодать ЗАИНЬКУ.
— «Попался, злой ВОЛК!» — закричали ТЕЛЯТА.
Пришел ЗАИНЬКА домой, подбитые бока облизывает. Избили его ТЕЛЯТА. Задумалась мать и назвала ЗАИНЬКУ ЗАЙЦЕМ.
Пошел ЗАИНЬКА играть. Звери узнали, что его зовут ЗАЙЦЕМ, и приняли в игру. И ЗАИНЬКЕ, и зверям это имя очень понравилось. Так его за ним и закрепили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *