Любовь к ближнему

Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Любовь к ближнему есть выражение любви к Богу.

Ради любви к Богу любить всякого человека.

Кто ближнего не любит, тот не любит Бога.

Не любит тот Христа, кто ближнего не любит.

Кто любит, тот истинный ученик Христов.

Все отношения человеческие должны быть с любовью.

Христиане должны иметь любовь между собой.

Смысл христианской жизни – любовью работать друг другу.

Кто любит брата, тот во свете.

Ближнего любить, как самого себя.

Первый плод любви – не творить зла.

Второй плод любви – оказать ближнему милость в нужде.

Кто ближнему не благотворит, тот его не любит, а следовательно, не любит и Христа.

Не любит тот Бога, кто ближнему не благодетельствует.

Любовь выражается в заботах друг о друге.

Как члены тела заботятся и защищают друг друга, так и христиане.

Заботиться не только о телесных нуждах ближнего, но и о духовных.

Кто любит Христа, тот должен заботиться и о спасении ближних.

Помогать ближним, хотя и сам немощен.

Любовь найдет слова, чтобы помочь ближнему.

Кто любит сердцем, тот не отступит в беде.

Любящий скорбит со скорбящими и радуется с радующимися.

Любовь скорбит, когда видит неправду, и радуется об истине.

Любовь к ближнему до тех пор, пока это согласно с любовью к Богу.

В истинной любви не бывает ЗАВИСТИ.

Любовь не завидует.

У любящих друг друга всегда единомыслие.

Любовь из двух сердец делает одно.

Любовь не раздражается и не мыслит зла.

Истинно любящий, если допускает ГНЕВ, то на грехи, а не на согрешающих.

Любовь не гордится.

Любовь не ищет своей пользы.

Любовь забывает о себе, но ищет пользы других.

Любовь должна быть не на языке, но на деле.

Любовь всегда окажет помощь ближнему.

Любить без пользы для себя и без надежды на воздаяние.

Ради любви к ближнему христианин не боится стыда.

Любовь все терпит и даже смерть.

Любовь истинная в беде не оставляет.

Любовь истинная в сердце кроется, а на делах познается.

Кто делает ближнему зло и не оказывает ему милость, тот не имеет любви.

Не заботящийся о спасении ближнего, не имеет любви и поэтому не может спастись.

Любовь вся любит и всем верит.

Любовь чистосердечна и всем верит.

Не имеющий любви пребывает в смерти.

Христос все претерпел ради человека, но человек, увлеченный миром, пренебрегает этой любовью.

Заповедь велит ближнего любить.

Любить ближнего, так как Бог возлюбил его.

Кого Христос любит, того и мы должны любить.

Верующие более других должны любить друг друга, так как имеют одну веру и Единаго Бога.

Любить друг друга, ибо все люди происходят от одного АДАМА.

Любить ближняго, ибо он брат наш.

Одна страна и одно общество побуждают к любви.

Если бы была взаимная любовь, общество процветало бы в благополу­чии.

Взаимное благополучие побуждает к любви.

Не имеющий любви, имеет зверский нрав и потерял разум.

Никакая деятельность человека не приносит пользы, если нет любви.

Без любви никакие дарования не имеют значения.

Без любви никакие добрые дела не помогут.

Без любви не бывает ДОБРА.

Если СЕРДЦЕ не согрето любовью, то ХРИСТИАНИНУ нет никакой пользы от его БЛАГОЧЕСТИЯ.

Иметь в сердце любовь, и она сохранит нас от всякого зла (8, с.478–496).

Плод любви к Богу – любовь к ближнему

Самым существенным признаком, плодом и следствием любви к Богу является любовь к ближним. Любовь к ближним – это полное отражение любви к Богу. А отсюда явствует, что не любит тот и Бога, кто ближнего не любит (7, с.233).

Не любящий ближнего мертв душой

Христианин, не любящий своего брата, мертв душой, ибо как тело душой, так и душа Духом Христовым оживляется, а где нет христианской братской любви, там нет и Духа Христова (Там же).

Спасение зависит от любви к ближним

Когда Дух Христов отсутствует в душе человека, в ней непременно поселяется другой дух, дух диавольский, который пленяет душу, оскверняет и вытравляет в ней все доброе и святое. Где нет любви, там царствует смерть духовная, за которой последует смерть вечная, когда душа покаянием истинным не воскреснет. Во избежание этой смерти христианин в своей жизни должен снисходительно относиться к окружающим его людям, прощать совершаемые ими погрешности, не гневаться и не скрывать в своем сердце мести, потому что «отмщаяй от Господа обрящет отмщение» (Сир.28,1). Только в таком случае и Господь проявит милосердие к немощам самого христианина. Иными словами, отпущение грехов, а следовательно, и спасение христианина стоит в прямой зависимости от отношения его к окружающим людям. Без любви к ним Бог не принимает от христианина никакой жертвы, более того, такая жертва вместо умилостивления оскорбляет и прогневляет Творца (7, с.233).

Истинная любовь продолжается в вечной жизни

Истинная любовь продолжает свое существование в жизни будущего века. Она здесь начинается, а в совершенстве раскроется лишь в жизни вечной (Там же, с.233–234).

Если бы в мире процветала любовь, человечество избавилось бы от множества зол

Если бы в мире процветала любовь между людьми, человеческое общество не только избавилось бы от множества зол и всевозможных несчастий, как-то: воровства, убийств, обмана, клеветы, насмешек и т.д., но и наслаждалось бы благополучием и Божественным миром (Там же, с.234).

Любовь проявляется независимо от внешнего положения человека

Благотворное действие истинной любви, щедро изливаемой из любвеобильного сердца человека на окружающих, происходит по той причине, что она по внутрен­нему свойству, как имеющая свое начало в Боге, не может пребывать сокрытой, но проявляется независимо от внешнего положения человека. Ее можно сравнить с теплой печью, которая согревает всех, кто бы ни прикасался к ней (Там же).

Кто наш ближний? – Все люди

Все люди без исключения являются нашими ближними, ибо все мы по плоти произошли от одного Адама, имея с ним одно естество, и поэтому нуждаемся во взаимной помощи друг друга, как члены вещественного тела. Но особенно близки между собой христиане, которые единой верой, Крещением и словом Божиим просвещаемы и Единого Бога исповедуют и призывают (Там же).

Как нужно проявлять свою любовь к ближнему

Свою любовь к ближним христианин должен проявлять не на словах толь­ко, но наипаче в добрых делах, подражая своему Искупителю и Спасителю, Который, видя падение и раны, нанесенные врагом рода человеческого – диа­волом, сотворился ближним нашим, сошел с неба, принял зрак раба, и таким образом исцелил нас (Там же).

Любовь – признак истинного христианина

Взаимная любовь является признаком истинного последователя Господа Иисуса Христа, сказавшего: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, Аще любовь имате между собою» (Ин.13,35). Воплощая эти слова в своей жизни, многие последователи Христовы еще на земле сподобились величай­шего дара – соединения с Источником любви – Богом (Там же).

Если нет любви – все подвиги бесплодны

Какими бы дарованиями христианин ни обладал, и каких бы подвигов ни совершал, все это не принесет ему никакой пользы, если он не примет в своей душе твердого решения шествовать спасительным путем любви (Там же).

Любовь воспитывает терпение

Любовь воспитывает в христианине терпение в перенесении обид. Только человек, озаренный любовью, способен любить людей со всеми их недостатка­ми, немощами, он признает их не только равными себе, но и своими братьями и поэтому великодушно прощает обидчику, молится за него, соболезнует и скорбит о его душе. В общении между собой людям трудно бывает не оскор­бить друг друга чем-нибудь, или неосторожным словом, или делом, или каким другим образом. Но христианин первым должен просить прощения, даже если его и серьезно чем-то обидели. Такое поведение последователя Христова будет способствовать созиданию мира и прославлению Того, Кто Своим крестным подвигом и любовью уничтожил зло и водворил мир и радость между людьми. Противоположные же действия неизменно приводят к ссорам, вражде, нена­висти и мести (Там же, с.234–235).

Гнев надо направлять против греха, а не против ближнего

Христианин должен не только не допускать в своей душе возгореться гневу или раздражительности, но и более того – сразу отсекать всякие помыслы, возбуждающие его против ближнего. Хотя человеку и свойственно чувство гнева, но его следует направлять против грехов, а не против человека. Это будет свидетельствовать о великой любви в сердце гневающегося, который ищет не своего, но спасения ближнего. Руководствуясь любовью, христианин в таком случае только сожалеет о заблуждении ближнего и о его неведении. Сердце его будет болезненно мучиться до тех пор, пока грешник не оставит свою греховную жизнь и не вернется ко спасительному пути. Скорбь истинного христианина не дает ему покоя и в том случае, когда он видит людей, оскор­бляющих своей греховной жизнью величие Божие или Его святые заповеди. И наоборот, он радуется истине, согласию и мирной жизни окружающих (Там же, с.235).

Любви чужды страсти

Истинной христианской любви бывают чужды зависть, гордость, самолю­бие. Она «вся любит», потому что во всяком человеке, какой бы националь­ности или нравственного устроения он ни был, она видит образ Всемогущего Бога, Который «солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведныя и неправедныя» (Мф.5,45). Такой любви свойственно доверие ко всякому человеку (7, с.235).

Как достичь совершенной любви

Совершенство достигается человеком не сразу, для этого нужен целожизненный подвиг и полное напряжение всех сил и способностей. Величайшую услугу оказывает в этом делании самопожертвование и принуждение, посред­ством которых христианин сможет достичь с помощью Божией высшего дара любви не только к своим доброжелателям, но и к тем, кто бывает злобно настроен против него (Там же).

Кто любит Бога, тому не страшна даже смерть

Кто любит Бога всем сердцем и стремится духовно соединиться с Ним, тому не страшны никакие препятствия и даже смерть, вместе с апостолом Павлом он желал бы «разрешитися и со Христом быти» (Флп.1,23). Наглядным при­мером здесь могут служить святые мученики (Там же, с.232).

Когда любовь к Богу не истинна

Часто в жизни христиан бывает так, что многие из них желают быть с Господом и получить прославление и блаженство в Его Царствии, однако же исполнять то, что Христом заповедано, и проводить жизнь согласно этим заповедям они не хотят, оправдывая себя невозможностью их исполнения. Это свидетельствует о том, «что Христа истинно не любят» (Там же).

Любовь во Христе и любовь человеческая

Любить во Христе друг друга похвально, но если плотские пожелания берут верх над человеком, то это уже будет любовь не во Христе, а человеческая, то есть здесь мы, пожалуй, нарушаем закон Божий. Но если мы его нарушаем, то для нас остается единственное средство – осознать свои поступки и по­просить у Бога прощения. Ведь человек, живя на земле, постоянно стремится удовлетворять свои желания, а о душе и о ее запросах забывает. Хорошо жить свято, но не каждый это может исполнить, и если так, то не следует забывать и как можно чаще приступать к Исповеди, посредством которой мы снова сможем приобрести мир с Богом и любовь между собой (3, с.59).

Жить для других – долг любви

Вторая тайна земной жизни и Божией помощи связана с вопросом служе­ния ближним. Облегчить свою жизнь мы сможем, если будем жить не только для себя, но и для других, то есть во имя Бога и ближних. Многие люди в тяжелые минуты своей жизни жестоко страдают. Именно они в этот момент, как никогда, имеют нужду в соучастии и сострадании другого человека. Важно стяжать в себе сердце, горящее огнем любви Божественной и человеческой. Нужно, по апостолу, духом гореть, Господеви работать, в молитве пребы­вать, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср.: Рим.12, 11–15). Именно служение ближним должно быть самоотверженным, бескорыстным, потому что честь и блага земной жизни проходят как сон, как пылкая мечта. Любить добро, стремиться к жизни вечной – вот наша цель и духовная кра­сота! А те, ради которых мы будем трудиться, всегда вспомнят о нас, и если не здесь на земле, то в день пришествия Сына Человеческого. А это, в свою очередь, сделает нашу жизнь не столь уже тяжелой и безотрадной, а наобо­рот, она будет легкой и радостной. Жить для других – это долг любви. А любовь пребывает вовеки. Пребывающий же в любви – в Боге пребывает. Вот это и есть та благодатная сила, которая не мыслит зла и побуждает нас, по Апостолу, друг друга тяготы носить (Гал.6,2). И это надо делать во имя того, что Христос возлюбил нас прежде сложения мира. Во имя Иисуса Христа и ради близких людей нам будет легче нести труды и подвиги. Это третья тайна жизни (26, с.395).

* * *

Прилагайте старания друг друга любить, уважать и друг другу помогать (3, с.57).

Дома со своими родными надо жить в мире и любви. Быть им не в тягость, а в радость. Это угодно Богу и спасительно для души (Там же, с.59).

Любовь между людьми приобретается посредством Исповеди

Не следует забывать как можно чаще приступать к Исповеди, посредством которой мы снова сможем приобрести мир с Богом и любовь между собой (Там же).

Любовь преодолевает все искушения

Объединимся друг с другом во Христову любовь, и тогда мы сможем преодо­леть все искушения вражии (Там же, с.80).

Как водворить в душе любовь к Богу и людям

Будем любить Бога и возносить к Нему наши повседневные молитвы, прося помощи для преодоления всех греховных наклонностей и страстей. И тогда в нашей душе водворится мир и любовь к Богу и людям (Там же, с.82).

Только любовью можно постигнуть внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное общение (5, с.16).

Любовь не превозносится, не гордится, выше других себя не почитает, но перед всеми смиряется, всем послушна, покорна, снисходительна. Любовь, по учению св.отцов, есть отрицание всех страстей и вселяется в сердце по из­гнании их. Она не только истребляет страсти, пороки, но даже не дозволяет им получить начало.

«Любовь не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине». Она все покрывает по своему долготерпению и кротости, что бы ни случи­лось прискорбное и трудное, хотя бы то были обиды, смерть или что-нибудь другое. Любовь покрывает грехи, немощи, недостатки и слабости других, к чему и призван пастырь, не только не разглашает, но прикрывает все то до­брым словом (Там же, с.167).

Любовь к ближним рождает ревность о спасении их, заставляет непрерывно поучать их и заботиться о них (32).

Братская любовь не кичится, а созидает (Там же, с.256).

Любовь, о которой говорит Иоанн Богослов, заключается в том, чтобы носить немощи друг друга, прощать обиды (19, с.27)

Почему мы обязаны любить всех людей

Все человечество искуплено Кровью Сына Божия. И поэтому наша святая обязанность любить всех людей независимо от их национальности и вероисповедания. К чему призывает всех христиан апостол Павел: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1Тим.2,1). Следует также отметить, что прошением «о мире всего мира» Церковь умоляет Бога удалить от всех людей всякие смуты, раздоры и войны. Эти и другие подобные нестроения нарушают общую гармонию человеческой жизни и приносят огромные страдания живущим на земле (9, с.389).

Любовь к людям – неотразимое оружие

В деятельности апостолов первое место занимала любовь к людям, потому что именно эта добродетель является неотразимым оружием в руках служи­телей Христовых (7, с.200).

Воспитание в себе любви требует подвига

Воспитание в себе любви требует от человека большого подвига и нравственных сил, однако он должен принуждать себя к этому, потому что только нуждницы восхищают Царство Небесное (Мф.11,12) (7, с.323).

В ком любовь – в том нет зависти

Любовь, по апостолу Павлу, «не завидует» (I Kop.13,4). Следовательно, в ком господствует любовь к Богу и людям, кто всегда состраждет и почитает своего ближнего, как самого себя, в том никогда не сможет найти для себя прибежища зависть (7, с.323).

Добродетель любви существеннее всего влияет на терпение

Самое существенное влияние на формирование и совершенствование терпения оказывает добродетель любви. Кто любит ближнего, тот не мстит за обиду, но великодушно переносит и даже молится за обидчика, сожалея о нем, как о подпавшем влиянию диавола (2.234) (7, с.282).

Какое свойство имеет любовь

Любовь имеет такое свойство, что она «любителя соединяет с любимым» (7, с.228).

Все стороны человеческой жизни способна преобразовать и улучшить одна любовь

Одна любовь бывает способна преобразовать и изменить к лучшему все стороны человеческой жизни. Вот почему любовь можно назвать не только корнем и источником всех благ и всего доброго (2.283), но и матерью всех радостей (5.235)(7, с.228).

Жизнь, устроенная по закону любви, подобна раю земному

Достойны похвалы семьи, города и даже государства, которые устрояют жизнь согласно закону любви. Поистине жизнь там подобна «раю земному, радости и сладости исполненному». И далее, основываясь на высказывании святого Иоанна Златоуста, святитель Тихон Задонский заключает: «Ежели бы вси в свете друг друга любили, не надобно бы было ни законов, ни судов, ни казней, и ничего сим подобного, понеже всякое бы зло так удалено было, что и самое имя греха неизвестно бы было» (2.340) (7, с.228).

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ

Смотреть что такое «ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ» в других словарях:

  • ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ — провозглашенная христианством этическая ценность, которая соответствовала осн. этической ценности древности – справедливости, Являясь вместе с тем более широкой по содержанию. Любовь к ближнему означает, что одна личность заступается за другую,… … Философская энциклопедия

  • ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ — Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Апостол Иоанн 1 е соборное послание, 4, 20 Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга. Джонатан… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • Любовь к ближнему — (Аhават Исраэль) Наш долг любить каждого еврея, заботиться о нем и его достоянии, как сказано: …люби ближнего, как самого себя… (Лев. ХIХ, 18). А еще говорили наши мудрецы: Не делай ближнему то, что тебе ненавистно . А в Сифрей находим:… … Энциклопедия иудаизма

  • Любовь к ближнему — человеколюбие. Не только явно, но и тайно люби ближнего своего (Марк Подвижник). Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Евангелие). Благодарить Бога должно не только за свои успехи в добре, но и за успехи других… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ — одна из осн. религ. нрав ств. обязанностей христианина, сформулированная в виде божеств, заповеди, к рая зафиксирована как в Ветхом завете (Лв. 19:18), так и в Новом завете (Мф. 22:39). Человеколюбие рассматривается христианством как производное… … Атеистический словарь

  • ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ (1988) — «ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1988, цв., 80 мин. Сатирическая комедия. По рассказам Леонида Андреева «Монумент» и «Любовь к ближнему». Фильм состоит их двух новелл: «Монумент» и «Любовь к ближнему». Фильм был отмечен… … Энциклопедия кино

  • ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ (1991—1994) — «ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ», Россия, ВГИК, 1991 1994, цв., 25 мин. Новелла. По одноименной пьесе Леонида Андреева. Развеселая жизнь в дореволюционном трактире. Сытые дамы и господа предвкушают падение и гибель неведомого аэронавта. Однако лубочные… … Энциклопедия кино

  • Партия за любовь к ближнему, свободу и многообразие — Partij voor Naastenliefde, Vrijheid en Diversiteit Логотип организации … Википедия

  • ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку… … Философская энциклопедия

  • Любовь (христианская добродетель) — … Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *