Миф деревянный конь

«Мифы Древней Греции». Конспект урока литературного чтения в 4-м классе с презентацией, выполненной в Power Point

  • Герасименко Елена Николаевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Вводная беседа.

Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои — существа сверхъестественные, а значит, мифы — истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы — это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.

Объяснение нового материала.

Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция.) (слайд 1 (Приложение 1). Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем её мы. А у самих греков зовётся она Элладой. (слайд 2). Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить всё происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой? Древнегреческая мифология глубоко проникла в образ мыслей современного человека. Часто в обыденной речи мы говорим (слайд 3) о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение); о загадке сфинкса, т.е. о чем-то непонятном, загадочном (слайд 4). Если мы неожиданно очень сильно испугаемся, то скажем, что на нас напал панический ужас. Древние греки считали, что олимпийские боги безучастны к страданиям людей, отсюда и появилось выражение “олимпийское спокойствие” (слайд 5). Если кто-то безудержно и очень громко смеётся, мы говорим о гомерическом смехе богов, который описал древнегреческий поэт Гомер. А когда испытываем мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достичь, то говорим о танталовых муках (слайд 6). Мы сравниваем могучего и сильного человека с Геркулесом, а смелую и решительную женщину — с амазонкой. И, конечно же, мифические образы привлекают художников, скульпторов и поэтов.

Греческая мифология возникла как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. В поисках защиты от страшных стихийных сил греки, подобно всем древним народам, прошли через (слайд 7) фетишизм – веру в одухотворенность мертвой природы: камней, дерева, металла. В отличие от других народов, греки довольно рано они перешли к антропоморфизму (слайд 8), создав своих богов по образу и подобию людей, наделив красотой и волшебной силой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но, в то же время, зачастую жестоки, мстительны, коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний. Судьбу богов и людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры. Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. А мойра Атропос заносит в свиток судьбы всё, что назначили в жизни человеку её сёстры, (слайд 9)

Итак, как же всё начиналось? Вот представления древних греков о мире. (слайд 10). Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. И наш мир, и бессмертные боги — всё родилось из Хаоса (слайд 11). Он был как бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной — Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Хронос породил три стихии — Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля — могучая и бессмертная богиня, мать и кормилица всего на ней живущего. Глубоко под Землёй родился ужасный, наполненный вечной тьмой, мрачный Тартар. Тартар был сама пустота, черная дыра, бездна. На протяжении всей истории боги использовали его глубины в качестве наказания поверженным. Никто не мог вырваться из Бездны своими силами. Тартар был самым ужасным местом во Вселенной.

Остатки первобытного Хаоса вращались с огромной скоростью и превратились в Яйцо, которое раскололось на две части: верхняя половина скорлупы стала Звездным Небом — Ураном, нижняя — Матерью Землей — Геей. (слайд 12). Они стали первым поколением богов.

Всего в греческой мифологии было три поколения богов. У богов первого поколения – богини земли Геи и бога неба Урана было шесть сыновей – титанов и шесть дочерей – титанид. Боялся и ненавидел Уран своих могучих детей, и больше всех – Кроноса, самого младшего и коварного из них. Уран заточил своих детей в мрачных недрах Геи – Земли, и она жестоко страдала от этого. И только младшему из титанов Кроносу хитростью удалось победить отца и отнять у него власть. Теперь Кронос воцарился над миром, но проклял его Уран – отец: “Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!”

У Кроноса и его жены Реи было шесть детей (слайд 13). Кронос безраздельно правил миром, но страх не покидал его: он боялся, что его постигнет та же участь, что и его отца. И поэтому, как только его жена клала ему на колени родившегося младенца, он сразу же проглатывал его. Чтобы сохранить одного из своих детей, жена вместо родившегося Зевса подсунула мужу завёрнутый в пеленку камень, который тот тут же проглотил. А младенца спрятали на острове Крит. Зевс рос очень быстро, возмужав, он отправился освобождать своих братьев и сестер. Для этого он напоил своего отца Кроноса зельем и заставил изрыгнуть проглоченных детей. Началась война за власть над миром, которая длилась десять лет. Победил Зевс (слайд 14).

Теперь власть над миром разделили сыновья Кроноса — три брата: в море стал править бог Посейдон, в подземном мире мёртвых — Аид, а самый могущественный бог Зевс стал повелителем неба и земли и правителем на Олимпе. Женой Зевса – громовержца была богиня Гера (слайд 15). Много детей было у Зевса и среди них Гефест – бог огня, Деметра – богиня плодородия (слайд 16), Арес – бог войны, Артемида – богиня охоты (слайд 17), златокудрый Апполон – бог искусства, Гестия – богиня домашнего очага (слайд 18), Афродита – богиня любви и красоты, а также могучая Афина – богиня мудрости (слайд 19). И, конечно же, на Олимпе жили братья Зевса: Посейдон и Аид (слайд 20).

В мифах Древней Греции упоминаются не только боги, но и герои. Герои являются потомками божества и смертного человека. Герой, как правило, наделен огромной силой. Герои смертны, но Геракл за свои подвиги получил бессмертие.

В конце изучения темы, детям предлагается разгадать кроссворд, представленный на слайде 21 (управление с клавиатуры компьютера).

Вопросы к кроссворду:

  1. Жена Зевса (Геба).
  2. Суровый перевозчик душ умерших (Харон).
  3. Бог огня и кузнечного дела (Гефест).
  4. Богиня любви и красоты (Афродита).
  5. Неумолимые богини судьбы (Мойры).
  6. Кому принадлежат слова: “Я – бог Солнца и света. Родился на плавучем остове Делос, в один день с сестрой Артемидой. Люблю искусство, покровительствую музам. В память о несчастной любви своей ношу на голове лавровый венок” (Аполлон).
  7. Рожденная из головы Зевса, богиня мудрости (Афина).
  8. Дочь эфиопского царя, которую спас Персей (Андромеда).
  9. Младший брат бога Смерти, бог сна (Гипнос).
  10. Брат Зевса, бог подземного царства (Аид).

Прежде: Условия падения Трои

Далее: Одиссей

Троянский конь

Деревянный конь греков. — Предсказание Кассандры о троянском коне. — Лаокоон ударяет троянского коня копьем. — Синон убеждает ввезти троянского коня в Илион. — Смерть Приама. — Смерть Астианакта, сына Гектора и Андромахи. — Менелай прощает Елену. — Троянские пленницы Гекуба и Кассандра. — Жертвоприношение Поликсены на могиле Ахиллеса.

Деревянный конь греков

Греки исполнили все предопределения о Трое, которых от них требовали прорицатели, но для того чтобы войти в Трою и овладеть ею, они, а главным образом Одиссей, придумали следующую хитрость. Скульптор Эпей с помощью Афины Паллады построил огромного деревянного коня; в него спрятали вооруженного Одиссея с храбрейшими из греческих воинов.

В античной мифологии и дальнейшей истории европейской культуры этот деревянный конь скульптора Эпея получил наименование троянского коня. Само выражение троянский конь сделалось в европейских языках нарицательным и обозначает нечто, содержащее в себе под привлекательной внешностью скрытую угрозу.

Рационализирующие толкователи мифов древней Греции полагали, что под образом деревянных коней аллегорически были переосмыслены морские деревянные корабли, взявшие Трою, а позднейшая мифология сделала из них одного коня.

Этого коня греки оставляют посреди лагеря, а сами для вида садятся на корабли и отплывают. Обрадованные троянцы выходят из своего города. Увидав огромного деревянного коня, одни из троянцев начинают требовать, чтобы его привели в Трою и посвятили богам в благодарность за избавление от греков, другие же противятся этому, в особенности Кассандра, дочь Приама.

Предсказание Кассандры о троянском коне

Кассандра была самая красивая из дочерей последнего царя Трои. Бог Аполлон, искавший союза с Кассандрой, дал ей дар предсказания, но Кассандра не согласилась быть его супругой. Боги не могут брать обратно своих даров, и разгневанный Аполлон решил, что хотя Кассандра и будет в своих предсказаниях предвещать истину, но никто не будет верить предсказаниям Кассандры.

Напрасно Кассандра уговаривает троянцев, напрасно вся в слезах предсказывает она им следующее: «Безумные, какое ослепление овладело вами, если вы хотите ввести в стены вашего города это произведение хитрости и обмана! Разве вы не видите, что в нем спрятаны ваши враги!» (Гомер).

Лаокоон ударяет троянского коня копьем

Троянцы не верят Кассандре, несмотря на то что Лаокоон, троянский жрец Аполлона, одинакового мнения с Кассандрой о деревянном коне греков.

Лаокоон даже вонзает свое копье в бок троянского коня: внутри деревянного чрева звенит оружие спрятанных там врагов, но ослепление троянцев так велико, что они не обращают на это внимания.

Согласно римскому поэту Вергилию, Лаокоон, услыхав звон греческого оружия за деревянными боками коня, сказал:

Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes —
«Что бы это ни было, я боюсь данайцев , даже когда они приносят дары».

Эти высказывание Лаокоона в передаче Вергилия стало латинскими крылатыми словами.

Лаокоон и его сыновья. Ватиканские музеи. {Фото: (Creative Commons license): flashcurd}

Когда же затем Лаокоон на берегу моря вместе с двумя сыновьями приносил жертву богу Посейдону, из недр моря выходят две змеи. Они обвиваются вокруг сыновей Лаокоона; несчастные в страхе зовут отца на помощь. Лаокоон спешит к сыновьям, но и его обвивают змеи как бы железными кольцами. Вне себя от боли и ужаса, взывает Лаокоон к богам; они остаются глухи к его мольбам. Задушив Лаокоона и его сыновей, змеи скрываются в храм Афины Паллады под ее алтарем.

Ужас объял троянцев. Они видят гибель Лаокоона. Троянцам кажется, что Лаокоон наказан за то, что осмелился проткнуть копьем священного коня, и народ требует, чтобы деревянный конь отвезен был немедленно в храм Афины Паллады в Трое.

Трагическая кончина Лаокоона и его сыновей послужила сюжетом для одного из величайших произведений античной скульптуры. Знаменитая скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья, удушаемые змеями богини Афины» была найдена в Риме в 1506 году и находится теперь в Ватикане.

Римский писатель Плиний Старший говорит, что она была изваяна тремя родосскими скульпторами — Агесандром, Полидором и Афинодором; время их жизни неизвестно, но есть основание предполагать, что это произведение относится к эпохе процветания Родосской школы, то есть к 250-200 годам до Р.X.

Синон убеждает ввезти троянского коня в Илион

Следующая уловка греков еще сильнее утвердила в троянцах решение ввести в город деревянного коня.

Грек по имени Синон из Аргоса ранил себя и покрыл себе все лицо царапинами. Обливаясь кровью, Синон бросился к ногам царя Приама, жалуясь на жестокость греков и прося защиты.

Приам принял его с радостью, наградил его подарками и спросил его о троянском коне. Синон ответил, что греки погибнут, лишь только деревянный конь войдет в город Трою.

Тогда троянцы, не сомневаясь более и надеясь на покровительство Афины Паллады, впрягаются сами и ввозят троянского коня в город, предшествуемые певцами и музыкантами.

Ночью отряд греков, введенный таким образом в город, выходит из троянского коня и открывает ворота Трои своим товарищам.

Греки со всех сторон окружают дворец престарелого Приама, который, видя, что во дворец врываются толпы греков, ищет убежища со всей семьей у подножия алтаря Зевса.

Смерть Приама

Сын Ахиллеса Неоптолем, или Пирр, преследует детей Приама, и последний сын погибает у ног отца.

Неоптолем, сын Ахиллеса, сбросив со скалы Астианакта, сына Гектора и Андромахи, собирается убить царя Приама. Слева стоит дочь Приама Поликсена, которую Неоптолем принесет в жертву на могиле Ахиллеса, своего отца.

Приам схватывает дротик и дрожащей рукою бросает его в убийцу сына, но Неоптолем кидается на Приама и убивает его мечом.

«Так окончил жизнь Приам, так погиб среди горящей Трои этот могущественный властелин Азии, царь стольких народов. Приам теперь не что иное, как окровавленное туловище, тело без имени» (Вергилий).

Существует много античных изображений смерти Приама и его детей.

Смерть Астианакта, сына Гектора и Андромахи

Пока Приам, пораженный жестоким Неоптолемом, умирает, Андромаха, вдова Гектора, предвидя участь своего сына Астианакта, старается его укрыть. Астианакт в страхе прижимается к матери Андромахе, но она говорит ему: «Ты плачешь, сын мой! Ты разве понимаешь, что ждет тебя? Зачем твои маленькие ручки обвивают так сильно мою шею, зачем ухватился ты так крепко за мои одежды? Гектор не появится из-под земли, вооруженный своим грозным копьем, чтобы спасти тебя; ни семья его, ни прежнее фригийское могущество — ничто не спасет тебя. Сейчас будешь ты сброшен неумолимым врагом с высокой скалы, и я услышу твой последний вздох» (Еврипид).

Падение Трои. Греческий воин стоит над раненым троянцем. Последний полуодет: ночная вылазка греков из троянского коня застала жителей Трои врасплох. Андромаха (имя персонажа указано греческим вазописцем) отбивается первым, что попало под руку, — пестом для толчения зерна. Юноша справа — это Астианакт, сын Андромахи, в страхе пытающийся спастись от греков. Слева стоит Кассандра (предположительно).

Кровожадный Неоптолем уже повсюду ищет сына Гектора. Андромаха, омывая слезами ноги Неоптолема, умоляет его даровать жизнь ее сыну, но суровый воин не слушает ее. Неоптолем схватывает ребенка Гектора и Андромахи и сбрасывает Астианакта со скалы.

Группа скульптора Бартолини прекрасно передает весь ужас этой мифологической сцены.

Парис погибает, пронзенный стрелой Геракла, пущенной Филоктетом.

Менелай прощает Елену

Елена, виновница всех этих бед, ищет спасения у подножия алтаря. Менелай настигает ее там. Менелай хочет наконец отомстить за нанесенное ему оскорбление, но, пораженный вновь красотою Елены, он роняет меч, которым собирался покарать виновную. Менелай забывает и прощает все и увозит Елену с собою.

Троянские пленницы Гекуба и Кассандра

Сохранилось много произведений искусства, изображающих падение Трои и печальную судьбу Приама.

В Неаполитанском музее находится прекрасная античная ваза, на которой представлены главнейшие эпизоды гибели Трои.

Взяв Трою, греки поделили между собою добычу и увели с собой пленников, чтобы продать их в чужой стране. По-видимому, участь этих несчастных троянцев, так храбро защищавших родной город и обреченных на старости жить в тяжелом и постыдном рабстве, сильно занимала воображение античных художников, потому что существуют почти во всех музеях прекрасные статуи, известные под названием «Пленников». Все они одеты в троянские одежды, выражение их лиц грустное и покорное, они все как будто мечтают и грустят о потерянном отечестве.

Участь троянских женщин была самая печальная.

Престарелая Гекуба, вдова Приама, досталась Одиссею. Оплакивая гибель своих детей, Гекуба с ужасом думает о своей одинокой старости и о страшных лишениях и трудах, которые ее, прежнюю царицу, ожидают в рабстве. Гекуба говорит: «Смертные, пусть судьба моя послужит вам уроком: не называйте даже самого счастливого смертного счастливым до кончины его» (Еврипид).

Пророчица Кассандра, дочь Приама, предсказывает свой союз с Агамемноном. Кассандра торжествует заранее, зная, что она сойдет в царство теней лишь тогда, когда увидит гибель дома Атридов, потомков Атрея, погубивших ее семью (Еврипид). Но никто не верит предсказаниям Кассандры, и Агамемнон увозит ее как свою пленницу.

Жертвоприношение Поликсены на могиле Ахиллеса

Утолив наконец свою жажду мести, греки пустились в обратный путь. Едва успели они сняться с якоря, как разразилась буря и появилась тень грозного Ахиллеса; она начала упрекать товарищей за то, что они покидают могилу героя, не принеся Ахиллесу никакой жертвы.

Ахиллес должен был, в случае мира с Троей, вступить в брак с Поликсеной, одной из дочерей Приама. Прорицатели, спрошенные о том, какую жертву требует себе Ахиллес, ответили, что он желает, чтобы Поликсена отправилась за ним в царство теней и стала бы там его супругой.

Несмотря на мольбы и просьбы Гекубы, Поликсена была принесена в жертву на могиле Ахиллеса.

На многих античных гравированных камнях изображен Неоптолем, закалывающий мечом Поликсену на могиле Ахиллеса.

Древнегреческий скульптор Поликлет изваял прекрасную статую Поликсены, которая пользовалась большой известностью в античности.

А был ли конь?

О существовании Троянского коня и месте нахождении Трои историки спорят по сей день.

В своей книге «Описание Греции» римский ученый и путешественник Павсаний, живший примерно во II веке н.э., пишет, что Конь существовал, однако это была не статуя, а таран, отбитый троянцами у греков. Троянцы увезли его в город, дабы греки не рушили стены города, однако горожане в суматохе не заметили спрятавшихся воинов.

Существует также иная версия. В то далекое время о гребцах, находящихся в трюме корабля говорилось, что им тяжело, как в брюхе у лошади. Не исключено, что «конем» Гомер назвал корабль, в котором затаились воины Одиссея.

Если верить описаниям Гомера, Троянский Конь был шириной около 3-х метров и высотой 7,6 метров. Построенная по описанию в наши дни модель весила примерно две тонны, вместить она могла не больше двадцати мужчин среднего телосложения.

Для того чтобы затащить эту конструкцию понадобилось бы сорок человек и на подготовительные работы ушло бы несколько дней, так что воинам, спрятавшимся в коне пришлось бы совсем не сладко.

Троянский конь

О догадках ученых, новых исследованиях в области изучения Троянской войны телеканал National Geographic в 2011 году снял фильм, в котором историки и археологи попробуют разобраться где находилась Троя? Существовал ли Троянский Конь? И, наконец, существовала ли Прекрасная Елена?

Фильм о Трое канала National Geographic

Троя в кино

Существует много постановок о Троянской войне. Самой последней экранизацией является фильм «Троя», снятый в 2004 году американским режиссером Вольфангом Петерсеном. Герои «Илиады» вновь сойдутся в смертельной схватке, а древние события заиграют новыми красками. Но то, что эта экранизация последняя, вовсе не значит, что остальные значительно хуже. Например, в фильме “Элен Троянская” сцена с конём тоже очень впечатляющая.

Сцена фильма “Элен Троянская” (видео)

k. Вместе они составили план, для осуществления которого Одиссей попросил Диомеда отстегать его кнутом. После чего, окровавленный, грязный, одетый в лохмотья, он проник в Трою под видом беглого раба. Только Елену не обманул его наряд, но, когда она стала разговаривать с ним с глазу на глаз, Одиссею удалось уйти от ответов. Тем не менее он не смог отказаться от приглашения посетить ее дом, где она омыла его, натерла маслом и одела в прекрасные одежды. У Елены сразу же отпали все сомнения относительно личности сидевшего перед ней человека, и она поклялась не выдавать его троянцам, если он поведает ей все свои планы, тем более что до этого она доверяла одной лишь Гекабе. Елена объяснила, что чувствует себя сейчас в Трое пленницей и мечтает вновь оказаться дома. При этих словах вошла Гекаба. Одиссей бросился к ее стопам, стеная от ужаса и умоляя не открывать его имени. Совершенно неожиданно она согласилась. После чего в сопровождении Гекабы он поспешил назад и благополучно вернулся к своим друзьям с множеством сведений, утверждая при этом, что убил нескольких троянцев, которые отказались открыть ему ворота13.

l. Одни говорят, что именно в тот раз Одиссей похитил Палладий, что способствовало взятию Трои. Другие утверждают, что Одиссей и Диомед были специально избраны для этого дела, поскольку оба слыли любимцами Афины. В цитадель троянцев они пробрались по узкому и грязному потайному ходу, перебили уснувшую стражу и вдвоем захватили изваяние, которое жрица Феано, жена Антенора, не задумываясь, отдала им14. Большинство, однако, считают, что Диомед перелез через стену, встав на плечи Одиссея, поскольку лестница, бывшая у них, оказалась короткой, и в одиночку проник в город. Когда он вновь появился, неся в руках Палладий, они вдвоем отправились в лагерь при ярком свете луны. Но Одиссей захотел, чтобы вся слава досталась ему. Он поотстал от Диомеда, который нес статую на плечах, и убил бы его, если бы Диомед не заметил тень от занесенного над ним меча, поскольку луна была еще невысоко. Он развернулся, обнажил свой меч, обезоружил Одиссея, скрутил ему руки и ударами и пинками погнал его к кораблям. Отсюда выражение «диомедово принуждение», часто используемое в тех случаях, когда кто-то поступает вынужденно15.

m. Римляне делают вид, будто Одиссей и Диомед унесли только поддельный Палладий, который был выставлен на всеобщее обозрение, и что Эней, когда пала Троя, спас подлинную святыню, тайком вынеся ее вместе с другими священными предметами и благополучно доставив в Италию16.

1Аполлодор. Эпитома V.8; Цец. Схолии к Ликофрону 911; Софокл. Филоктет 1 и сл.

2Гигин. Мифы 102; Евстафий. Комментарии к Гомеру с. 330; Филострат. Диалог о героях 5.

3Павсаний I.22.6.

4Аполлодор. Цит. соч.; Филострат. Цит. соч. и Филоктет 915 и сл. и 1409 и сл.

5Орфей и Дионисий. Цит. по: Цец. Цит. соч. 911; Аполлодор. Цит. соч.

6Цец. Цит. соч. 61—62; 64 и 911; Аполлодор III.12.6.

7Аполлодор. Цит. соч. V.9; Цец. Цит. соч. 143 и 168; Еврипид. Троянки 955—960; Сервий. Комментарии к «Энеиде» Вергилия II.166.

8Аполлодор. Цит. соч. V.9—10; Софокл. Филоктет 606; Орфей. Цит. по: Цец. Цит. соч. 911; Диктис Критский IV.18.

9Софокл. Филоктет 1337—1342; Павсаний V.13.3; Аполлодор. Цит. соч.; Цец. Цит. соч.

10Аполлодор. Цит. соч. V.11; Гомер. Одиссея XI.506 и сл.; Филострат. Картины 2; Квинт Смирнский. События после Гомера (Posthomerica) VI.57—113 и XII.169—430.

11Схолии к «Одиссее» Гомера XI.520; Диктис Критский IV.14; Малая Илиада. Цит. по: Павсаний III.26.7; Аполлодор. Цит. соч. V.12.

12Диктис Критский IV.22 и V.8.

13Еврипид. Гекуба 239—250; Гомер. Цит. соч. IV.242 и сл.

14Аполлодор. Цит. соч. V.13; Сервий. Цит. соч. II.166; Схолии к «Илиаде» Гомера VI. 311; Суда под словом Panadium; Диктис Критский V.5 и 8.

l5Конон. Повествования 34; Сервий. Цит. соч.

16Дионисий Галикарнасский I.68 и сл.; Овидий. Фасты VI.434.

* * *

1. Все в этом сюжете имеет вид романического повествования или драмы, за исключением похищения Палладия, странного отказа Гекабы выдать Одиссея (см. 168.5) и смерти Париса от раны в лодыжку (см. 92.9; 126.3 и 164.j). Лопатка Пелопа была, вероятно, костью морской свиньи (см. 109.5). Рассказ о том, как Филоктет погиб от яда, т.е. стрел Геракла, смоченных в крови Гидры, вероятно, является самым древним (см. 162.l).

2. Павсаний сообщает (V. 13.3) о том, что, когда греки возвращались из-под Трои, корабль, на котором находилась плечевая кость Пелопа, затонул в бурю у берегов Эвбеи. Много лет спустя эритрейский рыбак по имени Дамармен вытащил сетью кость такого большого размера, что счел за лучшее спрятать ее в песке, а сам отправился к Дельфийскому оракулу спросить, чья это кость и что подобает с ней сделать. Аполлон устроил так, что в тот же день явились посланцы из Элеи, желавшие узнать о том, как избавиться от моровой язвы. Пифия ответила элейцам: «Найдите лопатку Пелопа». Дамармену она сказала: «Отдай эту кость посланцам». Элейцы щедро его наградили и сделали должность хранителя этой реликвии наследственной в его семье. К моменту посещения Элиды Павсанием реликвия уже пропала, вероятно, под действием времени и морской воды, в которой кость долго лежала.

167. Деревянный конь

Тем временем Афина внушила Прилу, сыну Гермеса, мысль о том, что в Трою можно проникнуть с помощью деревянного коня, и мастер Эпей, сын Панопея, фокиец из Парнаса, вызвался построить такого коня с помощью Афины. Впоследствии, понятно, Одиссей присвоил все заслуги себе1.

b. Эпей привел с Киклад к Трое тридцать кораблей. В доме Атрея ему принадлежала должность водоноса, что отображено на фризе храма Аполлона в Карфее. И хотя он был умелым кулачным бойцом и искусным ремесленником, но родился трусом. Так наказали боги его отца за нарушение клятвы — Панопей ложно поклялся именем Афины не прикасаться к тафосской добыче, доставшейся Амфитриону. С тех пор трусость Эпея вошла в поговорку2.

c. Эпей построил огромного пустотелого коня, использовав еловые доски, а сбоку предусмотрел откидную дверцу. С другого бока были вырезаны большие буквы, означавшие, что конь посвящается Афине: «В благодарность за будущее благополучное возвращение домой греки посвящают этот дар богине»3. Одиссей уговорил самых храбрых греков надеть все доспехи и по веревочной лестнице забраться через откидную дверцу внутрь коня. Количество воинов внутри коня называют по-разному: двадцать три, тридцать, даже пятьдесят и, что вообще невероятно, три тысячи. Среди них были Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, Акамант, Фоант и Неоптолем. Угрозами и посулами удалось уговорить присоединиться к отряду и Эпея. Он поднялся последним, поднял после себя лестницу и, поскольку лишь ему был известен секрет двери, сел рядом с запором4.

d. Ночью оставшиеся с Агамемноном греки выполнили все, что им велел Одиссей, а именно: сожгли свой лагерь, вышли в море и затаились у берегов Тенедоса и Калиднийских островов в ожидании вечера. Лишь племянник Одиссея Синон, внук Автолика, не уплыл с ними, чтобы было кому разжечь сигнальный огонь для возвращающихся кораблей5.

e. На рассвете троянские лазутчики сообщили, что греческий лагерь полностью сгорел, а сами греки ушли, оставив на берегу огромного коня. Приам с несколькими сыновьями отправился туда, чтобы убедиться во всем самому, и, когда они стояли, пораженные зрелищем, Тимоэт нарушил молчание. «Раз это дар Афине, — сказал он, — предлагаю взять его в город и установить в посвященной богине цитадели». «Ни за что! — вскричал Капис. — Афина слишком долго благоволила грекам. Мы должны или тут же сжечь коня или взломать его и посмотреть, что внутри». Приам поддержал Тимоэта. «Мы поставим коня на катки, — сказал он, — никто не смеет осквернять собственность Афины». Конь оказался слишком большим и не мог пройти в ворота. Даже когда разобрали часть стены, он четыре раза застревал. С невероятным трудом троянцы втащили коня в город, из соображений безопасности заложив снова проход в стене. Вокруг коня еще раз возник жаркий спор, когда Кассандра объявила, что в коне прячутся вооруженные люди. Ее поддержал ясновидец Лаокоон, сын Антенора, которого по ошибке иногда называют братом Анхиса. С криком: «Глупцы, не верьте грекам, дары приносящим!» — он бросил в коня свое копье и оно, дрожа, вонзилось ему в бок, отчего оружие внутри коня зазвенело. Раздались крики: «Разрушить его!» «Сбросить со стены!» Но сторонники Приама стояли на своем: «Пусть останется»6.

Деревянные кони — краткое содержание книги Абрамова

Повествование ведётся от лица автора. От суеты он решает укрыться в тихом местечке, и уезжает в деревню Пижмы. Приехав в деревню, повествователь располагается в доме Максима и Евгении. Хорошая приветливая семья только вот беда бог не дал им детей.

В доме готовятся к приезду свекрови — Василисы Минтельевны. В один миг всё приходит в движение. Евгения намывает избу, стелет новые тканые коврики, Максим приводит в порядок двор.

Герой повести не рад приезду нового человека. Его степенная и размеренная жизнь будет нарушена. С приездом свекрови не походишь по дому в отсутствие хозяев, не рассмотришь различные старинные вещицы. Немного грустно от этой мысли становится автору.

Совсем скоро он изменит своё мнение о Василисе Минтельевне, произойдёт это после рассказа Евгении о жизни свекрови. Рассказчик узнает, что когда Минтельевне было 16 лет, её выдали замуж в семью, жившую в лесу. Молодая не — погодам умная девушка, смогла изменить уклад семьи урванов. Людей, поколения которых жили только охотой и рыбалкой, Василиса убедила заниматься земледелием. С её помощью семья стала зажиточной, а впору всеобщей коллективизации их раскулачили. И даже в то тяжёлое время свёкор вставал перед Василисой на колени и говорил спасибо, за то, что она из них людей сделала.

Рассказала Евгения и про то, что из двенадцати детей Минтельевны в живых осталось только шестеро, из них двое старших сыновей погибли на войне, дочь Марфа вышла замуж в Русихе, сын Максим теперь он муж Евгении, дочка соня, была красива собой, случилось так, над ней надругались. Соня сильно переживала, замкнулась, в конце концов, она покончила собой.Есть у Минтельевны ещё один сын, да только непробудный пьяница.

Василиса Минтельевна всегда была женщиной уважаемой, дворы в селе были облагорожены, а на каждой крыше был деревянный конь.

Минтельевна была человеком неугомонным, приехав к не6вестке, она не сидела попусту. Как утро по грибы да по ягоды побежит. На третий день Василиса Минтельевна засобиралась в дорогу. Погода стояла дождливая и свекровь твёрдо решила уехать, мол, слово внучке дала, что проводит её в школу.

После отъезда Василисы Минтельевны, повествователь начал думать о возвращении в город. Узнав о жизни этой доброй и трудолюбивой женщины, его стало подгонять желание скорее взяться за работу, чтоб делать добро. Он уезжал, а деревянные кони провожали его, наклонив головы.

На примере обыкновенной крестьянки автор призывает творить добро здесь и сейчас, так как наша жизнь быстротечна.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:>Краткое содержание Абрамов Деревянные кони для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • /

  • Абрамов
  • /

  • Деревянные кони

Читать краткое содержание Абрамов Деревянные кони

У Евгении и Максима особое событие. К ним должна приехать мать Максима – Василиса Мелентьевна. Муж и жена особо и оживленно готовятся к приезду матери. Весь дом стал живым. Евгения весь день бежит то в одном, то в другом направлении. Они с мужем прибираются во всем доме, усердно чистят его, чтобы встретить Василису как подобает. Сам рассказчик, увидев активные действия супругов, решает сам заняться каким-либо делом. Он идет колоть дрова.

Мать хозяина придет замерзшей и усталой. Ей будет необходимо хорошенько попариться в бане. Учитывая этот факт, автор решает приготовить дрова. Наконец женщина пришла. Она вся замерзла и устала. Вместе со всеми неприятными ощущениями женщина испытывала радость и удовлетворение. Ее глаза светились от мысли, что она сумела дойти. Такое чувство возникает у всех пожилых людей, которые после тяжелого труда после тяжелого труда падают на стул и радуются проделанной работе и мысли, что они еще в силах справиться с трудностями.

Василиса садится прибирать и чистить грибы. Она рассказывает историю всей своей жизни. Васелиса очень светлый и положительный человек. Автор еще долгое время ощущает свет и тепло этой женщины.

Автор после общения с Василисой понимает, что все его переживания и занятия на самом деле пустяки. Автор понимает, что жить надо для других людей. Необходимо всегда работать и делать добро окружающим.

Оцените произведение:

  • 2.92
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 91

Читать краткое содержание Деревянные кони. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание О мышах и людях Стейнбек

    Главные герои приходят на ферму в поисках работы. Джордж — маленький, умный и циничный, а Лени — ребенок в теле взрослого, сильного мужчины, который грезит о разведении кроликов.

  • Краткое содержание Обещание на рассвете Гари

    Гари Ромен — автор завораживающей литературной автобиографии. Гари воспитывала одна мама. Несмотря на бесконечные поиски предприимчивой матери средств на проживание

  • Краткое содержание Гюго Девяносто третий год (93 год)

    Самой великой работой автора, стал роман под названием «Девяносто третий год». Робота получила большую популярность по всей Европе, и странах СНГ. В 1847 году, произведение выходит в мир литературы

  • Краткое содержание Айтматов Лицом к лицу

    Произведение является одним из философских размышлений писателя, выраженных им в собственном творчестве литературной прозы.

  • Краткое содержание Последний лист О Генри

    Две молодые художницы Сью и Джоанна вместе снимают небольшую студию в богемном квартале Нью-Йорка. Холодным ноябрем Джоанна тяжело заболевает пневмонией. Целыми днями она лежит в постели и смотрит в окно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *