Мерзость запустения

Мерзость запустения

Поделиться

Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Дэвид Робертс, масло, 1850

«Мерзость запустения» – известное библейское изречение, которое есть и в Ветхом, и в Новом Заветах.

У Евангелистов Матфея и Марка оно вписано в эсхатологическую речь Иисуса Христа, речь о последних временах существования мира.

В Евангелии от Матфея мы читаем:

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?»

Христос, ссылаясь на пророчества из Книги пророка Даниила говорит:

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы».

Выражение – «мерзость запустения», которое использует пророк Даниил, и на которое ссылается Иисус Христос, не имеет однозначных объяснений.

Большинство толкователей Священного Писания понимали под «мерзостью запустения» статую языческого бога или изображения римского императора, которые были поставлены в Иерусалимском храме.

Некоторые усматривали в этом выражении сам Иерусалимский храм и его разрушение римским войском.

Сам же Спаситель, предсказывая «мерзость запустения», скорее всего использовал это выражение в общем смысле, имея в виду то, что Иерусалим и храм его будет опустошен и станет пустыней.

И действительно во время Иудейской войны и взятия Иерусалима Титом, храм был сожжен, а город сравнялся с землей. Иерусалим пал в сентябре 70-го года по Рождестве Христовом. И запустение, предсказанное Даниилом, и повторённое Спасителем сбылось.

Выражение «мерзость запустения» означает разруху и заброшенность. Говоря так, мы имеем в виду полное разорение или опустошении чего-либо, некогда цветущего и благополучного.

Сон священника. Мерзость запустения

И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. Деяния святых апостолов гл.2
«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет.» Мф. 24:15
«И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.» Дан. 9:27
Под утро приснился сон, очень яркий как будто наяву. Как будто очутился в храме, где раньше служил. Комната, люди служащие храма, духовенство, особенно запомнился один протоиерей и один священник, интересно, что тот священник, был в рубашке, как мирянин. Вроде бы собрались служить Литургию, но все едят, тоже что-то съел и с ужасом говорю, как, же служить теперь, говорят, отслужим молебен. Кругом много людей все что-то ходят, чем-то заняты.
Иду искать облачение, встречаются люди, которые раньше работали в этом храме, какое-то строительство, при этом всё в полумраке, много знакомых.
Выхожу на улицу, много народу, вроде как праздник, почему-то в голове: Покров сегодня. А люди оказывается, не в храм собрались, а на отпевание, почему думаю, мне про отпевание не сказали, ну думаю, отслужу молебен и отпою. Важный кто-то умер, народу уж очень много.
Усопший лежит на улице, завёрнутый в белый саван, полностью с лицом, кругом люди, толком не разглядеть, но вижу издалека. Подхожу ближе, хочу сказать подождите, скоро будем отпевать, а смотрю, стоит канун (подсвечник, куда ставят за упокой), но, наоборот, перед усопшим, но как в приделе, в противоположную сторону от храма, на запад.
Сразу напишу, нигде нет икон, ни крестов.
Удивляюсь, иду к храму, хочу пройти между каким-то сараем и сугробом, хотя не зима, падаю на него, пытаюсь встать, прошу людей помочь, а кругом людей много, все-то ли на службу собрались, то ли на отпевание пришли. Один мужчина вроде пошёл помочь, потом посмотрел на меня, лицо недоброе, чёрное и отвернулся, ему женщина какая-то говорит, лицо у неё тоже черное с лукавой улыбкой, типа помоги, подай руку, что такого, но он уходит.
Встаю сам, меня это помню, даже не огорчает, состояние спокойствия и какого-то удивления на происходящее.
Иду в храм, храм высокий, место напоминает, где служил в одном храме, а храм похож на другой, в котором тоже служил.
Очень много знакомых.
Захожу, открываю дверь в какую-то небольшую комнатку, там два человека, один настоятель был в храме вместе служили, он одевает облачение, облачение очень блестящее, жёлтое, красивое, но крестов на нём нет. Другой сейчас священник, но он одет в брюки и рубашку, как мирянин, и на самом деле он по Канонам не может быть даже церковнослужителем, вот так мирянин и есть.
Захожу в храм, высокий, но полная разруха, пол как земляной, повсюду какая-то грязь, полумрак, все как будто собираются на службу, людей вообще нет, только немного, ведут себя, как, ни в чём не бывало, их не смущает разруха вокруг. Ни одной иконы, чёрные стены.
Слева большой хор, все в красивых блестящих облачениях, при этом такая разруха кругом. Видимо духовно такое запустение.
Надо служить молебен, стоят, вроде как алтарники и священники, вместо аналоя, какой-то наколоченный то ли столик, то ли леса, а все стоят, будто так и надо, отодвигаю, говорю, принесите аналой.
Дайте говорю акафистник, надо открыть акафист Покрову Пресвятой Богородице, дают книгу, черная, букв не разобрать, сыпется труха, пытаюсь прочитать, найти не получается.
Подходит знакомый священник, протоиерей сейчас, но долгое время был певчим, служит даже не у нас, а в другой епархии, одет в облачение, тоже блестящее, красивое, стихарь, как певчий, а не священническое, отдаю ему акафистник, чтобы нашёл акафист Покрову. Думаю так, хоть и священник сейчас, а ведёт себя не как священник, Пастырь стада Христова, обязанность которого и волков в овечьих шкурах от паствы отгонять, а как тот же певчий, раньше позвали попеть, приехал, попел, а сейчас сказали служить, пришёл, послужил, разницы нет.
Про себя подумал, не будет акафиста Покрову, послужим обычный «Радуйся Невесто Неневестная».
Иду в алтарь, напоминаю, в храме разруха, даже пола нет, только земля, да и то неровная какая-то. Иконостас громадный и в ширину и высоту, пытаюсь открыть дверцу (т.н.диаконскую, через которую входят в алтарь, их две бывает, в середине Царские врата), а это не дверь, а витрина, вместо иконостаса, оказывается лавка, заставлено всё, но опять ни крестов, и хотя вроде иконы продаются, отчётливо вижу ценники на «товаре» но ликов нет, как и книги, стоит много в переплётах красивых, а названий нет. Запомнилась языческая статуэтка, полуголая женщина обнимает младенца, даже во сне подумал, что за язычество.
Справа вижу священника, тоже протоиерей, даже отдел у нас в Епархии возглавляет, также в желтом блестящем облачении, но без крестов и все виденные мною священники без священнических крестов были, он смотрит на меня и подсматривает, как я отреагирую, что вместо иконостаса, витрина.
Пытаюсь найти вход в алтарь, в витрине, его нет, обхожу слева, вижу сбоку дверь, захожу. Полная разруха, выдернута даже из стены лампа, один плафон торчит, престола нет вовсе, черные стены, ни икон, ни крестов. Столы, сбоку стоят, тряпки, навалены, на столах подумал вначале лежат коты, их много, черные очень большие, вповалку лежат, толстые, в одном, другом месте. А это не коты, бесы, но до того ленивые, а кого им искушать, коль люди сами не Богу служат, а своим страстям, тщеславию, гордыне, наживе, тешат себя внешним блеском, внешней красотой облачений, пения, а духовное умерло, нет его.
Как и нет веры в Бога, живой, искренней веры, только внешнее, лукавое, показное, лицемерное.
На этом и проснулся.
Буквально за день до этого, как-то вскользь подумалось, Господи, покажи мне духовное состояние людей.
Видимо Господь и открыл.
Сон отца Иоанна Кронштадтского:
«Господи, благослови! Я, многогрешный раб Иоанн, иерей Кронштадтский, пишу сие видение. Мною писано и моей рукой то, что я видел, то и передал письменно.
В ночь на 1-ое января 1908 года, после вечерней молитвы, я сел немного отдохнуть у стола. В келии моей был полумрак, пред иконой Божьей Матери горела лампада. Не прошло и полчаса, как я услышал легкий шум, кто-то коснулся моего плеча и тихий легкий ласковый голос сказал мне: «Встань, раб Божий Иван, пойдём со мною!» Я быстро встал…
Идем дальше – заходим в большой храм. Я хотел перекреститься, но старец мне сказал: «Здесь мерзость и запустение!». Вот вижу очень мрачный и темный храм, мрачный и темный престол. Посреди церкви иконостаса нет. Вместо икон какие-то странные портреты со звериными лицами и острыми колпаками, а на престоле не крест, а большая звезда и Евангелие со звездою, и свечи горят смоляные – трещат, как дрова, и чаша стоит. Из чаши идет сильное зловоние и оттуда всякие гады, жабы, скорпионы, пауки ползут, страшно смотреть на все это. Просфоры тоже со звездой, пред престолом стоит священник в ярко-красной ризе и по ризе ползают зеленые жабы и пауки. Лицо у него страшное и черное, как уголь, глаза красные, а изо рта идет дым и пальцы черные, как будто в золе.
Ух, Господи, как страшно! Затем на престол прыгнула какая-то мерзкая, гадкая, безобразная черная женщина, вся в красном, со звездою на лбу, и завертелась на престоле, затем крикнула, как ночная сова, на весь храм страшным голосом «Свобода!» и стала. А люди, как безумные, стали бегать вокруг престола, чему-то радуясь, и кричали, и свистели, и хлопали в ладоши. Затем стали петь какую-то песнь, — сперва тихо, затем громче, как псы, потом превратилось все в звериное рычание, дальше – в рев. Вдруг сверкнула яркая молния и ударил сильный гром, задрожала земля и храм рухнул и провалился сквозь землю. Престол, священник, красная женщина – все смешалось и загремело в бездну. Господи, спаси! Ух, как страшно! Я перекрестился. Холодный пот выступил на лбу у меня. Я оглянулся. Старец улыбнулся мне. «Видел?», — сказал он. – «Видел, отче! Скажи мне, что это было? Страшно и ужасно!» — Старец ответил мне: «Храм, священники, люди – это еретики, отступники, безбожники, которые отстали от веры Христовой и от Соборной и Апостольской Церкви и признали еретическую живообновленческую церковь, которая не имеет благодати Божией. В ней нельзя ни говеть, ни исповедоваться, ни приобщаться, ни принимать миропомазание». – «Господи, спаси меня грешного, пошли мне покаяние, смерть христианскую!» — прошептал я. Старец успокоил меня: «Не скорби, молись Богу!».»
† Патриарх Алексий II:
Он завещал: «Никакой подготовки литургической реформы в Церкви нет и быть не может! Те, кто порой высказывают частные мнения о том, что нужно перевести богослужение на русский язык, о чем в свое время говорили обновленцы, или предлагают сократить богослужение, забывают, что Церковь, её уставы и правила вырабатывались тысячелетиями, и они должны свято соблюдаться… Церковь наша в трудные времена гонений и испытаний выстояла, сохраняя незыблемой свою традицию. Эту традицию должны свято беречь и мы. Я призываю вас соблюдать наши православные традиции. Эту традицию должны свято беречь и мы. Я призываю всех вас соблюдать наши православные традиции и не смущаться частными высказываниями людей, пытающихся возвратить нас во времена обновленчества».
Протоиерей Константин Буфеев К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»
«Отличие между обновленцами XX века и обновленцами нынешними заключается лишь в одном. Первые относились к святителю Тихону и возглавляемой им Российской Православной Церкви как к враждебной и внешней силе, чуждой им по духу. Современные же неообновленцы находятся внутри Русской Православной Церкви, даже пытаются говорить от её лица и активно стремятся перекроить её традиции и устои по своей модернистской мерке».
http://www.blagogon.ru/digest/457/
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО О Причащении без Исповеди
Дошла информация о том, что в некоторых храмах «благословляют» Причащение Святых Христовых Тайн без обязательной Исповеди. Якобы раз исповедовались за пост и можно идти на Причастие весь пост уже без Исповеди.
Это неправильное обновленческое мнение, доселе неслыханное, но к сожалению случившиеся, сообщили прихожане.
Как и искусственное выделение Святок и Светлой седмицы, что в эти недели можно Причащаться без поста и (или) Исповеди. Ещё довелось слышать мнение об необязательности чтения молитвенного правила перед Причастием Тела и Крови Христа. Всё это обновленческие мнения появившееся не так давно.
Подробнее: http://www.stihi.ru/2017/03/06/1847
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО в Церкви Таинство Венчания с еретиками
Не рискуя сразу признать «таинства» еретиков, было принято попрать одно из Таинств Церковных — Таинство Венчания.
Брак, по слову апостола Павла, подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:23-25, 31).
Разрешая венчаться с еретиками (католиками и протестантами и пр.) соучаствовать в совместном молении, попирать правила Апостольские и постановления Вселенских Соборов.
Как могут католики и пр. присутствовать на православном Таинстве Венчания.С ними то молится даже в доме по Апостольским (!)правилам нельзя.
Апостольские правила
45. Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен.
10-е правило святых Апостолов: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен».
«Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подобает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа» (72 Правило VI Вселенского Собора). Это правило однозначно и строго запрещает принявшим крещение православным верующим людям вступать в брак с представителями еретических сообществ, будь они несторианами, папистами, протестантами, монофизитами или иными еретиками, тем паче вступать в брак с иноверцами. Дореволюционные отступления от этого правила в Российской Православной Церкви подлежат осуждению.
А по поводу выражения из постановления Архиерейского собора:»Иной подход, основанный на принципе икономии, применяется в отношении браков с представителями тех инославных сообществ, которые не враждебны Православной Церкви. .. находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами..» — Которые не враждебны Православной Церкви, это про католиков, тех кто разграбили Константинополь и ходили «крестовыми» походами на Святую Русь, те кто сейчас на Украине захватывает силой православные храмы? Вот не моё мнение, а мнение архимандрита Иоанна:
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Слово в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая:
«И если мы с вами заглянем вглубь истории, посмотрим на деяния новоявленных спасителей России — Римскую католическую церковь, то увидим, что она появлялась на горизонте у нас всякий раз, когда начинались смутные времена. Будьте рассудительны и обращайте свое внимание в корень вещей. Когда она появлялась? Цель же их была всегда одна — подчинить Русь господству Рима.
Еще свежа память об унии в XVII веке на Руси, а вот уже опять времена новой унии в XX веке. Опять Русь Православная на западе захлебывается горем, а римские миссионеры ласково проповедуют в Сибири, и на землю, искони Православную, готовится вступить Римский папа с визитом.(3,24сек) Чего да не будет.»
«Вот куда поведут католики своих последователей — надо забыть Христа и истину Его учения, забыть святых отцов, подвизавшихся за веру: отцов древних — святителя Николая, святителя Спиридона, святителя Патриарха Ермогена и сонмы других; забыть святых отцов нашего времени — святого праведного Иоанна Кронштадтского, Святейшего Патриарха и исповедника Тихона; забыть Святую Православную Церковь, от времен Христа живущую Им, выживающую Им и по обетованию Его имеющую быть до скончания века.»
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО: Синод принял «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения»
Реальный соблазн не крестить или повременить (в практике подходили спрашивали, что не крестили девочку умерла, сколько лет девочке говорю, 25 лет) в крещении детей. Сколько раз крестили в реанимации больных, недоношенных, верующие люди, боятся, что ребёнок будет не крещён.
Потом даже, а за кого молится, имени то нет, имя даётся во время Таинства Крещения, в специальной молитве на наречение имени, а тут кого.
Упразднили Таинство Крещения, а какой смысл в таком молении о некрещенных, отпевание как раз не таинство, а обряд, моление Церкви о своих чадах, не крещённые не чада Церкви: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Ин.3:5
Блаж. Феофилакт Болгарский:так и при крещении предлежит вода, но все совершает Дух и молитвенное призывание, а особенно присутствие Бога. Ибо в воде сей совершаются знаки и образ погребения и воскресения. Три погружения — знак тридневного погребения; потом человек воскресает (выныряет), как Господь, нося светлую и чистую одежду нетления, а тление погрузив в воде.
Тогда зачем Господь приходил, раз без Него, Его Жертвы можно попасть в Рай.
Из жития великомученицы Екатерины:
«Тогда отроковица Екатерина, взяв святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись в комнате своей, начала молиться так, как научил ее старец. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и узрела в видении Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе со святым Младенцем, окруженным лучезарным сиянием. Екатерина не могла видеть лика Его, ибо Он отвратил его от нее и обратил его к Матери Своей. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое. Сие повторилось три раза. После того Екатерина услышала, что Богоматерь сказала Сыну Своему:
— Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.
А Богомладенец ответил Ей:
— Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.
Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:
— Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?
Но Христос отвечал ей на сие:
— Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.
На сие Преблагословенная Матерь Господа сказала Ему:
— Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное Лицо, на Которое все Ангелы взирать желают.
Тогда Христос отвечал:
— Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узрит Меня и обретет благодать предо Мною.
Увидев и услышав все сие, Екатерина пробудилась от сна и дивилась тому видению. Когда наступило утро, она пошла с немногими рабынями своими в келлию святого старца и, припав со слезами к ногам его, поведала ему о своем видении и умоляла его сказать, что ей нужно делать, дабы узреть желаемого ею Жениха-Христа.
Преподобный старец подробно научил ее всем тайнам истинной веры христианской, начиная от сотворения мира и создания праотца Адама и до второго пришествия на землю Владыки Христа, а также поведал ей о неизреченной райской славе праведников и о многоболезненных бесконечных мучениях грешников. Как девица премудрая, богопросвещенная и жаждавшая истины и спасения, Екатерина уразумела вскоре всё христианское учение, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла от того же старца святое крещение. После того старец заповедал ей снова помолиться со многим усердием к Пречистой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.
Таким образом, совлекшись ветхого (ср. Кол.3:9) человека и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слёзной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула. И вот снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец взирал на Екатерину с великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:
— Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?
Господь ответил Пречистой Матери Своей:
— Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.»
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО: Кощунство над мощами Святителя Николая
Окно Овертона для православных
Сегодня решается, защитить память святого и быть православным или пойти на поводу обновленцев через экуменизм к единой мировой религии антихриста.
Мощи Николая Чудотворца прибудут в Россию впервые за 930 лет — ложь!
Левое ребро святого Николая везут в Россию. Громко именуя это «мощами св. Николая» и порождая иллюзию, что привезена будет не частица мощей, а весь Святитель, покинув Бари, придет в наши пределы.
На самом деле частички мощей Святителя Николая есть во многих православных храмах в России в т.ч. и Москве.
Единственная цель привоза мощей Святителя Николая — это проповедь экуменизма.
Подробнее: http://www.stihi.ru/2017/04/28/9507
Воочию начинают сбываться слова святителя Феофана Затворника о последних временах: «Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – одна видимость, внутри же отступление истинное».
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось… Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». 2Тим.3,1-13.
Собственно духовная слепота приводит к тому, что человек внешне, делая и выглядя как верующий, «православный» всё исполняющий, на самом деле становится в один ряд с богоубийцами – фарисеями, принимает дух антихриста. Человек, не способный различить показное лицемерное служение Богу, волка в овечьей шкуре, с легкостью примет антихриста. Антихрист – величайший актер, который обманет весь мир. За маской доброты, любви, благочестия будет скрываться ужасающий Зверь, богопротивник, человеконенавистник. Почему люди примут его? Да потому что они уже давно приняли его своим духом. И дух антихриста – это лицемерие. Сама апостасия, отступление от Бога произойдёт именно в тот момент, когда «тайна беззакония», отступление произойдёт внутри Церкви. Когда тот невидимый порог внешне верующих, лицемеров, фарисействующих превысит тех, кто искренно верит в Бога. Так было перед революцией 1917 г., когда вся масса верующих в духе уже давно отступила от Христа и приносила только внешнее фарисейское поклонение.
«Убойся этого лицемерства, — поучает святитель Игнатий (Брянчанинов), — убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом — в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям» Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Сам святитель Игнатий при этом вспоминает, как много он страдал от почти постоянной встречи с духовными «руководителями, болезновавшими слепотой и самообольщением, и сколько горьких и тяжких потрясений» он от этого испытал.
Сбывшиеся пророчества Апокалипсиса
http://www.stihi.ru/2013/10/26/8641
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен». Пророчества преподобного Серафима Вырицкого (1866 — 1949 гг.).
В данной статье высказаны оценочные суждения. Статья не претендует на документальность, а также никого не призывает к активным действиям и не призвана кого-то оскорбить. Статья опубликована только в ознакомительных целях.

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 11-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 99 зач., 24, 13–28

Сказал Господь Своим ученикам: претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: `вот, Он в пустыне’, – не выходите; `вот, Он в потаенных комнатах’, – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Господь предупреждает, какие страшные времена наступят на земле вследствие отступничества людей от Бога. И призывает верных к мужеству: «Претерпевший же до конца спасется». Хотя многие соблазнятся и отпадут, всегда будут те, кто хранит до конца верность. Венцы славы Христовой будут для них воздаянием. Лучше умереть в свинарнике с гонимыми, вместе со священномучеником, «ложе свое между свиниями нечистыми имевшаго» (Канон новомученикам и исповедникам Российским), чем жить во дворце с гонителями.

И далее Господь говорит о разрушении Иерусалима и о Втором Своем Пришествии. Один план накладывается на другой: скорое разрушение Иерусалима, которое произойдет в 70-м году при императоре Тите, и бедствия в конце времен, которые завершатся Вторым Пришествием Христовым.

Господь говорит, что Евангелие будет проповедано во всем мире, «и тогда придет конец» – истина Божия и воля Божия должны быть возвещены всем. Через 30 лет после смерти и воскресения Христова проповедь апостолов достигла центра мира – Рима, и как говорит апостол Павел: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Даже гонение на первых христиан способствовало распространению Евангелия – вследствие рассеяния их по всему миру. Точно такое же действие будут иметь гонения на последних христиан. Только после всемирной проповеди Евангелия наступит конец – не ранее того. Слово Божие должно совершить свое дело в мире. Тайна Божия исполнится, и в мистическое тело Церкви войдет «число запечатленных» – «великое множество людей из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 8, 4, 9), и тогда придет конец.

Падение Иерусалима могло означать окончание одной эпохи и начало другой. Мерзость запустения, реченная через пророка Даниила (Дан. 11, 31) – будет подобна осквернению Храма Антиохом Епифаном, совершившим в нем жертвоприношение языческому богу Зевсу. Слово Христово о мерзости запустения скоро исполнится после осады Иерусалима Титом, но апостол Павел говорит о дальнейшем раскрытии этого пророчества, когда «человек греха в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). Осквернение святынь, которое мы пережили в минувшем столетии в нашем Отечестве, – только этап на пути этого дальнейшего раскрытия. Некоторые толкователи полагают, что слова «мерзость запустения, стоящую на святом месте» означают также падшее и недостойное священство.

Христос ссылается на пророчество Даниила, чтобы показать ученикам, как исполнилось написанное в Ветхом Завете о разрушении града и Храма и тем самым утвердить Свое пророчество. Исполнение Христова пророчества о Иерусалиме в 70 году, – будет для них знамением исполнения всего, реченного Господом, – до конца времен. «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы», – говорит Господь. Наступят такие события, когда последователи Христа должны будут поспешно оставить этот город и эту страну, как оставляют охваченный неугасимым пожаром дом или тонущий корабль. Так Лот оставил Содом. Господь показывает, куда они должны бежать, – из Иудеи в горы. От абсолютной погруженности в земное мира – туда, где небо ближе. И с какой поспешностью они будут это делать: «Кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего». Когда прозвучит сигнал тревоги, нельзя будет терять ни минуты, избирая кратчайший путь для спасения. «И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои». Когда смерть на пороге, промедление опасно. Кроме того, даже одежды – не то, что что-нибудь ценное, наспех захваченное из дома, могут оказаться помехой в бегстве. Кто имеет благодать в своем сердце, тот может не иметь ничего.

«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» Для них голод и меч будут наиболее страшны. Для них спастись будет трудней, чем другим. «Еда мать оставит свое дитя», а бегство с младенцем будет недостаточно быстрым, и гибель настигнет их обоих.

«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Когда мы заранее знаем, какие беды грядут на нас, хорошо нам заранее запастись молитвами. Чтобы не случилось это зимой, когда холодно и коротки дни, и дороги развезло или замело, и неизвестно, хватит ли у нас сил одолеть все внешние преграды. Чтобы не случилось это в субботу. Господь показывает нам, как таинственна и глубока заповедь о почитании субботы, то есть воскресных и праздничных дней. Мы должны молиться, чтобы нам было дано хранить этот священный покой, чтобы в праздник Господень у нас всегда был праздник, и мы могли служить Господу без развлечения. Бегство зимой – трудно для тела, а бегство в субботу – для души.

«Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Когда мера нечестия исполнится, тогда грядут беды. Многие города и царства в течение истории мира были разрушены, но никогда не было такого разрушения. Историк Иосиф Флавий описывает ужасы осады Иерусалима – страшный голод, когда женщина съела своего новорожденного младенца, смерть более миллиона жителей города, и сотни тысяч, проданных в рабство, – небывалые в истории Израиля бедствия. Неудивительно, что гибель Иерусалима в 70 году была ни с чем не сравнимой гибелью, ибо грех Иерусалима был ни с чем не сравнимый грех – распятие Христа. Но Господь имеет в виду также кончину мира, когда отступничество будет всеобщим. И чем ближе какие-то народы к Богу в исповедании веры, чем больше они облагодатствованы Им, тем страшнее будут суды над ними.

Если бы эти бедствия продлились, они бы стали столь непереносимыми, что не спаслась бы никакая плоть. Господь не говорит: «Не спаслась бы никакая душа», ибо гибельное для плоти может быть спасительным для души. И среди всего этого ужаса мы слышим от Господа слово утешения: «Но ради избранных сократятся те дни». Во времена всеобщих бедствий Бог являет Свое благоволение к избранному остатку. Сокращение дней бедствий – дар Божий, часто посылаемый нам. Вместо того чтобы жаловаться, что наши скорби слишком продолжительны, мы должны бы благодарить Бога за то, что они не длятся за наши грехи всегда.

Среди небывалых испытаний мы призываемся к верности нашему Господу, остерегаясь лжемессий и лжепророков, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Ищущие Христа не должны устремляться в пустыни или потаенные места, и не слушать всякого, кто поманит их пальчиком, обещая показать, где находится Христос. Когда жизнь станет нестерпимой, мы должны возводить очи наши горе, ибо Господь наш – на небе, откуда мы ожидаем наше спасение.

Христа невозможно будет не увидеть – в отличие от лжемессий. Его явление будет подобно молнии – внезапным и освещающим все. «Ибо где труп, – говорит Господь, – там соберутся орлы». Бог предает отступивших от Него духовно умерших иудеев Своему праведному суду. Римские воины были орлы, и на их воинских знаменах изображались орлы. Одновременно Господь говорит, что когда мир вследствие утверждения в нем греха как нормы станет заживо гниющим трупом, тогда Сын Человеческий придет со славою Страшного Суда.

Толкования Священного Писания

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

(Мк. 13:14; Лк. 21:20). Цан говорит, что слова Лк. 21:20-24 выступают из параллели с общей основой речи у Матфея и Марка. Этот отдел у Луки начинается одинаково, как у Мф. ст. 15 и Мк. 13:14, выражением όταν δε ϊδητε. Как у Матфея и Марка, так и у Луки речь о запустении; встречается такое же приглашение к жителям Иерусалима бежать в горы и говорится о горе беременным и питающим сосцами в эти дни. Но в остальном содержание у Луки совершенно иное, именно: у него изображаются осада и разрушение Иерусалима, умерщвление многих жителей, плен остальных и продолжительное господство язычников в Иерусалиме; у Матфея — Марка последние муки общества, которым будет конец с пришествием Иисуса Христа. Здесь, говорит Цан, отказывается служить все искусство гармонистов. С таким мнением трудно согласиться. Пророческая речь Христа во многих случаях походит на весы, которые отклоняются то в ту, то в другую сторону. Иногда Спаситель очень близко говорит о наступающих событиях в Иерусалиме, как будто совсем с ними соприкасается, центр тяжести как будто заключается в них. Но не нужно забывать, что чашка с весами тотчас же готова отклониться в другую сторону, и тогда речь Его начинает означать другое. Трудно предполагать, чтобы Христос в 15 стихе Матфея вовсе не сказал ничего о разрушении Иерусалима; но трудно также предполагать, чтобы Он не коснулся здесь и второго Своего пришествия, заимствовав образы от угрожающих Иерусалиму бедствий. Лука делает ударение больше на первом, Матфей и Марк на втором. Таким образом, здесь нет противоречия в показаниях евангелистов.

Поставленная в начале стиха частица “итак” (ούν) показывает, что новая речь сопоставляется в связь с предыдущей. Здесь содержится ответ на вопрос учеников: когда это будет? Эта частица всегда была затруднительной для комментаторов. Она указывает на то, что 15 стих есть вывод из предыдущей речи. Но, спрашивают, не вводится ли здесь анахронизма? Не странно ли делать вывод из того, что должно случиться при конце века, и этим регулировать то, что будет при разрушении Иерусалима? На самом деле здесь нет никакой странности. Не будущее разрушение мира служит образом разрушения Иерусалима, а наоборот. Поэтому правильно говорит Иоанн, что ούν не выражает того, что Спаситель возвращается к прежней Своей мысли, потому что здесь говорится о том, о чем не сказано было раньше, а только проводится дальнейшая мысль, присоединенная к прежней.

Места из книги пророка Даниила, на которые ссылается здесь Спаситель, встречаются в пророчестве о семидесяти седьминах, считаются очень темными и потому переводятся разно (9:26-27; 12:11). Для нас здесь важно только, что в одном случае (Дан. 9:27) LXX переводят еврейское .выражение (шикуцим мешомем — множ.) через βδέλυγμα των ερημώσεων, а в другом (шикуц шомем, 12:11) через το βδέλυγμα έρημώσεως. У евангелистов поставлен член τής пред έρημώσεως, которого нет у LXX в Дан. 12:11. Вероятнее думать, однако, что евангельское выражение соответствует этому последнему месту и заимствовано оттуда. Шикуц шомем, βδέλυγμα έρημώσεως, мерзость запустения, как предполагалось, стало у евреев чем-то вроде terminus technicus для обозначения идолов, поставленных в храме, и связанного с ними идолослужения. В таком смысле выражение употреблено в 1 Мак. 1:54, 59, где говорится, что “в пятнадцатый день Хаслева (декабря), сто сорок пятого года (168 г. до Р. X.),” сирийцы (Антиох Епифан) “устроили на жертвеннике мерзость запустения (βδέλυγμα έρημώσεως),” а “в двадцать пятый день месяца (хаслева)” принесены были жертвы на жертвеннике, который был над алтарем. То же под “мерзостью запустения” мог разуметь и пророк Даниил. Но что именно в точности разумел Спаситель, предсказывая о мерзости запустения в Иерусалиме, трудно сказать. Иероним говорил, что это выражение можно или просто понимать об антихристе, или об изображении кесаря, которое поставил Пилат в храме, или о конной статуе Адриана, которая в самом святом святых стояла до того времени, когда жил Иероним. Некоторые полагали, что под мерзостью запустения здесь разумеются ужасные поступки зилотов во время осады Иерусалима Веспасианом и Титом. Но какие бы ужасы ни производились зилотами, одно несомненно, что они были чужды идолопоклонства. На основании сказанного нужно предполагать, что Спаситель берет хорошо известное библейское изречение только в общем смысле, как оно понималось иудеями, по которому языческая сила принесет опустошение — сделает город и храм пустыней. В этом общем смысле выражается и Иосиф Флавий о запустении, которое предсказано Даниилом и произведено римлянами (Древн. 10:11, 7. Δανιήλος καί περί των Ρωμαίων ηγεμονίας ανέγραψε, καί ότι υπ αύτω έρημώθνσεταί).

“Читающий да разумеет” — перевод точный. Но здесь затруднительно сказать, слова ли это Христа или евангелиста. Большинство комментаторов думает, что это была “церковная заметка,” которая, подобно славословию в 6:13, прокралась в текст. Некоторые утверждают, что это предположение совершенно произвольно, потому что такое же выражение встречается и у Марка. Решение вопроса зависит от того, как понимать слово άναγιγώσκω, в смысле ли замечать, признавать, уразумевать, или в более конкретном — читать. Слово имеет то и другое значение. В первом случае оно сказано было Самим Христом, во втором его нельзя приписать Ему, а евангелистам. Первое вероятнее.

Толковая Библия.

У этого термина существуют и другие значения, см. Мерзость.

Мерзость запустения (ивр. ‏שִׁקּוּץ מְשֹׁמֵם‏‎, др.-греч. τὸ βδέλυγμα τῆς ἐρημώσεως) — словосочетание, встречающееся в Библии в Книге пророка Даниила (гл. 9, ст. 27), Евангелии от Матфея (гл. 24, ст. 15—16), Евангелии от Марка (гл. 13, ст. 14), а также в Первой книге Маккавейской.

Упоминания в Библии

Даниил

Фраза «мерзость запустения» встречается в трёх местах в Книге Даниила, в контексте апокалиптических видений:

Дан. 9:27 «… и на крыле будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Дан. 11:31 «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения». Дан. 12:11 «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней».

Первая книга Маккавеев

Согласно 1Мак. 1:54, «мерзость» была возведена на жертвенник всесожжения:

1Мак. 1:54″В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники». 1Мак. 6:7 «и что они разрушили мерзость, которую он воздвиг над жертвенником в Иерусалиме, а святилище по-прежнему обнесли высокими стенами, также и Вефсуру, город его».

Синоптические Евангелия

В Евангелиях от Матфея и от Марка термин используется Иисусом на Елеонской горе. В Евангелии от Матфея Иисус явно цитирует Даниила. В Евангелии от Марка фраза «о котором говорил Даниил пророк» отсутствует в Синайском кодексе.

Мф. 24:15-16 «Итак, когда вы увидите мерзость запустения, о которой говорил пророк Даниил, стоящую на святом месте (читающий да разумеет), то пусть те, кто находятся в Иудее, да бегут в горы». > Примечания > Литература

  • Мерзость запустения // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

> Ссылки

  • О мерзости запустения
  • Толкования на Мк. 13:14
  • Что такое мерзость запустения? / Ответы на вопросы / Библия Онлайн.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *