Мессия, кто это?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Мессия в Библии.

Говоря о Священном Писании и истории иудейской и христианской религии, можно спутать два разных слова. «Миссия» (от латинского «missio» — отправление, посылка») – смысл существования или деятельности, «Мессия» (от еврейского «Машиах» — «помазанник») – имеет иносказательное значение «царь» и является одним из ключевых понятий в Библии. На греческий оно переведено как «Христос»,

В Ветхом «помазанник» — это священник (Лев 4:3,5,16). «Помазанные Мои» Господь называл Авраама, Исаака и Иакова (Пс 104:15), «помазанником» именуется и царь Израиля (Давид постоянно подчеркивал достоинство Саула как помазанника Божьего и продолжал оказывать ему честь, даже когда этот царь его преследовал (ср. 1Цар 24:7)).

В особом смысле помазанником Божиим был Давид, поскольку из его дома должен произойти великий Властитель, Который будет «поражать в голову» семя змея (Быт 3:15; 2Цар 7:12-16; ср. Мих 5:2-4). К этому Властителю и относится название Машиах (Мессия).

В последнем пророчестве Давид воспевает этого грядущего Царя (2Цар 23:1-7).

Пророки (особенно Исаия) предвещали Его приход (см. Ис 9:6,7; 11:1-10; 53; Иер 23:5,6; Иез 34:22-24).

Можно сказать, что вся жизнь религиозных иудеев была чаянием прихода Помазанника Божия. Они тщательно изучали Священное Писание, чтобы знать, как именно должен прийти Машиах, и не пропустить это событие.

Обетования о Мессии осуществились в Иисусе Христе, однако многие иудеи не совсем верно истолковали Его миссию. В момент жизни Иисуса Христа Иудея находилась в зависимости от Рима. Мессия стал восприниматься как политический лидер, который сможет организовать народное восстание, прогнать ненавистных римлян, вернуть иудеям независимость и покорить им другие народы.

Христос совсем не стремился заниматься политикой. Он шел, чтобы добровольно принять смерть и только через смерть войти в славу и даровать людям спасение. Недаром Евангелист Иоанн перед описанием входа в Иерусалим повествует о том, как Мария помазала Христа маслом, тем самым приготовив к погребению, но никак не к торжеству.

Ведущий: Что такое «дни Машиаха» согласно науке каббала?

М. Лайтман: Дни Машиаха означают, что пришло время вытянуть (лимшох) нас из эгоизма на уровень любви к ближнему. Об этом рассказывает Тора, а каббала лишь объясняет, как выполнить этот процесс. В науке каббала есть сила для реализации этого принципа, а у обычной Торы ее нет. Поэтому сейчас мы находимся во время раскрытия науки каббала, которая должна сначала распространиться в Израиле, а потом и во всем мире. И тогда все придут к исправлению.

Ведущий: Поэтому каббала называется внутренней частью Торы?

М. Лайтман: Да, и сейчас пришло ее время.

«Спроси Каббалиста», из передачи 20 ноября 2008 г.

Вопрос: Как каббала объясняет сказанное о том, что с приходом Машиаха каждый из нас увидит Творца в себе?

М. Лайтман: Безусловно, это произойдет. Ведь Машиахом (от корня машах – тянуть) называется сила, которая вытягивает человека из его эгоизма, из желания использовать всех в свою пользу, к ощущению, что мы все соединены вместе в одной системе «как один человек с одним сердцем». Сегодня мы уже начинаем понимать, что связаны друг с другом в различных созданных нами системах. Кроме того, сама природа — а слова «Творец» и «природа» имеют одинаковое числовое значение — приводит нас к осознанию, что все мы зависим друг от друга, а потому должны соединиться между собой узами любви и дружбы, к чему нас обязывает закон «возлюби ближнего своего, как самого себя». Сила, пробуждающая в нас это осознание, понимание, способность реализовать этот закон и быть «как один человек с одним сердцем», называется силой Машиаха. Тогда между нами воцарится то единение, которое существовало в момент дарования Торы. Из этого единения, из связи между собой мы раскроем Творца.

Ведущий: Что значит «раскрыть Творца»?

М. Лайтман: Раскрыть Творца означает раскрыть общую силу природы: Элоким (Творец) в гематрии тэва (природа).

Ведущий: Мы раскроем общую силу природы вовне или внутри нас?

М. Лайтман: Мы раскроем ее внутри нас, как сказано: «И будете подобны Творцу», «Возвратитесь сыны Израиля к Творцу Своему». Такова цель творения: подняться на уровень «человек» – Адам, что означает уподобиться (эдомэ) Высшему.

Ведущий: Мне не понятно, как я раскрываю внутри себя общую силу природы?

М. Лайтман: Сейчас мы видим, слышим, ощущаем мир через наши пять органов чувств, потому что у этого мира и у нас есть общие свойства. Но с Творцом у нас нет общих свойств: Он — «Добр и Творящий добро» в отдаче и любви, а я противоположен Ему — получаю ради себя и использую ближнего для собственного блага. Если я поднимусь с этого эгоистического уровня на уровень отдачи и любви, то почувствую Творца внутри себя. Как я улавливаю нечто снаружи, и это входит внутрь меня, так я почувствую и Творца. Когда между Ним и мною не будет различия, я достигну слияния с Ним — такого соединения, о котором сказано: «Исраэль, Тора и Творец – одно целое».

Ведущий: К этому может прийти каждый человек?

М. Лайтман: К этому обязан прийти каждый и в самое ближайшее время. Мы видим, что силы природы — кризисы, которые мы переживаем, удары, ощущаемые со стороны экологии, климата, банковской системы – начинают оказывать на нас давление. Почему? Потому что мы пришли к такому состоянию, когда начинаем создавать глобальные системы, в которых человек соединяется со всем миром. А когда он начинает соединяться со всем миром, то не может идти против Творца, против общей природы: он обязан начать относиться к другим как природа, т.е. быть подобным природе, подобным Творцу. И тогда внутри себя мы почувствуем вечность и совершенство на таком же уровне, как в природе.

«Спроси Каббалиста», из передачи 2 октября 2008 г.

Вопрос: Большинство духовных лидеров Израиля в нашем поколении утверждают, что Машиах (Мессия) уже находится в мире, ждет своего раскрытия, и настало время, когда он должен раскрыться. Написано также, что нужно взывать к Творцу, чтобы послал нам Машиаха и освободил нас. Почему же этого не делают духовные вожди Израиля, утверждающие, что Машиах находится между нами и должен раскрыться в наше время?

М. Лайтман: Машиахом называется сила, которая вытягивает (мошех – тянет) нас, погруженных в эту несчастную жизнь, из плоскости нашего материального мира на более высокий уровень, где мы достигаем ощущения вечности, совершенства, наполнения, раскрытия света. Тогда мы понимаем смысл жизни, видим себя над жизнью и смертью, наблюдаем за этим миром сверху, одновременно находясь в этой жизни. Каббалисты говорят, что Машиахом называется распространение науки каббала во всем мире. Машиах – это сила раскрытия Творца всем творениям в явном виде, как сказано: «Познай Творца твоего!» «Все познают Меня от мала до велика, и Дом мой назовется Домом молитвы для всех народов».

Это огромное раскрытие, благодаря которому мы освобождаемся от различных проблем и бед. Мы начинаем понимать, откуда, зачем и для чего к нам все приходит, как реагировать, чтобы было хорошо и нам, и другим. И тогда люди начинают меняться, подниматься над своим эгоизмом, над желанием причинить вред другому. Как этого достичь? – С помощью желания! Что изменится, если лидеры Израиля выйдут на площади или начнут с помощью средств массовой информации побуждать всех раскрыть Машиаха? Машиах – это не человек, а сила, которая должна раскрыться.

Но что делать, если народ спит, глух к призывам, не понимает и не желает этого?! Исследования показывают, что люди не осознают, насколько тяжелым является наше состояние. Они считают, что мы находимся в хорошем положении. Сейчас лето – смотрите, сколько народу уехало отдыхать за границу, и никто не думает о чем-то ином. Мы действительно находимся во тьме изгнания, в самом его конце. И подобно тому, как в конце ночи наступает самая глубокая тьма, таково и наше положение. Безусловно, Машиаха призывают с помощью молитв и просьб, но пока мы к этому не готовы. Ребе из Коцка писал, что Машиах сидит у ворот Иерусалима, но никто его не знает и не видит. Он сидит в углу, на камне и ждет людей, которые захотят, чтобы он пришел.

Ведущий: Это притча или действительно существует такой человек?

М. Лайтман: Конечно, это притча. Иерусалим (Йерушалаим – Ир шлема – совершенный город) – это врата в небеса. Машиах сидит там, во вратах, ведущих на небеса, и тому, кто действительно желает раскрыть небеса, у кого уже есть к этому желание, тому эта сила поможет осуществить желаемое.

«Спроси Каббалиста», из передачи 29 мая 2008 г.

Вопрос: Каков духовный корень глобализации? С одной стороны, она якобы приносит свои плоды, а с другой – закрепляет подавление слабых сильными.

М. Лайтман: Все выглядит именно так, поскольку мы рассматриваем глобализацию с точки зрения своего огромного эгоизма. Выйдя из Вавилона, где мы жили, как единая семья, мы развивались в течение тысяч лет. Четыре с половиной тысячи лет назад в нас произошел взрыв эгоизма. Мы захотели построить вавилонскую башню, каждый хотел преуспеть в одиночку, следуя за собственным эгоизмом. Каждый хотел использовать остальных. Так мы пришли к жизни в таком виде, как мы ее знаем в наше время.

Сейчас нам снова раскрывается та же картина, которая была, когда мы жили в древнем Вавилоне как единая семья. Мы видим, что вся цивилизация – это небольшой народ, единая семья. Мы пока еще не очень чувствуем это, но постепенно это раскрывается. Мы начинаем осознавать, что мы – единая цивилизация, в которой каждый зависит от других, любое изменение на планете сказывается на всех. Нам кажется, что одни страдают, а другие наслаждаются, а затем мы понимаем, что это не так, что все мы в одной лодке.

Глобализация – не новое явление, но сегодня мы обнаруживаем ее, поскольку цивилизация пришла к концу своего развития. Мы достигли наивысшего развития эгоизма, больше которого нет. Сейчас мы обнаруживаем, что с одной стороны, зависим друг от друга в общей системе. С другой стороны, мы в своем эгоизме ненавидим друг друга, не можем ужиться вместе. Как в семье, где супруги живут в одной маленькой квартире и уже не в состоянии быть вместе. Внешние условия заставляют их оставаться вместе, хотя они терпеть не могут друг друга. Тогда происходит взрыв. Это мы и наблюдаем сейчас в мире.

Это давно было предсказано наукой каббала, «Книга Зоар» говорит о том, что это должно проявиться в наши дни. Наука каббала раскрывается сейчас именно для того, чтобы показать нам, что решение существует. Не существует решения вне ее. Иначе нам не справиться с кризисом в экономике, культуре, образовании, науке, государственной структуре, международных отношениях, в экологии. Каббала объясняет нам суть глобализации и способ достижения равновесия. В каббале это равновесие называется «Законом подобия свойств» и говорит о том, что мы должны прийти к подобию свойств с Творцом, с природой (числовые значения этих слов равны).

Наука каббала объясняет, как нам стать подобными, равными, близкими к Творцу или природе, это одно и то же. Когда мы совершим эти изменения в себе, то обнаружим, что относимся друг к другу с любовью. Тогда мы действительно сможем быть связанными между собой, как устроено природой, а с другой стороны эта всеобщая взаимозависимость не будет никому вредить. Наоборот, нас ждет безопасность, процветание, поручительство, спокойствие, если все будут относиться друг к другу с любовью. Природа заставит нас прийти к этому.

Раскрытие методики, позволяющей изменить наш мир к лучшему, изменить существующее положение и предотвратить грядущие беды, называется раскрытием Машиаха. Раскрыв ее, мы поймем, что она вытягивает нас из эгоизма, объединяет, и позволяет прийти к лучшей жизни.

«Спроси Каббалиста», из передачи 27 марта 2008 г.

Вопрос (Юлиана, 12 лет): Люди много говорят о приходе Машиаха. Машиах – это человек или сила?

М. Лайтман: Ого! Ребенок спрашивает: человек это или сила! Машиах – это сила, которая вытягивает нас из этого мира в духовный, из эгоистического состояния к любви и объединению между нами и Творцом. Эта сила, высший свет, указывающий нам путь, называется Машиах. Бааль Сулам пишет, что Машиахом является распространение во всем мире науки каббала — методики подъема человека из этого в духовный мир, к вечности, совершенству, добру, наслаждениям и полному наполнению.

Итак, речь идет о силе. Но будет ли в нашем мире человек, который поведет и объяснит этот процесс людям? Безусловно, будет человек или группа людей, которые выполнят эту функцию. Однако в науке каббала Машиахом называется методика, сила, путь, который человек должен пройти, чтобы достичь цели Творения. То есть духовные силы, выводящие нас из этого в духовный мир, называются Машиах.

«Спроси Каббалиста», из передачи 6 декабря 2007 г.

Вопрос: Когда придет Машиах, и какие от этого произойдут изменения в Израиле и во всем мире?

М. Лайтман: Когда придет Машиах? Написано, что Машиах сидит у входа в Иерусалим на камне и ждет, когда ему дадут войти. Он ждет только нашего разрешения, возможности войти.

Машиахом называется раскрытие Каббалы во всем мире. Именно во всем мире! Машиах — это раскрытие Творца, высшей силы всем творениям, когда все будут жить в ощущении единой силы, действующей в мироздании – общей силы природы. И за счет этого мы будем видеть и воспринимать не только наш мир и свое биологическое существование в течение 70-ти лет отпущенной каждому жизни, но увидим также нашу жизнь и существование до своего рождения и после смерти. Мы ощутим вечное и совершенное течение жизни.

Мы будем пребывать в равновесии с природой, в соединении с высшей силой. Все это знание и ощущение человека, поднимающегося над этой временной и ограниченной жизнью на более высокую ступень – называется приходом Машиаха.

Когда это случится? Когда мы этого захотим! А как же этого захотеть? Только с помощью каббалистических книг, объясняющих нам, что мы от этого выиграем.

«Спроси Каббалиста», из передачи 21 июня 2007 г.

Вопрос: Чем отличается каббала хасидизма от каббалы Бааль Сулама? В чем отличие физического Машиаха, от Машиаха, который, как объясняется в Каббале, является внутренней силой, облачающейся также и в материальное тело. Для меня это судьбоносный вопрос, поскольку я колеблюсь в выборе между этими двумя направлениями.

М. Лайтман: Прежде всего, иудаизм это очень обширное, богатое учение. Оно состоит из множества течений и различных методик, ни одна из которых не отменяет другую. Есть митнагдим, хасиды, представители национального лагеря, и среди них есть различные направления, есть бреславские хасиды и гурские, есть различные течения среди литаим, есть Хабад, который находится немного в стороне от всех этих течений. Каждый выбирает для себя то, что ему близко по духу.

Наука каббала – это нечто совершенно другое. Она не имеет отношения к массовому иудаизму, который разделяется на группировки, партии, различные методики и так далее… Она оторвана от традиций этого мира, от физических действий выполняемых людьми, от всевозможных организаций. Наука каббала занимается только одним, если ты хочешь подняться к корню своей души, достичь ее исправления, ты используешь эту науку, чтобы привлечь свет, возвращающий к источнику, и достигаешь самореализации. Это все.

И здесь не возникает вопрос о Машиахе и о том, какая система лучше. Или наука каббала, или все остальное – из этого выбирайте.

«Спроси Каббалиста», из передачи 9 августа 2007 г.

Вопрос: Что такое «Машиах»?

М. Лайтман: Машиах – эта Высшая духовная сила, Высший свет, который вытаскивает человека из этого мира в духовный мир, раскрывает ему небеса, объясняет и показывает то, что происходит в той части реальности, которая сейчас от него скрыта. К этому приводит человека наука Каббала, которая потому и называется тайной наукой. Она приближает человека к состоянию, в котором он получает эту силу, возвращающую к Источнику, к добру. И тогда, что называется, – небеса раскрываются, человек начинает видеть духовный мир, и в него входит та самая сила, которая называется «Машиах». Будем надеяться, что мы все ее удостоимся.

Существует общий и частный Машиах. Каждый изучающий науку Каббала обретает эту силу, которая его вытаскивает, возвышает в духовный мир вместе с материальным миром, в котором он находится. В этом состоит его частный Машиах. Но наряду с этим должен быть и общий Машиах. Иными словами, необходимо, чтобы все человечество поднялось на духовную ступень и, как написано: «стало единым союзом». Будем надеяться, что это произойдет в наши дни.

«Спроси Каббалиста», из передачи 16 августа 2007 г.

Вопрос: Я бы хотела спросить об избавлении, о том, что говорит Каббала по поводу прихода Машиаха?

М. Лайтман: Согласно Каббале мы живем в период, который относится к дням Машиаха. Об этом написано во многих каббалистических источниках, и в частности в трудах Бааль Сулама.Приход Машиаха должен произойти в ближайшие годы.

«Приход Машиаха» – означает, что мы хотим исправиться, достичь уровня Творца. И тогда свыше приходит сила, которая нас исправляет и соединяет между собой, приводя к тому, что мы становимся как один человек с одним сердцем. Так это было при стоянии у горы Синай. Весь народ должен сплотиться, стать кли для раскрытия Творца и подняться на уровень вечного и совершенного существования. Это называется Машиахом.

Машиах – это сила, которая вытягивает нас из эгоизма, из взаимной ненависти в любовь к ближнему. И мы распространяем эту силу, эту методику для всех народов мира. Ведь избавление должно быть полным, то есть избавлением для всех душ в мире, а не только для душ народа Израиля.

И тогда мы приходим на ступень «Машиах», к Конечному Исправлению, к тому, что весь этот мир поднимается в мир Бесконечности и в нем происходит раскрытие Творца. Будем надеяться, что это произойдет в наши дни. Как говорят каббалисты: «Все зависит от нашего желания и подготовки».

«Спроси Каббалиста», из передачи 30 августа 2007 г.

Вопрос: В чем разница между Машиахом бен-Давид и Машиахом бен-Йосеф?

М. Лайтман: Машиахом бен-Йосеф являлся святой Ари. Бааль Сулам пишет, что, согласно сфире Есод, он должен был быть первым Машиахом. Ведь сфирот идут в таком порядке: Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Есод и Малхут. Значит, после сфиры Есод следует Малхут (на иврите малхут – это царство) – Машиах бен-Давид (Давид – царь Израиля). И потому мы ожидаем этого второго Машиаха, который должен прийти в наши дни.

Кто такой этот Машиах? Это духовная сила, которая откроет нам духовный мир, и мы ощутим себя находящимися не только в нашем маленьком мире, а почувствуем, что существует еще один огромный мир – грандиозное измерение, которое нам откроется. И мы будем существовать одновременно в двух этих мирах. Согласно всем признакам, это должно произойти очень скоро. Будем надеяться, что это случится в наши дни.

«Спроси Каббалиста», из передачи 6 сентября 2007 г.

Вопрос: Если Моше Рабейну написал Тору, то почему в Торе он пишет о себе в третьем лице, а не в первом – «Я»?

М. Лайтман: А как еще он мог написать? Он пишет там о душах: как они выходят из своего эгоизма, из разбиения, из состояния, где они находятся под властью «Фараона» – своего злого начала. Все души, вышедшие из «Египта», удостаиваются прихода к духовному и раскрытия Творца. И тогда сила, движущая ими и притягивающая их, называется Моше: от слова мошех (тянуть), как тянет и Машиах (Мессия). То есть он пишет не о себе, а о той божественной силе в себе, с помощью и благодаря которой, а не своими силами, он стал вождем. Поэтому он пишет в третьем лице о том, как Творец действовал в нем, чтобы его продвинуть, а уже через него продвинуть весь народ Израиля.

«Спроси Каббалиста», из передачи 15 ноября 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *