Марфо мариинская обитель в Москве расписание богослужений

Главная / Москва / Монастыри Москвы / Марфо-Мариинская обитель

В Москве и её окрестностях есть множество памятников архитектуры, истории, культуры. Ярким примером тому служит Марфо-Мариинская обитель, представляющая собой женский монастырь. Построен он был по указанию Великой княгини Елизаветы Фёдоровны в 1909 г., и действует по сей день. Сегодня это не только православная святыня, но и служба социальной помощи, предоставляющая помощь детям, женщинам, инвалидам, малообеспеченным, а также один из известных центров волонтёрского движения.

Для времени своего основания обитель стала весьма прогрессивной с точки зрения и православия, и обычаев, подобным которым в России было тогда очень мало. Прежде всего, необычным стал выбор места для её основания. Это не был храм, как это чаще всего было в других местах, а самая обычная по тому времени усадьба из четырёх жилых домов с большим садом. Княгиня Елизавета Фёдоровна после смерти мужа выкупила имение и отдала его для основания обители милосердия. Сегодня это место — один из центральных районов столицы.

Сёстры обители вовсе не уходили от мира, напротив, занимались благотворительностью. Они оказывали нуждающимся духовную поддержку, а при необходимости и медицинскую помощь. Каждая из монахинь, поступавших в обитель, после могла свободно уйти из неё, чтобы создать свою собственную семью. Здесь давали бедным одежду, еду, оказывали содействие в трудоустройстве, брали детей из неблагополучных семей для обучения. При обители работали аптека, больница, столовая для бедных.

Работу свою обитель продолжала до 1928 г., после чего была закрыта. К моменту закрытия здесь проживали 115 сестёр. Здания обители в советские годы использовалось для самых разных целей: поликлиника, кинотеатр, амбулатория.

С распадом СССР в 1992 г. правительство Москвы передало комплекс Марфо-Мариинской обители под управление Московской патриархии. При этом до 2006 г. Покровский храм при обители находился в ведении научно-реставрационного Центра им. И.Э. Грабаря.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна приняла решение посвятить будущую обитель святым Марии и Марфе, которые были сестрами Лазаря Четверодневного. В Евангелии имеется описание того, как Мария и Марфа в доме Лазаря слушали учение Иисуса и заботились о нём. Княгиня Елизавета считала, что нельзя служить людям без того, чтобы служить Господу, молиться ему. Поэтому сестры обители должны были не только молиться, но и нести служение милосердия.

Расписание богослужений в Марфо-Мариинской обители

Ежедневно начало Божественной литургии в 8:00, по воскресным дням — в 9:00. В 18:00 — начало вечернего богослужения.

Сегодня здесь работает православный приют для девочек-сирот, столовая для малоимущих, патронажная служба. Сиротский приют принимает девочек разного возраста. Постоянно в приюте проживают сегодня 17 сирот. Однако на этом деятельность приюта не исчерпана, так как часто сюда поступают дети из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Судьба каждого ребёнка решается в индивидуальном порядке. При приюте работает аккредитованная государством школа приёмных родителей, помогающая сиротам обрести новый дом в приёмной семье.

Сёстры обители оказывают помощь в военных госпиталях, а также в НИИ скорой помощи им. Склифосовского. С 2010 г. работает медцентр «Милосердие», оказывающий помощь детям с диагнозом ДЦП. С 2011 г. работает паллиативная служба, сотрудники которой оказывают выездную помощь родителям в обучении по уходу за неизлечимо больными детьми.

Современная Марфо-Мариинская обитель — это не только корпус зданий в Москве, но и 12 самостоятельных подразделений в регионах не только в России, но и на Украине и в Белоруссии. С 2014 г. обитель официально получила статус ставропигиального женского монастыря, переданного в подчинение Патриарху Московскому и всея Руси.

Если сегодня женщина пожелает стать сестрой Марфо-Мариинской обители, она должна пройти собеседование, по итогам которого принимается решение о её принятии. После этого в течение определённого времени соискательница живёт на территории комплекса, изучает его быт, порядки, но только днём, на ночь возвращаясь к себе домой. Если желание остаётся твёрдым, тогда даётся разрешение поселиться на испытательный срок. После успешного его прохождения подаётся прошение для утверждения Патриарху Московскому и всея Руси.

Что находится на территории комплекса?

Два красивых православных храма были построены ещё при Елизавете Фёдоровне, основательнице обители. Первый из них — больничный, посвящённый святым Марии и Марфе, был освящён 09.09.1909 г. Тремя годами позже освятили второй храм — Покровский собор, архитектурный проект которого был создан Щусевым. Сегодня — это центральное сооружение монастыря, из которого начинаются все экскурсии.

Покровский храм красив и снаружи, и внутри. Над его росписью трудились Михаил Нестеров и его ученик — Павел Корин. Здесь же находятся работы скульптора Коненкова. Под храмом находится усыпальница, в которую ведёт потайная лестница. Основательница завещала похоронить себя в ней. Но её волю исполнить не удалось. Белогвардейцы перевезли мощи княгини и похоронили вместе с мужем в основанном ими же храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании на Святой Земле.

Официальный сайт Марфо-Мариинской обители

Полная реконструкция обители завершилась в 2008 г., затронув не только внутренне и внешнее убранство храмов, но и здания общежитий сестёр, воскресной школы, хозяйственных построек и объектов благоустройства. Покои основательницы были отреставрированы и в них было решено открыть музей. Посетители могут и сегодня увидеть здесь уникальные фотографии, сделанные при жизни Елизаветы Фёдоровны, её личные вещи, рисунки, переписку. Экскурсовод расскажет об истории основания монастыря, его деятельности в дореволюционное время и в наши дни.

Для посещения музея отведены воскресные дни после завершения Литургии. Для посетителей в составе групп в будние дни экскурсии проводятся по предварительной записи. Для индивидуального посещения предусмотрена обзорная экскурсия в 11 и в 15 часов, она проводится ежедневно. Телефоны, адрес электронной почты и реквизиты для перечисления пожертвований можно увидеть на сайте обители. Там же можно найти много информации о том, какую помощь оказывает обитель, какие специалисты ей требуются, какую помощь вы можете оказать.

Гостиницы при комплексе нет, поэтому иногородним остановиться на территории монастыря нельзя. Однако, внутри имеется кафе, где посетители могут перекусить.

Сначала здесь жили шесть насельниц, в 1910 г. их стало 51, к 1918 г. – около 90. «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, – обратилась Елисавета Феодоровна к сестрам открывшейся обители, – но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 насельниц во главе с Великой княгиней в крестовые сестры. Следующим утром за Литургией митрополит Московский Владимир возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. В народе ее стали называть Великой Матушкой.

Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Сестры, жившие в Обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из Обители и создать семью.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Большое место в деятельности Обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве.

Авторитет Марфо-Мариинской обители милосердия был непререкаемым. Господь хранил ее в смутное революционное время. Но 7 мая 1918 года за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков, под конвоем она была отправлена в ссылку на Урал. В ночь с 17 на 18 июля в 18 км от г.Алапаевска у рудника Нижняя Селимская были убиты члены императорской семьи Дома Романовых: Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Павлович Палей и сопровождавшие их крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Алексеевна Яковлева и управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича Федор Семенович Ремез.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до февраля 1926 года. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории.

Возрождение

Возрождение Обители началось в 1992 году, когда ее территория была передана Русской Православной Церкви, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. В 1993 году возродилось Марфо-Мариинское сестричество. Благодаря трудам многих и многих людей жемчужина Замоскворечья засияла вновь. Возрождение коснулось как архитектурного ансамбля, так и деятельности Обители.

Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря в конце 2006 г.

Современная жизнь

Сегодня Марфо-Мариинская обитель милосердия является ставропигиальным женским монастырем, при этом Патриаршим благословением (Журнал Московской Патриархии №52 за 2014 г.) в ней сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице Обители Великой княгине Елисавете Феодоровне и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия святой преподобномученицы.

Синод определил, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

В Марфо-Мариинской обители милосердия осуществляется 10 социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается: детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких, немощных, престарелых и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Проекты осуществляются совместно с православной службой помощи «Милосердие». Наши проекты:

1. Развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад»

2. Елизаветинский детский дом

3. Елизаветинский хоспис

4. Детская выездная паллиативная служба

5. Центр реабилитации детей с ДЦП

6. Проект поддержки особого детства Дети.pro

7. Центр отдыха для семей с детьми-инвалидами «Солнышко в ладошках»

8. Группа работы с просителями

9. Справочная телефонная служба «Милосердие»

10. Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

О правилах монастыря

Сегодня в нашей Обители сохраняются особенности, заложенные её основательницей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, прославленной в лике преподобномученицы: у нас есть сестры монашествующие, а есть сестры милосердия, или белые сестры, как мы их называем.

Монашествующие сестры выполняют церковные, хозяйственные и административные послушания. Но в случае необходимости любая сестра может подменить другую на ее послушании, и тогда монашествующие сестры тоже с радостью и готовностью участвуют в социальном служении. Сейчас в Обители всего тридцать сестер (монашествующих и сестер милосердия), и для той деятельности, которую мы ведем, это совсем немного.

Послушания сестер милосердия в первую очередь связаны с социальной деятельностью. Это патронажная служба вне обители, когда сестры выезжают для помощи на дому одиноким, престарелым и нуждающимся людям, а также социальные проекты на нашей территории.

Монашествующие ходят в монашеской черной одежде, а белые сестры – в той форме, которую создала для них Великая княгиня. Она подобна иноческой: они носят подрясник серого цвета и белый апостольник, закрывающий лоб. При Великой княгине сестры носили еще крест и в холодную погоду серое покрывало поверх апостольника.

О святынях монастыря

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо—Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо—Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир…но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

В Марфо—Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».

Обретение

С началом октябрьского переворота судьба Обители стала неопределенной. Говорили о ликвидации ее как гнезда «мракобесия и контрреволюции”. На третий день Пасхи 1918 года Великая Княгиня была арестована. 18 июля Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, ее келейница инокиня Варвара (Яковлева), члены Царской фамилии: Великий Князь Сергей Михайлович с секретарем Федором Ремезом, сыновья Великого Князя Констанина Константиновича Игорь, Иоанн, Константин и князь Владимир Палей были сброшены в шахту недалеко от г. Алапаевска.

Через несколько месяцев, после оставления красными г. Алапаевска, 11 октября тела новомучеников были подняты из шахты. Тело Великой Княгини не было подвержено тлению. При отступлении армии Колчака в июне 1919 г. останки убиенных перевозят сначала в Читу, а потом в Китай. Там, в Пекине по настоянию сестры Великой Княгини, принцессы Виктории, тела Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары были отправлены в Иерусалим, а остальных мучеников погребли на русском кладбище.

В январе 1921 г. гробы были перевезены в Иерусалим. Принцесса Виктория писала брату: «Мы должны будем поехать через весь город к русской церкви св. Марии Магдалины… Я надеюсь, что найду там склеп под церковью, где они могут оставаться до тех пор, пока их можно будет перевезти в Москву». Она надеялась, что вскоре тела ее сестры и инокини Варвары можно будет перевезти в Москву и упокоить в Марфо-Мариинской обители.

Чудеса

Одно из удивительных событий, которых было немало на пути в Гефсиманию, произошло в Чите. В конце 1919 года по дороге в эмиграцию, в Китай, в Чите остановился митрополит Нестор Камчатский. Свою последнюю на Родине Литургию он служил в монастыре, где тайно сохранялись тела алапаевских мучеников. Кроме настоятеля никто о них не знал. Во время малого входа митрополит Нестор стоял в центре храма, на амвоне и вдруг увидел: из левого придела выходит Елисавета Феодоровна, молится, подходит к нему за благословением. После службы, радостный, сияющий, митрополит Нестор обратился к настоятелю: «Что же ты скрываешь? Елисавета Феодоровна жива! Все неправда!». Настоятель заплакал. «Какой там жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов». Но митрополит не верил: «Я видел её живую!…» А все видели, как он благословлял пустое место

Митрополит Нестор Камчатский рассказал об этом явлении внучке священномученика Серафима (Чичагова) — монахине Пюхтицкого монастыря Серафиме (Резон, 1883-1963).

События современной истории

11 октября 2017 года, в день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, будет отмечаться 25-летие возрождения Марфо-Мариинской обители милосердия. В Покровском соборе в этот день Божественную Литургию отслужил еписокп Орехово-Зуевский Пантелеимон, Архипастырю сослужили епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирики Обители и других столичных храмов. По окончании Литургии у мощей святой преподобномученицы Елисаветы был совершен молебен. В саду Обители прошли многочисленные праздничные мероприятия, а вечером в Соборной палате Епархиального дома Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошел концерт классической музыки.

1 сентября 2017 года профессор богословия Оксфордского университета митрополит Диоклийский Каллист, совершавший паломничество к святыням России, посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В Голубой гостиной прошла встреча известного богослова с насельницами и сотрудниками Обители.

26 мая 2017 года насельницы Марфо-Мариинской обители милосердия поклонились доставленным из итальянского города Бари в Москву в Храм Христа Спасителя мощам святителя Николая Чудотворца.

12 апреля 2017 года, в канун четверга Страстной седмицы, нашу Обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в вечернем богослужении в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

11 октября 2016 года в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия состоялась первая праздничная Божественная Литургия в честь обретения честных мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, празднование которого по благословению Святейшего патриарха Кирилла внесено в этом году в месяцеслов Русской Православной Церкви. С этого момента в Обители Преподобномученицы появился еще один праздник, связанный с именем ее святой основательницы, который будет отмечаться ежегодно в первой половине октября.

1 августа 2016 года в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, освятил часовню на территории Марфо-Мариинской обители милосердия.

С начала октября по конец декабря 2015 года в Марфо-Мариинской Обители милосердия впервые прошли занятия по подготовке православных экскурсоводов.

1 декабря 2015 года ковчег с мощами святого равноапостольного великого князя Владимира был доставлен в Марфо-Мариинскую обитель милосердия в рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси князя Владимира.

6 сентября 2015 года сестры Марфо-Мариинской Обители приняли участие в Крестном ходе, посвященном 700-летию начала служения в Москве святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и Всея Руси.

26 апреля 2015 года по благословению матушки игумении Елисаветы, в день Жен-мироносиц, в Покровский храм Марфо-Мариинской Обители была принесена икона «Пояс Пресвятой Богородицы» – та самая, которая путешествовала с Поясом Божией Матери по России в 2011 году. После молебна перед иконой о здравии и о даровании детей, со святыней был совершен Крестный ход

5 марта по 5 апреля 2015 года в Музее современной истории в Москве открылась выставка «Белый Ангел», посвященная 150-летию со дня рождения Великой княгини Елиcаветы Федоровны Романовой, создательницы Марфо-Мариинской обители милосердия. и 110-летия со дня мученической кончины Великого князя Сергея Александровича.

Обращение Преосвященного ВЛАДИМИРА, митрополита Владивостокского и Приморского, к архипастырям, духовенству, монашествующим и мирянам

Приморской митрополии в связи с особым порядком богослужений во время распространения морового поветрия

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сёстры!

С большой скорбью вынужден сообщить вам о том, что в связи с государственными мерами по недопущению неблагоприятного сценария развития эпидемиологической ситуации в стране и по требованию управления Роспотребнадзора по Приморскому краю богослужения Страстной седмицы и праздника Святой Пасхи будут совершаться за закрытыми дверями, то есть без участия прихожан.

Мы до последнего старались найти компромисс с властями, чтобы сохранить для мирян возможность участия в богослужениях. Являя заботу о здоровье пожилых прихожан, наше духовенство призывало людей старшего возраста оставаться и молитьсяв своих домах, чтосущественно снизило количество присутствующих в храмах. Кроме того, на всех приходахбыли приняты дополнительные санитарные меры безопасности в соответствии с Инструкцией, утвержденной Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 марта 2020 г., а также рекомендациями Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции.

С учётом предпринятых нами мер тем более странно наблюдать, как в ряде СМИ и социальных сетях в последнее время, как будто по особому заказу, распространяется недостоверная и откровенно лживая информация, дающая превратное представление о позиции Приморской митрополии и ее главы в отношении исполнения санитарных предписаний в период пандемии.

Ещё раз подчеркиваю и официально заявляю о том, что действия епархиальных властей согласованы с общецерковной позицией по данному вопросу и полностью соответствуют разработанным Священноначалием инструкциям и рекомендациям по противодействию угрозе распространения коронавирусной инфекции. Все иные точки зрения являются грубыми провокациями и инсинуациями.

Мои возлюбленные братья и сёстры, знаю, как вам дороги богослужения, и вместе с вами глубоко переживаю происходящее. Но прошу вас отнестись к вынужденным ограничительным мерамс пониманием, христианским смирением и ответственностью, дабы не давать повода ищущим повода (2 Кор. 11, 12) обвинить Церковь в распространении болезни.

Все испытания временны, а потому ободримся и возложим наше упование на Господа, Который Один всесилен прекратить это моровое поветрие. Призываю нас всех не ослабевать в молитвенном усердии.

Духовенство митрополии продолжит совершать все положенные уставные богослужения, вознося молитвы перед престолом Божиим о вас и ваших близких, о всех жителях Приморья.Будут также организованы телевизионные и интернет-трансляции ключевых церковных служб. Разумеется, никакие трансляции, предлагаемые сегодня лишь в качестве временной меры, не смогут заменить живого участия в соборной молитве и Таинствах Церкви, но надеюсь, что в сложившихся критических условиях они послужат для вас некоторым утешением.

На сайтахМосковской Патриархии и Владивостокской епархии также размещен и чин благословения куличей, пасх, яиц и другой пасхальной снеди,который миряне могут самостоятельно совершить дома.Это чинопоследование не является, конечно, полноценной заменой церковному священнодействию, но должно быть использовано в ситуации вынужденного ограничения богослужебной жизни.

Я же горячо молю Господа о том, чтобы Он даровал всем нам крепость душевных и телесных сил, терпение и мужество достойно перенести постигшее нас трудное испытание, чтобы несмотря ни на что мы смогли в духовной бодрости провести важные дни Страстной седмицы, а затемв великой радости встретить Восставшего от гроба Спасителя.

+ Владимир, митрополит Владивостокский и Приморский

В связи с эпидемиологической ситуацией по заболеваемости коронавирусной инфекцией (COVID-19) руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю

ПРЕДПИСАНО
с 15.04.2020 по 19.04.2020:

«обеспечить временное приостановление посещения гражданами
территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) Приморской митрополии (Владивостокская епархия, Арсеньевская епархия, Находкинская епархия), за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий».

В связи с изложенным выше предписанием богослужения во всех храмах и монастырях Владивостокской епархии будут в указанный период совершаться при участии только клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо.

Большой белоснежный собор виден через широкую арку с деревянными воротами в такой же белоснежной стене и напоминает средневековую крепость. Мы как будто переносимся на север, в Псков и Новгород. На самом деле возраст храма отнюдь не так велик, как кажется, зато над его созданием работали лучшие мастера своей эпохи. Его самого не существовало бы без воли родной сестры последней русской императрицы.

После убийства в 1905 году генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, продала часть своих драгоценностей. На полученные средства она приобрела обширную купеческую усадьбу на Большой Ордынке с четырьмя домами и большим садом. На этой основе великая княгиня начала создавать Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Она выбрала форму служения, близкую к монастырской жизни, но во многом от нее отличавшуюся. Так, сестры обители принимали на себя ряд обетов, однако не постригались в монашество, они могли со временем выйти из обители и обзавестись семьей. В первую очередь члены общины должны были вести благотворительную деятельность, причем не только в стенах обители, но и за её пределами. Сестер можно было видеть в самых криминальных уголках Москвы, в том числе на знаменитой Хитровке – везде они оказывали медицинскую и духовную помощь, обходили ночлежки, порою сопровождали беспризорных детей в приюты. На официальном открытии обители в 1909 году сестер было всего шесть, но со временем их количество возросло до тридцати.

В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии – именно они стали небесными покровительницами новой обители.

Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная.

Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. На массивной алтарной апсиде сохранилась закладная доска, сообщающая когда и в чьем присутствии был заложен собор. Фасады украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим. К основной части собора примыкает обширная трапезная, использовавшаяся не только для богослужений, но и для духовно-просветительских бесед. С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, самая значительная из которых – «Путь ко Христу». Наконец, еще одним знаменитым создателем собора был П.Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых – предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.

После революции и убийства в 1918 году великой княгини Елизаветы Федоровны в Алапаевске Марфо-Мариинская обитель просуществовала недолго. В 1920-х годах в Покровском соборе расположился дом санитарного просвещения, на смену которому пришли реставрационные мастерские. В больничном корпусе с церковью святых Марфы и Марии находилась амбулатория имени профессора Ф.А. Рейна.
Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне работы В.М. Клыкова во дворе обители. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе – в 2008 году). Однако сегодня обитель живет новой жизнью и следует тому курсу, который был задан еще в дореволюционную эпоху.

Гуляя по Большой Ордынке, не зайти в обитель просто невозможно. Это такое удивительно теплое, душевное место. И люди там чудесные обитают!
Марфо-Мариинская Обитель любви и милосердия основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1909 году. После трагической гибели мужа (он был убит террористом-эсером Иваном Каляевым), московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича Романова, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и ближним.
Прообраз деятельности будущей Обители Великая княгиня увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии.

На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу с садом на Большой Ордынке. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу, здесь же соорудили домовую церковь во имя святых праведных Марфы и Марии. Строительство второго храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, ставшего достопримечательностью Москвы, закончилось в 1912 г.

Территория обители — уголок мира и спокойствия. Здесь разбит потрясающий сад, за которым неустанно ухаживают трудолюбивые руки насельниц и помощниц. Чем-то он напоминает сад Новоспасского монастыря, но, пожалуй, более легкий и неформальный.


В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии – именно они стали небесными покровительницами новой обители.
Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная.

Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами.


Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Сестры, жившие в Обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из Обители и создать семью.
В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.
Большое место в деятельности Обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской Обители считалась лучшей в Москве.
Авторитет Марфо-Мариинской Обители милосердия был непререкаемым, и даже события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность. Но в Светлый вторник 1918 года за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков. 18 июля Великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) были живыми сброшены в шахту вблизи г. Алапаевска… Через несколько дней войска белогвардейцев заняли Алапаевск. Тело Елизаветы Федоровны было перевезено сначала в Пекин, а затем в Иерусалим, где и положено в крипте Храма святой Марии Магдалины в русской Гефсиманской обители.
Марфо-Мариинская Обитель просуществовала до 1926 г. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории…
В 1928 г. прекратились службы в Покровском храме — в нем открыли городской кинотеатр, далее — дом санитарного просвещения. В алтаре собора установили статую Иосифа Сталина.
Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне работы В.М. Клыкова во дворе обители. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе – в 2008 году).
Сегодня Марфо-Мариинская Обитель является ставропигиальным женским монастырем, при этом в Обители и по настоящее время патриаршим благословением сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице Обители Великой Княгине Елисавете Феодоровне и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия святой преподобномученицы.
Когда мы с Кирой стояли и восхищенно врутили головами, любуясь ухоженной территорией обители, мимо проходила насельница-монашка. Мы поделились с ней впечатлением от увиденного. На что она улыбнулась и посоветовала обязательно прогуляться по саду. И дойти до розария, в котором растут необычайно ароматные розы. Так мы и поступили.
С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, самая значительная из которых – «Путь ко Христу». Наконец, еще одним знаменитым создателем собора был П.Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых – предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.
Как я поняла, первоначально главки были темно-синими.
Красотка наша. Руки в боки 🙂
Фасады собора украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим.
Настоящий ботанический сад!
В настоящее время в Марфо-Мариинской Обители милосердия осуществляется ряд социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается: детей-инвалидов, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких немощных престарелых и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Это медицинский центр «Милосердие», группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летняя дача для детей-инвалидов, детская паллиативная служба, группа круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения, выездная служба поддержки пациентов с боковым амиотрофическим склерозом (БАС), Елизаветинский детский дом, центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и служба добровольцев.
В саду всё по возможности адаптируется для удобства подопечных обители. Например, в беседку ведет пандус для колясок.
А вот и те самые ароматные розы. Не зря шли! Пахнут божественно! Сладким лимонадом, духами и свежестью одновременно!
Кирюша быстро нашла себе приятелей и подружек. И они затеяли игры, беготню, пряталки… Только я и видела дочь. То там за кустом желтый бант мелькнет, то тут с дорожки визги донесутся 🙂
Если не ошибаюсь, такого рода форма деревьев называется «на штамбе». В данном случае имеем такую лиственницу.
Конец сентября. Буйное цветение роз.
Белое — наверное, какой-то сорт гортензии.
Это сооружение названо «Голгофой». А за ней можно видеть фрагмент небольшой часовни.
Дело было уже вечером, в храм мы не пошли. Но обязательно зайдем в следующий раз.

Tags: Большая Ордынка, Марфо-Мариинская обитель, Московская осень

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *