Макарьево желтоводский монастырь

Поделитесь с родными и друзьями:

Есть на Руси места благословенные, а есть откровенно святые, святость которых корнями уходит вглубь времен. Из этого славного созвездия – Макарьевский монастырь, основанный на берегу когда-то соседствовавшего с Волгой Желтого озера. Желтоозерскую территорию поглотили волжские воды, но заложенная иноком Макарием обитель отразила факт существования озерного края. Ее нарекли Желтоводской – как называли самого монаха, обосновавшегося тут в первой келье.

Историческая справка

Монастырская история началась в 1435 г. с построения небольшого бревенчатого храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Скромному детищу келейника Макария жить судилось недолго – спустя 4-5 лет молельню сожгли воины казанского хана Улу-Мухаммеда. Почти все поселившиеся в нем «незаконно» с точки зрения татар монахи были убиты, а основатель постройки Макарий взят в плен. Однако скромность и кротость 90-летнего игумена настолько поразили хана, что он гневно отчитал военачальников.

Слова правителя звучали примерно так: «За что вы оскорбили и пленили такого доброго, не склонного к дурным поступкам мужа? Он никому не причинил зла – зачем было уничтожать его жилище?» Опасаясь гнева Аллаха, «единого над всеми», Мухаммед/Махмед велел не только освободить пленника, но и исполнить его просьбу – отпустить еще 40 поселенцев-мужчин, а с ними и женщин с детьми. Так началось шествие почти в 200 человек от Казани до града Унжеска под Костромой через Желтые Воды.

Вернувшись к останкам бывшей обители, Макарий с помощью узников похоронил убиенных своих собратьев, а потом двинулся дальше, к земле Галичской. Он удалился от города и устроил себе новую отшельническую келью – уже на правом склоне реки Унжи. Впоследствии тут был выстроен очередной Желтоводский монастырь – Макарьево-Унженский. Любвеобильный отец привлек сюда множество жаждущих монашеского уединения. К нему присоединялись, его готовы были слушать.

Умер Св. Макарий на 95-м году жизни, в июле 1444 г. Завещав своим чадам возвести монастырь на избранном когда-то им участке – в устье Свияги. Духовные наследники не успели выполнить завещания, но на том участие первооснователя в судьбе обители не закончилось. Восстановил прерванную цепочку монах Авраамий. Явившийся ему во сне дух Макария подсказал, где именно находится освященное место храма. При поддержке царя Михаила Федоровича из рода Романовых в 1620 г. начал возводиться уже каменный собор.

Огромную роль в успехе строительства сыграло открытие рядом бойкой «Макариевской ярмонки» и царское благословение на право использовать ее доходы на нужды монастыря. Создателем современного комплекса считают патриарха Никона – выходца из послушников, принявшего монашеский постриг. Пространство было обнесено могучей крепостью для защиты торгов и самого монастыря. В 1779 г. поселок вокруг этих объектов был преобразован в город, центр уезда, но позже уездным стали считать бывшее село Лысково.

За сотни последующих лет сооружение пережило много потрясений – от осады участниками Разинского бунта до атеистической волны ХХ века, в послереволюционную эпоху. В конце ХІХ столетия здания горели, затем были воссозданы, но уже со статусом женского монастыря. В 20-е годы прошлого века тут располагался детский дом, а в период Великой Отечественной войны – эвакогоспиталь. Десятилетия на полтора строение было передано Лысковскому зооветтехникуму, и под храмовыми башнями даже держали скот и сохраняли корма.

Свято-Троицкий Макарьевский женский Желтоводский монастырь сегодня

Территориально это похожая на кремль крупная крепость-квадрат с круглыми угловыми башнями и с воротами посредине каждой из четырех сторон. Постоянные ее обитатели – монахини-женщины и 20 девочек, живущих в церковном приюте.

Архитектурный аспект

В ансамбль основных строений входят роскошный Свято-Троицкий собор (период построения: 1658-1664 г.г.), аналог одноименного московского собора, и посвященная Пресвятой Богородице Успенская церковь 1654 года – с трапезной палатой и колокольней. Дополняют список привратная многоярусная башня-церковь Михаила Архангела (год возведения – 1674) и крепостные стены. В одну из них (южную) встроены были жилые кельи.

Кроме перечисленного, внутри имеются еще три помещения, носящие имена известных христианских деятелей: храм-келья пустынника Антония Великого, храм преподобного первооснователя пустоши Макария Желтоводского, смыкающийся с колоннадой тосканского ордена, и храм Григория Пельшемского. К монастырской композиции частенько причисляют и поселковую Казанскую церковь.

Что посмотреть

При входе взгляд останавливается на старинной надвратной иконе, а внутри главного красавца-храма – на потрясающей красоты древнерусских фресках (к сожалению, не полностью восстановленных) и золоченом иконостасе, расписанном сравнительно недавно. Колонны центрального зала хранят следы наводнений (последнее случилось в 1926 г.). Сегодня затопление внутренним помещениям не грозит – благодаря валу высотой в 5-7 м, защитившему ансамбль от волжских разливов.

Интересно как строгое пятиглавое соборное строение-доминанта, так и внутренний двор с садиком, ухоженными аллейками и древними могилами. Внимание привлекает оснащенный амбразурами оборонительный пояс со множеством узких бойниц. Неприступность монастыря-крепости очевидна: высота зубцов достигает восьми, а толщина стен со сквозными нишами – двух с половиной метров. Боевой вход, вдобавок ко всем элементам защиты, прикрыт надежной деревянной кровлей.

Кому и чему поклониться

Из реликвий наиболее значимы мощи (почитаемая честная глава и фрагмент перста) преподобного Макария, Унженского чудотворца.

Из икон с сопровождающими их частицами мощей святых есть возможность почтить память:

  • святителей Иоанна Златоуста, Николая-чудотворца Мирликийского, Феофания Затворника, Феодосия и отца Лаврентия Черниговских;
  • великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеймона-исцелителя;
  • великомучениц Екатерины, Евдокии, Дарии и Варвары с Людмилой;
  • славного князя Даниила Московского, Муромских Петра и Февронии;
  • преподобных Серафима Саровского, Феодора Санаксарского;
  • матерей блаженных и преподобных – Александры, Елены и Марфы, Пелагеи, Марии и Параскевы Дивеевских, Матроны Московской;
  • праведника-флотоводца Феодора (российского адмирала Ушакова).

Как доехать: дорога, экскурсии

Поездку из Нижнего Новгорода в поселок Макарьево Лысковского района можно осуществить на автобусе, автомобиле или водным путем – с помощью парома или теплохода (зимой возможен пеший переход по льду либо в аэротакси). Автоварианты востребованы более других.

Автобус и паром

Наиболее актуальный автобусный маршрут – от нижегородского автовокзала «Щербинки» до г. Лысково. Доехав до конца, от лысковской автостанции спускаются на волжскую пристань. Это далековато, и большинство путешественников нанимают такси. Паромная переправа – отличная возможность без задержек попасть в нужное место. Частота поездок – каждые 2-3 часа. Самый ранний маршрут в 6.15 утра, последний – в 18.15. Расписание Макарьево-Лысково стартует в 7.00, завершающий его рейс – в 19.00.

Теплоход

Предельно комфортный транспорт. Спросом пользуются одно- или двухдневные экскурсионно-прогулочные поездки с целью совместить доставку туристов до желанного пункта с продуманной экскурсионной программой. Курсируют прогулочные суда от Речного вокзала с начала мая по конец сентября.

Плавание очень приятное, сулящее массу возможностей полюбоваться живописными окрестностями и «нащелкать» море ярких снимков – природы и жемчужин зодчества на ее фоне.

Автомобиль

Популярных вариантов два – через лысковскую трассу М-7 в сторону Казани или мимо Бора.

Первая цепочка выглядит так: Кстово-Работки-Лысково, за ними – повернуть налево у магазина «Магнит» по направлению к рынку. Двигаясь по главной дороге, авто минует памятник Ленину, высокую белую церковь и выедет на участок с односторонним движением. Впереди окажется небольшая церквушка, за ней надо будет свернуть с магистрали вправо, к реке. Взору откроется паромная переправа. Машины оставляют на берегу: парковаться есть где. Это 100 км от Н.Новгорода.

Автомаршрут 2 – через Бор. Едут напрямик либо в объезд города. Промежуточные пункты выстроятся так: Бор-Плотинка-Ивановское, затем – Красный Яр и Валки. Следующий этап – мост через Керженец. Все время придется держаться главной трассы. Рассчитывайте преодолеть в целом около 120 км. Кстати, транспортное средство можно и переправить – как легковик (это, правда, дороговато), так и велосипед (последнее обойдется дешево).

Завершающий кусочек преодолевают пешком: от пристани до монастырских подворий – пара минут ходу.

Короткие автобусные ознакомительно-экскурсионные туры в Макарьевский монастырь из Нижнего организуют тоже – обычно в летний сезон.

Околомонастырские достопримечательности

Часть из них по-домашнему притягательна, обволакивает теплом и запоминается надолго.

Музей «Сказка»

Это частная «культурная точка» семьи Фоминых. С виду – милый жилой дом с башенками за уютной березовой оградкой. Дому-музею 50 лет. Обустроен он был художником Борисом Фоминым, нынешняя хозяйка коллекции – дочь увлеченного собирателя «сказочной» атрибутики.

В числе экспонатов – пейзажные полотна здешних мест, экзотические скульптуры из дерева и оригинальные проволочные картины, напоминающие кружевное плетение. Разброс героев широк – от Бабы-Яги до паука-великана и деревянного башмака.

Музей ткацкого станка

Метрах в 100 от монастыря, на улице Советской, находится этот симпатичный домик этнотехники и искусства ткачества. Любознательных посетительниц он заинтересует полезными мастер-классами. Функционирует мини-музей ежедневно с 9.00 до 18.00. Выходной день – понедельник.

Страусиная зооферма

Любви к экзотике нижегородцам не занимать, и ферма по выращиванию страусов в Макарьеве – прямое тому доказательство. Она вдвойне доходна, поскольку радует не только прибылью от мясопродукта, но и стала центром агротуризма. Для заезжей детворы такой поход в зоопарк – редкостное развлечение. От прибрежной зоны «монастырь-пристань» до площадки с длинноногими птахами везет автобус-ПАЗик, разрисованный их силуэтами.

О посещении птицефермы договариваются заранее, индивидуально. Обитателей птичьего царства (а это пестрая компания из взрослых особей, страусят и «сопутствующих» страусам-австралийцам цесарок с индюками) можно кормить, с ними разрешают пофотографироваться. Мясные блюда и яйца в фирменном меню имеются. А кроме перечисленного – перья и косметика с ингредиентами из жира птиц-экзотов.

Памятники

Сегодня гостей святого места на берегу Волги-матушки встречает основатель-покровитель обители святой Макарий Желтоводский, застывший под большим крестом в одеянии схимника. Со свитком-завещанием в левой руке, на котором начертано: «Вера без дел мертва». Авторство фразы-призыва приписывают апостолу Иакову. Автором художественного проекта стал Владимир Нагорнов – мастер, сумевший придать своему творению глубоко символический смысл.

Желающим же познакомиться с памятками более удаленными от крепости-святилища советуем отъехать в сторону Бора и подняться на «Моховые горы» – 50-метровую кручу. Там есть смотровая площадка-круг с «парным» монументом Горькому и Шаляпину. Впечатляют как сами бронзовые фигуры, так и захватывающая дух панорама. Однако включить в однодневный план этот объект можно лишь если вы на собственном авто: «догулять» туда пешочком сложно.

Кратко о времени и правилах службы

  • В дни воскресные и по праздникам богослужения начинаются: всенощное бдение – в 18.00, Божественная Литургия – в 9.00.
  • В будни вечерняя служба происходит в 17.00, утренняя – в 8.00.
  • Молебен с акафистом в честь Макария-покровителя в одноименном храме традиционно проходит в 8 утра по воскресеньям.

Дополнительная информация для паломников

  • Желающих причаститься просят говеть не менее 3-х дней до события, а в канун причащения не есть и не пить ничего начиная с полуночи.
  • Чтобы покрестить детей или покреститься самим, надобно заранее пройти собеседование со священником своей епархии.
  • Тем, кто собирается тут повенчаться, следует подготовиться к нескольким собеседованиям со здешними духовниками.

Когда лучше приезжать и где остановиться

Монастырь открыт для экскурсий и паломничества круглый год, принимает гостей с раннего утра допоздна. Он неплохо отреставрирован, вход свободен, бесплатен. Пожертвования приветствуются. Теплоходные прогулки-круизы по Волге и Оке с заходом в Макарьево в летние месяцы регулярны, их продолжительность – от одного (если цель – исключительно Макарьевский монастырь) до 4-5 дней (если планируется охватить ряд культовых центров Поволжья).

Постельное белье, питание (двух- или трехразовое – на выбор), развлекательные мероприятия, экскурсионное обслуживание турфирмами обеспечиваются и входят в общую стоимость. Цены и расписания меняются и зависят от сезона и класса билета. Для оформления путевки понадобятся паспортные данные. С конца апреля до середины октября – лучший временной промежуток для посещения Макарьева приезжими со «светскими» приоритетами. Для серьезных мероприятий время года не ограничено.

Жилье паломнического типа всегда найдется в монастыре, еда проблемой не станет. Но договориться о проживании лучше заблаговременно, связавшись с матушкой настоятельницей. По приезде детали (сон-питание-службы-работа-послушничество) можно довольно быстро уточнить. Есть и поселковая гостиница неподалеку от храма, рядом с пристанью. Не пятизвездочная, понятно, но чистая, «домашняя», со спокойной обстановкой. Приезжайте – не пожалеете.

По преданию, основателем Макарьевского Троицкого Желтоводского монастыря являлся преподобный Макарий Желтоводский и Унженский (1349-1444) — известный церковно-политический деятель, инок нижегородского Печерского монастыря. Место для новой обители было выбрано на левом пойменном берегу Волги у Желтого озера неподалеку от устья реки Керженец. Первоначальный период существования монастыря (1435 -1439 годы) был краток — его выжег отряд казанских татар.

Возрождение монастыря началось в 1620-х годах и было связано с учреждением Макарьевской ярмарки, получившей в 1641 году официальный статус и до 1700 года находившейся во владении обители. Основная часть каменных построек, дошедших до нашего времени, возводилась за сравнительно небольшой срок (с 1651-го по 1677 год), что и определило восприятие архитектурного ансамбля как единого целого. Можно предполагать, что зодчим ансамбля был «подмастерье каменных дел» Максим Апсин. Наглядное представление о том, как постепенно рос и расширялся монастырь, дают несколько сохранившихся икон XVII века, посвященных преподобному Макарию.

Архитектурной доминантой комплекса и его композиционным центром стал сооруженный в 1651-1658 годах шестистолпный с мощным, сдвинутым к востоку пятиглавием Троицкий собор (36,6х22,2 м). По мнению исследователей нижегородского зодчества (С.Л. Агафонов, Я.Л. Шаболдин), образцом для главного монастырского храма послужило новое здание Спасо-Преображенского собора, отстроенное в 1647-1651 годах в Нижегородском кремле. Несколько ранее, в 1651-1654 годах, в обители выстраиваются массивный (45,8х22,8 м) двухэтажный корпус трапезной с пятиглавой Успенской церковью. С западной стороны трапезной устраивается высокая шатровая колокольня.

В 60-х — 70-х годах XVII века монастырская территория обносится мощной каменной крепостной стеной регулярной планировки с круглыми башнями по четырем углам. С южной стороны, обращенной к реке, устраивается главный вход – Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела (1670 год). Кроме того, пять квадратных башен располагались по периметру (811,5 м) прясел основного укрепленного участка. Внутри монастыря (с юга) выстраивается корпус келий, а в юго-западной части к началу 1690-х годов. появляется трехэтажный корпус настоятельских (архимандричьих) покоев. Там же, на основной территории, была выстроена одноглавая каменная Всехсвятская церковь (не сохранилась). Еще одна линия каменных стен прикрывала монастырь со стороны Волги, а с западной стороны комплекс получает дополнительную территорию, огороженную деревянными (позднее – каменными) стенами, включавшую каменный корпус Гостиного двора (в XIX веке перестроен в тюрьму).

В 1780-х годах, в одной из промежуточных башен (к западу от ворот) устраивается церковь Григория Пельшемского. Это нарушило конструкции башни и едва не привело к катастрофе. Последнее крупное строительство в обители было осуществлено незадолго до перевода ярмарки в Нижний Новгород. В 1808 году на месте старого придела у северной стены Троицкого собора возводится в классицистическом стиле Макарьевская церковь. С собором церковь соединена колоннадой тосканского ордера.

Ежегодное затопление низменной территории в период весенних паводков и размывание береговой линии (в результате приближения реки к южной части монастыря) негативно сказывалось на состоянии монастырского комплекса. С начала XIX века особенно заметно стал наблюдаться процесс разрушения дополнительных линий укреплений, когда при высоком паводке 1829 года обвалилась одна из угловых башен западного сектора. В 1868 году монастырь был закрыт и восстановлен лишь в 1883 году, но уже как женский. Территория монастыря сократилась до нынешних размеров (четырехугольник со сторонами около 200 м каждая), а ряд старых зданий, например, постройки хозяйственного назначения, размещавшиеся в северо-восточной части, к этому времени были утрачены. Прибрежный участок укрепляется каменной отмосткой.

В 1910-1912 годах производятся ремонтные работы в Троицком соборе, в котором еще в 1859 году обрушился центральный купол. Кроме заново поставленного барабана центральной главы, храм внутри получил дополнительную роспись. По сравнению с первоначальными фресками на стенах и сводах зала, выполненных в конце XVII – начале XVIII века, новая роспись не отличалась высоким качеством. Собор был полностью восстановлен в облике первой половины XIX века (с четырехскатной крышей и папертью).

На протяжении нескольких столетий Макарьевский монастырь оставался одним из центров религиозной и духовной жизни не только Нижегородского Поволжья, но и России. Особенная атмосфера, сложившаяся в обители во второй половине XVII – начале XVIII века, привела к появлению здесь целого ряда личностей, определявших идеологическую политику страны. Отсюда вышли будущий патриарх Никон и его противник — протопоп Аввакум Петров, будущие иерархи Русской православной церкви: Симеон – архиепископ Сибирский и Тобольский, Иларион – митрополит Суздальский, Иван Неронов – протопоп, некоторое время входивший в состав ближайшего окружения царя Алексея Михайловича, и др.

В советский период времени монастырь продолжал функционировать до 1927 года, а затем был закрыт, ансамбль бывшей обители стал приходить в упадок. Во время Великой Отечественной войны (до августа 1943 года) в бывшем монастыре размещался эвакогоспиталь, затем большинство помещений арендовалось Лысковским ветеринарным техникумом, а часть построек были отданы под хозяйственные нужды (так, здание Троицкого собора использовалось как зернохранилище). К этому времени лишь одна (северо-восточная) из четырех угловых башен находилась в исправном состоянии, стены имели угрожающие трещины осадочного происхождения, церковь Михаила Архангела была близка к полному разрушению и т.д. Ситуацию усугубил пожар, случившийся в сентябре 1944 года.

В этом же году комплекс переходит под охрану Отдела архитектуры Горьковского облисполкома, а в мае 1947 года Постановлением Совета Министров РСФСР комплекс Макарьевского монастыря был отнесен к уникальным историко-архитектурным памятникам, находящимся под охраной государства.

Серьезные восстановительные работы начались с конца 1940-х годов и были связаны с ремонтом каменного откоса, сильно пострадавшего в паводок 1948 года. Вопрос общей реставрации памятника сдерживался неясностью с постройкой Чебоксарской ГЭС. Непосредственно реставрационные работы на комплексе начались в 1957 году и продолжались свыше двадцати пяти лет. В 1980-х годах устраивается бетонное береговое укрепление, значительно исказившее восприятие архитектурного ансамбля монастыря.

В декабре 1990 года Макарьевский монастырь передается в ведение Нижегородской епархии, а в 1991 году Священным Синодом Русской православной церкви принимается решение о его возобновлении как женской обители. В 1995 г. статус архитектурного комплекса Макарьевского монастыря – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения – был подтвержден Указом Президента РФ (№176 от 20.02.95 г.).

Макарьевский монастырь расположен в 88 км от Нижнего Новгорода ниже по течению реки Волги на левом-низком её берегу недалеко от впадения в неё реки Керженца. Главный вход в монастырь устроен с южной стороны, с реки через святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. К северу и западу от ансамбля монастыря расположен рабочий поселок Макарьево. Связь с районным центром Лысково осуществляется паромной переправой, с Нижним Новгородом – речным транспортом, а также автомобильной дорогой через село Валки. Соседство широкого пространства акватории реки, живописного высокого противоположного берега с архитектурным ансамблем монастыря, обнесённого мощной стеной с башнями, формируют единое территориальное целое.

Исторически монастырь имел градообразующее значение. При монастыре возникла ярмарка, затем слобода, преобразованная в екатерининское время в уездный город. Градоформирующее значение монастыря на протяжении многолетней истории его градостроительного развития менялось. Наиболее важное значение монастырь как градоформирующий объект имел в период существования крупнейшей в России Макарьевской ярмарки (со второй половины XVII-го по начало XIX века). В генеральном плане застройки уездного города Макарьево кварталы в виде геометрически правильных фигур, образовывавшие есть улиц, ориентировались на Макарьевский монастырь и ярмарку. Заложенные в этом проекте принципы застройки города стали основой для всех последующих корректировок генерального плана Макарьева. После смещения ярмарочного ансамбля к северо-западу от селитебной территории ансамбли Макарьевского монастыря и торговой ярмарки стали корреспондировать друг с другом. После пожара на ярмарке в 1816 году и перевода торжища в Нижний Новгород монастырь стал обособленным градостроительным образованием, в то время как значение композиционного центра поселка было отведено объёму приходской Казанской церкви.

К настоящему времени ансамбль Макарьевского монастыря имеет значение природно-культурного пространства, комплексного и интегрального объекта культурного и природного наследия. Неразрывная связь с живописными окрестностями позволяет классифицировать архитектурный ансамбль монастыря в совокупности с природным окружением как один из ярких примеров «культурного ландшафта» Нижегородской области.

Культурный ландшафт обладает специфической структурой, основой которой являются природный, градостроительный и культурный (социальный) аспекты. Первичным элементом является природный, поскольку природные особенности определили характер планировочного развития этой территории. Исторически ландшафтная ситуация была иной. На протяжении XVIII-XIX веков основное русло Волги менялось, в связи с чем оказалась затопленной территория первоначальной монастырской слободы, прилегающая с юга, а ансамбль монастыря оказался непосредственно на берегу Волги. Положение усугубилось с поднятием уровня воды Чебоксарской ГЭС, когда было сооружено бетонное укрепление и сделана насыпь вдоль стен монастыря.

В настоящее время монастырь, окаймлённый огибающей его Волгой и дугой холмов правобережья, занимает центральное место на обширной территории. В контрасте с плоским берегом и гладью воды сооружения ансамбля приобретают особую монументальность. Основной композиционной осью в пределах исследуемой территории является русло Волги. Сооружения монастыря экспонированы на реку, при этом природа и произведения человеческого труда слиты в единую объёмно-пространственную композицию. Комплекс Макарьевского монастыря является характерным примером средневекового русского монастырского зодчества, в полной мере отражающим своеобразие и характерность подобного типа архитектурных ансамблей.

Ландшафтное окружение монастыря чрезвычайно живописно и различно по краскам и фактурам: широкое водное пространство – гладь реки – сочетается с крутым склоном правого берега, поросшим деревьями, плавная береговая линия отвечает красоте окрестных лугов. Архитектурный облик сооружений выгодно оттеняется образом природного окружения: плавность очертаний волжского берега контрастирует с суровым обликом монастырских стен, крупного центрального собора.

Градостроительный аспект культурного ландшафта представлен комплексом монастырских сооружений. Сооружения ансамбля характеризуются цельностью и единством. Прямоугольная территория обнесена мощной каменной стеной с угловыми круглыми башнями и квадратными, расположенными по середине прясел. Со стороны Волги имеется дополнительное бетонное укрепление. Речной фасад имеет симметричную композицию. Центром композиции южной сены являются Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела и примыкающими к ней с обеих сторон жилыми корпусами и башнями. Если смотреть с реки, объём надвратной церкви сливается в одно композиционное целое с главным Троицким собором, дополняя изящным абрисом строгий и лаконичный облик главного собора. С севера к Троицкому собору примыкает небольшая Макарьевская церковь, выдержанная в формах классицистической архитектуры. К востоку от собора, продолжая композиционную ось восток-запад, расположено двухэтажной здание трапезной с Успенской церковью и шатровой колокольней.

До настоящего времени сохранились корпуса архимандричьих келий, больничный корпус, монашеские кельи и церковь Григория Пельшемского, устроенная в квадратной башне между святыми воротами и западной угловой башней. Каждая монастырская постройка вписана в просторы природного окружения, а характер архитектурного облика сооружений сопоставим с особенностями ландшафта.

Социальный аспект культурного ландшафта проявляется в его информационной насыщенности. С Макарьевским монастырём связано имя крупного государственного деятеля XVII столетия – патриарха Никона, из стен Макарьевского монастыря вышла целая плеяда церковных деятелей, определявших и вдохновлявших идеологическую политику страны и составлявших ближайшее окружение царя Алексея Михайловича, а также хорошо по тем временам образованных людей, которые оставили заметный след в жизни России в 30-40- е годы XVII века. Несомненно, развитие и процветание монастыря было связано с проводившейся ежегодно Макарьевской ярмаркой, являвшейся почти два века крупнейшим торгом, собиравшим товары не только со всей России, но и из Европы и Азии. Благодаря превращению в крупный коммерческий центр не только Русского государства, но и всей Европы, Макарьевская ярмарка приносила монастырю стабильный высокий доход, в связи с чем монастырь постепенно превратился в крупный хозяйственный центр и один из лучших архитектурных ансамблей Поволжья. Таким образом, развитие этой территории обусловлено взаимодействием природных и социо-культурных процессов.

Современное социокультурное значение монастыря определяется в первую очередь обширным рядом исторических ассоциаций, а также чрезвычайно важным значением его как крупного объекта паломнического туризма и уникального архитектурно-художественного ансамбля, постоянно привлекающего внимание туристов.

Планировочная структура бывшей монастырской территории сохранилась в основном в южной её части, где читается основная композиционная ось запад-восток и сохранены объёмно-пространственная структура территории и композиционные соотношения застроенных и незастроенных пространств). Северную часть монастырской территории в настоящее время можно считать деградировавшей. Кроме того, утрачены дополнительные укрепления — линия каменных стен, прикрывавших монастырь со стороны Волги, и каменная ограда, примыкавшей с запада территории, где располагался корпус Гостиного двора, устроена насыпь вдоль стен, охватывающих основную часть монастырской территории.

В настоящее время основная часть монастырской территории, обнесенная крепостной стеной с башнями, представляет собой в плане прямоугольник. Стены монастыря имеют амбразуры нижнего боя, машикули и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, боевой ход покрыт деревянной кровлей. С южной стороны монастыря расположен главный вход в него, при этом входная ось акцентирована пятиглавием надвратной церкви Михаила Архангела. Основные монастырские сооружения: Троицкий собор, трапезная с Успенской церковью и колокольней, келейные корпуса сгруппированы в южной части территории, в северной находятся хозяйственные постройки. Комплекс монастырских сооружений дошёл до настоящего времени практически без утрат за исключением одноглавой каменной Всехсвятской церкви, располагавшейся в северо-западной части монастыря. Композиционным центром ансамбля монастырских построек по-прежнему является пятиглавый Троицкий собор. Целостность восприятия монастырского комплекса сохраняется до настоящего времени. Это обусловлено прежде всего композиционным единством архитектурного облика монастырских сооружений, объединённых функциональным назначением, а также гармоничным сочетанием архитектурного ансамбля с природным ландшафтом, свободным от поздней застройки. Стоит отметить, что для восприятия монастырского ансамбля сложились особые условия: монастырь прекрасно просматривается с реки, с берега к востоку и западу от монастыря, а также с противоположного берега реки и со стороны поселка. Степень сохранности облика отдельных объектов также высока. На сегодняшний день в результате полномасштабных реставрационных работ восстановлен исторический облик практически всех сооружений комплекса.

Архитектурными доминантами ансамбля являются объёмы Троицкого собора и шатровой колокольни, пристроенной к трапезной. Группа вертикалей, образуемых мощным пятиглавием крупного собора, более изящным венчанием Успенской церкви и живописным шатром колокольни, позволяет ансамблю культовых сооружений господствовать над пространством живописных окрестностей. Мотив вертикалей поддержан завершениями надвратной церкви, выразительный абрис которой корреспондирует и оттеняет величественное венчание Троицкого собора. Следует отметить чрезвычайно ответственное положение монастыря – на низком пойменном берегу, в связи с чем созданы прекрасные условия для панорамного восприятия ансамбля. Он хорошо просматривается с дальних расстояний – с противоположного высокого берега Волги, а также с фарватера, красивые виды раскрываются со стороны посёлка Макарьево благодаря наличию незастроенного пространства перед ним. Смотровыми площадками также являются участки берега к западу и востоку от монастыря.

К диссонирующим объектам в пределах зоны восприятия ансамбля следует отнести сооружения деревоперерабатывающего предприятия, расположенного к востоку от монастыря.

Планировка поселка Макарьево до настоящего времени во многом определяется ландшафтными особенностями. Часть бывшего города застроена в соответствии с принципами регулярного строительства, при этом незастроенными до сих пор остаются участки, где это невозможно в силу наличия водоёмов, оврагов, пониженного рельефа – затопляемых участков. Относительно застройки поселка следует отметить, что большая часть исторической застройки к настоящему времени утрачена, активно ведётся строительство дач, облик которых не соответствует, а подчас и активно диссонирует с образом древнего монастыря. Современной архитектурной доминантой и композиционным центром поселка по прежнему является Казанская церковь, корреспондирующая с ансамблем Макарьевского монастыря.

Макарьевский монастырь на период конца XVII столетия, когда были возведены основные сооружения, и до настоящего времени представляет собой обширный и чрезвычайно целостный архитектурный ансамбль. Он включает в себя различные типы построек, выполненные в стилистике архитектуры конца XVII века. Ансамбль является ярким примером русского средневекового монастыря на берегу реки, на протяжении многих веков имевшей исключительно важное стратегическое, экономическое, и культурное значение. Основные сооружения сгруппированы по оси, заданной руслом реки, при восприятии со стороны реки композиция монастыря симметрична и уравновешена. Речной фасад монастыря включает основные строения: Троицкий монастырь, Успенскую церковь с трапезной и колокольней, надвратную Михайло-Архангельскую церковь. Мощным основанием для них стали массивные стены с машикулями. В настоящее время в северной части территории ансамбля монастыря имеются диссонирующие включения (гаражи, сараи), нарушающие образ монастыря при восприятии его с внутренней территории.

Планировка монастырской территории и архитектурный облик основных сооружений достаточно традиционен: монастырская территория имеет прямоугольную в плане конфигурацию, обнесена мощной крепостной стеной с круглыми угловыми башнями и квадратными (проездными). С южной стороны по сторонам от Святых врат имеются ещё две слабо выступающие квадратные башни, соединённые с келейными корпусами. Входная ось акцентирована пятиглавием надвратной церкви Михаила Архангела.

Шестистолпный пятиглавый Троицкий храм с тремя апсидами является мощной доминантой, организующей прилегающую застройку. Общее объёмно-пространственное решение собора восходит к типу Успенского собора в Московском кремле. Мощные круглые в плане столбы поддерживают своды, покрытые росписями. Приземистые сильно выступающие апсиды усиливают впечатление основательности и массивности объёма храма. С Троицким собором галереей соединена классицистическая Макарьевская церковь. Фасады церкви с западной и северной сторон украшены четырёхколонными портиками, основной объём завершён широким барабаном, перекрытым мощным куполом.

К обширному двухэтажному сооружению трапезной с востока примыкает объём Успенской церкви, а с запада – шатровая колокольня. Успенская трапезная церковь представляет собой двухэтажное здание, сводчатый потолок которого опирается на мощный квадратный в плане столб. Фасады завершены килевидными закомарами, кокошники также служат основанием для стройных барабанов. С запада к трапезной пристроена шатровая четырёхъярусная колокольня, соединённая галереей – один из интереснейших примеров русского шатрового зодчества XVII века. Ярус звона завершается кирпичным восьмигранным шатром с двумя рядами слухов. Корпуса келий расположены к югу и востоку от надвратной церкви.

Архитектурный образ монастырской территории характеризуется своеобразием и определяется гармоничным единством побеленных монастырских сооружений с живописным простором окружающего ландшафта. Архитектурное и природное своеобразие участка раскрывается как в облике построек, дающих представление о русском монастырском зодчестве, так и в красоте окружающего пейзажа – низкого пойменного берега Волги с выразительной береговой линей и противоположного – крутого, поросшего лесами. Выразительный опознаваемый облик этого пространства сформировался как результат объединения всех составляющих его аспектов. Следует добавить, что образ поселка как исторического поселения к настоящему времени утрачен практически полностью, и Макарьево стремительно превращается в заурядный дачный поселок.

Ценность культурного ландшафта определяется в первую очередь его аутентичностью, показателем которой в отношении исследуемой территории являются сохранность планировки, архитектурного облика монастырского ансамбля, функциональное использование и социокультурное значение. Социокультурное значение ландшафта определяется не только исторической ценностью и в большей степени информационным разнообразием. Круг исторических ассоциаций монастырского ансамбля очень велик. На протяжении столетий существования монастырь являлся духовным и культурным центром Поволжья. С ним связаны имена многих крупных церковных деятелей России XVII в. — патриарха Никона и его противника – протопопа Аввакума Петрова, будущих иерархов Русской православной церкви: Симеона – архиепископа Сибирского и Тобольского, Илариона – митрополита Суздальского, Ивана Неронова – протопопа, некоторое время входившего в состав ближайшего окружения царя Алексея Михайловича, и др.

Комплексные историко-библиографические и натурные исследования целостного фрагмента территории позволили прийти к определённым выводам в отношении историко-культурной ценности ансамбля Макарьевского монастыря и прилегающей территории, которые в свою очередь должны стать основой для принятия специальных режимов использования земель и градостроительных регламентов.

Степень представленности природного и архитектурного своеобразия на данном участке чрезвычайно высока. Целостный комплекс монастырских сооружений, выполненный практически в единой стилистике, воспринимается в неразрывном единстве с окружающим пейзажем, что дало основания отнести исследуемый участок к категории культурного ландшафта. Он имеет объективную ценность как носитель эстетической, научной, исторической информации. Сформировавшийся к настоящему времени выразительный образ монастыря, объединивший в себе природный и архитектурный компоненты, отличается гармоничностью, целостностью и своеобразием. Всё это обуславливает необходимость выдвижения требования увеличения мощности и полноты воздействия культурного ландшафта.

Макарьевский монастырь вместе с природным окружением является фрагментом информационно и эмоционально насыщенной исторической среды с высокой степенью сохранности планировочной структуры и ландшафтных особенностей. Следует отметить также ценность архитектурного ансамбля в своей данности и наличие высокого информационного и эстетического потенциала. Монастырь активно популяризируется, включается в паломнические маршруты. Исходя из этого, следует подчеркнуть необходимость сохранения и развития его комплекса в своих характерных чертах и параметрах, а также проведения специальных охранных мероприятий.

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь — действующий женский монастырь, который расположен на левом берегу Волги в посёлке Макарьево Нижегородской области, примерно в 90 км от Нижнего Новгорода ниже по течению. Туристам, путешествующим по Волге на пароходе, белоснежные крепостные стены и золотые купола храмов видны издалека. Самые красивые виды на монастырь открываются именно с воды, как утверждают многие, посещавшие это место с экскурсиями. Храмовый комплекс относится к архитектурным памятникам России. В 2019 г. Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь, Нижегородская область».

Монастырь имеет многовековую историю, и в данный момент считается восстанавливаемым. Кроме монашества занимается миссионерской деятельностью. За время последнего возрождения монастыря здесь побывали сотни тысяч человек из разных уголков России, Франции, Германии, Великобритании, США, Китая, Австралии, Канады, Италии, Израиля, Украины и многих других стран, чтобы посмотреть на Волжскую жемчужину. Макарьевский женский монастырь является одним из самых посещаемых храмовых комплексов Нижегородской области. Помимо туристов в обитель приезжает большое количество паломников, желающих поклониться главе преподобного Макария и иконостасу с частичкой его мощей.

Церковь Макария Желтоводского, © Prohoziy

В мае 2018 г. из Успенского собора монастыря было похищено 10 ценных икон, среди которых были образы с частицами мощей преподобного Макария, а также мироточивый образ и Владимировская икона Божией Матери XVII в. Однако преступники были задержаны спустя две недели, иконы найдены и возвращены священнослужителям.

История Желтоводского монастыря в Макарьево

Датой основания монастыря считаются 1434—1436 гг. Инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий, искавший уединения, решил поселиться на озере Желтые воды (при изменении русла озеро было поглощено Волгой). Позже к нему стали приходить миряне за советом и помощью, а со временем к Макарию присоединились и другие послушники, и было решено построить храм в честь Пресвятой Троицы. Однако уже в 1439 г. церковь была дотла сожжена войском Улу-Мухаммеда, все монахи убиты, а сам Макарий был уведен в плен. Однако хан приметил благоверного старца и отпустил его на свободу, а вместе с Макарием, по просьбе самого монаха, были отпущены еще около 400 человек из числа пленных.

Первое возрождение монастыря началось в 1620 г. старцем Аврамием, которому по преданию во сне трижды являлся святой Макарий и просил возродить обитель у Желтого озера. Вместе с царским благословением на постройку обители, старец получил и разрешение на строительство Макарьевской ярмарки. Удачное местонахождение монастыря на берегу судоходной Волги способствовало развитию бойкой торговли на ярмарке, а монашеские игумены прикладывали множество усилий для этого. Макарьевская ярмарка была самой крупной в России, и, возможно, во всей Европе. Так как торговля велась на монастырской земле, то все доходы с ярмарки шли на нужды церкви. На эти деньги и были возведены каменные строения и крепостные стены монастыря.

Башня, © Alexxx Malev

В 1700 г. по политическим причинам царь Петр Алексеевич издал указ, по которому вся прибыль от Макарьевской ярмарки перешла в государственную казну. В 1816 г. ярмарка таинственным образом сгорела, а с 1817 г. полностью переместилась в Нижний Новгород. Средств для существования и поддержания зданий в надлежащем порядке стало не хватать, и монастырь был признан заштатным. После большого пожара храмовые постройки было решено не восстанавливать, а монастырь расформировать. В 1868 г. обитель закрылась, все иконы были переданы Александро-Невскому Новоярмарочному собору.

Следующее возрождение обители произошло в 1883 г. Монастырь был частично восстановлен руками монахинь и прихожан, и к 1917 г. здесь проживало около 300 сестер. Однако с приходом советской власти монастырь ликвидировали, а монахини были вынуждены вести мирскую жизнь.

В 1928—1929 гг. в помещениях монастыря находился детский дом. В военное время монастырские постройки были переоборудованы под эвакуационный госпиталь, после чего здесь открылся ветеринарный техникум. Также в зданиях церквей держали скот и хранили корма для животных.

В 1990 г. монастырь планировалось превратить в туристический центр, однако в 1991 он все же перешел в подчинение Нижегородской Епархии, и в том же году было принято решение возобновить деятельность Макарьевского Желтоводского женского монастыря.

Архитектура

Монастырь привлекает к себе внимание своими укрепленными белыми стенами, на которых расположены дозорные башни. Попасть внутрь можно только через массивные ворота, которые одновременно служат входом в надвратный храм во славу архангела Михаила. В крепостных стенах расположены кельи монахинь и помещения административного и хозяйственного назначений.

Главный Храм обители — Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Он возведен по образцу Успенского собора московского Кремля. Внутри храма до сих пор можно увидеть следы наводнений от разлива Волги, которые происходили периодически, пока монастырь не защитили земляным валом. В храме обновленный иконостас, а вот многие фрески не восстановлены и по сей день.

© Prohoziy

Всего на территории монастыря расположено 6 старинных храмов: Троицкий собор, построенный в 1664 г.; храм во имя преподобного Макария Желтоводского 1809 г. постройки; надвратная церковь Архангела Михаила, основанная в 1674 г.; Успенская церковь с колокольней и трапезной, возведенная в 1654 г.; домовый храм во имя преподобного Григория Пельшемского, возведенный в 1786 г., и келейный храм во имя преподобного Антония Великого. Также на территории расположены древние могилы, скрытые в небольшом ухоженном саду.

Кроме храмового комплекса, монастырь имеет два подворья: собор Святого Преображения Господня в Лыскове и собор Казанской иконы Божией Матери в селе Макарьево.

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря. Вход в обитель доступен с раннего утра до вечера. Входной платы нет, но церковь приветствует любые добровольные пожертвования.

Внутренний двор Макарьевского Желтоводского монастыря на панорамах Google Maps

Как добраться

Храмовый комплекс расположен в 88 км от Нижнего Новгорода в поселке Макарьево Лысковского района.

Из Лысково добраться в монастырь в теплое время года можно с помощью паромной переправы. От Лысково паром отправляется в 6:15, 8:15, 12:15, 15:15 и в 18:15. Весной и осенью первый и последний рейсы отменяются. Зимой можно перейти реку пешком по льду, или доехать на аэротакси.

Доехать до Макарьево из Нижнего Новгорода можно на автобусах, следующих с Канавинской автостанции до Михайловского. Можно добраться на собственном автомобиле по трассе К21, дорога займет меньше двух часов времени.

Те, у кого нет собственного автотранспорта, могут воспользоваться услугами такси или трансфера Kiwi.

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь на видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *