Милосердные дела и героические поступки христиан

— 43 —

В названии нашего курса – «Основы православной культуры» — для нас очень важно первое слово.

Основа — это корень, то, из чего растет все остальное. Основы православной культуры – это:

— вера в Бога,

— вера в учение Христа,

— вера в Его жертву и воскресение;

— Библия и Евангелие;

— стремление жить по заповедям;

— забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

Из этого корня, общее имя которому Христианская Вера, вырастают плоды православной культуры, в частности:

— милосердные дела и героические поступки христиан;

— величественные храмы;

— прекрасные иконы;

— молитвы христиан о себе и о других.

В Пятом классе мы продолжим наш разговор.

А сейчас сделай небольшую творческую работу. Из перечисленных выше тем выбери одну. Вспомни, как об этом мы размышляли на наших уроках. В своей работе попробуй объяснить, почему тебе кажется, что эта сторона веры и жизни христиан важна для человека. Опиши, как то или иное верование помогает умножать количество добра в мире.

Также можно провести конкурс сочинений на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»?

При подготовке работы совсем не запрещается обращаться к помощи старших членов семьи. Кстати, если во время каникул вы с семьей или друзьями увидите православный храм, можете зайти туда для того, чтобы ты сам провел в нем экскурсию, используя знания, которые ты получил на наших уроках.

Урок 17 курса «Основы Православной культуры». Обобщающий урок

Зачетное занятие давайте проведем в виде праздничного проекта, который и станет вашим зачетом. Хорошо, если зачет друг другу поставите вы сами, опираясь на то представление о любви, которое могло у вас сформироваться в результате занятий.

Задания вы можете готовить в составе группы или индивидуально. Некоторые из заданий требуют длительной подготовки. Подумайте, как распределить задания по времени. Какие-то задания из предложенных нами, вы можете не использовать, зато имеете полное право предложить свои.

1.Закончите предложения:

а) Я понимаю «Православную культуру» как …

б) Суть православного поведения (этики) для меня состоит в следующем…

2 Подготовьте экскурсию по православному храму

3. Подберите несколько живописных картин известных художников на евангельскую тему (не вошедших в наш учебник). Расскажите, как они связаны с Евангелием.

>Основы православной культуры

Дидактические особенности современного урока по курсу «Основы православной культуры»

  • Дивногорцева С.Ю. Построение урока Основ православной культуры ОПК (видео)
  • Старостенко Е. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
  • Зайцева И.И. Технологическая карта урока: Методические рекомендации (Этапы технологической карты урока)
  • Структура комбинированного урока
  • Махнач Л.В. Использования проектной технологии на уроках основ православной культуры (мастер-класс), презентация
  • Удальцова Т.Н. Методы активизации детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по вероучительным дисциплинам
  • Зубкина О.П. Новые требования к современному уроку
  • Мирная М.И. Использование новых технологий в преподавании ОПК
  • Колесникова С.Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через культуру православия
  • Работа с текстом на уроке ОРКСЭ
  • Работа с письменными источниками в курсе ОРКСЭ
  • Алгоритм подготовки урока анализа текста с библейским или христианским содержанием
  • Иоффе А.Н. Диалоговые подходы и работа с информацией
  • Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках ОРКСЭ
  • Работа с кинофильмом, кинофрагментом, мультипликационным фильмом на уроке и во внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Жигалина Л.И. Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Методика использования интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ
  • Тимофеева Л.В. Использование электронных образовательных ресурсов в курсе ОРКиСЭ
  • Афанасьева С.Ю. Метод проектов на уроках ОРКСЭ
  • Методика проведения экскурсий
  • Петренко Н.В., Тимофеева Т.Ф. Музыка на уроках ОРКСЭ
  • Рефлексия – необходимый этап в осознании ребенком своей личности и ее места в окружающем мире
  • Особенности работы с домашними заданиями в курсе ОРКСЭ

Олимпиады по «Основам православной культуры»

Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Методическое пособие

2009 – 2010 учебный год

  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Региональный тур, 2009 – 2010 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Школьный тур, V–VII классы, 2009 – 2010 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Школьный тур, VIII–IХ классы, 2009 – 2010 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Школьный тур, Х–ХI классы, 2009 – 2010 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Школьный тур, ответы, 2009 – 2010 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Муниципальный тур, V–VII классы (задания), 2009 – 2010 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Муниципальный тур, V–VII классы (ответы), 2009 – 2010 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Муниципальный тур, VIII–IХ классы (задания), 2009 – 2010 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Муниципальный тур, V–VII классы (ответы), 2009 – 2010 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Муниципальный тур, Х–ХI классы (задания), 2009 – 2010 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Муниципальный тур, Х–ХI классы (ответы), 2009 – 2010 учебный год

2010 – 2011 учебный год

  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Школьный тур, V–VII классы, 2010 – 2011 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Школьный тур, VIII–IХ классы, 2010 – 2011 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Школьный тур, Х–ХI классы, 2010 – 2011 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Школьный тур, ответы, 2010 – 2011 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Муниципальный тур, V–VII классы, 2010 – 2011 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Муниципальный тур, VIII–IХ классы, 2010 – 2011 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Муниципальный тур, Х–ХI классы, 2010 – 2011 учебный год
  • Олимпиада по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!»: Муниципальный тур, ответы, 2010 – 2011 учебный год

Предметные викторины по «Основам православной культуры»

  • География
  • История
  • Литература
  • Искусство

Материалы из опыта работы педагогов Оренбургской области

  • Из опыта работы учителя ООШ № 38 г.Оренбурга АГЛИУЛЛИНОЙ Ларисы Рафкатовны

  • Разработка урока по теме «Возникновение Христианства»
  • Разработка урока по теме «Христианство на Руси»
  • Разработка урока по теме «Христианская церковь»
  • Разработка урока по теме «Христианские святые»

Полужирное начертание

  • Из опыта работы учителя Ташлинской СОШ Тюльганского района АНИСИМОВОЙ Натальи Сергеевны

  • Разработка урока по теме «Россия – наша Родина», презентация 1, 2

  • Из опыта работы учителя СОШ № 4 г.Сорочинска НОВИКОВОЙ Екатерины Алексеевны

  • Опасности для духовного развития детей в современном мире и пути их преодоления (выступление)

  • Из опыта работы учителя СОШ № 3 г.Сорочинска РОМАНОВОЙ Ольги Михайловны

  • Разработка урока по теме «Заповеди», презентация

  • Из опыта работы учителя Подгороднепокровской СОШ Оренбургского района ШВАНСКОЙ Елены Константиновны

  • Разработка урока по теме «Пасха», презентация

ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ

  • Сурков А. Моя малая родина — Тоцкое-2
  • Березнёв Н. Мой родной город Орск
  • Исакова Д. Я живу в селе Репьёвка Тюльганского района

“Основы Православной культуры” в средней общеобразовательной школе

(Некоторые выводы из личного педагогического опыта) “И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа…” (Джером Д. Сэлинджер “Над пропастью во ржи ”) Споры о том, можно и нужно ли вводить в российских школах отдельный предмет “Основы Православной культуры”, вспыхнули несколько лет назад и, в общем, успели к настоящему времени порядком надоесть нашему обществу. В начале 2000-х, когда эта дискуссия только зарождалась и зачастую более напоминала кухонный спор, переходящий в “кулачный диалог”, различные политические силы пытались в преддверьях всевозможных выборов использовать проблему в своих целях, еще более усугубляя противоречия.

Время прошло, и страсти поутихли. Проблема же осталась. Более того, если несколько лет назад она находилась все более в области теории и перспективы (ОПК тогда преподавались в сравнительно небольшом количестве школ РФ), то на сегодняшний момент можно с большой долей уверенности говорить о практической стороне вопроса: все новые и новые школы, несмотря на сильнейшее давление со стороны Министерства Образования, вводят в своих школах факультативные занятия по данному курсу. И не только факультативные, о чем далее и пойдет речь.

Необходимо напомнить о том, что “Основы Православной культуры” — единственный школьный предмет, чье появление еще в 90-х годах XX века было полнейшей неожиданностью для государственной власти. Инициативу введения это предмета проявило само общество. Точнее, та его часть, для которой история традиционной русской культуры ассоциировалась напрямую с Православным Христианством и Русской Православной Церковью. Внеклассные кружки появлялись то в одной, то в другой школе, как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в провинции. Вели эти кружки в массе своей учителя литературы и истории. Попытки кружков перейти на “легальное положение” мгновенно вызывало неистовую реакцию со стороны представителей так называемого “либерального” общества, куда, вкупе с представителями местной интеллигенцией, входили и входят, как правило, люди богатые и влиятельные. Обвинения в некоем “православном фанатизме” (а иногда и “фашизме”), “ущемлении прав других конфессий”, “ущемлении прав атеистов” и др. возникли отнюдь не в наше время, а являются старым и испытанным оружием российских либералов, придерживающихся еще дореволюционных традиций в деле критики русской культуры и Православной церкви.

Так или иначе, “Основы Православной культуры”, которые, специально или по незнанию, именуются противниками курса “Законом Божьим” или “Основами православия”, не только дожил до нашего времени, но и явно не собирается “кануть в Лету”. Являясь по самим целям, основам и конечному результату предметом культурологическим, а не религиозным, ОПК не несет никакого вреда ни “демократии”, ни “правам других конфессий”, ни уж тем более правам уважаемых атеистов. Нет смысла доказывать уже много раз доказанное. Автор данной статьи задался целью показать всем интересующимся некоторые небезынтересные особенности преподавания “Основ Православной культуры” в обычной средней школе.

В школе №18 Балашихинского района Московской области курс “Основ Православной культуры” был введен как обязательный на весь учебный год (2004/2005). То есть речь идет не о факультативе (уроке, находящимся вне школьного расписания и по сути являющимся своего рода кружком), а именно об обязательном предмете, имеющим такое же законное место в дневнике ученика, как и литература, история, математика и т.д. и т.п. Инициативу проявили власти Балашихинского района, в отличие от многих других областей, губерний и автономных округов, охотно контактирующие с Православной Церковью и прекрасно понимающие, что в деле духовно-нравственного воспитания современного ребенка без помощи Церкви не обойтись. В нескольких школах были экспериментально введены курсы ОПК, которые преподаются учителями, имеющими или соответственное образование или окончивших курсы повышения квалификации, проходящие в православной гимназии и местных приходских школах. Среди этих учителей был и автор данной статьи, который желает поделиться некоторым опытом после преподавания ОПК в 5-9 классах в школе №18.

Необходимо сразу оговориться: по существующей программе А. В. Бородиной “История религиозной культуры” (известна также как составитель учебника “Основ Православной культуры”), курс, прежде всего, предназначен для детей, обучающихся в 6 классах, с поправкой, что “на первом году введения курса рекомендуется и в старших классах”. Однако это обстоятельство нисколько не отражается на том, что ОПК изучают и ученики 5-х классов.

Есть один очень важный момент. Главная ответственность в передаче знаний лежит на учителе в большей степени, чем на учебнике, однако роль последнего все равно немаловажна. Основная особенность преподавания ОПК в школе №18 состоит в том, что учебников по данному предмету в школе нет. Рекомендовав ввести курс ОПК в местных школах, районный Департамент образования нисколько не озаботился финансовой поддержкой данного проекта. Единственным “жестом доброй воли” был подарок школам, в которых вводились ОПК, — полное собрание Православной энциклопедии. Конечно, это действительно неоценимая помощь любому преподавателю ОПК, однако этого все равно недостаточно. Учебники по ОПК (хотя бы 30-40 книг) повысили бы качество преподавания во много раз. Напрашивается вопрос: почему бы родителям детей самим не купить этот учебник? Ответ будет очевиден тому, кто хотя бы немного поработал в школе, где учатся дети людей, месячной зарплаты которых хватает лишь на то, чтобы прокормить свою семью, и чей семейный бюджет не рассчитан на что-то большее.

Несмотря на подобного рода проблемы, можно с большой долей уверенности говорить о позитивных моментах. Их много, но главное состоит в том, что ученики, особенно старшие, интересуются предметом. Особенно это стало заметно в период изучения сюжетов Ветхого и Нового Заветов. Школьникам, как младшим, так и старшим, интересно было узнать о связях между современными научными открытиями и чудесными событиями, описанными в Библии. Так, например, было во время рассказа о Всемирном потопе и об упоминаниях о нем в древних китайских, вавилонских и других сочинениях. Об увлеченности библейскими сюжетами говорят и жаркие споры между старшеклассниками по поводу описанных чудес, продолжающиеся и после урока.

Мотивация детей, в общем, и в целом велика. И это неудивительно: живой и яркий язык библейских сказаний, сильные, мудрые и, главное, добрые герои, способные жертвовать жизнью за свою Веру, инстинктивно привлекают души ребят, еще не до конца испорченные современными представлениями о том, каким должен быть человек XXI века.

Однако сложности есть и их довольно много. Прежде всего, это связано с педагогической запущенностью многих учеников из так называемых “неблагополучных” семей. Понятно, что в 14-15 лет воспитательный момент (а это одна из основных целей ОПК) очень тяжело, а главное негативно воспринимается многими подростками, тем более что 1/4 учащихся – воспитанники местного детдома, дети асоциальных элементов. Несмотря на то, что детдом активно сотрудничает с местным, Савинским церковным приходом в деле духовно-нравственного воспитания, а многие домашние ученики — из семей, называющих себя религиозными, быть верующим или даже просто воспитанным считается в подростковой среде зазорным. И это понятно и объяснимо: образ “крутого парня” и “клевой девчонки” упорно навязывается телевидением и шоу-бизнесом, причем последний сознательно противопоставляет себя духовно-нравственным ценностям (например “Фабрика звезд”). Именно поэтому в первую очередь среди многих подростков несерьезно и тяжело воспринимаются (или вовсе не понимаются) рассказы о подвижничестве христианских святых и ветхозаветных персонажей, благостной и чистой жизни которых необходимо подражать нам всем. Создается противоречие: на “Основах Православной культуры” 15-летний ученик слушает о страданиях Иова, готового пожертвовать всем из-за любви к Богу, а затем, приходя домой и включая телевизор, видит вполне самодостаточных поп-звезд, пятиминутное кривлянье которых на сцене под фонограмму приносит им вполне ощутимое благополучие и которые явно не страдают из-за отсутствия любви к Богу и людям. Обучать такого подростка необходимо, скорее всего, упорным диалогом, возможно, даже спором, доказывая ему, что курить марихуану – это совсем плохо, несмотря на то, что этому учат ныне популярные “растаманы” и все подражающие им. А помочь пьяному, лежащему в сугробе, и не посмеяться над ним с друзьями — это не просто “хорошо”, это — “правильно”.

Конечно, речь идет, прежде всего, о подростках; учащиеся 5 и 6-х классов пока не так затронуты антивоспитательной деятельностью ТВ, но и за их души уже сейчас идет борьба. Ребенок, еще не достигший возраста подросткового максимализма и комплекса неполноценности, подобен губки, впитывающей все подряд. И здесь важно именно то, что “впитывает” 10 и 11-летнее существо. Будет ли это нравственный язык Библии и христианской культуры, основанный на любви к людям, умении видеть прекрасное в добрых поступках, или эгоизм современной западной культуры, которая пока не дала миру ничего существеннее поп-музыки и сетевого маркетинга? Впрочем, об этом говорилось в церковной и светской печати много раз. Практически же, во время преподавания ОПК в 5-6 классах чувствуется большая разница в восприятии воспитательного материала по сравнению с 8-9 классами (до некоторой степени с 7 классом – это своего рода возрастная граница) где, как правило, более скептически относятся к тому, что выходит за рамки увлекательных библейских рассказов. Детям, в отличие от подростков, более понятна фраза “это хорошо, а это плохо”.

Примером может служить рассказ о Каине и Авеле: 11-летний Дима К. (6 класс) во время ответа с увлечением расписывал добродетели Авеля и злобное состояние гордеца Каина, с возмущением рассказывал об убийстве, в конце рассказа сделал вывод — завидовать плохо, зависть ведет к страшным поступкам; 15-летний Костя Ш. (9 класс) “дежурным” голосом рассказал все подробности вышеназванной истории, сделал заученный вывод, что зависть и гордыня – причина несчастий, однако от себя добавил, что не согласен с утверждением, что гордыня – грех, и что это утверждение, по его мнению, явно устарело. Как видите, главная задача учителя в последнем случае попытаться объяснить ученику-подростку весь смысл слова “гордыня” (превозношение себя перед другими, т.е. отношение к другим людям как к вторичному явлению), однако ученик, скорее всего, упрямо будет придерживаться своей и, по его мнению, “выстраданной” точки зрения. Ведь так говорят многие: что плохого в гордости? С другой стороны, учитель будет наверняка знать, что 11-летний ученик, в следующий раз, услышав слово “гордость”, еще подумает, относится ли к нему с позитивной точки зрения.

На основании этого примера конечно нельзя делать вывод о том, что на подростков нужно “махнуть рукой” как на потерянных для духовной жизни людей и сосредоточить все воспитательное внимание на доподростковом возрасте. Это не так. Всем преподавателям ОПК, работающим не в факультативе, куда записывались в основном и записываться будут верующие дети из верующих семейств, а с детьми, которые пришли на урок Православной культуры, потому что так написано в расписании, т.е. воспринимающие его как еще одну цепь на своих школьных “кандалах”, необходимо помнить одно: на них лежит ответственность, несоизмеримая с ответственностью учителя математики, истории или литературы. Не случайно эпиграфом статьи стали слова Сэлинджера, вложенные им в уста как раз подростка Холдена Колфилда. Учитель именно и делает то, что “не дает упасть детишкам в пропасть”, в которой, кроме физиологии и отсутствия духовного смысла существования, ничего нет. И особенно важно не дать упасть подросткам, потому что уже на следующем этапе жизни их индивидуальность может безвозвратно превратиться в набор простейших инстинктов.

ОПК – это предмет культурологический скорее не в том смысле, под которым понимает культурологию литература или художественная культура, т.е. дающий знания, прежде всего по истории материальной и духовной культуры человечества. Культурология, на мой взгляд, выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей. Цель в том, чтобы к окончанию курса у школьников появился выбор, которого школа в своей советской традиции зачастую детей просто лишала. Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, подросток получит лишний повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное подросток поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий. И как показывает опыт работы в школе №18, уже сейчас некоторые подростки осторожно ставят перед собой этот вопрос. Автору кажется, что наркомания, алкоголизм и тюрьма имеют меньше шансов угрожать человеку, хотя бы немного знакомому с православной культурой и православной верой.

Необходимо развеять миф о том, что введение ОПК в школах приведет к столкновениям на межнациональной и межрелигиозной почве. Наблюдения за школьниками всех возрастов показали, что это не так. Для многих подростков было открытием узнать, что христианство говорит и о любви к иноверцам, не призывает к борьбе с ними или насильному переводу в свою веру. Открытием для русских детей было то, что, оказывается, армяне (представители этой национальности также учатся в школе №18), также как и русские – христиане, пусть и немного отличающиеся в догматах. Во время изучения Ветхого Завета мусульмане узнали о том, что ислам глубоко чтит Адама и Еву, Авраама (Ибрагима), Моисея (Мусу) и др. библейских персонажей. Стимулировало интерес к предмету у обучающихся известие о том, что Иисус Христос, Дева Мария пользуются уважением у мусульман (Иса, Мариам). То есть историческая связь религиозных учений – христианства, ислама и иудаизма сыграла некоторую объединяющую роль в отношениях между детьми разных национальностей и вероисповеданий.

В заключении хотелось бы сказать, что главным врагом введения курса “Основ Православной культуры” (хотя бы факультативного) в школах РФ является не какие-то таинственные и злобные политические силы и не загадочные демонизириванные политики, а обыкновенное человеческое невежество. Являясь предметом культурологическим, ОПК, о чем можно уже сейчас с уверенностью говорить, может сыграть важную роль в деле избавления российского общества от многих язв, добычей которых становятся зачастую именно дети. Ведь каждый знает, что человек, укрепленный вполне конкретными духовными, нравственными и религиозными представлениями, уже не является такой легкой мишенью для низменных пороков. И глупо каждый раз ссылаться на “цивилизованные” Европу и Америку, в которых вскоре преступлением будет считаться ношение нательного креста и откуда нескончаемым потоком приходят “волки в овечьих шкурах” – секты.

А. В. Бородина “Основы Православной культуры” (учебно-методическое пособие) М., 2004 стр.2

Методические материалы

А.В. Кураев «Основы православной культуры» Учебное пособие для общеобразовательных учреждений для 4-5 классов

Методические материалы Г.А. Обернихина. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры»)

Материалы ко всем урокам ОПК (№ 1-29, 4 класс, презентации, задания, рабочие тетради) по учебнику протодиакона Андрея Кураева (35,5 Мв).

Сообщество преподавателей курса ОПК (поурочные разработки) Много притч!

Сборник методических материалов подготовлен студентами Миссионерского института 3 курса 2017 год в помощь учителям, преподающим модуль «Основы православной культуры» в 4 классе по учебно-методическому комплексу (далее – УМК) А.В. Кураева издательства «Просвещение». по ссылке: уроки ОПК студентов

Урок №1 Россия – наша Родина

Урок от Праволимпа

Конспект и презентация к уроку
Презентация

Урок № 2 Культура и религия

Урок от Праволимпа

Конспект урока

Презентация

Урок № 3 Человек и Бог в православии

Урок от Праволимпа

Презентация

Урок № 4 Православная молитва

Урок от Праволимпа

Презентация

Закон Божий. О молитве

Мф «Отче наш»

Урок № 5 Библия и Евангелие

Урок от Праволимпа

Закон Божий. Священное писание. Библия

Презентация по МХК

Презентация и текстовое сопровождение

Разработки уроков

Урок № 6 Проповедь Христа

Урок от Праволимпа

Презентация

Закон Божий:

  1. Нагорная проповедь
  2. Нагорная проповедь
  3. Нагорная проповедь

Урок № 7 Христос и Его крест

Урок от Праволимпа

Презентация

Что изображено на Голгофском Кресте

Урок № 8 Пасха

Урок от Праволимпа

Презентация
Урок о посте. Журнал «Покров» с. 26
Урок № 9 Православное учение о человеке

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок № 10 Совесть и раскаяние

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок из журнала «Покров» с.22
Урок № 11 Заповеди

Урок от Праволимпа
Презентация
Закон Божий. О заповедях.
Урок № 12 Милосердие и сострадание

Урок от Праволимпа
Презентация
Евангельские сюжеты о милосердии в изобразительном искусстве
Урок из журнала «Покров» с. 24
Урок № 13 Золотое правило этики

Урок от Праволимпа
Презентация

Урок из журнала «Покров». с.13
Урок № 14 Храм

Урок от Праволимпа
Презентация
Устройство православного храма
Урок № 15 Икона

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок № 16 Творческие работы учащихся

Урок от Праволимпа
С сайта Интевики
Урок № 17 Подведение итогов

Урок от Праволимпа
Урок 18 Как христианство пришло на Русь

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 19 Подвиг

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 20 Заповеди блаженств

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок из журнала «Покров» с. 22
Урок 21 Зачем творить добро?

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 22 Чудо в жизни христианина

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 23 Православие о Божием суде

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 24 Таинство Причастия

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 25 Монастырь

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 26 Отношение христианина к природе

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 27 Христианская семья

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 28 Защина Отечества

Урок от Праволимпа
Презентация
Урок 29 Христианин в труде

Урок от Праволимпа
Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

Урок от Праволимпа
Урок 31 Итоговый

Урок от Праволимпа

проект по Основам Православной Культуры на тему»Именная икона» проект по орксэ (4 класс) на тему

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 Г.о. Подольска Именная икона Выполнила: Дроботова Ксения Андреевна, обучающаяся 4 «Д» класса Руководитель: Пронина Любовь Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 31 г. Подольска

Слайд 2

Цель исследования: Изучение христианской традиции почитания именной иконы и мерной иконы. Изучение и уточнение понятий «Именная икона» и «Мерная икона». Задачи проекта: — Изучение христианской традиции почитания имени небесного покровителя и заступника. — Знакомство с понятиями «Именная икона» и «Мерная икона «. — Знакомство с обычаем писания именных и мерных икон. — Уточнение традиций празднования именин на Руси. — Путем проведения социологического опроса (анкетирования) выяснить у одноклассников, знают ли они, кто является небесным покровителем и заступником человека? — Уточнить, знают ли одноклассники , что означают понятия «Именная икона» и «Мерная икона»? — Познакомить одноклассников с типами изображения святых на именной иконе. — В процессе проведения анкетирования узнать, что ребята знают о традициях празднования именин на Руси? Что такое именины? — Познакомить одноклассников с таинством имени, со «Славянским именословом». — Проанализировать и обобщить результаты опроса одноклассников. — Вызвать интерес ребят к русским православным традициям, желание узнать больше о своем небесном заступнике и покровителе, напомнить о значении своего имени и уважении к имени.

Слайд 3

Объект исследования : Именная икона в жизни крещеного православного христианина. Что значит именная икона для православного. Предмет исследования : Старинная православная традиция писания именной и мерной иконы на Руси. Традиции празднования именин на Руси. Участники исследования: учащиеся 4″Д» класса МОУ СОШ № 31г. Подольска. Гипотеза исследования : Подтвердится ли наше предположение о том, что и сегодня мои сверстники знают о русских православных традициях и интересуются ими. Методы и способы исследования : социологический опрос (анкетирование), обработка, анализ и сравнение результатов исследования, поиск и обобщение необходимой информации из разных источников (справочников, интернет-источников, другой литературы). Предполагаемый результат : расширение кругозора у меня и моих одноклассников, уточнение знаний об именной иконе, проявление интереса к православным традициям русского народа.

Слайд 4

На Руси во все времена христианства имена верующих считались святыми, а каждого христианина с детства учили уважать свое имя. Со времен принятия Православия родилась традиция давать новорожденному имя детей в честь одного из святых, который становился его покровителем и заступником после принятия Святого Крещения. Память этого святого праздновалась на восьмой день после рождения младенца, поскольку восьмой день-это символ небесного царства, к которому приобщается небесный человек. А день памяти этого святого на всю жизнь становился для христианина праздником-днём именин. Позднее от этого обычая стали отходить и называть ребенка в честь святого, которого особо почитали родители.

Слайд 5

Крестины Ксении

Слайд 6

О глубоком почитании святого покровителя свидетельствует и то, что родители часто запоминали не день рождения ребенка, а ближайший к нему день празднования святого, в честь которого крестили младенца. Поэтому, когда речь заходила о дате рождения ребенка, говорили, что он родился на Михайлов день, она родилась в день святой мученицы Татианы. Причем, на Руси таким святым мог быть не только тезоименный, т.е., носящий одно имя с крещаемым святой, но и другой святой, особо почитаемый либо в конкретной местности, либо в определенном роду.

Слайд 7

Именная икона -это икона святого, в честь которого человек крещен. Именные иконы всегда почитались на Руси. Каждый верующий имел икону с изображением своего святого-покровителя. После крещения родители помещали именную икону над кроваткой младенца, поскольку понимали, как важно с первых дней окружить ребенка чистыми и благодатными образами святых, и тем более святого покровителя-заступника крещёного человека перед Богом на всю жизнь. Когда ребенок вырастал и становился взрослым, он хранил дорогую сердцу икону в Красном углу, молился своему святому покровителю о помощи в труде, в семейных делах, в печалях. Молитвами просящего перед образом, по ходатайству небесного покровителя перед Престолом Божиим, укреплялась надежда в решении жизненных проблем.

Слайд 8

В наше время возрождается почитание своих святых покровителей. Теперь, как и прежде, православные стремятся иметь именную икону. Приобрести ее можно в церковной лавке, где продаются иконы полиграфического исполнения или написанные художниками-иконописцами. Но можно заказать икону в иконописной мастерской. Обычно именную икону пишут на доске 6х7, 4х7 (такой образ удобно взять с собой в дорогу), 11х13, 14х18,,17х21, 24х30, даже заказывают именную икону размером 30х40 или 40х50 или более. Иконная доска может быть изготовлена с ковчегом или без ковчега. Иконография такой иконы предполагает несколько типов изображения святого: — оглавный – на иконе представлена крупным планом глава святого; — оплечный – святой изображен так, что помимо лика видны и плечи; — огрудный – нижняя граница изображения проходит на уровне груди; — поясной – святой изображен по пояс, для этого типа изображения большое значение приобретают жесты рук; — ростовой – святой изображен в полный рост. Иногда на именной иконе пишутся сцены, рассказывающие о жизни святого, его чудесах , исцелении болящих или сцены мученичества. Наиболее важная часть иконы — это лик. На Руси лики писали более опытные иконописцы мастерской, а фон иконы, ландшафт, одежды поручалось писать ученику, тогда как лики писал сам мастер.

Слайд 9

Именные иконы

Слайд 10

Разновидность именной иконы — мерная икона, на которой небесный покровитель младенца изображается на доске, размером равной росту (мере) новорожденного, по ширине соответствующая ширине его плечиков. » М еры » снимали на 8-день после рождения. П о этим размерам и писался образ небесного покровителя, в честь которого ребенку давали имя. Мерная икона, княжеская икона, родимая икона-в Древней Руси Х VII -Х VIII веков – икона, которую создавали ко дню крещения ребенка . Традиция и техника создания мастерами-иконописцами мерных икон очень глубоки. Самая древняя, дошедшая до наших дней мерная икона из собраний российских музеев, датируется 1554 годом и принадлежала сыну Ивана Грозного. Н о сама традиция мерной иконы уходит глубоко в истоки российского христианства. Мерную или «родимую» икону вешали над кроваткой ребенка, она оставалась с ним на всю жизнь. Поначалу мерные иконы писались только для представителей царских фамилий. После их кончины «родимая» икона помещалась в иконостас над гробницей. Некоторые из них и сегодня хранятся в царской усыпальнице — Архангельском соборе Кремля, а также в Новодевичьем монастыре, в котором жили до конца своих дней многие московские царевны. Здесь можно найти мерные образы сестер Императора Петра I , в том числе икону «Святая мученица София», принадлежавшую царевне Софье. Фигура покровителя обязательно изображается в полный рост и обычно не содержит никаких дополнительных элементов иконографии. Особое внимание при изображении ростовых фигур иконописцы уделяют положению рук, которые имеют глубокое символическое значение.

Слайд 11

В наши дни, когда православная вера начала опять укрепляться в сознании народа, традиции создания и дарения мерных икон была воскрешена , стала массовой (за 2006 год было написано более 50 тысяч мерных икон). Для мастера творение мерной иконы – это действо духовное. Перед тем, как приступить к подготовке иконы, мастер должен поститься. Процесс создания и освещения иконы занимал не менее 40 дней. Для написания мастер должен был использовать только деревянную доску. Самой подходящей породой дерева была липа, реже использовались кипарис и сосна. Доска тщательно шлифовалась и пропитывалась натуральным животным или рыбьим клеем. Краски использовались только минерального происхождения из растертых в порошок камней и охр во избежание их выцветания со временем. Чудотворное действие мерных икон велико. Если в семье есть хотя бы одна мерная икона, ее благодатное воздействие будет ощущать не только ребенок, но и вся семья .

Слайд 12

Мерные иконы

Слайд 13

Результаты социологического опроса (этап первый ) 1. Знаешь ли ты значение понятия «Именная икона»? Да нет ______________________________________________ 2. Знаешь ли ты, что означает понятие «Мерная икона»? да нет ______________________________________________ 3. Знаешь ли ты имя своего небесного покровителя и заступника? да нет ______________________________________________ 4. Что такое именины? Известен ли тебе день твоих именин? да нет ______________________________________________ 5. Что тебе известно о традициях празднования именин? ______________________________________________ 6. Празднуете ли вы дома именины? ______________________________________________ 7. Как ты думаешь, что такое «Славянский именослов»?__________________________________

Слайд 14

Результаты социологического опроса (этап второй) 1. Есть ли у тебя именная икона? Да нет Интересно ли тебе было узнать, что такое «Именная икона»? Да нет почему ___________________________ 2. Есть ли у тебя мерная икона»? Заинтересовало ли тебя это понятие Да нет почему ___________________________ 3. Знаешь ли ты теперь имя своего небесного заступника и покровителя? Да нет ____________________________ 4. Узнал ли ты что-то новое о дне своих именин? Важно ли для тебя понятие «Именины»? Хотелось бы тебе в дальнейшем возродить традицию празднования именин в вашей семье? ____________________________________ 5. Как ты думаешь, важно ли в наше время возрождать старинные русские православные традиции и следовать им? Почему? ______________________________________ 6. Заинтересовала ли тебя тема моего проекта? Да нет ____________________________________________ 7. Возникло ли у тебя желание после знакомства с проектом самостоятельно узнать больше информации по данной теме? ____________________________________________

Слайд 15

Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает его через личное имя с именем Божиим. «Человеческое именование и имя воплощение существует по образу и подобию божественного воплощения и наименования…всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово»- писал отец Сергий Булгаков. Во все времена предназначением христиан считалась святость, а каждое христианское имя считалось святым. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный, ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в душе своей возвышающий образ своего небесного покровителя. С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ». Отец Павел Флоренский писал о том, что святые люди имели определенный склад личности и определенную «кривую пути», как носители имен, более того, как наилучшие их выразители («по имени-житие, а не по житию-имя»). Русский христианский именослов складывался веками. Самый первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения имени могли быть разными: помимо религиозных мотивов, играли роль внешний облик, характер человека и т.д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, иногда трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до Х VII века). Иногда один человек мог иметь три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно-явное, другое-потаенное, известное лишь духовнику).

Слайд 16

Моя именная икона

Слайд 17

Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, то они перешли в другой класс имен- в фамилии (напр. Жданов, Найденов).Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии слали календарными (например, Ярослав, Владимир). С принятием Христианства Русь обогатилась именословом человеческой цивилизации: к нам пришли римские, греческие, еврейские и иные имена. Со временем эти имена обрусели. О.Павел Флоренский писал: «Нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских, есть только имена общечеловеческие, ОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Слайд 18

Славянский Именослов

Слайд 19

Сегодня в наше жизнь возвращается чудесный праздник-именины. Как и многие другие культурные традиции, празднование именин в последние десятилетия находились в забвении. Но все мы знаем, о том, что сегодня, как и раньше, в день рождения поздравляют именинника, а если он совсем мал, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай …». Но именины-это праздник особый, который можно назвать днем духовного рождения, поскольку он связан с таинством крещения и с именами, которые носят наши небесные покровители. Традиция Празднования Именин имеет глубокие корни и известна на Руси с Х VII века. Обычно накануне праздника в семье именинника варили пиво, пекли именные калачи, пироги, караваи. В день самого праздника сам именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именные пироги. Вечером устраивался праздничный ужин. Очень пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому столу, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь сам раздавал пироги. Народу разносились огромные именные калачи.

Слайд 20

Именины Ксении

Слайд 21

Именины Ксении

Слайд 22

Проанализировав и обобщив результаты социологического исследования – опроса моих сверстников, я пришла к выводу , что интерес к традициям православия хранится в исторической памяти нашего народа, и на сегодняшний день не только не угасает, но и обретает новую силу, возрождаясь.

Слайд 23

Список литературы 1 .»Житие Святой Блаженной Ксении Петербургской» Печерская А.И Москва,2009г 2. «Блаженная Ксения Петербургская: Жизнь, чудеса, святыни». Е.Сергеева. 3 . «Житие блаженной Ксении Петербургской в пересказе для детей» Ткаченко А. 4 . Картинки с интернет –сайтов:  http://romanbook.ru/book  http://kcenia.cerkov.ru/  http://www . 5port.ru /

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *