Миф о ра

Бог Ра – защитник от сил тьмы

В египетских мифах бог солнца Ра – отец и правитель мира. Днем, проплывая по небесному Нилу, Ра заботливо посылает на землю свое тепло. А с приходом ночи он отправляется в загробное царство, где борется с наступающим мраком, освещая подземный мир. Всю ночь Ра сражается с силами тьмы. В подземном царстве он встречает главного своего врага – змея Апофиса, пытающегося проглотить Солнце, дабы мир погрузился в вечный мрак. К утру Ра убивает Апофиса, и вместе с этим наступает рассвет.

Бог Ра плывет на своей ладье по наднебесному Океану богини Нут

Сотворение мира

Согласно мифам, бог Амон-Ра, как его еще называли в период Нового Царства, существовал всегда. Еще задолго до сотворения мира он жил в пространстве океана Нун, который древние египтяне уподобляли яйцу. Свой выход за пределы Нуна бог Солнца ознаменовал актом творения.

Согласно мифу, бог Амон-Ра вышел из пучины Нуна и создал свет одним только своим волеизъявлением. Потом он сотворил из себя ветер и влагу, а от них произошли земля и небо. Так появились четыре стихии в образах двух божественных пар: Шу и Тефнут, Геба и Нут. Считалось, что бог Амон-Ра и его потомки были первыми фараонами Египта.

Бог Земли Геб (внизу) и богиня неба Нут (вверху). Папирус.

Символический образ Ра

Изображался бог Солнца Ра с соколиной головой, увенчанной красным диском. В одной руке он держит анкх – египетский крест, символизирующий вечную жизнь и возрождение; в другой – скипетр – символ божественной власти. Также в мифологии Египта Ра иногда принимает облик феникса, восстающего из пепла. Подобно огненной птице, вечером Ра угасает на западе, что бы утром заново родиться на востоке.

Солнечный диск над головой бога Ра – его огненное Око возмездия. Око Ра защищает его от многочисленных врагов и подчиняет своей воле непокорных. Глаз Ра – также олицетворение разрушительной стороны огня и напоминание о двойственной природе вещей. Творящая сила света может обернуться обжигающими лучами зноя. И то, что ранее было источником жизни, станет причиной смерти.

Однажды, когда бог Ра был уже очень стар, люди перестали повиноваться ему. И разозлившись на людей, он обратил свой солнечный Глаз в свирепую львицу Сехмет. Во имя возмездия, Сехмет стала в ярости крушить все на своем пути, избивая и убивая людей. Увидев это, Ра пришел в ужас, и решил остановить Сехмет обманом, опоив ее пивом, окрашенным в цвет крови.

Барельеф с изображением Изиды (справа) и Сехмет (слева)

Бог Солнца Ра появляется в древних мифах в виде различных своих ипостасей. Сам Ра — есть дневное Солнце. Вечернее Солнце называли Атум, что так же соответствует имени более архаичного бога Атума, имевшего популярность в более ранние времена Египта. Утреннее Солнце называлось Хепри, что значит «скарабей» — древний символ перерождения. А в схватке со змеем Апофисом бог Ра сражается в образе огненно-рыжего кота.

Бог Ра в образе кота побеждает змея Апопа (справа). Папирус Ани

Уход бога Ра из мира людей

Согласно мифам древнего Египта, расстроенный неповиновением людей, бог Солнца Ра решил покинуть земной мир. Узнав об этом, люди раскаялись и пришли проводить Ра. Они дали ему слово бороться с его врагами и почитать память о нем. После этого Ра поднялся на спину Небесной Коровы, чтобы продолжил править миром оттуда. А земная власть перешла в руки его детей.

Бог Ра. Фреска на гробнице. XIII век до нашей эры.

Елена Захарченко


ЛЕГЕНДА О РА И ИСИДЕ

Это рассказ о небесном боге, который создал себя, творце неба и земли, дыхания жизни, богов, людей, диких зверей, домашнего скота, ползучих тварей, птиц и рыб; о царе над людьми и богами, для которого века как года, у которого много имен, кого никто не знает, кого не знают даже боги.

«Исида была сильной женщиной; ее сердце устало от людей, она предпочитала богов. Тогда в глубине своей души она задумалась, не может ли она обладать миром на небесах и на земле, как Ра, именем августейшего бога», т. е. тайным именем Ра, которое не знает ни один человек и знанию которого сам бог был обязан своей властью над богами и людьми.

Бог Ра ежедневно приходил во главе своей свиты и восседал на троне; он постарел, из его рта текла слюна и падала на землю. А Исида своей рукой смешала ее с этой землей; она сделала из нее священного змея, которому придала форму копья. Она не обвила его вокруг своего лица (богини носили урея, свернутого кольцами вокруг головы), а бросила на пути, по которому великий бог шел в свое Двойное Царство.

Почтенный бог шел вперед, боги, прислуживавшие ему, как своему фараону, следовали за ним; и он шел, как это делал каждый день. Тогда священный змей укусил его. Небесный бог открыл рот, и его крик достиг небес. Его божественная свита вскричала: «Что случилось?» – и боги закричали: «Смотрите!» Он не мог ответить; он стучал зубами, его конечности дрожали; яд охватил его плоть подобно тому, как Нил покрывает свои владения во время паводка.

Когда великий бог успокоил свое сердце, он позвал свиту: «Подойдите ко мне, дети от тела моего, боги, что вышли из меня! Пусть Кхепера знает это. Что-то нанесло мне болезненную рану; мое сердце чувствует ее, но мои глаза не видят, рука не чувствует. Я не знаю, кто это сделал; я никогда еще не ощущал такую боль, как эта; нет зла хуже, чем она.

Я принц, сын принца, семя (му) бога; я Великий, сын Великого, мой отец придумал мне имя. Я тот, у кого много имен, много обликов; я в каждом боге. Я вызвал Тума, Гора, богов, которые возносят хвалу. Мое имя было произнесено моими отцом и матерью, потом оно было спрятано во мне, чтобы не мог появиться никакой волшебник, который стал бы использовать свое колдовское искусство против меня (это может сделать тот, кто знает тайное имя бога).

Я пришел взглянуть на то, что я создал. Я шел по двум странам, которые сотворил, когда что-то, о чем я не подозревал, причинило мне острую боль. Это не огонь и это не вода. Мое сердце горит, руки и ноги дрожат, все члены содрогаются. Пусть приведут ко мне детей богов с волшебными словами, с понимающими устами, сила которых достигает небес».

Дети всех богов пришли, скорбя. Пришла Исида со своим магическим искусством, та, чьи уста полны дыхания жизни, чьи заклинания рассеивают страдания, чье слово оживляет мертвых. Она сказала: «Что случилось, божественный отец? Что произошло? Какая-то змея причинила тебе вред, одно из моих созданий подняло свою голову на тебя. Воистину я паду от сильных чар; я заставлю их отступить при виде твоих лучей».

Древний бог открыл уста: «Я шел по дороге, я шел по двум странам своей земли. Желанием моего сердца было увидеть то, что я создал. И тогда меня укусила змея, которую я не увидел. Это не огонь и это не вода. Я холоднее воды, я горячее огня; все мои члены в испарине, я дрожу, мои глаза бессильны, я не вижу небес, и с моего лица стекает вода, как летом».

Исида сказала Ра: «О, назови мне свое имя, божественный отец, так как тот будет жить, кто будет освобожден от болезни его собственным именем». Тогда заговорил Ра: «Я создал небеса и землю, я воздвиг на ней горы. Я тот, кто создал воду и наводнение. Я создал мужа его матери . Я сотворил небеса и тайну обоих горизонтов, и я поместил в них душу (ба) богов. Я тот, кто, открывая глаза, создает свет; а когда он закрывает глаза, он создает тьму. Воды Нила поднимаются по его приказу; боги не знают его имени. Я делаю часы и создаю дни; я посылаю праздник Нового года и образую реку; я делают живой огонь, чтобы регулировать жизнь в жилищах. Я Кхепера утром, Ра днем и Тум вечером».

Яд не повернул вспять, великий бог не был излечен. Исида сказала Ра: «Твое имя не было произнесено в твоей речи. Скажи мне его, чтобы яд мог уйти, так как тот будет жить, чье имя повторяется «.

Яд горел огнем, сильнее пламени огня. Бог Ра сказал: «Пусть Исида проникнет в меня, чтобы мое имя перешло из моей груди в ее грудь». Бог спрятался от богов, корабль вечности был пуст . Когда настал момент выходить из его сердца, Исида сказала своему сыну Гору: «Он должен связать себя священной клятвой отказаться от своих глаз «.

Имя великого бога было взято у него, и Исида, великая волшебница, сказала: «Яд, уходи! Уходи из тела Ра! Глаз Гора, выходи из бога, вылети, сверкая, из его рта! Это я делаю это; я заставляю яд, который потерял свою силу, упасть на землю, потому что имя великого бога было взято у него. Да будет жить Ра, да умрет яд!» Так говорила Великая Исида, госпожа богов, та, которая знает Ра и само его имя».

Заключительные слова этого текста говорят далее о том, что замечательным средством от змеиного яда является чтение вслух этого рассказа над изображением Тума, или Гора, или Исиды; или же, записав его, следует растворить написанное и выпить его; или же следует написать его на куске холста и носить подвешенным на шее.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

2. Начало мира

О том, как появился мир, в разных городах Древнего Египта рассказывали по-разному. И египтянин нисколько не удивлялся, когда слышал, что в другом городе мифы о начале мира были не такие, как на его родине. Египтянин считал, что все мифы правильные.

Птах — «тот, кто сотворил все сущее». В городе Мемфисе, который был первой столицей Египетского царства, считали, что мир был создан богом Мемфиса Птахом. И произошло это так. В самом начале не было ничего, был лишь один безбрежный и бездонный океан, в котором не было никакой жизни. И в этом бездонном океане появилась мысль бога Птаха о том, чтобы возникнуть, и как только появилась эта мысль, из океана появился сам бог Птах. Затем в сердце бога возникла мысль о другом боге — Атуме. Произнес тогда Птах имя «Атум», и в тот час же появился бог Атум, сын Птаха. И помогал бог Атум богу Птаху творить мир, создал он по приказу бога Великую девятку богов. А Птах наделил богов жизнью и мудростью, и сотворил весь остальной мир. Он задумывался о какой-либо вещи, называл ее и эта вещь появлялись. И назвали Птаха – тот, кто сотворил все сущее и создал богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, создал статуи богов и их храмы, установил жертвоприношения. И вошли боги в свои статуи и приняли их облик. И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства. Вот так бог Птах создал мир и установил в нем порядок.


Богиня неба Нут
и бог земли Геб

Бог-творец Атум. Иначе рассказывали о сотворении мира в городе Гелиополе. Там считали, что творцом мира был бог Атум. В самом начале был только Нун – так египтяне называли бесконечный и темный океан-хаос. И появился в этом хаосе бог Атум. Когда вышел он из Нуна то не нашел места, куда бы он мог наступить, и создал он тогда первоначальную землю – холм Бен-бен. Встал Атум на холм, выдохнул, и из этого воздуха появился Шу, бог воздуха и пространства. Создал потом Атум и богиню воды Тефнут. Но заблудились они среди хаоса-Нуна. Долго искал их Атум но не смог найти. Послал он тогда на их поиски свое око – и оно нашло Шу и Тефнут. Когда они вернулись, заплакал от радости бог Атум, его слезы упали на холм Бен-бен и превратились в людей.


Рождение бога
солнца Ра из
цветка лотоса

Позже от брака бога воздуха Шу и богини воды Тефнут родились Геб — бог земли и Нут — богиня неба. А богиня неба Нут породила Осириса, Исиду и Сета. После боги установили в мира порядок. А там, где появился первоначальный холм земли, в городе Гелиополе, египтяне построили храм и почитали в нем бога-творца Атума.


Бог Ра

Солнечный бог Ра и его заместитель бог Тот. После того как был создан мир и установлен его порядок, наступило время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Всем миром тогда правил бог солнца Ра. Ночь он проводил в Гелиополе, а утром взлетал в небо и щедро лил на землю свет и тепло. Ночи тогда были на земле черные, так как на небе еще не было луны и светил только лишь звезды. Тогда позвал Ра к себе своего сына бога Тота и сказал ему: – «Будь моим лунным глазом на небе. И будут говорить о тебе с почтением: «Это Тот, заместитель Ра». Так появилась на небе луна, и стал бог Тот богом луны. Светил он по ночам людям, вел счет дням, перешли к нему вместе со счетом знания и письмо, и стал бог Тот богом мудрости. Вел он записи обо всем, что происходит на земле, записывал судьбу человека. Разделил он год на три сезона (у египтян было не 4, как у нас, а 3 времени года, которые они называли: Половодье, Всходы, Засуха) и 12 месяцев.


Бог Ра в образе огненно-
рыжего кота убивает змея Апопа

Борьба Ра со змеем Апопом. А бог Ра вел войну со всеми черными силами, которые несли в мир беды и разрушения. Главным врагом Ра был огромный змей Апоп. Напал бог Ра на змея Апопа, долгой была борьба, и Ра победил. Но не смог он убить своего врага, а только ранил его. Раненый Апоп нырнул в Нил и уплыл в подземное царство. И там он живет и постоянно вредит Ра. Когда начинается ночь, спускается бог Ра в подземное царство и плывет по нему на ладье. В это время нападает на него Апоп, но Ра побеждает его, а змей бежит и прячется от солнечного бога.

День рождения бога солнца Ра

Друзья пригласили Цеслера на вечеринку далеко за город. По минским меркам «далекозагород» это не дальше верст 20-30, две четверти часа езды.
Вечеринка предполагалась необычной. Цеслера пригласили встречать день рождения Бога солнца Ра.
Не буду утомлять вас описанием поездки, просто скажу, что через положенное время Цеслер и еще две дюжины любителей дней рождения богов оказались в просторной гостиной старого уютного загородного дома. Интерьер последнего был вполне обычным, в смысле ориентации не столько на фешенебельность, сколько, наоборот, подобранный с таким расчётом, чтобы заезжие разбойники не смогли поживиться даже мебелью, оставленной на зиму. Однако, старая мебель вовсе не представляет неудобств для любителей приключений, а только придаёт событиям еще более явный привкус романтики.
Цеслер и его спутники не обнаружили только одного непременного аттрибута подобного рода мероприятий: нигде в доме не было ни единого намёка на праздничный стол и, что еще необычнее, ни одной бутылки увеселительных напитков, обыкновенно положенных по законам жанра. Поначалу, впрочем, почти никто не обратил на это внимания. Гости прибывали, распихивали по углам свой нехитрый багаж, отмечая таким образом места для предстоящего ночлега, шумно ходили курить в сад, снова собирались в гостиной, хихикали, болтали ногами, затевали милые потасовки, в общем, вели себя как оркестровая яма за пятнадцать минут до увертюры.
Сама увертюра не заставила долго себя ждать. Раздался удар гонга. На верхней площадке лестницы показался хозяин дома, облачённый в желтую тогу. Рядом стояла хозяйка в такой же тоге и с огромным подносом в высоко поднятых руках.
Все затихли, а бородатый хозяин серьёзным голосом объявил:
— Рад видеть вас, о, пришельцы! Мы собрались здесь, чтобы отметить светлый праздник – день рождения нашего самого любимого бога – Бога Солнца — Ра! Прошу вас отведать эти кусочки тыквы, которые символизируют Солнце, поддерживающее Жизнь и дарящее Свет.
Цеслер, как и все присутствующие, естественно воспринял происходящее как сигнал к началу вечеринки, и наперегонки с другими бросился к подносу за своим кусочком солнца. В мгновение ока вся тыква была разобрана и съедена.
Парочка в желтых тогах, тем временем, прошла сквозь гостиную в дальний сад через распахнутые узорчатые двери, увлекая остальных за собою. Каково же было удивление почтенного собрания, когда вместо накрытого праздничного стола они увидели лишь невообразимых размеров чан с водой, водруженный на самую обыкновенную тачку, а по бокам этой тачки два мешка, перевязанных желтыми ленточками. Оказалось, что этот самый чан нужно докатить на тачке «вооон до той рощицы», что и было сделано под невнятное бормотание желтых жрецов, которые волочили за тачкой мешки.
В рощице тоже не оказалось праздничного стола, зато оказалась пирамидка дров. Костер загорелся достаточно быстро, а вода в чане, водруженном над огнем, стала закипать уже через каких-нибудь полчаса.
Тем временем, хозяин вечеринки стал извлекать из мешочков куриные яйца, надписывать на них имена присутствующих и опускать в огонь, объясняя при этом каждому, что внутри яйца – желток, что желток – символ солнца, а солнце повинуется богу солнца Ра, у которого сегодня День рождения.
Прошло еще совсем немного времени, когда вся полянка стала похожа на птичий базар после нападения стаи песцов, за исключением того, что песцы не умеют пока писать свои имена на скорлупках съеденных яиц.
Цеслер расслабился. Приятное августовское солнце грело сильно, но не жарко. Кругом жужжали насекомые и пели обалдевшие дневные птицы. Густой зелёный цвет перезревшей листвы давал отдохновение глазу.
Но тут поступила свежая вводная от распорядителя праздника.
— Сейчас я уйду и спрячусь, — Сказал «жрец». – А вы пойдете меня искать. И когда найдёте, собирайтесь все там, где я прячусь, и кричите дружно: «Ра! Ра! Ра!» – чтобы я явился к вам.
Поиски продолжались недолго. Утомленные обрядами, ожиданием и лёгким голодом гости разбрелись по рощице. Кто-то просто прилёг на траву. Кто-то с остервенением обрывал последние ягоды с малинового куста, обнаруженного неподалёку. Другие, самые неугомонные, затеяли игру в салочки. Цеслер честно уснул, положив голову на старую муравьиную кочку.
Идиллия была нарушена истошными обиженными воплями хозяина, раздосадованного тем, что его никто не ищет. Наконец, когда пристыженные поклонники бога солнца собрались под сосной, на которой спрятался «жрец», и проорали ритуальное «Ра! Ра! Ра!», новоиспеченный бог спустился к ним, перепачканный смолой и усталым голосом сказал:
— А теперь, мы приглашаем вас на пиршество, которое будет посвящено богу солнца Ра и пройдет в парнике нашего сада.
— Но, — сказал, он, строго оглядев присутствующих, — Мы пройдём туда через вот это золотое поле, созревшее благодаря Солнцу, Живому и Вечному.
Жена хозяина при этом раздала каждому по белому колпаку со встроенной в кончик бенгальской свечой. Подразумевалось, что идти через поле нужно было, надев на себя этот хитрый головной убор, предварительно запалив свечу.
Так всегда бывает, что в тусовке вполне богемной всегда находится место персонажам с техническим уклоном, попадающих туда либо совсем случайно, либо за компанию. С взволнованным взглядом одного из таких физиков-лириков и встретился Цеслер, когда длинная цепь белых колпачков с горящими на них бенгальскими огнями уже начала свой путь через золотое пшеничное поле.
Цеслер был человеком нормальным, он понимал, как тяжело бывает новичку, перегруженному новыми впечатлениями. И, поэтому, Цеслер весело подмигнул несчастному, пытаясь поддержать его медленно сползающую крышу, мол, ничего, скоро всё закончится, всё будет хорошо, ничего страшного.
Однако тот, найдя, видимо, единственно разумного человека в этом скопище идиотов, быстро приблизился и, делая круглые глаза, испуганным сбивающимся голосом произнёс: «Местные…», — и, далее, с расстановкой: «… могут дать п»»»ды!»

Мифы

Бог-творец

Известно несколько мифов о Ра, сохранившихся, кроме случайных заметок и намёков в различных религиозных сборниках и многочисленных гимнах, в специальном папирусе Туринского музея, а также в надписях на стенах гробниц фараонов XIX—XX династий Нового царства. В них Ра (заместивший первоначально фигурировавшего в этих мифах более архаического демиурга Атума) выступает сыном первобытного хаоса Нуна, пребывающим в нём вместе с божествами стихий до сотворения. Затем он, «более великий, чем произведший его, более древний, чем родившие его», вышел из Нуна на том месте, где впоследствии возник город Великий Гермополь, и здесь, после победы над силами мрака, повелел своим словом воссиять свету из цветка лотоса. Затем Ра произвёл из себя богов Шу и Тефнут, от которых родилась новая пара — Геб и Нут (земля и небо), родители Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Девятеро этих божеств составили так называемую гелиопольскую эннеаду во главе с Ра.

Согласно другому мифу творения, Ра появился на свет из яйца, которое снёс гусь Великий Гоготун; по другой легенде, Ра появился с востока в образе Хепри — жука-скарабея, катящего перед собой Солнце; наконец, ещё один вариант этого мифа повествует, что Ра в образе сокола (или кобчика) спустился на Землю, дав начало суше.

Ра появился с не менее семью Ба и 14-ю Ка, каждая со своей особенностью, и которыми он может наделить фараона: богатство, стабильность, величие, слава, победа, сила творения и пр..

Изображение Аментет и Ра в гробнице QV66 царицы Нефертари Меренмут

Верховный бог

Согласно мифам, после создания мира Ра царствовал над ним подобно человеку-фараону, и это время было золотым веком человечества. Таким образом, все последующие правители Египта считались земными воплощениями или сыновьями Ра. Ра крепко держал весь мир в своих руках, благодаря магической силе своего таинственного имени. Однако, когда Ра состарился и его кости превратились в золото, его премудрая правнучка Исида хитростью выпытала у него это имя, одним из последствий чего было неповиновение людей.

Ра и Сехмет

Раздосадованный тем, что люди перестали повиноваться ему, Ра последовал совету Нуна, решившись истребить человеческий род, наслав на него своё око в форме богини Сехмет. Для этой цели была выбрана Хатор, и после превращения в злобную львицу Сехмет она произвела страшное избиение: люди стали тонуть в собственной крови. Ра пришёл в ужас от произведённого погрома и, сжалившись, спас на другой день уцелевших людей, напоив Сехмет допьяна напитком, состоявшим из тысяч кувшинов пива, окрашенного в кроваво-красный цвет (в некоторых мифах считается, что эту уловку ему подсказал бог мудрости Тот). Однако, неблагодарность людей всё же огорчила Ра, и он принял решение уйти от них на небо на спине богини неба Нут, принявшей облик коровы. Люди раскаялись и явились проводить Ра, изъявив готовность бороться с врагами Ра и учредив в его честь жертвы и культ. Преемниками Ра стали его дети, Шу и Тефнут, которым наследовали Геб и Нут. Этот миф известен из «Книги небесной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.

Борец с силами тьмы

Но даже удалившись на небо, Ра не перестал благодетельствовать землю. Поэтому египетская мифология объясняла движение солнца по небу таким образом: Ра в сопровождении других божеств (например, Сиа, Хека и т. д.) ежедневно выезжает с востока в барке Атет, чтобы освещать землю с рассвета до полудня, а между полуднем и сумерками пересаживается в барку Сектет, чтобы затем в течение 12 ночных часов озарять 12 мытарств загробного мира.

В загробном мире Ра встречался лицом к лицу с Апопом (Апофисом) — ужасным гигантским змеем, злым демоном тьмы, пытающимся проглотить солнце и навсегда лишить мир солнечного света. Апоп был противоположностью Маат, божественной справедливости Ра, и символизировал зло, хаос, разрушение и иноземное иго (начиная с периода Нового царства, когда, собственно, и оформился конечный вариант мифа о битве Ра и Апопа). Поэтому каждую ночь Ра в образе рыжего кота при помощи нескольких других богов, в том числе Баст, Серкет и Шу, побеждает и убивает (или пленяет) Апопа, чтобы вновь сразиться с ним следующей ночью.

После победы над чудовищами мрака Ра посещает богов и покойников, получавших от него наделы землёй и считавшихся его подданными. Каждый из них мог наслаждаться его лицезрением только один час в сутки, и только особые избранники удостаивались счастья проводить с лучезарным богом всё время, плывя с ним в солнечной барке.

Эта участь считалась желанной для всякого благочестивого египтянина; отсюда множество гимнов в честь Ра и его изображений в надгробных надписях времён нового царства. Гимны, посвящённые Ра, путешествующему по царству Осириса (загробному миру) попали в «Книгу Мёртвых» (15 глава); кроме того, до нас дошли 75 «величаний» в честь Ра в гробницах Рамессидов — фараонов XX династии. Небольшие пирамидки, на каждой из четырёх сторон которых изображалась солнечная барка в различные периоды суточной жизни, и писались молитвы Ра под изображением коленопреклонённого покойного, должны были облегчать последнему постоянное пребывание во свете.

История культа

Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать в период Древнего царства, вытесняя более архаичный культ Атума. Фараоны IV династии, возводившие пирамиды, придали поклонению Ра статус государственной религии, а трое из них даже носили имя, включающее слово «Ра» (Джедефра, Хафра, Менкаура). Однако действительно высочайшего положения в стране жречество Ра добилось при фараонах V династии, которая, вероятно, установилась не без помощи влиятельных гелиопольских жрецов. В позднейших древнеегипетских сказках, в первую очередь «Хуфу и чародеи», утверждалось, что первые три фараона этой династии (Усеркаф, Сахура, Неферикара) были сыновьями Ра.

Во время Среднего царства выработано возвышенное учение, по которому восемь божеств представляют единое со своим родителем, будучи членами тела верховного бога. Этот бог так говорит о себе в 17-й главе Книги мёртвых:

Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени «владыки эннеады». Я был вчера; я знаю завтрашний день…

Иногда его передавали в виде страшной змеи, изрыгающей из пасти огонь и уничтожающей врагов, иногда — в образе мужчины с головой барана. Чаще всего — в образе человека с головой сокола, увенчанной диском с уреем, то есть как Ра-Хорахте великого солнечного бога Гелиополя. В культе Ра впоследствии соединились культы всех солнечных божеств. Со времен Древнего царства Ра был наиболее почитаем и уважаем, все фараоны называли себя его сыновьями. Его имя впредь регулярно фигурировало в составе имён фараонов различных династий, включая Сахура (V династия), Менхеперра (тронное имя Тутмоса III, XVIII династия) и многочисленных царей с именем Рамсес (XIX и XX династии), а также частных лиц: например, чати Рехмира («мудрый/знающий, как Ра»).

Ра в современной культуре

Статуя Ра в Лувре.

  • Норвежский исследователь Тур Хейердал, присвоил название Ра двум своим тростниковым лодкам, «Ра» и «Ра II». С их помощью Хейердал практически обосновал возможность контактов между Древним Египтом и ранними американскими цивилизациями, что объясняет подобные ритуалы и культы поклонения Солнцу, а также постройку пирамид по обе стороны Атлантического океана. Хейердал и его команда, включавшая советского врача и путешественника Юрия Александровича Сенкевича, 17 мая 1970 отправились на борту «Ра II» в морское путешествие из Марокко в Центральную Америку, продемонстрировавшее возможность практической реализации таких путешествий в древности.
  • По имени Ра назван действующий вулкан на спутнике Юпитера Ио.

Художественная литература

  • Искажённое имя Амон-Ра русский писатель Виктор Пелевин использовал для заглавия своей книги «Омон Ра».

Кинематограф

  • 1994 — в научно-фантастическом фильме «Звёздные врата» древний бог Ра отождествлён с инопланетянином, за 8 000 лет до н. э. захватившим власть над Землёй и поработившим человечество. После восстания на Земле Ра удалился на пустынную планету Абидос, куда в наши дни при помощи звёздных врат и отправился военно-исследовательский отряд с Земли. В конце фильма Ра погибает на своём космическом корабле в результате ядерного взрыва, однако впоследствии он появляется в сериале «Звёздные врата SG-1» в одной серии «Мёбиус», в которой группа SG-1 отправляется в прошлое.
  • 2016 — роль Ра в фильме «Боги Египта» исполнил Джеффри Раш

Компьютерные игры

  • Покровительство бога Ра можно выбрать в игре «Age of Mythology».
  • В вымышленном фэнтезийном мире Forgotten Realms Ре (то есть Ра) возглавляет пантеон Мулхоранда, население которого происходит от древних египтян. Ценой своей жизни (Ре погибает в схватке с верховным богом орков Грумшем) он отражает нашествие орков на Мулхоранд и соседний Унтер, после чего Хорус (то есть Хор) воскрешает Ре и сливается с ним в едином божестве Хорус-Ре (то есть Ра-Харахте).

> См. также

Ра на Викискладе

  • Гор
  • Атет

Ссылки

  • Гелиопольское сказание о сотворении мира (Из Книги познания творений Ра)
  • Ра и змей (древнеегипетский миф)
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Мифы о боге солнца Ра

В Египте культ бога солнца играл гораздо большую роль, чем в ритуалах и мифологии Шумера и Аккада. Шамаш был гарантом справедливости, однако он никогда не был одним из великой триады богов. Он никак не был связан с мифом о творении. В Египте Ра, согласно традиции, был первым царем и как Атум он был творцом мира. Гелиополь был центром культа Ра, и, вероятно, именно там в период Древнего царства началось сращивание культа Осириса с культом бога солнца. С этого момента в истории Египта на карту-шах, где традиционно записывались официальные титулы фараонов, было зафиксировано тронное имя царя, указывающее, что он является сыном бога Ра. Гор-сокол, который на статуе фараона Хафре защищает его голову, свидетельствует о том, что Гор полностью идентифицировался с Ра, собственно, как и сама царская власть. Мы также видим, что мифы о Горе-Осирисе, прочно связанные с культом Ра, определяют порядок восшествия на престол и коронации фараона. Смерть Тутмоса III и восшествие на престол Аменхотепа II описаны следующим образом:

Царь Тутмос III поднялся на небо

И соединился с солнечным диском,

Тело царя соединилось с создателем.

Когда утром взошла заря,

Солнца диск появился на небе;

И оно озарилось светом чудесным,

А Аменхотеп II сменил своего отца.

Мы уже видели, что умерший царь стал Осирисом, и только что приведенный отрывок показывает, что он также воссоединился с Ра. Очевидно, что мифы о Ра и Осирисе оказались теснейшим образом переплетены. Однако все же в мифах о боге солнца есть некоторые элементы, отсутствующие в мифе об Осирисе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *