Мелхиседек артюхин архимандрит

Аудио

– Сегодня архимандрит Мелхиседек, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, продолжает отвечать на ваши вопросы.

Телезрители не оставляют нас своим вниманием. Вопросов, как всегда, много. Наверно, знакомый всем вопрос: «Что делать, если иногда готовлюсь к исповеди, причастию, но потом (утром) что-то останавливает; боюсь идти на исповедь, мне стыдно».

Батюшка, знаете, а у меня для начала тоже свой вопрос: я всегда стараюсь исповедоваться вечером.

– Ваш совет замечательный, все правильно. Не надо дожидаться, что случится утром, душу надо почистить заранее. Кстати, мы всем своим прихожанам говорим: с вечера есть возможность размеренной встречи со священником, это лучше, чем утром во время литургии. Сейчас на многих приходах к этому стремятся, объясняют, что ненормально во время Херувимской, во время Евхаристического канона вдруг разбираться: обидела, ударила, осудила и прочее. Поэтому лучше с вечера.

Но когда мы готовимся – и вдруг какое-то искушение, страх, температура, что-то еще, надо понимать: это духовная война. Поэтому относительно причастия, относительно храма все страхи прочь. Надо жить по Суворову, который говорил: «Вали кулем, потом разберем»; «Отвага – половина победы». Как только человек решился пойти в храм, сразу и немощь куда-то делась, и температура улетучилась, и давление в норму пришло. Поэтому, конечно, я в той передаче говорил и сейчас говорю: «Царство Божье нудится». Не надо обращать внимание на свои слабости, должен быть духовно установленный порядок, нравится тебе – не нравится, есть настроение – нет настроения, но вечером всенощная, утром в воскресный или праздничный день литургия.

Если праздник совпал с рабочим днем, то можно узнать храм, где служба пораньше начинается. Когда дни великих праздников совпадают с рабочими днями, мы стараемся даже ночные службы проводить, чтобы люди имели возможность быть на богослужении. Например, на Петра и Павла у нас три литургии: ночная в 00.00, в 7.00 и в 10.00. В Оптиной пять литургий. Для чего? Чтобы у людей, которые уезжают, далеко находятся от монастыря, была возможность посетить богослужение. Поэтому совет такой: не надо обращать внимание на свои внутренние переживания. Если вашей целью было посещение храма, исповедь и причастие, не сворачивайте с пути.

В вопросе говорилось о каком-то страхе или стыде. Как раз, может быть, Господь за ночь приоткрыл то, что надо вычистить на исповеди. Конечно, мы чаще всего на исповеди и говорим то, в чем нам стыдно, чтобы это больше никогда не повторялось. Для этого и исповедь, чтобы грех больше не повторялся.

– Еще такой странный вопрос, но я его все-таки задам, хотя до конца, честно сказать, сама его не поняла: «Скажите, если я не исповедуюсь и не причащаюсь, потому что возможности нет (это было один раз в моей жизни), я не войду в Царство Божье?»

– Да, странный вопрос. Мы с вами живем в уникальное время. До революции у нас было около ста тысяч храмов и двести пятьдесят тысяч духовенства. Перед Великой Отечественной войной у нас из ста тысяч храмов осталось около ста храмов, и эти храмы называли кафедральными соборами. А эти «соборы» из себя представляли церквушки на кладбищах. Я один такой пример знаю. Я имел счастье несколько лет назад быть в Екатеринбурге, и мне показали кафедральный собор. Это храм на кладбище, который был единственным в Екатеринбурге на миллионник. Но на кладбище соборов никогда не строили. Не часовня, но на двести, триста, максимум на четыреста человек. Но сейчас совсем другие времена. В любом городке, где больше десяти тысяч населения, уже есть храм. И добраться всегда можно.

Единственное, думаю, если человек находится в какой-то международной командировке, в Арабских Эмиратах или в Африке где-нибудь… Опять-таки командировка не на всю жизнь. У нас заграничные командировки по три года, потом какой-то перерыв. Поэтому странный этот вопрос, почему нет возможности. Еще, может быть, человек инвалид. Но связь-то есть. И если вдруг человек проживает в стране, где нет православного храма (если предположить, пофантазировать), то выбраться хотя бы раз в год домой, приехать в отпуск – такая возможность есть. Без причастия, исповеди жить нам невозможно.

– Батюшка, я вспоминаю интересную историю, которую Вы рассказывали, как Вы в советское время даже в самоволку убежали, когда были в армии.

– Да, это 1982–1984 годы. Это было, когда я на три месяца остался без причастия, без исповеди. Я удивлялся над людьми, когда был мат. Кстати, я там занимался воспитанием тех, с кем имел доверительные отношения. В роте было сто тридцать человек, из них было пятьдесят человек москвичей, мы с ними были как-то близки. Я их видел, когда мы были на пересылочном пункте еще до армии, и видел нормальными ребятами. И вдруг в армии, чтобы придать себе какого-то пафоса, какой-то бравады, якобы взрослости, они на моих глазах совершенно изменились в худшую сторону через мат. Я подходил и говорил: «Как бы ты себя чувствовал, если бы мама родная тебя сейчас услышала? Приятно бы тебе было?» – «Наверное, нет». – «Ну а зачем тогда ты как человек себе позволяешь то, что было бы неприятно слышать твоей матери?» Вы знаете, на некоторых это действовало.

А потом, когда повзрослели и не надо было доказывать свое положение в обществе среди сверстников, где тоже некоторый закон джунглей, когда нашлись другие способы доказательств содержательной части своей души и своей человечности, тогда уже многие менялись. И потом, когда становились «дедами», старослужащими, опять этот пафос, этот налет грязи уходил. Ну и при мне тоже старались. Как-то так получилось: знали, что я верующий человек, и старались сдерживаться. Не знаю, как сейчас бы это было.

Мысль такая: я на три месяца остался без причастия и не находил себе места, мне нужна была внутренняя, духовная подпитка. Я решился на самоволку в воскресный день. Два таких случая прошли благополучно, это был Дмитровский район, местечко Деденево… Я, конечно, на небе был. Поэтому не знаю, как люди годами могут жить без причастия. Я мог бы себе сказать: «Подожди два года – такие обстоятельства жизни». Ну да, обстоятельства жизни… А знаете, что послужило примером? Я ночью услышал разговор старослужащих с субботы на воскресенье, которые сказали: «Классно мы сегодня повеселились на дискотеке!» То есть они были в самоволке на дискотеке. Я сам себе сказал: «Павел, если им помогает один только бес и они во всем благополучны, то тебе помогут Господь, Матерь Божья, ангел-хранитель, твой небесный покровитель. Вот они не боятся в грехе принимать участие. А ты чего?» Это меня подвигло.

– Спасибо, батюшка, за такие интересные и добрые воспоминания. Вы писали: «Если мы будем брать на себя то, что не можем понести, только усугубим свое духовное плачевное состояние». А как определить ту меру добрых дел, которую можешь понести? Делать через силу – это плохо?

– Немножко путаный вопрос. Дело в том, что в добрых делах какого-то перегруза быть не может. Потому что не настолько мы жертвенны, не настолько мы отдаем последнее. Мы же не будем до последнего издыхания кому-то помогать, такое в нашей жизни можно встретить чрезвычайно редко, когда человек трудится и подвизается ради близких людей, своей семьи, не жалея своих сил. Но мы по природе эгоисты, поэтому у нас эта заслонка: для себя – все что хочешь, для других – через понуждение. А вообще такая цель должна быть. Истинная жизнь – жизнь не только для себя. «Если тебя попросили, ты уже опоздал», – говорили греки. Ты должен видеть, должен слышать, чувствовать и понимать…

Кто-то сказал, что основа счастливой жизни состоит в том, когда муж понимает каждое слово, которое жена еще не успела высказать. Почему? А он должен это чувствовать, понимать. Хотя одна из больших причин трагедии в семейной жизни – приписывать второй половинке качества, которые ей по природе не принадлежат, приписывать качество прозорливости: «А пусть он догадается!» Интересно, как это понять? Да не надо ни о чем догадываться. Если ты чего-то хочешь, скажи, объясни. Если тебе от этого будет приятно, если это необходимо, ты бы этого хотела, то намекни. Например, приближается день рождения. «Пусть он догадается, что мне нужны новые туфли». Скажи: «Ты знаешь, какой был бы сюрприз, какой был бы подарок, если бы вдруг у меня оказались сейчас осенние сапожки фирмы Salamander или Ecco «. Он уже подумает. А если дальше продолжит разговор, тогда вообще конкретно называй цвет, артикул и прочее. Как он сам догадается? Может, он приготовил тебе платок, которых у тебя уже пятнадцать; еще один тебе не нужен.

Не надо ничего ни от кого ожидать, всем должны мы. Есть такая дурацкая поговорка: мы никому ничего не должны. Нет, мы должны. Мы всем должны: маме, папе, бабушке, дедушке, жене, детям. Что должны? Родители нам жизнь дали. Бабушке, дедушке? Мы им должны свое внимание, любовь, заботу, попечение. Всем должны. О детях своих должны день и ночь переживать, наблюдать, с кем и как они общаются, что делают. Иногда в Facebook мат-перемат, ребенку одиннадцать лет. Мама думает, что он ангелочек, и говорит: «А вы с моим Сережей не общайтесь, вы на него плохо влияете». Это Сережа на всех влияет, а мама думает, что он ангелочек. Почему? А ты интересуйся, что происходит, есть для этого всякие технические средства. Этого рисования в жизни очень много, а внутри очень много подлости, нечестности и вранья. Останавливать это надо вовремя. Поэтому надо быть предельно внимательным.

– А помните слова Амвросия Оптинского, когда его о любви спрашивали? Он же говорил, что надо делать дела любви сначала, быть может, и через силу.

– И без любви. Делай дела любви – и придет любовь. Кстати, он на эту же тему говорил, я недавно перелистывал его. Каждый раз, когда есть руда, обязательно будет и алмаз. Тут какая-то новость была: был какой-то котлован по добыче алмазов. Пятнадцать миллионов тонн руды было переработано. И за это время намыли, налопатили шестьсот килограммов алмазов. Это на кресле поместится. Пятнадцать миллионов тонн руды!

И мысль какая? Мы что-то лопатим, лопатим в духовной жизни ради одного алмаза – и в результате есть потрясающий алмаз. В наше время огромное сокровище – внимательное сердце. Нам надо об этом просить, чтобы у нас было внимательное сердце. Это очень и очень важно, полезно и необходимо – внимательное сердце: вовремя что-то увидеть, почувствовать, заметить. И, конечно, такое сердце не перетрудится. Поэтому не надо бояться в духовной жизни перетрудиться; мы не перетрудимся. Наоборот, мы настолько залегли и лежим, что никак не перетрудимся.

‒ Пишет раба Божия, что у нее есть существенные проблемы в жизни, которые не дают душе покоя, – это отношения с мамой. С одиннадцати лет она ее воспитывала одна, сейчас ей уже двадцать девять, живет отдельно с ребенком, мама очень обидчивая. «Она меня задевает, не разговаривает. Как мне себя вести? Что мне делать с мамой?»

‒ Это наша жизнь. Для нас должны быть руководством, направлением, стержнем, фундаментом мысли Священного Писания… И конкретные слова апостола Павла: «Дети, будьте покорны своим родителям во всем, ибо такова о вас воля Божия». Но, конечно, только не в делах и мыслях, которые связаны против веры. А вот в житейском, в бытовых вопросах… «Будьте покорны своим родителям во всем». И там не говорится: доброй маме, доброму папе, внимательной маме, невнимательной маме. «Дети, будьте покорны своим родителям во всем». Это слово «во всем» отсекает твою мнимую правоту… И ты бы хотела, чтобы твои дети так же относились к тебе? Что же – ты будешь спорить, выяснять, доказывать? Ты взрослый человек. Ты наперед все это продумал, ты разбираешься. Ты будешь десятилетнему ребенку объяснять, почему надо поступать так, а не иначе? Какой-то должен быть алгоритм доверия, подчинения, уважения.

Старец Паисий Афонский конкретно так и сказал: «Делай так, чтобы тобой были довольны твои родители, и тобой будет доволен Бог». Даже в простых, бытовых вопросах: почему ты с десятого качка идешь и это делаешь? Тебе мать сказала: «Разбери учебники, разберись на своем столе (или в своем шкафу)». Рано или поздно, через истерику, через крики и прочее, ты же все равно это сделаешь; и если мать и отец внимательные (а надо быть внимательными), то уступать в этом не надо. Надо им добиться, чтобы рано или поздно, но ты сделал. Это воспитание. Потому что если поддашься, тогда сядут на шею: дети уже тебя воспитывают. Поэтому надо своего добиваться в вопросах воспитания, чего бы это ни стоило. Но тогда ты включи логику. Тебе все равно надо будет это сделать: почему сейчас не сделаешь, а сделаешь это через скандал? Надо делать сразу. Почему? Себе потом будет дороже. «Делай так, чтобы тобой были довольны родители, и тобой будет доволен Бог».

Еще должны понимать такой чрезвычайно важный закон духовной жизни. Бог по жизни нам посылает именно таких людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня. Мама обидчивая. А это, может быть, не мама, а ты обидчивый. А почему ты? Мама сделала то и то? А почему нельзя узнать мнение, подстроиться, уступить, переделать? Не хочу десять раз переделывать, перешивать, а она на это обижается. Так ты же дала повод к этому, потому что ты невнимательная, гордая, большая эгоистка; ты дала повод к этой обидчивости.

Не бывает ничего на пустом месте. Если даже люди какие-то психопаты (может быть, такое редко встречается), то и с такими надо уметь обходить острые углы. Как авва Дорофей говорит: «Видишь надвигающуюся волну, поднырни». Если полной грудью встанешь против волны, она тебя снесет. Никто не выбирает маму и папу, бабушку, дедушку, детей (кроме приемных, и то никто не знает, как и что там дальше будет…) Выбирает только муж жену, жена мужа. «Ой, батюшка, а он такой, а он сякой». Я говорю: «Тебя на аркане тянули? Тебя выкрали? Сама шла? Сама шла. Задумывалась? Задумывалась. Выбирала? Сама давала согласие? Сама давала согласие». Слушай, а тогда все. Мало ли, что кто-то лучше, больше зарабатывает, добрее, внимательнее. Как сейчас говорят: «А меня тот человек лучше понимает». О, понимальщик нашелся. Или: «Та меня понимает». И что? Три, пять, десять, пятнадцать, двадцать, тридцать лет прожили – и нашелся тот, кто понимает? Подождите. Брак один раз и навсегда. Тема запасного парашюта в браке раз и навсегда должна быть закрыта. Никакого запасного парашюта в браке не должно существовать. «Чего вы не расписываетесь?» – «А вдруг…» Это эксперимент, что ли?

‒ С другой стороны, очень тяжело в современном мире воспитывать в детях уважение к родителям. Сейчас в школах детям говорят чуть ли не с первого класса: «Если вас отец или мама обидели, вы обязательно сообщайте». В школе висит телефон. Как в такой ситуации мы можем воспитать, если уже в ребенке пытаются воспитать доносительство на собственных родителей? Один мой знакомый сказал: «Я решил этот вопрос просто. Я им сказал так – вот пойдете и им что-то такое скажете, то закончится это тем, что вас отберут и отдадут в детский дом или какую-то приемную семью; непонятно, в какую вы еще можете попасть. Где-то на Западе отняли и отдали в однополую семью. Там бедные родители плачут».

‒ Вообще это отдельная тема. Тогда тем более нельзя отдать детей на воспитание телевизора, компьютера и телефона. Нельзя. Тем более надо разговаривать с ними. Кстати, недавно читал биографию Федора Михайловича. После ужина, с семи до восьми или с восьми до девяти, целый час отец читал книги, когда они собирались вместе. Каждый день читали книгу по часу. Вот на чем вырос Федор Михайлович – вот воспитание. Наверняка это не только чтение; час он имел общение со своими родителями.

…А потом мы, старшие, читали. Это было воспитание в семье. А сейчас все уткнулись в телевизор, телефон ‒ и никакого общения нет. А что получается? Что посеешь, то и пожнешь. Надо, чтобы дети такими родителями дорожили, когда видят, что они живут для них. И здесь надо всем родителям услышать совет старца Паисия, мною любимого, который говорил: «Надо больше Богу говорить о детях, чем детям о Боге». Это единственный выход ‒ вымаливать их (потому что, собственно, и добрый пример куда-то растет совершенно в другую сторону; не вверх, а в сторону). Вот поэтому надо детей вымаливать на коленях акафистом, молитвой; утром и вечером с личной домашней молитвой, на богослужениях. Только чудо способно сохранить в детях человечность, не говоря уже о какой-то духовности.

‒ Батюшка, огромное спасибо! Увы, наше время, как в той сказке, истекло. Но мы, смею надеяться, будем встречаться. Поток вопросов не иссякает. Спасибо за добрый совет!

‒ Молитва может многое, проблемы разрешаются через Бога. Бог всем в помощь друзья, братья и сестры!

Ведущая Любовь Акелина

Записали Инна Корепанова и Ольга Румянцева

Игумен Мелхиседек (Артюхин)

Мелхиседек (Артюхин) (род. 1962), архимандрит, настоятель Московских храмов в Ясеневе: подворья Оптиной пустыни — апостолов Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

В миру Артюхин Павел Дмитриевич, родился 2 мая 1962 года в городе Москве.

В 1984 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1988 году.

29 ноября 1986 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь Мелхиседека, царя Салимского наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) в Троицком соборе лавры.

30 ноября 1986 года рукоположен в сан иеродиакона в Троице-Сергиевой лавре ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым).

19 декабря 1987 года рукоположен в сан иеромонаха тем же архиереем в Смоленском храме лавры.

С 1988 по 1992 год обучался заочно в Московской духовной академии.

В 1988 году был переведён в Оптину пустынь. Нёс послушание эконома монастыря, несколько лет был благочинным монастыря.

15 апреля 1990 года возведён в сан игумена.

30 января 1997 года был назначен настоятелем в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе города Москвы.

18 декабря 1997 года в дополнение к несомому послушанию, был назначен настоятелем домового храма Воскресения Христова при Московском пансионате №6 ветеранов труда по улице Островитянова, дом 10, приписного к Петропавловскому храму в Ясеневе .

С 20 декабря 1999 года в связи с переводом Московского подворья Оптиной пустыни из храма Живоначальной Троицы в Останкине в Петропавловский храм в Ясеневе был назначен настоятелем подворья.

2 декабря 2005 года был назначен настоятелем проектируемого храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе города Москвы. Строительство храма было начато в 2008 году.

22 мая 2013 года возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального монастыря .

С 9 апреля 2014 года упоминается пресс-секретарём Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви .

9 марта 2017 года включён в состав комиссии по организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви .

Награды

  • набедренник (26 марта 1988, указ от 11 мая 1988)
  • медаль прп. Сергия Радонежского (6 июня 1988)
  • золотой наперсный крест (23 октября 1988)
  • наперсный крест с украшениями (2 мая 1992, указ от 20 июня 1992)
  • палица (8 апреля 1995, указ от 10 апреля 1995)
  • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Херувимской песни» (21 апреля 2019)

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Московского Покровского храма в Ясеневе:

День тезоименитства в Неделю святых праотец, в предпоследнюю неделю перед Рождеством (в воскресенье приходящееся между 11 и 17 декабря) по старому стилю.

«Храм Воскресения Христова при пансионате №6 для ветеранов труда и инвалидов», официальный сайт Параскево-Пятницкого благочиния города Москвы,

«Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд насельников и клириков ставропигиальных монастырей», официальный сайт Московского Патриархата, 22 мая 2013,

«В Даниловом монастыре Москвы состоялось совещание информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству», официальный сайт Московского Патриархата, 14 апреля 2014,

Журнал №3 заседания Священного Синода от 9 марта 2017 года, официальный сайт Русской Православной Церкви,

«В праздник Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Стефана (Привалова) во епископа Клинского», сайт «Патриархия.ру», 21 апреля 2019, –

Цитата сообщения Алллок Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).Беседы с батюшкой

«Где просто, там ангелов со сто…»
В ноябре 1987 г. Оптина Пустынь была возвращена Церкви. А в июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом нашим Иисусом Христом. Ему слава вовеки, Аминь.
Беседы с батюшкой http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53267 ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА
Архимандрит Мелхиседек (в миру Павел Дмитриевич Артюхин; 2 мая 1962, Москва) — архимандрит Русской православной церкви, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

– Наш гость – настоятель подворья монастыря Оптина Пустынь в Москве архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Отец Мелхиседек, 6 июня было 25 лет со дня прославления преподобного Амвросия Оптинского (1988 год), и Вы, как настоятель подворья в Москве, наверное, лучше других можете рассказать о духовном смысле этого события.
– Мне посчастливилось быть участником Собора 6 июня 1988 года в Троице-Сергиевой Лавре. Это как раз был юбилейный год – тысячелетие со дня Крещения Руси. На этом Соборе преподобный Амвросий был причислен к лику святых, как и святитель Феофан Затворник, и епископ Игнатий (Брянчанинов) – всего 8 святых Русской Православной Церкви.
В монастыре Оптина Пустынь первая Литургия была 3 июня, на Владимирскую икону Божией Матери, на день памяти святых равноапостольных Константина и Елены. После Литургии мы тут же вернулись в Лавру на Поместный Собор. Было выбрано четыре пары иеромонахов, которые должны были на Поместный Собор вносить 8 икон этих прославляемых святых. Я был в паре с ныне архимандритом Алипием, он сейчас возглавляет Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры. Нам досталось нести две иконы – Феофана Грека и преподобного старца Амвросия Оптинского. Я вручал ее Патриарху Пимену, Патриарх осенял иконы, а в это время хор под управлением архимандрита Матфея пел тропарь, кондак и величание тем святым, которые причислялись к лику святых. Это памятное событие было ровно 25 лет назад, в 1988 году.
Следует помнить наследие преподобного Амвросия, старца Оптинского, который во все времена будет являться духоносным наставником всех людей, ищущих спасения. Преподобный Амвросий сам о себе говорил: «Как я на людях родился, так на людях и живу».
Из его жизнеописания известно, что он родился на день памяти Александра Невского в 1812 году – в прошлом году было 200 лет со дня рождения преподобного Амвросия. «Как на людях родился, так на людях и живу» – в тот день был день рождения его отца, полная изба была людей, а мама была на сносях, она вынуждена была уйти в баню; он родился вот так, на людях. Он видел все слои дореволюционной Руси, и крестьян, и мещан, и дворян, и семинаристов, и архиереев. Вся православная России пребывала в келье преподобного старца Амвросия Оптинского. О нем, кстати, Достоевский писал – он побывал у старца после смерти своего единственного сына Алексея, по совету жены. Он предпринял это огромное путешествие, тогда ведь не было ни «Сапсанов», ни самолетов: от Москвы Оптина Пустынь находится в 250 километрах и 700 километров от Санкт-Петербург. Почти 1000 километров Достоевский ехал к старцу Амвросию и потом сказал: «Я зашел к нему одним, а вышел другим».
В его гениальном романе «Братья Карамазовы» многие литераторы видят в образе старца Зосимы образ старца Амвросия Оптинского, хотя это не совсем так. Для тогдашней России такое положительное отношение к Церкви, к старчеству, к монастырю было совершенно невероятным. Это было совершенно тогда немодно – либеральные движения вовсю развернулись, борьба за демократию и прочее, прочее. «Свобода, равенство и братство» – вот лозунги, которые витали тогда в умах русской интеллигенции. Старец Амвросий Оптинский близок был каждому человеку – и такому интеллигенту и высочайшему писателю, как Достоевский, и простой крестьянке.
Мы должны в своей жизни хотя бы несколько книжек наставлений преподобного Амвросия перелистать, с ними познакомиться. Вспоминаются его простые, но емкие, убедительные наставления, которые он давал людям, приходившим к нему. Вот, например, одно из них: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».
Вот мы все по жизни мудрим, то есть не хватает ни душевной, ни духовной простоты, мы все о себе большого мнения, мы все думаем, что мы семи пядей во лбу. Из-за этого мы ни с кем не советуемся, дети не советуются с родителями, родители не советуются с такими же родителями, у которых такие же проблемные дети… Вспоминается одна история, она была на нашем приходе. Девочка 12-ти лет, родители ее учат, а у нее переходный возраст, бунтарский дух, это для семьи ответственный период, который надо пройти вдумчиво, вместе с ребенком. Надо все внимание в этот момент оказать ему, чтобы оградить от влияния улицы. И девочка говорит: «Я вырасту и начну делать ровно все наоборот, что мне говорите, а сейчас я смиряюсь, поскольку мне 12 лет». А отец и говорит: «Начинай сейчас, давай два пальца в розетку». Это пример чего? Пример такого бунта: ничего слушать не хочу. Не хочет человек ни слушать, ни советоваться…
«Где просто, там ангелов со ста, а где мудрено, там ни одного». В 7 лет девочка говорит: «Мама все знает», в 12 лет девочка говорит: «Мама кое в чем разбирается», в 17 лет девочка говорит: «Мама совсем отстала от жизни», в 25 лет девочка говорит: «Лучше бы я слушалась маму». Так и получается: умные на чужих, а дураки на своих ошибках учатся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *