Михаил денисенко филарет отлучение

Филарет (Михаил Денисенко)

Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата с 1995 года, бывший заместитель предыдущих Патриархов УПЦ КП Владимира (Романюка) (1993-1995) и Мстислава (Скрыпника)(1992-1993). Ранее — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины (1990-1992), архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (1966-1990). В 1997 году был отлучен от Церкви Архиерейским Собором РПЦ за раскольническую деятельность.

Михаил Антонович Денисенко (впоследствии — Филарет) родился 28 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтера.

В 1946 году Денисенко окончил среднюю школу, после чего поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, которую окончил в 1948 году. В том же году Денисенко поступил в Московскую духовную академию. Обучаясь на втором курсе, 1 января 1950 года, он был пострижен в монашество под именем Филарета и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а 1952 году — в сан иеромонаха.

В 1952 году Филарет окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Святого Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. Одновременно Филарет исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры. В марте 1954 года ему было присвоено звание доцента.

В августе 1956 года Филарет был возведен в сан игумена и занял пост инспектора Саратовской духовной семинарии. В следующем году он занял аналогичную должность в Киевской духовной семинарии. В июле 1958 года Филарет был возведен в сан архимандрита. В 1960 году архимандрит Филарет занял пост управляющего делами Украинского экзархата.

В мае 1961 года Филарет стал настоятелем подворья Русской православной церкви при Александрийском патриархате в Александрии (Объединенная Арабская республика), и занимал этот пост до января 1962 года.

В 1962 году Филарет был возведен в сан епископа Лужского, викария Ленинградской епархии (таинство хиротонии, или рукоположения, совершено 4 февраля 1962 года). Тогда же он был назначен управляющим Рижской епархией. Летом того же года он был освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и назначен викарием Среднеевропейского экзархата с временным управлением Среднеевропейским экзархатом. В ноябре того же года он стал епископом Венским и Австрийским.

В декабре 1964 года Фирарет — уже как епископ Дмитровский — стал викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии и семинарии.

14 мая 1966 года Филарет был возведен в сан архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины, и назначен членом Священного Синода. В этом качестве он начал принимать активное участие в международной деятельности РПЦ и в декабре того же года возглавил Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата в Киеве. На этом посту он продолжил активно работать, неоднократно в составе делегаций Украинского экзархата, Московского патриархата и Русской православной церкви выезжал за рубеж, принимая участие в разного рода мероприятиях — конференциях, ассамблеях и конгрессах. В 1979 году указом Президиума Верховного совета УССР Филарет был награжден орденом Дружбы народов, а в 1988 году — орденом Трудового Красного Знамени (награда священнослужителю была присвоена указом Президиума Верховного совета СССР за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси).

В мае 1990 года, после кончины Патриарха Московского и всея Руси Пимена, Филарет стал местоблюстителем Патриаршего престола и одним из кандидатов в патриархи. Для избрания нового патриарха был созван внеочередной поместный собор, который 7 июня 1990 года избрал новым главой РПЦ митрополита Алексия (Алексий II). Между тем по традиции именно митрополит Киевский считался вторым по значению архиереем Русской церкви после патриарха и самым влиятельным из постоянных членов Священного Синода. Однако несмотря на то, что Филарет являлся наиболее вероятным кандидатом на пост предстоятеля РПЦ, его кандидатура многих не устраивала. В частности, порицание вызывал его небезупречный нравственный облик — манера поведения, грубость, властолюбие и «немонашеский» образ жизни.

Выборы нового патриарха проходили на фоне обострения борьбы Украинской православной церкви за самостоятельность. В январе 1990 года на Архиерейском соборе РПЦ было принято новое «Положение об экзархатах», согласно которому Украинскому экзархату предоставлялось больше прав в самоуправлении и выстраивании церковной жизни согласно со своими церковно-национальными традициями. В октябре того же года, рассмотрев утвержденное синодом Украинского экзархата «Обращение епископата УПЦ к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию ІІ и Священному Синоду РПЦ», Архиерейский собор РПЦ принял решение предоставить УПЦ независимость и самостоятельность в управлении. После этого наименование «Украинский экзархат» было упразднено, Филарету как предстоятелю УПЦ был предоставлен титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины». В ноябре 1990 года поместный собор УПЦ принял постановление: «Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и епископату РПЦ с просьбой даровать автокефалию УПЦ», то есть полную каноничную самостоятельность. В дальнейшем вопрос о предоставлении автокефалии Украинской церкви рассматривался на заседаниях Священного Синода РПЦ 25-26 декабря 1991 года и 18-19 февраля 1992 года, однако решение принято не было.

Однако Филарет продолжил деятельность, направленную на отделение Украинской церкви, опираясь при этом на поддержку председателя Верховного Совета УССР Леонида Кравчука (рассказывая о связях церковного иерарха с Кравчуком, СМИ называли украинского лидера «давним знакомым» Филарета «еще по работе в идеологическом секторе ЦК Компартии Украины»). После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, Кравчук активно поддерживал работу по созданию независимой церкви на основе канонической УПЦ (церковь униатов, а также Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) не подходили для этой цели, поскольку не пользовались широкой поддержкой населения). Отмечалось, что наделение УПЦ статусом канонической автокефалии могло послужить объединению православных церквей Украины в одну конфессию, что должно было способствовать снижению религиозного противостояния в стране, а следовательно и повышению социально-политической стабильности украинского общества.

В январе 1992 года, после того как в декабре 1991 года Кравчук занял пост президента Украины, Филарет собрал Украинское епископское совещание, на котором было принято обращение к Патриарху, Священному Синоду и всем архиереям РПЦ. В нем прозвучали обвинения в умышленном затягивании положительного решения вопроса об автокефалии УПЦ. «Мы смиренно заявляем, что вынужденное новыми историческими условиями наше стремление получить полную каноническую самостоятельность продиктовано исключительно благом Православия на Украине, а не давлением со стороны государства», — говорилось, в частности, в этом обращении.

Тема предоставления автокефалии Украинской православной церкви обсуждалась Архиерейском собором РПЦ весной 1992 года (Филарет на нем не присутствовал). Участникам собора было объявлено, что Филарет, используя предоставленную УПЦ автономию как «орудие укрепления своей личной власти в Украинской Церкви», оказывает давление на украинских епископов и священников с целью принудить их к поддержке автокефалии. Постепенно обсуждение проблемы автокефалии «переросло в дискуссию об аморальном поведении Киевского митрополита и его грубых просчетах в управлении» УПЦ. В итоге собор предложил Филарету добровольно покинуть пост предстоятеля Украинской православной церкви.

Филарет пообещал это сделать и дал слово архиерея, что не будет чинить никаких препятствий свободному волеизъявлению УПЦ при избрании ее нового первоиерарха. Однако позднее он отказался складывать с себя обязанности предстоятеля УПЦ и отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу, вошедшему в историю православия под названием «филаретовского». Свои действия Филарет объяснил тем, что данное им обещание освободить пост главы УПЦ было вынужденным и потому неискренним. По его словам, уйти в сложившихся обстоятельствах он не мог, «ибо отвечает за Украинскую Православную Церковь перед Богом». Собора, на котором он подал бы в отставку и на котором был бы избран новый Митрополит Киевский и всея Украины, Филарет так и не созвал.

Тем не менее, в мае того же 1992 года Архиерейский собор УПЦ был собран. Он сместил Филарета с Киевской кафедры и с поста первоиерарха УПЦ, зачислив его при этом в штат, но с запрещением в священнослужении. Предстоятелем Украинской православной церкви епископат большинством голосов избрал архиерея РПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Виктора Сабодана).

11 июня 1992 года Судебным деянием Архиерейского собора «за жестокое и высокомерное отношение… к подведомственному духовенству, диктат и шантаж… внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих», за клятвопреступление (невыполнение обещания созвать в Киеве Архиерейский собор и подать на нем в отставку, данного при кресте и Евангелии), а также «публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор… совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения… учинение раскола в Церкви» Филарет был извергнут из сана, с лишением его «всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире».

В ответ на это сторонники политики Филарета 25-26 июня 1992 года собрали в Киеве Объединительный собор. На нем в результате объединения части представителей УПЦ (Московского патриархата) и УАПЦ была создана Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). В том же году Филарет стал заместителем Патриарха УПЦ КП Мстислава (Скрыпника), после кончины которого в 1993 году стал заместителем нового Патриарха Владимира (Романюка). 14 июля 1995 года Владимир умер при загадочных обстоятельствах, и 25 октября 1995 года Филарет был избран Патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата.

19 февраля 1997 года Архиерейским собором Русской православной церкви Филарет был отлучен от церкви, поскольку «не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность».

Но и в последующие годы Филарет, именуемый в российской прессе «лжепатирархом», возглавляя Киевский патриархат, активно содействовал попыткам объединения УПЦ КП и УАПЦ в Поместную Украинскую православную церковь. Отмечалось, что его деятельность осуществлялась при содействии властей Украины и была высоко ими оценена — Филарет был награжден орденами князя Ярослава Мудрого II, III, IV и V степеней «за особый значительный вклад в строительство Поместной Православной Церкви в Украине, многолетнюю церковную деятельность по утверждению идеалов духовности, милосердия и межконфессионального согласия в обществе». В конце 2005 года сторонники Филарета просили президента Украины Виктора Ющенко обратиться к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой о признании Киевского патриархата независимой поместной автокефальной церковью. В 2007 году архиереи Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) «выразили недоумение» по поводу сделанного им предложения о возможных переговорах с «лжепастырями».

В конце июля 2008 года в Киеве проходили торжества по случаю 1020-летия Крещения Руси. На них были приглашены глава РПЦ Алексий II и Патриарх Константинопольский Варфоломей I, однако Филарет на официальных мероприятиях не присутствовал. Между тем Ющенко, выступая после торжественного богослужения, которое совершил Патриарх Варфоломей, вновь заговорил о национальной поместной автокефальной церкви и попросил предстоятеля Константинопольской церкви благословить ее создание. В ответном слове Варфоломей оставил за собой «не только право, но и обязанность поддержать в пределах устоявшейся православной традиции любое конструктивное предложение, которое как можно быстрее ликвидировало бы опасные разделения в церковном теле». «Независимая газета» по этому поводу отмечала, что речь Варфоломея «была весьма туманна» и в результате осталось непонятным, что именно было скрыто «за столь обтекаемыми формулировками». Действительно, ряд СМИ сообщили о том, что Варфоломей не дал благословения на создание поместной Украинской церкви, а выступление Ющенко явно не прибавило ему популярности среди «верующих, относящих себя к пастве Московского патриархата». Однако уже на следующий день агентство ИТАР-ТАСС заявило о том, что Патриарх Константинопольский «поддерживает создание единой православной церкви на Украине, но в рамках каноничности». «Мы заинтересованы в единой украинской церкви», — цитировало агентство Варфоломея. В свою очередь, глава Государственного комитета Украины по делам религий Александр Саган призвал не драматизировать то, что Патриарх Константинопольский не выразил открытой поддержки идее создания независимой от Москвы поместной церкви. «Какое бы противодействие ни существовало, этот процесс имеет объективный характер и не может быть остановлен», — заявил он.

Начиная с сентября 2011 года Филарет вновь проводил переговоры с представителями УАПЦ «по восстановлению единства православной церкви в Украине». При этом, впрочем, уже в октябре стало известно, что ряд высших иерархов УАПЦ выступили против этих переговоров, поскольку опасались, что в результате объединения с УПЦ КП их церковь могла раствориться в структурах последней. В декабре переговоры были окончательно прекращены из-за того, что глава УАПЦ Мефодий настаивал на благословении Вселенского патриарха и на том, чтобы Филарет отказался от патриаршего сана.

Филарет — доктор богословия honoris causa (1982), автор многочисленных трудов по богословию.

СМИ писали о семье Филарета: несмотря на каноны, он практически публично жил с семьей. Его женой называлась Евгения Петровна Родионова (умерла в январе 1998 года). Упоминались и трое его детей — сын Андрей и дочери Вера и Любовь.

В 1991-1992 годах, в период противостояния Филарета и руководства РПЦ, в СМИ появлялась информация о том, что иеарарх был тесно связан с КГБ, в отчетах которого фигурировал как агент под псевдонимом «Антонов», однако документальных подтверждений этому не публиковалось.

Использованные материалы

  1. а б в г д е ё ж з и й к л м н о п Архиереи. Филарет (Денисенко). — Русское православие (ortho-rus.ru). — Версия от 19.03.2012
  2. а б в г д е В УПЦ КП отметили сорокалетие пребывания патриарха Филарета на Киевской кафедре. — Благовест-Инфо (blagovest-info.ru), 16.05.2006
  3. Патриаршее служение. — Патриархия.Ru, 14.05.2005
  4. 78 лет назад родился Алексий II, патриарх Московский и Всея Руси. — РИА Новости, 23.02.2007
  5. Патриарх Алексий II отмечает свое 78-летие. — Росбалт-Север, 23.02.2007
  6. В. И. Петрушко. Автокефалические расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997. Глава III. Появление «Киевского Патриархата». — М.: Св.-Тихоновский богословский ин-т. — 1998
  7. а б в Биография. Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. — Украинская православная церковь (orthodox.org.ua). — Версия от 06.10.2007
  8. а б в г д е В. И. Петрушко. Автокефалические расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997. Глава VI. Государственная независимость Украины и вопрос о канонической автокефалии Украинской Церкви. — М.: Св.-Тихоновский богословский ин-т. — 1998
  9. а б Леонид Кравчук. — ЛIГАБiзнесIнформ, 18.06.2008
  10. а б в г В. И. Петрушко. Автокефалические расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997. Глава VII. Раскольничья деятельность Филарета Денисенко. — М.: Св.-Тихоновский богословский ин-т. — 1998
  11. Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. — Мир религий (religio.ru). — Версия от 19.03.2012
  12. В. И. Петрушко. Автокефалические расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997. Глава Х. Кончина лже-патриарха Володимира Романюка и «второе софийское побоище». — М.: Св.-Тихоновский богословский ин-т. — 1998
  13. Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко). — Седмица.ру, 19.02.1997
  14. Виктор Ющенко наградил Патриарха Филарета (Денисенко) орденом Ярослава Мудрого II степени. — Портал-Credo.Ru, 18.10.2006
  15. Елена Маргвелашвили. Лже-патриарх Филарет призывает Ющенко уничтожить каноническую Православную Церковь. — Новый регион, 13.12.2005
  16. Архиереи УПЦ МП выступили против создания единой украинской поместной Церкви. — NEWSru.com, 25.01.2007
  17. Павел Круг. Два Патриарха в одном городе. — Независимая газета, 28.07.2008
  18. Варфоломей не дал Ющенко благословения на раскол. — Газета.Ru, 26.07.2008
  19. а б Михаил Мошкин. ОМОН и аминь. — Время новостей, 28.07.2008. — N 134
  20. Варфоломей I за создание единой православной церкви на Украине. — ИТАР-ТАСС, 27.07.2008
  21. Украинские чиновники обещают «очень скорое» отделение Православной Церкви от Москвы. — Новый Регион 2, 01.08.2008
  22. Артем Скоропадский. В УАПЦ заявили об утрате. — Коммерсантъ Украина, 21.10.2011. — № 171 (1445)
  23. Артем Скоропадский. Патриарха не дали в обиду. — Коммерсантъ Украина, 15.12.2011. — № 210 (1484)
  24. Виктор Потапов. Что лживо, то гнило. — Независимая газета,, 27.08.1992. — 164
  25. Матвей Сотников. Митрополит Питирим. — Спецназ России. — май 2003, № 05 (80)

Патриарх Филарет

Почётный патриарх Православной церкви Украины, с 2018.
Постоянный член Священного синода Православной церкви Украины. Герой Украины

Михаил Денисенко родился 23 января 1929 года в селе Благодатном, Донецкая область, Украина. Мальчик вырос в семье шахтера Антона Денисенко и его жены Мелании. Дед погиб во время голода на Украине, а отец в годы Второй мировой войны. Смерть отца оказала большое влияние на мировоззрение Михаила и его выбор стать священником.

В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии. Через два года по окончании семинарии поступил в Московскую духовную академию. В январе 1950 года на втором курсе академии пострижен в монашество с именем Филарет и назначен исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой лавре.

В этом же году патриархом Алексием I рукоположен в иеродиакона. В 1952 году, в день Пятидесятницы, рукоположен во иеромонаха. В том же году по окончании академии со степенью кандидата богословия назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии; исполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой лавры.

В марте 1954 года получил звание доцента и назначен старшим помощником инспектора. Через два года возведен в сан игумена и определен инспектором Саратовской духовной семинарии. Далее, становится инспектором Киевской духовной семинарии.

В сан архимандрита возведен 12 июля 1958 года и назначен ректором Киевской духовной семинарии. Пробыл ректором до закрытия семинарии в 1960 году. В тот же год был управляющим делами Украинского экзархата, а с мая 1961 в течении года являлся настоятелем подворья РПЦ при Александрийском патриархате в Александрии, Египет.

Филарет, 4 февраля 1962 года хиротонисан во епископа Лужского, викария Санкт-Петербургской епархии, и назначен управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Пимен, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим и епископы: Казанский и Марийский Михаил, Тамбовский и Мичуринский Михаил, Новгородский и Старорусский Сергий, Дмитровский Киприан, Костромской и Галичский Никодим.

В том же году освобожден от обязанностей викария Санкт-Петербургской епархии и назначен викарием Среднеевропейского экзархата с временным управлением Среднеевропейским экзархатом. В 1962 году данной должности и назначен епископом Венским и Австрийским.

С 22 декабря 1964 года стал епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и ректор Московской духовной академии и семинарии. Через год назначен председателем комиссии по подготовке материалов для Богословской энциклопедии. В 1966 года являлся архиепископ Киевским и Галицким, экзархом Украины и постоянным член Священного синода.

В конце февраля 1968 года возведен в сан митрополита. Далее включен в состав комиссии Священного синода по вопросам христианского единства, а с 16 декабря того же года стал председателем филиала отдела внешних церковных сношений Московского патриархата в Киеве.

В июне 1970 года назначен членом комиссии Священного синода для подготовки Поместного собора Русской православной церкви. Через шесть лет избран в состав комиссии Священного синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

Предстоятель РПЦ патриарх Пимен 3 мая 1990 года умер и в тот же день состоялось заседание Священного синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего престола избран митрополит Киевский и Галицкий Филарет.

В том же время на встрече с духовенством Тернопольской епархии Филарет порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей.

В Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский собор, избравший троих кандидатов на Патриарший престол: митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и митрополита Киевского Филарета.

Имея давние и тесные связи с руководством СССР и КГБ, Филарет рассчитывал, что именно он возглавит Русскую православную церковь. В результате тайного голосования 7 июня членами Поместного собора Филарет получил 66 голосов, тогда как за митрополита Алексия было отдано 139 голосов, за митрополита Владимира — 107.

Епископатом Украинской православной церкви 9 июля 1990 года Филарет единогласно избран ее предстоятелем. Одновременно украинский епископат подал прошение об автономии Православной церкви на Украине. Архиерейский собор РПЦ 25-27 октября 1990 года преобразовал Украинский экзархат в Украинскую православную церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении.

Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему усваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть предстоятелем Украинской православной церкви.

После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом Украинской ССР независимости Украины секретарь ЦК Коммунистической партии Украины Леонид Кравчук стал первым ее президентом. Митрополит Филарет резко поменял убеждения на противоположные и начал действовать под девизом «в независимом государстве — независимую церковь».

Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской православной церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив свое голосование угрозами и давлением со стороны Филарета.

На Соборе были зачитаны также обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую автокефалию УПЦ. Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенес рассмотрение вопроса на Поместный собор Русской Православной Церкви.

Будучи обвиненным в том, что он ведет аморальный образ жизни и не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине, Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую православную церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

Священный синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания, но Филарет все обращения игнорировал, заручившись поддержкой некоторых радикально настроенных украинских депутатов и общественных деятелей националистического направления.

После безуспешных призывов к Филарету Священный синод РПЦ поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму созвать Архиерейский собор Украинской церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета. Филарет был приглашен на Собор, но приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора посредством националистически настроенных политиков украинского парламента.

В конце мая 1992 года Архиерейский собор Украинской православной церкви, собравшийся в Харькове в составе 18 архиереев под председательством митрополита Харьковского Никодима выразил недоверие митрополиту Филарету и уволил его с Киевской кафедры, запретив ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви.

Архиерейский собор Русской православной церкви 11 июня 1992 года постановил «извергнуть митрополита Филарета из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви». Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, назвав его неканоническим и незаконным.

Филарет отлучения не признал, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным. Извержение из сана и отлучение от Церкви, совершенные Архиерейскими соборами РПЦ, признаны также другими поместными Православными церквями.

После извержения из сана и создания 25 июня 1992 года непризнанной Поместными православными церквами Украинской православной церкви — Киевского патриархата (УПЦ КП) митрополит Филарет стал заместителем патриарха Мстислава, а затем, когда патриарх Мстислав скончался стал заместителем нового Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира, который умер при загадочных обстоятельствах в 1995 году.

В октябре 1995 года Поместным собором УПЦ КП избран Предстоятелем Украинской православной церкви Киевского патриархата, Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

В конце февраля 1997 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве Филарет был отлучен от Церкви и предан анафеме. Постановлением Собора в вину вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей».

В 2013 году от имени Украинской православной церкви Киевского патриархата призвал украинцев и поляков к взаимному прощению за Волынскую резню в годы Второй мировой войны.

Во время событий декабря 2013 — января 2014 года неоднократно высказывался в поддержку евромайдана. Во время крымского кризиса 2014 года выступил с резкой критикой Владимира Путина. Также одобрил действия украинской армии в Донецкой и Луганской областях в ходе вооруженного противостояния на востоке Украины.

В начале февраля 2015 года Филарет прибыл в Соединенные Штаты Америки для участия в «молитвенном завтраке» с участием президента США Барака Обамы, где наградил сенатора Джона Маккейна орденом святого Владимира I степени, а также напомнил Маккейну о долге США помогать Украине в защите ее независимости.

В ноябре 2017 года направил письмо патриарху Московскому Кириллу и епископату Русской православной церкви, в котором изъявил желание преодоления раскола и надежду на взаимное примирение.

В апреле 2018 года президент Украины Пётр Порошенко направил Вселенскому патриарху Варфоломею обращение о даровании Украинской церкви автокефалии; незадолго до того весь епископат Киевского патриархата и УАПЦ передал президенту Петру Порошенко обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении Украинской церкви томоса об автокефалии. В октябре того же года Константинопольский патриархат объявил о начале процесса предоставления автокефалии Церкви Украины и восстановил в духовном сане предстоятелей Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.

По итогам заседания Синода Константинопольского патриархата, состоявшегося 9-11 октября, в части, касающейся Филарета, было официально сообщено следующее: Принять прошения об апелляции от Филарета (Денисенко), Макария (Малетича) и их последователей, которые оказались в схизме не из догматических причин, — в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского патриарха получать такие обращения от иерархов и других священнослужителей всех автокефальных Церквей. Таким образом, упомянутые выше лица были канонически восстановлены в своём епископском и священническом сане, также было восстановлено общение их паствы с Церковью.

По словам архиепископа Иова (Вселенский патриархат), решение означает, что Филарет рассматривается Вселенским патриархатом как «бывший митрополит Киевский». Епископ Макарий (Гриниезакис), викарий Таллинской митрополии, помощник Вселенского Патриарха Варфоломея, постоянный профессор Патриаршей академии Крита, дал следующие разъяснения принятых решений: «<…> на последнем заседании Священного Синода Вселенского Патриархата были изучены вопросы апелляций „эклита“ Филарета (Денисенко) и Макария (Малетича) и относящихся к ним епископов и духовенства. После тщательного изучения этих требований было решено возвратить обоих истцов, а также относящихся к ним епископов, священнослужителей и мирян в каноническое поле. Это означает, что отныне Филарет и Макарий являются каноничными иерархами Церкви и имеют каноничный архиерейский сан. То же самое, конечно, относится и к их другим епископам, духовенству и мирянам, которые воспринимали от них священные таинства. <…> Мы бы узаконили раскол, если бы сказали Филарету и Макарию: „Идите в Православную Церковь и мы признаем вас как патриархов и архиепископов“. Но было не так. <…> Патриарху Варфоломею и Синоду удалось объединить две раскольнические группы, восстановить их в каноничности без запросов со стороны этих организаций относительно должностей и почестей».

Сам Филарет продолжал считать себя патриархом, в частности, на пресс-конференции 11 октября он заявил: «Я был патриархом, есть и буду». 20 октября Синод УПЦ КП изменил титулование, утвердив полный и краткий варианты титула, добавив туда упоминание о Киеве как «Матери городов русских» и о Киево-Печерской и Почаевской лаврах, а также допустив титулование без использования титула «патриарх» в сношениях с другими церквами. Полный титул предстоятеля церкви: «Святейший и Блаженнейший Филарет, Архиепископ и Митрополит Киева — матери городов Русских, Галицкий, Патриарх Всея Руси-Украины, Свято-Успенских Киево-Печерской и Почаевской лавр Священно-архимандрит». В сношениях с другими поместными православными церквами допустимой формой является «Блаженнейший Архиепископ (имя), Митрополит Киевский и всей Руси-Украины» и производные от него.

Перед началом Объединительного собора 15 декабря 2018, УПЦ КП (параллельно с УАПЦ) провела свой Собор и приняла решение о самороспуске, а её архиереи приняли участие в образовании единой поместной Православной церкви Украины.

На Объединительном соборе православных церквей на Украине в Киеве 15 декабря 2918 года Филарет не выдвигал свою кандидатуру на пост митрополита Киевского Православной церкви на Украине, которому Вселенский патриархат должен был вручить томос об автокефалии. После своего избрания предстоятелем Православной церкви Украины Епифаний (Думенко) в обращении к людям, собравшимся на Софийской площади, объявил Филарета (Денисенко) духовным наставником «Православной церкви Украины», который «будет и дальше почётным действующим пожизненно , помогающим нам совместно строить нашу единую поместную украинскую православную церковь».

На вручении томоса об автокефалии Православной церкви Украины в Стамбуле 6 января 2019 года Филарет не присутствовал. Согласно пресс-службе Львовской епархии УАПЦ, причиной стало то, что Филарет отказывается принять статус митрополита, а хочет оставаться патриархом.

В иерархии ПЦУ Филарет получил титул почётного патриарха, является постоянным членом Синода и управляющим Киевской епархией в составе приходов и монастырей Киева, которые пребывали в его подчинении как патриарха Киевского и всея Руси-Украины (за исключением Свято-Михайловского Златоверхого монастыря). При этом Филарет (Денисенко), несмотря на «роспуск» УПЦ КП, не прекратил носить белый куколь и вручать награды Киевского Патриархата. В интервью 25 марта 2019 года он заявил: «Киевского патриархата нет юридически, но есть фактически. Потому что есть патриарх. Поэтому и основания есть вручать ордена. Я их буду вручать и в дальнейшем». 9 мая Филарет (Денисенко) сделал заявление, из которого следовало, что, по его мнению, Киевский Патриархат де-факто не был распущен и продолжает существовать.

Священный синод Константинопольской православной церкви, проходивший в Стамбуле 11 октября 2018 года, принял решение об отмене анафемы, наложенной на Филарета решением Архиерейского собора Русской православной церкви от 11 июня 1992 года. Своим решением патриарх Варфоломей объявил о восстановлении Денисенко в сане на момент анафематствования. Согласно этому решению, Филарет снова стал митрополитом.

Также Священный синод признал утратившим силу также решение о передаче Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церкви в 1686 году.

Глава Киевского патриархата УПЦ Филарет 15 мая 2019 года обвинил главу ПЦУ Епифания и президента Украины Петра Порошенко в обмане и нарушении договоренности, из-за чего в новой церковной структуре зреет раскол. Перед «объединительным собором» главы неканонических церквей договорились, что руководителем новой церкви станет митрополит Епифаний, однако управлять ей продолжит Филарет, который провозгласил себя патриархом. Эта договоренность нарушена и не выполняется на деле.

Награды Патриарха Филарета

Государственные награды СССР

Орден Дружбы народов (22.01.1979) — за патриотическую деятельность в защиту мира

Орден Трудового Красного Знамени (3 июня 1988 года) — за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием крещения Руси

Государственные награды Украины

Орден Свободы (23 января 2009 года) — за многолетнюю плодотворную церковную деятельность и утверждение идеалов духовности, милосердия и согласия в обществе

Орден князя Ярослава Мудрого:

I степени (22 июля 2008 года) — за выдающийся личный вклад в утверждение духовности, гуманизма и милосердия, многолетнюю плодотворную церковную деятельность и по случаю 1020-летия крещения Киевской Руси

II степени (18 октября 2006 года) — за выдающийся личный вклад в развитие поместной православной церкви на Украине, многолетнюю церковную деятельность в утверждение идеалов духовности, милосердия и межконфессионального согласия в обществе

III степени (23 января 2004 года) — за выдающийся личный вклад в утверждение православия на Украине, развитие межконфессиональных связей, многолетнюю плодотворную религиозную, миротворческую и благотворительную деятельность и по случаю 75-летия со дня рождения

IV степени (25 июня 2002 года) — за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в сфере государственно-церковных отношений, многолетнюю плодотворную религиозную деятельность

V степени (21 августа 1999 года) — за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, весомый личный вклад в утверждение принципов христианской морали в обществе

Первый (одновременно с митрополитом Владимиром (Сабоданом)) в истории наградной системы независимой Украины полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого;

Знак отличия Президента Украины — Крест Ивана Мазепы (20 января 2010 года) — за выдающийся личный вклад в духовное обогащение украинского народа, многолетнюю плодотворную церковную деятельность

Почетная грамота Кабинета министров Украины (2010)

Церковные награды

В бытность иерархом РПЦ награжден многочисленными церковными орденами как Московского патриархата, так и иных поместных Православных Церквей.

Священным Синодом УПЦ КП награжден церковными орденами — святого равноапостольного князя Владимира I степени (1999 год, в связи с юбилеем 70-летия со дня рождения) и святого апостола Андрея Первозванного I степени (2004 год, в связи с юбилеем 75-летия со дня рождения).

Прочее

Почетный член Московской духовной академии (1970)

Почетный член Ленинградской духовной академии (1973)

Почетный доктор богословия Будапештской реформаторской духовной академии (1979)

Почетный доктор богословия Пряшевского богословского факультета (1980)

Почетный гражданин Киева (2008)

Почетный член кафедры анатомии животных имени акад. В.Г. Касьяненко НУБиП Украины (2012)

Почетный доктор НУБиП Украины (2014)

Отказался

В январе 2014 года Филарет отказался от вручения ему ордена «За заслуги» I степени, а также от вручения присужденного ему в связи с 85-летием синодом УПЦ КП ордена святого апостола Иоанна Богослова:

Возможно ли отлучение от церкви в наше время? Каковы его последствия? В церковь не будут пускать?

Андрей Ларионов 27211 2 года назад программист, модератор тем: искусство и культура, религия и вера

Да, возможно. Но, конечно, анафема, провозглашение того, что человек отпал от церкви или поставил себя её врагом, случается крайне редко.

Если отбросить общеизвестную историю с Львом Толстым (К анафеме привело то, что он пропагандировал истинную в его понимании собственную редакцию христианства и в этом был успешен. Белинского, например, никто не отлучал, хотя он ушел дальше):

В 1918 году патриарх Тихон провозгласил анафему развязавшим гражданскую войну и террор. Надо отметить, что там нет слов «большевики», так что она относится ко всем убийцам. Текст здесь: azbyka.ru

1959 год — некоторых священников или церковных деятелей, которые для Хрущева, который открыл новую волну гонений, публично отреклись от Бога и приняли участие даже не в пропаганде, а просто в поливании грязью. Можно почитать здесь: www.pravoslavie.ru

1970 год — Русская православная церковь заграницей (сейчас с ней наше общение восстановлено, а тогда было прервано) провозгласила анафему Ленину. Это был такой шаг в противовес буйству пропаганды случившемуся в связи с 100-летием со дня его рождения. Чтобы помнить, что он, всё-таки, не был «самым человечным человеком».

Далее только ссылки, так как коротко это не рассказать иначе будет несправедливо, 1997 год:

патриарх Филарет, Украина, связано с попыткой раскола ru.wikipedia.org

священник Глеб Якунин, за политическую деятельность участие в которой было официально запрещено для священников (выборы и партии) (опасность раскола, некоторые священники занимали радикальные политические позиции и тут же начинали агитацию и деление прихожан на правильных и неправильных) ru.wikipedia.org

Могут быть и другие, менее громкие случаи, так как отлучить от церковного общения может и местная епархия. Скорее всего в том случае, если, как и выше, публичная деятельность человека угрожает расколом.

А последствия — в церковь пустят, конечно. Если захочет причаститься и скажет, что под запретом, или узнают в лицо, то не будут причащать. Если умрет и узнают в лицо или родственники ответят, что под запретом, то не будут отпевать. Родственники не должны подавать записки о нем, чтобы молиться на церковной службе о нем (сами лично могут молиться).

>Во все тяжкие. Как «киевский патриарх» Филарет за властью гонялся

«Нет, братья и сёстры, это не убийство!»

Глава самопровозглашённой Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет во время воскресной проповеди 22 марта заявил, что убийство не подчиняющихся Киеву жителей Донбасса не является грехом.

«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России, — заявил Филарет, — Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сёстры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!»

Филарет. Фото: РИА Новости

Подобные высказывания церковного иерарха, который, казалось бы, должен призывать к миру, могли бы удивить, если не знать, что самозваный патриарх Филарет поддерживает карательную операцию в Донбассе фактически с самого первого дня.

Во время недавнего визита в США киевский патриарх призвал американские власти начать поставки оружия на Украину, попутно наградив церковным орденом Святого князя Владимира I одного из самых известных вашингтонских «ястребов» Джона Маккейна.

В феврале 2015 года Филарет объявил грехом уклонение от мобилизации в украинскую армию, тем самым помогая киевским властям пополнять запасы «пушечного мяса».

Обвиняемую в причастности к убийству российских журналистов украинскую наводчицу карательного батальона Надежду Савченко, находящуюся в российской тюрьме, Филарет 1 марта 2015 года наградил церковным орденом святого великомученика Георгия Победоносца «за борьбу со злом».

Паренёк из Донбасса

Людям, не посвящённым глубоко в новейшую историю и современные реалии православной церкви на постсоветском пространстве, подобные поступки киевского иерарха могут показаться кощунственными и недопустимыми.

Но дело в том, что служители церкви — такие же люди, как и все остальные, и количество негодяев, клятвопреступников и откровенных подонков в среде священников не отличается принципиально от количества подобных лиц в других сферах деятельности.

Самозваный киевский патриарх Филарет является самым ярким тому примером.

Филарет, в миру Михаил Антонович Денисенко, родился там, где сегодня, в том числе и с его благословения, льётся кровь — на земле Донбасса. Сын шахтёра Миша Денисенко появился на свет 23 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области.

Окончив школу, набожный юноша решил связать свою жизнь со служением церкви. Для этого как раз наступило удачное время, благодаря смягчению официальной позиции советской власти по отношению к религии.

В 1946 году Денисенко поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, на что, строго говоря, не имел права — поступать на учёбу в подобные заведения в СССР можно было только с 18 лет. Однако и здесь ему повезло — на недостаток лет власти закрыли глаза.

Спустя два года Михаила Денисенко принимают на учёбу в Московскую духовную академию.

На втором курсе академии педагоги отмечают его и сулят большую карьеру. Началом её стало пострижение в монашество под именем Филарет. После этого новоявленный монах Филарет получает свою первую должность и становится исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

Филарет. Фото: РИА Новости

«Утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой»

В 1952 году, 23 лет от роду, Филарет по окончании академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии.

Его дальнейшая карьера сопоставима со взлётом Стива Джобса — в консервативной церковной среде он за 14 лет прошёл путь от выпускника академии до архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины и постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви. Тех высот, каких Филарет достиг к 37 годам, многие священники не достигают за всю долгую жизнь.

Выделяло Филарета то, что он практически не имел проблем со светскими властями. Подобное выглядело невероятным в условиях, когда жизнь церкви находилась под жёстким контролем государства.

Сам Филарет в 2012 году в одном из интервью намекнул на то, почему так происходило, заметив, что «в советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ, поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой, был связан».

Намёк оказался настолько прозрачным, что подчинённым Филарета пришлось срочно оправдываться за шефа. «Нигде и никогда патриарх Филарет не говорил, что он был агентом КГБ. Он говорил и продолжает говорить о том, что в СССР было невозможно заниматься церковной деятельностью без контактов с государственной властью, в том числе с КГБ», — заявил глава информационного управления УПЦ КП архиепископ Евстратий.

Церковный хозяин Украины

Как бы то ни было, карьера Филарета была совершенно безоблачной. Он ездил в зарубежные командировки, представляя РПЦ на различных религиозных форумах, а в 1979 году был удостоен советского Ордена Дружбы народов с формулировкой «за патриотическую деятельность в защиту мира».

Верующей Украиной Филарет правил железной рукой, подавляя всех недовольных и несогласных с его политикой при полной поддержке государства.

Украине, в которой советская власть после войны собрала в лоно единой православной церкви все разношерстные течения, включая даже греко-католиков, нужен был церковный диктатор, который сможет удержать ситуацию под контролем — по всей видимости, так рассуждали представители партийных органов, поддерживая Филарета.

Его же самого контролировать было достаточно просто — церковный иерарх любил жизнь несколько больше, чем положено монаху. «Несколько больше», в частности, заключалось в том, что Филарет практически открыто жил с женщиной, о чём было хорошо известно в церковных кругах.

Во второй половине 1980-х спокойная жизнь Филарета на Украине кончилась. Затеянная Михаилом Горбачёвым перестройка сказалась и на церкви. Греко-католики начали требовать возвращения им храмов и полной независимости, оживились и представители других течений православия.

Сам Филарет, однако, в этой каше вариться уже не хотел. Его амбиции достигли высшей отметки — он мечтал занять место Патриарха Московского и Всея Руси.

«Как решит Собор, так и будет»

Здоровье патриарха Пимена к тому времени серьёзно пошатнулось, и вопрос о преемнике вышел на первый план.

Если бы Пимен ушёл в мир иной лет на пять раньше или перестройка задержалась бы на этот же срок, Филарет, скорее всего, добился бы желаемого. Его деятельность на Украине вполне устраивала светские власти, он великолепно умел выполнять указания и вполне подходил для роли патриарха в реалиях эпохи застоя.

На беду Филарета, Пимен умер в 1990 году, когда советский режим окончательно ослабил хватку, и вопрос о новом патриархе был полностью отдан на откуп самим представителям церкви.

Влияния Филарета хватило на то, чтобы получить пост патриаршего местоблюстителя, то есть, говоря светским языком, и. о. патриарха до выборов.

Но дальше начались проблемы. Недовольство его методами управления и дурная репутация в плане моральной устойчивости привели к тому, что имя Филарета его сторонникам только с огромным трудом удалось включить в списки кандидатов.

Как утверждал свидетель тех событий, ныне покойный митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, накануне Поместного Собора РПЦ, где должно было состояться решающее голосование, Филарет отправился на приём к главе Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову, сказав тому, что ЦК КПСС утвердило его кандидатуру на пост патриарха. В ответ Лукьянов развёл руками: «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет».

Филарет. Фото: РИА Новости

7 июня 1990 года Поместный Собор «прокатил» Филарета самым жёстким образом — он даже не попал в финальный тур голосования, с 66 голосами уступив митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (107 голосов) и митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, будущему патриарху (139 голосов).

Для Филарета это поражение стало сильнейшим ударом. Но он достаточно быстро оправился, оценил обстановку и понял, что имеет шанс взять реванш.

«Богом данный Украине»

Для начала он подал прошение о предоставлении Украинской Православной Церкви широкой автономии под эгидой Московского Патриархата, объясняя это необходимостью реагировать на вызовы времени.

Филарету пошли навстречу: в октябре 1990 года Архиерейский собор РПЦ преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему присваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Таким образом Филарет утвердился в качестве церковного первоиерарха Украины и стал ожидать развития политических событий.

После распада Советского Союза Филарет решил, что его звёздный час настал: если ему не удалось стать главой Московского Патриархата, значит, нужно создать новый, Киевский патриархат.

Горячую поддержку Филарет обрёл в лице первого украинского президента Леонида Кравчука, спешившего отделиться от России везде, где только можно. Силовую поддержку Филарету, когда дело дошло до отъёма храмов и другой собственности у тех, кто остался верен Московскому Патриархату, оказывали боевики украинских националистических организаций.

Осенью 1991 года Филарет пытался добиться автокефалии, то есть полной независимости от РПЦ, обращениями к патриарху Алексию II. Без «визы» московского патриарха церковную независимость Киева не признает никто в православном мире.

В Москве после долгих споров пришли к выводу, что автокефалия УПЦ на данном этапе к церковному миру не приведёт. Самого же Филарета обвинили в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине.

Филарет признал ошибки, покаялся и дал крестную клятву по возвращении в Киев подать в отставку. Покаяние произвело впечатление на участников собора: предполагалось, что после отставки Филарет сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.

Клятву перед крестом Филарет принёс по требованию украинских иерархов, хорошо знавших истинную цену словам своего «шефа».

Сомневавшиеся иерархи не ошиблись. Вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

Филарет. Фото: РИА Новости

Анафема

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви».

Но Филарета уже было не остановить. 25 июня 1992 года в Киеве было объявлено о создании Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, в которую вошли иерархи, поддержавшие Филарета, а также Украинской Автокефальной Православной Церкви, после войны действовавшей за границей. Первым Патриархом новой церкви стал не Филарет, а 94-летний Патриарх УАПЦ Мстислав, племянник Симона Петлюры, до церковной карьеры успевший послужить адъютантом у дяди.

Впрочем, в реальности лидером УПЦ КП оставался Филарет, формально ставший патриархом новой структуры только в 1995 году.

На Украине произошёл полноценный церковный раскол, когда в стране оказалось две православных церкви – филаретовская УПЦ КП и УПЦ МП, оставшаяся в лоне Русской Православной Церкви.

Опираясь на поддержку официального Киева, Филарет активно наступал на оппонентов, отбирая у них храмы и имущество, взамен «божьим словом» благословляя все начинания украинских властей.

21 февраля 1997 года Архиерейский Собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал анафеме. Впрочем, Михаила Денисенко никакой анафемой не смутишь. Он добился того, чего хотел — стал Патриархом, а цена вопроса его никогда не интересовала.

На пороге высшего суда

Единственное, чего ему так и не удалось добиться, — это признания Киевского Патриархата другими поместными православными церквями. Признают Филарета Патриархом исключительно такие же церковные раскольники, как и он сам.

Президент Украины Виктор Ющенко в своё время потратил немало усилий на то, чтобы добиться «легализации» Филарета, который служит украинским властям так же преданно, как ранее служил Политбюро ЦК КПСС. В канун 1020-летия Крещения Руси Ющенко активно обхаживал Константинопольского Патриарха Варфоломея I, добиваясь от него нужного решения. Но, судя по всему, Варфоломей оказался не столь падок на земные блага и радости, как Филарет — в итоге Киевский Патриархат так и не был признан.

В августе 2009 года во время визита на Украину Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Ющенко обратился к нему со следующими словами: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви».

«Эта церковь, господин президент, существует. — парировал Кирилл, имея ввиду УПЦ МП, – Есть поместная церковь в Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины».

Михаилу Антоновичу Денисенко в январе 2015 года исполнилось 86 лет. В погоне за удовлетворением властных амбиций он не останавливался ни перед чем. К сегодняшнему благословлению кровавых убийств жителей Донбасса он шёл, шаг за шагом, всю свою долгую жизнь.

Судить его за всё будет уже другой судья, на которого не подействуют ни авторитет президента Украины, ни автоматы украинских нацистов.

Наверное, только этого суда монах Филарет и страшится. Если, конечно, верит в Бога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *