Любите врагов ваших благословляйте

Продолжая излагать заповеди в Нагорной проповеди, Иисус Христос провозгласил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:43–45). Когда Иисус Христос в предыдущем месте Нагорной проповеди сказал «не противься злому», то вызвал этой заповедью у фарисеев и книжников замешательство, перешедшее в молчаливое негодование. Для мстительных евреев, привыкших себя считать богоизбранным народом, эта заповедь показалась слишком суровым требованием, пресекающим их жестокосердие и месть. Своей дальнейшей речью Иисус Христос указал на то, что не только нельзя противиться злодею, но и дал новую заповедь, в которой говорил о том, что нужно любить даже врагов.

После провозглашения этой заповеди евреи начали перешептываться между собой, плохо скрывая нарастающий ропот. Но так себя вели только книжники и фарисеи. А ученики Христа и простые люди с большим вниманием и интересом слушали слова Спасителя, так как ничего подобного не слышали от раввинов. Видя такую реакцию толпы, Иисус Христос пояснил Свои слова, сказав что любить врагов нужно для того, чтобы стать сыновьями Отца Небесного, то есть Бога.

Понимать слова Иисуса Христа о любви к врагам, нужно следующим образом. В Ветхозаветном Законе Божьем имелась заповедь, предписывающая древним евреям не мстить, не делать зла, любить ближних своих. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как себя самого» (Лев.19:18). В Нагорной беседе Иисус Христос упомянул не только о любви к ближним, но и о ненависти к врагам, несмотря на то, что в Ветхозаветном законе о ненависти ничего не говорится. «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Матф.5:43).

За добавление слов о ненависти Л.Н.Толстой, не разобравшись, неоправданно назвал Иисуса Христа как будто бы клеветником. «В прежних местах Христос приводит действительные слова закона Моисея, но здесь Он приводит слова, которые никогда не были сказаны. Он как будто клевещет на закон» (Л.Н. Толстой, книга «В чем моя вера»).

На самом деле, евреи, считая себя богоизбранным народом, на котором лежит особое благословение Господне, признавали своими ближними только сынов своего народа, утверждая, что всех не евреев и язычников нужно ненавидеть. Слова о ненависти к не евреям и язычникам книжники и фарисеи самовольно присоединяли к заповеди о любви к ближнему и провозглашали эту заповедь в таком искаженном виде. Поэтому не Иисус Христос клевещет на закон, как об этом несправедливо заявил Л.Н. Толстой, а книжники и фарисеи до Спасителя исказили закон своим добавлением о ненависти к врагам. Противопоставляя в Нагорной проповеди принципы Ветхозаветной и Новозаветной морали, Иисус Христос повторил заповедь о любви к ближнему в таком виде, в каком её распространяли книжники и фарисеи. То есть в том варианте, в каком её привык слышать еврейский народ – с добавлением слов о ненависти к врагам.

Иисус Христос напомнил евреям о любви к ближнему и дал понять им то, что в Законе Божьем прямой заповеди о ненависти к врагам нет. Спаситель указал евреям также на то, что только всепрощающая, бескорыстная любовь, направленная к злодеям и врагам, является единственно правильным путем служения Богу. В Своей речи Иисус Христос пояснил, к кому должна быть направлена всепрощающая любовь: к врагам, к проклинающим, к ненавидящим, к обижающим и гонящим человека. По сути дела в этих словах Иисус Христос подробно детализировал различные виды, в которых может проявляться вражда. Ведь тот, кто проклинает, ненавидит, обижает и гонит человека, проявляет к нему через перечисленные действия различные формы вражды. А Иисус Христос советовал любить врага во всех его перечисленных разновидностях.

В последствии вопрос о том, зачем нужно любить врагов (вместо того чтобы бороться с ними и ограждать себя от них) на протяжении многих столетий будоражил умы людей во все эпохи и времена. Сразу же, как только были высказаны слова Иисуса Христа о любви к врагам, начали возникать споры и рассуждения по поводу этих слов.

В различных мировых философских системах и группировках, а также в христианских конфессиях и направлениях эти слова поясняются и оцениваются по разному. Так, например, научный атеизм высказывал мысль о том, что врагов любить глупо и что наоборот, нужно вести с ними непримиримую борьбу, особенно с классовыми врагами. Толстовцы заявили о том, что не вредить врагам можно, но любить их нельзя. Но так как Иисус Христос, по их словам, не мог рекомендовать делать неосуществимые действия, в виде любви к врагам, то эти слова Спасителя нужно понимать как указание на недостижимый образ идеального невыполнимого поведения.

Целую статью заняло бы перечисление различий в понимании этих слов Спасителя разными протестантскими конфессиями и сектами. И все-таки, несмотря на массу противоречивых толкований этих слов, давайте на основе логики, разума и здравого смысла попробуем разобраться, почему Иисус Христос рекомендовал людям любить их врагов.

Начнем с того, что Сам Иисус Христос, отвечая на этот вопрос, сказал о том, что если люди будут любить врагов своих, то станут «Сынами Отца Вашего Небесного». Этот ответ Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Быть сыновьями Отца Небесного, значит быть достойными Бога, быть подобными Ему в мыслях, делах. А Господь Бог, то есть Отец наш Небесный, любит всех людей на свете. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс.102:13). Боящимися в этой фразе названы те люди, которые боятся обидеть Бога, и соблюдают заповеди Господни. Естественно языческий бог не мог считаться для людей любящим отцом. Языческая религия учила о том, что на языческое божество нужно смотреть как на сверхъестественное существо, вызывающее ужас своей силой и что языческое божество нужно умилостивить жертвами, чтобы защититься от его силы. И языческий бог внушал им только ужас и преклонение. Например, греческий Зевс, римский Юпитер Громовержец, считался верховным богом, царем всех остальных богов и людей, а не заботливым и любящим отцом.

Считая себя богоизбранным народом, евреи были уверены, что Господь Бог любит лишь тех людей, которые выполняют предписания раввинов. Остальные же люди и народы якобы не находятся под покровительством и заботой Бога, и на них распространяется проклятие Божие. Иисус Христос в Своем учении показал евреям Повелителя Вселенной, Вседержителя Мира, Истинного Бога, Которого назвал Отче Наш, то есть Отец Наш или Отец Наш Небесный. По учению Иисуса Христа Господь Бог относится к людям как заботливый и любящий отец. Господь Бог так возлюбил человечество, что отдал Сына Своего Единородного во искупление грехов людских. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).

Господь Бог так милосерден и добр к людям, что постоянно заботится даже о тех людях, которые запятнали себя грехом. «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит.3:3–5). Подтверждением тому, что Господь Бог Отец Небесный, относится к людям, и даже грешникам, как Любящий Отец и являются последующие слова Иисуса Христа о том, что Отец Небесный «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45).

Любовь Господа Бога к грешникам в первую очередь проявляется в том, что Он перед воздаянием за грехи указывает им путь к исправлению и помогает покаяться при помощи любви и милосердия, побеждая зло в душах людских. Так и мы, люди, чтобы стать достойными сынами Отца нашего Небесного, должны уподобиться Ему во всем. И также, как Отец Небесный, Бог наш, должны избегать гнева и ненависти, должны любить всех людей (так как они ближние наши) и проявлять милосердие, заботу и любовь даже к врагам нашим. Поэтому последователи Иисуса Христа, желающие стать достойными сыновьями Отца Нашего Небесного, также как и Он, должны любить всех людей окружающих их, как праведных так и не праведных, в том числе и врагов своих.

Из всего вышесказанного и можно сделать вывод о том, что именно так и нужно понимать слова Спасителя о любви к врагам. Призывая к тому, чтобы человек любил врагов своих, Иисус Христос этой заповедью продолжает развивать мысль о непротивлении злу. Рекомендуя не противиться злу, Иисус Христос привел примеры такого непротивления в виде подставления второй щеки, отдавания рубашки и одежды, хождения двумя поприщами и давания просящим и хотящим занять. В заповеди о любви к врагам Иисус Христос также, в виде примеров, уточняет формы проявления вражды. Спаситель говорит «любите врагов ваших». Можно предположить, что в этих словах Иисуса Христа говорится о наглядно выраженном виде агрессивной, открытой вражды. Ведь враг может проявлять к вам как скрытую, так и открытую вражду, агрессию, непримиримость. Иисус Христос дает совет о том как нужно относиться к врагу. Его нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться к ближнему, и при помощи любви сделать из врага друга.

В словах Иисуса Христа о проклинающих вас говорится о тех людях, которые отрицательно относятся к вам настолько, что проклинают вас. Проклятие – это тоже проявление вражды, неприязни, агрессии. Как и в предыдущем случае, Иисус Христос указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации. Проклинающих вас надлежит благословлять, и видя ваше смирение и доброе отношение, проклинающие вас, могут стать вместо ваших врагов друзьями.

В словах Иисуса Христа о ненавидящих вас говорится о тех людях, которые исполнены к вам агрессивных и негативных чувств в виде ненависти. Ненависть также является разновидностью вражды и неприязни. А в этом случае Иисус Христос также указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации при встрече с такими людьми. Ненавидящим вас нужно творить (совершать) благие (добрые) дела и таким способом изменить их отношения к вам.

В словах Иисуса Христа об обижающих вас, говорится о людях, причиняющих вам различные огорчения, страдания в виде обид. Сознательно причинять обиду может только враг. В данном случае Иисус Христос также указывает на то, как нужно вести себя в подобной ситуации. За обижающих вас нужно молиться. При помощи ваших молитв Господь вразумит тех людей, которые вас обижают и они прекратят нанесение своих обид. А обидчик, видя ваши мольбы за него, то есть ваше хорошее отношение к нему, изменит свое поведение к вам.

В словах Иисуса Христа о гонящих вас, говорится о людях, которые подвергают вас всяческим притеснениям, ущемлению, изгоняют вас, противодействуя вам в делах. Гонение также является разновидностью враждебного отношения к вам. И в этом случае Иисус Христос указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации. За гонящих вас также нужно молиться. Внемля вашей молитве, Бог смягчит сердце гонящего. Увидев то, что вы в ответ на гонения, молитесь за него, то есть отвечаете добром на зло, гонящий прекратит свои репрессии и прекратит гонения.

Проклятия, ненависть, обиды и гонения являются разновидностью враждебного отношения к вам. Излагая Свои поучения, Иисус Христос, как и в заповеди о непротивлении злу, также дает понять слушателям, что речь идет о виновном человеке, который совершил какой-то плохой поступок, за который его проклинают, ненавидят, обижают и гонят. Для исправления вины человека Иисус Христос указывает конкретные действия, совершая которые человек искупит свой грех и улучшит свои отношения с людьми. В качестве исправления человек должен благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих его. Этими действиями человек проявит любовь к врагам своим и прекратит вражду. Поступив так, человек поступит, как надлежит поступать сынам Отца Небесного. Иными словами, ответив добром на зло, он продемонстрирует свою любовь к врагам. То есть человек при помощи кротости, милосердия и добра победит зло вражды в виде проклятий, ненависти, обид и гонений. Сам Иисус Христос в Своей земной жизни многократно исполнял заповедь, предписывающую проявлять любовь к врагам. Так, например, Иисус Христос молился за людей, враждебно относящихся к Нему и распявших Его. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23,34). В качестве подтверждения того, что Господь Бог проявляет Свою Любовь, Милосердие и Заботу ко всем людям мира, как к праведным, так и неправедным, помогая злодеям исправиться и стать добрыми, а добрым людям помогая служить Богу, Иисус Христос сказал такие слова: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13). И к падшему человечеству Господь, Иисус Христос, проявил такую любовь, что спасая людей, отдал за них Свою жизнь. А ведь среди спасенного человечества были и такие люди, которые враждебно относились к Иисусу Христу и Его учению, то есть будущие враги христианства. Продолжая излагать Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос призвал Своих учеников и последователей проявлять возвышенную, чистую любовь к врагам своим. Проявление такой любви и дает право людям стать сынами Отца Небесного.

Но наряду с этим, Иисус Христос предостерег Своих последователей от себялюбия, то есть от любви корыстной и эгоистической, которая была свойственна грешникам и язычникам. Продолжая пояснение заповеди о любви к врагам, Иисус Христос сказал: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Матф.5:46). В этих словах Иисус Христос не имеет в виду взаимность в искренней любви, возникшей между мужчиной и женщиной. Этими словами Иисус Христос осуждает любовь эгоистическую, неискреннюю, построенную на стяжательстве и расчете. О правильности такого толкования говорит указание на мытарей. Слово «мыто» означает подать, налог. Мытарем в древнееврейском государстве назывался человек, собирающий мыто, то есть подать, налоги. Но так как налоги были очень высокие, люди мытарям давали взятки, за получение которых мытари брали меньший налог. В Своих словах Иисус Христос в качестве красноречивого символа приводит любовь мытарей к тем людям, от которых мытари получали подарки, взятки и таким образом имели личную выгоду. Людей, дающих им подношения, подарки и взятки, мытари любили. И относились к таким людям как к друзьям. Как правило, любовь мытарей проявлялась в занижении взимаемых налогов к тем людям, которые им преподносили подарки.

Иисус Христос высмеивает такую «любовь» (то есть хорошее отношение) мытарей к преподносителям взяток и подношений (к дарильщикам). Иисус Христос показывает, что такая любовь не искренна и полностью основывается на личной выгоде обеих сторон. Внешне мытарь и подноситель взяток сохранили друг с другом хорошие дружеские отношения, как бы любили друг друга. Но на самом деле под этими дружескими отношениями, разыгранными с показной заботливостью друг о друге, скрывалась обыкновенная сделка. Поэтому проявление заботы мытаря к подносителям взяток не может являться проявлением любви к ближнему и исполнением этой заповеди потому, что забота и любовь мытаря к ближнему основана на выгоде и представляет собой выражение не искренних, а ложных чувств. Если мытарь и подноситель взятки (дарильщик) раньше друг с другом враждовали, а затем помирились, так как преподнесенная взятка исчерпала их конфликт, устроила их обоих, то установившиеся мирные отношения между мытарем и взяткодателем нельзя рассматривать как проявление любви к врагу или любви к ближнему. Так как их отношения фальшивы, не искренни, и строятся на взаимной выгоде и корысти, вопреки проявлению искренних, чистых чувств друг к другу.

Продолжая дальнейшее пояснение заповеди о любви к врагу, Иисус Христос сказал: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:47). Эти слова нужно понимать следующим образом. Любая языческая религия характеризовалась многобожием. Например, в античных религиях таких стран как Древняя Греция и Древняя Италия в честь разных языческих божеств воздвигались отдельные, посвященные им храмы. Поэтому люди, исповедовавшие языческую религию, наряду с тем, что чтили главных богов, все же могли по своему усмотрению отдавать предпочтение в поклонении тому или другому языческому божеству. Кто-то выказывал наиболее ревностное поклонение Венере, а кто-то Аполлону или другим божествам. Люди, считавшие себя наиболее стойкими приверженцами в поклонении определенному языческому божеству, собирались для служения ему в храме, выстроенном в честь этого божества. И там они приносили свои жертвы этому божеству и возносили свои просьбы. Люди, объединенные поклонением к определенному языческому божеству и собиравшиеся в храмах для моления этому божеству, называли друг друга братьями по вере. Братья по вероисповеданию, связанному с поклонением определенному языческому божеству, относились друг к другу с особым уважением, симпатией и заботой. Братья по вере помогали друг другу в делах и поддерживали друг с другом теплые дружеские отношения как единоверцы, соратники, разделяющие общие взгляды, связанные с культом определенного языческого божества. Также заботливо люди относились друг к другу в кругу семьи, к своим кровным братьям и родственникам. Именно такие отношения возникали между людьми среди братьев по вероисповеданию и среди кровных братьев родственников. Приводя этот пример, Иисус Христос говорит о том, что так поступают только язычники. Истинные же христиане должны любить, то есть с любовью, милосердием и заботой относиться не только к братьям по вере или кровным братьям, но и к остальным людям. Нужно любить не только братьев по вере или кровных братьев, но даже злодеев и врагов, потому что эти люди ближние наши. Согласно учению Христову добрые отношения и любовь, проявляемая ко всем людям (ближним), является высшей формой поведения, основанного на самой совершенной в мире христианской философии и морали. Любовь к ближним, даже злодеям и врагам, признак принадлежности человека к Царству Небесному.

Продолжая пояснять заповедь о любви к ближнему, Иисус Христос провозглашает: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» (Лук.6:33). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Во всех странах мира и во все времена грешники совершали добрые поступки всегда вынужденно и только тогда, когда им это было выгодно. Только выгода и корысть вынуждали грешника делать добро и только тем людям, которые в ответ тоже делали что-либо полезное и доброе. Такое корыстное совершение добра, сделанное ради выгоды в виде сделки, осуждается Иисусом Христом потому, что в основе такого поступка нет искренности и бескорыстия, а лежит расчет и нажива. Поэтому, такое совершение доброго поступка, сделанного взамен за ответное добро, по учению Иисуса Христа христианским поступком не является. А считается деянием, совершаемым грешниками, строящими свои поступки на расчете, выгоде и корысти.

В Своих последующих словах Иисус Христос обращается к этой же теме, и дальше, развивая Свою мысль, говорит: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лук.6:34). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать так. Раньше, до появления Иисуса Христа, люди совершали бескорыстное добро очень редко. В первую очередь это объяснялось языческой этикой и идеологией, которая была основана на страхе перед многочисленными языческими божествами, на корысти и расчете в отношениях между людьми. Иудеи, в отличие от язычества, признавая Единого Бога Творца и Вседержителя, редко придерживались исполнения заповеди о любви к ближнему. И даже между собой строили свои отношения как язычники, на выгоде и корысти. Свои добрые дела евреи, вместо бескорыстной любви даже друг к другу, очень часто совершали только по расчету, заменяя бескорыстие выгодой. За это их и обличает Иисус Христос, сравнивая евреев с грешниками, которые дают взаймы тем людям, от которых надеются получить обратно. Такой поступок по учению Христову бескорыстным не является и благодарности не достоин, так как в таком поступке отсутствует не только самопожертвование, но и бескорыстная любовь к ближнему.

Придя в мир людей, Иисус Христос напомнил евреям о выполнении заповеди любви к ближнему и добавил новые заповеди о том, что истинные христиане должны любить не только ближних, но и злодеев и врагов своих. Иначе они не попадут в Царство Небесное. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20). А «праведность» фарисеев и книжников заключалась в том, что они, попирая заповедь о любви к ближнему и призывая к ненависти к врагам, бескорыстную и всепрощающую любовь к ближнему заменили наживой, и делали добро по расчету только взамен на приобретение какой-либо выгоды. Иисус Христос, осуждая такое фальшивое отношение к ближним, учит о том, что истинный христианин должен проявлять бескорыстную любовь ко всем ближним, даже к злодеям и врагам. Именно в этом и состоит истинный Дух Закона Божьего, который книжники и фарисеи превратили в строгий свод правил, стремясь следовать букве закона, но не духу его.

Заповедь о любви к врагам не означает того, что люди должны любить врагов, завоевателей их страны, или врагов-еретиков, искажающих истинное вероучение. Спаситель заповедовал любить личных врагов, но быть непримиримым к врагам общественным, захватчикам отечества и еретикам. До прихода Иисуса Христа евреи считали себя лучше языческих народов потому, что полагались на свою богоизбранность и на то, что на их народе пребывает благословение Господне. Иисус Христос сказал евреям о том, что только бескорыстная всепрощающая любовь является путем достижения богоизбранности. И только бескорыстная любовь к ближнему является отличительной чертой от мытарей, язычников и грешников, которые совершают добро только из корысти и выгоды.

Изложив эти истины евреям, Иисус Христос сказал: «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Эти слова следует понимать таким образом. Слово «итак» указывает на то, что теперь должен последовать вывод из всего ранее сказанного. Перед тем как сделать вывод Иисус Христос рассказал евреям о безграничной любви и милосердии Отца Небесного, Который «благ и к неблагодарным и злым» (Лук.6:35). Иисус Христос сказал Своим слушателям, что Господь одинаково заботится о людях, как злых так и добрых. Доказательством тому является то, что Господь «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Иисус Христос рассказал людям о том, что высшей формой отношений между людьми может быть только всепрощающая, бескорыстная любовь к ближним, направленная к злодеям, врагам, проклинающим, ненавидящим, обижающим и гонящим человека людям. Иисус Христос указал на то, что любовь (то есть помощь и забота) мытарей к тем, кто дает в ответ какую-либо выгоду, приветствие (то есть хорошее отношение), а у язычников только к братьям своим, совершение добра грешниками тем, кто отвечает им добром, давание взаймы грешниками тем, от которых можно получить обратно, – все эти поступки не являются бескорыстными делами, заслуживающими награды или благодарности, так как основаны на выгоде и корысти. Только бескорыстная, всепрощающая любовь к ближнему, даже к злодею и врагу, и есть проявлением истинно христианского поступка, делающего человека сыном Отца Небесного.

Сделав вывод из всего вышесказанного, Иисус Христос и говорит о том, чтобы люди достигали совершенства и стали совершенными, как Отец их Небесный. Иными словами, чтобы люди через свою бескорыстную любовь к ближнему, через проявление милосердия, заботы и соблюдения заповедей Божьих, через свою праведную жизнь уподобились в совершении добра Своему Отцу Небесному, то есть Богу. Для того, чтобы достигнуть такого совершенства Господь прислал к людям Своего Сына Единородного, Который помогает людям стать на путь совершенствования и идти по нему. Сам же Иисус Христос, с одной стороны, примерами из Своей земной жизни, с другой стороны, заповедями и притчами, рассказал и наглядно показал человечеству методы и возможности духовно-нравственного совершенствования человека.

Иисус Христос привнес в нашу жизнь много непривычных этических принципов. Но даже среди них своей ускользающей от понимания необычностью выделяется заповедь любить врагов. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:43-48; Лк.6:27-36).
Этот удивительный моральный императив, нравственное предписание, поначалу представляется просто вызывающей внутреннее отторжение абстракцией, невозможной для реального исполнения, поскольку она явно не согласуется с инстинктивной природой человека и практикой его жизни. Наше биологическое естество протестует, «кипит наш разум возмущенный». Как так, можно ли вообще любить того, кто тебя ненавидит и кого ненавидишь ты? Ведь для среднего, «нормального» человека любовь к врагам является не просто непреодолимым препятствием, она вообще выше его сил; т.к. нарушает, сдвигает устоявшиеся понятия о добре и зле. Наш рассудок забит шлаками негативных инстинктов, насквозь пропитан ядом гордыни, тщеславия, себялюбия и агрессивности. Так что подобное наставление в корне противоречит представлениям и жизненным установкам большинства людей, оно их попросту озадачивает.
Для современного непосвященного «цивилизованного» человека это слишком абстрактно, сложно, заумно и неконструктивно, в общем запредельная блажь на грани бреда. С чего бы это их любить? Чтобы «молиться кротко за врагов» нужны действительно «нечеловеческие силы». Это уровень святых. Доля же таких молящихся просветленных в общей совокупности исчезающе мала. Мы в своем большинстве не готовы воспринять этот идеал, еще не доросли. А Иисус всего-навсего призывал нас стать совершенными, как наш духовный Отец. Но куда там. В нас вовсю бурлит и клокочет призванный охранять наши шкурные интересы второй основной инстинкт человека (антипод либидо) — мортидо, включающее в себя стремление к борьбе и разрушению, которое проявляется в агрессии, вражде и тяге к уничтожению конкурентов. Именно поэтому отношение к заповеди любить врагов является идеальным пробным камнем, безошибочным тестом для того, кто называет себя христианином, — проверкой на верность идеалу, на подлинность веры. Ведь любить своего врага, преодолеть разделяющую вас пропасть озлобленности, раздражения, стыда и унижения невероятно трудно.
Поскольку Иисус (по определению) непогрешим и всегда прав, а Его царство покоится на любви, попытаемся взглянуть на проблему пристальней и аргументировать эту заповедь. Прежде всего, следует отметить, что даже в Ветхом Завете нет призывов ненавидеть врагов. Напротив, весьма недвусмысленны слова: «Никому не воздам злом, но буду отплачивать добром, ибо у Бога суд над всеми живущими»; «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23: 4, 5). «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:17-18). «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Левит 19:33-34). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; если жаждет, напои его, ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его; Господь же воздаст тебе доброе» (Притч 25: 22, 23). То же почти буквально повторяет Рим (12: 20). В Нагорной проповеди Иисус Христос говорил о своих современниках — фарисеях, сеявших вокруг себя отношения ненависти. Мораль толкователей Талмуда откровенно шовинистична.
Далее, кто такие враги. Из текста Евангелия следует, что в заповеди говорится только о наших врагах — то есть о людях, враждебных нам лично. Это все люди, которые причиняют нам зло, — те, кто словом или делом оскорбляют нас, проклинают, ненавидят, обижают, наносят ущерб и подвергают гонениям. Враг – понятие относительное, в данном случае это попросту характеристика качества отношений между конкретными людьми, имеющих характер конфликта, борьбы интересов. При этом наш враг может одновременно быть чьим-то лучшим другом, человеком близким ему и даже незаменимым. К тому же зло, творимое нашим врагом, не отражают всей его сущности. Человек сложен, и по своей тройственной природе вообще предрасположен к плохому. Идеальных людей нет, никто не свободен от пороков, на неблаговидные поступки в определенных ситуациях способен каждый. «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, …вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси…» (Гал. 5: 17, 19, 20). Поэтому даже в худших из нас есть зачатки добра, а в лучших есть доля зла. Вся разница между нами в пропорциях. Чья-то ненависть к нам может являться результатом страха, гордыни, незнания, предубеждений и отсутствия взаимопонимания, но при всем этом душа каждого человека несет на себе печать Бога.
Наконец, почему их надо любить и что это значит (как их следует любить). Любовь бывает разная, но всегда это вид нашего отношения к кому-то или к чему-то, полное приятие чего-либо. Здесь возможно религиозное, бытовое и сущностное обоснование такой необходимости. Очевидно, врагов следует любить уже потому, что так заповедовал Иисус. Любовь к врагу – лишь особый случай любви к ближнему, притом такой, применительно к которому она только и проявляет свою специфическую суть. Соблюдая заповеди, мы служим Богу и себе.
Нельзя отвечать злом, ненавистью и насилием на причиняемое зло – по соответствующей заповеди и фактически. Никто ведь не хочет, чтобы его ненавидели. Поэтому вполне справедливы слова Иисуса: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31). Злом побороть зло нельзя. В обсуждаемой заповеди выражен базовый принцип нашего бытия: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло. Нужно научиться прощать обиды. Прощение — это вовсе не игнорирование того, что было нам сделано плохого, и не представление зла добром. Это лишь способ отделения самого человека от его неблаговидных поступков, означающий, что совершенные действия не являются принципиальной преградой на пути установления нормальных взаимоотношений. Оно освобождает нас от бремени психологического давления и знаменует собой примирение, шаг к новой жизни.
Вообще говоря, нам не только не следует обижаться на своих врагов, мы должны быть им даже благодарны. Действительно, человек растет духовно, учится, через взаимодействие с обстоятельствами и людьми. Каждая наша ошибка, любой межличностный конфликт, противостояние, если к ним правильно относиться, превращаются в возможность самосовершенствования. В этом плане именно враги – наши лучшие учителя. Друзья обычно не видят всех наших недостатков или не говорят нам о них. Враг же непременно подметит любую нашу слабость или проступок, и тем самым обратит на них наше внимание, невольно создавая предпосылки для ускоренной коррекции и оптимизации нашего поведения.
За врагов действительно надо молиться, ведь они (в основном не ведая, что творят) своими нападками кроме того укрепляют нас в добродетели, учат смирению и кротости, позволяют нам узнать правду о себе. Благодаря их козням мы получаем возможность и стимул исправить погрешности своего поведения. Гонения же с их стороны лишь приближают нас к Богу (Мф 5: 10-12). Врагов следует почитать еще больше, чем наших прямых благодетелей, поскольку последние одновременно с благодеяниями приносят в глазах Бога пользу и себе. Враги же своими пакостями невольно содействуют повышению нашего божественного статуса. Поэтому разумней пожалеть врагов, чем сердиться на них, поскольку себе они в конечном счете вредят гораздо больше, чем нам. Даже угроза смертью не страшна, т.к. смерть для живущего по Христу есть не потеря, а приобретение (Фил. 1: 21). Враги – это своеобразное горькое лекарство от наших духовных болезней.
Как ни странно, но на человеческие отношения распространяется закон механики, согласно которому всякое воздействие неотделимо от противодействия ему. Только в отличие от природных явлений, в данном случае противодействие способно принимать самые разнообразные формы и вполне может даже превышать силу самого действия. Поэтому ответное насилие в лучшем случае лишь воспроизводит исходный импульс. Точно так же, любовь и добро исходят только от любви и добра, но никак не из зла и насилия. Насилие может сделать многое, но оно не способно превратить врага в друга. Дружелюбное же отношение к врагам, проявление к ним благожелательности, есть наилучшее средство к тому, чтобы погасить взаимную вражду и ненависть. Именно любовь не позволяет справедливости деградировать в жестокость. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 17-18). «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить во-век» (Пс. 36: 27). «Не мстите за себя…, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12: 19). «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и Святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22: 11. 12). Об этом же напоминает и закон Кармы. Зло так или иначе все равно вернется к отправителю; и не стоит вмешиваться в этот сложный процесс, окунаться в грязь и брать на себя то, за что отвечают Высшие Силы.
Другой аспект проблемы в том, что вообще говоря наши истинные враги — это наш собственный эгоизм, гордыня, агрессивность, зависть, алчность, самомнение. Именно они по большей части бывают причиной наших обид и нетерпимости, подталкивают нас к вражде, ссорам и ненависти. Мы зачастую неверно оцениваем поведение окружающих и реагируем на него неадекватно. В силу мнительности многие склонны приписывать поступкам окружающих мотивы, о которых сами они даже не подозревают. К «врагам» люди нередко склонны автоматически причислять всех ближних, не вписывающихся в стереотипы, созданные воображением их собственного ограниченного ума. В этом кроется природа наших негативных реакций на других. Нам трудно смириться с тем, что многие люди живут по своим моделям поведения и имеют на это полное право. Но все люди объективно разные, поэтому нам разумнее всего признать как данность их своеобразие, воспринимая естественными даже недостатки. Следует помнить, что «здесь всё не по твоей вертится воле».
Вообще, нам всем надо бы почаще подходить к зеркалу и смотреть на своего главного врага, которого мы всё же любим. «Лишь человеческий вымысел разделил мир на группы врагов и друзей». Многие из наших «врагов» — мнимые, придуманные нами самими. В этой связи стоит отделять человека от его поступков и от их поспешных оценок.
Любовь является мощным средством, способным превратить врага в друга, чего нельзя достичь ненавистью и насилием. Следует искать не поражения или унижения нашего врага, а его дружбы и взаимопонимания, поскольку любовь — единственная сила, способная поменять полярность наших отношений. Нам никогда не избавиться от врагов, отвечая ненавистью на ненависть; мы лишаемся врагов, лишь отстраняясь от чувства вражды. По своей природе ненависть уничтожает и разрушает, любовь же созидает и строит. Александр Македонский на вопрос о том, что способствовало успеху его завоеваний, ответил: «Я обращал еще недавних врагов в близких друзей и сотрудников. Я поступал с ними так миролюбиво, искренне и сердечно, что они привязывались ко мне». «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). Понятие «враг» — это зачастую условность, навязанная нашему восприятию некими обстоятельствами. Именно поэтому враги в принципе могут стать друзьями, а друзья врагами. Ведь противоположные чувства – любовь и ненависть – имеют свойство при определенных условиях переходить друг в друга. Примеры таких явлений широко известны и встречаются на каждом шагу.
И последний момент – как именно, согласно заповеди Иисуса, следует любить врагов. Ответ в этом ракурсе может быть только один, евангельский любовью — безусловной, бескорыстной, очищенной от элементов личной выгоды, объединяющей людей в единое целое в качестве высшего этического принципа. Содержание любви к врагам не следует путать с сентиментальным, нежным излиянием чувств к ним или с личной симпатией. Любить врага вовсе не значит испытывать к нему чувства магнетической привязанности или ощущать душевный подъем. Это не эстетическая, романтическая любовь, не божественное устремление души (эрос, по греческой терминологии) и не взаимная любовь, душевная привязанность, близость друзей (филия).
Речь в Евангелиях идет о третьем виде любви, о древнегреческой агапэ, о любви — заботе как духовном единении, добродеянии в отношениях между людьми. Такая, жертвенная любовь направлена на всех людей и проникнута созидательной, всепрощающей добросердечностью, благожелательностью, великодушием. Это чувство любви к людям за то, что их любит Господь как своих детей. За то, что другие люди в своей основе — такие же, как и мы сами. Такими их и следует воспринимать. На этом уровне мы любим человека, творящего зло, осуждая содеянное им. Подобная любовь свыше («любовь Христова») предписывает нам вообще никого не считать своим врагом и даже в критических ситуациях воздерживаться от морального подавления и унижения человека. Тем более, что человек способен меняться.
Любовь, разумеется, бывает разной. Она, к тому же, имеет много уровней, оттенков и градаций. Любить своих личных врагов, значит понимать условность нашей оценки, быть к ним снисходительным, незлобливым, не испытывать к ним ненависти, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, помогать в беде, прощать обиды, ошибки и промахи, то есть относиться к ним так же, как и к другим «ближним». «Злоба врага любовью и благосклонностью изгоняется» (Свт. Тихон Задонский). Ничто так не трогает людей, как то, когда им отвечают добром за их недобрые дела. В то же время «Кто воздает за добро злом, от дома того не отпадет зло» (Притч 17: 13). Как минимум, стоит поступать с людьми по правилу: «Чего в другом не любишь, того сам не делай». Хотя, конечно же, мера и выраженность этой «любви» у каждого может быть своей, стоит попытаться осознать верность принципа: «давать радостнее, чем брать» (Деян.20: 35).
Понятно, что большинству даже такое не под силу и представляется недостижимым. Однако каждый может для начала относиться к «врагам» хотя бы терпимо и милосердно, не отвечая злом на зло и посильно считаясь с их интересами. Ненависть в ответ на ненависть лишь умножает её, оставляет рубцы в душе и уродует людей. Эта сила зла наносит непоправимый ущерб своим жертвам. Но она также не менее губительна и для того, кто ненавидит, разрушая личность человека и подавляя его способность мыслить объективно. Живущая же в наших сердцах непроявленная внешне ненависть, злоба, обида вообще абсурдна. Во всяком случае ненавидеть человека таким образом уж точно нет никакого резона: ему до нашей «тихой» ненависти нет дела, а мы стойким стрессом на этой почве основательно подрываем свое здоровье. Это многократно подтвержденный медицинский факт.
К тому же нередко мы ошибочно считаем кого-то своим недоброжелателем, просто неверно оценивая ситуацию. Но всегда можно откорректировать свою позицию. Ведь наша враждебность, обоюдно извращенные отношения с окружением, идут от непонимания основ мироустройства, сущности человека и от переоценки значимости собственной персоны, отягощенной грузом эгоизма. И это при том, что (исходя из единства мира) наши предполагаемые «враги» — это, вообще-то говоря, мы и есть, только в другой ипостаси и на другой стадии развития. Все мы вышли из одного Источника, и все мы как части неделимого Целого принадлежим Ему. Примерно то же и в богословском варианте: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело. Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 4,5) + 1Кор. 12: 12-27. К сожалению, живем мы не душой, а «разумом» и рефлекторными эмоциями. Наша же человеческая ценность определяется тем, что хорошего, доброго, полезного мы сделали для других, какой след мы оставили в их душах. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5: 26). «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты… Давайте жить во всём друг другу потакая. Тем более что жизнь короткая такая».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *