Месть

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Васильева «А зори здесь тихие…». Практически все знают, что в данной книге рассказана история смерти пяти девушек-зенитчиц, погибших так или иначе по вине фашистов. Командир маленького женского отряда, старшина Васков, раненный в руку, нападает на немцев, остановившихся на привал, и в одиночку справляется с врагами, которых не могли осилить вшестером: одного убивает, четверых берет в плен. Именно желание отомстить за девушек, не успевших пожить, движет мужчиной, помогая ему совершить невозможное.

Но бывает и так, что кара настигает провинившегося без каких-либо сторонних усилий. Достаточно вспомнить второе произведение, выбранное мной. Это повесть Н. В. Гоголя «Портрет». Главный герой произведения, бедный художник Чартков, неожиданным образом получив приличную сумму, вместо того, чтобы потратить деньги на развитие своего таланта, решает «пожить на широкую ногу». Жизнь живописца, казалось бы, идет в гору, поскольку теперь юноша вращается в свете и создает полотна, которые разбирают как горячие пирожки и которые имеют такую же художественную ценность, как те же самые пирожки. Художник идет на поводу у вкусов толпы, и возмездие не заставляет себя ждать: Чартков потерял искру таланта, из-под его руки могут выйти только заученные формы и образы. Сама судьба наказала живописца, захотевшего быстрой славы и легких денег.

Таким образом, разница между местью и возмездием очевидна. Месть – реакция человека, возмездие – ответ Бога.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id38899

Обновлено: 2018-09-16 Опубликовал(а): slavyana89

29 февраля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Месть – это блюдо, которое подается холодным» – наверняка вы слышали такую поговорку.

Что она означает, о каком блюде идет речь, и почему оно обязательно должно быть холодным – давайте выяснять.

Месть — что это

Месть – это ответные действия, направленные в сторону обидчика.

В русском толковом словаре Ожегова определение мести звучит следующим образом:

это отплата за причиненное зло, возмездие.

С вами поступили несправедливо, неправильно, вам причинили моральный или материальный ущерб. Так не должно быть! В этот момент пострадавшую сторону терзает обида, и яростное желание заставить противника ощущать то же самое и даже хуже.

Так рождается чувство мести – протяженное во времени состояние, для которого характерны душевные страдания из-за нанесенных ран и стремление от них избавиться, залечить, реабилитироваться.

Мстительным людям кажется, что последнее случится только тогда, когда они «станцуют свой победный танец» на костях того, кто сделал им больно.

В погоне за отмщением человек может терять человеческий облик, терять морально-нравственные принципы и идти на крайние меры.

Например, некоторые обманутые жены, узнав об измене, в лучшем случае сжигают машины мужей, причиняют неприятности в личной и профессиональной жизни. В худшем – нанимают киллеров, чтобы стереть предателя с лица земли. Размер «кары» зависит от того, насколько обиженный человек оценивает понесенный им ущерб.

На эту тему написано немало литературных произведений. Самое известное — это «Граф Монте-Кристо» Дюма. Там месть — это главная линия сюжета. Но много еще произведений, где это чувство является если не главной, то одной из значимых линий сюжета.

В приведенном выше видео репититор по литературе как раз приводит примеры таких произведений, которые могут подойти под тематику «Месть и великодушие».

Психология мести

Если личность часто испытывает подобное чувство и мстит другим, можно говорить, что он имеет такую черту характера, как мстительность. Менее сдержанные, импульсивные делают это сразу, по горячим следам: удар – ответ. Другие могут вынашивать план возмездия месяцами и даже годами.

В первом случае обиженный находится во власти негативных чувств, отвечая впопыхах, делает много ошибок.

Именно поэтому считается, что месть нужно подавать холодной: человек «остывает», возвращается способность мыслить рационально, что помогает ему идеально выстроить свои дальнейшие действия.

Что такое месть по сути? Какие причины лежат в ее основе? Месть можно представить, как последнее звено цепочки, которая выглядит так (сверху вниз – от последнего к первому):

  1. месть;
  2. обида;
  3. агрессия;
  4. низкая самооценка.

Пример. Из ребенка, которого в семье не уважали, унижали и, возможно, били, вырастает взрослый человек с явным ощущением того, что его персона не имеет никакой ценности для окружающего мира. Чтобы выжить, защитить себя от опасной действительности, ему приходится быть агрессивно настроенным (инстинкт самосохранения). Причем это его обычное, повседневное состояние, ведь угроза повсюду, надо быть наготове всегда.

Такой индивид травмирован, изранен с детства. Любое внешнее событие, которое он расценит, как угрожающее, будет восприниматься агрессивно. Но так как самооценка низкая, то и личных прав у человека мало (я не имею права злиться, ведь я ничтожество). Поэтому «нормальная» агрессия с помощью защитных механизмов психики сворачивается в обиду. Гнев, злость, несогласие выражать опасно – травматик это знает с малых лет, а вот за обиду «ремнем» не прилетит.

Образовавшаяся обида ложится камнем на душе. Она неосознанно напоминает человеку, что он пустое место, а это его самая большая боль, которую он несет через всю жизнь. Моральные раны оказываются растревоженными, их хочется скорее залечить. А как?

Только увидев, что другому так же плохо, как и тебе, или еще хуже. Унизив, оскорбив другого, заставив страдать, обиженный получает облегчение. Он как бы переносит свои страдания на другого, поднимает самооценку, реабилитирует свое «Я», эго, ядро своей личности.

Чем более искалечена психика, тем яростней человек мстит. Счастливым, целостным личностям мстить несвойственно. Их философия жизни выстроена на других принципах.

Разрушающие последствия мести

Мстящий человек пребывает в иллюзии, что сделав другому так же больно, его собственная боль уйдет, и раны затянутся.

Это не так. Чем опасна месть для обиженного:

  1. сильная обида токсична по своему воздействию: меняется гормональный фон, страдает печень, поджелудочная, переизбыток желчи меняет цвет лица на желто-зеленый. «Почернел от злости», «позеленел от ненависти» – эти выражения не упали с неба и имеют вполне реальную основу;
  2. вынашивая план отмщения, люди тратят на это кучу своего времени, которое можно было бы потратить на удовольствия, наслаждение жизнью, но нет…;
  3. причинив вред другому, мстящий испытывает облегчение, но оно временно. Аффект проходит, и душевная боль возвращается, ведь моральные раны появились еще в детстве, задолго до настоящей ситуации и вылечить их таким образом не получится.

Подводя итоги этой главы, можно сделать вывод, что намеренное желание отомстить имеет только негативные последствия для мстящего. Зло порождает зло – это закон.

Как избавиться от желания мстить

Чтобы избавиться от мстительности, нужно работать над собой, своим характером.

Месть – это путь в никуда, приносящий страдания обеим сторонам конфликта.

Человек думает, что сделав другому плохо, сделает хорошо себе, но это не так. Если поселить эту мысль в своем сознании, желание отвечать на зло злом уменьшится.

Никто не говорит, что плохо злиться из-за неприятных поступков людей, что нужно подставлять левую щеку после удара по правой. Наоборот, вы обязаны заботиться о себе, ограждать себя от негативных воздействий внешнего мира. Вы имеете право на любые чувства, можете раздражаться, гневаться, если кто-то поступает с вами нехорошо.

Вопрос в том, как экологично это выражать – так, чтобы не вредить себе и другим.

Что можно сделать в ситуации, когда вас незаслуженно обидели (нет, не вернуться и заслужить):

  1. самый простой способ – сходить на прием к психологу, разобраться с ситуацией и расставить все по полочкам, освободиться от гнетущего чувства;
  2. можно отпустить обиду самостоятельно, простить противника и пожелать ему всего хорошего. Здесь помогут медитации, аффирмации, самогипноз. Зайдите в ютуб – там вы найдете множество подобных практик;
  3. необходимо помнить, что никто не может обидеть человека, он обижается сам. Обида – это выбор, собственное решение;

  4. встаньте на место обидчика, посмотрите на ситуацию его глазами. Что вы видите: почему он так поступил, какие его намерения, чего он хотел на самом деле? Люди не чинят зло просто так. Разобравшись подробней, можно понять, что делающие гадости являются глубоко несчастными людьми. Остается их только пожалеть, ведь не от хорошей жизни они себя так ведут.

Найдите свой способ выхода из ситуации. Можно нарисовать недруга, почеркать, порвать рисунок, сжечь. Как вариант – выписать на бумагу все, что думаете о его личности. Смысл любой практики – прощение, освобождение от неприятных чувств.

И необязательно совершать для этого реальные действия, подойдите к делу творчески.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

— М. со стороны пострадавшего или его родственников является древнейшей формой возмездия за преступления. Она известна была всем народам древности, а на Востоке и поныне встречается у персов, арабов, кавказских горцев. Когда при отсутствии или слабости государственной власти жизнь проникнута была началами самоуправства, М. и в частности М. за убийство (кровная М.), составляла не только право, но и обязанность родственников потерпевшего. В числе высших добродетелей, прославляемых арабскими поэтами, одно из первых мест, наряду с доблестью и гостеприимством, занимает рвение, обнаруживаемое при воздаянии за кровь; все средства считаются дозволенными в этом случае — измена, обман, клятвопреступление. И у древних евреев (Числа, гл. 35, ст. 16—21) M. считалась священной обязанностью, лежащей на живущих по отношению к усопшим. Религиозный характер сохраняет М. и в целом ряде арийских законодательств. С особенной силой религиозная сторона М., в ее связи с культом предков, выступает в древнейших славянских законодательствах, между прочим — в обряде символической смерти, заменяющем М. и известном под именем покоры (см.). Аналогичный обряд существует у осетин, под названием кифаельдисин (самопосвящение): в траурной одежде, с отпущенными волосами, приходит убийца на могилу своей жертвы, где он добровольно как бы отдает себя в руки покойника, но последний, в лице своего потомства, прощает его; убийца, совершивший этот обряд (так называемый фалдист), навсегда избавляется от М. родственников убитого, но зато принимает по отношению к ним и покойнику известные обязательства, в том числе совершение поминок, отправление своего рода фамильного культа. В германских законодательствах М. стоит в связи с родовыми понятиями; это есть обязанность, налагаемая родовой связью. Из германских источников, между прочим, видно, что наследники убитого не могли вступить в свои права, пока не отомстили за его смерть. Обязательностью М. объясняются два других характерных признака ее: 1) древняя М. совершалась открыто, всенародно; 2) на первых порах в ней участвовали все родственники, как лица, связанные между собой единством религиозного культа или родовых связей. В германских источниках имеются прямые указания, что мститель должен был обнародовать акт своего мщения (например, выставлением отрубленной головы на шесте) и даже должен был, по совершении убийства из М., требовать суда, который признал бы его мщение правомерным. Указания на случаи судебного рассмотрения М. находим и в русских источниках: по 20 ст. «Русской Правды» (по троицкому списку), «аже кто кого ударил батогом, либо чашею… то 12 гривен; не терпя ли противу того ударить мечом, то вины ему в том нетуть». Из этой статьи профессор Сергеевич выводит, что обиженный, нанеся удар мечом, от которого могла последовать и смерть, должен был явиться в суд и доказать, что удар нанесен в отмщение; судьи, убедившись в том, оправдывали его.

М. в древности приводила к ужасающим последствиям не только потому, что в ней принимали участие все родственники потерпевшего, но и потому, что кровное междоусобие не прекращалось с отмщением первоначальной обиды. Всякая позднейшая по времени обида, хотя бы и совершенная в отмщение, служила основанием к новой М. Обиженный или его родственники-мстители становятся обидчиками и так далее, из одного поколения в другое, нередко до совершенного истребления одного из враждующих родов. Только в безграничности М. можно найти ключ к пониманию тех нескончаемых кровопролитий, о которых повествуется в «Эдде» и «Нибелунгах». Необходимость ограничения М. в интересах общежития привела к установлению принципа равного возмездия (jus tali o nis), сформулированного в законодательстве Моисея и перешедшего в Коран, но встречающегося и у других народов, например у осетин. В силу этого принципа признается дозволенным только единичный акт отмщения, причем М. должна быть направляема исключительно на виновника обиды (а не на всякого человека его рода или даже племени). С течением времени нормируется самый характер М., определяется тот насильственный акт, какой обиженный вправе причинить обидчику в возмещение своей обиды; вместе с тем ограничивается круг обид, которые могли вызвать со стороны обиженного правомерную М. Существовали и другие начала, направленные к ограничению кровной М. Моисею приписывается установление убежищ, куда могли скрываться лица, которым угрожала М. В Палестине таких убежищ сперва было три, потом шесть. Скрывшийся в убежище не подлежал M., a выдавался на суд общины, кроме предумышленных убийц, которые выдавались родственникам потерпевшего. У германцев встречается ограничение М. известным сроком: можно было мстить только в течение года с днем. И в русских источниках встречается указание, что мстить можно было только непосредственно после нанесения обиды, под влиянием взволнованного чувства: согласно «Русской Правде», выкуп за удар берется в том случае, если потерпевший «не постигнет» обидчика — следовательно, если настигнет, может мстить. Важнейшим средством к ограничению М. служил переход к системе выкупов или композиций. Переход этот, по мнению М. М. Ковалевского, явился естественным результатом ограничения М. одним лишь виновником преступления. Древняя М. не была разборчива в средствах: она одновременно грозила и личности, и имуществу обидчика. Но раз виновник преступления скрылся — а по обычаю он даже обязан был скрыться, чтобы не раздражать родственников потерпевшего, — М. не могла уже обрушиться на родственников обидчика, и мстителям оставалось только ограничиться захватом имущества его. С течением времени фактические захваты уступили место соглашениям о выкупе, который у германцев назывался вергельдом (см.), а у нас — годовщиной (см.) Примирение сопровождалось различными обрядами. Выкуп взамен М. узаконен и Кораном. Наряду с системой выкупов продолжала, однако, существовать и М., последние проявления которой можно проследить в Швейцарии до XVI и XVIII в.; к тому же приблизительно времени могут быть отнесены и последние упоминания о М. в городских хрониках Любека и Ульма.

Поныне М. не вымерла совершенно на острове Корсика (см. Вендетта) и у южных славян, особенно у черногорцев. В Черногории еще в законнике князя Данилы 1855 г. кровная М. признавалась дозволенной по отношению к самому убийце.

Сюжет

Главная героиня — 45-летняя, но очень привлекательная женщина. Ее внешности позавидовали бы многие, а вот личной жизни — вряд ли. Пять лет назад умер муж, и с того времени она никак не может построить отношения. Порадовалась бы за сына, который женился, да вот утешаться нечем. Странно, что ее мальчик выбрал подлую и хитрую спутницу Нику.

Двуличная супруга вьет из мужа веревки, а он будто рад. Да уж, любовь слепа, ведь он не замечает никакого коварства и потихоньку превращается в настоящего подкаблучника. Выдержать это мать не в силах…

Вместе с внуком Шура уезжает подальше от города — в тихую деревушку. Там-то и ждал ее главный сюрприз последних лет. Она познакомилась с добрым и милым Федором. Вскоре поняла, что у них взаимная симпатия. Впрочем, кроме влюбленности есть весомое препятствие — жена. При чем, полная противоположность Феди. Героиня не хочет ломать ни чью судьбу, уж тем более разрушать брак. У нее одна дорога — вернутся обратно, подальше от чувств. Но возможно ли убежать от себя, и правда ли, что от судьбы не уйдешь? Узнавайте в фильме «За чужие грехи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *