Место возникновения ислама

1. История возникновения ислама и личность его основателя

  • Ислам возник в начале VII века на территории Аравийского полуострова, заселенного преимущественно племенами арабов-кочевников, в условиях разложения родоплеменного строя, экономического упадка и межплеменной вражды. Нелегкая жизнь в пустыне нередко толкала ее обитателей на путь разбоя и грабежей, а в поселениях и городах царили довольно разнузданные нравы.

В доисламскую эпоху одни арабские племена поклонялись фетишам 1) и небесным светилам, другие исповедовали политеизм, 2) молясь племенным богам. Однако у них не было ни общего пантеона 3), ни единого религиозного культа.

Сердцем этого бурлящего котла был город-оазис Мекка 4), лежавший на пересечении караванных путей. Но Мекка была не только торговым, но и религиозным центром Аравии. Здесь находился храм Кааба (см. раздел 4.2), вокруг которого на так называемой «запретной территории» не было места ссорам и кровопролитию, так как там были установлены несколько сотен идолов разных племен, чтобы каждый, кто приходил с караваном в Мекку, мог поклониться своим богам.

Были в Мекке кварталы, где жили исповедовавшие единобожие иудеи и христиане, тоже нередко вступавшие в конфликты с язычниками-арабами.

Именно в этот сложный период в Мекке родился будущий пророк, основатель новой религии Мухаммед (Мохаммед, Мухаммад, Магомет — в переводе с арабского «достохвальный» или «тот, кого восхваляют») .

  • В биографии Мухаммеда, как и большинства других Великих учителей человечества, исторические факты тесно переплелись с мистикой.

История гласит, что Мухаммед (570-632 гг.) был представителем одного из самых могущественных в Аравии племени курейш (курейшитов). А его дедушка — весьма уважаемым в Мекке человеком — смотрителем Каабы.

Детство мальчика было ознаменовано цепью трагических событий — одного за другим, он потерял обоих родителей, дедушку, а затем и дядю, который стал опекуном сироты. Вынужденный в юном возрасте самостоятельно зарабатывать на жизнь сначала выпасом овец, потом _________________________

  1. Фетиш  неодушевленный предмет, наделенный сверхъестест-венной силой: амулет, талисман, идол, мощи. Фетишизм  одна из форм ранних религиозных верований.

  2. Политеизм от греч. poly много + theos бог — многобожие или язычество.

  3. Пантеон от греч. pan все + theos бог — совокупность всех богов определенной политеистической религии, со своей иерархией т разделением функций.

  4. Здесь и далее прописными буквами выделены важнейшие слова и понятия, знание которых обязательно при изучении темы «Ислам» в курсе «Религиеведение».

сопровождением караванов, он очень рано повзрослел. Страдания и трудности, выпавшие на его долю, не озлобили юношу, напротив, он отличался добротой и сострадательностью к людям. А честность и добросовестность помогли ему завоевать авторитет в торговых кругах.

Брак с богатой вдовой Хадиджей стал примером не только счастливого семейного, но и истинно духовного союза. Именно жена и ее родственники станут первыми последователями Мухаммеда-проповедника.

Обретя богатство и благополучие, Мухаммед, тем не менее, не находит полного удовлетворения и покоя. Он то и дело уединяется в пещере, размышляя о судьбах своего народа, задаваясь вопросами духовного порядка. В возрасте 40 лет у Мухаммеда открылся пророческий дар.

В том, что касается Мухаммеда-пророка, мы переходим к мистической стороне его жизнеописания.

Согласно преданию, еще до рождения будущего пророка его матери явился ангел, предсказавший, что у нее родится повелитель народов (в этом усматривается явное сходство с библейской историей о Благовещении Деве Марии). А в момент рождения Мухаммеда в Каабе, якобы, рухнули главные идолы его племени.

Однажды погруженный в раздумья Мухаммед услышал голос, повелевавший ему: «Читай!». Мухаммед был потрясен. К тому же, он не умел ни читать, ни писать. Голос настаивал. Это был ангел Джебраил (библейский архангел Гавриил, являвшийся еще ветхозаветным пророкам). Он провозгласил, что Мухаммед — посланник Бога.

С тех пор таинственный голос еще не раз звучал, требуя, чтобы он начал проповедовать.

Это событие стало поворотным не только в судьбе Мухаммеда, но и всего арабского народа.

В 610 г. Мухаммед выступил с первой проповедью о едином Боге перед близкими. Однако открыто пропагандировать новые идеи он пока не решался. Только два года спустя, поднявшись на ограду Каабы, он обратился к соплеменникам с публичной проповедью. И хотя идеи Мухаммеда не вызвали доверия у мекканцев, а в адрес проповедника полетели насмешки и угрозы, именно 612 год считается годом рождения новой религии — ислама.

В последующие годы у Мухаммеда появилось всего несколько десятков последователей. На мусульман начались гонения, их оскорбляли, забрасывали камнями и грязью, избивали, угрожали смертью. Но трудности и преследования, с которыми они столкнулись, не поколебали решимости пророка.

Тяжелым ударом для Мухаммеда стала смерть любимой жены. К тому же, он лишился поддержки ее родичей.

Но вскоре произошло знаменательное событие. В тот день спящего Мухаммеда разбудил громкий голос. Он снова увидел ангела Джебраила в сияющих белоснежных одеждах, а рядом с ним — крылатого белого коня с человеческим лицом. На этом чудесном коне, которого звали аль-Бурак, Мухаммед мгновенно перенесся на гору Синай, где за 2000 лет до этого иудейский пророк Муса (библ. Моисей) получил от Бога откровение и 10 заповедей. Вторая остановка была в Вифлееме, где родился Иса (Иисус). А третья — в священном городе Иерусалиме. Вместе с Мусой, Исой, Ибрахимом (Авраамом) и другими пророками Мухаммед совершил молитву в храме.

это мистическое событие связало Мухаммеда с библейскими пророками, утвердив, тем самым, преемственность их учений.

Выйдя из храма, он увидел спускающуюся с неба светящуюся лестницу, по которой поднялся на семь небес, где его встречали ангелы и пророки. На первом небе его обнял прародитель Адам, а на седьмом он предстал перед самим Аллахом, чей лик был сокрыт тысячами покрывал. Здесь он получил предписание о ежедневной пятикратной молитве и увидел подлинник Корана — Несотворенного Слова Божьего — хранящийся под престолом Аллаха, испускающим свет и благоухание.

Поведав о чудесном путешествии людям, пророк навлек на себя новый шквал насмешек. А коленопреклоненная поза молитвы, на которой настаивал Мухаммед, возмутила его гордых соплеменников, которые сочли ее унизительной.

Над его жизнью нависла реальная угроза, и в 622 г. Мухаммед вынужден был покинуть Мекку, переселившись в Ястриб (ныне Медина) по приглашению знатных жителей этого города. Здесь пророк нашел, наконец, поддержку, обрел славу чудотворца. Его авторитет и популярность проповедуемой им религии стремительно возрастали.

Переселение в Медину — хиджра считается у мусульман началом новой истории — с 622 года ведут они свое летоисчисление.

Дальнейшие события жизни и деятельности Мухаммеда далеки от мистики. За короткий период — всего десять лет — Мухаммед не только сумел утвердить ислам на всем Аравийском полуострове, он, где убеждением, где хитростью, а где и силой, сплотил враждующие племена и города в единый союз, став практически правителем всей Аравии. Пророк провозгласил братство всех людей, независимо от расовой и национальной принадлежности. Одним из важнейших результатов мудрого правления этого выдающегося государственного и политического деятеля стал детальный свод законов и правил повседневной жизни, по которым многонациональное мусульманское сообщество живет по сей день.

В сознании мусульман слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедание и морально-правовые установления.

Окончательным торжеством ислама стало завоевание Мухаммедом главного города Аравии, некогда отвергнувшего его. Триумфально возвратившись в Мекку, он разбил всех языческих идолов, провозгласив территорию Каабы священным местом, посвященным единому для всех богу. С тех пор Мекка остается центром мусульманского мира, куда стекаются паломники со всего света.

Умер Мухаммед в 632 г., два года спустя после триумфального завоевания Мекки. Смерть пророка потрясла общину. Многие не хотели верить и ожидали его воскресения. Наиболее здравомыслящие напоминали слова Мухаммеда, что он — обычный человек, лишь отмеченный благодатью откровения.

Уже после смерти пророка его проповеди были записаны последователями и учениками и собраны в сборник Коран, ставший Священным Писанием ислама. Учениками было также составлено Священное Предание — «Сунна посланника Аллаха» или просто Сунна. Сборник хадисов — историй о жизни, поступках и суждениях Мухаммеда — стал вторым по значимости вероучительным источником для его последователей (см. раздел 4.1).

  • Мухаммед вошел в историю не только как основатель одной из трех мировых религий, которую сегодня исповедует почти четверть населения земного шара!, но и как выдающийся политический и общественный лидер. Этому человеку, не умевшему ни читать, ни писать, удалось объединить в могучий союз арабские племена, сформировать социальные и моральные устои жизни мусульманского общества, заложить основы нового типа культуры, сохраняющей свой уникальный облик на протяжении без малого 1,5 тысячи лет! «Философ, оратор, апостол, законодатель, воин, покоритель мыслей, реставратор рациональной веры, культа без идолов, основатель двадцати земных империй и одной духовной — это Мухаммад. Что касается всех критериев, которыми может быть измерено Величие Человека, напрашивается вопрос, существует ли человек, более великий, чем он?» — так восторженно охарактеризовал его французский поэт, историк и политик Альфред де Ламартин 1).

На основе созданного Мухаммедом союза племен в середине VII в. возникло могущественное исламское государство ― халифат, правитель которого халиф был одновременно и высшим духовным лицом.

Завоевание арабским халифатом соседних государств способствовало стремительному распространению ислама, ставшего цементирующим фактором для союза арабских племен, и расширению влияния арабо-мусульманской культуры на культуры других этносов и народов. Спустя несколько столетий границы мусульманского мира охватывали громадные территории: Аравию и Ближний Восток, север Африки, Европейское Средиземноморье, Кавказ, Среднюю Азию, север Индии.

Время и место зарождения ислама

Появление ислама стало событием мировой истории. Из трех мировых религий эта религия является самой «молодой». Если буддизм и христианство возникли в эпоху, которую относят к древности, то ислам появился в раннем средневековье. Основным источником для исследования и описания первоначального ислама является Коран.

Возник ислам в среде арабов, коренных жителей Аравии. Что представлял собой аравийский полуостров в те времена?

Вокруг Аравийского полуострова находятся Индийский океан, Красное море, Персидский залив, Мертвое море, а также реки Ефрат и Иордан. Вдоль всего западного, южного и восточного побережья Аравии высятся горные хребты, которые замыкают полуостров со стороны моря и отделяют цветущие прибрежные страны от внутренней Аравии. Середину внутренней Аравии занимает обширное плоскогорье. На север и юг от плоскогорья расстилаются бесплодные песчаные пустыни, которые занимают треть обширного полуострова. На этом песчаном море местами разбросаны зеленые, цветущие острова – оазисы.

Иногда благодатным дождем проливаются на землю дождевые облака, задержанные аравийскими горами, но этих дождей очень мало. Жители Аравии ждут их иногда месяцами. Радостное событие – дождь приветствуют песнями и криками. Вода наполняет овраги и русла высохших рек и бурными потоками стремится по склонам гор к морю и внутрь Аравии в пустыню, но не достигает ни моря, ни пустыни. Аравийский зной беспощаден. В летнее время в некоторых местах он доходит до 50 градусов, потоки и реки испаряются, или уходят в землю и текут по подземным руслам. В пустыне эти подземные реки, выбиваясь наружу журчащими ручейками, орошают безжизненные пески, появляется растительность – так образуются оазисы. Плохо орошаемая Аравия бедна растительностью, не богата и животными.

Впоследствии наукой были усвоены географические названия, употреблявшиеся жителями северо-западной части полуострова, где возник ислам. Для них Сирия была левой стороной (Шам), Йемен – правой (таково значение этих слов); на свою собственную страну они смотрели как на барьер (Хиджаз)) между знойной, низменной прибрежной полосой (Тихамой) и высоким плоскогорьем (Недждом), где сравнительно благоприятные условия орошения позволяли заниматься скотоводством и даже земледелием. В Йемене, Хиджасе, Омане, Неджде – растительность богатая. Здесь растут кукуруза, ячмень, просо, виноград, финиковые пальмы, в Йемене – сахарный тростник и вечно цветущее кофейное дерево. Всегда в цветах, плодах, кофейные деревья ласкают взор разнообразием красок. Прохладный морской ветерок колеблет их темно-зеленые листья, среди которых ярко блестят белые, как снег, цветы и алые, как коралл, ягоды. Воздух напоен ароматом, спеют прекрасные плоды на гранатовых и смоковичных деревьях. Недаром эту страну издавна называют «счастливой Аравией».

Прекрасным климатом отличается и Неджд или Высокая страна. Здесь жара не так сильна, высокие гранитные и песчаниковые хребты открыты всем ветрам, воздух всегда чистый, без особой влажности. Возвышенности Неджда покрыты прекрасными пастбищами, здесь часто встречаются целые группы деревьев – сидр с его широко раскидывающимися, подобно дубовым, ветвями и колючий тальх. Все плоскогорье изборождено множеством долин – широких, узких, длинных, извилистых. Долины всегда окаймляют крутые, обрывистые края.

От этих плодородных стран резко отличаются аравийские пустыни. К северу от Неджда тянется огромное пространство, покрытое красноватым песком, который после дождя и грозы принимает малиновый цвет. От этого бесконечного красного цвета режет глаза, и кажется, что вокруг простирается огромное море, красные волны которого плещут, вздымаются и наполняют пространство своим ярким блеском. Синим шатром над этим красным морем опрокинулось безоблачное небо – ни звука, ни движенья, все пусто и мертво кругом. Удушливый зной наполняет воздух, печет солнце, жжет раскалившийся песок… Но если показалось черное облако, которое быстро закрывает синеву неба, расползается, растет и движется по пустыне, то горе и одинокому путнику и целому каравану. Это надвигается бич пустыни, удушливый ветер – самум, который повергает в прах на своем пути все живое.

Для мореплавателей страшны морские водовороты, попадая в которые в щепы разлетаются корабли; не менее страшны для людей, находящихся в песчаном море северной Аравийской пустыни воронкообразные пропасти большой глубины, никто не может пока объяснить когда и как они возникают. Однако еще больше опасностей представляет Красная пустыня, которая расстилается на юг от Неджда. Здесь желтоватый песок прерывается белыми пространствами, которые блестят на солнце. Если ступит сюда нога человека – он погиб. Белые пятна, резко выделяющиеся на желтом фоне пустыни – это зыбучие пески. Они затягивают человека в свои пучины и обрекают его на неизбежную смерть. Среди этих гибельных топей особенно печальной и грозной известностью пользуется в южной пустыне «море Сафи» (Бахр аль Сафи). Арабы рассказывают, что когда-то царь Сафи, грозивший своим завоеванием арабским племенам, со всем своим войском погиб в этом песчаном море с каменистыми берегами. До наших дней на дне его лежат груды несметных сокровищ, которых охраняют духи. Но никого не прельщают эти сокровища, суеверный ужас сильнее жажды богатства.

Переход через «Красную пустыню» очень сложен и труден, и нет здесь ни малейшей тропинки, только волну за волной можно увидеть на необъятном море песков. Ежедневно ветер собирает эти пески в высокие холмы, которые постоянно меняют свою форму. Невыносимый зной, яркий свет, отсутствие воды и растительности лишают сил человека в этих местах. Вокруг него поднимаются высокие хребты, охватывая его со всех сторон своими белыми, прозрачными очертаниями, под ногами его раскаленный песок, кругом ни звука, нет ни птиц, ни зверей в этой безжизненной равнине. Целые караваны исчезали без следа в Красной пустыне. Но порой перед утомленным взором путников во всей красе появляется оазис. Высоко поднимают свои верхушки финиковые пальмы и манят под свою тень, изумрудно зеленым ковром покрыт соседний с ними холм, сверкает и искриться на солнце ручеек. Еще нестерпимее становится зной пустыни, еще мучительнее томит жажда, но опытные сыны пустыни не подгоняют своих верблюдов, они знают, что не достигнуть им зеленого холма, не утолит их жажду кристальный ручеек, оазиса нет, это только обман утомленных ярким солнцем глаз – это мираж – довольно обыкновенное явление для пустыни.

Нередко перед глазами путников появляются целые озера. Бесшумно плещут волны по их поверхности, видна легкая рябь у берегов, но… и это мираж, воды нет. Подойдя ближе, путники находят лишь дно давно высохшего озера. Как будто желая увековечить память о себе, озеро, испарившись, оставило свой образ. Так страшно шутит над человеком могучая песчаная аравийская пустыня.

В таких краях очень трудно создать единое могущественное государство. Всюду природа создала естественные границы, положила начало разобщению и разрозненной жизни Аравийского полуострова. Побережья отделены от внутренней части страны грядою гор, Неджд окружен необозримым песчаным морем, горы и пустыни отделяют его от богатых прибрежных стран. Отдельные части побережья отделены в свою очередь друг от друга огромными скалами. Согласно с природным разделением страны, население Аравии жило в разных условиях и различными способами отыскивало себе средства к жизни. Древними обитателями Аравийской земли были кочевники, земледельцы, скотоводы. Издавна существовало строгое различие между жителями побережья и жителями пустыни. Арабы, заселявшие прибрежные плодоносные долины, разбросанные между горами, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и торговлей. С незапамятных времен многие арабские племена кочевали по аравийским пустыням. Для оседлых арабов местом жительства служили город и дом, для кочевых – пустыня и оазис.

Аравия граничила с Египтом, Вавилоном, Палестиной, рядом находились Персия и древнегреческие государства. Известные с глубокой древности Хиджас и Йемен, вели обширную караванную торговлю с Египтом, Сирией и другими соседними и отдаленными странами. Богатая Индия, например, присылала на кораблях свои сокровища: золото, пряности, редких животных, обезьян в Оманскую страну. Здесь товары перегружались на верблюдов и сухим путем перевозились в южную часть Аравии, откуда, получив местные товары, а также очень чтимый древним миром ладан, караваны направлялись к Йемену, затем шли вдоль западного побережья через города Мекку, Медину и некоторые другие, направляясь в Сирию и к берегам Средиземного моря, а далее в Западную Азию и Юго-Восточную Европу. Города Мекка и Медина, где первоначально возник ислам, являлись важными промежуточными пунктами караванного пути, который имел для них важное значение: их население обслуживало караваны и участвовало в транзитной торговле.

Однако в дальнейшем направление торгового пути изменилось и корабли поплыли из Индии прямо мимо южных и западных берегов Аравии к египетской гавани. С этих пор торговое торговое процветание стало приходить в упадок. Правда, живой обмен местных товаров с продуктами Сирии все еще продолжался по старинному караванному пути через Мекку, но караванов стало меньше, и торговля уже не была столь обширна, как в прежние времена, когда богатая Индия снабжала Аравию своими сокровищами. Во многих странах побывали арабы в качестве купцов или воинов-наемников.

В давние времена, когда Северная Аравия жила своей первобытной кочевой жизнью, в южной части Аравийского полуострова находились богатые царства с цветущей культурой – Минейское, с городом Магином, затем Сабейское с городом Саба (Магриб). Сабейское царство было феодальным, и одним из сильных княжеств было Химьярское. Сабейскому царю в сложной междоусобной борьбе удалось сломить Химьярское княжество и включить его в свою область. С этих пор Сабейское царство стало называться Химьярским. К началу III века в правой области нижнего Евфрата было выдвинуто особое, полуоседлое, арабское государство Хирское с династией Лахмидов, а для противовеса ему, в конце III века со стороны Римской империи было создано такое же полуоседлое царство Гассанское со столицей Дамаском. Около середины V века началось образование в центре Аравии – Неджде, третьего, наиболее мощного северно-арабского царства – Киндийского, которое сильно потеснило хирских Лахмидов, но в начале VI века Лахмидам удалось его сломить и оно распалось.

Центральная часть полуострова, где и возник ислам, в своем развитии отставала от северного и южных регионов. В основном здесь занимались кочевым скотоводством, виноградарством и садоводством. Однако лишь незначительная часть арабов занималась земледелием и торговлей, большинство арабских племен кочевали по пустыне, которая сделала кочевника-бедуина неприхотливым и воздержанным. Жилищем для него являлся простой шатер, раскинутый во время стоянки, одеждой – плащ и шерстяная рубашка, все имущество его привязано к спине верблюда. С детства он привык спать на жесткой постели, переносить нестерпимый полуденный зной, довольствоваться незначительным количеством пищи. Финиковая пальма – единственная кормилица бедуина, которая, словно нарочно, создана для жизни в бесплодной знойной пустыне. Она не любит дождя, ей необходимо знойное, безоблачное небо, но зато ее корни нуждаются в обильной влаге. Пальма дает бедуину все необходимое – доски, бревна, веревки, а главное – плоды, которые по несколько порой месяцев являются единственной пищей. Главным богатством для бедуина являются лошадь и верблюд. Только верблюд делает возможным переход через зыбучие пески. Это неприхотливое животное, которое называют «кораблем пустыни», терпеливо переносит голод и жажду и в продолжение нескольких дней может обходиться без воды. Молоко и мясо верблюда идут в пищу, из шерсти делают одежду и шатры, а навозом топят. Не будь верблюда, погиб бы бедуин в каменистых и песчаных пространствах Аравии, поэтому сын пустыни платит ему глубокой признательностью. В своих песнях он прославляет его добродетели, новорожденного верблюжонка араб носит на руках, за ним ухаживает так же заботливо, как за родным сыном. Никогда араб не ударит своего верблюда, на ходу он подбодряет его только пением, разговаривает с ним, как с товарищем, рассказывает ему длинные истории и сказки. Как на личную обиду он смотрит на любое неласковое слово, сказанное его любимому животному.

Лошадь араба, как и верблюд, никогда не видит от него ничего, кроме ласки. Бедуин любит ее больше всего на свете. Для него легче потерять жену и детей, нежели коня. Козы, овцы, бараны составляют стада бедуинов. Арабу-кочевнику хорошо известны дороги и направление оазисов в пустыне. Если по пустыне продвигается целое племя, то на далекое пространство тянутся стада его овец и верблюдов. Подойдя к оазису, кочевники раскидывают шатры. Если их немного, они располагаются в виде круга, если очень много, то в виде длинного ряда, который тянется обыкновенно по берегу ручья. Летом кочевые арабы редко остаются на одном месте дольше трех, четырех дней. Как только скот съел траву вокруг ручья, они передвигаются дальне по пустыне, а вновь отрастающая трава кормит скот следующего племени. Так с незапамятных времен переходили с места на место бедуины, разделенные на множество мелких племен.

Внутри арабских племен выделялась племенная знать, обогащались наиболее удачливые участники караванной торговли, приобретавшие, владельцы крупных стад и участков обработанных плодородных земель.

Для арабов близкие родственники были всегда уважаемыми прочными союзниками, а степень родства определяла наследование имущества. Важным считалось происхождение, к которому арабы относились почтительно, уважительно и серьезно. Они хорошо знали историю многих поколений своих родственников.

В доисламский период арабы веровали во множество богов и каждое племя поклонялось своему богу. Почитали камни, особенное метеоритного происхождения, поклонялись идолам, изображавших тех или иных богов или демонов. К святилищу, где находилось изображение идола, его почитатели совершали регулярные паломничества, а кроме них, к нему собирались и люди других племен, которые стремились использовать скопление паломников для торговли.

Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога своего племени, лично пообщаться с ним и таким образом впитать в себе часть его силы. Идолам приносили жертвы, обычно скотом. Если племя имело своего идола, то в его составе должен был находиться жрец (кахин), в обязанности которого входило обслуживание идола и руководство ритуалом жертвоприношения. Так как молитвенный ритуал еще не был разработан арабами, роль молитв могли играть стихи разных местных поэтов, которые обычно жили при вожде племени. Дар стихотворчества рассматривался как результат благожелательного отношения к его обладателю со стороны джиннов – особых существ, по представлению арабов, состоявших из воздуха и огня.

Считалось, что у поэта (шаира) имеются личные связи в мире сверхъестественных существ, и его произведения могут оказывать влияние на отношение джиннов к людям. Шаиры воспевали силу, гордость, мужественность, храбрость арабов, битвы и войны, женскую красоту и любовные отношения, философские проблемы жизни, пейзажи и красоты природы. Порой святилища, где поклонялись божествам – покровителям отдельных племен и родов, приобретали важное значение как торговые пункты, где велась торговля между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ была Мекка, которая в силу географического, экономического и религиозного положения пользовалась особым статусом торгового и религиозного центра.

Считается, на первоначальный характер новой религии – ислама, созданной Пророком Мухаммадом, оказали существенное влияние доисламские древние верования и культы, а также иудаизм, маздеизм и христианство.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

История возникновения ислама

  • Главная
  • История
    • Гражданская война в России 1917-1922 — предпосылки, участники, последствия
    • Рене Декарт — краткая биография и его открытия
    • Кутузов Михаил Илларионович — краткая биография знаменитого фельдмаршала
    • Адольф Гитлер — краткая биография и интересные факты
    • Крестовые походы — причины, цели, результаты (таблица)
    • Евклид — краткая биография и его открытия
    • Реформы Витте — таблица с причинами, итогами и кратким описанием
    • Отмена крепостного права 1861 год — причины, подготовка, содержание, последствия
    • Медный бунт 1662 года — причины, основные события, последствия восстания
    • Культура Древнего Египта — общая характеристика и особенности
    • Пакт Молотова-Риббентропа — кратко суть договора, плюсы и минусы
    • Философия Древней Греции — возникновение, этапы развития, особенности философских школ
    • Перестройка в СССР (1985-1991) — предпосылки, причины, основные события, последствия
    • Сословия в России в XIX веке — классовая структура общества
    • Сулейман Великолепный — биография, правление, исторические факты
    • Ливонская война (1558-1583) — причины, ход, итоги
    • Либеральные реформы Александра 1 — характеристика, значение, причины свертывания
    • Герб Российской Федерации — история создания, значение, что символизирует
    • Андрей Боголюбский — биография, итоги правления
    • Галицко-Волынское княжество — краткое описание системы управления, политического устройства, особенностей хозяйства
    • Брестский мир — условия, причины, значение подписания мирного договора
    • Смоленская война 1632-1634 — причины, основные события, итоги
    • Флаг Российской Федерации — значение цветов
    • Семилетняя война 1756-1763 гг — причины, основные события, итоги
    • Английская буржуазная революция — причины, календарь событий, итоги
    • Владимир Мономах — биография, внутренняя и внешняя политика
    • Первая атомная бомба в СССР — кто и когда создал, и когда была испытана
    • Великая французская буржуазная революция — причины, этапы, последствия
    • Византийская империя — история развития, правители, достижения и причины гибели
    • Правление Л.И. Брежнева — внутренняя и внешняя политика
    • Контрреформы Александра III (1880-1890) — причины и итоги
    • Земская реформа Александра 2 — значение, итоги, плюсы и минусы
    • Продажа Аляски — причины продажи и история передачи
    • Чернобыльская авария — причины и последствия взрыва на ЧАЭС
    • История возникновения Олимпийских игр — с древности до наших дней
    • Османская империя — история возникновения и падения государства
    • Антанта и Тройственный союз — история создания, цели, состав
    • Распад Югославии — причины и история раздела территории
    • История Москвы — краткий экскурс
    • Восстание декабристов 1825 года — причины, цели и значение движения
    • Архитектурные термины — названия с иллюстрациями
    • Столыпинская аграрная реформа 1906 — цель, суть и результаты
    • Иоганн Себастьян Бах — краткая биография композитора
    • Восстание Степана Разина кратко — причины и итоги
    • Опричнина Ивана Грозного — причины, сущность и последствия
    • Полет Гагарина в космос 12 апреля 1961 — история и интересные факты
    • Глинка Михаил Иванович — краткая биография композитора
    • Вольфганг Амадей Моцарт — краткая биография и список музыкальных произведений
    • Людвиг Ван Бетховен — краткая биография композитора
    • Боги Древнего Египта — список, описание и значение
    • Пророк Мухаммед — история жизни основателя ислама
    • История еврейского народа
    • История кораблестроения
    • Михаил Федорович Романов — внутренняя и внешняя политика, краткая биография царя
    • Иван Калита — внутренняя и внешняя политика, краткая биография
    • Открытие Америки Христофором Колумбом
    • Правление Рюрика — основные события внешней и внутренней политики князя
    • Русско-Японская война 1904 1905 гг
    • Первая Чеченская война 1994-1996
    • Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева
    • Политика военного коммунизма кратко
    • План Барбаросса кратко
    • Второе ополчение Минина и Пожарского
    • Книгопечатание на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
    • История возникновения ислама
    • Индустриализация СССР в 30-е годы
    • Александр Невский — краткая биография
    • Соборное уложение 1649 года — основные положения кратко
    • Коллективизация в СССР кратко
    • Полтавская битва — кратко самое главное
    • Сталинские репрессии — причины, списки репрессированных и реабилитированных жертв
    • Прокофьев Сергей Сергеевич — краткая биография
    • Церковная реформа патриарха Никона — основные положения и последствия
    • Холодная война между СССР и США — кратко и понятно
    • Ленин — краткая биография Владимира Ильича
    • Суворов Александр Васильевич — краткая биография
    • Бородинское сражение 1812 года. Кратко о великой битве
    • Кратко об основных событиях Северной войны
    • История образования древнерусского государства Киевская Русь
    • Биография царя Ивана Грозного: происхождение и царствование
    • Значение богов Древней Греции: мифология и списки имен
    • Академик Михаил Ломоносов: краткая биография и деятельность
    • Причины, значение, последствия принятия христианства на Руси
    • История Крымской войны 1853–1856 гг. кратко
    • Западники и славянофилы: исторический взгляд
    • Список мировых религий: кратко об особенностях и зарождении
    • Правление Екатерины 2: внутренняя и внешняя политика
    • Сталинградская битва – кратко о главном
    • Первая мировая война 1914–1918: причины и итоги кратко
    • Что такое НЭП: причины, сущность, итоги
    • Ледовое побоище: кратко о ходе битвы, итоги и значение
    • Монголо-татарское нашествие на Русь
    • Восточные славяне в древности: появление, расселение, быт
    • Краткая характеристика военных и экономических реформ Петра 1
    • Кратко о ходе и итогах Отечественной войны 1812 года
    • Куликовская битва: причины, схема, краткое содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *