Маковей

Праздник Маковей – это непереходящий праздник, он отмечается каждый год 14 августа. По церковному календарю ему присвоено название День мучеников Маккавеев. В народе праздник называют Медовым или Мокрым Спасом.

История возникновения

В середине августа начинаются Спасовки и Спасы, как раз в это время проходят три Спаса, названия которых произошли в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). Так ещё до Рождества Христова, в далёком 166 году, у власти был сирийский царь Антиох Епифан. Правителем он был жестоким и на всей территории вводил языческие обычаи, согласно которым, в храмах Господних были поставлены статуи языческого бога – Зевса, и люди должны были поклоняться этой статуе. С помощью стараний царя большинство мирных жителей отреклись от истинной веры, но были и такие, которые оставались верными Богу и верили в Его пришествие.

В тот же период времени жил законоучитель, которого все звали Елеазаром. Он был приверженцем Моисеева закона, за что его и осудили. Законоучитель смело принял выпавшие на его долю мучения и погиб в Иерусалиме. Братья Маккавеи были учениками погибшего и вместе со своей мамой Соломонией признали себя последователями Истинного Господа, отказавшись поклоняться языческим богам. Царь Антиох подверг братьев мукам, после чего они скончались. Соломония не смогла пережить потерю сыновей и тоже отдала душу Богу.

Такое самоотверженное поведение Елеазара и его учеников произвело неизгладимое впечатление на Иуду Маккавея. Он собрал восстание против Антиоха и спустя время одержал победу в сражении, после чего в храмах поубирали идолов. Подвиг братьев остался в памяти и через сотни столетий.

Предполагают, что название праздника Маковей возникло вследствие наложения имени Маккавея и похожего с ним цветка мака, созревание которого происходит в это время.

Праздник Маковея или Медовый Спас

Маковей является большим праздником для всех православных, так как в этот день одновременно отмечается несколько важных событий. Христиане празднуют происхождение честных древ Животворящего Креста. Происходит поклонение Животворящему Кресту с целью избавления от различных недугов и очищения от греха.

Помимо этого, православный праздник Маковей принято считать Медовым Спасом, по той простой причине, что именно в это время наступает пора для сбора мёда. По церковному обычаю как раз с этого дня разрешается его потреблять. В связи с приходом праздника, начиная с 14 августа, христиане готовят различные лакомства с маком и мёдом: маковые пирожки, булки, пряники и блины.

Кстати, праздник именуется и как Мокрый Спас. Появилось данное название за счёт того, что именно в это время в старину проходило освящение новых колодцев. Святили воду, совершали крестные ходы на водоёмы: купали скот, омывались в реках и озёрах с целью оздоровления.

Праздник Маковей: приметы, молитвы, обряды, обычаи и заговоры

С праздником на Руси было связано большое количество обрядов и примет, которые актуальны и в современной жизни. В древние времена христиане святили в храмах так называемые «маковые букеты». Так именовались букеты цветов, в состав которых входил чабрец, мята, васильки, ноготки. Также к букету иногда добавляли головку подсолнуха или маковку. В праздник Маковея, по примете, в букете для освещения, всего должно было быть 17 растений.

Также существовало поверье, следуя которому, необходимо съесть освящённое яблоко и задумать при этом желание. Если все сделать правильно – загаданное обязательно исполнится.

В этот праздник молодые девушки и парни водили хоровод с песней «Ой, на горе мак», сопровождая гуляния розыгрышами и весёлыми шутками. Незамужние особы осыпали молодых парней маком.

Считалось, что на праздник Маковея женщине могут проститься все грехи, в том случае, если она попросит о прощении у своего Ангела-хранителя.

Заговоры и ритуалы в праздник

Основная масса обрядов на Маковея связана с мёдом и пчёлами. В праздник принято совершать заговоры, касаемые здоровья, красоты, любви и богатства.

  1. Так, например, помириться с недругом можно при помощи заговорённого чая. В отвар необходимо добавить ложку мёда и произнести такие слова: «Усмири пыл, убери давние обиды». После произнесения заговора чай следует выпить в окружении домочадцев.
  2. Чтобы защититься от порчи и сглаза, на рассвете в Первый Пост следует отправиться на сборы мака. После чего освятить зерна цветка в храме Божьем, прочитать заговор и засыпать заговорённые зерна под плинтус дома, таким образом, чтобы его невозможно было вымести назад. Сыпать зерна следует, двигаясь от входа по всему периметру жилища, плавно направляясь по часовой стрелке. Высыпать мак необходимо тремя пальцами правой руки и произносить при этом такие слова заговора: «Высеваю мак, как желаю, всё будет так. Если кому-то не так, пусть попробует собрать этот мак. Рассыпанный мак не собрать, а порчу с Божьей рабы (имя) пора снять. Аминь».

Традиции праздника

По традиции в праздник молодые хозяйки пекли специальные коржи с маком, которые именовались шуликами. Их ломали ещё горячими на мелкие кусочки, после чего заливали мёдом с маком и так ели.

В праздник Маковея, по ранее сложившемуся обычаю, необходимо обязательно посетить храм Божий. Освятить собранные в корзине плоды фруктов, овощи, свежий мёд. Букеты из душистых трав и растений, по традиции, прятали за икону, а по весне рассеивали по огороду.

Что можно и нельзя делать?

С 14 августа начинается Успенский пост, который идет 2 недели вплоть до 28 августа. Как и в любой другой праздник, в этот день запрещается нервничать, раздражаться, ругаться и унывать. Преступлением также считается находится дома в этот праздник. Необходимо оказывать помощь нищим и вдовам, угощать их мёдом и делиться припасами.

Во время Первого Спаса, в связи с началом поста, не рекомендуется употребление в пищу мяса и молочных продуктов. Булки с маком советуют печь постные. От орехов и яблок, собранных в новом урожае, также стоит отказаться в этот день. Ведь есть специальные праздники, во время которых следует попробовать плоды нового урожая.

Помимо этого, имеется и ещё одно ограничение. После Первого Поста запрещается купаться. Однако стоит заметить, что именно 14 августа, по старым поверьям, речная вода обладала целебным эффектом, поэтому до наступления нового дня в старину все христиане стремились искупаться, чтобы очиститься.

1) В период гонений на иуд. народ со стороны сир. царя Антиоха IV Епифана (175-164 гг. до Р.Х.) священник Маттафия из Модина (в 10 км юго-вост. Лидды) поднял восстание против чужеземной власти, к-рое после его кончины возглавили пятеро его сыновей. Из них вначале особо отличился Иуда. Ему удалось отвоевать у сирийцев Иерусалим и вновь освятить храм, оскверненный Антиохом. Это произошло в декабре 164 г. до Р.Х. В память об этом иудеи установили см. Праздник Обновления — Хануку (см. Ин 10:22). В 160 г. до Р.Х. Иуда пал в бою с сирийцами. Его брат Елеазар, четвертый сын Маттафии, погиб еще раньше, поэтому руководство восстанием принял на себя младший из братьев, Ионафан. Старший, Иоанн, вскоре после этого был убит сынами Иамври — членами разбойничьего племени в Заиорданье. Воспользовавшись отсутствием единства среди сирийцев, Ионафан сумел достичь значит. успехов, но и он в 143 г. до Р.Х. был убит сир. военачальником Трифоном. После этого руководство перешло к последнему из братьев, оставшемуся в живых, — Симону, второму сыну Маттафии. Он получил от Димитрия II, противника Трифона, полное освобождение Иудеи от податей, практически добившись этим ее независимости от Сирии (142 г. до Р.Х.), и, наконец, истребил последние сир. гарнизоны в Иудее;
2) в 140 г. до Р.Х. на торжеств. собрании народа Симон был провозглашен наследств. первосвященником и князем. Так было положено начало династии Хасмонеев, как теперь стал именоваться этот род. Когда сирийцы вновь напали на иудеев, сыновья Симона Иуда и Иоанн одержали над ними убедит. победу. В 135 г. до Р.Х. Симон был убит своим зятем Птоломеем. Вместе с ним жертвами заговора пали и его сыновья — Маттафия и Иуда, Иоанн же спасся и захватил власть. Он получил прозвище Иоанн Гиркан. За время своего долгого и успешного правления (135-105 гг. до Р.Х.) он покорил идумеев. Его сын Аристобул I стал его преемником. Духовный подъем, вначале сопровождавший правление Хасмонеев, постепенно ослабевал. Уже Иоанн Гиркан склонялся к саддукеям, пребывавшим под влиянием греч. культуры, Аристобул же присвоил себе цар. титул. Он правил в 105-104 гг. до Р.Х., затем на престоле его сменил брат — Александр Яннай (в 104-78 гг.). В период правления Александра происходила бурная борьба между фарисеями и саддукеями. Он вступил в брак с Александрой, вдовой Аристобула I, к-рая после смерти мужа правила в 78-69 гг. до Р.Х. и покровительствовала фарисеям. Между ее сыновьями Гирканом II и Аристобулом II началась борьба за власть. Аристобул в 69-63 гг. обладал политич. властью, в то время как Гиркан был первосвященником. Тогда в борьбу между ними вмешались римляне, и в 63 г. до Р.Х. Помпей захватил Иерусалим. Аристобул был свергнут с престола и доставлен в Рим, Гиркан же в 63-40 гг. оставался первосвященником и одновременно правителем, зависимым, однако, от Рима. Гиркан был слабым человеком, и его приближенному, идумеянину Антипатру, удавалось оказывать на него все большее влияние. Римляне назначили Антипатра прокуратором Иудеи (под властью Гиркана), и он также добился для своих сыновей Фазаила и см. Ирода (Великого) высоких должностей. Антигону, сыну Аристобула II, при поддержке вторгшихся в Палестину парфян удалось воцариться и править в 40-37 гг. Однако римляне уже в 40 г., когда Антипатра и Фазаила не стало, сделали Ирода царем Иудеи. Ирод вступил в брак с Мариамной, внучкой Гиркана II, и в 37 г. до Р.Х. захватил Иерусалим. Представители дома Хасмонеев, еще остававшиеся в живых, один за другим пали жертвами его коварных интриг.
III.
История Маккавеев отражена в Маккавейских книгах. Первая Книга Маккавейская излагает историю иудеев от вторжения Антиоха Епифана до кончины Симона, т.е. в период 175-135 гг. до Р.Х. Книга сохранилась только в греч. переводе, первонач., однако, она была составлена на др.-евр. или арам. языке и появилась около 100 г. до Р.Х. Вторая Книга Маккавейская была написана около 50 г. до Р.Х. Она представляет собой извлечение из труда Иасона Киринейского (Язона из Кирены), сочинения, состоявшего из пяти книг. Обе книги обычно относят к Апокрифам (см. Апокрифы). (В православной и католической традициях они причисляются к агиографам — «второканоническим» книгам Свящ. Писания — и включены в состав Библии).

Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.

Маккавейская война
Иудейские войны
Дата

167 год до н. э. — 160 год до н. э.

Место

Иудея

Итог

Победа евреев

Стороны
Селевкиды Евреи, Иудея
Командующие
Антиох IV Эпифан Иуда Маккавей
Симон Маккавей
Потери

Неизвестно

Маккавейская война — война евреев и Иудеи против Селевкидского царства, закончившаяся победой Иудеи.

Начало восстания

Основная статья: Маккавеи

Палестиной правил Антиох IV Епифан, греко-сирийский царь Селевкидской державы, который проводил жесткую политику эллинизации (распространения греческого языка и культуры) еврейского населения Иудеи. Ключевым элементом такой политики было стремление побудить или заставить евреев отказаться от особенностей своей веры и ввести в Иудее греческую культуру и религию. В 167 г. до н. э. Антиох превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского. Апогеем гонений на иудаизм стали языческие жертвоприношения в главной еврейской святыне — Иерусалимском храме. Оскорбленное религиозное чувство иудеев вызвало взрыв негодования в их среде, который вылился в вооруженное восстание в 166 году до н. э. Началом восстания стало убийство Маттафией еврея, принёсшего жертву на алтаре, построенном греками. После этого Маттафия с семьёй бежал в горы и вскоре объединил и возглавил ранее действовавшие в Иудее и Южной Самарии повстанческие отряды. Священник Маттафия, вставший во главе восставших, мешал деятельности царской администрации, совершал набеги на соседние местности, разрушая алтари, производя обрезание, карая отступников от веры предков и евреев, лояльных новой политике. Маттафия вскоре умер (166 г. до н. э.), но его действия привели к утрате сирийского административного контроля в Иудее, за исключением Иерусалима.

Военные действия Иуды Маккавея

Израиль при Иуде Маккавее

Во главе сильно увеличившегося отряда стал его третий сын, Иуда, талантливый военачальник. Пытаясь наладить административный порядок в Иудее, Аполлоний, наместник Селевкидов в Самарии, выдвнулся к Иерусалиму для соединения с местным греческим гарнизоном. Рейд оказался неудачным, сам Аполлоний пал в сражении. Неудачей закончилась и попытка подавления восстания, предпринятая генералом Сероном, чей отряд был разбит Иудой в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи. Та же участь постигла, застигнутый врасплох, экспедиционный корпус Птолемея, царского наместника в Келесирии; отряд Лисия, царского наместника западных провинций, разбитый Иудой у Бет-Цура (на юге Иудеи). Неудачи в борьбе с повстанцами побудили Лисия издать декрет, упразднивший запреты, касающиеся отправления иудейских обрядов, в установленный срок сложившим оружие повстанцам была обещана амнистия. Это положение не спасло, в декабре 164 г. до н. э. Иуда захватил почти весь Иерусалим, за исключением городской цитадели.

Лисий, который к этому времени стал регентом при малолетнем царе Антиохе V, в свою очередь осадил повстанцев в Иерусалиме, но не желая тратить время на осаду, в связи с назревшими внутренними проблемами в царстве, заключил перемирие, отменяющее антиудейскую религиозную политику. Лисий казнил ярого поборника эллинизации первосвященника Менелая, и поставил на его место умеренного Алкима. Иуда официального признания не получил и Алкиму первосвященником не признал.

В 162 г. до н. э. на трон Селевкидов взошёл Деметрий I. Для наведения порядка в Иудее, он направил туда войско под началом Бакхида, одного из своих лучших военачальников. Иерусалим был взят, однако политика греков отличалась поиском компромисса с религиозными иудеями. Однако вожди восстания не признавали никаких первосвященников, поставленных гражданской властью. Назначенный наместником над Иудеей, Никанор попытался ликвидировать сохранившиеся очаги восстания. В 161 г. до н. э. произошло решающее сражение близ Бет-Хорона, отряд наместника был разбит, сам он пал в битве. Повстанцы вновь вошли в Иерусалим. Желая легитимности своей власти и независимости Иудеи от Селевкидского царства, Иуда заключил союзный договор с Римом о нейтралитете и военной взаимопомощи. Для очередного наведения порядка в мятежной провинции, в Иудею вошли греческие войска под командованием Бакхида. Восставшие были разбиты, Иуда погиб в сражении (160 г. до н. э.)

Этнархия Ионафана

Приобретения Ионафана

После гибели Иуды, его братья, Ионафан и Симон, собрали остатки повстанцев и продолжили тактику партизанской борьбы, взяв под контроль большую часть провинциальных поселений и сельских районов Иудеи. Тем временем борьба за власть внутри державы Селевкидов позволила Ионафану получить назначение первосвященника от соперника Деметрия I Александра Баласа, который сделал своей резиденцией город Акко, и искал поддержки местного населения для обеспечения безопасности своего тыла при наступлении на Антиохию. Ионафану был пожалован титул «друг царя» (152 г. до н. э.). Пост первосвященника стал одним из важнейших политических должностей в Иудее при Хасмонеях. За военную поддержку Александра Баласа, Ионафан получил от него город Экрон с окрестностями в личное владение (147 г. до н. э.)

После смерти Александра Баласа, регентом при его малолетнем сыне Антиохе VI стал Диадот Трифон, противник сына и наследника царя Деметрия I-го, Деметрия II-го. Деметрий II, подтвердил включение в состав Иудеи районов на юге Самарии, в которых евреи составляли большую часть населения. Царём также была обещана передача Иудее иерусалимской цитадели, однако этот вопрос так и не был решён. Не удовлетворённый греческим присутствием в Иерусалиме, Ионафан в ответ поддержал Трифона, назначившим брата Ионафана, Симона, правителем небольшой прибрежной полосы у Средиземного моря, в порту Яффы был размещён еврейский гарнизон.

Ионафан начал активно укреплять города Иудеи, установил дружеские отношения со Спартой, в Рим была послана делегация для возобновления союза, заключенного Иудой. Обеспокоенный усилением Хасмонеев, Трифон коварно заманил к себе Ионафана с двумя сыновьями и оставив их в заложниках, начал военную кампанию против Иудеи. Однако военные действия Симона, вынудили Трифона покинуть Иудею. Ионафан и сыновья были казнены (143 г. до н. э.).

Правление Симона

Завоевания Симона

В 142 г. до н. э. Деметрий II заинтересованный в поддержке Иудеи, освободил её территорию от выплаты дани, что де-факто означало признание её независимой страной.

Во главе маккавеев после гибели Ионафана, стал Симон, много уже помогавший братьям и раньше. В 141 г. до н. э. он собрал в Иерусалиме т. н. «Великий собор», на котором был провозглашён этнархом, первосвященником и главнокомандующим Иудеи с правом заключения международных договоров от своего имени. Эта власть должна была решением собора переходить по наследству потомкам Симона «до того времени, как явится истинный пророк».

Политика Симона состояла в укреплении находившихся под его властью гороов, поощрением торговли и промыслов, с завоеванных территорий изгонялось греческое население, замещаемое еврейскими поселенцами. Была введена антиселевкидовская эра. Симон завоевал гавань Иоппию, захватил стратегически важный Газер, вытеснил из иерусалимской цитадели (Акра) сирийский гарнизон.

На престоле Селевкидского царства Деметрия II-го сменил Антиох VII Сидет. Царь подтвердил статус Симона в качестве вождя Иудеи, признал за Иудеей захваченные территории и право на чеканку собственной монеты. Однако позже Антиох потребовал от Симона вернуть Селевкидской державе отторгнутые у неё территории (включая иерусалимскую цитадель) или стать вассалом. Договориться не удалось. Наместник Антиоха в Прибрежной полосе получил приказ занять Иудею, однако его войско было отброшено, еврейскими силами в двадцать тысяч воинов, которыми руководили сыновья Симона.

В 136 г. до н. э. Симон был умерщвлен во время пиршества своим властолюбивым зятем Птолемеем, наместником иерихонским, который стремился при поддержке Антиоха VII стать этнархом Иудеи. Он также убил жену Симона и двух его сыновей.

См. также

  • Семь святых мучеников Маккавеев
  • Ясон из Кирены
  • Маккавейские войны и государство Хасмонеев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *