Люцифер брат бога

История жизни и падения Люцифера

Судя по историческим записям Люцифер, один из немногих, кому удалось побывать по обе стороны от человеческой земли, и на небесах, и в аду. Он родился на небесах, выращенный без матери, сотворенный только лишь своим отцом-Богом. Но в некоторых источниках упоминается мать всего живого — Люцида. Она не является чем-то живым, а приравнивается к Вселенной, создающей все, что есть. Поэтому что-либо о реальной матери Люцифера найти нельзя.

Отец наделил его огромной силой, благодаря которой Люцифер был оставлен в живых, а не был убит после своего предательства, как и другие падшие ангелы. Отец не смог бы убить Люцифера, так как сила его была приравнена к Божьей. Но сам Люцифер не осознал этого, пока не оказался в аду, и не стал главным противником Божьего правления.

Падший ангел Люцифер

На небесах он был самым безупречным ангелом, совершенным во всем. Проблема его была лишь только в том, что он не пригляделся так Богу, как Иисус Христос. И какие бы усилия Люцифер не прилагал, все было тщетно, Иисус был главнее для Бога и для остальных ангелов.

Поначалу Люцифер смиренно принимал это, хоть и не был согласен, но череда событий сменяла в нем смирение на другие чувства. Не свергло его то, что Бог возвел на трон Иисуса, как более приближенного. Не сломило Люцифера и то, что велено было ангелам возлюбить Иисуса как самого Бога, и поклоняться ему. А настигла его злость по причине, что Отец посвятил Иисуса в планы, которых Люциферу знать было не положено, и возлюбил свое творение человеческое больше, чем сына.

Иисус Христос

Непризнание его власти ни самим Богом, ни ангелами сподвигли Люцифера на козни против небес. Собрав ангелов, Люцифер сообщил им о своем совершенстве, о том, сколько сделал он для Отца и всех ангелов, и как долго отвергали его заслуги, как не были они замечены Отцом.

Он рассказал о том, как Отец просто забыл про него, его преданность, и превознес Иисуса на трон без каких-либо заслуг, как доверил ему все то, что Люциферу тоже полагается знать как сыну Божьему, о том, как Иисуса все почитают, а о Люцифере все забыли.

Но он не упомянул, что ему захотелось власти, чтобы все ангелы подчинялись ему беспрекословно, что надобно быть ему равным самому Богу, свергнув с трона Иисуса. Ангелы, привыкшие повиноваться воле Бога, пытались переубедить Люцифера в его неправоте.

История появления Люцифера

Много было сказано в сторону Люцифера, но пойти против воли Бога никто не хотел, и проще было заставить Люцифера отказаться от своих слов и повиноваться своему Отцу. Но, к сожалению, Люцифер был непреклонен, и стоял на том, что Божье управление давно пора сменить.

Гнев и гордыня долго были его верными спутниками на небесах, но они же его и погубили. Люцифер считал, что он ничем не хуже самого Бога, и что он сам может властвовать. Долго он убеждал ангелов, что они все рабы Божьи, и заслуги их не будут зачтены. Он говорил, о том, что будь он главным, все бы изменилось. Ангелы бы были не рабами, а вполне имеющими свои права. Ему даже удалось переманить на свою сторону сообщников, но их оказалось совсем мало по сравнению с испугавшимися каких-либо перемен ангелами.

Люцифер изгнан в ад

С этими же сообщниками он и был изгнан Богом в ад, а других постигла участь смерти. Его изгнание описывалось пророком как:

Упавши с небес, сын утренней зари! Потерял крылья, разбившись об землю. В сердце своем томя ты носил: «Взойду поверх звезд Отцовых, да трон вознесу, и воссяду на горе, против слова всякого. Да буду я равен Отцу Всевышнему». Теперь изгнан ты в пучины адские, в преисподней мир. Глядевшие на тебя, удивляются «Ты ли это, тот что сотрясший царство, в пустыню превратил вселенную, и узников своих не отпускал домой?»

Считается, что Бог специально позволяет Люциферу искушать людей. Так у каждого человека есть возможность выбора между добром и злом, и он вправе сам выбрать нужный путь.

Люцифер-искуситель

Качества Люцифера, такие как злость, гордыня, тщеславие, пригодились ему в аду и позволили властвовать там. Его мечта о власти сбылась, он был как король, ему поклонялись, его возносили выше всех. Там же он и был провозглашен царем ада. Находясь в аду, Люцифер посчитал своим долгом отцовское творение подпортить плохими качествами. Вселяя алчность и эгоизм в людей, свой долг он выполнил сполна.

Семья

Жизнь после небес у Люцифера оказалась куда насыщенней, нежели на небесах. Не нужно было подчиняться чьей-либо воле, и можно диктовать свои правила. Будучи королем ада Люцифер обрел жену. Ею стала демон по имени Лилит. По легенде Лилит была первой женой Адама, еще до Евы. Она была обычным человеком, не демоном.

Однажды она воспротивилась указаниям Адама и считая себя равной Адаму, а не его рабыней, не желала подчиняться ему. За это и стала также отвергнутой Богом, как и Люцифер. Это и соединило две преисполненные от злобы души.

Лилит и Люцифер

Детьми Люцифера являются все демоны, бесы, созданные им и Лилит. Все существа, живущие на почве зла, происходят от Люцифера, а это:

  • Демон — обманывает людей, внушая им неправильные понятия. Внушает, что лгать хорошо, если это приносит пользу, а кража совсем не страшно, если от этого будет больше денег.
  • Дьявол — подталкивает людей на грешные поступки. Если человек сомневается в каком-то выборе, дьявол подстрекает его на путь плохого поступка. Издавна считается, что дьявол сидит на плече человека и нашептывает ему слова, в угоду себе.
  • Левиафан.
  • Аббадон и многие другие.

Также Люцифер будет считать своим чадом любого падшего ангела, и даже человека, чьи взгляды и помыслы будут схожи с дьявольскими. От этого и происходит выражение: «Дьявольский сын». Считается, что частичка души Люцифера находится в каждом грешном человеке.

Образ Люцифера

Небесный образ Люцифера был самим совершенством. Манеры выдавали в нем Божье наследие, величественный статус. Лицо его озаряло всех потрясающе ослепительным светом, ведь не зря его имя в переводе означает «несущий свет». Роскошные ангельские крылья, присущие жителям небес, только добавляли ему величия. Этот юноша излучал ангельское добродушие и благородство, которые позже затерялись среди эгоизма и себялюбия.

Люцифер в виде морского чудовища

После падения с небес и изгнания в ад крылья были отрезаны, и ничто не отличало Люцифера от обычного человека. Многим он представлялся темноволосым юношей, со жгучими черными глазами. Но облик его на рисунках изображали далеко не человеческим. На рисунках Люцифер был изображен:

  • Морским чудовищем;
  • Змеем;
  • Красным чёртом с вилами;
  • Человеческий облик без крыльев.

Люцифер в виде красного черта с вилами

Многие по-разному представляют себе облик Люцифера, ведь кому-то он кажется простым человеком, лишенным небесной сути, а кому-то представляется страшным чудовищем с полным отсутствием каких-либо человеческих черт лица.

А Новый Завет позволил Люциферу принимать любое состояние, и выглядеть он может каким только захочет себя показать.

История Править

Давным-давно еще до начала времен Бог и Богиня влюбились друг в друга и создали вселенную, небеса и ад. У них было много детей, известных как ангелы. Однако, когда он создал людей, их отношения ухудшились. Когда Люцифер восстал, Бог был так зол, что хотел уничтожить его. Вместо этого, по просьбе Богини, он изгнал Люцифера в ад, чтобы наказать грешных умерших смертных за их грехи на вечность. Спустя некоторое время, после того, как Богоматерь неоднократно использовала свою силу, чтобы напасть на человечество, Бог отправил свою жену в ад и назначил Люцифера, её надзирателем. Когда Каин убил своего брата Авеля, Бог, в ярости от такого поступка, проклял Каина что тот никогда не умрет и если умрет, то воскреснет, даже Небесное и Адское оружие не в состоянии убить его. Он приказал Аменадиилу поставить Каину метку, что она никогда не может быть стерта, для того, чтобы навсегда напомнить Каину о том, что он сделал.

Около 1981 года, Бог дал задание Аменадиилу спуститься на землю и благословить пару, которая не могла иметь детей. У супругов Джона и Пенелопы, родилась Хлоя. Это был первый и единственный раз, когда Бог сказал Аменадиилу сделать нечто подобное.

Мать Люцифера — Люцида

По основным библейским источникам, у Люцифера, как и у любого небесного ангела, не было матери. Все ангельские чины сотворены Богом, который фактически стал их отцом. Большинство теологов Средних веков и более ранних времен считает, что сотворены ангелы не из пустоты, а из изначально существовавшей звездной энергии с названием Люцида. Люцида фигурирует как мама Люцифера в древних гримуаров и религиозных текстов, многие из которых признаны еретическими.

Энергия Люцида.

Впоследствии образ Люциды как неодушевленной энергии преобразился. Это случилось из-за неправильных трактовок, в целях большей мистификации образа Повелителя зла, посредством длительных умозаключений и философских размышлений. Начиная с эпохи Ренессанса, все больше исследователей религии и образа Дьявола стремились одушевить Сатану, найти в падшем ангеле положительные черты. Образ небесной матери, ни доброй или злой, а чистой и первоначальной стал идеальным вариантом для авторов того времени.

Согласно легендам, Люцида представляет собой воплощенную Вселенную, одухотворенную искру, из которой Творец создавал высшие материи. Мать находится в стороне от понятий добра и зла, символизирует собой прогресс и жизненную энергию. Ученые деятели, стремящиеся отойти от религиозных догматов, тормозящих развитие человечества, называли Люциду покровительницей.

Отец Люцифера — Господь Бог

В отличие от фигуры матери, в Библии отец Люцифера упоминается повсеместно. Это однозначно Господь Бог, Яхве или Иегова. Люцифер был создан самым сильным из ангелов, находился в чине серафимов. Некоторые источники утверждают, что сила Сатаны была равной силе Бога, поэтому Дьявол и стал главным антагонистом, а не был уничтожен, как некоторые другие падшие ангелы.

Но исключительно плохим Люцифер не был. Даже в библейских источниках указывается, что единственным грехом падшего ангела была гордыня, а не предательство или клятвопреступничество. Поэтому Дьявол был низвергнут, но не уничтожен. Смелые умы и теологи еще с древних времен считали, что падение Люцифера было частью божественного замысла по духовному взращиванию людей: в окружении соблазнов и грехов закаляется вера.

Учитывая всеблагую сущность Бога и его желание добра для каждого творения, подобная точка зрения имеет право на существование. Особенно если принять во внимание, что Люцифер, Несущий Свет, Денница — это утренняя звезда и образ, рожденный из образа Прометея, который подарил людям знания, пусть и убедив их вкусить запретный плод. Подобное мнение отражается и в более современных книгах. Например, похожих мыслей придерживался Антон Шандор ЛаВей — основатель Церкви Сатаны.

Жена Люцифера и его дети

Считается, что жена Люцифера — демон Лилит. Непосредственно в Библии жена Люцифера не упоминается, но свидетельства о ее существовании есть практически во всех апокрифических книгах, в первую очередь — в ветхозаветных иудейских преданиях и традициях, которые возникли задолго до появления христианства. Лилит была первой женщиной и женой Адама еще до сотворения Евы. По легенде, первая женщина отказалась подчиняться Богу, потому что считала себя равной Адаму по праву сотворения. Одна из легенд гласит, что ссора Лилит с Богом была связана с отказом первого мужчины занять «нижнюю» позицию во время акта любви.

Логично, что судьбы Люцифера и Лилит были похожи: обоих изгнали из Рая за желание равенства — не могущества и власти, а равенства. Маги и инквизиторы Средневековья считали, что от связи Лилит с Люцифером родились демоны и бесы, которые не были падшими ангелами. Среди таких созданий, например, демон Молох. Другие считают, что как дети Божье — люди, так и дети Люцифера — люди, отрекшиеся от Бога и отринувшие христианскую веру.

Вопрос, кто родители Люцифера и какова роль их в мироздании, прост. Более пристальное рассмотрение роли Дьявола и его сподвижников наталкивает на куда более глубокие мысли. Как применять подобные знания — личное дело каждого.

Люцифер

Эту страницу предлагается объединить со страницей Самаэль. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/23 июля 2019.
Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

У этого термина существуют и другие значения, см. Люцифер (значения).

Люцифер

лат. Lucifer


Г. Доре «Люцифер, царь ада».

В древности: название планеты Венера, римское имя.
В христианстве с XVII века: предводитель падших ангелов (дьяволов, бесов, чертей), отождествлён с Сатаной.

Мифология

римская мифология, христианство

Толкование имени

«светоносный», «утренняя звезда» (Венера)

Греческое написание

Φωσφόρος и ἑωσφόρος

Пол

мужской

Упоминания

Ветхий завет (Ис.14:12-17), Новый завет, Энеида, Божественная комедия, Потерянный рай

В иных культурах

Фосфор, Денница, Люцифер и Аусеклис

Медиафайлы на Викискладе

Люцифе́р (лат. Lucifer «светоносный», от lux «свет» + fero «несу»), в римской мифологии — божество утренней звезды — планеты Венеры.

Соответствует древнегреческому Фосфору/Эосфору (др.-греч. Φωσφόρος, Ἑωσφόρος) и древнерусскому Деннице.

В христианстве — синоним падшего ангела, отождествляемого с Сатаной и дьяволом.

Древнее название планеты Венеры

Люцифер, льющий свет из сосуда. Гравюра Г. Х. Фрезза, 1704

«Утренняя звезда» и месяц

Слово Lucifer состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу».

Древние римляне словом «Венера» называли одну из богинь. Планету Венеру, которая видима только во время утренней или вечерней зари, древние римляне считали двумя разными планетами. Соответственно, «утреннюю звезду» называли Люцифером (греч. Фосфор — «светоносец» или Эосфор — «зареносец», в зависимости от того, всходила она перед Солнцем или после него), тогда как «вечернюю звезду» — Веспер (греч. Геспер).

Люцифер часто изображался в поэзии и у мифографов как предвестник рассвета.

Овидий считал Люцифера сыном Авроры (греч. Эос).

Во втором веке мифограф Псевдо-Гигин писал о Венере:

Четвёртая звезда — это Венера, называемая Люцифером. Некоторые утверждают, что это Юнона. Во многих описаниях говорится, что она также называется Геспером. Кажется, это самая большая из всех звёзд. Некоторые считают, что он является сыном Авроры и Кефала, который превзошёл многих в красоте настолько, что даже соперничал с Венерой, и, как говорит Эратосфен, по этой причине его называют звездой Венеры. Она видна как на рассвете, так и на закате, и поэтому правильно называть и как Люцифер, и как Геспер.

Упоминания у Вергилия:

Той порой Люцифер взошёл над вершинами Иды, день выводя за собой.

Блещет в ночи Люцифер, больше всех любимый Венерой ,
Лик свой являя святой и с неба тьму прогоняя.

— Энеида, кн. 2, 801. 8, 590. Пер. С. А. Ошерова

Петь так начал Дамон, к стволу прислонившись оливы:
«О, народись, Светоносец , и день приведи благодатный!»

— Буколики, VIII, 16-17. Пер. С. В. Шервинского

В христианстве

Утренняя звезда

Статуя Люцифера в Льеже (Бельгия).

В Библии слово ‏הֵילֵל‏‎ («хейлель» — утренняя звезда) встречается в книге пророка Исаии. Оно переведено в церковнославянских переводах как «денница, восходящая заутро» и в синодальном переводе как «денница, сын зари»:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы».
(Ис. 14:12)

Здесь это слово относится к вавилонскому царю (человеку, согласно 16-му стиху). По толкованию же Тертуллиана, эта фраза относится к падению с неба сатаны

Иероним Стридонский в переводе Вульгаты использует латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды». У самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, но как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе.

В Библии короля Якова (1611 год) фраза получает иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, слово воспринимается не как метафора, но как обращение к Сатане.

Иудеи и ранние христиане не использовали «хейлель» как имя Сатаны, и это слово не имело негативного оттенка. Для сравнения, в Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа (Отк. 22:16; 2Пет. 1:19).

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
(Отк. 22:16)

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
(2Пет. 1:19)

Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век).

Персонаж

В начале XIV века издаётся знаменитая поэма по христианской тематике «Божественная комедия» Данте. В ней Люцифер описан как вмёрзший в лёд в самой глубине ада, и имеющий 3 пасти. Там он грызёт предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий.

В других религиозных учениях

  • Елена Блаватская в 1887 году основала теософский журнал «Lucifer», в первом выпуске которого заявила о просветительском и не связанном со злом образе Люцифера, ссылаясь на Библию. В «Тайной доктрине» она также старалась обелить это имя и ассоциировала с восточными астральными мифами о Венере, в свойственной ей манере религиозного синкретизма, в частности: «Люцифер — Дух Носитель Озарения и Свободы Мысли».
  • В учении «Живой этики» Е. И. Рерих 1924—1940-е годов представление о Люцифере вторит христианскому мнению: «Мы знаем лишь одного Хозяина Земли, или Князя мира сего, когда-то прекрасного Люцифера». В ранних произведениях Рерих продолжает называть его «Носитель Света», но связывает с материализмом и отделением от божественного сонма, а также с астрологическим влиянием Сатурна. В послевоенных письмах 1949 и 1953 годов она писала, что «Люцифер и его цитадель Отравы и Зла уничтожены в прошедшем Армагедоне», «Враг изгнан из Солнечной системы», «Монада Люцифера унесена в „Тишину Молчания“ до будущей Солнечной Манвантары».
  • В «Книге Урантии» 1955 года, Люцифер — падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Он пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, — отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений.
  • В книге «Роза мира» 1958 года, Люцифер — великий демон, богорождённая монада, поднявшая бунт против замысла Бога, ставший причиной отпадения множества меньших монад — демонов.
  • Антон Шандор ЛаВей в своей «Сатанинской библии» 1969 года привёл следующее описание: «Люцифер — (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока», и озаглавил четверть книги как «Книга Люцифера». Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.
  • Иногда Люцифер ассоциируется с Прометеем др.-греч. мифологии — титаном, который дал людям огонь, украв его у богов, и за это был прикован к скале. Такие ассоциации имеются у последователей теософии и Карла Юнга, изучавшего архетипические образы.

Примечания

  1. Коршунков В. Греколатиника: отражения классики / Graecolatinica: The Classics as Reflected in Russian and Western Culture. — М.: НЕОЛИТ, 2018. — 528 с. — С. 100
  2. Фосфор // Большой энциклопедический словарь
  3. Люцифер // Энциклопедия мифологии
  4. Новиков, 1985, с. 393.
  5. Люцифер // Большой энциклопедический словарь
  6. Ефремова Т. Ф. Люцифер // Современный толковый словарь русского языка, 2000
  7. Ботвинник и др., 1985, с. 166.
  8. 1 2 Цицерон. О природе богов II 53:

    звезда Венеры, что называется по-гречески Φωσφόρος; (а по-латыни Lucifer), когда она восходит перед Солнцем, и Ἕσπερος, когда выходит после него.

  9. Плиний Старший. Естественная история. II, 36—37
  10. 1 2 Псевдо-Гигин. De Astronomia, II, 42.4. (лат.), перевод на русский язык
  11. Lucifer // Encyclopaedia Britannica
  12. Деревенский Б. Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье — СПб.: Алетейя, 2000 — ISBN: 5-89329-279-0 — С. 38
  13. Книга пророка Исаии // Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета : в 11 т. / Издание А. П. Лопухина и его преемников. — 1908. — Т. 5. — С. 312—313.
  14. Денница // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  15. «numquid producis luciferum in tempore suo et vesperum super filios terrae consurgere facis» — «Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?» Иов. 38:32
  16. Аверинцев С. С. Мифы народов мира
  17. Божественная_комедия/Ад/Песнь_XXXIV, в переводе М. Л. Лозинского
  18. строки 28-33

    Мучительной державы властелин

    Грудь изо льда вздымал наполовину;

    И мне по росту ближе исполин,

    Чем руки Люцифера исполину;

    По этой части ты бы сам расчёл,

    Каков он весь, ушедший телом в льдину.

  19. строки 37-45

    И я от изумленья стал безгласен,

    Когда увидел три лица на нём;

    Одно — над грудью; цвет его был красен;

    А над одним и над другим плечом

    Два смежных с этим в стороны грозило,

    Смыкаясь на затылке под хохлом.

    Лицо направо — бело-жёлтым было;

    Окраска же у левого была,

    Как у пришедших с водопадов Нила.

  20. строки 53-67

    Шесть глаз точило слезы, и стекала

    Из трёх пастей кровавая слюна.

    Они все три терзали, как трепала,

    По грешнику; так, с каждой стороны

    По одному, в них трое изнывало.

    Переднему не зубы так страшны,

    Как ногти были, всё одну и ту же

    Сдирающие кожу со спины.

    «Тот, наверху, страдающий всех хуже,—

    Промолвил вождь,— Иуда Искарьот;

    Внутрь головой и пятками наруже.

    А эти — видишь — головой вперёд:

    Вот Брут, свисающий из чёрной пасти;

    Он корчится — и губ не разомкнет!

    Напротив — Кассий, телом коренастей.

  21. What’s in a Name? Why the Magazine is called «Lucifer» // Lucifer. — 1887. — 15 сентября (№ 1).
  22. Блаватская Е. П., «Тайная доктрина»: т.1 ст.3 шл.6; т.2 ст.1 шл.2; т.2 ст.7 шл.24; т.2 ч.2 отд.5; Блаватская Е. П. Люцифер // Теософский словарь, 1892
  23. Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: 20.05.1924, 21.05.1924, 22.05.1924, 24.05.1924, 24.08.1924, 16.11.1924, 07.04.1928, 09.08.1928; Рерих Е. И. Князь Мира сего. Люцифер // Криптограммы Востока, 1929.
  24. 1 2 Рерих Е. И. Письма в 9-ти томах: т.2, п.55; т.8, п.132. Письмо Б. Н. и Н. И. Абрамовым, 10.10.1953
  25. Восстание Люцифера / Книга Урантии
  26. ЛаВей А. Ш. Список демонов // Сатанинская Библия = The Satanic Bible. — М.: Unholy Words, Inc., 1969.
  27. James R. Lewis. Who Serves Satan? (англ.). Marburg Journal of Religion (Volume 6, No. 2 (June 2001)).
  28. Микушина Т.Н. Добро и Зло: частное прочтение «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской. — Омск: СириуС, 2016. — ISBN 978-5-9908749-3-0.
  29. R.J. Zwi Werblowsky, Lucifer and Prometheus, as summarized by Струмза Г., «Myth into Metaphor: The Case of Prometheus», in Gilgul: Essays on Transformation, Revolution and Permanence in the History of Religions, Dedicated to R.J. Zwi Werblowsky (Brill, 1987), p. 311; Steven M. Wasserstrom, Religion after Religion: Gershom Scholem, Mircea Eliade, and Henry Corbin at Eranos (Princeton University Press, 1999), p. 210
  30. Юнг // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *