Медвежата согрелись и сразу уснули а проснувшись

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5 города Южно-Сахалинска

693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск,

ул. Курильская, 54, тел.: (4242) 430512, 431007

тел/факс: (4242) 430512

Сценарий урока русского языка в 8 классе

ТЕМА : ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Уза Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№ 5 г. Южно-Сахалинск

2017г

Дидактический материал.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

в следующих случаях:

1 Если они выражены деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Крупные капли дождя падали, сильно ударяясь о листву деревьев.

2 Если они выражены существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, при наличии, при отсутствии, за неимением, по причине, ввиду, вследствие.

С раннего утра, несмотря на прогноз погоды, сияло лучистое солнце на ясном небе.

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ:

1 Одиночные обстоятельства, выраженные наречиями образа действия.

Стоя, молча, шутя, лежа

2 Фразеологические сочетания, в состав которых входят деепричастия.

Слушать раскрыв рот, работать спустя рукава.

3 Деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящее после союза а.

Дидактический материал.

Замените деепричастия близкими по значению наречиями образа действия.

Читать лежа вредно.

Языков закрыл ладонью лицо и сидел не двигаясь.

Ребята слушали раскыв рты рассказ учителя о подвиге Пересвета

Ученик молча отправился на свое место.

Вывод:

Одиночные деепричастия можно заменить ……………………………..

Они на письме……………………………………………………………….

Дидактический материал

Деепричастия и деепричастные обороты, стоящие после союза а

Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром стали знакомиться с обстановкой комнаты.

Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил одни и те же слова.

Чем осложнены эти предложения?

А — это…………..(какая часть речи)

Что можете рассказать о постановке запятых?

ВЫВОД: Деепричастия и деепричастные обороты, стоящие после СОЮЗА а на письме………………………

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

Цель урока: изучение правил обособления обстоятельств.

Задачи:

повторить, что такое обстоятельство, что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем выражается,

повторить обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами;

узнать, как и когда обособляются / не обособляются обстоятельства, выраженные наречиями, существительными с предлогами, фразеологическими оборотами;

научиться правильно употреблять в речи деепричастные обороты и заменять их синонимическими конструкциями.

тип урока: практическое занятие

Оборудование:

учебник С.И.Львовой, В.В.Львова «Русский язык» 8 класс, часть 1, компьютер, диск «Репетитор», дидактический материал.

Подготовительная работа обучающихся

Оценочный лист

ЗНАЛИ

НЕ ЗНАЛИ

НЕ ПОНЯЛИ

Моя оценка

Оценка одноклассников

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

2. Основная часть урока.

Актуализация знаний обучающихся по изученному материалу в 6 классе.

Синтаксический разбор предложения. (синтаксическая и орфографическая пятиминутка)

Петляя между камней, тропа спускалась вниз.

— Какое это предложение по наличию грамматической основы?

— Чем осложнено это простое предложение?

— Что знаете о деепричастном обороте?

— Что можете сказать о знаках препинания при деепричастном обороте?

Выделение запятыми называется ОБОСОБЛЕНИЕМ.

Каким членом предложения является деепричастие или деепричастный оборот? (Обстоятельством)

— Что такое обстоятельство? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Чем выражается?

Совместная формулировка темы урока.

Тема урока: «ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА»

Актуальность темы. Какова роль этой темы в жизни?

Совместная формулировка цели урока. Целеполагание.

Цель: изучение правил обособления обстоятельств.

Что необходимо для достижения цели?

ЗАДАЧИ

Какие поставим перед собой задачи?

Совместная формулировка задач урока.

Первая задача.

Повторить обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Какой частью речи выражены обстоятельства, кроме деепричастия?

НАРЕЧИЯМИ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ С ПРЕДЛОГАМИ, ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ ОБОРОТАМИ.

Подкрепление теории примерами предложений.

Изучение нового материала.

ОБОСОБЛЯЮТСЯ ИЛИ НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ. Пока не знаем. Выясним на уроке.

Вторая задача.

Выяснить, как и когда обособляются/ не обособляются обстоятельства, выраженные наречиями, фразеологическими оборотами, существительными с предлогами.

Третья задача.

Научиться правильно употреблять в речи деепричастные обороты и заменять их синтаксическими конструкциями.

Раздать карточки с целью и задачами.

Практическая часть урока.

Работа с упражнением 507 и пунктуационная работа на компьютере (диск «ФРАЗА», «Репетитор»).

Вывод: всегда обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Морфологический разбор деепричастия ВЫЛЕТЕВ (морфологическая пятиминутка)

Первая задача выполнена? Да (отметим в оценочном листе +)

Закрепление нового материала.

Обратим внимание на слова, записанные на доске.

несмотря на .., благодаря, вопреки, согласно, в силу, при наличии, ввиду, вследствие.

— К какой части речи они относятся? Объясните свою точку зрения. (Да, это предлоги, производные предлоги.)

Работа с упражнением 518 по образцу.

Составьте предложение по одной из схем, проверьте друг у друга.

Вывод: обстоятельства, выраженные существительными с предлогами, на письме обособляются.

Задание на карточке, работа в парах.

Заменить одиночные деепричастия наречиями образа действия.

Вывод: обстоятельства, выраженные наречиями, на письме не обособляются.

Работа с упражнением 513.

Найдите и зачитайте из упражнения фразеологические обороты. (Лексическая пятиминутка). Запишите данные предложения.

Вывод: обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, на письме не обособляются.

Работа с карточкой. Деепричастия и деепричастные обороты, стоящие после союза а.

— Чем осложнены эти предложения.

А ——- (какая часть речи)

Обратим внимание на постановку знаков препинания.

Вывод: деепричастия и деепричастные обороты, стоящие после союза «а», не обособляются.

Вторая задача выполнена — в оценочном листе поставим (+)

ФИЗМИНУТКА. Зрительная гимнастика.

Раздать карточки с теоретическим материалом.

Обобщение материала по карточке: обособление/ необособление обстоятельств.

Посмотрите, что вы знали, чего не знали, что не поняли (работа с таблицей «Знали, не знали, не поняли).

Обратимся к первому предложению.

Замените деепричастный оборот причастным оборотом, деепричастие — глаголом.

Третья задача выполнена? Да. (Поставьте +)

Подведение итогов урока, рефлексия.

Сегодня мы познакомились с обособленными обстоятельствами. Приведите примеры предложений с обособленными и необособленными обстоятельствами.

Рефлексия. Заполните таблицы.

Сформулируйте несколько предложений об уроке.

Например, сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание. Параграф 38, упражнение 510 (задание 3,4 (по выбору обучающихся)).

Литература.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. — М., 2011

Внеклассная работа по русскому языку: Методическое пособие для учителей.- Вологда, 1990.

Зубова Е.Н. Грамматика русского языка для учащихся.- М., 2005.

Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого.- М., 1991.

Как это ни удивительно, но у самых известных детских стихов — самое туманное происхождение. Вот «Сиротка» — это стихотворение знали наизусть все дети во времена Достоевского и Толстого.

Вечер был; сверкали

звезды;

На дворе мороз трещал;

Шел по улице малютка,

Посинел и весь дрожал…

Эти жалостливые строки, написанные в 1843 году, неожиданно воскресли в самом популярном фильме 1970-х годов «Ирония судьбы, или С легким паром». Очевидно, ничто другое не могло передать горькое чувство безысходности и одиночества, которое охватило Ипполита, оказавшегося за порогом того дома, где он надеялся обрести счастье. Помните? «Приютили, обобрали, обогрели…»

Евгения Оскаровна Путилова установила имя автора «Сиротки»: Карл Александрович Петерсон. Он был скромным человеком. Под своими стихами в детском журнале «Звездочка» ставил лишь инициалы. Не сохранилось ни одного его портрета.

Петерсон состоял помощником надзирателя студентов Московского университета, служил по министерству имуществ в Петербурге, некоторое время управлял Никитским ботаническим садом в Крыму. Переводил Шиллера и Гейне, написал роман «Любовь пятнадцатилетней девушки».

А стихотворение «Сиротка» при первой публикации называлось «Молитва». В его последних строках маленький мальчик обретает теплый дом:

Бог и птичку в поле

кормит,

И кропит росой цветок,

Бесприютного сиротку

Также не оставит Бог!

А вот еще одна история. 150 лет назад вышло в свет «Родное слово» Константина Дмитриевича Ушинского, где впервые были опубликованы всем сегодня знакомые строки:

Дети! В школу

собирайтесь, —

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь,

Смотрит солнышко

в окно!

Подписи под стихами не было, и многие решили, что они принадлежат самому великому педагогу. Благодаря Евгении Путиловой имя автора теперь известно: Лев Николаевич Модзалевский. В пору выхода «Родного слова» ему было всего 27 лет, он преподавал русскую словесность в Смольном институте.

Много лет Модзалевский прожил в Грузии. В Тифлисе он открыл восемь школ, был директором женской гимназии. Одним из первых в России Лев Модзалевский стал заниматься воспитанием и образованием глухонемых детей.

Вот еще одно его чудесное стихотворение:

Слети к нам, тихий

вечер,

На мирные поля!

Тебе поем мы песню,

Вечерняя заря.

Темнеет уж в долине

И ночи близок час;

На маковке березы

Последний луч угас.

Как тихо всюду стало,

Как воздух охладел!

И в сонной роще

Громко уж соловей

запел.

Поиски авторов некоторых классических детских стихотворений продолжаются до сих пор. Так, к примеру, есть лишь догадки о том, кто в середине ХIХ века переложил на русский язык немецкие истории о Штрувельпетере, превратившемся у нас в Степку-Растрепку.


Все наверняка помнят фразу Ипполита из «Иронии судьбы»: Шёл по улице малютка, посинел и весь продрог. А вот откуда эти строки знают далеко не все. Оказывается, здесь тоже есть своя история, не менее интересная, чем история знаменитого высказывания «Красота — это страшная сила»…
Автором полной версии стихотворения является Карл Петерсон (1811-1890), а в оригинале стихотворение звучит так:
СИРОТКА
Вечер был; сверкали звёзды;
На дворе мороз трещал;
Шёл по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.
«Боже! — говорил малютка, —
Я прозяб и есть хочу;
Кто ж согреет и накормит,
Божей добрый, сироту?»
Шла дорогой той старушка —
Услыхала сироту;
Приютила и согрела
И поесть дала ему;
Положила спать в постельку —
«Как тепло!» — промолвил он.
Запер глазки… улыбнулся…
И заснул… спокойный сон!
Бог и птичку в поле кормит,
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Также не оставит Бог!
Петерсон К.А. Сиротка// Русская поэзия детям. В 2 т. Т.1./ Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Е.О.Путиловой.-СПб.: Академический проект, 1997.-С.148-149.
К.А. Петерсон
Карл Александрович Петерсон (1811-1890) — поэт, переводчик, прозаик. Литературная деятельность его была разнообразна. Он был постоянным автором издаваемого А.О. Ишимовой журнала «Звёздочка», печатался в журналах «Библиотека для чтения», «Сын отечества», «Современник», выступал как публицист. Среди его первых стихотворений, опубликованных в «Современнике», выделяется посвящённый Пушкину «Сонет» (1839), вошедший в юбилейный сборник «Русские поэты о Пушкине» (М., 1889. Сост. В. Каллаш). Из ряда его статей и переводов, опубликованных в 1830-е — 1840-е гг. в «Современнике», выделяется большая статья «Генрих Гейне» (1843. Т. 30. С. 5-43), вероятно, одна из первых в России характеристик личности Гейне, его поэзии и прозы. В статье множество переводов Петерсона. В 40-е годы Петерсон обратился к творчеству Шиллера. Несколько его малоизвестных переводов опубликованы в «Звёздочке», несколько — в сборнике «Раут» (М., 1854. Сб. 3-й).
Гораздо меньше известна биография Петерсона. Служебную карьеру он начал с чина титулярного советника, был служащим Витебского уездного суда. Переходя с одного места службы на другое, попал в Министерство государственных имуществ в Петербурге, дослужился до чина действительного статского советника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *