Мирянин

Бондарь Ирина Михайловна

Исторический турнир «Властелин ума»

для 6 класса

Цель: Систематизация и контроль качества знаний по теме: «История Средних веков».

Отборочный тур.

1. Что обозначает понятие «история средних веков»? (Средние века – это второй период Всемирной истории, начавшийся с 5 в. н. э. и продолжавшийся до 15 века).

2. Как называлось земельное владение, за которое несли военную службу? (феод)

3. Как у христиан называется нарушение заповедей Божьих? (грех)

4. Кого называли «миряне»? (людей, «живших в миру», т. е. обычной жизнью)

5. Кого в средние века называли рыцарем? (владельцев поместий, несших военную службу)

6. Какие народы жили на территории доколумбовской Америки? (ацтеки, майя, инки)

7. Что такое индульгенция? (грамота о прощении грехов)

8. Как назывались поэты – певцы на юге Франции? (трубадуры)

9. Как назывался орган сословного представительства во Франции? (Генеральные штаты)

10. Что было в «Книге Страшного суда»? (перепись всех земель и всего населения Англии)

11. Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию? (централизованное)

12. Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную? (1054 г.)

13. Что означает теперь выражение «пойти в Каноссу»? (пойти на унизительные поступки) Генрих 4 просил прощения у папы Григория 7.

14. Как называлась организация монахов со своими целями и правилами поведения? (орден)

15. Как называли противника господствующего вероучения церкви? (еретик)

16. Как называлась священная книга мусульман? (Коран)

17. Кого мусульмане почитают как пророка? (Мухаммеда)

18. Как назывался город, жители которого смогли победить в борьбе с сеньором? (коммуна)

19. Что такое ярмарка? (ежегодный торг)

20. Как называли деятелей культуры Возрождения, которые верили в человека и его дела? (гуманистами)

«Пятерка знатоков».

Во второй тур выходят пять человек, каждому будет задано по десять вопросов, по следующим разделам:

Раннее Средневековье.

Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы.

Образование централизованных государств в Западной Европе.

Культура Западной Европы.

Азия, Африка и Америка в Средние века.

Вопросы к разделу: Раннее Средневековье

1. Когда происходило Великое переселение народов? (4 – 7 вв.)

2. Нападение, каких племен из Азии подтолкнуло к Великому переселению?

А) гуннов Б. германцев В. готов

3. В 500 г. правителем Франкского королевства стал? (Хлодвиг)

4. Кого называли «духовенством»? (служителей церкви)

5. Кто создал монастыри? (монахи)

6. К какой королевской династии принадлежал Карл Великий? (Меровингов)

7. Как назывался народ, который издавна населял Англию? (бритты)

8. Для чего феодалы строили замки? (обороняться от врагов)

9. Как называлось изображение, выполненное из кусочков цветного непрозрачного стекла или разноцветных камешков? (мозаика)

10. Как назывался глава государства у арабов? (халиф)

Вопросы к разделу: Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы.

1. Хронологические рамки Крестовых походов? (1096 — 1291)

2. Как назывались в Западной Европе группы людей, имевших одинаковые права и обязанности, передававшиеся по наследству? (сословия)

3. Как назывался церковный суд для преследования ереси? (инквизиция)

4. Почему еретиков сжигали на костре? («без пролития крови»)

5. Почему Крестовые походы называются «крестовыми»? (на одежде вышивали крест)

6. Почему начались Крестовые походы? (стремление участников похода освободить Святую Землю, от мусульман)

7. Что означает понятие «православная»? (правильно славящей Бога)

8. Кто участвовал в Крестовых походах? (все сословия)

9. Как называлось главное государство крестоносцев, созданное на побережье Сирии и Палестины?

А) Иерусалимское Б. Тевтонское В. Тамплиерское

10. На каком языке шло богослужение в католических церквях? (латинском)

Вопросы к разделу: Образование централизованных государств в Западной Европе

1. Как называется централизованное государство, в котором король опирается на сословный орган управления? (сословная монархия)

2. Как звали герцога Нормандии, завоевавшего Англию в 1066 г.? (Вильгельм)

3. Как назывались произведения, в которых описывались приключения Робин Гуда? (баллады)

4. Как назывался орган сословного представительства в Англии? (Парламент)

5. годы Столетней войны? (1337 — 1453)

6. Что такое «Жакерия»? (восстание крестьян во Франции)

7. Что такое Реконкиста? (отвоевание христианами у мусульман земель в Испании)

8. Основной противник Людовика 11 в деле централизации французского королевства? (герцог Бургундский – Карл Смелый)

9. Кому принадлежат эти слова: «…Я послана сюда Богом, небесным королем…чтобы выгнать вас из всей Франции…»? (Жанна д Арк)

10. Кто такой патриот? (человек, любящий свою родину)

Вопросы к разделу: Культура Западной Европы

1. Как назывались большие плавильные печи, появившиеся с 14 в. ? (домны)

2. Что такое астролябий? (прибор для определения местонахождения корабля)

3. Архитектурные стили средневековой Европы? (классицизм и готика)

4. Раньше всего университет возник в ? (Париже)

5. Поисками чего были заняты средневековые алхимики? («философского камня, превращавшего металл в золото»)

6. Кто написал «Божественную комедию»? (Данте Алигьери)

7. Кто такой Марко Поло? (венецианский купец и путешественник)

8. Как назывался словесный поединок студентов? (диспут)

9. когда появилась первая печатная книга, сделанная Иоганном Гутенбергом? (1450 г.)

10. Окна, составленные из кусочков разноцветного стекла, — это? (витраж)

Вопросы к разделу: Азия, Африка и Америка в Средние века

1. Начиная с какого времени в Китае начала править династия Тан? (с начала 7 века)

2. Что было изобретено в Средневековом Китае?

А) фарфор Б. печатный станок В. боевые колесницы

3. Основатель династии монголов? (Чингисхан)

4. Какие научные открытия были сделаны Индийскими математиками? (вычисление площади фигур)

5. Что такое каста? (слои общества, различающиеся по имущественному и правовому отношению, в Индии)

6. Традиционная религия Индии? (Индуизм)

7. Какая народность Америки проживала на территории полуострова Юкатан? (майя)

8. Мачу–Пикчу – это город? (инков)

9. Где проживали пигмеи? (В Африке)

10. Основное вьючное животное Южной и Центральной Америки? (лама)

В третий этап выходят трое учащихся, которым будет задано по 2 вопроса.

Пословицы и поговорки.

1. «Что с возу упало, то пропало” (Во время феодальной раздробленности товар, упавший на землю, считался собственностью владельца земли)

2. «Городской воздух делает свободным” (Если лично зависимому крестьянину, убежавшему от своего господина, удалось прожить в городе год и один день, он становился свободным человеком)

3. «Овца победила лен” (Население Европы перестало довольствоваться льняной одеждой, больше стали делать ткани из шерсти)

«Кто кому и по какому поводу мог сказать?”.

Многие исторические деятели оставили в истории свой след, не только совершив то или иной поступок, но и своими знаменитыми высказываниями. Вы должны определить – кто, кому и по какому поводу мог сказать следующие слова.

Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду” (Ян Гус сказал своим судьям на Констанском соборе в ответ на их требование отречься от своих взглядов)

«Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать” (Это слова Людовика XI, который хитростью, лестью объединял страну)

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай” (Эти слова из Евангелия говорили проповедники своим прихожанам, призывая к смирению в этой жизни, чтобы после смерти попасть в рай)

«Так хочет Бог!” (В 1095 году в Клермоне папа римский Урбан II призывал к крестовому походу за освобождение гроба Господня из рук неверных в Иерусалим)

«Они будут изгнаны из Франции. Кроме тех, кто найдет здесь погибель” (Эти слова Жанна д Арк говорила судившим ее инквизиторам об англичанах)

Финал.

в финал выходят двое участников. Ребятам нужно будет составить кроссворд, основой которого будет слово «феодализм». Участники должны уметь пояснять смысл написанных ими слов. Побеждает тот, кто за минуту составит как можно больше слов.

Награждение победителя.

Ведают и миряне, что мы не дворяне
В. Даль, пословица
В большинстве современных словарей термин «мирянин» не комментируется (устаревшее), этимология не разработана, что вызывает удивление, так как слово применялось с ранних русских времен в литературе и в административных документах. В некоторых словарях исследователи указывает на значение «мир», под которым понимается – народ (см. ст. Мир — этимология).
В комментариях к термину общество делят на КЛИР (церковный аппарат, духовенство) и МИРЯН – т.е. людей ведущих светский образ жизни, не посвятивших свою жизнь и деятельность церкви полностью. Под «мирянами» понимают (Православный календарь, Православие. РУ): «часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове (тексты суточного богослужебного круга) и, в крайнем случае, совершать крещение».
1) История возникновения «мирян»
«В Кесари был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, Благочестивый и Боящийся Бога со всем домом своим и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:1,2).
Формирование терминологии (общепонятных культурных символов) на социальном иудехристианском пространстве в Европе было в целом закончено ко времени Реформации (XVI). Общая религиозная лексика имела идеологическое содержание и была связана с прозелитизмом (лат. proselytus обращённый, нашедший своё место); установление определенной религии на территории и обращение язычников в признанную (авторитетную) веру. Как массовое явление прозелитизм зафиксирован в литературных источниках с I в. н.э., ко времени св. Павла в Римской империи существовало огромное количество прозелитов, еще больше было полупрозелитов, их называли – «богобоязненные» из язычников.
Богобоязненные группировались вокруг еврейских общин (синагог), они почитали Писание и соблюдали некоторые Законы, однако их статус не был определен, религиозная организация отсутствовала. Многие из них вели с евреями совместные коммерческие и производственные дела, успешность еврейской торговли, бытовая и духовная жизнь еврейских общин, служили наглядным примером и лучшим доказательством эффективности еврейской религиозной системы.
Апостол Павел, перенес миссионерские усилия на иудействующих полупрозелитов в еврейских диаспорах, для привлечения язычников он использовал противоречие в иудаизме. Заповеди Бога требуют их неукоснительного соблюдения в любом месте и в любое время — но возможно ли ежеминутно и ежечасно исполнять многочисленные законы Божества??? Из-за нереальности соблюдения всех Заповедей, Павел делает вывод о том, что воплощение в жизнь Законов Бога (поступки людей) играют второстепенную роль, и во главу нарождающееся иудеохристианства апостол ставит – веру. Простой и понятный для разноплеменного общества психологический акт, будешь верить (на слово) – спасешься!
Произошел «социально-культурный взрыв» (рационально не объяснён до сих пор), в течение века иудеохристианство сумело сплотить вокруг своей религиозной и политико-социальной программы огромные массы людей, в Европе появилась мощная религиозно-политическая партия, изменившая господствующее языческое греко-римское мировоззрение.
«Апостол язычников» возглавил неорганизованную группу иудействующих, дал ей метод освоения еврейского учения, установку на победу (надежду) и ясную цель – спасти человечество (привил дикую маслину к еврейскому корню (К римлянам 11:17)).
Римские историки и философы Иосиф Флавий (еврей), Дион Кассий, Цицерон, Гораций, Ювенал, Сенека сообщают о широком распространении еврейской религии, как в бедных, так и в богатых слоях римского общества, в среде членов царских семей и сенаторов. Философ Сенека (4 г. до н.э. — 65 г., есть любопытная переписка Св. Павла и Сенеки, которую считают подделкой) в труде «О суеверии» сообщает: «А между тем, обычай этого преступнейшего народа возымел такую силу, что принят уже по всей земле: побежденные дали законы победителям». В другом своём труде Сенека делает замечание о направленности греко-римской философии: «То, что было у нас раньше философией, стало филологией с тех пор, как мы учим тому, как следует спорить, а не тому, как следует жить».
Иоанн Златоуст (354-407), константинопольский патриарх в 398 г., произнес в Антиохии восемь антиеврейских речей; утверждал, что евреи ведут активную миссионерскую деятельность по всему миру и соответственно становятся учителями всего мира. Считал, что многие христиане соблюдают еврейскую традицию: почитают субботу и еврейские праздники, совершают паломничество в еврейские святые места (христианская церковь к этому времени только начала создавать свою святую паломническую индустрию) и совершают даже обрезание. Говорил, что по субботам и еврейским праздникам синагоги полны христиан, христиане часто обращаются в еврейский суд и произносят на их заседании еврейскую присягу; его речи позволяют судить о степени влияния евреев на нееврейский мир.
На протяжении всей истории иудеохристианства изучение и истолкование библейских текстов оставалось областью тщательно охраняемой высшим духовенством (в т.ч. и от низшего клира), правом комментировать слово Бога обладали епископы (имели свой исследовательский аппарат). Вплоть до XX века в католической церкви существовал формальный запрет на чтение Библии, который был введен буллой папы Григория IX в 1231 г., отменен II Ватиканским собором (1962-1965).
В постановлении Собора в Безье (1246) было записано: «Что касается божественных книг, то мирянам не иметь их даже по-латыни; что же касается божественных книг на народном наречии, то не допускать их вовсе ни у клириков, ни у мирян».
Император Священной Римской империи Карла IV (1316-1378) издал эдикт: «Мирянам обоего пола по каноническим установлениям не подобает читать чего бы то ни было из Писания, хотя бы на народном языке, дабы через плохое понимание они не впали в ересь и заблуждение».
Во многих европейских языках понятие МИРЯНИН образовано от латинского термина laicus (мирянин), имеют также значения – профан, не профессионал, дилетант; на иврите — ЛАКА поврежденный, ущербный (часть понятия – слабоумный).
Подобное положение дел было и в России, где Библия в полном объёме была только в крупных монастырях, вплоть до XVII в., фактически — материал «Для служебного пользования», для богословов, монахов-исследователей (примерно 110 библиотек, 11000 книг), нижестоящие звенья культового аппарата получали религиозные материалы в ученом монашеском пересказе.
Русский (иудеохристианский) лексикон «ковался» не в народной среде, а в монастырях (крупнейшие земельные собственники и предприниматели), откуда через монахов и священнослужителей (проповедь), а также монастырских крестьян, ремесленников и паломничество, распространялся в народной среде. Других идеологических организаций массовой информации, пропаганды и агитации история не фиксирует.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1982

* Мирянинъ. Не подобает сих судовъ судити царю и князем и боляром и всим, еже суть миряне, не въступатися в люди церковныа. Княжьи уставы. XV-XII вв.
* Мирский, Мирской. 1. Относящийся к вселенной, миру. XV-XII вв. 2. Земной. «Власти мирские от Бога вчинены суть». Избор. 1073 г. 3. Мирская (сущность). Все земное, мирское. XIII в. 4. Человеческий, относящийся к людям. 1337 г. 5. Принадлежащий мирскому обиходу (не церковный, монашеский), светский. 1074 г. 6. Мирский. Мирянин. 1076. 7. Относящийся к крестьянской, посадской или церковной общине, общинный. 1588 г.: а) Миряне, светские люди. 1074 г. Мирской попъ, приходской священник. XVI в.
б) В Словарях Академии Российской 1789 и 1847 годов термин не комментируется.
в) Викисловарь. Этимологии нет.
Вывод
Термин связан с процессом христианизации, в ходе которого на отдельных территориях оформились группы богобоязненных и почитающих еврейского Бога, позже эти группы стали ядром народности, а затем народа. Следовательно, термин должен в своей графической и фонетической форме содержать «дух языка» иврит, его идеологическую терминологию, образ.
3) Терминология иврита и библейский образ
а) Богобоязненность в иудейской традиции
Богобоязненность, не слепой ужас перед мощью Творца, а сознательное чувство преклонения перед высшим Существом, и только в силу этого страх совершить что-либо неугодное Ему. Богобоязненность, построенная на личном интересе или выгоде — «я Тебе, Ты мне», недостойна людей, детей Божиих.
Древние законоучители считали богобоязненность началом нравственности, которое должно привести к благополучию и счастью человека: «И вот теперь, Израиль, чего Господь Бог твой требует от тебя? Только — чтобы ты боялся Господа Бога твоего, ходил по всем путям Его и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Второз., 10, 12)».
Богобоязненность автоматически предполагает отрицание зла, неучастие во зле и несправедливости и направляет человека во всех его делах к поддержанию мира и правды в обществе; в книге «Иов» говорится о главном персонаже: «имя его Иов, и был человек этот не порочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла».
Исследователи Библии пологают, что существовала глубокая связь между богобоязненностью и мудростью; согласно Экклезиасту, высшая обязанность человека заключается в страхе Божием: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай» (12:13). На «Страхе Божьем» собственно и основано такое представление морали как СТЫД, чувство «стыда» появилось у Адама, когда он преисполнился страха перед Богом.
б) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – МИРЯНЕ = М+ИР+ЯНЕ. У нас сразу же выявляется «богобоязненный» термин иврита – без огласовок (иврит язык согласных) Й.Р., с огласовками ЙРА страх, богобоязненность.
* русск. М+ИР+ЯНЕ =ивр. МИ от, из, с + И.Р., ЙРА страх, боязнь, почитание, богобоязненность + АНА, ЙААНЕ (ЯНЕ) быть покорным (Богу), терпеть муки, страдать (за неправильные поступки); отвечать (перед Господом), свидетельствовать.
Миряне – люди богобоязненные и почитающие Бога, возложившие на себя ответственность за свои деяния перед Высшим Существом (авторитетом), свидетельствующие Его присутствие в мире.
Понятие «мир» (община, пространство, земля) оформилось из термина «м+ир» как территория, где действуют Законы Бога, где в политическое сознание масс введена устойчивая установка МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ (сожительства). Население умиротворено (психологически привит Страх Божий), все спорные вопросы решаются в гражданских судах, решения которых выполняются, власть и церковь осуществляет контроль над политическими, идеологическими и экономическими сторонами общественной жизни.
в) Библейский образ
* Екклесиаст 7:18: «Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится (ЙРА) Бога, тот избежит всего того».
* Екклесиаст 8:13: «а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет (ЙРА) пред Богом».
* Бытие 42:18: «И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь (ЙРА) Бога», и т.д.
Таким образом, термин М+ИР+ЯНЕ – составное слово из двух коней иврита, означает группу людей богобоязненных, взявших ответственность за свою деятельность, перед Богом (Высшим моральным авторитетом), а соответственно и перед обществом.

Примеры употребления слова миряне в литературе.

Поэтому главным противником Никона был народ церковный: простые иноки и миряне, лучшие, духовно сильные и преданные сыны Православия.

И духовенство, и миряне вряд ли смогут предъявить им существенные претензии.

Когда же духовные лица или миряне, принцы и аббаты, рыцари и монахи приходят к Исааку, стучатся в его двери и занимают у него шекели, они говорят с ним совсем не так грубо.

Чему они поверят или не поверят, я не знаю, — спокойно сказал Мальвуазен, — но я отлично знаю, что в наше время и духовенство и миряне, по крайности девяносто девять человек на каждую сотню, провозгласят аминь на решение нашего гроссмейстера.

Как и другим архиереям мне предоставили отдельный номер, к сожалению духовенство и миряне прибывшие на Собор, помещались в номерах на двоих.

Для архиереев был расставлен ряд стульев, священники и миряне по большей части стояли.

Архипастыри и пастыри, иноки и благочестивые миряне хотят видеть в тебе, прежде всего Святейшего Отца.

В Соборе участвовали епархиальные и викарные епископы, клирики и миряне по выборам от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумско-Черноморской епархий, а также члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на юге страны, занятом войсками генерала А.

Это как раз та гнусная клевета, которую возводят на нас миряне, и я никак не ожидал, что услышу ее подтверждение из уст одного из своих собратьев.

Не следует думать, будто миряне настолько глупы, чтобы нападать на ту самую веру, которой они обязаны своим преходящим благоденствием.

Ведь обвиняя духовенство в том, что оно содействует безбожию, миряне ссылаются при этом только на дурные примеры, подаваемые поведением лиц духовного звания, я имею в виду поведение некоторых из них.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *