Меня травят в школе

Мы очень рады, что всё больше учителей становятся нашими блогерами. Они разные — совсем молодые, опытные, смелые, уставшие, требовательные, мягкие. Их объединяет любовь к ученикам и стремление изменить школу к лучшему. Ради этого они готовы, например, уехать из города в маленькое село, сокращать дистанции с учениками и трудиться по 60 часов в неделю. Сегодня предлагаем вам подборку искренних учительских историй.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

«Какое отчество? Даша и всё». Эйджизм в школе: как с ним быть

Иногда школа похожа на армию. Нет, даже не суровой дисциплиной и муштрой, а дедовщиной. Ведь свою карьеру учителя начинают иногда на последних курсах вуза. Кто такая 22-летняя Алеся Геннадьевна по сравнению с почтенной Марией Захаровной, на 70-летии которой семь лет назад гуляла вся школа? Просто ребёнок с дипломом, да и только. Молодая учительница Дарья Дягелец сталкивается с проявлениями эйджизма на работе регулярно и считает, что этому пора положить конец.

«Я хочу учиться у моих старших коллег, но они не пускают на уроки, не ведут внеклассных занятий. Как же перенимать опыт? Дело не в том, что я страдаю. Нет, я только наблюдаю и делаю вывод, что главные жертвы здесь — дети. Если старшие коллеги (а их абсолютное большинство) относятся к молодым почти на «эй, ты», то что уж говорить о детях, значимость которых нивелируется до степени мухи. Я хочу сказать, что эйджизм — это проблема. Я понимаю, что у неё экономические, культурные и политические причины. Но я хочу предложить сделать лишь то, что в наших силах».

Не фотографируйте, запоминайте! Чему учат дети сельских школ своих учителей

Что такое учитель-дауншифтер? Это участник программы «Учитель для России», который решился уехать из родного города в маленькое село, чтобы учить детей. Только эти дети немного отличаются от городских. Надежда Лысикова из Воронежа приехала работать в село Глазок и до сих пор до конца не понимает, какой её ждёт результат. Но благодаря своим ученикам она наконец научилась плавать. А ещё узнала, что в нашем суперцифровом веке сельские дети даже не представляют, какие возможности у них есть.

«Валера предложил Дане новую роль — оператора. Валера из команды рекрутинга в «Учитель для России», приезжающий иногда к нашим детям. Он сделал себе микрофон из клубка и карандаша, получилась отличная журналистская команда.

После этого Валера спросил Даню, кем тот хочет стать:

— Футболистом или слесарем.

— А почему ты не хочешь попробовать оператором? У тебя неплохо выходит!

— А кто это?

— Это человек, который снимает на камеру.

— Я не знал, что на это учат.»

Учебники по физкультуре вместо новых окон. Почему министр образования не в курсе школьных дел

Вокруг очень много разговоров о том, что школе нужны перемены, что бюрократии слишком много, а свободы мало. Но часто бывает так, что слова чиновников немного расходятся с делом, а вместо реформ мы видим очередные запреты и дополнительную нагрузку. Наталья Выдрина точно знает, что мобильные телефоны могут приносить пользу на уроке, а закупать учебники по физкультуре (по физультуре, Карл!) на средства для новых окон это не слишком разумно.

«С моей нагрузкой в 39 часов я реально работаю в неделю все 60 после включения в трудовые обязанности всего вышеперечисленного. И вы думаете, я не отдала бы часть своей работы? С удовольствием! С радостью бы перестала проверять тетради вечером субботы, со счастьем бы сбросила с себя рутину бессмысленных бумаг. Моя мама два года подряд вела нагрузку в 55 часов в неделю. Прибавляйте к ней 20 часов на журналы, детей и прочее. Ей сил оставалось только поесть и поспать. Думаете, это оправдывается деньгами? Пфф, нет конечно. Многие не выдерживают, сходят с дистанции, потому что за такие же деньги можно вполне спокойно сидеть секретаршей, стоять у кассы, работать диспетчером, фармацевтом, переводчиком, редактором, бухгалтером, страховым агентом, риелтором, аниматором, слесарем, лаборантом».

Когда учитель травит ребёнка. Инструкция мамы

Часто в погоне за лучшим будущим для ребёнка родители выбирают самое дорогое, самое блестящее и с хорошей репутацией. Но даже если на школе написано «элитная», человеческого фактора никто не отменял. Наш блогер из Кемерова рассказывает о том, что её ребёнка систематечески травит учительница. Самое грустное и тревожное в этой истории — даже не сам факт травли, а то, что ни учителя, ни директор, ни родители не видят в этом особенной проблемы.

«Встречалась с директором, завучем, классной и учительницей по русскому. Предсказуемо «вам всё показалось» и «а какие ваши доказательства». Учительница по русскому сама обрисовала ситуацию со своей стороны — повторила треш, который я описала выше. И директор такая: «ачотакова?».

Я встала и вышла. У секретаря зарегистрировала заявление, на моём экземляре — номер входящего. В школьном чатике родители рубятся за право учителя беспредельно запугивать и унижать их детей. «Если их сейчас не прессовать, как они ЕГЭ сдавать будут?».

Не рассказывайте о выгорании тем, кто уже горит

Профессиональное выгорание может накрыть вас в любой момент. Редактору могут надоесть тексты, экскурсоводу — одни и те же маршруты, официантам — тарелки, актёрам — спектакль, который идёт уже пять сезонов подряд. А что же учителя? Им нужно не просто передавать знания и ставить оценки. Они должны вдохновлять, мотивировать, заражать любовью к своему предмету. Иначе для чего всё это? Впрочем, кому и что они должны за такую зарплату и при такой бумажной нагрузке — отдельный вопрос. В общем, учителя не нуждаются в советах типа «устали — отдыхайте», «замучались — перестаньте мучиться». Лучше начните ценить их труд.

«Каждый добросовестный учитель честно отрабатывает свои 45 минут у доски (плюсуем к этому подготовку к уроку, проверку работ, заполнение электронного журнала и так далее). Что на выходе? У учителя нет возможности узнать результат своей работы здесь и сейчас, так как выученный учеником параграф — это не весь результат педагога (сегодня Петя знает правило, а на завтра забыл). Да и мы-то, учителя, понимаем, что результаты нашей работы могут быть сильно отсрочены. Взрослея, наши ребята начинают пользоваться тем инструментарием, теми знаниями, которые были получены много-много лет назад на уроках в школе. Но нам того знать уже не дано».

Вначале расскажу небольшую историю. Как-то (не так давно) ко мне обратилась мама ученицы одной из школ г. Кемерово с просьбой решить проблему взаимоотношений её дочери-подростка с одноклассниками – девочку в школе «травят». И причем, со слов мамы эта «травля» началась спонтанно и ни она ни её дочь не могут понять причины такого поведения остальных учащихся.
Забегая наперед, скажу, что девочка в классе была новенькой – по семейным обстоятельствам вынуждена была перевестись сюда из другой школы. Вначале все складывалось хорошо, она была довольна переводом, говорила маме, что нашла здесь себе много друзей и т.д. Некоторые из её одноклассниц начали приходить к ним в гости, оставаться с ночевкой на выходные. В общем, дочь была счастлива! Ведь в предыдущей школе у нее такого не было. Да, были одноклассники, с которыми она дружила, но дальше стен школы и социальных сетей это общение не выходило.
И вдруг ситуация начала резко меняться. Подруги перестали приходить к ним домой, а тем более оставаться с ночевкой. Прекратились звонки. Девочка начала каждый день приходить домой в подавленном настроении, стала нервной, агрессивной. На вопросы мамы о том, что происходит она отвечала, что все нормально, что сама разберется со своими проблемами. Закончилось это тем, что однажды утром у девочки случилась истерика с категорическим отказом идти в школу.
Работая над этой ситуацией, мне удалось выяснить следующее. Девочка оказалась сильной ученицей, что вызвало зависть у одной из её одноклассниц. Эта одноклассница была круглой отличницей, а также в силу своих характерологическим особенностей, слыла негласным лидером класса, пользовалась неприрекаемым авторитетом среди своих одноклассников.
Когда в классе появилась новенькая, «королевишна» почувствовала, что «трон под ней зашатался» и она решила выжить из класса соперницу. Для этого она притворилась её подругой, вошла к ней в доверие. Вместе с другими одноклассниками приходила в гости, оставалась ночевать. Во время одной из ночевок ей удалось узнать данные своей жертвы для входа в аккаунт одной из социальных сетей , которые она в дальнейшем использовала для рассылки своим одноклассникам различных непристойных сообщений.
В результате таких действий на ничего не подозревавшую жертву обрушился шквал негодования как со стороны детей, так и со стороны их родителей, что и привело к эмоциональным срывам.
Я не буду описывать всю процедуру разрешения данной ситуации. Отмечу, что она разрешилась благополучно, хотя это и заняло очень длительное время.
Хочу отметить, что данная ситуация не является чем-то из ряда вон выходящим. В настоящее время, наоборот, среди школьников не только России, но и мира участились случаи «травли» своих одноклассников. Иногда это принимает формы изощренного садизма.
Так, вопиющий случай проявления такого вида жестокости зафиксирован в феврале 2010 г. в Ростовской области. По данным ГУВД, драка между школьницами произошла в безлюдном дворе Цимлянской школы №2. Несколько подростков-восьмиклассников устроили «разборки» с ученицей 6-го класса своей школы – одна из них издевалась над девочкой, а другие снимали это на мобильные телефоны и комментировали. На видео, которое было выложено в интернете, восьмиклассница бьет девочку рукой, таскает ее за косу, заставляет целовать обувь своей подруги и несколько раз бьет ногой.
В Польше девочка-подросток добровольно ушла из жизни после того, как одноклассники насильно раздели ее догола и сняли все на видеокамеру мобильного телефона. В Великобритании состоялся суд над школьницами, издевавшимися над 12-летней подругой: они прижигали ей лицо сигаретами, били по голове туфлями, хлестали крапивой. В Тюмени одноклассницы заманили 14-летнюю Наташу в квартиру одной из девочек, чтобы поиздеваться над ней. Не выдержав пыток, Наташа выпрыгнула с восьмого этажа, чудом оставшись в живых.
Описанные выше виды агрессивного поведения относятся к такому понятию как «буллинг». В настоящее время под буллингом в общем смысле понимается агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части. Буллинг в школе проявляется в систематическом негативном влиянии на ученика его одноклассником или группой детей.
Выделяют несколько типов школьного буллинга:
1. Физический — применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому буллингу относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества, в результате чего могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи жертвы и др. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение, чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
2. Поведенческий. К нему относят бойкот, сплетни, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут вещи, портят дневник, тетради и т.д.).
3. Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях. Сюда также можно отнести использование анонимных телефонных звонков – очень распространенная форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя.
4. Кибербуллинг. Проявляется при травле с помощью социальных сетей, посылании оскорблений на электронный адрес, сьемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ и т.д.
Поведенческий буллинг и вербальная агрессия разновидностями эмоционального буллинга целью которого является нанесение морального вреда жертве.
Как не парадоксально это звучит, но причинами любого вида школьного буллинга являются взрослые. Это проявляется в двух плоскостях:
1. Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где в настоящий момент главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют компьютерные игры (опять же созданные взрослыми), в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
2. Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют самостоятельно справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других детей. Другие транслируют свое неуважительное отношение к плохо успевающим ученикам при помощи тона и выражения лица.
Следует отметить, что дети, а особенно подростки, с большой неохотой признаются в том, что их «травят». По каким же признакам родители могут понять, что у их ребенка что-то не в порядке? Приведу 10 наиболее тревожных признаков буллинга:
1. Синяки, происхождение которых ребенок объясняет неохотно или невнятно
2. Поврежденные или потерянные вещи (включая одежду, книги, игрушки, электронику)
3. Симулирование болезни, чтобы не идти в школу (головные боли или боли в животе)
4. Изменение привычек в еде (в том числе пропуски еды, возвращение домой из школы голодными и т.д.)
5.Ребенку снятся кошмары, появляются страхи
6.Отсутствие желания ходить в школу или ездить на автобусе, потеря интереса к школьной работе или в итоге — худшие оценки, чем обычно
7.Желание избежать массовых мероприятий, сокращение общения с друзьями
8.Попытки запугивания младших братьев и сестер или других детей (иногда они начинают имитировать то, что с ними происходит)
9.Чувство беспомощности, снижение чувства собственного достоинства, более сдержанное или грустное поведение
10.Саморазрушающее поведение (травмируют себя, обвиняют самих себя, пытаются убежать из дома или говорить о самоубийстве).

Как же вести себя родителям если выяснится что их ребенок жертва буллинга? Прежде всего чего не стоит делать, так это:
— Советовать ребёнку самостоятельно противодействовать травле, не обращать внимания, давать сдачи, оскорблять в ответ, просто перетерпеть сложный период.
— Давать ребёнку понять, что он сам «виноват» через «неправильное» поведение, образ жизни или ещё что.
— Пытаться самостоятельно «разобраться» с обидчиком ребёнка или его родителями.
— Полностью полагаться на учителей и администрацию школы, не контролируя ситуации.
— Отказываться от перевода ребёнка в другое учебное заведение, если ситуация зашла слишком далеко.
А что необходимо делать? Здесь можно выделить несколько моментов:
1.Если у вас появилось малейшее подозрение относительно физического насилия, ни в коем случае не медлите. Практика показывает, что физическая агрессия не просто повторяется, но и нарастает — вплоть до угрозы жизни и здоровью. В этом случае следует одновременно сообщить и школьную администрацию, и полицию. Есть шанс не только защитить своего ребёнка, но и положить конец травле как явлению в конкретном учебном заведении.
2.Если вы убедились, что ребёнок подвергается психологическому буллингу, сообщите об этом классному руководителю, школьному психологу, директору школы. При этом четко сформулируйте проблему, называя вещи своими именами: ни в коем случае не говорите «у моего ребёнка плохие отношения с одноклассниками», а совсем иначе — «моего ребёнка подвергают травле и психологическим пыткам».
3.Настаивайте, что буллинг — это прежде всего проблема школы и только потом — жертвы и её мучителя. Когда явление получает своё определение и однозначную оценку, можно рассчитывать на адекватное реагирование. Возвращение к замалчиванию уже не будет.
4.Не позволяйте запутать себя разборками конкретных ситуаций — кто что сказал или сделал и, кто больше виноват. В этом случае вы утонете в деталях, и начнете играть в игру «а что я сделал?». Поэтому говорите только об общей картине.
Как психологически поддержать ребенка если он жертва?
1. Прежде всего нужно объяснить ребенку что он не виноват в том, что происходит. Назвать явление тем, чем оно является – травлей. И пообещать справиться. Ребенок может быть против вашего вмешательства, поскольку побоится усиления давления. Но этот момент нужно преодолеть.
2. Важно выслушать и посочувствовать ребенку, показать ему, что вы на его стороне.
3. Сообща, вместе с ребенком разобрать варианты возможных выходов из ситуации
4. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребенка в другой класс.
5. При посттравматическом стрессовом синдроме немедленно обратиться к специалистам.
А что делать если ваш ребенок не жертва, а, наоборот – агрессор? Первым делом нужно признать, что ребенок действительно является обидчиком (буллером). После этого твердо решить, что это не должно сходить ему с рук.
Вот несколько рекомендаций для коррекции поведения буллера:
1.Найдите альтернативу, которая поможет ребенку заявить о себе в другом ключе. Запишите его в спортивную секцию, кружок, поощряйте активное участие в жизни класса.
2.Соблюдайте последовательность. Если принято решение наказать дитя определенном способом – значит нужно идти до конца без каких-либо поблажек. Без протестов дело не обойдется, но, четко понимая, для чего все это делается, настоять на своем будет куда проще.
3.Ограничьте доступ сына или дочери к возможным источникам агрессии: видеоиграм, музыке, фильмам и т.д.
4.Всегда находите время обсудить школьные конфликты. Это поможет понять корень проблемы.
В заключении хочу отметить, что буллинг встречается не только в школе, но также и в дошкольных учреждениях и главная задача родителей – своевременно выявить и пресечь это явление, используя вышеуказанные способы.

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год) Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии National Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы Peter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools. .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки Руланн, Э. Как остановить травлю в школе. .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников Петрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно — физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду — составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.
— Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»
— Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности — я ничего не значу, не умею… А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.
2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит — а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.
— Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет…
— Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.
3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении — то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же — в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.
4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается — тем интереснее тирану.
5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та — ей: «тебе видней, ты умная»…
Смысл этих методов — толстокожести, парирования — в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.
6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.
7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *