Любушка Рязанская блаженная

Скачать эту статью

Однажды на могилку к Любе Рязанской пришел один военный человек, он привел могилку в порядок и на свои средства приобрел и установил крестик и ограду. Никто не мог понять кто он, и почему пришел к Любе. Тогда же он рассказал, что когда был сильно болен, во сне к нему явилась блаженная Любушка и сказала ему, чтобы он поехал в Рязань и нашел ее могилку.

После того, как военный выполнил все, что попросила его Люба, он получил исцеление. После этого события он каждый год приезжает к Любушке на могилку и заказывает ей панихиду.

Блаженная Любушка Рязанская — святая Русской православной церкви. День памяти блаженной Любови — 8/21 февраля.

Любовь Рязанская родилась в городе Рязани в 1852 году

Любовь Семеновна Сухановская родилась в Рязани 28 августа 1852 года, житие сообщает, что она рано осталась без отца

Любовь Семеновна Сухановская родилась в Рязани 28 августа 1852 года. Любовь Рязанская была крещена священником, храма Николы Долгошея Петром Павловым.

Житие Любови Рязанской сообщает, что у нее рано умер отец, и ее мать — Мария Ивановна Сухановская стала жить вместе со своими детьми во флигеле у дома жены одного псаломщика.

По воле Божией с самого детства Любовь была лишена возможности передвигаться. Но и для нее пришло время, когда Господь спас ее. В 15 лет она получила чудесное исцеление. Тогда они жили недалеко от женского монастыря в небольшом домике.

В комнате, где лежала Люба, была икона Святителя Николая. Каждый день она молилась ему об исцелении. Однажды, когда мать Любы вернулась домой, она увидела свою дочь, стоявшую на своих ногам.

Когда мать бросилась к Любе, она стала спрашивать у нее, а в ответ услышала:

«Явился Угодник Божий Николай Чудотворец и говорит мне: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй». Я поднялась твёрдо на ноги, а он стал невидим».

После этого мать пошла к приходскому священнику и стала рассказывать ему о чудесном исцелении. Также она попросила благословить Любу на подвиг юродства. После чего священник ей сказал: «Воля Божия, не задерживай дочь, отпусти её, и пусть она идёт и юродствует…».

После своего исцеления, Люба стала нести тяжкий крест юродства

С того времени Люба стала нести тяжелый крест. Она стала ходить по всем храмам и монастырям города Рязани. Все любили ее как родную. Однажды у нее появилось желание, уйти в более уединенное место, чтобы ничего не отвлекало ее от молитвы.

Тогда Люба решила заточить себя между печкой и стеной в своем собственной доме. Через три года она получила благословение, и вышла к людям. К тому времени уже многие знали о блаженной Любови.

После своего исцеления, Люба стала нести тяжкий крест юродства. К тому времени ее многие уже знали

Ко многим Люба заходила без приглашения. Порой из ножниц и бумаги она делала различные фигурки. А затем оставляла это у хозяина дома. Именно так она предсказывала. Кому она давала лошадку — то люди знали, что им предстоит тяжелая дорога, кому давала веночек — означало замужество.

В 1917 году произошло странное событие. Люба ходила по городу и кричала: «Стены иерихонские падают, стены иерихонские падают!». Тогда сразу все поняли, о чем говорила блаженная Люба. Тогда в Казанском Монастыре было много пожилых монахинь. Вскоре она им сказала, что свои косточки они точно оставят в монастыре, а вот другие люди нет. Через некоторое время монастырь закрыли.

Однажды Люба подарила двум девочкам бумажные иконки. У одной была иконка святого Александра Невского, а у другой — Благоверной Анны Кашинской. Вскоре первая девочка вышла замуж за мужчину с именем Александр, а вот вторая девочка пошла по стопам Анны Кашинской. Она очень рано овдовела, и одна на себе держала двоих деток.

21 февраля 1920 года блаженная Любовь мирно отошла к Богу

Одна женщина по имени Лиза М. вспоминает, что произошло за три недели до смерти Любушки. Люба Рязанская пришла к ней домой и сказала:

«… Лизонька, я ведь скоро умру, а ты за меня Богу молись, ходи на мою могилку, песочек бери, а гроб мой оббей розовым». Я её спрашиваю: «Песочек-то зачем мне?» И вижу, как после этих слов словно какая-то тень прошла по её лицу. Задумалась она не минутку и говорит: «Всё же бери песочек, насыпай в банку с цветами и в доме будет благодать». Когда Любушка умерла, я была на работе. Вернувшись домой, узнала о её смерти и тотчас пошла к ней… Я вспомнила просьбу Любушки – обить гроб розовым – и загоревала: как же исполнить её просьбу? Умерла она в 1921 году. В магазинах тогда ничего не было. Материю продавали по талонам, а наша семья уже всё отоварила… Пришла в магазин, стала говорить с заведующим: «Мне бы у вас хотя бы марли купить: гроб надо знакомой старушке обить…» Заведующий позвал мальчика-ученика: «Миша, там, на полке есть у нас розовая марля, ступай принеси»… Смотрю, несёт мальчик целый ворох марли красивого густо розового цвета… Так обили её «Домик» в розовый цвет… Так исполнилось предсмертное желание Любушки…».

21 февраля 1920 года, блаженная Любовь мирно отошла к Богу. В некоторых источниках указывается 1921 год. Говорили, что после смерти Любы, в день ее похорон было огромное количество народу.

На улицах было просто не протолкнуться. Сестра Любы узнала об ее кончине, когда увидела, сколько людей провожает ее в последний путь. Говорили также, что о своей кончине блаженная знала заранее.

Существует очень много рассказов об исцелении от Любушки Рязанской

Почитатели Любы поставили памятник на ее могиле. Но спустя несколько лет его не стало. Вскоре стало известно, что на могилку пришел один военный человек, он привел могилку в порядок и на свои средства приобрел и установил крестик и ограду. Никто не мог понять кто он, и почему пришел к Любе.

Тогда же он рассказал, что когда был сильно болен, во сне к нему явилась блаженная Любушка и сказала ему, чтобы он поехал в Рязань и нашел ее могилку. После того, как военный выполнил все, что попросила его Люба, он получил исцеление. После этого события он каждый год приезжает к Любушке на могилку и заказывает ей панихиду.

Так выглядит часовня, которая была поставлена над могилой Любови Рязанской

Одна женщина по имени Валентина вспоминает, как очень долгое время она была больна. Врачи не могли ей помочь, и тогда во сне она увидела женщину, которая сказала, что поможет ей, если она придет к ней на могилку. Валентина согласилась.

Тогда женщина сказала, что если она готова на это, то получит исцеление. После чего сказала ей, кто она на самом деле, что зовут ее Люба Рязанская. Валентина приехала в храм и заказала молебен о здравии, как и сказала ей Люба. Затем она приехала на могилку к блаженной и оставила крупное пожертвование на ремонт часовни на могиле блаженной.

В 1987 году Любовь была причислена к Собору Рязанских святых.

В настоящее время мощи Любови Рязанской находятся в храме святителя Николая Чудотворца

В настоящее время, где мощи Любушки Рязанской находятся? С 1998 года и по сей день мощи Любови Рязанской находятся в храме святителя Николая Чудотворца в городе Рязань.

Чтобы к ним приложиться, нужно прийти по адресу: город Рязань, улица Циолковского, дом 8. Частицы ее мощей есть в Благовещенском храме по адресу: город Рязань, улица Затинная, дом 58.

Святая Любушка Рязанская помогает в укреплении веры

Многие люди обращаются в Любови Рязанской, и по сей день. Многие чудеса происходят и в настоящее время. В чем помогает еще блаженная Любовь? Святая помогает:

  • в исцелении от различных болезней;
  • в укреплении веры;
  • в становлении на путь истинный.

Мощи Любы Рязанской находятся в городе Рязани

Любови Рязанской написан акафист

Любови Рязанской написан акафист, который читается во время ее дня памяти. Акафист каждый может читать и дома.

Акафист святой блаженной Любови Рязанской:

Кондак 1

Избранная от юных лет любовию Христовою, Егоже ради в подвизе юродства просиявшая, молитвеннице и заступнице дивная земли Рязанския, святая блаженная мати наша Любовь, хвалебное пение приносим ти, чтущии святую память твою, ты же ныне предстоящи со дерзновением Царю и Владыце всяческих, не престай взывати к Милостивому Спасу о нас, зовущих ти:

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Икос 1

Ангелом подражавшая в земном житии своем, еще от купели Любовию наречена бе, и, сию добродетель измлада стяжавши, безумием мнимым безумие мира презрела еси, темже призри на молитвы с любовию глаголющих тебе сице:

Радуйся, от святыя купели Любовию нареченная; радуйся, сею добродетелию щедро обогащенная. Радуйся, от страждущия твоея плоти скорбь терпевшая; радуйся, пред образом Святителя Николая молитвы возносившая.

Радуйся, чрез святаго угодника Божия исцеления сподобльшаяся; радуйся, по егоже глаголу в ризу юродства облекшаяся. Радуйся, подвиг сей яко крест свой на рамена вземшая; радуйся, во след за Христом его тако понесшая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 2

Видящи матерь твоя, блаженная Любовь, дивное твое исцеление, и, чудящися таковому странному тебе явлению, обуреваема сомнениями, шедше во храм, в немже вразумися пресвитером, рекшим: се воля Господня, темже благослови тя на подвиг сей многотрудый, Богу воспев: Аллилуиа.

Икос 2

Разум юродством сокрывшая в суетной жизни града большаго, смирением пламень страстей погашала еси, богоблаженная мати, тайных молитв твоих слезы и воздыхания кто изочтет? Мы же, сие воспоминающе, зовем тебе сице:

Радуйся, образ терпения и незлобия явившая; радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывшая. Радуйся, чуждая миру, сущих же в нем не чуждавшаяся; радуйся, о людех скорбящих Богу молившаяся.

Радуйся, в доме своем добровольно себе затворившая; радуйся, дивный сей подвиг от нас утаившая. Радуйся, пути указание от Бога приявшая; радуйся, на путь сей с радостию вступившая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 3

Силою Вышняго укрепляемая и промышлению Его повиновавшаяся, блаженная мати Любовь, ближним своим послужити хотящи, домашний затвор свой оставила еси и, яко истинная угодница Божия, непрестанно взывала еси Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи в себе, о блаженная мати, огнь любве Божественныя, возсияла еси яко светильник на свещнице, тьму наших грехов просвещая, и, подобно безплотным Ангелом, всегда воспаряла еси горе. Мы же во умилении глаголем тебе сицевая:

Радуйся, странствию Христову поревновавшая; радуйся, стогны града Рязани прохождавшая. Радуйся, суеты земнаго мира отвергшаяся; радуйся, сладости райския вкусити сподобившаяся.

Радуйся, жилище твое ради служения людям презревшая; радуйся, Небеснаго крова взыскавшая и получившая.

Радуйся, вся красная мира ни во что же вменившая; радуйся, таковою жизнию любовь Божию людям показавшая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 4

Буря мирской суеты не возмогла есть поглотити тя, богомудрая Любовь, ты бо яко по суху пешешествовала еси по бездне житейскаго моря, уподобившися Спасителю нашему, благодарственно поя Тому: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и видяще жители града Рязани таковое житие твое богоугодное, с любовию тя приимаху под кровы своя. Ты же чудесно их вразумляла еси, странным образом показующи уготованное им от Господа. Помози и нам, блаженная мати, творити волю Его всеблагую, да тако тя величаем:

Радуйся, граду Рязани дивное украшение; радуйся, яко от беззаконий наших приводиши ны в сокрушение.

Радуйся, грядущая, яко близ сущая, созерцавшая; радуйся, славы людския яко змия лукавствия избегавшая.

Радуйся, мудростию на благое нас наставляющая; радуйся, потемненныя очи душ наших просвещающая.

Радуйся, страсти яко гонителя фараона потопившая; радуйся, благодать Святаго Духа яко манну Небесную вкусившая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 5

Боготканною одеждою благодати облаченная, не взирала еси на лица и звания. Ни на почести временныя, мати наша, избегающи похвал и тщеславия, научи же и нас о единей славе Небеснаго Царствия пещися и Единому в Троице Богу славу возносити, вопия Тому: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше людие благочестивые многотрудное твое странствие, егда во утруждении на ступенях домов отдохнути тебе приключалося еси, хотяще умалити страдания твоя, брашно и питие приношаху. Ты же, подвиг свой сохранити желающи, блаженная мати, убогим сия раздавала еси. Мы же, дивящеся нищете твоей вольней, с любовию поем ти таковая:

Радуйся, юрода словущи, мудрости нас наставляеши; радуйся, яко безумие мира юродством обличаеши.

Радуйся, сладость райскую в нищете духовной вкусившая; радуйся, ради тоя сладости вся земная нивочтоже вменившая.

Радуйся, поношений и насмеяния к сердцу своему не допускавшая; радуйся, вся приносимая тебе нищим раздававшая.

Радуйся, нестяжанию нас научающая; радуйся, богатство свое во Царстве Небеснем собравшая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 6

Проповедница велегласная явилася еси, богоблаженная мати, егда в годину смутную грядущия на нас напасти заведомо прорекла еси. Но и в тяжкия дни испытаний, егда мнози, страхом объяты бывше, бежаша, образом своим научала еси вопияти с надеждой Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия яве истинность словес твоих, в притче глаголанных, егда падоша стены иерихонския и держава Российская предана бысть поруганию. Умоли же Христа Владыку, о блаженная мати, да поможет нам иго сие понести и страдания наша умалит. Мы же тако тя ублажаем:

Радуйся, посреде напастей нас не оставляющая; радуйся, страсти наша Небесною прохладою орошающая.

Радуйся, из пучины отчаяния нас изводящая; радуйся, к тихому пристанищу нас приводящая.

Радуйся, уныние сердец наших возвеселяющая; радуйся, изнемогающия силы наша ободряющая.

Радуйся, во времена гонений твердо в вере стоявшая; радуйся, на милость Божию уповати нас научающая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 7

Хотя проявити величие любве и милосердия Своего к падшему роду человеческому, егда приближися время разорения обители Казанския от безбожник, не остави Господь в печали раб Своих и посла тя, блаженная мати наша Любовь, во утешение сестрам скорбящим, да тыя во дни искушений не отчаянием повергаются, но напасти сносяще безропотно, Богу хвалебную песнь воспоют: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо явивше еси, достоблаженная мати, егда сестрам, во смятении сущим, грядущее прорекла еси и слезныя рыдания их умалила еси надеждою несумненною на Заступницу Матерь Божию. Сие убо изволение похваляюще, зовем ти тако:

Радуйся, во ограду Казанския обители входившая; радуйся, тамо в келиях долгия дни пребывавшая.

Радуйся, во страдании сущих утешавшая; радуйся, в бедах и напастех отраду подававшая.

Радуйся, Христовых избранниц на путь к Небесному Жениху наставлявшая; радуйся, тяготы узкаго пути с ними разделявшая.

Радуйся, яко путь грядущий им прорекла еси; радуйся, наказавшая путь сей благодаряще Бога проити.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 8

Странно и дивно бе житие твое непорочное, великими знаменьми бо многих от сна греховнаго возставляла еси к покаянию: овым исцеления подаваше, овым же скорую кончину возвещаше, иных же тайныя помыслы обличаше. Темже молим тя, Любовь блаженная, просвети нашу тьму безверия, ко исправлению нас наставляющи, да на Страшнем Судище Христове не постигнет нас участь шуия, но да сподобимся со избранными Всемогущему Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 8

Вся исполньшися любве Божественныя, даров Святаго Духа вместилище явилася еси: скорбящих утешающая, немощных защищающая, нищих оделяющая, недужных же исцеляющая, сего ради вопием ти:

Радуйся, сирым и убогим помогавшая; радуйся, бедных и вдовиц окормлявшая. Радуйся, немощных верное защищение; радуйся, недужных скорое исцеление.

Радуйся, теплыя молитвы за ны возносящая; радуйся, тем и всех нас к Богу прибегати научающая. Радуйся, дара прозорливости крайним смирением стяжавшая; радуйся, туне от сего дара требующим раздававшая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 9

Вся добродетелей исполнена бывши, Любовь блаженная, с молитвою на устех предала еси дух твой в руце Божии, Иже всели тя в Небесныя обители, идеже Ангельстии чини и святых собори радостно прияша тя. Ты же испроси и нам у Господа мирную кончину Христианскую, да воспоем Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанныя недоумеют, како восхвалити тя, досто-блаженная мати, ибо пачеестественная многая преславная чудодействия еще в житии своем показала еси, но и по преставлении тоя благодатию Божиею творити не престаеши. Мы же, любовию понуждаеми, дерзаем пети тебе сице:

Радуйся, многими добродетельми украшенная;

радуйся, молитвеннице наша пред Богом дерз-новенная. Радуйся, тесным путем юродства до врат Небесных шедшая; радуйся, в чертог Небеснаго Жениха во гласе радования возшедшая.

Радуйся, дивная мати, благия памяти достойная; радуйся, по блаженней кончине твоей Богом возвеличенная.

Радуйся, века сего суемудрия отвергатися ны научающая; радуйся, чтущим любовию память твою в бедах и скорбех помогающая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 10

Спастися хотяй всем Господь откры чрез кончину твою благодатную, како достоит готовыми быти ко преставлению, егда девице некоей наказала еси, блаженная мати наша Любовь, гроб твой розовым тканием облещи, ибо не печаль, но радость в смертнем часе прияти сподобилася еси. Тако и ныне в Горнем Иерусалиме пребывающи, радостне поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною непроходимою жители рязанския в рыдании и горести о сиротстве своем заполниша стогны града нашего, блаженная Любовь, уразумеюще тела твоего погребальное шествие, мняху бо ся оставленны быти твоим заступлением. Мы же, ныне празднующе память твою, прибегаем к молитвенному покрову твоему и в надежде восхваляем тя звании сими:

Радуйся, Царство Небесное унаследившая; радуйся, любовию Божественною блаженство безсмертныя жизни нам открывающая. Радуйся, яко злато в горниле, искусившаяся; радуйся, яко всеплодие жертвенное прият тя Господь.

Радуйся, венче, из мира, радования и благости сплетенный; радуйся, многоценная кадильнице, фимиам хвалы к Богу возносящая. Радуйся, лампадо, к Богу сердцем своим горящая; радуйся, сосуде благодати неизсякаемый.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 11

Пение сие похвальное, аще бы и тьмочисленное приношахом ти, мати наша Любовь, не довлело бы к прославлению добродетелей и чудес твоих, обаче хвалу Богу возсылающе за вся, яже во святых Своих нам являет, Тому поем: Аллилуиа.

Икос 11

Трисиянным светом осияваема, со всеми святыми предстоиши ныне на Небеси Престолу Царя царствующих, Любовь многоблаженная, и оттуду, яко светозарное светило, просвещаеши землю Рязанскую, разгоняющи мрак заблуждения и показующи путь к Небесному блаженству. Сего ради прославляюще тя, глаголем:

Радуйся, пророком еси сопричастница; радуйся, с преподобными пребываеши. Радуйся, праваго пути верная наставнице; радуйся, чистоты и целомудрия предивная хранительнице.

Радуйся, Солнцем Правды озаренная; радуйся, простотою смиренномудрия благоукрашенная.

Радуйся, мглу сомнений наших разгоняющая; радуйся, свеще, горением к Богу сердца наша возжигающая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 12

Благодати обилие прияла еси, многоблаженная, по обилию любве твоея ко Христу Богу, ныне же прилежно взываем к тебе, мати наша Любовь, пролей теплую о нас ко Господу нашему молитву, да сохранит Церковь Свою Святую невреждену от ересей и расколов и вся Православныя да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще пресветлую память твою, восхваляем тя, блаженная мати Любовь, обаче не могуще достойне изобразити высоту смирения и любве твоея к нам, с благоговением и радостию зовем ти:

Радуйся, свободу от всякия тщеты улучившая; радуйся, многим очи духовная и сердца к покаянию открывшая. Радуйся, в скитаниих жизнь проведши, к желанному Раю пришедшая; радуйся, любимаго Господа узревшая.

Радуйся, яко никая скорбь, ни теснота не возмогоша тя разлучити от любве Христовы; радуйся, явившая нам, како любовь Божественная приводит к жизни вечной. Радуйся, приявшая на ся безумие Христа ради; радуйся, обретшая мудрость во Христе.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 13

О блаженная мати наша Любовь, хранительнице и заступнице земли Рязанския, приими ныне малое сие моление наше и призри на прилежно просящия тя, ты бо еси молитвенное к Богу предстательство наше.

Испроси нам у Христа чистоту телесную и душевную, да в мире и покаянии прочее время живота скончавше, достигнем Небесных обителей, идеже с тобою и всеми святыми сподобимся воспевати в Троице славимому Богу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.)

Акафист святой блаженной Любови Рязанской

Кондак 1

Избранная от юных лет любовию Христовою, Егоже ради в подвизе юродства просиявшая, молитвеннице и заступнице дивная земли Рязанския, святая блаженная мати наша Любовь, хвалебное пение приносим ти, чтущии святую память твою, ты же ныне предстоящи со дерзновением Царю и Владыце всяческих, не престай взывати к Милостивому Спасу о нас, зовущих ти:

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Икос 1

Ангелом подражавшая в земном житии своем, еще от купели Любовию наречена бе, и сию добродетель измлада стяжавши, безумием мнимым безумие мира презрела еси, темже призри на молитвы с любовию глаголющих тебе сице:

Радуйся, от святыя купели Любовию нареченная.

Радуйся, сею добродетелию щедро обогащенная.

Радуйся, от страждущия твоея плоти скорбь терпевшая.

Радуйся, пред образом святителя Николая молитвы возносившая.

Радуйся, чрез святаго угодника Божия исцеления сподобльшаяся.

Радуйся, по егоже глаголу в ризу юродства облекшаяся.

Радуйся, подвиг сей яко крест свой на рамена вземшая.

Радуйся, во след за Христом его тако понесшая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 2

Видящи матерь твоя, блаженная Любовь, дивное твое исцеление, и чудящися таковому странному тебе явлению, обуреваема сомнениями, шедше во храм, в немже вразумися пресвитером, рекшим: се воля Господня, темже благослови тя на подвиг сей многотрудный, Богу воспев: Аллилуиа.

Икос 2

Разум юродством сокрывшая в суетной жизни града большаго, смирением пламень страстей погашала еси, богоблаженная мати, тайных молитв твоих слезы и воздыхания кто изочтет? Мы же сие воспоминающе, зовем тебе сице:

Радуйся, образ терпения и незлобия явившая.

Радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывшая.

Радуйся, чуждая миру, сущих же в нем не чуждавшаяся.

Радуйся, о людях скорбящих Богу молившаяся.

Радуйся, в доме своем добровольно себе затворившая.

Радуйся, дивный сей подвиг от нас утаившая.

Радуйся, пути указание от Бога приявшая.

Радуйся, на путь сей с радостию вступившая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о

душах наших.

Кондак 3

Силою Вышняго укрепляемая и промышлению Его повиновавшаяся, блаженная мати Любовь, ближним своим послужити хотящи, домашний затвор свой оставила еси, и яко истинная угодница Божия, непрестанно взывала еси Богу: Аллилуия.

Икос 3

Имущи в себе, о блаженная мати, огнь любве Божественныя, возсияла еси яко светильник на свещнице, тьму наших грехов просвещая, и подобно безплотным ангелом всегда воспаряла еси горе. Мы же во умилении глаголем тебе сицевая:

Радуйся, странствию Христову поревновавшая.

Радуйся, стогны града Рязани прохождавшая.

Радуйся, суеты земнаго мира отвергшаяся.

Радуйся, сладости райския вкусити сподобившаяся.

Радуйся, жилище твое ради служения людям презревшая.

Радуйся, Небеснаго крова взыскавшая и получившая.

Радуйся, вся красная мира ни во что же вменившая.

Радуйся, таковою жизнию любовь Божию людям показавшая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 4

Буря мирской суеты не возмогла есть поглотити тя, богомудрая Любовь, ты бо яко по суху пешешествовала еси по бездне житейскаго моря, уподобившися Спасителю нашему, благодарственно поя Тому: Аллилуия.

Икос 4

Слышаще и видяще жители града Рязани таковое житие твое богоугодное, с любовию тя приимаху под кровы своя. Ты же чудесно их вразумляла еси, странным образом показующи уготованное им от Господа. Помози и нам, блаженная мати, творити волю Его всеблагую, да тако тя величаем:

Радуйся, граду Рязани дивное украшение.

Радуйся, яко от беззаконий наших приводиши ны в сокрушение.

Радуйся, грядущая, яко близ сущая созерцавшая.

Радуйся, славы людския, яко змия лукаваго избегавшая.

Радуйся, мудростию на благое нас наставляющая.

Радуйся, потемненныя очи душ наших просвещающая.

Радуйся, страсти яко гонителя фараона потопившая.

Радуйся, благодать Святаго Духа яко манну Небесную вкусившая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 5

Боготканною одеждою благодати облаченная, не взирала еси на лица и звания, ни на почести временныя, мати наша, избегающи похвал и тщеславия, научи же и нас о единей славе Небеснаго Царствия пещися, и Единому в Троице Богу славу возносити, вопия Тому: Аллилуия.

Икос 5

Видевше людие благочестивыя многотрудное твое странствие, егда во утруждении на степенях домов отдохнути тебе приключалося еси, хотяще умалити страдания твоя, брашно и питие приношаху. Ты же, подвиг свой сохранити желающи, блаженная мати, убогим сие раздавала еси. Мы же, дивящеся нищете твоей вольней, с любовию поем ти таковая:

Радуйся, юрода словущи, мудрости нас наставляеши.

Радуйся, яко безумие мира юродством обличаеши.

Радуйся, сладость райскую в нищете духовной вкусившая.

Радуйся, ради тоя сладости вся земная нивочтоже вменившая.

Радуйся, поношения и насмеяния к сердцу своему не допускавшая.

Радуйся, вся приносимая тебе нищим раздававшая.

Радуйся, нестяжанию нас научающая.

Радуйся, богатство свое во Царстве Небеснем собравшая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 6

Проповедница велегласная явилася еси, богоблаженная мати, егда в годину смутную грядущия на нас напасти заведомо прорекла еси. Но и в тяжкия дни испытаний, егда мнози, страхом объяты бывше, бежаша, образом своим научала еси вопияти с надеждою Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявше яве истинность словес твоих, в притче глаголанных, егда падоша стены иерихонския и держава Российская предана бысть поруганию. Умоли же Христа Владыку, о блаженная мати, да поможет нам иго сие понести и страдания наша умалит. Мы же тако тя ублажаем:

Радуйся, посреде напастей нас не оставляющая.

Радуйся, страсти наша Небесною прохладою орошающая.

Радуйся, из пучины отчаяния нас изводящая.

Радуйся, к тихому пристанищу нас приводящая.

Радуйся, уныние сердец наших возвеселяющая.

Радуйся, изнемогающия силы наша ободряющая.

Радуйся, во времена гонений твердо в вере стоявшая.

Радуйся, на милость Божию уповати нас научающая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 7

Хотя проявити величие любве и милосердия Своего к падшему роду человеческому, егда приближися время разорения обители Казанския от безбожник, не остави Господь в печали раб своих и посла тя, блаженная мати наша Любовь, во утешение сестрам скорбящим, да тыя во дни искушений не отчаянием повергаются, но напасти сносяще безропотно, Богу хвалебную песнь воспоют: Аллилуия.

Икос 7

Новое чудо явивше, достоблаженная мати, егда сестрам во смятении сущим, грядущее прорекла еси, и слезныя рыдания их умалила еси надеждою несумненною на Заступницу Матерь Божию. Сие убо изволение похваляюще, зовем ти тако:

Радуйся, во ограду Казанския обители входившая.

Радуйся, тамо в келиях долгия дни пребывавшая.

Радуйся, во страдании сущих утешавшая.

Радуйся, в бедах и напастех отраду подававшая.

Радуйся, Христовых избранниц на путь к Небесному Жениху наставлявшая.

Радуйся, тяготы узкаго пути с ними разделявшая.

Радуйся, яко путь грядущий им прорекла еси.

Радуйся, наказавшая путь сей благодарящи Бога проити.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 8

Странно и дивно бе житие твое непорочное, великими знаменьми бо многих от сна греховнаго возставляла еси к покаянию: овым исцеления подаваше, овым же скорую кончину возвещаше, иных же тайныя помыслы обличаше. Темже молим тя, Любовь блаженная, просвети нашу тьму безверия, ко исправлению нас наставляющи, да на Страшнем Судище Христове не постигнет нас участь шуия, но да сподобимся со избранными Всемогущему Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 8

Вся исполньшися любве Божественныя, даров Святаго Духа вместилище явилася еси: скорбящих утешающая, немощных защищающая, нищих оделяющая, недужных же исцеляющая, сего ради вопием ти:

Радуйся, сирым и убогим помогавшая.

Радуйся, бедных и вдовиц окормлявшая.

Радуйся, немощных верное защищение.

Радуйся, недужных скорое исцеление.

Радуйся, теплыя молитвы за ны возносящая.

Радуйся, тем и всех нас к Богу прибегати научающая.

Радуйся, дара прозорливости крайним смирением стяжавшая.

Радуйся, туне от сего дара требующим раздававшая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 9

Вся добродетелей исполнена бывши, Любовь блаженная, с молитвою на устех предала еси дух твой в руце Божии, Иже всели тя в Небесныя обители, идеже ангельстии чини и святых собори радостно прияша тя. Ты же испроси и нам у Господа мирную кончину христианскую, да воспоем Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещанныя недоумеют, како восхвалити тя, достоблаженная мати, ибо пачеестественная многая преславная чудодействия еще в житии своем показала еси, но и по преставлении тая благодатию Божиею творити не престаеши. Мы же, любовию понуждаеми, дерзаем пети тебе сице:

Радуйся, многими добродетельми украшенная.

Радуйся, молитвеннице наша пред Богом дерзновенная.

Радуйся, тесным путем юродства до врат Небесных шедшая.

Радуйся, в чертог Небеснаго Жениха во гласе радования возшедшая.

Радуйся, дивная мати, благия памяти достойная.

Радуйся, по блаженней кончине твоей Богом возвеличенная.

Радуйся, века сего суемудрия отвергатися ны научающая.

Радуйся, чтущим любовию память твою в бедах и скорбех помогающая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 10

Спастися хотяй всем Господь откры чрез кончину твою благодатную, како достоит готовыми быти ко преставлению, егда девице некоей наказала еси, блаженная мати наша Любовь, гроб твой розовым тканием облещи, ибо не печаль, но радость в смертнем часе прияти сподобилася еси. Тако и ныне в Горнем Иерусалиме пребывающи, радостно поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною непроходимою жители рязанския, в рыдании и горести о сиротстве своем, заполниша стогны града нашего, блаженная Любовь, уразумеюще тела твоего погребальное шествие, мняху бо ся оставленных быти твоим заступлением. Мы же, ныне празднующе память твою, прибегаем к молитвенному покрову твоему и в надежде восхваляем тя звании сими:

Радуйся, Царство Небесное унаследившая.

Радуйся, любовию Божественною блаженство бессмертныя жизни нам открывающая.

Радуйся, яко злато в горниле искусившаяся.

Радуйся, яко всеплодие жертвенное прият тя Господь.

Радуйся, венче из мира, радования и благости сплетенный.

Радуйся, многоценная кадильнице, фимиам хвалы к Богу возносящая.

Радуйся, лампадо, к Богу сердцем своим горящая.

Радуйся, сосуде благодати неизсякаемый.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 11

Пение сие похвальное, аще бы и тьмочисленное приношахом ти, мати наша Любовь, не довлело бы к прославлению добродетелей и чудес твоих, обаче хвалу Богу возсылающе за вся, яже во святых Своих нам являет, Тому поем: Аллилуиа.

Икос 11

Трисиянным светом осияваема, со всеми святыми предстоиши ныне на Небеси престолу Царя царствующих, Любовь многоблаженная, и оттуду, яко светозарное светило просвещаеши землю Рязанскую, разгоняющи мрак заблуждения и показующи путь к Небесному блаженству. Сего ради прославляющи тя, глаголем:

Радуйся, пророком еси сопричастница.

Радуйся, яко с преподобными пребываеши.

Радуйся, праваго пути верная наставнице.

Радуйся, чистоты и целомудрия предивная хранительнице.

Радуйся, Солнцем Правды озаренная.

Радуйся, простотою смиренномудрия благоукрашенная.

Радуйся, мглу сомнений наших разгоняющая.

Радуйся, свеще, горением к Богу сердца наша возжигающая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 12

Благодати обилие прияла еси, многоблаженная, по обилию любве твоея ко Христу Богу, ныне же прилежно взываем к тебе, мати наша Любовь, пролей теплую о нас ко Господу нашему молитву, да сохранит Церковь Свою Святую невреждену от ересей и расколов и вся православная да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще пресветлую память твою, восхваляем тя, блаженная мати Любовь, обаче не могуще достойне изобразити высоту смирения и любве твоея к нам, с благоговением и радостию зовем ти:

Радуйся, свободу от всякия тщеты улучившая.

Радуйся, многим очи духовныя и сердца к покаянию открывшая.

Радуйся, в скитаниих жизнь проведши, к желанному раю пришедшая.

Радуйся, любимаго Господа узревшая.

Радуйся, яко никая скорбь, ни теснота не возмогоша тя разлучити от любве Христовы.

Радуйся, явившая нам, како любовь Божественная приводит к жизни вечной.

Радуйся, приявшая на ся безумие Христа ради.

Радуйся, обретшая мудрость во Христе.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 13

О блаженная мати наша Любовь, хранительнице и заступнице земли Рязанския. Приими ныне малое сие моление наше и призри на прилежно просящия тя, ты бо еси молитвенное к Богу предстательство наше. Испроси нам у Христа чистоту телесную и душевную, да в мире и покаянии прочее время живота скончавше, достигнем Небесных обителей, идеже с тобою и всеми святыми сподобимся воспевати в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Кондак 13

О блаженная мати наша Любовь, хранительнице и заступнице земли Рязанския. Приими ныне малое сие моление наше и призри на прилежно просящия тя, ты бо еси молитвенное к Богу предстательство наше. Испроси нам у Христа чистоту телесную и душевную, да в мире и покаянии прочее время живота скончавше, достигнем Небесных обителей, идеже с тобою и всеми святыми сподобимся воспевати в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Кондак 13

О блаженная мати наша Любовь, хранительнице и заступнице земли Рязанския. Приими ныне малое сие моление наше и призри на прилежно просящия тя, ты бо еси молитвенное к Богу предстательство наше. Испроси нам у Христа чистоту телесную и душевную, да в мире и покаянии прочее время живота скончавше, достигнем Небесных обителей, идеже с тобою и всеми святыми сподобимся воспевати в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 1

Ангелом подражавшая в земном житии своем, еще от купели Любовию наречена бе, и сию добродетель измлада стяжавши, безумием мнимым безумие мира презрела еси, темже призри на молитвы с любовию глаголющих тебе сице:

Радуйся, от святыя купели Любовию нареченная.

Радуйся, сею добродетелию щедро обогащенная.

Радуйся, от страждущия твоея плоти скорбь терпевшая.

Радуйся, пред образом святителя Николая молитвы возносившая.

Радуйся, чрез святаго угодника Божия исцеления сподобльшаяся.

Радуйся, по егоже глаголу в ризу юродства облекшаяся.

Радуйся, подвиг сей яко крест свой на рамена вземшая.

Радуйся, во след за Христом его тако понесшая.

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 1

Избранная от юных лет любовию Христовою, Егоже ради в подвизе юродства просиявшая, молитвеннице и заступнице дивная земли Рязанския, святая блаженная мати наша Любовь, хвалебное пение приносим ти, чтущии святую память твою, ты же ныне предстоящи со дерзновением Царю и Владыце всяческих, не престай взывати к Милостивому Спасу о нас, зовущих ти:

Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Молитва

О, достоблаженная мати Любовь, угодница Христова! Услыши нас, грешных, молящихся тебе. Приими молитву нашу и принеси ю к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши. Умоли Его благосердие, да сохранит град сей Рязань, в немже, добродетельно поживши, Богу угодила еси, от всех навет вражиих, да не осудит ны по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благое даруемое нам от Всещедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Паки молим тя, блаженная мати наша Любовь, посещай нас, тебе молящихся, в нуждах наших, да тобою заступаеми, сподобимся в день Судный одесную Сына Божия стати твоими святыми молитвами ко Спасу и Пресвятей Его Матери, Преблагословенней Владычице нашей Богородице, от всех родов ублажаемой, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В 1237 году, из-за нашествия Батыя, покончила с собой жена князя Фёдора Юрьевича – царевна Евпраксия, она выбросилась из окна терема с маленьким сыном на руках.
Самоубийца, канонизированная церковью, или жертва политических интриг? Разбираемся с помощью источников и здравого смысла.
Святая благоверная княгиня Евпра́ксия Рязанская (? — 1237 год) — жена Фёдора Юрьевича, князя Рязанского. По рассказам летописей, славилась своей красотой. Во время монголо-татарского нашествия хан Батый, наслышанный о её красоте, пожелал, чтобы её привели к нему. Князь Фёдор отказался привести жену в Орду, за что и был убит по приказу Батыя. Узнав об участи своего мужа (по другим данным — после захвата крепости Батыем, чтобы не остаться на поругание), Евпраксия вместе с ребёнком наложила на себя руки, бросившись с крыши княжеского терема (по другим данным — с колокольни храма св. Николая). Канонизирована Православной церковью. (Википедия)
Начнём с того, что информация, о Евпраксии Рязанской дошла до нас благодаря «Повести о разорении Рязани Батыем», сохранившаяся в списках, самые старшие из которых датируются второй третью XVI века по классификации Д. С. Лихачева. Выходит, что события описывались не современниками. Да и Орды в 1237 году физически не было (государство возникло около 1246г.)
Кроме того, есть ещё несколько моментов, ставящих под сомнение изложенную версию: во-первых, христианство считает самоубийство грехом, а Евпраксия была канонизирована;
во-вторых, в средневековье женщины считали достойным отомстить за смерть близких, а не пытаться свести счёты с жизнью;
в-третьих стоит выяснить, кому же могла быть выгодна смерть молодой княгини и, особенно, наследника…
Этим и займёмся.
О междуусобицах русских князей хорошо известно, как и том, что терпимость и покладистость не относились к фамильным добродетелям наследников Рюрика.
Маршрут Батыя в 1237-1238 годах выглядел следующим образом:
декабрь 1237 – Рязань, Белгород, Пронск;
январь 1238 – Коломна, Москва;
март 1238 – Владимир, потом Козельск.
И татары из Руси уходят на год.
Вернувшись, весной 1239 года они разоряют Чернигов и Киев, а потом Волынь и Галич. Выходит, Батый, во время своего первого похода, практически «проигнорировал» Ярославль, Углич, Новгород, Полоцк, Туров, Смоленск, интересуясь исключительно Рязанским и Владимиро-Суздальским княжествами. Попробуем поискать причины этого в истории самих княжеств.
Начнём с того, что в 1207 году Всеволод III (Большое Гнездо) сжигает Рязань дотла. «Всеволоду донесли, что рязанские князья изменяют, дружат с черниговскими. Великий князь, позвав их на пир, приказал схватить их и в цепях отправил во Владимир… Всеволод поставил здесь сначала своих наместников и тиунов, а потом — сына Ярослава. Но против последнего рязанцы возмутились, и Всеволод опять подошел к Рязани с войском. Приказав жителям выйти из города, он сжег Рязань, а рязанцев расселил по Суздальской земле; той же участи подвергся Белгород.

Два рязанских князя, Изяслав Владимирович и Михаил Всеволодович, избегшие плена, осели на Трубеже (маловероятно — в Пронске) и мстили Всеволоду опустошением окрестностей Москвы, но сын Всеволода, Юрий, разбил их наголову;…».
Сразу возникает ряд вопросов: «Неужели археологи столь точно могут точно датировать пожар, уничтоживший Рязань? После какого из пожаров (если их было два) перенесли столицу в Переяславль?». С моей точки зрения, восстановить нынешнюю Старую Рязань после пожара за 30 лет, да ещё и при массовом «отселении» народа, учинённого Всеволодом, князьям рязанским было просто не под силу.
В 1212 году умирает Всеволод III и находившиеся в заложниках князья отпущены наследовавшим Владимирский престол Юрием Всеволодовичем.
Как гласит история, в 1217 году правящий князь Глеб Владимирович вместе с братом Константином «вступают в союз с половцами и убивает съехавшихся на совет шестерых родственников» (претендентов на княженье). В 1219 году оба вынуждены бежать в степь от «опоздавшего на совет» Ингваря Игоревича, которого активно поддерживает Юрий Всеволодович владимирский. Глеб исчезает в половецких степях, Константин замечен в походах Черниговского княжича, а сын его, именем Евстафий, будет упомянут в числе дружинников Миндовга Литовского.
Уточню, что Ингварь, младший брат его Юрий Игоревичи и старший – Роман Игоревич – были заложниками Всеволода. Источники расходятся во мнениях, куда и когда исчез Роман, который должен был править в Рязани. А причина «избирательности» Глеба, по которой он пригласил Ингваря, но забыл отослать приглашение Юрию, лично мне непонятна.
В результате полновластным владельцем Рязанского княжества становится «счастливо спасшийся» Ингварь Игоревич.
Вернёмся во Владимир. Особого внимания заслуживает личность великого князя владимирского — Юрия Всеволодовича. Красочное описание христианских добродетелей князя Юрия (Георгия) представлено в Ипатьевской летописи, но, похоже, князь был любителем «посидеть на двух стульях». Есть источники, которые рассказывают о малоизвестной стороне жизни Юрия Всеволодовича.
Борис Рамм приводит письмо папы Григория IX («Quia Christi vicarii») к одному из русских князей, датированном 18 июля 1231 г.,168 папа ссылается на дошедшее до него известие о готовности князя «оказать почтение и повиновение апостольскому престолу». Высказав свою радость по этому поводу, папа убеждает князя принять католичество, не скупясь при этом на щедрые обещания. Он пишет: «…так как мы были извещены епископом прусским, что ты, христианский государь, но придерживаешься греческих и русских обрядов и культа, как их придерживаются и другие в царстве твоем, и что ты возжелал оказать почтение и повиновение апостольскому престолу и нам, мы, искренне желая спасения твоей души и всякого тебе успеха, благополучия и чести, молим и увещеваем в господе твою светлость. .., чтобы ты благочестиво принял и соблюдал культ и обряды латинских христиан, подчинив себя и все твое царство, из любви к Христу, сладостной власти римской церкви…». Имя адресата не выяснено. Из известных двух редакций этого послания в одной из них (по кодексу Марини — HRM, I, № 33) читаем: «Georgio illustri regi Russiae» — «Георгию пресветлому королю Руси» А. И. Тургенев, опубликовавший это послание, понимает под Георгием великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Не могу с ним не согласиться.
Священник Виктор Данилов приводит следующие данные:
«В 1228 г., осенью доминиканец св. Яцко (Гиацинт) с товарищами отправляется на Русь. Главной своей базой они избирают Киев, где основывают доминиканский конвент (руководящий орган) — и получают разрешение у князя Владимира Рюриковича на постройку около Киева монастыря Девы Марии. Однако миссионерская деятельность доминиканцев на Руси встретила сильное сопротивление. В 1233 г. доминиканцы были изгнаны из Киева. Подобная же участь постигла и доминиканцев, проповедовавших в Ростово-Суздальской Руси.
Активно действовали и миссионеры-францисканцы. Предание говорит, что уже в 1235 г. они действовали в Перемышле и при первом монгольском нашествии дали мучеников, как и доминиканцы.» (О наличии францисканской миссии в Пинске упоминает и Матвей Пражский).
«Доминиканец Юлиан летом 1236 г. дошел даже до поселений племени мордвы, т.е. до Волги». Покорением мордвы занимался именно Юрий Всеволодович в период 1226-1232гг, и путешествие доминиканской миссии вглубь подчинённых князю территорий было возможно только с его согласия.
Список городов, подвергшихся нападениям татар, прелюбопытнейшим образом пересекается с перечнем князей, «склонявшихся к единству Апостольской церкви», разве что Козельск выпадает из общей картины…
Рамм, ссылаясь на источники, пишет, что в мае 1246 г. имеется семь посланий Апостольской столицы, повествующих о воссоединении с католической Церковью русского князя Ивана Всеволодовича, ставшего великим князем после гибели на реке Сити Юрия Всеволодовича. Иван Всеволодович был стародубским князем (на реке Клязьме близ Суздаля). Ярослав Всеволодович принял в монгольской столице Каракоруме католичество. Этот факт, кстати, подтверждают и другие источники.
Данилов: «…, князь Михаил Всеволодович, князь Черниговский, владелец Киева, убитый в 1246 г. монголами, который также был сторонником независимости русской Церкви от Византии и ее воссоединения с Апостольской столицей.
Есть основание считать, что племянник Александра Невского, Тверский князь Михаил Ярославович — сын Ярослава Ярославовича — имел доверительные отношения с Апостольской столицей. В этом ему было предъявлено обвинение монголами: «Ты хотел бежать к немцам с казною, и казну в Рим, к Папе отпустил», в связи с чем он и был убит в Золотой Орде.»
Можно оспаривать приверженность русских князей к католицизму, аргументируя принятие Владимиром христианства греческого образца, но два момента слишком очевидны:
во-первых, христианство официально разделилось позднее крещения Руси и во времена Владимира другого «образца» христианства просто не существовало (правда, не могу не отметить, что способы, избранные Владимиром для обращения подданных в веру христианскую, имеют явную схожесть с крестовыми походами…);
во-вторых, языческая религия «монголов» — решённый вопрос только для сторонников академической точки зрения.
Отдадим должное летописцам, они зафиксировали весьма интересную татарскую особенность нападений на города: «…пришли татары к Владимиру, … Увидев, что владимирцы не открывают ворот, подъехали татары к Золотым воротам, …И начали спрашивать татары, есть ли в городе великий князь Юрий…» («где суть князи Рязаньстии?»- в Ипатьевской летопсии). Вообще-то со стороны захватчиков ожидать открытых ворот и спрашивать «у вас ли такой-то?» — странно, даже при наличии заложника. Но эту же манеру поведения татар фиксирует и Фома Сплитский, описывая преследование Койданом венгерского короля Белы IV. Выходит, что «захватчиков» интересовали вполне конкретные исторические персонажи, а не тотальный грабёж и насилие.
Теперь обратимся к более ранним событиям – переговорам Батыя и русских князей, предшествовавших нападению:
Новгородская летопись так описывает ситуацию: «придоша иноплеменьници, глаголемии Татарове, на землю Рязаньскую, множьство бещисла, акы прузи; и первое пришедше и сташа о Нузлѣ, и взяша ю, и сташа станомь ту. И оттолѣ послаша послы своя, жену чародѣицю и два мужа с нею, къ княземъ рязаньскымъ, просяче у нихъ десятины во всемь: и в людехъ, и въ князехъ, и въ конихъ, во всякомь десятое.»
Просьба послов, пришедших просить десятину «в князьях» может быть логична только в случае, если татары просили о военной помощи, но никак не укладывается в понятие «дань», которое принято было брать деньгами, мехами, тканями и прочими предметами роскоши.
Что же ответили русские князья, согласно той же летописи?
«Князи же Рязаньстии Гюрги, Инъгворовъ братъ, Олегъ, Романъ Инъгоровичь, и Муромьскы и Проньскыи, не въпустяче къ градомъ, выѣхаша противу имъ на Воронажь. И рекоша имъ князи: «олна насъ всѣхъ не будеть, тоже все то ваше будеть». И оттолѣ пустиша ихъ къ Юрью въ Володимирь, и оттолѣ пустиша о Нухлѣ Татары въ Воронажи.»
Непонятно, почему упомянутые князья пустили послов к Юрию во Владимир? Если князья отказали в помощи и дали возможность послам отправиться к другому князю с просьбой – тогда их поступок логичен, если же это «гордое нет», сказанное захватчикам, то цель визита к Юрию остаётся не до конца ясной (хотя сам факт посещения послами Юрия налицо, потому как «оттоле пустиша»). А результат переговоров, похоже, мы знаем – отказ в помощи князю Рязанскому.
Отметим, что местом смерти Фёдора Юрьевича (супруга Евпраксии) в летописях также указан Воронеж.
А теперь попробуем найти причины, по которым татары могли обращаться за военной помощью к упомянутым в летописи князьям. Вернёмся к Рязанскому княжеству.
Около 1220-1224 года рязанский престол переходит к Юрию Игоревичу в связи со «смертью» Ингваря Игоревича (что лишь предположение…). Рязань не вступает конфликты с Владимиром, однако некоторая информация о «дотатарском» периоде жизни Рязани до нас дошла.
Одна из повестей зразского свода гласит: «В 6733, иначе в 1225, году при великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском, и при великом князе Ярославе Новгородском, и сыне его Александре Невском, и при Рязанском великом князе Юрии Ингоревиче был принесен из знаменитого города Корсуни чудотворный образ Николы в Рязанскую землю к благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому. Вспомним, что Северный Кавказ, Тмутаракань и часть Крыма в тот период находятся под «юрисдикцией» Византии (точнее её правопреемницы – Никеи, где находится православный патриарх).
Читаем дальше: «Её перенес «служитель» иконы корсунянин Евстафий, под воздействием являвшегося ему во сне самого Николы…» Путь на Рязань «правит» Евстафию сам Никола. Он запрещает Евстафию идти обычным путем, напрямик через землю половцев, и указывает ему другой, безопасный путь — вокруг Европы. Евстафий отправляется в устье Днепра, где, очевидно, находилась крупная морская гавань, садится там на корабль и плывет в море Варяжское и прибывает в город Кесь или, по другим вариантам повести, в Ригу (через Ригу шел торговый путь на Полоцк, через Кесь — на Псков). Отсюда, из Кеси или Риги, Евстафий добирается уже «сухим путем» до Новгорода.
Дальше, ещё занимательнее. Он является во сне рязанскому князю Федору и велит ему идти навстречу образу, обещая «царствие небесное» ему, его жене и сыну. Князь Федор, который не был женат и не имел детей, впал в недоумение: «аз бо ни браку сочетася, ни плода чрева имех», но послушно идет и торжественно встречает образ. Отец Федора князь Юрий, услышав о происшедшем, идет в область к своему сыну вместе с епископом рязанским Ефросином и строит храм во имя Николы Корсунского. Немного лет спустя Федор Юрьевич вступает в брак, взяв себе супругу из царского рода именем Евпраксию, которая и родит ему сына Ивана Постника.»
Лично меня в этой части описания больше всего заинтересовала личность невесты Фёдора. То, что присланная икона – это согласие на брак, это понятно, а вот чью руку для сына просил Юрий Игоревич?
Супруга-царевна явно православная христианка, не зря же Юрий Рязанский строит православный храм, да и титул «царь» в тот период носят только византийские (никейские) императоры.
Посмотрим никейские династии:
Феодор I Ласкарис (Ласкарид) — император Никейской империи в 1204—1221 годах. В 1199 году Феодор женился на Анне Ангел, дочери императора Алексея III Ангела и Ефросиньи Дуки-Каматерины. Анна и Феодор имели трёх дочерей:
Ирина Ласкарис, замужем за: 1) генералом Андроником Палеологом 2) Иоанном III, императором Никейской империи.
Мария Ласкарис, замужем за Белой IV Венгерским.
Евдокия Ласкарис
Полное имя правящего императора Никеи в 1225 году звучит «Иоанн III Дука Ватац» (только «упущена» одна особенность греческого языка – отсутствие буквы «в» из-за отсутствия звука), вернее — Батац. «Цесарь Батац» никому ничего не напоминает?
Ну да ладно, вернёмся к Евпраксии или Евдокии… Учитывая, что она была младшей среди сестёр, похоже, именно её и просватали за рязанского княжича. Есть версия, что Евпраксия была дочерью самого Батаца и Ирины, но упоминаний о дочери этой четы мне не найти не удалось, а отчество Евпраксии «затерялось» в веках…
Юрий Игоревич, князь рязанский, пошёл на союз с Византией (Никеей). Вопрос в том, насколько это могло понравиться соседям, рассматривающим возможность союза с Римом…

Либо, боле смелая гипотеза: Евпраксия — дочь одного из «рутенских» государей. Не зря же икона доставлена путём: Варяжское море — Кесь (Рига — Полоцк) — Псков — Новгород. Только вот не понятно, зачем в Рязань ехать через Новгород? Или это Новогрудок Великого княжества Литовского Русского и Жемойтского. На тот период рутены (русы) и литвины находятся в составе одного государства. В пользу этой гипотезы и то, что имя Евпраксия встречается среди женщин Полоцкой династии.
Кстати о «цесаре Батаце». Вспомним, как называют «монгольского» завоевателя русские летописи: «…идоша повѣдати цесарю Батыю…; … хощу ити къ цесарю в Орду; Цесарь же Батыи вдавъ великую честь и дары рускому князю Александру, и отпусти его с великою любовию» (Новгородская летопись). На миниатюре из «Жития Ефросинии Суздальской» читаем: «безбожный царь Батый». Рассматривать биографии Батыя и Батаца на предмет нахождения общности здесь не стану, кому интересно, могут посмотреть в материале http://www.liveinternet.ru/users/yasynia/rubric/4323802/»Батый. Кто это?»
Итак, если император Никеи и татарский завоеватель – одно лицо, тогда его требование выдать рязанскую княгиню, его свояченицу, выглядит вполне обоснованным: вы отказываете мне в помощи, я требую расторжения союза (и брака, его закрепившего). Фёдор отказывается вернуть царевну… Итог известен.
Резиденцией Фёдора, похоже, был нынешний Зарайск, где и находилась княгиня, которая, узнав о смерти мужа, совершает «самоубийство». Зачем Евпраксии бояться своего родственника? Тем более настолько, чтобы убить своего маленького ребёнка? Отметим, что Мария Венгерския (другая свояченица Батаца) не предпринимала попыток сбежать куда-либо с наследником от «монгольского нашествия». Причин для самоубийства у Евпраксии нет, значит, имело место убийство. Да и, согласно хронике событий, татары осаждают Рязань после того, как в Зарайске умирают Евпраксия с Иваном.
Кому же помешал наследник рязанского престола? Обратимся к «Повести»:
«Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове, у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского…пришел во град Рязань, и увидел город разоренным, а мать свою, и снох своих, и сродников своих, и многое множество людей лежащих мертвыми,… и все узорочье из казны черниговской и рязанской взято.» Из этих отрывков можно сделать некоторые выводы:
во-первых, это явно тот самый, «умерший» (отстранённый от правления) в 1220-1224 князь Ингвар Игоревич, который уже один раз получил рязанский престол при сомнительных обстоятельствах;
во-вторых, Михаил Черниговский братом по крови Ингворю Игоревичу никак не приходится, выходит, что братские узы, их связывавшие, не относятся к родственным;
в-третьих, если черниговская казна находилась в Рязани, то подозрения Всеволода III «о сговоре князей рязанских с черниговскими» были небезосновательны;
в-четвёртых, Михаил Черниговский был казнён в Орде за «прозападные» взгляды, выходит, казна собрана тоже не просто так…
Кроме казны, «злые татары», похоже, стали и обладателями архивов, которые вряд ли когда-либо станут для нас доступны, но судьбы многих русских князей они решили…
В результате, Ингвар Игоревич опять получает Рязанское княжество, заложником в Орде становится Олег Красный, который возвращается в Рязань только после смерти (на этот раз реальной) своего властолюбивого и не слишком разборчивого в средствах отца.
Выходит, что было у некоторых князей русских желание сохранить православие – князь рязанский был даже женат на никейской царевне, однако, большинством правящих «героев» этот союз был отвергнут. И трудно сказать, что подчинение Руси Татарам было злом для русского народа, учитывая личное вероисповедание Батыя-Батаца. Страшнее рисуется картинка, в которой «ига» бы не было…

В конце 1959 года Первый секретарь Рязанского обкома КПСС Алексей Ларионов рапортовал о перевыполнении плана по сдаче государству мяса в три раза. Но, как оказалось, «выдающаяся» экономическая победа обернулась громким провалом.
Перегнать Америку!
В мае 1957 года глава советского государства Никита Хрущев на заседании работников сельского хозяйства областей и автономных республик СССР выразил уверенность, что наша страна в состоянии «догнать и перегнать Америку» по экономическим показателям, а также создать условия для полной победы коммунизма в 1980 году. Никита Сергеевич не был первым, кто бросил вызов Западу. В свое время Ленин говорил, что по своему политическому строю Россия догнала передовые страны, но теперь важно догнать и перегнать их экономически. В 1933 году на пленуме ЦК ВКП(б) Сталин подтвердил актуальность этих тезисов.
К моменту смерти Иосифа Виссарионовича Советский Союз находился в непростом положении. Страна продолжала отстраивать разрушенные войной города, возводить заводы, прокладывать магистрали, пополнять современной техникой армию. Все это требовало колоссальных человеческих и материальных затрат. СССР не мог выжимать максимум ресурсов из всех сфер экономики: обратной стороной бурного развития тяжелой промышленности стало падение темпов роста сельского хозяйства.
Так, согласно статистическим данным, если в 1940 году в СССР было собрано 2 млрд 225 млн пудов зерна, то в 1953-м эта цифра едва достигала 1 млрд 850 млн. Страна испытывала дефицит масла, молока и мяса. Население писало в редакции газет возмущенные письма. К примеру, жительница Новочеркасска Федоскина жаловалась на пустые прилавки, «ни круп, ни сахара, ни овощей», продукты, по ее словам, можно было приобрести по заоблачным ценам только у спекулянтов.
Пришедший в 1953 году к власти Хрущев попытался как-то повлиять на ситуацию в сельскохозяйственной отрасли. Он понимал, что одними административно-командными методами не обойтись, крестьянин должен быть сам заинтересован в производительности своего труда. Новый генсек сократил размер налога на приусадебные участки колхозников: им предлагалось в свободное от работы время развивать подсобное хозяйство, а излишки продукции сбывать государству по высоким ценам.
Но Хрущев хотел не просто насытить прилавки советских магазинов продовольствием, он желал конкурировать с развитыми капиталистическими странами. Генсек, в частности, полагал, если в СССР будут производить мяса и молока больше, чем в Соединенных Штатах, то значит и жить советские люди станут лучше. Однако, казалось бы, похвальное стремление Хрущева соперничать с Западом было встречено в штыки его соратниками. Маленков и Каганович заявили, что увеличить производство мяса в 3,5 раза (столько было нужно, чтобы догнать США) за короткий срок просто нереально. По расчетам экономистов, достигнуть паритета с Соединенными Штатами по мясу возможно было лишь к 1975 году.
Хрущев на это ответил так: «Среди экономистов есть скептики, которые не верят в возможности нашего сельского хозяйства утроить производство мяса. Но как они подошли к этому делу? Как водится, взяли карандашик и подсчитали, какой может быть прирост скота и за сколько лет. Товарищи, надо же понимать, какие сейчас силы накопились у советского народа. Это же политическое явление, результат долголетней работы нашей партии».
Чуда не вышло
Но авантюрный план Никиты Сергеевича все-таки нашел поддержку у глав некоторых регионов. Первый секретарь Рязанского обкома КПСС Алексей Николаевич Ларионов во всеуслышание заявил, его область сможет всего за один год утроить государственные заготовки мяса. Ларионов был партийцем, который привык отвечать за свои слова. В годы войны на посту председателя Ярославского городского комитета обороны он смог организовать бесперебойное снабжение фронта боеприпасами и продовольствием. Эта задача была выполнена областью во многом за счет расширения подсобных хозяйств предприятий и организации частных огородов. Но теперь была другая ситуация.
Инициативу Ларионова, несмотря ее авантюрный характер, утвердили на областной партийной конференции, а в начале 1959 года, по просьбе Хрущева, о ней сообщила газета «Правда». Теперь у ретивого чиновника назад дороги не было. Рязанская область еще не успела приступить к выполнению обещаний своего главы как ее наградили орденом Ленина. На это мясные хозяйства Рязанщины ответили ударными трудом.
Для начала по распоряжению обкома они забили весь приплод скота, а также большую часть молочного стада и быков-производителей. Однако этих мер оказалось недостаточно. Ларионов распорядился организовать закупки скота в соседних областях (ездили даже в Казахстан), расходуя средства общественных фондов, выделенные на приобретение машин и оборудования, строительство школ, дорог и прочие нужды. Но и это не дало нужных цифр. Многим хозяйствам приказали резать кур, а сельским школам – оборудовать крольчатники. Порой доходило до откровенного воровства скотины.
Правдами и неправдами Рязанская область смогла все же выполнить заявленный план, о чем рапортовала 6 декабря 1979 года. Формально она продала государству 150 тысяч тонн мяса, увеличив его производство в 3,8 раз по сравнению с предыдущим годом. Ларионов, опьяненный победой, пообещал в 1960 году превысить и эту норму, заготовив 180 тысяч тонн мяса! Хрущев отреагировал незамедлительно – до истечения года Алексей Ларионов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Реальность оказалась не столь радужной. В действительности рекордные цифры существовали только на бумаге: фактически Рязанская область не смогла выполнить и шестой части взятых на себя обязательств. Но в Москве на это закрыли глаза, ведь стране нужен был заразительный пример самоотверженного труда колхозников. Чтобы придать этому событию соответствующее звучание, в Рязань направили художника Илью Глазунова для создания портретной галереи передовиков сельхозпроизводства.
Отрезвление пришло год спустя, когда Рязанская область смогла наскрести в своих закромах лишь 30 тысяч тонн мяса, что стало следствием массового забоя 1959 года. Все мясные ресурсы области были исчерпаны – мясо на Рязанщине фактически исчезло из продажи. Скрывать масштабы катастрофы стало уже невозможно. В область в срочном порядке была направлена комиссия, которая и раскрыла аферу. Ларионову ничего не оставалось как застрелиться. Со временем эти события вошли в историю под названием «рязанского чуда».
Но дело Ларионова продолжило жить. В середине 1970-х Узбекская ССР, руководимая Шарафом Рашидовым, отчитывалась перед Москвой о ежегодной сдаче 3 млн тонн хлопка, хотя фактически не было и половины этого количества. В Ташкент отправилась комиссия из Москвы и обнаружила колоссальные приписки объемов собранного хлопка. Рашидов в результате скончался от сердечного приступа.
Партия приказала
Феномен Ларионова не дает покоя исследователям. Они часто задаются вопросом, неужели он был настолько недальновидным руководителем, чтобы сознательно ввязываться в авантюру, которая ничего хорошего ему не сулила? Нет, Алексей Николаевич прекрасно все понимал, как осознавали это и его соратники. Рассказывают, что жена одного из членов Рязанского обкома спрашивала мужа: «Ну пустите вы скотину под нож, а откуда же потом мясо брать будете? Из ляжек отрезать своих?». Супруг лишь разводил руками и поднимал вверх глаза.
Нужно понимать характер Ларионова: чиновник всю свою зрелую жизнь провел на партийной работе и привык беспрекословно исполнять поручения начальства. Поэтому лозунг Хрущева «Догоним и перегоним Америку по заготовкам мяса» он понимал как руководство к действию, не просчитывая возможность его воплощения в жизнь. Конечно, Ларионову придавала оптимизма обещанная Хрущевым поддержка, в том числе и с кормами для скотины. Но помощи в Рязанской области так и не дождались. Пришлось выкручиваться своими силами.
Есть еще один нюанс. Ларионов был одним из немногих действующих руководителей областей, кто начинал свою политическую карьеру при Иосифе Виссарионовиче. Для него откликнуться на призыв Хрущева означало отличный шанс выслужиться перед новым руководством страны в период разоблачения культа личности Сталина.
Перегибы Ларионова при выполнении взятых на себя обязательств не стали явлением из ряда вон выходящим. Как отмечает кандидат исторических наук Денис Конышев, в тоже самое время Лукояновский райком Горьковской области для увеличения объемов заготовок мяса ввел продовольственный налог на всех, кто имел хоть какое-то хозяйство, у некоторых удерживали часть зарплаты. Население настрого предупредили: «мясо доставайте, где угодно и как угодно, но, чтобы норма была выполнена». В противном случае людям угрожали проблемами на работе. Однако именно на Рязанщине масштабность взятых на себя обязательств больше всего контрастировала с реальным положением вещей.
Уход из жизни Алексея Ларионова вызвал массу кривотолков. В газетах тогда о случившемся умалчивали, писали, что первый секретарь Рязанского обкома скончался от сердечного приступа. Есть расхождения в версиях, касающихся места, где застрелился Ларионов. Кто-то считает, что это был рабочий кабинет, кто-то говорит о том, что он свел счеты с жизнью у себя дома. Есть версия смерти Ларионова от чрезмерной дозы снотворного, ходили разговоры и о несчастном случае. Коллеги Алексея Николаевича были уверены, что их начальника просто довели до самоубийства, не оставив иного выхода.
Любопытно, что во время смещения Хрущева с должности генсека «рязанское чудо» фигурировало в числе обвинений. Вместе с падением Хрущева ушел в небытие и лозунг «перегоним Америку!». Никите Сергеевичу так и не удалось оздоровить сельское хозяйство, его ошибки, приведшие к дефициту мясомолочной продукции и необоснованно завышенным ценам, пришлось еще долго расхлебывать Брежневу.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *