Матушка Феодосия скопин

Не многим известна матушка из Скопино по имени Феодосия Косоротихина. Ее имя переводится как «Богом данная». Эта удивительная женщина была для всех примером кротости и терпения. В 2014 году она отошла ко Господу.

Феодосия проживала в деревне под названием Скопино

Феодосия родилась в Рязанской области в 1923 году. При рождении ей было дано имя Наталья. Сама матушка говорила, что никто не знает точно, в какой день она родилась, известен был только год. Но праздновала свой день рождения она 4 ноября – в день Казанской иконы Божией Матери.

Главными добродетелями Натальи были скромность и терпение. Семья была многодетной (5 детей). Позднее у родителей рождались и еще дети, но умирали, будучи совсем маленькими. Мама будущей схимонахини всю работу по дому выполняла сама, а отец постоянно уезжал на заработки в другие города.

Когда мать надорвалась, лечить ее было некому — врачей в такой глухой деревеньке совсем не было. Она умерла, когда Наталье исполнилось всего 13 лет.

Конечно же, все очень тяжело переживали смерть мамы. Сама матушка говорила, что дети часто приходили на ее могилку и долго плакали. Иногда к ним подходили соседи или знакомые и уводили их домой, так как те замерзали от холода.

Матушка Феодосия из Скопино с младенцем

Вскоре началась Великая Отечественная война. Наталья копала окопы, так как выбора у нее особого не было. Обучиться грамоте из-за тяжелого детства и юности ей так и не удалось. Но стоит отметить, что довольно часто к ней приезжали многие священники и даже архиереи за советом.

После окончания войны Наталья работала в шахте вместе с другими военнопленными. Многие ее соратники говорили, что она была очень трудолюбивой женщиной, всегда бралась за любую работу и хорошо относилась к труду. Многим, приезжавшим к ней за советом с вопросом, уходить ли на пенсию, она говорила «Поработай еще, поработай…».

В те времена не было дома ни отопления, ни горячей воды. Чтобы натопить печь, приходилось собирать хворост. После тяжелой работы Наталья вместе с соседями ходила в лес и приносила целые вязанки хвороста. Это время она вспоминала с большой радостью, так как по дороге они пели песни.

Долгое время матушка работала на заводе. У нее была очень хорошая память — даже в старости она могла в подробностях рассказать о том, что там находилось.

Феодосия на 20 лет впала в летаргический сон после аварии

Когда Наталье исполнилось 30 лет, на заводе случилась страшная авария. Изначально женщину отвезли в морг, так как думали, что она умерла. Но одна из санитарок заметила странный цвет лица Натальи и обратилась к врачу, решив, что та жива.

Когда к носу пострадавшей поднесли зеркало, то увидели, что женщина, и правда, жива. Почти год она лежала без сознания. Врачи не хотели отпускать ее домой, так как постоянно следили за ее состоянием. Но муж младшей сестры Наталии решил написать расписку, в которой указал, что готов взять на себя ответственность за ее жизнь. Ее родная сестра стала за ней ухаживать.

Схимонахиня Феодосия

Родную деревню им пришлось покинуть и перебраться в село под названием Новые Кельцы. Здесь проживала родня матушки и ее сестры. Именно в этом месте Наталья очнулась. Но произошло это только спустя 20 лет. Все это время она находилась в летаргическом сне.

После того, как Феодосия пришла в себя, стала помогать людям

Постепенно будущая матушка стала приходить в себя. Многие заметили странную особенность — женщина могла видеть даже с закрытыми глазами. Так же многие замечали, что у нее в комнате ощущалось что-то благоговейное, всегда царил порядок и покой. Очень часто Наталью навещали родные, близкие, а также просто хорошие и неравнодушные к ее судьбе люди.

Наталья долгое время лечила травами. Она сама лично составляла все рецепты. А ее чада помогали ей, собирали в лесах и полях травы. Но и конечно же, матушка Феодосия молилась за всех, а через эту траву передавала молитвенный дар.

После смерти сестры Наталья была прикована к постели. Очень сильно ей доставалось от ее сиделки. Часто ее оставляли при морозе с не натопленной печью. Однажды она чуть заживо не сгорела.

Но всё так же, многие приходили к женщине за советом. Она часто отвечала притчами. Люди никогда не уходили от нее без ответа. В день она принимала до 20 человек.

Перед иконами она читала акафисты, на столе у нее всегда лежал Псалтырь. В 1990 годах ее постригли в великую схиму с именем Феодосия. Умерла Скопинская старица в 90 лет, в 2014 году. В этот день праздновали праздник святых князей Бориса и Глеба. За несколько часов до смерти она удостоилась причастия Святых Христовых Таин.

Книга о жизни матушки Феодосии

В 2016 году была издана книга под названием «Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина», рассказывающая о жизни и помощи старицы.

После смерти Феодосии рядом с тем домом, где она проживала, построили храм в честь Всех Святых. Даже спустя множество времени после смерти матушки, о ней никто не забыл, все также ходят к ней на могилку, поминают ее и чтят память.

Видео: записки из глубинки (День рождения матушки Феодосии Скопинской)

Читайте также: Биография и творчество иеромонаха Романа (Матюшина)

Сегодня 5 лет, как схимонахиня Феодосия из Скопина преставилась ко Господу. Поминая старицу, вспоминаем ее слова. А молитвами она – по-прежнему со всеми призывающими на помощь.

Схимонахиня Феодосия (Косоротихина)

Много может молитва праведного

«Будем молиться, Бог поможет».

«Господь все по молитвам дает».

«Помолимся, все будет хорошо с Божией помощью!»

Не злословьте!

«Если ты кому-то сказал злое слово, ты его Богу сказал».

Склочным

«Живи мирно, живи мирно, чтоб любовь была!»

О молитве

«Чаще молись».

«Будем молиться, а там – как Господь».

О том, как нужно принимать гостей

«Несите все, что есть, на стол!»

Теплохладность современных христиан

«Сейчас все храмы открыты, а люди идти в них не хотят. И машины есть почти у каждого, и автобусы есть, а людей мало в храме, не хотят идти. А мы в 2–3 часа ночи пешком выходили, чтобы в Никольский храм Скопина дойти, и обратно пешком…».

Про работу

«Как не работать? Работать надо».

«Господь труд любит. Он говорит: ‟Вы поработайте, рабушки, а Я подмогну”».

«От нашего нерадения такое запустение. Земля-кормилица заброшена, оттого и души в сорняках».

Тем, кто собрался на пенсию

«Поработай еще, чадушка, поработай…».

«Надо еще поработать, надо еще на своем месте побыть».

Про отпуск

«Не отдыхать поезжай, а Богу помолись».

Жалующимся на начальство

«А наговорить можно всё!»

«Ты поставь себя на место другого. Может, у него чего-то болит. А может, она (начальница) с мужем поссорилась…».

О почитании церковной иерархии

«С владыкой посоветуйся, с ним поговори, как он подскажет, как он благословит».

«Он – владыка, идите прощения просите у него».

Пребывающим в нераскаянных грехах

«Ой, что с твоим лицом?! Ты, наверно, заболел».

О больных раком

«Они уже на земле – в раю».

Про болезнь в пост

«В пост поболеть – это милость Божия».

О прохождении жизненного пути

«Надо идти! Нельзя руки опускать. Надо пробовать. Надо идти!»

«Мне жалко людей – они, как котяточки слепые, куда ползти, не знают. И слава Богу, когда находится тот, кто может подсказать им путь».

Почему надо постоянно читать Евангелие

«Евангелие – это Сам Господь».

О радости

«Душка должна быть радостной»

Самочинным

«А ты попробуй, как хочешь».

«Мы теряем венцы, если теряем то место, на которое нас определил Господь и Божия Матерь».

Про благодарение

«Дорога потеха» (что-то да старайтесь подарить, чтобы утешить человека).

«Богу молитесь – Господь даст силы все перенесть. Когда что есть – благодарите Бога. Когда не будет – тоже благодарите Бога! Сейчас все на столе в избытке, радоться надо. А не будет – и тогда славословьте Господца».

Какой чай любила и благословляла матушка Феодосия вместо «магазинного»

«Русская земелька что человеку нужно, то и родит: и богородичную травку, и липу, и иван-чай…».

Мир да любовь

«Живите в мире, никого не обижайте, всех любите!»

«Где мир – там и благодать Божия, живите с миром».

«Мир вам – и я к вам» (из пословиц).

Про гостинцы к столу, пусть самые простые, когда навещаете бабушку, дедушку

«Можно гостинцев набрать в пакет. Нет денег? Хоть баранок, пряников, хлеба набери. Придешь, а пакет полон, и они будут радоться».

Наука жить

«Чадушки мои любимые, смотрю я на вас, какие вы молоденькие, а что вам предстоит пережить… Держите малый запас еды. Все в одну минуту может случиться. Не ожидаете – придет. Но Господь-то поможет, Он сильней».

«Чувствуете, что есть и впрок, и сейчас всего вдоволь, возьмите свой излишек да в монастырь или многодетной семье пожертвуйте. Господь за такую милость продлит благие и щедрые дни».

Унывающим

«Ручки-ножки целы, что еще нужно? Можете по зеленой травке бегать! Мы в детстве в лес за грибами-ягодами ходили. А главное – в храм на Причастие».

«Зачем унывать? Надо жить! Служить Господу и людям».

«Раньше весело жили! Холодные, голодные, а с песнями на работу шли. Кто в чем одет. Обувки у нас не было никакой. Калоши потом появились, да ноги в них на стройке промерзали: где стоишь, с ноги на ногу переминаешься – холодно. А мы идем после работы – песни поем. А сейчас вы что все такие унылые?!»

«У тебя и ручки и ножки целые, и голова умненькая…».

Матушка Феодосия

Нет нам дороги унывать

«Спаситель с нами, Божия Матерь с нами».

«Молиться Господу и любить Мамушку нужно» (так она Пресвятую Богородицу звала).

«Все хорошо будет у того, кто о душе своей не забывает – кто Богу молится, кается, причащается».

О мире горнем

«Зачем вы меня подкармливали? Меня Сама Божия Матерь кормила».

«Меня там учили» (на вопрос: Откуда знает молитвы?).

«У меня там дом» (на предложение построить ей дом).

Не потешайте бесов да диавола

«Сатана радуется, когда ссоритесь».

Жить по заповедям, согласно с волей Божией

«Делайте все по-Божьи. Виноват – вчетверо возмести (ср. Лк. 19, 8)».

«А как же Господь на это посмотрит? Не прогневаю Его?» (на вопрос: может быть, больше не принимать людей?).

«Вот я молюсь, молюсь, чувствую – силы угасают, и того гляди пред Богом предстану, а я, грешная, не готова… И все понимают, что мне тяжело. А потом смотришь, и снова силы притекают, Господь дает… И опять людей можно принимать».

Кому Бог помогает

«Всем, кто Бога любит и в храм ходит!»

О чем чаще всего спрашивают

«Хоть бы кто сказал: ‟Хочу в монастырь, хочу духовной жизни ради Бога”. Нет! Спрашивают: ‟Как бы выйти замуж? За кого? Кто у меня родится?” А я отвечаю: ‟Я не гадалка!”»

Провожая в дорогу

«С Господцем едьте!»

Если постигли искушения

«Все будет хорошо! Ну, что вы так? Не думайте о плохом!»

Где искать правду?

«Правда одна – у Господа Бога».

Цена слова

«Говоришь, что только словом можешь помочь, а вот одну женщину, ее душу, спасла ее подруга. И теперь та, спасенная от самоубийства, живет хорошо, опять на работе ее ценят. Вот так вот, совсем слово и не пустяк».

Зачем роптать?

«Хватера (квартира – Ред.) есть, хлебушек есть, ножки, ручки целы, работаешь… Что еще надо?»

Потерпеть надо

«Надо потерпеть. Господь терпеливых любит. Потерпи немножечко, чадце мое. Да, неправильно поступили, а ты потерпи. Так будет лучше. Вот посмотри на меня, я улыбаюсь. И ты улыбайся так же. Все будет хорошо».

Будущим матерям

«Ты родишь, а тебе скажут: ‟У него сердце больное, оставь в больнице пока, потом отдадим”. Не слушай! Родишь и домой! Покрести сразу и причащай, и все Господь даст вам».

Наставление отцу

«Живи просто, расти дочь, работай для этого, учиться отдай после школы. Бога благодари вечером и утром…».

Напоминание детям

«Чти родителей».

Братьям – кровным и духовным

«Вот некоторые братья ссорятся, а надо жить дружно. Не унывать и не отчаиваться ни в чем, поддерживать друг друга».

Монахам

«А вы где живете? Вы живете в святой обители! Вот такая у вас обитель! Вы старайтесь тоже не рассеиваться, молиться со вниманием…».

«Мне с вами легко, с теми, кто подвизается в монастыре, молится».

Если не дается клиросное пение

«Молись Матери Божией, и Она Cама будет с тобой петь на клиросе! По ступенькам все выше и выше будешь подниматься и научишься правильно петь и славить Господа!»

Христианам, что покрепче

«Терпи, смиряйся. Терпи, смиряйся».

Пастырям

«Пришли к тебе – выслушай, просят молитв – молись. Уделяй внимание. Следи, чтобы порядок был на приходе».

Начальникам

«Люби народ, люби народ!»

«Не возгордись. Относись к людям имущим и неимущим одинаково».

Домик матушки Феодосии

О России

«Чтобы спасти Россию от надвигающейся духовной войны, надо всем нам постоянно молиться, молиться, молиться».

Не всегда нужно молчать

Где-то потерпи, где-то промолчи, а где-то и скажи правду! Не всегда нужно молчать. Если видишь, что страдает дело, скажи свое видение».

Супругам об их родителях

«Как ты называешь родителей мужа?» – (вопрос невестке). – «По имени и отчеству, ведь мы работаем вместе». – «А как муж твой называет твоих родителей?» – «По имени и отчеству». – «Называйте папой и мамой».

Утешение супруге, чтобы сохранить семью

«Не плачь, держись, крепись. Пусть тебя Господь укрепит. Не плачь. Береги себя. Надо потерпеть, все будет нормально».

Секрет феноменальной памяти старицы

«Это не я помню, а Бог помнит!»

Напоследок

«Главное – оставайтесь с Господцем Богом».

«Я здесь молилась за вас и там буду молиться».

«Обращайтесь ко мне в молитвах всегда, когда что-то неясно, и я буду вам помогать».

«Я вас там буду встречать».

Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит подвижницу. Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей. Матушка тайно молилась и помогала многим людям.

Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964), преподобного Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002), со схиархимандритом Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). (*Старец схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.)

Прислушивался к духовным советам схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним. Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания.

У Леонтия и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц, назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный. Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

Мать Аннушки умерла, когда ей было лишь18 месяцев от роду, а когда ей исполнилось пять лет – умер отец. Редко кто помнит своё раннее детство так ярко, как запомнила его будущая подвижница. (Убелённая сединой старица рассказывала своей келейнице, что хорошо помнит небо, цветы, речку, которые видела много лет назад.)

В 1923 году пятилетняя Аннушка заболела корью и ослепла. Из рассказа схимонахини Феодосии: «В пять лет заболела корью, вытекли глазки, было очень больно… Когда попали под раскулачивание, у нас всё отняли, и всех выгнали на улицу. Все дети кто куда: к тетям, дядям…»

Схимонахиня Феодосия с горечью вспоминала, как в холодный зимний день её с другими детьми долго везли по лесу на повозке. Как кто-то из детей решил «пожалеть» слепенькую сестричку, предложил сбросить её с повозки, уверяя остальных, что она быстро отмучается, замерзнет и умрёт. Голодные, измученные дети были готовы принять столь «веские доводы», но сестра Татиана заступилась за сестрёнку и не позволила столкнуть её с повозки.

Многое пришлось сиротам пережить в те страшные годы. Аннушка вместе с сестрами ходила с протянутой рукой по дворам, кормились тем, что подавали милосердные люди. Господь не оставил сирот, все выжили.

Аннушка любила уединяться, чтобы в тишине помолиться, попросить Господа, чтобы Он облегчил выпавшие на их долю страдания. Однажды, когда ей было семь лет, она горячо молилась в амбаре. Внезапно рядом ударила молния, от испуга девочка заплакала, после этого события, появились первые признаки духовной болезни.

Анна некоторое время жила в пансионате для слепых, там её научили читать специально изданные для слепых книги. Проворные пальчики быстро научились нащупывать и узнавать буквы, в уме рождались слова и целые предложения. В доме инвалидов Анна трудилась на чулочной фабрике. Однажды на обед там приготовили борщ из капусты, которую квасили в бочке из-под керосина. После этого «обеда» страдалица мучилась от повышенно кислотности в желудке 50 лет – каждый раз после приёма пищи появлялась сильная изжога.

В 1945 году жителей деревни Бунино эвакуировали в село Дерюгино Дмитриевского района Курской области. В этом селе подвижница прожила более 60 лет. По Промыслу Божиему суждено было ей за полвека пожить практически во всех домах, расположенных вокруг храма как бы освящая святой молитвой этот круг. Когда церкви были закрыты, всё село освящалось молитвой подвижницы. (Сельская церковь Святого великомученика Георгия Победоносца закрывалась и открывалась несколько раз.)

Вскоре после войны 28 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Анна приняла иночество (с прежним именем в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской), постригал матушку архимандрит Сергий (Булатников) настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни. Через год в тот же день инокиня Анна была пострижена в монашество с прежним именем Анна. Молитва не сходила с уст монахини Анны, подвижница с великим смирением несла крест болезни. По свидетельству современников никогда не унывала. О себе рассказывала мало, о страданиях, которые причиняла ей болезнь, люди только догадывались.

Певчие с клироса рассказывали, что много лет страдала матушка от духовной болезни, когда враг рода человеческого досаждал – кричала. Подвижница строго постилась, выдерживала месяц лишь на святой воде и просфорах. Когда духовная болезнь отошла на 87 году жизни, начались другие испытания за то, что вымаливала людей. (Враг рода человеческого мстил за то, что вымаливала людей.)

Инокиня Мария из монастыря Казанской иконы Божией Матери (село Большегнеушево) рассказала, что с 1949 –1951 год в селе Дерюгино служил архимандрит Мартирий, он был духовным отцом матушки. (*Исповедник архимандрит Мартирий (Гришин) (1875–1958)). На престольном празднике в городе Дмитрове на трапезе прозорливый старец Мартирий, подавая матушке кусочек булочки с маслом и с медом, пророчески отметил: «Сейчас ты болеешь, но придет время, к тебе весь мир придет…» Пророчество сбылось.

В девяностые годы монахиню Анну пригласила к себе в дом инокиня Сусанна. Девять счастливых лет прожила матушка с близкой ей по духу инокиней и ее дочерью Зинаидой. Здесь они и жили и службы служили в своём домовом храме в честь Успения Божьей Матери, когда периодически закрывался храм. Со временем купили соседний домик, куда все вместе и перешли.

Наконец наступило время, когда начали восстанавливаться монастыри и открывались закрытые храмы. К великой радости матушки Анны, появилась возможность посетить святые места, она вместе со своими духовными сестрами Параскевой из Димитрова и Варварой совершала паломничества по святым местам.

В 2001 году Господь призвал к себе инокиню Сусанну, а в следующем году отошла ко Господу её дочь Зинаида, и матушка осталась одна. Настоятель открывшегося к тому времени храма Святого великомученика Георгия Победоносца протоиерей отец Василий Бовсуновский благословил похоронить мать и дочь в одной могиле в десяти шагах от храма лицом к алтарю, выполнив их предсмертное желание.

Вскоре после кончины духовных сестер, матушка Феодосия лишилась возможности передвигаться самостоятельно. Когда её везли в санях, лошадь понесло, повозка перевернулась. После этого несчастного случая, матушка Феодосия практически не могла ходить, нуждалась в постоянном уходе. Протоиерей Василий обратился к прихожанам храма с просьбой, чтобы верующие люди из храма по очереди ухаживали за больной. Первое время за схимонахиней ухаживали прихожане храма Святого великомученика Георгия Победоносца, позже батюшка нашел Елену из Железногорска, которая согласилась жить с матушкой постоянно и ухаживать за ней. Елена ухаживала за матушкой до последних дней её земной жизни.

Матушкины чада возили старицу по святым местам, так как матушке было тяжело передвигаться, случалось, что Елене приходилось нести её. Позже духовная дочь подвижницы Алевтина купила инвалидную коляску, ездить стало удобнее. По словам келейницы, матушка всегда пребывала в молитве, любила бывать в храме. Рассказывала, что у матушки не было пенсии из-за отсутствия документов, поэтому она жила милостыней.

27 августа 2003 года монахиня Анна, по благословению схимитрополита Иувеналия (Тарасова), приняла постриг в великую схиму с именем Феодосия (в честь преподобного Феодосия Киево-Печерского). Постриг в великую схиму совершил игумен Моисей* (Матюхин) в монастыре Казанской иконы Божией Матери в селе Больше-Гнеушево Рыльского района (Курской обл.). (Игумен Моисей* (Матюхин) – наместник Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Рыльске 2003–2005гг.)

По словам келейницы, сразу после службы, архимандрит Арсений (из Знаменского кафедрального собора в Курске) благословил схимонахиню Феодосию на старчество, он сказал, обращаясь к матушке: «Благословляю за всех молиться, всем помогать…»

Господь даровал матушке хорошую память – до глубокой старости она помнила всех поименно: поминала о здравии более шестисот человек, молилась об упокоении душ трёх сотен умерших православных людей. Духовные чада старицы Феодосии рассказывали, что подвижница, во всём полагалась лишь на волю Божью, никогда не унывала, за всё благодарила Господа. Схимонахиня Феодосия любила и прощала всех, без ропота всё терпела, смирялась, всегда сохраняла душевное спокойствие, а беспокоилась лишь об одном, как бы не опоздать на службу (в 4 утра была уже одета). Божественные службы в храме были для неё духовным утешением, она любила духовные песнопения, сама пела, читала псалмы.

Из воспоминаний келейница Елены: «Я как-то сказала матушке: «Вот если б глазки твои открылись, и ты увидела нас, дом …» А в ответ услышала: «Что мне это видеть, мне бы Матерь Божию на иконочке увидеть и Христа Спасителя! Она часто повторяла: «Живите как дети, а умом не младенцы»».

Схимонахиня была в меру общительна, при беседах часто утихала, вся погружалась в молитву. Всё делала очень аккуратно. Много скрывала матушка Феодосия добрых дел.

Матушка Феодосия очень почитала святую блаженную Матронушку Московскую – 3 раза была у нее. Была в Оптиной пустыни, в Дивеево, в Троице-Сергиевой Лавре, на Юбилейных торжествах в честь преподобного Серафима Саровского в Курске, несколько раз посещала схимитрополита Иувеналия (Тарасова) в Курске. Старица Феодосия любила посещать обитель в селе Большегнеушево, приезжала к сестрам погостить на несколько дней.

По свидетельству близких духовных сестер матушки, схимонахиня Феодосия сподобилась чудесных видений. Она рассказывала о чудесных явлениях Царицы Небесной и святителя Николая. Протоиерей Василий рассказывал, что матушка Феодосия ощущала тепло от солнца и указывала, где солнце, особенно после пасхалии.

Из воспоминаний В. Н. Мамонтова: «Господи Благослови! С матушкой Феодосией мы познакомились в июле 2005 года. В то время мы жили за границей, в Эстонии. На каждое лето приезжали в отпуск к родителям в Дерюгино. Еще раньше, бывая на службах в храме Георгия Победоносца в Дерюгино, мы видели молящуюся схимницу, которая сидела в инвалидной колясочке, перед клиросом. Но в то время Господь не допускал нас к ней, видимо потому, что мы жили тогда с женой в не венчанном браке. В тот год, после окончания Петрова поста, мы, наконец, обвенчались, а в ближайшее воскресенье произошло наше знакомство с матушкой. Матушку некому было привезти на службу и Елена, которая ухаживала за матушкой, попросила меня привезти ее в церковь.

После службы мы везли матушку обратно домой, и были приглашены с женой и детьми на обед. Матушка расспрашивала нас – кто мы и откуда, где живут наши родственники и их имена, и обещала молиться за всех.

Через несколько дней, накануне праздника Казанской иконы Божьей Матери, вместе с матушкой Феодосией мы ехали на престольный праздник в монастырь в Большегнеушево, к которому и была приписана матушка. Надо было видеть, сколько радости было у сестер обители, и у многочисленных паломников, когда они увидели матушку, каждый стремился получить благословение у нее, поделиться с ней своими радостями и болями, шли к ней со своими нуждами и все находили утешение. Через несколько дней мы дома опять посещали матушку, беседовали с ней. Перед нами открывался человек огромной духовной силы. Это к ней, 88-летней старице, с пятилетнего возраста потерявшей зрение, прожившей тяжелейшую жизнь, часто не имея средств к существованию, жившей лишь упованием на Господа – шли за помощью мы – здоровые и больные, молодые и старые, несли груз своих нужд и получали от нее помощь.

Как-то матушка спросила: «А что в Эстонии есть православные?»

-Есть, но очень мало, – ответил я.

-Надо из Эстонии уезжать, – сказала тогда матушка.

Через несколько дней мы уезжали в Эстонию. Накануне отъезда, когда брал благословение у матушки Феодосии. Я спросил ее – пора ли нам уезжать из Эстонии?

Матушка задумалась, видимо, молилась.

-Годик поживете, а там видно будет, – сказала она.

Спустя примерно год умер мой отец. После похорон я вместе с сестрами зашел к матушке. Первыми под благословение подошли сестры. Благословив сестер, матушка спросила: «А где Владимир?»

-Я здесь, – ответил я и, подойдя к Матушке, взял благословение.

-Вот теперь пора переезжать, вы должны жить здесь!

Это было сказано так, что не оставалось ни каких сомнений – это воля Божья.

Кто менял место жительства, наверное, знает, как нелегко решиться на этот шаг, тем более, когда жизнь внешне протекает благополучно. Мы все тянули с переездом.

8 февраля 2007 года жена Наталья, занимаясь на кухне, вдруг ясно услышала голос матушки Феодосии – «Наташа, пора». Это был день отшествия из этого мира матушки, о чем мы узнали лишь спустя несколько дней. С этого времени события начинают развиваться стремительно. Мы берем благословение на переезд у о. Александра Ручкина, он знакомит нас с маклером по недвижимости, который является прихожанкой храма Александра Невского в Таллинне. И хотя в это время в Эстонии уже был кризис на рынке недвижимости, жилье практически не продавалось, наша квартира была продана за 10 дней. За эти деньги мы смогли приобрести хорошее жилье на Родине и благополучно переехать.

Так помогла нам Матушка Феодосия уже после своего отшествия. Поистине Бог являет свою силу в людях немощных, уповающих на него!»

Из воспоминаний келейницы схимонахини Феодосии Елены: «Не задолго до смерти матушку часто причащали, приезжали монахи, из Курско-Коренной обители прощаться с ней. Перед смертью матушку причащал отец Василий. Последние ее слова были как наставление: «Теперь сам смотри в свои сани, что в них и куда грядешь… Кончилась жизнь на земле мирская – настала духовная. Время быстро идет, устоят только сильные». Матушке сама благословила меня на чтение отходной молитвы, как я прочла «Канон на исход души», она три раза вздохнула и отошла ко Господу».

Из воспоминаний духовной дочери схимонахини Феодосии Татианы: «Трудно писать о последних днях земной жизни матушки, я у нее была с 23 по 25 января 2007, на свой день ангела. Как матушка сказала – «Царица небесная прислала». Я была очень тяжело духовно больна. Ночью, когда я спала, матушка с Леной вымаливали меня, а днем они спали, а я хлопотала по хозяйству. Так не забываемых три дня я провела у старицы. Вместе молились, вместе вспоминали духовные истории, вместе кушали. Матушка всегда пребывала в молитве, но стоило к ней обратиться, она с удовольствием беседовала, объясняла, отвечала на вопросы, успокаивала, давала наставления. Помню, присела я в ногах старицы и начала рассказывать о моем паломничестве по Кипру, о Кикском монастыре, об обретении Чудотворной иконы Божьей Матери. У меня тепло разливалось в душе, как в беззаботном детстве от присутствия родной мамочки. Старица улыбалась необычно чистой улыбкой младенца, улыбалась душой и я увидела, как ей было тепло на душе от этого рассказа. Матушка положила свою благодатную ручку мне на голову – легкую как пушок и чистую, как сияющий снежок. И опять я почувствовала огромную любовь и как будто это была моя покойная мама. Она меня жалела. А келейница Елена позже сказала, что я была очень тяжелая, и, слава Богу, что я добралась до них.

На мой день ангела матушка с Еленой позволили мне приготовить трапезу. Матушка села на свое место за стол около буфета, чему я была удивлена, потому что я видела старицу все три дня на одном и том же месте на диванчике. На праздничной трапезе старица пропела тропарь святой мученице Татиане, покушала не много и перебралась на свой диванчик. Позже благословила на дорогу и попросила молиться за нее, сказала, что очень больна. Уезжая, я еще не осознавала, где я была, и что я приобрела…Вечная память матери моей духовной, которая спасла меня от смерти. Величаю и чту святую память твою…

По прибытии домой, я сразу заказала требы о здравии матушке. В этот же день позвонила Лена и сказала, что матушке очень плохо. Я хотела вернуться, но Лена не позволила… Матушка почила 8 февраля 2007 года.

На похоронах были все, кто узнал о кончине, и кто любил и почитал матушку. Панихиду служили монахи Курско-Коренной обители с игуменом Вениамином и с отцом Василием. Людей было очень много, столы накрыли в храме…поминали, молились, молча скорбели о великой утрате…

Похоронили матушку вместе с инокиней Сусанной – выполнили её последнее желание.

Уже 3 года как нет старицы схимонахини Феодосии, но люди ее помнят, едут на могилку – просят о помощи и матушка помогает…Я заметила, что когда начинаю свое паломничество по Курскому краю с посещения матушкиной могилки – всегда паломничество удается.

Те, кто просит молитвенного заступничества матушки, свидетельствуют, что ощущают духовную поддержку и помощь в решении материальных и семейных проблем.

Все, кто желает помолиться у могилы старицы Феодосии, похороненной в селе Дерюгино около Храма Святого великомученика Георгия Победоносца и побывать на святом источнике, могут добраться за одну ночь из Москвы от Курского вокзала до станции «Михайлов рудник». От станции до села Дерюгино – на такси 20 минут. Или ехать до города Курска, далее двумя автобусами добираться 2 – 3 часа».

«У тебя свой умок-то есть?» – частенько говорила матушка Феодосия Скопинская тем, кто испрашивал у нее совета в простых житейских вопросах. Тем самым она как бы говорила: «На Бога надейся, а сам не плошай. Постарайся сам исправить положение, постарайся сам определиться». Но самость как самохотение матушка четко отличала от старания. Бывало приходил посетитель, спрашивал, как ему поступить в том или ином случае. А матушка переспрашивала:

– Ты сам-то как хочешь?

Многие знавшие скопинскую старицу рассказывали, что она наперед знала мысли пришедшего к ней посетителя. Чувствовала, что пришел он не посоветоваться, а утвердиться в своем решении. Пришел, чтобы услышать, что надо сделать то, что надумал.

Таким людям старица говорила:

– Ну как знаешь, так и поступай.

К сожалению, есть среди нас такие люди, которые если не услышат подтверждения о правильности своих намерений от одного старца, будут бегать по другим, пока не получат «благословения». А, когда у них даже после этого ничего не получится, говорят: «Неправильный совет дал мне старец».

Близкий к старице Феодосии священник Константин Гусаров рассуждает об этом так: «Господь посылает людям только то, что им полезно для спасения души. Только тогда по святым молитвам матушки Феодосии Господь подавал людям просимое. Каждый, кто к ней приходил, что искал, то и находил. Люди искали духовного – находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета – получали мирской совет. А маловеры получали по маловерию своему. Например, был такой случай. Из села Новые Кельцы шли к матушке две женщины. Одна из них говорит: «Зачем мы идем? Ну что она может знать?» Когда пришли к матушке, то первой женщине она ответила на все ее вопросы, а второй сказала: «Ну что я могу знать?».

Вообще же, когда человек начинал в чем-то настаивать на своем, матушка не навязывала ему свое мнение. Давала совет, а если человек его не принимал, то говорила: «Ну, что ж… Поступай, как хочешь». Только у того, кто отказывался от матушкиных советов ничего хорошего не получалось. Бог гордым противится».

Прямые ответы на вопросы матушка Феодосия давала чаще всего только тогда, когда видела, что человек готов к послушанию.

Известен такой интересный и поучительный случай. У одной женщины 14-летняя дочь активно занималась спортом. (Здесь, как и в некоторых других случаях имена по определенным обстоятельствам не указываются).

Однажды эта девочка получила тяжелую травму. Перед ней встал вопрос — продолжать заниматься спотом или нет? Мама решила поехать с ней к матушке Феодосии, но предостерегла свою дочь:

— Смотри, ведь матушка может сказать, чтобы ты бросила спорт.

А девочка эта была верующая, воцерковленная и сказала маме, что если старица так скажет, «то ведь не она это скажет, а через нее скажет Бог. Я послушаюсь».

Девочка знала, что у нее мало шансов вернуться в спорт. Ее, как спортсменку уже списали со счетов и тренеры и соперники, и зрители. Однако верила в помощь матушки Феодосии. Поговорить со старицей не удалось. Ответ на свой вопрос девочка получила через келейницу. Матушка Феодосия посоветовала ейпродолжать заниматься спортом и даже пообещала молиться за нее. Девочка послушалась старицу и продолжив занятия спотом достигла таких успехов, что на одном из состязаний стала чемпионкой.

Однако бывало и такое, что матушка Феодосия давала советы, заранее предвидя их неисполнение. Так произошло с одной заболевшей тяжелой болезнью женщиной из Рязани. Она была интеллигентной особой и приехала к матушке Феодосии за «рецептом» лечения ее болезни. И услышала от старицы такой ответ:

— Я скажу тебе как надо лечиться. Только ты ведь все равно не послушаешь меня. Не станешь делать, как я скажу. У тебя свой умок есть…

Выслушала эта женщина совет старицы и действительно не последовала ему. Как же! Ведь ей предлагалось лечиться компрессом из навоза… Этого интеллигентная дама действительно делать не стала. Чем закончилась эта история неведомо, однако другая история закончилась печально. Причем произошла она также с интеллигентной женщиной, хотя и деревенской по своему происхождению и месту жительства. Вот что рассказала она автору сей книги:

— Как-то у меня пошли пятна по всему телу. Пошла я к Наталье Косоротихиной за советом. Она мне сказала, что к врачу обращаться не надо. Посоветовала пить настойку из трав. Сказала из каких. А еще посоветовала настаивать в тазике крапиву и обливаться. Я стала так делать и пятна на теле прошли.

Потом у меня заболели ноги – коленные суставы. Она опять сказала мне, что к врачу ходить необязательно. Посоветовала, что надо делать. А я не послушалась Наталью. Подумала, что и так пройдет моя болезнь. Да оно вначале и правда — болезнь стала проходить. Потом вдруг обострилась. Мне становилось все хуже и хуже. Я сейчас была бы рада к матушке опять сходить, а ее не стало. Не послушала ее тогда… теперь вот страдаю. Лекарства не помогают, боли все сильней и сильней, и чего теперь делать не знаю… Врачи говорят – на инвалидность уходи…

– Молитесь матушке Феодосии. Она хоть и не прославлена как святая, а вы все же попросите ее походатайствовать пред Богом за вас, – сказал я тогда этой женщине. А в ответ услышал:

– Так если не святая – чего ж ей молиться?

– Ну, может, и не молиться, а попросить о помощи можно. Я не богослов, но знаю, что прославление святых Православной Церковью начинается с почитания их как святых народом. С чудес, которые происходят по обращению ушедшим от нас праведникам.

Неведомо, последовала ли та женщина моему совету, только знаю, что сама скопинская старица, матушка Феодосия, давая тот или иной совет, никогда не настаивала на его обязательном исполнении. Тем более не обличала людей в непослушании, несмирении или пристрастиях. Не обличала, но и не молчала. Порой матушка мягко, прикровенно указывала посетителям на их неправильное поведение. Архимандрит Пимен (Адарченко) вспоминал, например, такой случай:

– Мне очень хотелось обновить в храме иконостас, а денег не было. Вот я и поехал к матушке. «Матушка, – говорю, – помолитесь, чтобы нашелся благодетель, который бы помог». А она вместо ответа:

– Вот мы жили-то. Я так любила картошечку, огурчик …

– Матушка, так хочется иконочки в иконостас написать…

А матушка со своим рязанским говором:

– Масличком полью подсолнечным. Да как вкусно-то… А можно и рыбочки кусочек съисть (именно так матушка говорила – съисть), и Слава Богу! Ты чего хлебушек-то не берешь? Всегда хлебушек надоть исти. Вот теперича чё-то говорят, хлеба нельзя много исть. Да, Боже мой, грех-то какой. Как же хлеба не исть? Испокон веку кушали.

– Матушка, а что с иконостасиком-то?

Но она не отвечает и все тут. Ушел не солоно хлебавши…

А потом вдруг вспомнилось… Несколько дней назад был на трапезе в одном храме на престольном празднике. Меня угощают, а я и того не хочу, и другого не хочу. Сижу – перебираю. Вот матушка Феодосия и указала мне на мое духовное состояние. Это она в глаза мне сказала: «Батюшка, вы заелись». Вот так. Дают тебе картошку с огурцом, так поблагодари Бога и успокойся.

Я потом неделю себя совестил, а через неделю в храме человек появился, у которого и просить не подумаешь. А он с порога говорит: «Что-то, батюшка, иконостасик-то у вас плохонький. Давайте обновим».

Расскажем и еще один случай прикровенного обличения. У Клавдии Акимовны Грачёвой, келейницы матушки Феодосии, была одна знакомая. Однажды пришла она по какому-то делу к Клавдии, в дом, где жила скопинская старица. Села гостья на табуреточку и стала ждать, пока Клавдия освободится. Сидит и думает: «Ну кто она такая – матушка Феодосия? Что она может мне сказать? Я про себя и сама все знаю. У меня муж есть и ребенок». Только гостья так подумала, а матушка Феодосия ей говорит: «Ну что я могу тебе сказать? Ты же сама все знаешь».

«Хорошо, что в келье темно было и не было видно, какого цвета у меня лицо стало после этих слов, ведь матушка мысли мои прочитала», – рассказала потом эта женщина.

А другой случай свидетельствует о прикровенной радости матушки Феодосии за своих посетителей. Так произошло с одним из священников Иваново-Вознесенской епархии. Вот что он однажды рассказал лично рязанскому издателю Игорю Минину.

«Когда я по своим вопросам приехал к матушке Феодосии и зашел к ней в келью, то вдруг услышал, как она радостно говорит о чем-то непонятном для меня: «Ой, кто к нам пришел! И сколько много детишек привел! И какие все хорошие детишки!»

Я стал оглядываться – может, вслед за мной действительно какие-то детишки вошли? Но вокруг никого не было. И только после встречи с матушкой, когда прошло немного времени, до меня дошло, что она прозрела детей, спасенных от аборта. Я тогда в епархиальном отделе занимался проблемами семьи, материнства и детства. Распространял литературу о вреде аборта, работал с женщинами, которые попав в тяжелую жизненную ситуацию, хотели сделать аборт. Многих удавалось отговорить от совершения аборта. Вероятно, именно этих детей и прозрела матушка Феодосия, когда я был у нее в келье».

Игорь ЕВСИН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *