Мартирий зеленецкий житие

Житие святых мучеников

Мученики служили в Константинопольском соборе. Маркиан служил чтецом, а Мартирий – иполиаконом. Они были секретарями святого Павла. Как гласит история Патриарха Павла ариане тайно выманили и изгнали из города. Позже его жестоко казнили.

Ученики святого Павла отличались сильной и ярой верой к Господу Богу. Ариане не могли этого простить и решили заставить отказаться их от нее. Они сначала пробовали сделать это хитростью, предлагая богатство и мирские блага. Но когда они не повелись на золото и богатство, а остались преданными вере их приказали осудить на смерть. Ученики не испугались. Они несмотря ни на что продолжали исповедовать и проповедовать православие.

Узнав об этом, ариане арестовали их и повели на казнь. Святые мученики помолившись приняли свое участие преклонили свои головы под меч. С тех пор пошла слава о вере и святых. Молитву мученикам Марикиану и Мартирию у святого лика возносят и сегодня многие веряне. Все это потому, что их икона обладает чудотворной силой, и оказывает помощь всем нуждающимся.

В чем помогают Маркиан и Мартирий

Прежде всего нужно сказать, что существует святой лик мучеников. На ней они изображены вместе. Икона достаточно редкая. Ее не возможно встретить в каждом храме. В свободном доступе она находится в Веденском монастыре.

Не смотря на ее редкость рядом с ней собирается много людей, чтобы вознести молитвенные прошения:

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

  • об исцелении от тяжких недугов;
  • об укреплении веры;
  • просят советы как быть в той или иной тяжелой ситуации;
  • бизнесменам помогает наладить бизнес;
  • просят об защите от всего негативного;
  • просят защиту от магии и «злого глаза»;
  • просят поддержки в тяжелых жизненных ситуациях.

Более того, святые считаются покровителями юристов, нотариусов и всех профессий связанных с правоведением. Так как святые при жизни были нотариатами. Они были мудрыми и умными, давая советы всем кто об этом просил.

К святым принято обращаться специальной молитвой,которую с легкостью можно найти в православном молитвослове. Священнослужители также говорят, что можно обращаться и своими словами. Ведь в тяжких ситуациях не всегда можно найти или вспомнить специальное прошение.

Святые помогают всем людям, которые нуждаются в этом. Они посылают советы и напутствие на праведную жизнь. Очень важно, при полученной помощи обязательно прийти в храм и поблагодарить их за это, зажег свечу перед иконой. Ни для кого не секрет, что особой силой молитва обладает в дни памяти святых мучеников Маркиана и Мартирия.

День памяти святых мучеников

Этот день отмечается православными храмами 7 ноября. В этот день в храме совершаются праздничные молебны. Очень часто на такие литургии приходят юристы и нотариусы, чтобы мысленно с молитвой поблагодарить святых за покровительство и помощь в работе.

Если нет времени посетить в этот день храм, тогда можно обратится к святым со словами благодарности дома у иконы с их образами. При этом зажгите свечу и вспомните все положительные моменты связанные со своей работой. Ведь они совершались с благословения святых.

В храмах в день почитания читают акафист мученикам Маркиану и Мартирию, величание и молитву.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Превесьма́ све́том Святы́я Тро́ицы осия́еми при́сно, свети́льницы непреле́стнии быва́ете, святи́и, те́м, ве́рою светоно́сный пра́здник ва́ш дне́сь соверша́юще, све́тло весели́мся.

Ви́дети, на земли́ возсия́вшее Сло́во, из Де́вы на́с ра́ди жела́юще, страда́льцы, Отцу́ Единосу́щна Сего́ испове́дающе, ну́жднейшую сме́рть, по́мыслом крепча́йшим, пострада́сте.

Па́вла му́драго, богоглаго́льницы, я́вльшеся после́дователе и ученицы́, единоче́стна Отцу́ Сы́на пропове́дасте, те́м, мечи́ ссече́ни бы́вше, излия́нием кро́ве, страстоте́рпцы, зе́млю освяти́сте.

Богоро́дичен: Безнача́льнаго Сы́на Бо́жия заче́нши, воплоти́ла еси́, Чи́стая, быва́ема Челове́ка за ми́лость неизглаго́ланную, те́м, Тому́ покланя́ющеся, благоче́стно Тя́ сла́вим, вину́ все́х обоже́ния.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не му́дростию, и си́лою, и бога́тством хва́лимся, но Тобо́ю, О́тчею ипоста́сною Му́дростию, Христе́: не́сть бо свя́т, па́че Тебе́, Человеколю́бче.

Правосла́вия просвеща́еми Боже́ственным Ду́хом, А́риево омраче́ние отню́д прогна́сте, свиде́тели бы́вше Вседержи́теля.

Ра́вно Сло́во Отцу́ догма́тствующе, святи́и, разсуди́сте умре́ти, Маркиа́не и Марти́рие, и к безконе́чней Жи́зни преидо́сте.

Воинствосло́вием свяще́нным а́нгелом сочисли́стеся и му́ченик лико́м пресве́тло совокупи́стеся, те́м честну́ю ва́шу па́мять похваля́ем.

Богоро́дичен: Упещре́на ря́сны златы́ми я́ко Цари́ца, Царя́ и Бо́га одесну́ю ны́не предстои́ши, Влады́чице, моля́щи о рабе́х Твои́х.

Седа́лен, гла́с 3.

Повеле́ние Боже́ственное испове́дающе да́же до кро́ве, е́же о Не́м прия́сте, му́ченицы сла́внии, злове́рных пре́лесть обличи́вше и правосла́вную ве́ру соблю́дше, но моли́теся Христу́ Бо́гу непреста́нно дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Боже́ственнаго естества́ не отлу́чся, пло́ть бы́в во чре́ве Твое́м, но Бо́г вочелове́чся и пребы́сть, И́же по рождестве́, Ма́терь, Тя́ Де́ву, я́ко пре́жде рождества́, сохрани́в Всенепоро́чну еди́н Госпо́дь. Того́ приле́жно моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Крестобогоро́дичен: Нескве́рная А́гница Сло́ва, Нетле́нная Де́ва Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ без боле́зни Прозя́бшаго, ма́терски подо́бно, рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце прии́де Иису́с Пребоже́ственный нетле́нною дла́нию и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

До́блим по́мыслом и соверше́нною му́дростию правосла́вия, му́ченицы Госпо́дни, утверди́вшеся, му́ченически по́двиг соверши́сте, ерети́ческую тму́ отгна́ли есте́.

И́же Сло́ва не пропове́дав Отцу́ Единосу́щна, разгне́вався несмы́сленно на му́ченики, удави́ся жи́лами свяще́нных ва́ших по́двиг и погрузи́ся кро́вными тече́ньми, Бо́жиею благода́тию.

Во́инствовавше Го́споду ве́рою, святи́и, и пострада́вше, небе́сным во́инством сочисли́стеся, те́м ублажа́етеся, укрепле́ние на́ше и просвеще́ние быва́юще.

Сосцы́ церко́внии, млеко́ источа́ющии правосла́вия, и благочести́выя пита́ющии, Маркиа́н до́блий и Марти́рий, да похва́лятся ра́достными песнопе́нии.

Богоро́дичен: Свяще́нный дре́вле проро́к го́ру Боже́ственную нарече́, доброде́тельми, Де́во Пречи́стая, весьма́ осене́ну: из Нея́же Сло́во Спаси́тельное яви́ся, на обновле́ние и просвеще́ние душа́м на́шим.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Нечести́вии не у́зрят сла́вы Твоея́, Христе́, но мы́ Тя́, Единоро́дне, Оте́ческия сла́вы Сия́ние Божества́, от но́щи у́тренююще, воспева́ем Тя́, Человеколю́бче.

Прему́дрых яви́стеся догма́тов после́дователи Па́вла, священноде́теля боже́ственнаго, его́же нра́вы, му́ченицы, подража́вше, терпели́вно пострада́сте и зако́нно венча́стеся.

Я́ко зве́зды сия́ете на высоте́ честны́я Це́ркве све́тло, тму́ глубоча́йшую отгоня́юще А́риевы е́реси, му́ченицы до́блественнейшии.

Удали́вшеся, святи́и, жития́ красо́т, прибли́жистеся Христу́, мале́йшею же кро́вию недви́жимое Ца́рство, сла́внии страстоте́рпцы, насле́довасте.

Богоро́дичен: И́стинна родила́ еси́ Сы́на на земли́, единосу́щна Отцу́ и Боже́ственному Ду́ху, Богороди́тельнице, Его́же непреста́нно моли́ уще́дрити ду́ши на́ша.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в, но я́ко Бо́г из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Глаго́лом после́дующе па́стыря, прему́драго Па́вла, правосла́вную ве́ру соблюдо́сте, и я́ко а́гнцы, кровопи́иц мечи́ закала́етеся, ра́дующеся.

Честна́ пред Го́сподем, благосла́внии, ва́ша сме́рть яви́ся, му́дрии ору́жницы, те́м почестьми́ ле́тними, святи́и, от все́х ублажа́етеся.

Ва́с, до́блия страстоте́рпцы, Маркиа́не всеблаже́нне и Марти́рие, исто́чник чуде́с Христо́ва Це́рковь иму́щи, ве́чно весели́тся.

Богоро́дичен: Усты́ и язы́ком Ма́терь Тя́ всеи́стинно, Де́во, Бо́га на́шего испове́дуем, Того́, Чи́стая, приле́жно моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Конда́к, гла́с 4..

Подви́гшеся до́бре от младе́нства, Маркиа́не с му́дрым Марти́рием, отсту́пника А́рия низложи́сте, невре́дно сохра́нше правосла́вную ве́ру, Па́влу после́дующе, му́дрому учи́телю, те́мже с ни́м обрето́сте живо́т, я́ко Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

И́кос:

Я́ко служи́телие благоче́стия Бо́га Человеколю́бца, дво́ице благослове́нная, предвари́те мя́ ско́ро и лю́тых изба́вите, сло́во ми́ му́дрости подаю́ще, ва́ше похвали́ти страда́ние, е́же за ве́ру, святи́и, нра́вом несомне́нным пострада́вше, венцы́ прия́сте небе́сныя. Лико́м страда́льцев, и апо́столов, и учи́телей, и честны́х архиере́ев свесели́теся, я́ко пропове́дницы Бо́жия Сло́ва и Тро́ицы побо́рницы изря́днейшии.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Авраа́мстии иногда́ в Вавило́не о́троцы пе́щный пла́мень попра́ша, пе́сньми взыва́юще: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

После́дующе до́бре свяще́ннаго па́стыря, правосла́вием удобря́еми, рука́ми закла́ни бы́сте злосла́вных всу́е, пресла́внии ору́жницы.

Законоположе́ние Бо́жие невреди́мо ве́рно сохра́нше, му́ченицы боже́ственнии, зако́нно пострада́сте, от ру́к беззако́нных ку́пно закла́ни бы́вше.

По погребе́нии свяще́ннем, приходя́щим с ве́рою ко гро́бу ва́шему, неду́ги погреба́ете, святи́и, е́же к Жизнода́телю, святы́м хода́тайством ва́шим.

От исто́чников та́инственно свяще́нных почерпа́юще Боже́ственную благода́ть целе́ний, ве́рныя напоя́ете, неду́г вся́кое изсуша́юще умноже́ние.

Богоро́дичен: Изба́вленнии Твои́м Рождество́м, Богома́ти, ве́чнаго осужде́ния, — ра́дуйся, — зове́м Ти́, при́сно Благослове́нная и Обра́дованная.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Я́коже два́ а́гнца, закала́етеся, А́гнца Бо́жия, единосу́щна Отцу́ пропове́дающе, и трапе́зе вы́шней принесе́ни бы́вше, страда́льцев собо́ру сочетава́етеся.

Укрепля́еми си́лою Ду́ха, искорени́сте пре́лести свире́пство, и кре́пко пострада́вше, лю́те осла́бленныя немощьми́, му́дрии исцеля́ете му́ченицы.

Вра́чеве страсте́й бы́вше ду́ш на́ших, святи́и му́ченицы, лю́тыя неду́ги и привоста́ния проти́вная разреши́те боже́ственными моли́твами.

Воспева́ем Отца́ нерожде́ннаго, и Сы́на, и Ду́ха Свята́го, еди́но существо́ несозда́нно и Божество́ еди́но, и вопие́м согла́сно: вся́ дела́ благослови́те Госпо́дня Го́спода.

Богоро́дичен: Умерщвле́нныя ны́ оживи́ла еси́, Жи́знь все́х ро́ждшая, Богороди́тельнице Влады́чице, му́чеников сла́ва и пра́ведных, и прегреше́ний те́плое очисти́лище.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Кре́постию вжиля́еми Боже́ственною, сме́рти, страстоте́рпцы, не убоя́стеся, но, усе́рдно подло́жше мече́м вы́и, испо́лнисте до́блественно по́двиг боже́ственный, те́м досто́йно блажите́ся.

Я́ко два́ свети́льника све́тла, просвеща́ете вселе́нныя исполне́ния Боже́ственными страда́ний светлостьми́, Маркиа́не му́дре и Марти́рие, тму́ мра́чныя е́реси А́риевы отгоня́ще.

Венцы́ сла́вы от Бо́га, победи́вше слепоу́мнаго Македо́ния, прия́сте досто́йно; и престо́лу Влады́чню предстоя́ще, прегреше́ний на́м проси́те разреше́ние соверше́нно, достосла́внии.

Па́мять боже́ственная ва́ша возсия́ со́лнца светле́йши, все́х просвеща́ющи сердца́ сию́ соверша́ющих, блаже́ннии, в не́йже умоли́те Го́спода, тмы́ согреше́ний на́с изба́вити.

Богоро́дичен: Све́та жили́ще, Чи́стая, су́щи, души́ моея́ зе́ницы просвети́, очерне́вшия небреже́нием и тмо́ю неве́дения глубоча́йшею всегда́ одержи́мыя, Всенепоро́чная, я́ко да ве́рою ублажа́ю Тя́.

Свети́лен.

Па́вла всеблаже́ннаго после́дователи бы́вше, тече́ние соверши́сте, Христо́ва Ца́рствия и Сла́вы безсме́ртныя с ни́м получи́сте со все́ми святы́ми, и предстоите́ ку́пно Тро́ице Честне́й, славосло́вяще Ю досто́йно.

Богоро́дичен: Похваля́ют Рождество́ Твое́ безпло́тных чи́ни, ра́дости бо су́щия на земли́ Ты́ испо́лнила еси́ еди́на, те́м Тя́, Пренепоро́чную, ве́рнии сла́вим, пе́сньми славосло́вяще: Све́т бо су́щим во тме́ возсия́ла еси́, я́ко у́тро возсиява́ющее де́нь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святых мучениках:

Икона богини красоты В монастырской лавке сидит скучает иеромонах Амвросий. Мы чистим подсвечники. Заходит молодая девушка. Осматривает иконы и спрашивает: — Батюшка, а у вас все иконы святые? — Все — отвечает отец Амвросий. — Мне нужна икона богини красоты.Мы остановили работы прислушиваяс… Светлые люди среди нас «Однажды я отпевал молодую женщину,— вспоминает отец Лонгин.— Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из Ð… Отвечая на наши молитвы, Бог обычно действует через людей История про кота )) В одной деревне жил священник и был у него кот. Священник кота очень любил, поскольку был одинок. И вот однажды вечером он не обнаружил своего питомца в доме, естественно, забеспокоился и бросился его искать. Нашёл довольно быстро, поскольку домик и участо… Воспоминания о приезде епископа Разнеслась по селу весть, что приезжает епископ. Его решили встретить с почестями. Настал долгожданный день. Дьякон отправился на станцию. Сошедших с поезда пассажиров оказалось мало. Из первого вагона вышел старичок в простой одежке. Подождал он на перроне, никто и не под…

Жизнеописание

Преподобный Мартирий, в мире Мина, родился в Великих Луках. Едва выучил он псалтирь, как на 10 году его скончались родители его. Благоговейный иерей Благовещенской церкви любил доброго сироту, часто видя его в храме, и учил его добру.

Спустя несколько лет овдовевший священник постригся в обители бессребреников; Мина посещал его и здесь, — посещал и тогда, как Боголеп поставлен был в строителя Великолуцкой Сергиевой обители. В этой обители Мина, раздав всё имение, принял пострижение от наставника своего и назван Мартирием. Великолуцкий житель Афанасий, постриженный с именем Авраамия, поручен был руководству Мартирия и заменил труды его по храму.

Прожив 7 лет при наставнике Боголепе, Мартирий пожелал жить в уединении в пустынном месте, за 60 вёрст от Лук. Пишет преподобный в своей повести: «Возле какого-то ручья, на берегу в земле, в глине, выкопали мы себе землянку и покрыли её еловыми ветками. Я же жил в пустыни и питался рукоделием своим: плёл из лыка лапти и с навещающем крестьянином отсылал по сёлам жителям, а они присылали с ним же всё потребное мне. И я, грешный, принимал с благодарностью от них приносимое». Однако наставник прислал ему совет возвратиться в общежитие, так как здесь может он быть полезным и для других. В недоумении отправился он на поклонение Смоленской иконе Богоматери и чудотворцу Авраамию. В Смоленске получил ответ: «ты должен жить в пустыне, где укажет Господь и Его Пречистая Матерь». В Тихвинской обители обрадован он был свиданием с учеником своим Авраамием, который, быв болен, исцелён Богоматерью и оставался в Тихвине.

Мартирий просил Господа указать ему уединенное место для подвигов. Такое место указано было ночью ученику Мартириеву знамением крестовидной зари на острове, издавна называвшемся Зелёным. Благочестивый поселянин Иосиф по временам приносил ему пищу, а иногда, смущаемый помыслами и суетой, надолго оставлял без неё. По времени узнали и об отшельнике Зеленого острова. Как ни много тогда было в Новгородской области иноческих обителей, но в глуши, где поселился Мартирий, их не было. Потому, узнав о Мартирии, с особенным жаром стремились в его пустыню искренние подвижники.

Мартирий построил часовню и кельи с оградой. Узнал о преподобном и благочестивый Новгородский боярин Феодор Сырков; его усердием построен был в Мартириевой пустыни храм Благовещения, а братия упросили старца принять на себя сан священства и начальство над ними со званием игумена. Это было не позже 1570 года.

Но блаженному Мартирию в его глуши долго пришлось бороться с нуждами и бедностью. В писцовой книге Обонежской пятины за 1583 год читаем: «В Михайловском погосте на Ладожском подгорье монастырь называемый Зеленая пустынь, на острове, вновь строится в черном лесу. В монастыре церковь живоначальной Троицы, другая церковь — Благовещения с трапезою, обе деревянные; в монастыре игумен Мартирий и 12 старцев; ограда вокруг монастыря — деревянная; за монастырем двор коровий и конюшенный; пашни нет» .

Вот что рассказывает преподобный о небесном утешении, посетившем его: «Спал я в своей келье, в чулане, и увидел во сне Пречистую Богородицу в девичьем образе; благолепна была Она на вид: не видел я между людьми такой красивой девицы; умиленна лицом и прекрасна. На голове у неё был золотой венец, украшенный разноцветными каменьями. Невозможно человеческому уму постигнуть красоты её, ни выразить языком. Она же, Царица и Богородица, взирает на меня. Очи её были полны слез, чуть не канут на её пречистое лице».

В последние годы жизни блаженный прославился даром исцелений. В 1595 году в проезд свой в Москву остановился он в Твери. У жившего тогда в Твери царя Симеона Бекбулатовича был весьма болен сын, и царь, узнав о Мартирии, просил его прийти помолиться за умирающего сына. Преподобный возложил на грудь Иоанна Тихвинскую икону Богоматери, и больной исцелел. После того признательный царь был самым усердным благотворителем Мартириева монастыря. В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

За полтора года до кончины святой старец посвятил себя безмолвию и молитве; выкопав своими руками могилу и в ней поставив гроб, приходил сюда плакать и молиться. Мирно почил он 1 (11) марта 1603 года. Мощи преподобного Мартирия почивают в гробнице, устроенной Новгородским митрополитом Корнилием, бывшим прежде того Зеленецким игуменом, который, почитая сего угодника Божьего, описал житие его и сочинил службу ему.

Примечания

  1. 1 2 А. Медведев. Преподобный Мартирий Зеленецкий (недоступная ссылка). Журнал «София» № 4 2010. — «…Новорожденных, как правило, нарекали именами тех святых, в день памяти которых они появлялись на свет. Прп. Мартирий в святом крещении — в младенчестве — получил имя Мина. А день вмч. Мины церковь отмечает 11 (24) ноября. <…> День пострига преподобного совпал с его днем рождения. 11 ноября 1553 г. День святых Мины и Мартирия церковь отмечает в один день — 11 (24) ноября.». Дата обращения 18 февраля 2012. Архивировано 15 февраля 2012 года.
  2. Крушельницкая Е. В. Повесть Мартирия Зеленецкого и автобиографическое повествование в памятниках русской литературы XIV—XVI вв. // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДЛ) XLXVI — Спб., 2003. — С. 35.
  3. Преподобный Мартирий Зеленецкий Официальный православный церковный календарь. См. также иной вариант жития .
  4. Писцовая книга Обонежския пятины нагорние половины письма и дозору Ондрея Васильевича Плещеева, да подъячего Семейки Кузмина лета 7091 г. // Временник Императорского Московского Общества истории и древностей российских. 1850. Кн. 6. Материалы. С. 98.
  5. Новый сводный иконописный подлинник (CD-ROM). Сергиев Посад: Иконописная школа при МДА, 2008.

Литература

В Викитеке есть тексты по теме: Повесть о Мартирии, основателе Зеленой пустыни

В Викитеке есть тексты по теме: Повесть о житии Мартирия Зеленецкого

  1. Автобиографическая повесть Мартирия Зеленецкого (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ)
  2. Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий монастырь. / Изд. подгот. Е. В. Крушельницкой. — СПб.: Алетейя, 1998. — 262 с.
  3. Описание Зеленецкого Троицкого монастыря. — СПб., 1883. — 69 с.
  4. Арх. Филарет Черниговский (Гумилевский). Жития святых, чтимых Православной Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах. СПб., 1885 (2-е издание — 1892, 3-е издание — 1900).
  5. Мартирий Зеленецкий. Акафист. Житие. Летопись. (Брошюра) / Сост. Медведев А. В. — СПб., 2003
  6. Повесть о Мартирии, основателе Зеленой пустыни // Памятники старинной русской литературы / Сост. Костомаров Н. И. — СПб., 1862. — Т. 4. — С. 52-66.
  7. «Повесть о житии преподобного отца Мартирия…» // Бычков И. А. Каталог собрания рукописей Ф. И. Буслаева. — СПб., 1897. — С. 342—351.
  8. «Житие… Мартирия Зеленецкого» (11 ноября) // Новгородский месяцеслов с краткими жизнеописаниями святых угодников Божиих… / Сост. А. А. Усинин (Арсений). — СПб., 1882. — С. 86-87.
  9. Крушельницкая Е. В. Повесть Мартирия Зеленецкого и автобиографическое повествование в памятниках русской литературы XIV—XVI вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. / РАН, ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. СПб., 1993. Т. 46. C. 21-36. (PDF)
  10. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 2: Л–Я / АН СССР, ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1989. 528 с.. Архивировано 31 октября 2007 года.

Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь…

Между Старой Ладогой и Тихвином, посреди болот, возвышается местность с ярко зеленеющей на ней растительностью, которая называется Зеленый остров. В это уединенное место в середине XVI века пришел инок Тихвинского Успенского монастыря Мартирий и основал монастырь, который был назван Зеленою Мартириевою пустынью. Первую монастырскую церковь построил сам преподобный Мартирий. Первое документальное свидетельство о Зеленецком монастыре датируется 1583 годом. Преподобный Мартирий (1 марта 1603 года) поселился на Зеленом острове, расположенном в 58 верстах от Новой Ладоги, и в 1570 году стал игуменом.

В 1612-1613 году монастырь был сожжен шведами и много лет находился в упадке.

1674 — 1695 годы — время расцвета Зеленецкой обители. Митрополит Новгородский Корнилий (10 марта 1698 года) заново возрождает любимый им монастырь, где в юности принял постриг, был его игуменом, и куда удалился в старости. В 80-е годы по его указанию возведен комплекс каменных построек, включая пятиглавый Троицкий собор. После смерти митр. Корнилия монастырь вновь пережил трудные времена: лишился большей части земельных владений, ценной церковной утвари, колоколов. Страдал он и от частых пожаров.

В 1747 году императрица Елизавета Петровна положила начало церковного почитания преп. Мартирия.

Летом 1765 года монастырь подвергся нападению раскольников, которые занимали обитель несколько недель. В 1771 году монастырь был определен как третьеклассный и приписан к Санкт-Петербургской епархии. В период 1815 – 1834 годов в монастыре производился ремонт старых и строительство новых зданий. В Троицком Соборе обновлены росписи. В Благовещенской церкви установлен новый иконостас. В 1853 году сооружена серебряная рака над местом погребения преподобного Мартирия. К 1902 году в обитель завершен капитальный ремонт всех строений. К 1906 году проведен значительный объем работ по обустройству внутреннего интерьера храмов монастыря. К началу ХХ века монастырь владел 19 277 десятинами земли, имел 130 тыс. капитала, получал ежегодно из казны 669 руб. 55 коп.

После 1917 года монастырь был упразднен, но богослужения в его храмах продолжались до 1932 года. В последующие годы здания и территорию монастыря занимали различные советские учреждения, до 1979 года здесь находился дом инвалидов общего типа.

После 1979 года обитель пустовала. В декабре 1992 года монастырский комплекс в разрушенном состоянии передан Санкт-Петербургской епархии.
Статус монастыря утвержден решением Священного Синода РПЦ в 1992 году. Настоятелем монастыря с 1996 года является игумен Пахомий (Трегулов).
В конце XVII века неизвестный монастырский летописец так завершал описание истории Зеленецкого монастыря: «Но обитель святая, как лишь буря утолится, паки процветает и вся разоренная исправляет помощию Святыя Живоначальныя Троицы…».
Сейчас, по милости Божий и молитвами преподобного отца нашего Мартирия, трудами братии, настоятеля монастыря игумена Пахомия и благодетелей, великая православная святыня возрождается из небытия и запустения.

14 марта 2003 года – Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь отметил 400-летие со дня преставления своего основателя – святого преподобного Мартирия Зеленецкого, чудотворца.
Санкт-Петербургским Институтом «Спецпроектреставрация» ведутся работы по разработке проекта полной реставрации зданий монастырского комплекса.
В монастыре планируется дальнейшее проведение ремонтно-восстановительных работ на кровле Троицкого собора. В братском корпусе и в служебных помещениях — дальнейшее благоустройство монастырского быта, продолжится постройка монастырской гостиницы, возведение настоятельского корпуса. Планируется увеличение площади сельскохозяйственных работ.
Возрождение святой обители преподобного Мартирия в конце XX века явилось следствием возможности возвращения русских людей к христианской вере после тяжких коммунистических гонений и разорений. Благодаря восстановительным работам в первых годах нового века облик монастыря обретает былую красоту. А возможность помолиться на месте подвигов преподобного Мартирия привлекает все больше и больше благочестивых паломников и трудников веры.
Призвать Великое Имя Святой Троицы, Пречистой Божией Матери, святого апостола, христова наперсника и нареченного сына Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова в храмах обители, молитвенно обратиться и к самому Преподобному у честной раки его святых мощей, помянуть его сподвижников во главе с митрополитом Корнилием, мощи которого также обрели здесь место упокоения, испить воды из источника, который, преданию, ископал сам Преподобный.
Освободиться, на время, от шума житейского моря в древних стенах – таковы возможности и плоды паломнических усилий достигших этого уединенного, но уникального возрождающегося памятника русской духовности и действующего средоточия современной монашеской жизни.
Сбылось предсмертное предсказание преподобного Мартирия: «Если окажется милость Господня на мне, недостойном, тогда все благое и спасительное в этой болотной уединенной обители предивно умножится…
Сайт монастыря: http://www.zelenets.ru/
Посмотреть на Яндекс.Фотках

Повесть о житии Мартирия Зеленецкого

1. Духовный брате Досифею! Тайна убо царева добро есть хранити, дела же Божия велегласно проповедати. Повем ти о себе, о еже како и где жителствовах аз прежде вселения моего в сию пустыню, сице. Жил бо есм прежде на Луках на Великих в Сергиеве монастыре, в новоначалном месте, у строителя тоя обители священоинока Боголепа. В той же обители аз власов отъятие и мира отречение сотворих и восприях святый ангельский образ от руки того же священоинока Боголепа. Онем же поставлен бых келарем, и вручи мне службу казначейства и пономарства, и суды умывах, тако же и во всех службах монастырскых послужил в послушании отцу своему и братии во обители оной седм лет.

2. И прииде мне помысл еже возлюбити ми пустынное жителство, и совещахся с некоторым поваром белцем ити в пустыню, аможе Бог наставит. Внезапу же приде ко мне в келию мою некий урод ся творя, именем Михаил, и рекл ко мне: «Мартирие, поиди един». Тако же иде и к повару оному и рече ему то же слово: «Поиди един». Паки же аз совещахся со оным поваром ити в пустыню в день архистратига Михаила. В той же день на Луках было священие церкви архистратига Михаила. Егда же начаша священие церкви творити, мы же втай поидохом из монастыря и отидохом от Лук шестьдесят поприщ. На ту же нощь паде снега в колено, и нашли пустыню глубоку, и помыслили в той пустыни создати хижицу, но невозможно, понеже снегом мох запал, мшить нечим. И подле потока некоего во брегу в земли, в глине выкопали себе хижицу да окрыли ея прутием еловым. Повелел же аз дойти своему подругу до веси некоего ради орудиа, имже сотворяется какова любо скважня. Он же пойде и не возвратися ко мне ктому, в веси же оной поведа о мни к единому християнину, глаголя: «Онсица старец живет во оном сице месте». Христианин же он приходя ко мне и посещая мя. Аз же живях в пустыни той и питахся рукоделием моим, плетох бо калиги лычны и со онем христианином посылах по весем христианом, они же такожде посылаху со онем же христианином потребная мне. Аз же, грешный, приимах со благодарением приносимая от них, за них же Бога моля.

3. В той же пустыни от бесов велика страхования принях. Прихождаху бо ко мне и страшаху мя вне хижици моей пред дверми, глаголюще к себе: «Спит он». Един же бес влезе в хижу мою и хотя ко мне прикоснутися, аки хотя меня удавити. Молитва же Иисусова изо уст моих исхождаше беспрестани, он же отбеже от мене. Инии же беси вне келии пред дверми глаголюще оному бесу: «Чему ты не дерзаеши на оного?» Бес же им отвеща: «Поидете вы к нему и дерзайте!» Аз же молитву творя и глаголя к нему сице: «О, отпадшие беси, что сотворих вам аз, грешный? Вы же мя ввели в сию пустыню и хощете поругатися мне. Аз же, грешный, надеюся на Господа Бога моего Иисуса Христа, и на Пречисту его Матерь, и на силы небесныя, на Михаила и Гаврила, и на своего святого ангела, хранителя души и телу моему, и на всех святых».

4. И паки возлегох опочити; и возбнув от сна своего, обленив же ся, не востах со одра моего. Приспе же день празничен, христолюбец же он преждереченный потребная принесе ми, отиде восвояси. Аз же востах и канон отпел, такожде же и часы, потом поставих столец и потребная на нем, к нимже не прикоснухся за леность свою. Сам же помышляа, глаголя в себе: «О, окаянная моя плоть, за леность свою недостойна еси воды питии». Потом же прослезихся, глаголя: «Господи превечный, царю небесный, дух бодр, а плоть немощна, но дай же ми, Господи, суха хлеба омочити в воду и душу напитати». И не прикоснухся ни к чему от потребных, кроме сухариков и воды. Абие же бысть гром страшен, яко и земли потрястися, и лжица моя с стола паде на землю.

5. Потом же аз, грешный, отписал ко отцу своему духовному, да благословит мя в пустыни оной жити. Он же мя не благослови жити в пустыни, но глагола ми: «Поиди, господине, жити во общее житие». Аз же, грешный, поидох во град Смоленско помолитися Пречистей Богородици и великим чюдотворцем Аврамию и Ефрему. И оне, чюдотворцы, явишася мне, глаголюще сице: «Подобает ти жити в пустыни, где Господь благоволит».

Наказание к братии игумена Мартириа

6. Духовный мой брате Досифею, пишу тебе сию духовную памятцу вкратце и кроме братии, ты же держи ю у себе Бога ради, доколе Господь о мне благоизволит и возмет мя от житиа сего суетнаго, и не помянет многих моих грехов по милости своей.

7. Братие моя милая, прошу у вас того и молю, чтобы есте не надеялися ни на князя, ни на болярина, ни на какого властеля, имели бы есте надежю во всем на Живоначалную Троицу и на Пречистую Богородицу — те вам будут во всем помощники и заступники. Имейте срам к царю земному и к его царевичем, и к властем. Не просите у них ничего, как я, грешный, стыдлив к ним был и не просил у них ничего, но во всем есм имел надежу на Живоначалную Троицу и на Пречистую Богородицу. И чего есм у них, у светов, просил, и они мне, грешному, даровали. К ним есм точию был дерзостен всего просити. Тако и вы будите дерзостни к Живоначалней Троици и к Пречистей Богородици и всего у них просите, и кроме их помощников себе никого не имейте. А за земного царя, государя нашего, Бога молите, и за его царевичев, и за все его воинство. Понеже он, государь, за нас, за грешных, стражет и кровь проливает за святыя церкви и за все православное християнство.

8. А поминал есм живучи у Пресвятей Троици и у Пречистей Богородици слово Иоанна Предтеча, рекшаго к старцу, хотящему отъити от вертепа и ити в Синайскую гору, сице: «Сий тебе вертеп лучши Синайскиа горы, аще живеши в нем с верою». Тако и вы, братие, поживите с верою у Живоначалней Троици и у Пречистей Богородици, не отходя. А нечто Бог изволит, и государь вас учнет жаловати, или учнет участие земли давати, или грамоту ободную, и вы у него не емлите, занеже ободная земли — десница Светодавцова и риза Пречистей Богородици, и образ ея чудотворной — та хранит от всякого зла. Аще учнете любовь нелицемерную межи собою имети и роптанием аще Светодавца не разгневаете и Пречистую его Богоматерь, и учнете тружатися с радостию и от своих праведных трудов питатися, и надеюся милости Божии и Пречистей Богородици на вас пребывати, якоже и на мне, грешнем. А нечто Бог изволит и Пречистая Богородица положити государю на сердце — или милостыню учнет давати по своих родителех, или на свечи и на фимьян, и на пшеницу, — и вы то от государя приимите с любовию, яко от Светодавцовы десници, занеже не вы у него того просили, но Бог и Пречистая Богородица на то его вразумила.

О явлении места иконы Пречистыя Богородица

9. Аз же, многогрешный старец Мартирие, не своим изволением, но Божиим благоволением и Пречистыя Богородица поможением вселихся в сию пустыню, на сие святое место. Еще же живущу ми на Луках на Великих в Сергиеве монастыре с строителем Боголепом в единой келии, за седм лет до вхождения моего в сию пустыню, явися мне Пречистая Богородица образом своим честным не яве, но сонным видением, сице. Бывшу ми во обители той пономарем, и взыдох на колоколню вполдни, и уснух. И видех во сне столп огнен якобы в сей стране стоящ. Притек же аз ко огненому столпу оному и видех у столпа оного стоящ образ Пречистыя Богородица Одегитрие в церкви за крылосом, на левой стране, поставлен ис Старые Русы. Аз же якобы у образа того приложился, образ же той горяч велми от оного столпа огненаго. Возбнув же от сна и во ужасе быв от видения того, осязав же рукою своею чело свое и ощутих е горяче.

Видение 2 того же образа

10. Егда же приидох в пустыню сию, после того видения за долго время, и возлегох опочити, и уснух. И видех во сне у пустыни той море, и на том мори образ Пресвятыя Богородица Одигитрие, яков же и прежде явльшийся мне, плавает. Аз же стоях на берегу и видех от того образа недалече на том же мори бес поражен лежащ. Аз же возрех на правую страну и видех на воздусе стояща архаггела, образом же бе, як Гаврил архаггел пишется у Благовоещения Пресвятыя Богородица, со скипетром. Мне же восхотевшу знаменатися у образа Пресвятыя Богородица, яко и преже, но устрашихся воды морския, зане яко потопит мя. И глагола мне архангел он, стоящий на воздусе: «Почто не дерзаеши приити знаменатися ко образу Пречистей Богородици?» Аз же, грешный, отвещах ему, глаголя: «Господи, боюся». Он же глагола ми: «Чего боишися?» Аз ему паки рекох: «Бесовского шатания, да некако мя уловит». Архангел же паки рече ми: «Не бойся, дерзай к пречистому образу». Абие же образ той нача грузитися в море, и оставляется верху воды образа того ношка Светодавцова. Аз же, грешный, якобы есм в себе помыслил, глаголя: «Аще мне и случится потоплену быти от воды, но дабы мне принятися за ношку Светодавца». Абие дерзнух внити в море и ях его за ношку обема рукама, и начах плакати со слезами, глаголющи: «Милостивый Светодавче, аще и потоплену ми лучится быти, но дабы с тобою». И абие аки некоторую бурею пренесе мя образ той чрез море и постави мя на брезе, на друзей стране моря. И невидим бысть образ той от мене. И еще видех: и се град нов, и лавицы новы, а купающих и продающих несть. И абие возбнув от сна, и во ужасе бых велицем, и умилихся о видении том.

11. Бе же два образа чюдотворныя, образ Живоначалныя Троици да Пречистыя Богородици, стояху в первоначалной келии моей на стене, пред ними же стояше светилник с маслом горящ. Аз же, взяв образ чюдотворный Пресвятыя Богородица на руки свои, начах со слезами плакати, глаголя: «Царице госпоже Богороджице, что мене, грешнаго, посещаеши милосердием своим? Аз бо, окаянный, горчае бесов!» Абие же прииде ко мне, не вем откуду, глас, не во сне, но яве, глаголя ми: «Подвизайся, узриши бо и не ту едину Божию благодать». Потом же Федор Сырков повеле мне церков с трапезою поставити во имя Благовещения Пресвятыя Богородица.

12. Поведа мне, Мартирию, некто христианин, именем Иосиф, из села из Буборин, понеже и сами слышасте от него, сице глаголя: «В летнее время, в полудни, после Петрова дни, канон Козмодамьянова дни, опочивающу ми в клете своей и спящу. И видех во сне, якобы вшедшу ми на улицу, и видех в пустыни сей стоящ столп огнен от земля до небесе, и ис столпа того рука простерта, аки человеча, и из руки той прядают искры огнены». Се поведа Иосиф видение свое, занеже показа ему Бог видение се. Бывшу ему некогда велми болну и близ смерти, и посули мне, Мартирию, по себе коробью ржи, чим его поминати мне, старцу. Бог же воздвиже его от болезни, и бысть здрав. Зжалив же ся о оной ржи, посуленыя мне, старцу, и глаголя в себе: «За что мне тому старцу дати рожь та? Помилова мя Бог, и здрав есм». И того ради показа ему Бог и Пречистая Богородица видение се на уверение ему. Он же то видев, возбнув от сна, абие прииде ко мне в пустыню и прощениа прося у мене, глаголя сице: «Бога ради прости мя, честный отче. Винен есм пред Живоначалною Троицею и пред Пречистою Богородицею, и пред тобою, отче. Запрети бо ми диавол во уме моем, да ти не дам ржи оноя, посуленыя ти. Ныне же, честный отче, приими посуленую рожь свою». Аз же глаголах ему: «Господине, аз бо не имею у себе жерновов, чим ю смолоти. Но аще будет твое человеколюбие ко мне, да ты ю измолов и печя, хлебами да ми присылаеши». Он же тако и сотвори.

13. После же сего видения, пред поставлением моим во игуменство сея пустыни, почивах бо есм в своей келии в чюлане. И видех во сне Пречистую Богородицу в девичии образе, благолепна видением, несм бо видел в человецех таковы девицы благообразны. Умилена бо лицем, благолепна образом, долги зеницы и брови черны, нос же средний и похил, на главе же ей венец злат и многими цветы украшен разными и тяжки у госпожи, движися, невозможно же человеческому роду умом смыслити, ни языком сказати, сияет бо, аки солнце. Седит же в келии моей на лавицы в болшем углу, идеже и иконы стоят. Аз же якобы вышед ис чюлана своего и стоях пред нею, зрех же на ню прилежно и не зводя очей своих с красоты ея. Она же, царица и Богородица, тако же и на мене противу зря. Аз же на ню невосклонно зрях и видех милостивое ея лице, очи же ея бяху слез исполнены, едва мало на пречистое лице ея не канут. И абие невидима бысть от мене. Аз же возбнув от сна и во ужасе бых. Востах же, изыдох ис чюлана своего и вжег свещу от светилника масленаго, и хотех видети нескверную деву, аще ли она седит в келии моей на месте, идеже ю видех сидящу. Изшедшу же ми на среду келии моея, и не видех ея на месте оном. Аз же пришед со свещею к Пречистей образу Одигитрия, иже стоит в келии моей, и видех образ той, и познах, яко воистину явися Пресвятая Богородица тем образом, якоже и на иконе моей келейной образ ея написан.

14. По видении же том за мало дний ездих в Великий Новград, и в Великом Новеграде по милости Божии и Пречистей Богородицы архиепископ во игуменство мя совершил в пустыню сию, глаголемую Зеленая. А молился есм о посещении своем Пресвятей Богородици сице: «Пречистая госпоже, царице небесная, посещала ты, госпоже, великих чюдотворцев, Иоанна Предтечю, и Сергия и Александра преподобных новых чюдотворцев, и всех святых, но то не дивно, понеже они от утробы матерня святи и твоего посещения достойни. Сие же велми дивно и чюдно на земли и на небеси будет, аще мя, грешнаго и окаяннаго, своим милосердием посетишь на уверение души моей грешной и на утвержение к святому месту сему». Она же, Пресвятая Богородица, моления моего не презрела, и грешнаго мя своим милосердием посетила, и мне, окаянному, явилася.

О приходе с Лук с Великих на Тифину к Пречистей Богородицы в монастырь и о первом приходе в Зеленую пустыню игумена Мартирия

15. Егда же приидох аз с Лук с Великих на Тифину к Пречистей Богородици, бе же у Пречистыя Богородицы жительствует ученик мой пономарем, прииде с Лук же Великих прежде мне к Пречистей Богородици на Тифину, именем Аврамий, начах же и жити с ним в единой келии на Тифине. Возвестих же ему о пустынном жителстве, глаголя ему: «Брате Аврамие, хотех поискуситися на время в пустынном жителстве и помышляю ити в Поморие с Тифины, дабы незнаем был от человек». Аврамие же повесть мне поведа, глаголя сице: «Не ходи ты, отче, в Поморие, ни инуды камо, но иди в пустыню и на место, иже аз знаю пустыню ту и место. Шедшу ми некогда от чюдотворного образа Пречистыя Богородица и с церкви с книгою по манастырю, во время вечернее, в мрачне, в трапезу, и возрех на небо ко оной стране, идеже ныне пустыня сия, и виде на небе крест восиял светел, аки луч, иссажен же звездами весь, над оным пустынным местом. Аз же место то знаю, и воистинну над тем местом крест яви ми ся, место же то непроходимо бяше, бо во мху стоит. Ты же пойди на место то и кроме того места не ищи иного, живи же в том месте, доколе о тебе Бог изволит, будет бо в том месте Божие милосердие». То мне, Мартирию, Аврамие, ученик мой, поведа про сие святое место.

16. Потом же аз в сию пустыню, нарицаемую Зеленую, вселихся. Помале же и храм создах во имя Святыя и Живоначалныя Троица. Начах же ис часовне образы местныя носити в новую церков Святыя Живоначаныя Троица. И взях образ чюдотворной Святыя Троица, повеле же старцу Гурью его нести в церков, сам же аз идох за ним с другим чюдотворным же образом Пречистыя Богородица Одигитрия. Аз же в церкви начах устраивати образы по местом. Гурий же он выйде ис церкви и возре на небо, и виде на небеси крест восия, образом же бе, якоже крест и на церкви Святыя Троица стоит, не звездами бо бе сотворен, якоже Аврамие, ученик мой, прежде видел, но просто тако светлостию, якоже и на церкви Святыя Троица крест стоит, образом же бе, яко благословящей крест, имже иерей благословляет народы.

17. Вы же, братие, слышите и видите, каки Пресвятая Троица и Пречистая Богородица чюдеса творит от образа своего: бесы отгоняет и болных исцеляет, хромых и слепых здравы сотворяет, и многие чюдеса творит, ведомая же и неведомая. Се же, братие, слышаще и видяще такое Божие милосердие и Пречистыя Богородица, кто не удивится и не прославит Пресвятыя Троица и Пречистыя Богородица! Молю же ся вам, братие, о еже веру несуменну имейте к святому месту сему, и любовь межи собою нелицемерну имейте, и моего словеси не попирайте — еже сказах вам и заповедах, тако творите. Мене же, грешнаго, в святых своих молитвах поминайте, да и сами помяновени будете у Господа Бога и у Пречистей Богородицы, и Бог мира да будет с вами всегда, и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *