Магия в философии

МАГИЯ (лат. magia, от греч. μαγεία – колдовство, волшебство) – индивидуальные или коллективные действия, призванные сверхъестественным путем повлиять на духов, людей, явления природы, в дополнение к различным видам человеческих практик – хозяйственной, лечебной, созидательной, разрушительной, охранительной, молитвенно-религиозной и т.п. Типология магии формируется по различным основаниям: по антиномии добра и зла (с точки зрения мага или его адепта) – белая магия (хозяйственная, целительная) и черная (порча, наговор, сглаз); по типу результата – созидательно-охранительная и разрушительная (Б.К.Малиновский); по сходству-подобию явлений, связываемых магическими действиями, – гомеопатическая магия и по простому следованию одного явления за другим – контагиозная магия (Дж.Дж.Фрейзер). В основе концепции Фрейзера лежит принцип причинно-следственной связи. Веру в прямое магическое воздействие человека на природный объект (группу природных объектов) Л.Леви-Брюль выводит из чувства партиципации (сопричастности человека природе), особенно присущего первобытному сознанию. При этом взаимодействие всех вещей мира укоренены в магическом мировидении. Оно-то и связует магию с натурфилософскими учениями древних и основаниями «тайных наук» – с «протонаучными» формами знания (см. Оккультизм , Герметизм , Алхимия ).

Магия как род деятельности инвариантна, но, вписанная в ту или иную конкретную культуру, она обретает исторически неповторимые черты. Обрядовая по своей природе, она сопровождает культовые действия всех религий, также вписанных в историю соответствующих культур. Окрашивает в неповторимые тона национально-этнические, фольклорно-этнографические, мифологические, литературные и художественные, познавательно-мировоззренческие особенности культур различных народов. Представляется наиболее продуктивной историческая трехзвенная цепь «магия – наука – религия», а в науке следует отметить провоцирующую роль магии в развитии экспериментально-практической составляющей научного знания.

Литература:

1. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;

2. Thorndike L. History of magic and experimental science, vol. 1–8. N. Y., 1923–58.

В.Л.Рабинович

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Магия — Мнимое тайное искусство вызывать с помощью сверхъестественных сил, главным образом при содействии духов, явления, идущие вразрез с современными представлениями о законах и силах природы. О происхождении слова см. Волхвы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. магия — МАГИЯ (от перс, magus — жрец) — различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  3. магия — Магии, мн. нет, ж. (книжн.). Колдовство, система определенных действий и слов, посредством которых можно подчинить себе сверхъестественные силы и с их помощью вызвать чудесные явления. Большой словарь иностранных слов
  4. магия — орф. магия, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. магия — магия I ж. 1. Совокупность обрядов, действий, слов, связанных с верой в способность человека — мага, волшебника, колдуна — с помощью чудодейственных сил воздействовать на людей, животных и природу; колдовство, волшебство, чародейство. 2. перен. Толковый словарь Ефремовой
  6. Магия — (греч. – волшебство, колдовство) совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия – одна из форм древней духовной культуры. Словарь по культурологии
  7. магия — Ма́ги/я . Морфемно-орфографический словарь
  8. Магия — (лат. magia, от греч. magéia) колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Большая советская энциклопедия
  9. МАГИЯ — (от греч. mageia) — колдовство, волхвование, волшебство, чародейство, т. е. поверья, обряды, приемы и операции, к-рым (независимо от того, признаются ли они церковью или преследуются ею) суеверное воображение приписывает способность сверхъестественным… Советская историческая энциклопедия
  10. Магия — По одним толкованиям √ нефизические, сверхъестественные способы воздействия на людей, предметы и явления природы; по другим, связанным с постметафизическми учениями √ непознаваемые на современном уровне развития науки способы такого воздействия. Краткий религиозный словарь
  11. МАГИЯ — МАГИЯ (от греч. mageia) (колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов. Большой энциклопедический словарь
  12. магия — М’АГИЯ, магии, мн. нет, ·жен. (·греч. mageia) (·книж. ). Наиболее грубая, первобытная форма религии, колдовство, система определенных действий и слов, посредством которых, по представлениям древних и народов с примитивной культурой… Толковый словарь Ушакова
  13. магия — МАГИЯ, и, ж. Совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов. Белая м. (чародейство, объясняемое влиянием божественных сил). Чёрная… Толковый словарь Ожегова
  14. магия — МАГИЯ и, ж. magie f., нем. Magie <, лат. magia. 1. Учение о познании и использовании чудодейственных сверхъестественных сил природы; колдовство, чародейство. Сл. 18. Словарь галлицизмов русского языка
  15. магия — МАГИЯ -и; ж. 1. По суеверным представлениям: совокупность приёмов (действий и слов), имеющих чудодейственную силу, при помощи которой можно воздействовать на людей и явления природы. 2. чего. Необыкновенная сила воздействия на кого-л. Толковый словарь Кузнецова
  16. МАГИЯ — МАГИЯ (от греч. mageia — чародейство, волшебство) — англ. magic; нем. Magie. Обряды и ритуальные практики, в основе к-рых лежит вера в возможность воздействия на сверхъестественные силы и убежденность в непосредственной связи ритуалов… Социологический словарь
  17. магия — -и, ж. 1. Совокупность приемов (действий и слов), имеющих, по суеверным представлениям, чудодейственную, сверхъестественную силу, при помощи которой можно воздействовать на людей и явления природы. 2. перен.; чего. Малый академический словарь
  18. магия — Немецкое – Magie. Латинское – magiа. Слово «магия» заимствовано из немецкого языка, куда, в свою очередь, пришло из латинского. Синоним магии – колдовство. Производное: магический. Этимологический словарь Семёнова
  19. Магия — • Magia, magica ars чародейство. M. и религия имеют одну почву; и та и другая прежде всего основываются на той зависимости, в которой находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Словарь классических древностей
  20. магия — Магия, магии, магии, магий, магии, магиям, магию, магии, магией, магиею, магиями, магии, магиях Грамматический словарь Зализняка
  21. магия — ма́гия Заимств. из нем. Маgiе или лат. magia, едва ли непосредственно из греч. μαγεία (см. маг), вопреки Фасмеру (ИОРЯС 12, 2, 254). Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. магия — МАГИЯ ж. знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагая в делах этих связи человека с духовным миром, различают белую и черную магию: последняя есть чернокнижие, чародейство… Толковый словарь Даля
  23. магия — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? магии, чему? магии, (вижу) что? магию, чем? магией, о чём? о магии; мн. что? магии, (нет) чего? магий, чему? магиям, (вижу) что? магии, чем? магиями, о чём? о магиях… Толковый словарь Дмитриева
  24. магия — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка

Шри Чинмой: Духовная сила безгранична и светла. Она постоянно расширяет и конечное, и бесконечное. Если есть что-то маленькое, духовная сила увеличит это. Если что-то уже очень велико, духовность сделает это еще больше. Оккультная сила — совсем другого рода. Можно сказать, это прямая, целенаправленная, непосредственная сила, очень острая, как лезвие меча.

Когда используется духовная сила, это сам покой, сама гармония. Если по отношению к вам кто-то применяет духовную силу, вы почувствуете, что в ней есть динамика, но в то же время нет агрессии. Будто смотришь на море, когда оно тихое и спокойное. Когда на нем бушуют волны, вы пугаетесь. Но когда на море штиль, вам не страшно. Однако и в том, и в другом случае присутствует одна и та же сила. Когда вы входите в сознание моря, вы видите, что оно обладает огромной, безграничной силой. Духовная сила — это спокойный, бесконечный простор, подобный спокойному морю, в котором нет агрессивного движения. Но там есть огромная мощь, огромная динамичная сила.

С другой стороны, в оккультной силе есть движение, которое почти всегда полно беспокойства. У ребенка есть сила; у взрослого тоже есть сила. Сила ребенка всегда обнаруживает или проявляет себя; ребенок испытывает постоянное желание выражать свою силу. Но взрослый человек знает, что у него есть сила и он может воспользоваться ею по своему усмотрению, поэтому он не испытывает потребности постоянно выражать ее. У обладателя оккультной силы редко имеется покой, в то время как обладатель духовной силы наполнен покоем. Обладатель оккультной силы устраивает из своего оккультизма шумное внешнее представление; йог, обладающий духовной силой, старается изменить лик мира внутренне.

Оккультную силу очень часто используют негативным образом. Вы увидите, что практически сила в оккультизме напоминает силу свирепого зверя. Когда оккультной силой пользуются не обладающие мудростью люди, она приводит лишь к разрушению. Она может дать положительный результат, только если ее направляет духовный Учитель. Обладать оккультной силой — все равно что ходить по канату: очень опасно и рискованно. Обладать духовной силой — все равно что идти по широкой дороге, где нет опасности. А если человек обладает и духовной, и оккультной силой, то трудностей и опасности тоже не будет.

С духовной силой мы сможем добиться успеха — медленно, но верно. Мы, несомненно, сможем исполнить то, что намеревались. С оккультной силой, если ее правильно использовать, мы можем сразу же сделать непосредственно то, что хотим. Если эта огромная скорость оккультизма почувствует необходимость отречения перед светом-мудростью духовной силы, то оккультизм станет настоящим благословением для человечества. Это подлинный дар Бога, ибо человечество не обладает терпением; ему хочется, чтобы все свершилось в мгновение ока. Но если оккультизм противостоит духовной силе, значит, он отрицает саму истину. А когда он отрицает истину, он вызывает разрушение в человечестве и для человечества.

Если человек хочет заниматься оккультизмом, чтобы пробудить сознание человечества, то сперва он должен победить страх: физический, витальный, ментальный и психический страх. Если оккультизмом занимаются ради служения Всевышнему, божественности в человечестве, то нужно победить низкий витал, который мы называем сексом. Эта нечистая, непросветленная потребность в нашей человеческой природе должна быть полностью побеждена. Тогда, если человек осознает, что он живет Вечной Жизнью в преходящей жизни, то Бесконечность, Вечность и Бессмертие, которых он достиг в своем собственном внутреннем существе или сознании, можно использовать ради служения человечеству божественным образом. Тогда оккультная сила будет настоящим благословением.

Я хочу, чтобы мои посвященные ученики, интересующиеся оккультизмом, помнили: сначала духовность, а потом оккультизм, сначала божественность, а потом человечество. Когда человек познал божественность и может пребывать в божественности, лишь тогда он может служить человечеству. Проявление без осознания — вовсе не проявление. Оно подобно безжизненному телу.

Когда я достигаю Цели и становлюсь Целью, то все пребывает во мне. Ничто не может мне помешать; ничто не может меня уничтожить; ничто не может причинить мне никакого вреда. Все в творении Божьем можно увидеть, почувствовать и принять. Реализованный человек в состоянии управлять и духовной силой, и оккультной силой. После того как человек осознал Истину и проявляет ее на земле, ему приходится прибегать к помощи всех планов, в том числе и оккультного.

Духовность намного выше оккультизма. Область оккультного и оккультные практики — тоже часть творения Бога. Но нам не нужно проходить через область оккультного, если осознание Бога — это то, чего мы хотим. Если человек хочет Бога, только Бога, то я должен сказать, что оккультизм совсем не сможет помочь ему в достижении Богоосознания. Духовность же абсолютно необходима для того, чтобы осознать Бога.

Настоящий духовный устремленный вообще не интересуется оккультизмом. Но иногда на пути к Высочайшему к нему спонтанно приходит оккультная сила как испытание: будет ли он потрясен ею и станет ли он демонстрировать миру свою способность творить чудеса, или он будет пользоваться ею правильно и божественно. Иногда, когда устремленный находится на грани осознания, оккультные силы с разных планов сознания приходят и касаются его стоп. Они говорят: «Господин, воспользуйся нами. Мы будем служить тебе, мы не будем творить зло. Ты только используй нас для достижения своего осознания». Такое происходило у очень многих духовных Учителей.

Оккультная сила очень динамична, но люди зачастую не берут от нее динамизм. Вместо этого они берут от нее агрессивность и применяют эту агрессивную силу, чтобы причинить другим вред или добиться исполнения своих личных желаний.

Оккультная сила сама по себе не является плохой. Некоторые люди говорят, что, когда человек обретает оккультную силу, он вводит в заблуждение других и разрушает себя. В Индии некоторые духовные личности вообще не интересуются оккультной силой. Но сама по себе эта сила не является плохой; вопрос скорее заключается в том, как ею пользоваться. Если у тебя есть огонь, ты можешь обжечься, а можешь приготовить пищу. Если у тебя есть нож, ты можешь воспользоваться им, чтобы ранить кого-то, а можешь применить для того, чтобы вырезать прекрасную статую. До некоторой степени верно то, что, если у тебя нет ножа, ты, естественно, не сможешь натворить ничего плохого. Но ведь есть много хорошего, чего ты также не сможешь сделать. Именно мы сами должны мудро применять оккультную силу, если уж мы ее обрели.

Некоторые духовные Учителя в Индии советуют своим ученикам вообще не иметь никакого касательства к оккультным силам, а сначала практиковать духовную жизнь. Тогда человек обретет духовную силу, которая никогда не создает проблем. Так они говорят. По своей природе духовная сила не обладает таким агрессивным или разрушительным качеством, которое присуще оккультной силе, но даже духовной силой можно злоупотребить, если человек не слушается велений своего внутреннего существа или Всевышнего.

Есть также духовные устремленные, которые практикуют духовность и оккультизм вместе. Они говорят, что днем нужно практиковать духовность, а ночью — оккультизм. Пусть духовность и оккультизм идут вместе. Этот путь все же таит в себе опасность. Многие пытались, и большинству из них не удалось должным образом соединить и то, и другое. Самый безопасный и самый эффективный способ — это ступить на духовный путь и расширить свое сознание, достигнув Бесконечности и Вечности. Тогда вы обретете всю полноту власти в оккультном мире.

Если духовный Учитель обладает способностью применять духовную силу, вы можете спросить, способен ли он также применять оккультную силу, не совершая ошибок. Ответ таков: нет. Когда духовный Учитель применяет духовную силу, обычно он использует ее правильно. Но когда дело доходит до оккультной силы, он в действительности не злоупотребляет ею; скорее, он просто не умеет с ней обращаться. Между духовной силой и оккультной силой существует огромный конфликт, когда ими обладает Учитель не высочайшего уровня. Если такое происходит, что ему нужно делать? Он должен полностью отказаться от своей оккультной силы. Он должен сказать: «Она мне не нужна. Это слишком опасно. Буду применять только духовную силу, которая представляет собой бесконечное море Света и Блаженства. Этого Света и Блаженства мне достаточно».

Если вы хоть немного занимаетесь Кундалини-йогой — скажем, пятнадцать минут в день — наряду с медитацией и по-настоящему устремляетесь, вы увидите, что открываются ваши психические или оккультные центры. Но если вы вступите во внутреннюю жизнь, просто чтобы получить оккультную силу с целью демонстрации миру своих способностей, то настоящая духовность никогда не придет в вашу жизнь. Если вам хочется открыть свой сердечный центр и творить чудеса, чтобы люди вас возносили и восхищались вами, и если вы думаете, что от их признания и восхищения вы получите больше вдохновения, я должен тут сказать, что вы совершаете ошибку. В других случаях, когда вы что-то делаете и вас превозносят до небес, вы можете испытать больше вдохновения делать это лучше. Но в этом случае все не так. Если вы демонстрируете какие-то свои оккультные силы и другие восхищаются вами, то вы можете быть уверены, что вы пали. Вы не испытаете вдохновения; напротив, вместо погружения глубоко в себя ради обретения настоящего осознания, вы будете продолжать увеличивать свою оккультную силу. Оккультная сила — это сплошное искушение.

Чем больше вы будете демонстрировать оккультную силу, тем быстрее вы ее потеряете, потому что вы не сумели стать едиными с источником. Источник оккультной силы — это Свет, довольно ограниченный, но все равно в высшей степени чистый Свет. Поэтому я всегда говорю, что если вы собираетесь иметь дело со Светом, то это должен быть духовный Свет. Если он ограничен, не беда, ибо он не навлечет никакой опасности. У вас может заболеть голова, если вы призовете слишком много, но это вас не уничтожит. Даже если принесенная вами свыше духовная сила превысит ваши способности, она не уничтожит вас полностью. Но если вы притянете к себе оккультную силу свыше своих способностей, вы окончите свою жизнь в психиатрической больнице. Вот как она опасна, как разрушительна.

Нашим первым желанием должно быть желание радовать Всевышнего. Чтобы порадовать Его, мы должны отдать Ему все свое устремление и возложить все к Его стопам. Когда мы Его порадуем, Он Сам решит, давать ли нам духовную силу или оккультную силу, или и то, и другое. Если Он захочет дать нам духовную силу, прекрасно. Если Он захочет дать нам оккультную силу, прекрасно. Если мы отречемся перед Его Волей и Он даст нам оккультную силу, будьте уверены, что Он также даст нам способность правильно применять ее для Него.

Если вы захотите радовать Всевышнего по-своему, вы совершите много неискренних поступков, чтобы порадовать Его. Вы будете пытаться радовать Его любыми средствами. Вы дойдете даже до того, чтобы льстить Ему или подкупать Его, если ваша природа нечиста. Но если ваша природа чиста, абсолютно чиста, чиста как снег, то вы будете стараться радовать Его так, как Он Сам того захочет. Если вы сможете это сделать, если вы сможете порадовать Бога так, как Он Сам захочет, вся оккультная сила, вся духовная сила окажется у ваших ног, служа вам. Радовать Бога — вот что нужно миру. Радуя Его, мир подготовит себя к просветлению. Но мир обречен на разочарование, потому что он жаждет силы. Если бы мир хотел Любви Бога, то к этому времени он был бы уже спасен, просветлен, совершенен и бессмертен.

Вполне возможно, что духовным фундаментом российской элиты является сатанизм.
Какие-то странные истории происходят в «долгом государстве Путина».
Сайт «Главк.info» (https://glavk.info) сообщил 6 февраля 2019 года: «Российские ведьмы провели «круг силы» в поддержку президента и России.
Оккультная организация «Империя сильнейших ведьм» провела специальный обряд «Внеурочный магический круг» в поддержку России и лично президента Владимира Путина. В «Империи ведьм» решили, что российский президент, даже получив на последних выборах 77% голосов, все равно очень нуждается в магической поддержке. В особняк в центре Москвы 5 февраля «слетелись» на метро и такси несколько десятков женщин, называющих себя ведьмами и практикующих то, что они считают магией.
«Кто слышит и не слышит, кто видит и не видит, кто был, есть и будет, слово мое не забудет – подымись величием сила России, направь пути Владимира Путина верно и праведно – через слово мое». Это одно из заклинаний, которые произносили ведьмы во время обряда. Ни одного портрета российского президента и никаких других оккультных действий и ритуалов – только черные плащи и книги в руках. «Да будет сила России крепчать, да будет Владимир Путин верные пути видеть. Величие России, и короновав Россию, напитав истоком, станет сила наша ведовская «Империи сильнейших ведьм» благостной, что оживит и поднимет всю землю. Воистину! Воистину!»
Алена Полынь, потомственная ведьма, как она себя называет, и основательница «Империи сильнейших ведьм», поясняет, что обряд проводится во благо России, а президент – это ведь главное лицо страны. «Власть – это некий такой сорбент: чего достойны люди и эта страна, и о ком-то негативно говорить, о каком-либо президенте, ведующие люди не должны».
Другие ведьмы также весьма лояльны к российскому президенту. Одна из них, Юлиана Золотницкая, которая проводит денежные обряды и «чистит род» по учению главной ведуньи, уверена, что «обязательно нужно поддерживать правительство, и Владимира Владимировича Путина в первую очередь».
«В стране обстановка тяжелая, и мы хотим поддержать президента теми силами, которыми мы владеем», – говорит ведьма Ирина. На вопросы, почему тяжелая обстановка и с кем борется Путин, она отвечает: «Со всеми, кто на него нападает. И мы хотим этих злопыхателей, чтобы они замолчали».
Для злопыхателей и врагов российского президента ведуньи предусмотрели проклятья:
«Кто со злом к нам приходит, кто со злом от нас уходит, кто вредит и зло говорит, на веки вечные и бесконечные – прокляты враги, враги прокляты!»
Но кто такие враги, участницы магического обряда сказать так и не смогли.
«Круг силы» рассчитывали специально – число, время, место, рассказывает Алена Полынь. «Все досконально было высчитано, чтобы энергия прошла правильно. И он направлен был на улучшение качества жизни на земле через Россию. Но мы не можем обходить стороной президента, который в стране, и, естественно, помощь ему».
Сам обряд представлял из себя только совместное чтение книги главной московской ведуньи и длился минут двадцать. Но ведьмы уверены, что такой шабаш обязательно должен добавить Путину сил».
Можно было бы отнестись к этому сообщению, как к фейку или странной несуразице, однако, трудно не вспомнить, что профессор Валерий Соловей стал в последнее время сообщать об очень странных, оккультных наклонностях российской элиты. Вот, к примеру, его запись на Facebook: «С медицинской точки зрения сознание «властителей» все больше приобретает клинические (или пограничные) черты. Трудно иначе охарактеризовать людей, которые периодически совершают оккультные обряды с целью обретения силы и власти, регулярно обращаются к шаманам при принятии важнейших общенациональных решений, напрямую общаются с «Космосом» и делают еще более фантасмагорические вещи. А теперь скажите: какую политику может породить больной разум?»
Валерий Соловей в своих интервью постоянно ссылается на то, что он общается с представителями российской элиты и обладает некой информацией, недоступной простым смертным. По-крайней мере, отдельными сигналами. Так что же там творится за плотно закрытыми дверями высших эшелонов власти РФ?
Вот фрагмент интервью Валерия Соловья «Фонтанке»:
— Вы недавно написали, что российская элита на полном серьёзе консультируется у шаманов и разнообразных эзотерических экспертов при принятии важнейших общенациональных решений. Происходящее на политической арене России, как внутренней, так и внешней, – следствие обращений к оккультным силам? Несколько диковато такое читать.
– Начальство живёт в мире, который само создало. Как у них там говорят – «усилиями арийской воли». Они живут в мире, в который они сами себя ввели именно усилиями «арийской воли».
— Звучит устрашающе. Вам про шаманов и оккультистов в элитах кто рассказал? Одно дело, случайно натыкаться на битвы экстрасенсов на нынешнем ТВ, и совсем другое – читать про это у известного политолога и профессора.
– Мне рассказали это люди, которые в теме. Люди, которые являются частью той самой элиты. И не один человек. Мне это рассказывают на протяжении последних нескольких лет.
— Региональные вожди ещё в 90-е брали в штат астрологов.
– Да, но сегодня это те люди, которые принимают сами либо влияют на принятие ключевых решений, касающихся внутренней и внешней политики Российской Федерации. Почему они обращаются к таким нетрадиционным методам влияния на действительность, есть несколько предположений. Первое, находящееся на поверхности. Власть, если быть точным, чрезмерная власть, свалилась на них неожиданно. И они до сих пор не могут поверить, что они владеют этой властью по праву. То есть, что они легитимны в собственных глазах. Поэтому они и ищут тайный источник власти. То, что можно было бы назвать «кольцом всевластия». Некий эзотерический источник, если хотите. И охотно обращаются в тех направлениях, куда им указывают «специалисты». Может быть, источник вашей власти вот там, а может, там. Я подчеркну. Всё, что я описываю сейчас, не имеет никакого отношения к ортодоксальному православию. Там другая история. Не менее изощрённая. Но она всё-таки иная. Мы же обсуждаем нетрадиционные и не церковные формы эзотерики.
— Неуверенность в себе, о которой вы сказали как о причине, это нормальное состояние любого критически мыслящего человека.
– Но это только первая причина. Есть и вторая. Попытка проникнуть в будущее, которое выглядит всё более турбулентным. И этот мотив очень важен начиная с 2014 года, поскольку тот горизонт, который был, он исчез. И третье. Представьте себе людей, которые в силу своего профессионального бэкграунда профессиональные параноики. Не привыкли и не верят вообще в силу легальных институтов, институтов в принципе, правовых и демократических процедур. Они верят в заговор. В хитро задуманную игру. В коварные планы. Своим психологическим профилем они предрасположены к поиску эзотерических ответов на вполне насущные политические дилеммы, с которыми они сталкиваются. Ну и, наконец, я думаю, что некоторые из этих людей не очень развиты интеллектуально. Да, они хитрые и коварные, но интеллектуально не очень развиты. Поэтому, когда я говорю о шаманах, как правило, речь идет про откровенных шарлатанов, которые влияют, поверьте, на людей первого ряда. На тех, кто находится во всех списках топ-100 ключевых людей страны. Шарлатаны их обводят вокруг пальца и, смеясь, об этом потом рассказывают.
— А где же всепроникающая мощь традиционной скрепы – православия? Там же свои общества со своей символикой. В Петербурге при прежних властях журналисты анализировали чёрные чётки на запястьях чиновников.
– Что интересно, группа так называемых афонитов, или «Афонский клуб», пребывает в плохо скрываемом конфликте с руководством РПЦ МП. Он просто не манифестируется публично. Но отношения крайне напряжённые. Я бы даже не решился воспользоваться словом «недолюбливают» друг друга. Здесь требуются более сильные выражения. Есть невидимые многим внешним наблюдателям линии напряжения. И они работают. И они определяют вполне реальные вещи. У православной церкви, несмотря на потрясающие отношения патриарха и президента, очень много недоброжелателей среди высших чиновников РФ. И есть люди, которых вы можете увидеть сперва на пасхальной службе со свечкой, а потом узнать, что они призывали шаманов для совершения определенных обрядов. Такой религиозный синкретизм.
— Да и пусть себе развлекаются, в конце концов. У нас ведь свободу совести пока не отменили.
– Видите ли, в чём дело. Они там совершают очень странные обряды. По счастью, всё обходится пока без кровавых жертв. Но всё это напоминает субкультуры столетней давности, 20–30-х годов прошлого века. У чекистов всегда был устойчивый интерес к эзотерике и оккультизму.
— Те чекисты нынешних навряд ли бы признали за своих. Со всеми вытекающими последствиями.
– Тем не менее нынешние считают себя достойными наследниками, и даже более успешными. Те были всего лишь карающими щитом и мечом партии, а эти уже и есть сама власть. И они хотели бы свою власть увековечить. Для этого все средства хороши. В том числе эзотерические. Вы же читали Пелевина. Есть ощущение, что он это всё списывал с натуры. Более того, я знаю человека, который мог это всё Виктору рассказывать. Этот человек как раз и относится к числу тех, кто оказывает квазиэзотерическое влияние. И стоит уточнить, что всё, что я вам рассказал, это нормально для режимов, переживающих кризисное состояние.
– А у нас в стране оно когда-то прекращалось, это самое кризисное состояние?
– Всегда надо сравнивать с тем, что было «до». Сумерки сознания характерны для режимов, которые идут под политический откос. В данном случае настроение элит изоморфно, структурно близко массовому психозу общества».
А вот фрагмент интервью Валерия Соловья «Московскому активисту»:
— Вы где-то в интервью сказали, что начинается расцвет оккультизма. Как говорят, многие силовики просто на регулярной основе советуются с какими-то шаманами.
— Да, да. Это есть. Я не хочу сказать, что это поголовно, это было бы не правдой. Не стоит преувеличивать. Тут, там, кто предпочитает кто к старому доброму пути, к батюшкам обращаться там. Кто-то по этому пути, а кто-то не верит в то, что православные попы способны защититься от будущего. Разочаровались и прибегают к иным практикам. Кто-то держит каналы связи с космосом открытые, в прямом смысле слова, и даже на рабочих совещаниях служебных начинают об этом говорить, вызывая дикое недоумение у коллег, которые младше по званию вот. Кто-то обращается к шаманам, наряду с попами. Пошел, помолился потом значит, давайте шамана пригласим. Кто-то обращается к специалисту по восточной эзотерике. Знаю по крайней мере парочку из них. Те, кто пользуются их услугами, там шаманов и прочее, они всерьез. Понимаете, есть фундаментальная неопределенность. До 2014 года мир казался ясным и понятным. С 2014 гола, когда нашими же усилиями мир стал более турбулентным, резко выросла неопределенность. Плюс нарастает неопределенность во внутренней ситуации. Неопределенность и напряжение нарастает. Что делать? Вы начинаете искать надежду. Рациональным путем вы ее не обнаруживаете. Вдруг появляется человек, который говорит: а ты знаешь, есть такой шаман, мощный старик… А вообще кольцо всевластия они ищут с нулевых годов. Попытки периодически повторяются. Разные люди, но я имею в виду именно элиту. Не каких-то губернаторов, заместителей, а именно российскую элиту. Я хочу подчеркнуть, что это нормальное состояние для режимов, которые находятся в кризисе. В этом нет ничего необычного. Этот кризис психический, интеллектуальный».
На фоне таких заявлений начинаешь не так скептически относится к некоторым весьма странным сообщениям.
Сообщение с сайта газеты НикВести (http://nikvesti.com): «Шаманы Бурятии сожгли пять верблюдов «для укрепления России». На видео, снятом предположительно 27 января в Ангарске, демонстрируется обряд бурятских шаманов под названием Жэн тэнгэри яба: шаманы ведут пять верблюдов, затем виден большой костер, вокруг которого стоят люди, бросая в него куски мяса. Процесс умерщвления животных не показан.
— У бурят наивысшим животным в подношении богам считается верблюд, — сказал на видео Артур Цыбиков, назвавший себя заместителем верховного шамана России.
По его словам, без поддержки духовных лиц государство и люди изменить ситуацию в стране не смогут, поэтому жертвоприношение — это вклад шаманов в укрепление России.
22 февраля в комментарии российскому информагентству Интерфакс Цыбиков заявил, что последний раз подобный обряд проводился 300 лет назад.
— Многие из молодого поколения даже не знают о таком обряде, так как он очень редкий. Мы результата уже достигли — люди, посмотрев ролик в интернете и почитав комментарии, изливают негатив, а мы его принимаем, тем самым делая людей счастливее, — пояснил он.
В беседе с российским изданием Коммерсант шаман рассказал, что пять самцов верблюда ему передали «с фермы», где от животных хотели избавиться из-за их агрессивности. По его словам, верблюдов не сжигали заживо, их сначала убили. Шаман отметил, что «Рамзан Кадыров по пять верблюдов каждый год сжигает, к нему же нет претензий»».
Возникает вопрос: по своей ли инициативе шаманы и колдуньи устраивают обряды в поддержку власти? Или попросил кто-то? И действительно ли, как утверждает Соловей, «очень странные обряды пока обходятся без кровавых жертв»?
Я напомню странное сообщение от 3 августа 2018 года с сайта Информационного агентства «Росбалт»: «В Пермском крае в рамках финансируемого Минкультом региона фестиваля проведут обряд Быкобой, который представляет собой жертвоприношение. 31 августа на берегу реки Онолва принесут в жертву быка — животное заколют. Водой из реки, красной от крови, желающие смогут обмыть лицо и больные места. Жертвенное мясо же сварят. «Часть мяса нужно съесть на берегу, при этом мысленно просить помощи и защиты предков, а часть отнести домой, — рассказывает о правилах на обряде Василий Гагарин. — Эту часть обычно сушат и сохраняют до Семика или родительской субботы, чтобы принести на могилы предков».
Бычка, которого будут убивать, благословляет «знающий» (тот, кто знает заговоры, ход обрядов и прочее) или православный священник. Например, именно православный батюшка благословлял бычка в 2009 году, когда обряд проводили здесь в последний раз. А до революции часть мяса, головы и копыта быков даже отдавали в часовню. Но при этом помощи участники обряда просят у бога Ены. Официально мероприятие называется межмуниципальный фестиваль коми-пермяцкой обрядовой культуры «Проллавер» — так он записан в программе «59 фестивалей 59-го региона». Соответственно, его финансирует Министерство культуры».
Еще остается напомнить, что пожар в Кемерово породил множество конспирологических версий об оккультном характере этой трагедии, якобы дети намеренно были принесены в жертву.
Может быть, и в самом деле – оккультные искания российской элиты зашли так далеко?

ФИЛОСОФИЯ МАГИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Е.А. Попов

MAGIC PHILOSOPHY: MAIN APPROACHES

Popov E.A.

Статья посвящена философскому осмыслению такого сложного и неоднозначного феномена, как магия. Анализ данного феномена проводится в контексте проблемы>1 соотношения магии с религией и наукой.

УДК 130.3

Обращение к проблеме магии является сегодня, в условиях мировоззренческого плюрализма и кризиса традиционных картин мира, весьма актуальным. Было бы большой ошибкой считать магическое отношение к миру, ощущение бытия в системе координат магических представлений преодолённой формой человеческого мировосприятия. Более того, в век научно-технического прогресса, информационной революции, фундаментальных научных открытий в самых различных областях антисциентистские настроения набирают всё большую силу, и имеют существенное влияние на ментальную сферу человека современной цивилизации. Причем негативное восприятие науки в известной степени отражается и на отношении к философии. В частности, эта тенденция выражена известным американским профессором П. Курцем в его работе «Искушение потусторонним», в которой он исходит из того, что одной из задач философии является быть чем-то вроде фундамента мировоззрения современного общества во вненаучных областях путём частичного вытеснения из них магических и религиозных представлений. Однако для философии, как и для науки, это оказывается непосильной задачей, поскольку ни наука, ни философия не способны разрешить вековечные вопросы бытия и тем самым удовлетворить мировоззренческие потребности современного человека. П. Курц отмечает то обстоятельство, что, как бы мы ни полагались на эвристические возможности науки и философии, на

Попов Е.А.

«Философия магии: основные подходы»

многие вопросы «мы никогда не сможем получить ответ» (1). В этой связи неудивительно, что магическое мироощущение как часть антисциентистского мировоззрения является в настоящее время одной из основных форм восприятия бытия. Данный тезис находит подтверждение прежде всего в том обстоятельстве, что труды таких авторов, как К. Кастанеда, Е. Блаватская, Папюс и др., имеют сегодня огромную популярность среди широких слоёв населения, причём это касается и России, и многих западных стран. Естественно, что при этом, как правило, магия и религия не дифференцируются как таковые, происходит своеобразный синтез магических и религиозных представлений (и не только их одних), в результате чего формируется уже становящийся совершенно закономерным синкретизм сознания современного человека. В связи с этим представляется логичным немного остановиться на проблеме соотношения магии и религии. Именно анализ этого соотношения может позволить нам более чётко определить де-финицитарные основы понятия «магия».

Прежде всего следует отметить, что магия существенно отличается от развитых форм религии. Дело в том, что она не предполагает существования наряду с реальным, естественным миром мира иллюзорного, сверхъестественного, который воспринимался бы в качестве чёткого образа идеального мира со своей внутренней иерархией, разработанной и этически обоснованной системой наград и наказаний, который бы предъявлял совершенно конкретные требования к образу жизни и ментальной сфере каждого человека. В магии на первый план выступает не созерцательная, часто бескорыстная, вера в высшие сверхъестественные существа, не выстраивание всего жизненного мира по образцу «мира небесного», не внедрение в жизненную практику «божественных заповедей», а обрядовые действия, направленные на достижение конкретного жизненного успеха, источником которого становится индивидуальное умение мага проникать в сущность предметного материального мира и находить контакт с теми силами, которые этот мир контролируют. При

этом наличие трансцендентного как такового предполагается в качестве чего-то совершенно абстрактного, некой неопределённой основы для существования возможности того, чтобы вообще какое-либо «чудесное» событие могло в принципе произойти. В результате магию часто понимают только как совокупность определенных действий, имеющих целью обеспечить достижение желаемой цели. Такое понимание четко выражается в русском языке в словах «колдовство» и «волшебство».

С другой стороны, с развитыми формами религии магию роднит вера в существование, кроме естественных, реальных, доступных разуму воздействий, качественно отличных от первых таинственных сверхъестественных влияний. Наличие в магии основного признака религии — веры в зависимость человеческой судьбы от таинственных, сверхъестественных влияний, сил — позволяет рассматривать магию как форму религии. Однако это еще не религия в полном смысле слова. Это религия еще только становящаяся, формирующаяся. Данная ее особенность была верно подмечена Г. Гегелем, согласно которому, магия (колдовство) есть «самая древняя религия, наиболее дикая и грубая ее форма», есть «первая форма (религии — Е.П.), которая, собственно говоря, еще не может быть названа религией» (2).

В отечественной науке термин «магия» трактовался как «обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы» (3). Один из наиболее авторитетных отечественных исследователей данной проблемы С.А. Токарев отмечает, что «проблема магии до сих пор остаётся одной из наименее ясных среди проблем истории религии», а само понятие магии, при попытке его более полного описания, предстаёт как «общее обозначение многочисленных и весьма разнообразных обрядов и соответствующих им поверий. То общее, что объединяет их и оправдывает это общее обозначение, есть, в сущности, лишь психологическое содержание магических представлений: идея способности человека воздействовать сверхъестественным образом

на явления внешнего мира» (4). В целом, такой взгляд на проблему магии характерен для всей отечественной науки, в которой магия рассматривается, как правило, в качестве одной из ранних форм религиозного отношения к окружающему миру, но не как религия в собственном смысле слова.

В западной философии магии следует выделить три основных подхода к интерпретации данного феномена: функционализм, социологизм и структурализм. Первое из этих направлений, которое, по нашему мнению, является наиболее содержательным, представлено такими мыслителями, как Э. Тайлор (Тэйлор), Дж. Дж. Фрэзер и Б. Малиновский.

Английский этнограф Э. Тайлор, автор давно уже ставшей классической работы «Первобытная культура», создатель анимистической теории происхождения религии, не занимался специально изучением магии. Его интересовал весь широкий комплекс первобытных верований целиком. Однако в упомянутой выше работе он высказал несколько важных суждений, которые имеют прямое отношение к интересующей нас проблематике. Так, английский исследователь выдвинул утверждение о том, что «человеческие действия в большинстве случаев определяются совершенно ясными и естественными причинами». При этом он предлагает отказаться «от соображений о сверхъестественном вмешательстве и беспричинной произвольности» (5). Всякое культурное явление имеет естественную причину своего существования вообще и конкретно — в рамках данного общества. При всестороннем исследовании причины бытия того или иного культурного феномена обнаруживается и обратная взаимосвязь между причиной и следствием, и эта связь есть связь функциональная. Онтологически и гносеологически неверное истолкование данной взаимосвязи и приводит к восприятию окружающей действительности как пространства, заключающего в себе таинственный магический смысл. Кроме того, следует отметить, что Э. Тайлор впервые стал трактовать магию как псевдонауку, когда первобытный дикарь-философ на основании правильных фактов

делает неверные выводы. В дальнейшем подобное понимание магии в качестве псевдонауки стало весьма распространенным. В частности, именно таким образом рассматривает магию еще один крупный представитель функционализма Дж. Фрэзер. Также, по его мнению, магию можно понимать и как псевдоискусство. В этом смысле магия предстаёт в его концепции в виде двух элементов: псевдотеории (ложное подобие науки) и псевдопрактики (ложное подобие искусства). Завершая эту мысль, Дж. Фрэзер прямо заявляет: «… утверждать, что всякая магия по необходимости ложна и бесплодна, банально и едва ли не тавтологично: ведь будь она истинной и эффективной, это была бы уже не магия, а наука» (6, с. 62). Пытаясь выявить истоки происхождения магии, Дж. Фрэзер выдвигает гипотезу о том, что она является порождением гносеологической ошибки, приводящей к мифологизации онтологических представлений; речь идет об абсолютизации двух логических операций: мышления по сходству и мышления по смежности. Первое порождает гомеопатическую магию, которая ошибочно воспринимает «. подобие вещей . как их идентичность», второе — контагиозную магию, которая базируется на мысли о том, что «. вещи, которые однажды находились в соприкосновении, пребывают в контакте постоянно» (6, с. 21). Б. Малиновский продолжает развивать идеи, высказанные двумя его предшественниками. Так, он тоже утверждает, что магия является псевдонаукой. Однако при этом он исходит из мысли о том, что магия «. основывается на специфическом опыте особых эмоциональных состояний, в которых человек наблюдает не природу, а самого себя…» (7, с. 97). Исходя из этой по сути экзистенциальной установки Б. Малиновский, на наш взгляд небезосновательно, объясняет причины существования магии как в первобытном, так и в современном обществе. По его мнению, магия появляется там, где человек «встречается с неопределённостью и случайностью, а также там, где возникает крайнее эмоциональное напряжение между надеждой достичь цели и опасением, что эта надежда может не сбыться». То есть,

Попов Е . А.

«Философия магии: основные подходы»

говоря словами самого Б. Малиновского, магия «поддерживает в человеке уверенность в успехе его действий, без которой ему не удалось бы достигать своих целей; в магии человек черпает духовные и практические ресурсы тогда, когда он не может положиться на обычные средства, имеющиеся в его распоряжении. Магия вселяет в него веру, без которой он не мог бы решать жизненно важные задачи, укрепляет его дух и позволяет собраться с силами в тех обстоятельствах, когда ему грозит отчаяние и страх, когда он охвачен ужасом или ненавистью, подавлен любовной неудачей или бессильной яростью» (7, с.108). В этом пассаже сжато иллюстрируется вся сущность функционального подхода.

Социологический подход к осмыслению магии представлен прежде всего в творчестве Э. Дюркгейма и М. Мосса. Во многом их понимание магии перекликается с трактовкой этого феномена функционалистами. Однако есть и существенные отличия, имеющие преимущественно методологический характер. Так, определение сущности магии, согласно социологическому подходу, зависит не от её функциональных характеристик, а от отношения к магии больших и малых социальных групп, общества в целом. При этом функциональные характеристики магии, обозначенные функционалистами, остаются по существу неизменными и в рамках социологического подхода. Если функциональный подход особое значение придавал проблеме соотношения магии и науки, то представители социологического подхода сосредоточивают внимание на соотношении магии и религии. Так, в концепции Э. Дюркгейма чётко прослеживается мысль о том, что в основе магии лежит стремление удовлетворить потребности со стороны отдельного индивидуума, который при этом не считается с интересами других людей, вследствие чего магия осуждается в большинстве обществ как нечто антиобщественное. В то же время религия направлена на удовлетворение потребностей всего общества в целом, поэтому она имеет безусловное общественное признание и авторитет (8). Еще один представитель социологиче-

ского подхода М. Мосс в работе «Социальные функции священного» высказал идею о том, что магия — это попытка обращения к сакральному в профанных целях (9). Такое понимание феномена магии хорошо вписывается в большинство идеалистических и клерикальных концепций, в которых осуществляется дифференциация магии и религии по принципу соответственно отсутствия или наличия в них морального компонента. В то же время, очевидно, что подобная позиция достаточно уязвима по причине того, что в рамках любой религиозной практики обращение к сакральному именно в профанных целях — явление более чем распространенное.

Следующий подход, на котором мы кратко остановимся, — структурализм. Основным представителем данного подхода является Ж.К. Леви-Стросс. Особое значение при осмыслении феномена магии он уделяет личности шамана — того человека, который руководит магическим обрядом. В его понимании шаман (первобытный маг) имеет богатый внутренний мир, с которым он учится общаться посредством специальных упражнений, а также обладает патологической психикой, которая выделяет его среди остальных членов племени. В процессе проведения коллективных магических обрядов шаман выступает как некий психоаналитик, соединяясь с коллективным бессознательным и помогая членам племени освободиться от неврозов (10). С учётом того, что для структуралистов в целом характерно обращение к идеям З. Фрейда, подобное истолкование сущности магического обряда как коллективного гипнотического сеанса не представляется удивительным. В то же время, несмотря на кажущуюся новизну понимания магии, в сущности, речь идёт опять же об удовлетворении реальных и естественных жизненных потребностей людей, и магия, как и в рамках выше анализировавшихся подходов, выступает в качестве наиболее простого способа удовлетворения этих потребностей. В этом смысле Ж.К. Ле-ви-Стросс лишь наполняет новым смыслом отдельные идеи представителей социологи-

ческого подхода и прежде всего идеи функционалистов.

Таким образом, мы видим, что все три рассмотренных нами подхода понимают под магией определенный в основе своей псевдонаучный способ таинственного контакта с абстрактным миром трансцендентного с целью так или иначе заставить его оказать содействие в достижении человеком какой-либо, как правило, совершенно обыденной жизненной цели. При этом особая роль отводится личности самого мага, поскольку в нем предполагается наличие уникальных, по существу, сверхъестественных способностей. В этом смысле наиболее корректным автору статьи представляется трактовать магию вообще и современную магию в частности как веру в способность человека (мага) путём принуждения, угроз, либо за определённую «плату» добиться от «потустороннего» мира полной или частичной помощи в удовлетворении своих потребностей. Упомянутая «оплата» может производиться как непосредственно этим потусторонним силам (например, с помощью жертвоприношений), так и «посредникам» между ними и рядовыми обывателями (колдунам, магам и т.д.). В предложенном определении магии выражается её экономическая сущность, проявлявшая себя во все времена, а сегодня приобретшая поистине исключительное значение. Действительно, современная магия и современный магический бизнес очень тесно связаны между собой, и,

борясь с последним, мы, в значительной степени, изживаем и веру в первую.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курц П. Искушение потусторонним. — М.: Академический Проект, 1999. — С. 57.

2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 1. — М.: Мысль, 1975. — С. 435, 439.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — С. 737.

4. Токарев С.А. Ранние формы религии. — М.: Политиздат, 1990. — С. 407.

5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989. — С. 21.

6. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. — М.: Политиздат, 1989.

7. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл: магия глазами учёных и чародеев. — М.: Республика, 1992.

8. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М.: Канон, 1995.

9. Мосс М. Социальные функции священного: Избранные произведения. — СПб.: Евразия, 2000.

10. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М.: Политиздат, 1985.

Об авторе

Попов Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского православно-социального института, аспирант. Сфера научных интересов — магия и мантика как религиозно-философские явления; современные деструктивные религиозные организации; проблемы свободы совести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *