Манихейство кратко

Манихе́йство — религиозно-философское учение, широко распространенное некогда на Востоке и Западе, скрытно существующее, в различных видоизменениях, и доныне.

Прежде манихейство считалось то христианской ересью, то обновленным парсизмом; ряд авторитетов (Гарнак, Кесслер) признают его самостоятельной религией, наряду с буддизмом, христианством и исламом. Родиной манихейства была Месопотамия, основателем — Мани (+ 277).

С момента своего возникновения и на протяжении всего IV в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул блж. Августин Иппонийский и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в Христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в XIII в. в результате монгольских завоеваний. В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в XI и XII вв.

Жестокие гонения, которым манихейство подвергалось и на Востоке, и на Западе, не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство, богумильство и в особенности западное перерождение последнего — ересь катаров, или альбигойцев.

Учение

Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение:

«Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланных Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) — в стране персидской; еще в другое — через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) откровение и последовало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской».

По другим свидетельствам, Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех откровений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по Евангелию Иоанна (Ин. 14, 16 и далее).

Манихейство исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально, — к свету и тьме. Но «природа света едина, проста и истинна», следовательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно, существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безусловно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

Светлое бытие

Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого, или благого, бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или «Царя светлости», его среду, или «светлый эфир» и его царство, или рай, «землю светлости». Божество имеет пять нравственных атрибутов, или «членов», — любовь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств — спокойствие, знание, рассуждение, «тайна» (или скрытность) и понимание; наконец, «земля светлости» имеет также пять «членов», или особых способов бытия, аналогичных «стихиям» нашего мира, но только в их положительном, или добром, свойстве: воздух, или благотворное веяние, ветер, или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из основных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра, или света, сходятся вместе для произведения одного конкретного существа — первочеловека, или небесного Адама.

Темная сторона

Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, основные проявления, или «члены», темной земли суть: яд, или зараза (в противоположность благотворному веянию, или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы — сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удовлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмой первочеловек. Образованный сначала из десяти основ Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементов «светлой земли»: он надевает «тихое веяние», как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризой, покрывается щитом из водяных облаков, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные «матерью жизни» (то же, что «райская земля») светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верховное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения с тьмой. Такой взгляд в основе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главную часть мировой машины Мани видел в Месяце и Солнце, которые он называл световыми кораблями. По его представлению, Месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, Солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горние небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочеловека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунной областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди — Адам и Ева, в которых и перешли световые частицы небесного «панциря». Затем передается довольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении человечества на две линии — Сифову и Каинову. Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и руководством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, чрез известных в истории избранников (см. выше).

Иисус Христос

Взгляд Мани на Христа представляет, в сохранившихся известиях, некоторое противоречие. По одним указаниям, небесный Христос действует через человека Иисуса, но без внутреннего соединения с Ним, и покидает Его при распятии; по другим — человека Иисуса вовсе не было, а был только небесный дух, Христос, с призрачной видимостью человека. С точки зрения Мани в этом вопросе важно было только устранить идею воплощения или действительного индивидуального сочетания божественной и человеческой природы в Христе — а она одинаково устранялась и при том, и при другом из упомянутых представлений. — После совершенного откровения истины в учении самого Мани, «сыны света» извлекут и соберут все светлые элементы, заключенные в человеческом мире, и тогда возгорится все физическое мироздание, для окончательного выделения последних еще остающихся в нем световых частиц. После этого навеки утвердятся пределы двух миров и оба будут пребывать в полной и безусловной отдельности друг от друга.

Учение о будущей жизни

Учение о будущей жизни согласно с принципом двойного дуализма: между добром и злом, с одной стороны, духом и материей — с другой. Души небесного происхождения, очищенные отчасти при жизни, отчасти после смерти (посредством различных мытарств, состоящих, главным образом, в страшных и отвратительных видениях), водворяются окончательно в «раю светлости», а души адского происхождения навек утверждаются в темном царств; тела же и тех, и других всецело уничтожаются, и ни о каком воскресении их не может быть речи.

Аскетика

Мани различал в своем учении теоретическую часть от практической. Последняя сводится, в сущности, к обязательному аскетизму: воздержанию от мяса, вина и половых сношений. Не могущие этого вместить не должны вступать в число верующих, но могут спасти себя, помогая разными способами манихейской общине. Между самими верующими различаются 3 степени:

  • слушатели, соответствовавшие «оглашенным» древней христианской церкви,
  • избранные, соответствовавшие христианским «верным», и
  • совершенные, соответств. церковному клиру.

Иерархия

В манихействе так и не возникло института священства, хотя, по замечанию словаря Брокгауза, есть указания на существование епископов и на верховного патриарха, пребывавшего в Новом Вавилоне.

Богослужение

Богослужебная сторона религии не получила в манихействе большого развития; известен, однако, сохранившийся и в позднейших средневековых отраслях манихейства обряд возложения рук, называвшийся «утешением» (consolamentum); на молитвенных собраниях пелись особые гимны, сопровождавшиеся инструментальной музыкой (предпочиталась лютня), и читались священные книги, оставшиеся от основателя религии.

Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина, посвященные полемике с манихеями), но в конце XIX в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. 1930 в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

Источниками для изучения собственно манихейства служили прежде главн. образом:

  1. «Acta disputationis Archela ï cum Manele» — сочинение, написанное первоначально (как доказал Кесслер) на сирийском языке, но сохранившееся только в латинском (и отчасти греческом) переводе (изд. Routh, «Reliquiae Sacrae», V, Оксф., 1848); хотя связанное с вымышленной историей, оно представляет ценные данные, — и
  2. сочинения блаж. Августина, из коих некоторые, посвященные специально манихейству, содержат выписки из манихейских книг; но Августин принадлежал в течение восьми лет к манихейству лишь на низшей ступени посвящения (auditor), поэтому сообщаемое им хотя достоверно, но недостаточно.

В XIX веке ученые ориенталисты открыли новые источники у арабских писателей; особенно важен в этом отношении изданный Флюгелем Фихрист-аль-улум («Сборник знаний»), с фрагментами из соч. Мани. Кесслер собрал и перевел сообщения о Мани и манихействе из 14 восточных писателей.

Первое научное соч. манихействе явилось в XVIII веке:

Все мировые религии — непримиримые соперники, а потому очень редко соглашались друг с другом. Но в одном они все проявляли удивительное единодушие: стоило лишь произнести слово «манихейство», как скрежетать зубами начинали и христиане, и мусульмане, и даже относительно мирные буддисты.

Кто такие манихеи и в чем причина этой всеобщей к ним неприязни? Давайте разберемся.

Появление манихейства

Название религии образовалось от имени ее основателя — пророка Мани. Родился он в 216 году на территории нынешнего Ирака и жил примерно в тех же краях, что и уже знакомый нам Заратустра.

Портрет Мани. Надпись гласит:
«Мани, посланник света»

Мани принадлежал к знатному княжескому роду, а его родители, судя по всему, были членами одной из ранних гностических сект. Еще ребенком будущий пророк познакомился с христианством, зороастризмом и другими религиями, которые в то время были распространены в персидских землях.

Согласно преданию, когда Мани было 12 лет, к нему явился ангел и принес откровение от «Царя Светлого рая». Когда же пророку исполнилось 24 года, посланник повелел ему донести «истинное учение» до всего мира.

Этим Мани и занялся. Для начала он обратил в новую веру свою семью, а затем отправился проповедовать по всей империи Сасанидов. Также он наведался в Индию, где попутно познакомился с буддизмом.

Вскоре он сумел впечатлить своим учением брата царя Шапура, а через него добрался и до самого царя. Царю новый пророк понравился, и он сделал его своим фаворитом. Официальной религией государства по-прежнему оставался зороастризм, однако Мани разрешили свободно проповедовать свои идеи. Пророк охотно этим воспользовался и вместе с учениками массово «отмиссионерил» не только персов, но даже добрался до Римской империи.

А дальше что-то пошло не так. Империя Сасадинов окрепла, и увядший было зороастризм стал восстанавливать прежнее влияние. Начал он, как водится, с устранения главных конкурентов, которыми были в основном христиане и манихеи.

Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» (1315 г.). По одной из легенд Мани был распят, а по другой – с него живьем содрали кожу.

В это же время умер Шапур, и к власти пришел новый царь — Бахрам, который отнюдь не являлся поклонником Мани. И когда зороастрийские жрецы написали на пророка донос, царь охотно приказал заковать его в кандалы. Мани, которому было уже за 60, не пережил заключения и вскоре скончался.

Однако его учение уже успело набрать популярность. Очаги манихейства начали вспыхивать по всему древнему миру, вызывая раздражение как у властей, так и у официальных религий.

Учение Мани

За свою жизнь Мани написал целых семь «священных книг», но до нас дошли только их фрагменты (большей частью найденные уже в XX веке). Однако есть еще один источник информации об этом учении — трактаты христианских и исламских богословов, которые в свое время вели активную полемику с манихеями. Особенно интересны труды святого Августина, который сперва сам был манихеем, а потом стал ярым противником этой религии.

В целом учение Мани представляет собой ядреную смесь из гностицизма, христианства, зороастризма, буддизма и античной философии. Все это от души приправлено оккультизмом и астрологией, и изложено настолько «высоким поэтическим языком», что у непривычного человека через пять минут начинает болеть голова.

Если же не углубляться в детали, то манихейство можно свести к нескольким основным идеям. Главная из них — это дуализм, то есть учение о двух равноправных началах: темном и светлом. Сперва они жили бок о бок в одной вселенной и никак не пересекались. Но однажды демоны из царства тьмы напали на царство света, из-за чего произошло смешение двух начал.

Манихейский символ дуализма

Наш мир был создан для того, чтобы снова отделить свет от тьмы. И вот тут появляется вторая ключевая мысль: вся материя была сотворена из ошметков демонических сил, а значит в ней просто не может быть ничего хорошего. Противостоит этой гадкой материи мир духовный, порожденный светом.

Все бы ничего, но хитрые демоны решили подольше задержать у себя свет. Для этого они создали первых людей — Адама и Еву, в которых спрятали значительную часть светлых частиц. К счастью, к первым людям явился Иисус (!), который и указал им истинный путь.

Из этих идей и вытекала этика манихеев: люди должны помочь свету освободиться из нечестивой материи. Последователи Мани делились на две категории: избранники и слушатели. Избранники — это те, кто активно «освобождали свет». Для этого они отрицали всяческое насилие, не занимались сексом и придерживались настолько строгой вегетарианской диеты, что не имели права даже срывать растения. К слушателям предъявлялись менее суровые требования, поскольку их задачей было ухаживать за избранниками.

Согласно учению Мани, людей после смерти ждала разная участь. Души праведников отправлялись на луну и солнце, где у манихеев было что-то вроде рая. Середнячков ждала повторная инкарнация, а грешники, естественно, попадали в ад. Когда же свет и тьма окончательно отделятся друг от друга, то мир, по мнению манихеев, погибнет, а грешники навеки останутся во тьме.

Космология манихеев

И еще один важный момент: манихеи признавали все религии. По их словам, силы света периодически посылали на Землю своих апостолов, чтобы те передали людям истину. К этим посланцам относились Заратустра, Христос, Будда и еще несколько известных основателей религии. Однако со временем учение апостолов искажалось, а потому теряло свою ценность. И лишь Мани, последний в череде апостолов, смог-таки донести до людей настоящую веру.

Почему ненавидели манихеев

Если внимательно посмотреть на учение манихеев и их деятельность, то можно выделить четыре главных причины ненависти к ним.

Первая причина — миссионерская стратегия. Манихеи полностью не отвергали ни одну из мировых религий, а потому со спокойной совестью маскировались под другие конфессии. В землях христиан они называли себя христианами, в Персии становились примерными зороастрийцами, а спустя несколько веков научились имитировать даже ислам.

Пользуясь это нехитрой системой, манихеи устраивали «рейдерский захват» паствы, отжимая прихожан у других религий. Кстати, одна из последних манихейских общин долгие годы успешно косила под буддистов.

Манихейский храм Цаоань, который долгое время маскировался под буддистский

Вторая причина — в очень уж вольной трактовке чужих религий, которая зачастую выглядела откровенным кощунством. Например, согласно их учению, к Адаму и Еве явился не дьявол в образе змея, а Христос. Именно он уговорил первых людей отведать плоды от дерева познания Добра и Зла, чтобы те прозрели.

Изображение Мани в храме Цаоань, стилизованное под Будду

Третья причина в том, что манихеи считали все мировые конфессии «недорелигиями», о чем особо не стеснялись говорить. Такое снисходительно-высокомерное отношение («мы Д’Артаньяны, а вы заблуждаетесь») вкупе с предыдущим пунктом, могло легко раздраконить даже самого миролюбивого богослова.

И, наконец, четвертая причина — это типичное для гностиков неприятие материального мира, которое во все века вызывало у здравомыслящих людей неприязнь. Естественно, другие религии тоже практиковали аскезу. Но именно от манихейской «тяги к духовному» за версту несло откровенным стремлением к уничтожению всего человечества.

Судьба манихейства

Хотя до нашего времени само манихейство и не дотянуло, оно успело прогреметь на весь мир и оказало влияние на культуру Азии, Европы и Северной Африки. Несмотря на непрерывные гонения, учение Мани умудрялось в разные века находить все новых и новых приверженцев.

Первоначально оно было распространено среди народов Персии и сопредельных государств. Затем оно перекинулось в Рим, где его преследовали сперва языческие императоры, а потом и христианские. Какой-то время своеобразным центром манихейства был Самарканд (современный Узбекистан).

Пик могущества манихеев пришелся на VIII–IX век, когда манихейство стало официальной религией Уйгурского каганата. После его падения, учение Мани успело докатиться до Сибири (Хакассии), а в Китае отдельные его очаги встречались вплоть до XIV века (по другим данным — аж до XVII века).

Но даже после того, как манихеев изгоняли из той или иной страны, их идеи продолжали жить и дальше. Наследниками манихеев на Востоке были маздаки, а также некоторые течения в исламе и буддизме. На Западе под влиянием учения Мани возникла целая плеяда гностических сект, таких как павликане, богомилы и катары.

Мне бы очень хотелось сказать, что сегодня манихейство осталось в прошлом, но это не так. Отчетливое влияние этой религии можно заметить у «Аум Синрике», «Церкви объединения Муна» и прочих тоталитарных сект. Также о манихействе с восторгом отзывались эзотерики Николай Рерих и Рудольф Штайнер, у которых и в наши дни немало поклонников.

Религия манихейство привлекала в свои ряды всегда довольно интересных личностей. Однако, в чем особенности вероучения манихейство все еще хочется разобраться многим. Как соотносятся манихейство и гностицизм, чем вообще знаменито манихейство? Как указывает Википедия, святой Августин, который в итоге стал одним из известнейших отцов христианской церкви, был на протяжении семи лет приверженцем именно этой религиозной доктрины. Есть мнение, что манихейство и гностицизм – это вообще культурные коды русской цивилизации. Поэтому, сегодня и неудивительно, что манихейство можно смело назвать первой так сказать универсальной религией на планете, которая стремилась объединить достижения как христианства, так и зороастризма, а также буддизма. Установить связь с Богом!

Манихейство и его особенности учения о царстве света

Манихейство возникло, как указывает Википедия, в третьем веке до нашей эры. Это было учение, которое представляло собой совокупность различных воззрений персидского пророка и поэта Мани. Основатель учения манихейство считал себя последним из апостолов бога света. Мани стремился объединить под эгидой доктрины своего вероучения все господствующие тогда верования в регионе. Основатель манихейства Мани был убеждён в единстве вообще всех религий, учений и верований. Все эти направления, по мнению Мани, являлись своего рода различными откровениями, которые исходили от божественного духа, но лишь вмешательство людей со временем невообразимо исказило их истинную суть и привело вместо спасения к отягощению.
Манихейство завоевало огромные территории от Северной Африки до Китая и после смерти основателя Мани собрало действительно огромное количество последователей. Такой успех был обоснован простотой вероучения. Действительно, предельная простота и наглядность этой религии способствовала тому, чтобы вокруг неё разворачивалась различная активная просветительская и культурная деятельность в то время. Примечательной особенностью и важным фактом, который определил успех религии манихейство являлся тот факт, что каждый последователь мог самостоятельно, исходя из своей картины мира выбрать для себя свой собственный персональный путь самосовершенствования. Манихейство предлагало совершенно разные варианты, ведь это мог быть как путь аскета, так и путь мирянина.
Манихейство, как и похожая на него религия зороастризм, опиралось на важнейший тезис об извечной мировой борьбе царств светлых и тёмных сил. Манихейцы и религия манихейство считали, что если от царства Света проистекают покой, гармония, и доброта, то царство Тьмы порождает мрак, невежественность, и жестокость. Ровно точно также, как, например, гностицизм и его адепты верят, что когда-то, давным-давно, мир был наполнен истинным знанием, а затем тьма исказила сущностную картину мира, адепты манихейства также считают, что спасение каждой отдельной личности связано исключительно с её пробуждением от тьмы невежества, то есть наполнением человека светом познаний.

Манихейство и свобода воли

Манихейство, как и, например, пифагорейцы, указывает своим адептам на вегетарианский образ жизни. Манихейство считает, что овощи и фрукты — это продукты света, а мясо — это продуктом тьмы. Манихейство также было похоже и на митраизм. Здесь сходства можно отметить в высоких нравственных нормах. Такие нормы были связаны с тем, что нужно способствовать победе добра над злом. Каждый адепт должен генерировать в себе честность, мужество, правдивость и мудрость. Крайне важно, при этом, точно также, как и в митраизме для религии манихейство соблюдать основополагающее правило, которое зиждется на свободе воли каждого человека. Каждый из нас лично делает тот или иной выбор в пользу добра или зла в каждом конкретном случае.
Важно отметить, что основатель религии манихейство Мани в своих трудах стремился к синтезу естественных и гуманитарных сфер знания своего времени. В трудах Мани встречаются отсылки и к ботанике, и к географии, а также к астрономии. В частности, пророк Мани в ряде своих научно-религиозных работ стремился обосновать причины некоторых космических явлений. Мани описывал фазы луны и многое другое. В таких темах и работах нет ничего удивительного. Манихейство претендовало в то время на то, чтобы представлять из себя универсальную, тотальную и глобальную систему не только вероучения, но и гнозиса, то есть систему знаний об окружающем мире, явления и процессах.
Как это часто бывает, манихейство после успеха и культового продвижения в течение тысячи лет было полностью уничтожено новыми религиями, которые возникли позже. Эти ветви новых знаний полностью уничтожили и не оставили камня на камне от доктрин манихейства. Однако, свод правил религии манихейство оказался запечатлён в наследии практически всех актуальных мировых религий. Самым главным догматом, которое роднит манихейство со всеми мировыми супер религиями является вселенский принцип любви. Основатель религии Мани говорил, что там где нет любви, все деяния несовершенны.

Следуйте «миру явлений».

Подлинная философия скептицизма — молчание.

Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.

2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет».

Гностицизм был одной из первых попыток, направленных на то, чтобы преобразовать христианскую веру и знание и построить на ее основе мировоззрение. Он оперировал чувствами в большей степени, чем разумом, и преобразовывал веру не столько в знание, сколько в мифологию.

Сущностью гностицизма являются:

1) крайне дуалистическая и пессимистическая концепция мира: зло является таким же вечным элементом, как и добро; зло происходит из материи, добро — от Бога. Разнообразные виды гностицизма имели общее убеждение в двойственности духа и материи. Дух и материя были двумя крайними выражениями бытия, для которых гностицизм искал связь с помощью введения опосредующих звеньев. Гностицизм отличался от большинства философских систем того времени; только тем, что абстрактную схему философов он соединял с мифологической теологией (учение о Боге) и космологией (построение картины мира), трактуя звенья философской системы не столько как виды бытия, сколько как божественные индивидуальности. Историю он представлял себе как очередное противостояние и борьбу космических сил, которые персонифицированы в божествах и духах. Свою принадлежность к христианству он обозначал тем, что переходным моментом истории считал приход в мир Христа.

Складывались различ. сис-мы; наиболее распространенная из этих систем допускала, что существует семь духов, наполовину добрых, наполовину демонических, которые творят мир. Эти духи составляли, только низшие звенья в иерархии, над ними стояла их «Мать», которая носила черты восточных божеств. Выше ее находился «Отец» всего, непознаваемый и неназываемый Бог;

2) историческая концепция мира как борьбы злых и добрых сил, которая должна была объяснить, откуда в мире появилось зло;

Дуалистический взгляд на мир. Теология (учение о Боге) гностиков, которая охватила всю совокупность божеств различного уровня совершенства, была связана с их дуалистической основой, В мире они видели две борющиеся друг с другом силы: свет и тьму, добро и зло. Это была отличительная черта гностицизма.

Материальный мир представлялся им продуктом злых сил. Он явился источником крайнего пессимизма гностиков, которые были убеждены в том, что в мире преобладает зло и что добро в нем никогда полностью реализоваться не может. Такой мир не может произойти от Бога, поскольку он является продуктом антибожественного, падшего. Этот взгляд указывал гностикам на необходимость принять широкую шкалу божеств, а сотворение мира отделить от совершенного Бога.

Фактор зла гностики видели в материи. Будучи злой, она не может быть зависимой от Бога. Если существует злое божество, то только для того, чтобы соединиться с материей: из двух элементов — божественного и материального — был создан мир, соединивший добро со злом.

3) Спасение. Сторонники этого пессимистического взгляда вынуждены были искать спасение от зла. Спасение от зла понималось как освобождение от материи и. Материю сторонники этого взгляда считали столь радикальным злом, что многие не могли допустить даже мысли о том, что Христос мог действительно иметь тело, то есть понимали телесного Христа как явление, а не как реальное существо. В этой же связи идея о том, что соприкосновение с телом унижает душу, приводила к отрицанию учения о воскрешении тел.

Гностики разделили людей на три категории: на тех, кто имеет только тело; тех, кто имеет душу; и тех, кто сверх того обладает и духом. Себя они относили к последней, наивысшей категории: поскольку постигали знания. Их программа основывалась на замещении веры знанием. Если Вера воспринимает слова Библии дословно, то гностики для получения знания объясняли их аллегорически. Аллегорическая интерпретация, трактовка истин веры как символов является существенной чертой гностицизма.

Родственными гностицизму были, за небольшим исключением, все ереси, которые распространялись в первые три столетия новой эры.

Манихейство, провозглашенное персом Мани примерно в середине III в., еще больше отмечено влиянием восточной мифологии и еще дальше продвинулось по пути дуализма: оно утверждало, что в космосе действуют два Бога — Бог света и Бог тьмы,— а в человеке есть две души: одна произошла от света, вторая — от тьмы.

Манихе́йство религиозное учение перса Мани, Учение Мани — это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определённого круга последователей строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда.

В манихействе дуализм был доведен до классического вида. В основе манихейства — дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как равноправных изначальных принципов бытия. Царство добра и света состоит из пяти чистых стихий: огня, воздуха, света, воды и земли; властителем в нем является добрый Бог. Царство зла и мрака состоит из пяти нечистых стихий: бури, тины, тумана, дыма и бессветного жара; властителем в нем является злой демон.

Человеческая душа также понимается дуалистически, одна ее часть произошла из света, другая — из тьмы. Там, где есть красота, душа побеждает материю, и, наоборот, в безобразном одерживает верх материя.

Манихейство указывает и путь преодоления зла. Человек может быть спасен, но для этого необходимо, чтобы он отдался наистрожайшему аскетизму, напоминающему буддийский. «Ведающему» человеку предписаны многие строжайшие запреты (запрет употреблять мясо, запрет сексуальных удовольствий, занятий обычным физическим трудом), в то же время лишь «слушающему» (послушнику) эти запреты смягчены, что напоминает буддийское деление на монахов и светских последователей.

От учения христианской церкви манихейство основательно отличается отбрасыванием Ветхого завета, дуалистическим учением о двух царствах и особой идеей искупления, которая предписывает человеку, согласно указанию Иисуса, самому реализовать свое искупление.

Распространившись на христианские области, манихейство вытеснило гностицизм и воспринималось христианами как христианская ересь. Подвергалось гонениям со стороны христианства, ислама. Будучи изгнаны из городов, манихеи укрылись в глухих местах Средней Азии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *