Ложесна, что это такое?

В сей паримии излагается заповедь Божия об освящении первородных, с присовокуплением из книг Левит и Числ заповедей Божиих об очищении родильницы и замене первородных левитами. 51 В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их.Исх. 12:51, 2 освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, Мои они.Исх. 13:2. Глагола Господь к Моисею в день он, в оньже изведе сыны Исраилевы от земли Египетския, глаголяй: освяти Мне всякого первенца перворожденного, разверзающего всякая ложесна в сынех Исраилевых. В то время, когда Евреи по заповеди Божией, вкушали пасхальную жертву, Ангел-губитель прошел землю Египетскую и поразил смертию всех первородных Египетских мужеского пола, от первенца фараонова до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных от скота, пощадив первородных в домах Еврейских, отмеченных кровию пасхального агнца, намазанною на дверях. По всему Египту разносились вопли скорби и ужаса. Фараон и Египтяне, дотоле упорствовавшие в желании не отпускать Евреев, так поражены были этою казнью, что стали понуждать Евреев немедленно выходить из Египта и с охотою дарили им драгоценные вещи, желая поскорее выпроводить их. Израильтяне, уже заблаговременно приготовленные к этому, немедленно, в числе шестисот тысяч человек, кроме жен и детей, собрались в главном городе земли Гесемкой Рамессе, и отсюда в военном порядке двинулись по направлению к Чермному морю. На сем пути первым станом их был «Сокхоф», город, или местечко, «Кущей», так называемое от дорожных палаток, в которых Евреи расположились здесь. Это происходило в 15 день первого вновь установленного церковного месяца «авив» (5 Так отправились сыны Израилевы из Раамсеса и расположились станом в Сокхофе.Чис. 33:5). В тот же день, когда Евреи еще стояли в Сокхофе, Господь для того, чтобы увековечить в памяти народа избавление его первенцев от Ангела-губителя, имевшее последствием окончание Египетского рабства, поспешил обнародовать закон об освящении первородных. Он сказал Моисею: «Освяти Мне всякого первенца перворожденного, разверзающего всякая ложесна в сынех Исраилевых». Освяти Мне, т.е. объяви сынам Израилевым, чтобы они посвящали Мне, отделяли для Меня на священное, в честь Мою, употребление. Господь повелевает освятить первенцев в сынех Исраилевых, т.е. принадлежащих Израильскому народу, от человека до скота (как сказано в Библии), разверзающих ложесна, следственно, первенцев не отца, который мог иметь старшего по рождению сына от вдовы или одной из двух жен, но матери, впервые разрешающейся от бремени, и притом первенцев одного мужеского пола (12 отделяй Господу все разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, Господу,Исх. 13:12). Первенцы отца, начатки силы отца (3 Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества;Быт. 49:3), хотя бы родились от нелюбимой отцем матери, имели преимущество пред братьями в наследстве и в чести им принадлежала сугубая часть наследства и власть над братьями по смерти отца (28 И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет.29 И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте,Быт. 47:28-29; 15 Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, -16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой;17 но первенцем должен признать сына нелюбимой дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства.Втор. 21:15-17), но в посвящении Богу имели преимущество первенцы матери, если в тоже время они не были первенцами отца, так что, если у кого были две жены, первенцы от обеих должны быть посвящены Богу. В чем именно состояло священное назначение первородных, увидим после.

О значимости Слова Бога

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1)

Библия – это Слово Бога, записанное для человека и рассказывающее «кто такой Бог», «что Он сделал для человека», и «что должен делать человек». Эту книгу должен прочесть каждый человек, чтобы понимать – «кто он?», «откуда?», «как он должен жить и что соблюдать?», «в чем его спасение?» и «что будет в будущем с ним и всем человечеством».

В самой Библии написано, чем является она и какова ее значимость.

Слово Божье звучит в Книге через цитаты, притчи, высказывания, описание жизни людей и Иисуса Христа.

Необходимо осторожно обращаться со Словом Бога, так как существует запрет и наказание за искажение Слова Божьего: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и, если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18-19).

Это написано в Откровении Иоанном Богословом, но касается всех книг Библии. Причем преувеличение или преуменьшение значимости догматов, записанных в Библии приводит к возникновению ересей и расколу церквей.

Цитаты о важности Божьего Слова:

1. «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин.15:3)

2. «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин.17:17)

3. «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32)

4. «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;» (1Пет 2:2)

5. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:15)

6. «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13)

7. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3:16-17)

8. «Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие» (Рим. 3:2)

9. «…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.» (Еф. 6:17)

10. «…проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2)

11. «Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63)

12. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мк. 13:31)

13. «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Притч. 30:3)

14. «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» (Исх. 34:27)

15. «… так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.» (Ис. 55:10-11)

16. «…на слово Твоё уповаю.» (Пс.128:113)

17. «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём ; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:6)

18. «На веки, Господи, слово Твоё утверждено на небесах» (Пс. 118:89)

19. «Но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:25)

20. «Слово Твоё светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 119:105)

21. «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:8)

22. «Всякое слово Бога чисто, Он – щит уповающим на Него» (Прит. 30:5)

23. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12)

24. «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28)

Подготовила Елена Петибская

Последнее: 25.07 (Израиль). Спасибо!

Царь приказал генерал-майору Михаилу Афанасьевичу Матюшкину: «Идтить к Баке как наискорее и тщиться оный город, с помощию божиею конечно, достать, понеже ключ всему нашему делу оный, а когда бог даст, то оный подкрепить сколько мочно и дожидаться новых гекботов с провиантом и артиллериею, которой быть в городе и с людьми.

А ежели божеским соизволением оный любезный наш внук, благоверный великий … рожденных принцев, всегда первого, и при оных быть регентом до возраста их … иногда о ненадежном наследстве, тогда должен он, регент, заблаговременно с кабинет-министрами, и Сенатом, и генералами-фельдмаршалами … ; и по такому согласному определению имеет оный Российской империи сукцессор в такой силе …

А ежели божеским соизволением оный любезный наш внук, благоверный великий … рожденных принцев, всегда первого, и при оных быть регентом до возраста их … иногда о ненадежном наследстве, тогда должен он, регент, заблаговременно с кабинет-министрами, и Сенатом, и генералами-фельдмаршалами … ; и по такому согласному определению имеет оный Российской империи сукцессор в такой силе …

Маленький ее ротик, цветущий тонкими пурпуровыми устами, озаренный улыбкою, какой вы еще ввек не видали — какую я только видел однажды в моем воображении,— будет нарочно создан для поцелуя и изящной прозы; он прекрасно будет говорить по-русски и перескажет мне со вкусом те чувства, которые сердце се с восторгом будет выработывать для моего благополучия; перескажет языком светлым, благозвучным, как майская песня соловья; ротик чистый, свежий, сахарный, которого никогда не оскверняли ни измена, ни подъяческие местоимения; из которого не услышу я ни сей чепчик, ни оный поручик;который скорее согласится говорить по-татарски, чем произнести отвратительные для него слова сей и оный — потому что, извольте знать, моя жена будет превосходно воспитана и взята из хорошего общества.

Усталость наша, всходя на оный, была хорошо вознаграждена…» (Усталость всходила на оный и была хорошо вознаграждена!)… «И вспомни, что тот, который так занимался мною, был благородный Эрнест, получивший от бога достойнейшую душу, чтобы проистекать от него!» (Просто бессмыслица)… «Я думаю, что он истинно несчастлив… но не будет им долгое время…» (Верно, г.

где у кабыздоха хвост начинается, а кабыздох оный страшно залился вдруг лаем и очертеня диавольски голову свою кабыздошью с лаем, из лёжки зайца подняв, за косоглазым по пущеневольнической своей врождённой необходимости побежал, оный же русошерстый таковыми цик-цаками пса петрова замотать решил, что сразу видать, что тутошний, а не городской ни разу, и среди хуторских никто так между деревьями не просигает, да и не живут, знамо, зайцы на хуторах, а которые кролики, так те в клетах, а карликовые — на поводочке, зулотом золочёном.

… , на двойном престоле, покуда пустующем, он высится на постаменте, обтянутом пестротканым … , и защищен от солнца роскошным балдахином, он тоже явно ждет появления властителей … , ибо они сразу же придадут ему смысл … , чтобы те, кто воссядут на оный, могли в апогее и полноте славы и блаженства … , числом до двух десятков : все они тщательно отобраны управителем, исполненные подобающего … , в соответствии с нормами строжайшей воинской дисциплины, они услаждают взоры присутствующих собратьев видом … тебя и смиренно покорствующую толпу, словно они, в свой черед, хотели бы запечатлеть … ром из горлышка бутылки, сейчас он щелкнет бичом, хлестнув им негритянскую … на престол средь набожной тишины : он — в белом с ног до головы, двубортный … , золотая цепь, в зубах гаванская сигара : она — точь-в-точь как на потускневшем портрете … мантия, подбитая горностаем, и державный скипетр, она сжимает его в пальцах с агрессивным видом … этот скипетр у нее из рук и она хочет явить миру свою воинственную … ее отечества : торжественно и ритуально шествует она рядом с осанистым владельцем поместья : и словно …

Его Величеству весьма оное понравилось, и послал к ним одного комиссара с денежною казной, и как оный комисар приехал на Буг-реку и нашел в камышу оных козар и атамана Семена, то оному атаману объявил, что Его Величество соизволил прислать к ним денежную казну, и приказал объявить: чтобы они со своими людьми поимку чинили над оным неприятелем, около Дуная и прочих тут мест.

Видев же гость непреклонную его просьбу и просил его, чтоб он во Францию сходил с товарами и когда возвратится, то обещал его в дом отпустить, — по которому прошению он, Василий, не ослушался оного гостя, взяв корабли и убрався с товары, и отыде во Францию, и во Франции был два года, и спродав товар, возвратился в Галандию, и учинил оному гостю великий прибыток в хождении своем, что оный гость никогда такого прибытка не видал и сердечно его возлюбил.

Видев же гость непреклонную его просьбу и просил его, чтоб он во Францию сходил с товарами и когда возвратится, то обещал его в дом отпустить, — по которому прошению он, Василий, не ослушался оного гостя, взяв корабли и убрався с товары, и отыде во Францию, и во Франции был два года, и спродав товар, возвратился в Галандию, и учинил оному гостю великий прибыток в хождении своем, что оный гость никогда такого прибытка не видал и сердечно его возлюбил.

I. ДЕЙСТВИЕ, ЗАНЯТИЕ, СОСТОЯНИЕ:

Алчба (Притч. 21:25) — голод.

Бдение (Исх. 12:42; 2Кор. 6:5) — воздержание от сна.

Бийца (1Тим. 3:3) — драчун.

Благостыня (Иер. 31:12) — изобилие, благосостояние.

Благоутробие (Ис. 63:15) — милосердие, сострадание.

Бранный (Зах. 9:10) — боевой.

Велелепный (2Петр. 1:17) — величественный.

Велеречивый (Иов. 12:20) — многословный.

Вержение (Лк. 22:41) — бросок.

Восклониться (Лк. 21:28) — выпрямиться.

Выспренний (Ис. 24:21) — высочайший, высокопарный.

Глаголать (Иез. 2:1; Евр. 12:25) — говорить.

Глад (Мф. 24:7) — голод.

Грядый (Ин. 11:27; Лк. 13:35) — приходящий, идущий.

Грясти/грядет (Ис. 19:1; Откр. 1:7) — приходить.

Заспать (3Цар. 3:19) — задавить во сне (младенца).

Заушать (Мф. 26:67) — бить по лицу.

Злострадание (Иер. 24:9; Иак. 5:10) — злоключение, страдание.

Кощунник (Притч. 24:9) — насмехающийся над священными предметами, отзывающийся пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь, сквернослов, суеслов.

Крестить (Ин. 1:25) — в греческом подлиннике употреблено слово, означающее «окунать, погружать в воду».

Лжесловесник (1Тим. 4:2) — лжец.

Любопрение (Флп. 1:15) — тщеславие, соперничество.

Любостяжание (2Петр. 2:14) — жадность, страсть к деньгам и богатству.

Наветник (2Цар. 19:22) — клеветник, доносчик.

Наперсник (Иов. 19:19) — любимец, доверенный человек (дословно — возлежащий на груди).

Наушник (Притч. 16:28) — доносчик, сплетник.

Несловесный (Исх. 6:30) — косноязычный.

Обесчадить (Плач. 1:20) — лишить детей.

Отверзать(-ся) (Ис. 35:5; Ин. 9:14) — открывать(-ся).

Отревать (Пс. 87:15) — отвергать.

Переметчик (Иер. 52:15) — перебежчик, сдавшийся в плен неприятелю.

Пещись (1Тим. 3:5) — печься, заботиться.

Подщиться (2Петр. 3:14) — постараться.

Предстательствовать (Иер. 40:10) — заступаться.

Прейти (Дан. 7:14; 2Петр. 3:10) — буквально «пройти мимо», в переносном смысле — подойти к концу, прекратить существование.

Прещение (Ис. 50:2; 51:20) — возбранение, запрет, устрашение; отвращение, омерзение; претит — противно.

Призреть (Лев. 26:9; Ис. 66:2) — приютить, обеспечить пропитанием, благословить.

Приять (Откр. 4:11) — принять.

Презирать (Иов. 28:24) — видеть.

Проницать (1Кор. 2:10) — исследовать, постигать.

Прорекать (Мф. 26:68) — говорить, произносить, сказать.

Разверзать (Суд. 15:19; Мк. 1:10) — раскрывать.

Разрешить (Дан. 5:16; Мф. 18:18; 2Петр. 1:20) — развязать (отменить).

Совлечься (2Кор. 5:4) — раздеться, снять (одежду).

Соревновать (Притч. 3:31) — завидовать.

Споспешествовать (Пс. 89:17; 2Кор. 1:24) — помогать.

Сюрмить (Иез. 23:40) — краситься составом черного цвета.

II. ЗВАНИЕ, ПОЛОЖЕНИЕ, ЗАНЯТИЕ:

Вещун (Зах. 10:2) — предсказатель.

Домовладыка (Мф. 13:27) — хозяин дома.

Домоправитель (Лк. 8:3) — управляющий домом.

Домостроитель (Тит. 1:7) — управляющий домом, руководитель в церкви.

Достославный (Неем. 9:5) — достойный поклонения, славы.

Каменосек (3Цар. 5:15) — каменотес.

Кормчий (Иез. 27:8; Деян. 27:11) — рулевой на корабле.

Медник (2Пар. 24:12; 2Тим. 4:14) — ремесленник, специалист по меди.

Нефинеи (1Пар. 9:2) — храмовые работники, прислуживавшие левитам (из гаваонитян и других пленников).

Общники (Пс. 118:63; Рим. 11:17) — те, кто имеет между собой что-либо общее, состоящие в общении.

Оратай (Пс. 128:3) — пахарь.

Правый (Иов. 25:4) — праведный.

Присносущий (Дан. 4:31) — вечно живой.

Приточники (Чис. 21:27) — сказители.

Ратоборец (Иов. 16:14) — воин.

Самохвал (Рим. 1:30) — хвастун, хвалящийся самим собою.

Совопросник (1Кор. 1:20) — спорщик.

Споборник (Иез. 12:14) — помощник.

Степень (Ис. 22:19) — положение, разряд, звание.

Суеслов (Деян. 17:18) — человек, произносящий вздорные, пустые, безнравственные речи.

Фелефеи (3Цар. 1:38) — из гвардии Давида: царские оруженосцы и телохранители.

Хищник (1Кор. 6:10) — похититель, вор.

Человекохищник (1Тим. 1:9) — похититель людей, работорговец.

III. МАТЕРИАЛЫ:

Волна (Дан. 7:9; Откр. 1:14) — белая овечья шерсть.

Дресва (Притч. 20:17) — крупный песок, щебенка.

Жниво (Исх. 5:12) — солома, оставшаяся после жатвы на корню в поле.

IV. МИНЕРАЛЫ (БЛАГОВОНИЯ):

Ливан (Исх. 30:34) — ладан.

Мирра (Песн. 4:14) — смирна.

Нард (Песн. 4:14; Мк. 14:3) — благовонное масло, изготовлявшееся из одноименного растения.

Стакти (Исх. 30:34) — благовонная смола.

Стиракса (Быт. 37:25) — пахучая смола, употреблявшаяся в медицине и косметике.

Халван (Исх. 30:34) — благовонная смола, добывавшаяся из кустарника.

V. ЧАСТИ ТЕЛА:

Вежды (Иов. 16:16) — веки глаз, ресницы.

Выя (Быт. 27:40; Деян. 15:10) — шея.

Десница (Исх. 15:6; Откр. 1:16) — правая рука.

Длань (Ис. 49:16) — кисть руки, ладонь.

Зеница (Пс. 16:8) — зрачок.

Ланиты (Песн. 1:9; Ин. 19:3) — щеки.

Лоно (Чис. 5:21) — живот.

Лядвеи (Иов. 15:27) — бока, бедра, поясница.

Перси (Откр. 15:6) — грудь.

Перст (Лев. 4:6; Мф. 23:4) — палец.

Рамена (2Пар. 35:3; Ис. 22:22;

Чис. 7:9) — плечи, уступ от шеи, часть руки до локтя.

Стегно (Быт. 24:2) — бедро.

Чрево ( Иов. 20:20; Лк. 15:16) — живот.

Чресла (Исх. 12:11; Мф. 3:4) — бедра, низ живота.

VI. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ:

Волчцы (Быт. 3:18; Евр. 6:8) — колючее растение.

Гофер (Быт. 6:14) — дерево, из которого был построен Ноев ковчег.

Купина (Исх. 3:1-4; Лк. 20:37) — куст (горящий), в котором Бог явился Моисею.

Мандрагоры (Быт. 30:14; Песн. 7:14) — низкорослое растение, плоды желтые, схожие с лимоном, ароматные и приятные на вкус. Мандрагоры считались яблоками любви, воздействующими на детородность женщин.

Певг (Ис. 60:13) — вид сосны, кедра или кипариса.

Рожки (Лк. 15:16) — стручки рожкового дерева.

Сикомора (Ам. 7:14) — египетская смоковница, разновидность инжира.

Теревинф (Ис. 6:13; Ос. 4:13) — на востоке одно из красивейших деревьев, семейства фисташковых, с очень густой листвой. Живет до тысячи лет. Терпентинный сок дерева идет на изготовление высокого сорта благовонной смолы.

Чернуха (Ис. 28:25) — пряное растение с черными семенами, которые использовались при выпечке хлеба.

VII. ЖИВОТНЫЙ МИР:

Акриды (Мф. 3:4) — одни комментаторы относят акриды к разновидности саранчи, а другие — к корням съедобных растений, которыми питался Иоанн Креститель.

Анака (Лев. 11:30) — род ящерицы.

Аспид (Пс. 90:13) — ядовитая змея.

Василиск (Втор. 8:15) — рогатая змея пустыни, очень ядовитая, ядовиты и ее яйца.

Горлица (Иер. 8:7; Лк. 2:24) — дикий голубь.

Дромадер (Ис. 60:6) — одногорбый верблюд.

Ехидна (Ис. 59:5; Деян. 28:3) — ядовитая змея.

Камелопард (Втор. 14:5) — жираф; в других переводах — горный баран.

Лошак (4Цар. 5:17) — мул.

Нетопырь (Втор. 14:18) — летучая мышь.

Онагр (Иов. 39:5,6) — дикий степной осел.

Орикс (Втор. 14:5) — антилопа.

Скимеи (Пс. 16:12; Ис. 31:4) — молодой лев, львенок.

Скнипы (Пс. 104:31) — мошка.

Солам (Лев. 11:22) — разновидность саранчи.

Тиншемет (Лев. 11:30) — разновидность крота.

Хагаб и харгол (Лев. 11:22) — разновидность саранчи.

Шершень (Исх. 23:28) — крупная оса.

VIII. СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ЧАСТИ УСТРОЙСТВ:

Вертеп (Мф. 21:13) — пещера, оборудованная под жилье.

Гумно (Лк. 3:17) — ток; место, где просеивают зерно.

Давир (3Цар. 6:19-23) — Святая Святых Иерусалимского храма.

Храмина ( Иов. 4:19; 2Петр. 1:13, 14) — дом, жилище; в переносном смысле — человеческое тело.

IX. РАСПОЛОЖЕНИЕ НА МЕСТНОСТИ:

Дольный (Притч. 30:17) — обитающий в долинах.

X. ОРУДИЯ ТРУДА И ВОЙНЫ:

Орало (Ис. 2:4) — плуг.

Папировый (Ис. 18:2) — сделанный из папируса.

Снаряд (Зах. 11:15) — орудие, инструмент, снаряжение (военные и гражданские).

Тесло (3Цар. 6:7) — инструмент, использовавшийся при обработке камня.

XI. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

Арфа (Пс. 136:2) — большой струнный музыкальный инструмент.

Гусли (Быт. 4:21) — 10-струнный (и более) инструмент наподобие арфы.

Кимвал (1Пар. 16:5; 1Кор. 13:1) — медный ударный музыкальный инструмент наподобие тарелок.

Лики (Суд. 11:34) — группа поющих, хоровод.

Орган (Пс. 150:4) — в Синодальном переводе это слово означает разновидность флейты.

Псалтирь (Пс. 32:2) — струнный инструмент наподобие арфы.

Симфония (Дан. 3:5) — музыкальный инструмент, по другим толкованиям — оркестр.

Систра (2Цар. 6:5) — музыкальный инструмент наподобие погремушки.

Тимпан (2Цар. 6:5) — бубен, литавр, барабан.

Цевница (Дан. 3:5) — вавилонский струнный инструмент наподобие лиры или небольшой арфы.

Цитра (2Цар. 6:5) — струнный инструмент наподобие лиры у евреев.

XII. ОТНОСЯЩИЕСЯ КО ВРЕМЕНИ:

Година (Иез. 30:3; Откр. 3:10) — время, час. Древле (Пл. Иер. 5:21) — прежде. Заднее (Флп. 3:13)-— прошлое. Искони (Притч. 8:22) — изначала.

XIII. БОЛЕЗНИ:

Короста (Втор. 28:27) — кожная болезнь: струпья, лишай.

Мор (Иер. 28:8; Мф. 24:7) — чума, эпидемия. Паршивость (Лев. 13:30) — парша, кожное заболевание. Почечуй (Втор. 28:27) — язва на коже.

XIV. ОДЕЖДА, УКРАШЕНИЯ И ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОДЕЯНИЯ:

Воскрилия (Иез. 16:8) — края одежды.

Епанча (Ис. 3:22) — широкий и длинный плащ без рукавов.

Милотъ (3Цар. 19:19; Евр. 11:37) — одежда из овечьих шкур.

Опахало (Ис. 3:19) — веер.

Плат (Ин. 20:7) — платок.

Плащаница (Мф. 27:59) — тонкое льняное полотно.

Синдон (Суд. 14:12) — льняная рубашка.

Увясло (Ис. 3:19; Иов. 29:14) — головная повязка, головной убор, тюрбан.

Фелонь (2Тим. 4:13) — плащ, накидка.

Хранилища (Мф. 23:5) — кожаные коробочки с текстами закона. Иудеи надевали их на лоб и на левую руку во время молитвы.

XV. ПРОЧЕЕ:

Аминь (Мф. 6:13) — истинно так.

Брение (1Цар. 2:8; Ин. 9:6) — жидкая грязь.

Вёдро (Мф. 16:2) — ясная погода.

Вотще (Ис. 49:4) — напрасно.

Всуе (Притч. 30:9) — напрасно.

Втуне (Пс. 24:3) — бесполезно, напрасно.

Глагол ( Иов. 23:12; Лк. 3:2) — слово.

Денница ( Иов. 3:9; Ис. 14:12) — утренняя звезда.

Дщерь (Иер. 8:19; Лк. 23:28) – дочь.

Ересь (Деян. 5:17) — разномыслие, инакомыслие.

Звероядина (Лев. 22:8) — мясо животного, растерзанного хищным зверем.

Знаменование (Евр. 7:2) — значение.

Иго (3Цар. 12:4; Мф. 11:29, 30) — ярмо, деревянный хомут.

Изверг (1Кор. 15:8) — выкидыш.

Изгарь (Иез. 22:18) — шлак, перекаленное железо.

Инде (Ин. 10:1) — в другом месте.

Ипостась (лицо) (Евр. 1:3) — одно из лиц Божества, реальность, сущность.

Исподний (Дан. 3:21) — нижний.

Истаивать (Пс. 87:16) — изнемогать, мучиться.

Кесита (Иов. 42:11) — серебряная монета.

Киса (Втор. 25:13) — сумка.

Ковы (1Цар. 22:8) — заговор, злые умыслы.

Кольми паче (Мф. 6:30) — на сколько больше.

Корван (Мк. 7:11) — вещь, посвященная Богу, приношение.

Кружало (Иер. 18:3) — гончарный круг.

Куща (Лев. 23:42; Мф. 17:4) — шалаш из ветвей.

Лифостротон (Ин. 19:13) — каменный помост, мостовая.

Лихва (Притч. 28:8) — проценты от ссуды.

Лихоимец (Притч. 29:13; 1Кор. 6:10) — ростовщик; жадный человек.

Лобзание (Песн. 1:1; 1Петр. 5:14) — поцелуй.

Ловитва (Быт. 49:27) — охота, добыча.

Ложесна (разверзающий ложесна) (Исх. 13:2; Лк. 2:23) — первенец.

Мзда (Ис. 1:23; Деян. 1:18) — плата.

Наипаче (Рим. 3:2) — прежде всего, больше всего.

Насущный (Мф. 6:11) — необходимый для существования.

Одесную (Втор. 31:26) — по правую руку, справа.

Оный (Евр. 10:25) — вышеозначенный, тот самый.

Пакибытие (Мф. 19:28) — новая жизнь в царствии, по воцарении Сына Божьего.

Паства (Иер. 23:1) — стадо, община, местная церковь.

Паче (Еф. 6:16) — прежде, больше, сверх.

Плева (Иов. 21:18) — мякина.

Подержание (4Цар. 6:5) — временное пользование.

Поелику (Деян. 15:24) — поскольку.

Позорище (1Кор. 4:9) — зрелище.

Поприще (Мф. 5:41) — расстояние, протяженностью около 1,5км.

Праздно (Мф. 20:3-6) — без дела.

Прещение (Ис. 66:15) — гнев, угроза, укор.

Ристалище (1Кор. 9:24) — поле для атлетических игр.

Рукописание (Кол. 2:14) — долговая расписка.

Светильня (Ис. 43:17) — фитиль.

Сень (Пс. 90:1) — тень, укрытие.

Сикера (Втор. 14:26; Притч. 20:1; Лк. 1:15) — спиртные напитки из меда, фруктового сока, зерна (кроме виноградного вина).

Словопрение (1Тим. 6:4) — спор.

Смиренномудрие (1Петр. 5:5) — смирение.

Снедь (Евр. 12:16) — еда.

Снурок (3Цар. 7:15) — шнурок.

Сонм (1Цар. 10:5) — собрание, толпа.

Сретение (1Фес. 4:17) — встреча.

Стезя ( Иов. 30:13; Мф. 3:3) — путь, тропа, дорога.

Стихии (2Петр. 3:10) — первоначальное состояние материального мира нашей планеты.

Ступица (3Цар. 7:33) — центральная часть колеса.

Сулю (1Цар. 9:7; Лк. 22:35) – сумка.

Сходбище (Иез. 33:31) — собрание.

Тать (Зах. 5:4; 2Петр. 3:10) — вор.

Тварь (Мк. 16:15) — творение Божие.

Тенета (Иез. 12:13; Рим. 11:9) — сеть, ловушка на диких животных и птиц.

Течение (2Тим. 4:7) — бег (странствование).

Тьма (Пс. 143:13; Евр. 12:22) — в исчислении: десять тысяч, множество.

Халколиван (Откр. 1:15) — ценный вид бронзы, расплавленная медь.

Целомудрие (1Тим. 2:9; 3:2) — воздержание, умеренность; благоразумие, здравомыслие.

Чадо (Иоил. 2:23; Лк. 2:48) — дитя.

Чадородие (1Тим. 2:15) — деторождение.

Червленый (Исх. 25:4; Евр. 9:19) — ярко-красный, багровый.

Чреда (череда) (1Пар. 25:8) — буквально очередь.

Юродство (1Кор. 1:18) — безумие.

Язык (Дан. 3:7; Откр. 5:9) — помимо обычного значения употребляется в значении «народ», нация.

Яство (Быт. 49:20; Евр. 9:10) — еда.

Приходилось ли вам встречать на страницах книг слово «выя»? Это наверняка заставило вас обратиться к толковому словарю. Это слово архаично, сейчас широко не употребляется.

Что такое выя?

Словари Ожегова, Даля, Ефремовой определяют значение этого слова как «шея». Пример: «выю гнуть» — значит «раболепствовать». В некоторых северных диалектах слово «выя» — это древнеславянское название шеи — существует по сей день.

Как слово использовалось раньше?

В Библии слово «выя» употреблено двенадцать раз, «жестоковыйность» и его производные – около десяти.

Христианский мученик Стефан отвечал своим гонителям, называя их жестоковыйными. Он имел в виду непослушание Богу.

Выражение «ожесточили выю свою» встречается и в Книге Царств, и в Притчах, и в Деяниях апостолов. Смысл слова – «сделались упрямыми, непокорными».

В прямом значении «шея» это слово тоже встречается в Библии. Например, когда провожали апостола Павла, «падая на выю его, целовали».

Ф. Тютчев писал о наблюдении за своей второй женой Эрнестиной во время ее молитвы: «Блестящая поникла выя…»

Г. Державин писал о правосудии: «Неправых выя да согнется».

Иронический подтекст

Можно встретить это слово в ироническом контексте. Выя – это смешное название шеи в стихах П. Хижняка: «Всегда я выю мою холодною водою».

О. Радченко советует: «Не надо выю гнуть без нужды».

А Лоханкин, покинутый муж Варвары из «Золотого теленка», пожалуй, наиболее запоминающимся образом объяснил это значение. Когда от него ушла жена к Птибурдукову, он вдруг заговорил гекзаметрами: «Уйди, Птибурдуков, не то тебе по вые, по шее то есть, вам я надаю».

В таком контексте толкование слова становится предельно понятно. Выя – это шея, но более благородное слово, приличествующее гекзаметрам Лоханкина.

Патетика и высокопарность

Но не только в ироническом контексте употребляется это слово. Учитывая его благозвучие, литераторы используют его и в высокопатетическом смысле. К примеру, В. Набоков писал о В. Ходасевиче как об «отказывающемся гнуть выю» поэте.

А.С. Пушкин писал об ассирийском царе и побежденных им народах: «Израиль выи не склонил». Обычное слово «шея» намного упростило бы описание библейских событий.

В медицине

Интересно, что шейная связка в анатомии официально называется выйной. Видимо, при переводе медицинских терминов с латинского «выя» — это было общеупотребительное слово.

Она слабо развита у человека, но у животных, особенно жвачных, с большими рогами — достаточно сильна. Теперь понятно, что означают библейские слова «ожесточили выю свою».

Знакомство со словом состоялось. Теперь можно иногда воспользоваться им. А в каком контексте – решать вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *