Митрополит иоанн

(1927–1995)

Пять лет, которые прослужил митрополит Иоанн в Петербурге, Православная Русь внимала словам владыки, словам правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов, слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится, и народ русский не погибнет. Часто митрополита Иоанна пытались привязать к какой-либо политической партии, различным общественным движениям, придать его словам политический смысл. Сам же владыка в одной из бесед говорил: «Надо строго отличать политику от нашего пастырского дела. Уж если мы видим, что пасомые наши подвергнуты этой опасности от порнографии, что все брошено на пьянство и прочие средства растления, наша обязанность архипастырская, во что бы то ни стало, защищать своих пасомых и молитвенно вести их к выздоровлению. Но поскольку это идет с ведома, но уж если и не с ведома, то хотя бы по попустительству правительства, то естественно и самим архипастырям и пастырям необходимо обращаться к ним – тем, от кого зависит это распространение или пресечение. Потому что это дело не политическое, это чисто нравственное, архипастырское. Тем более нам, архипастырям и пастырям, была поставлена задача: учить церковь к вразумлению Русского общества. А если мы учим его этому, то мы должны понимать состояние духовно-нравственное общества всего… Все действия наши должны быть сосредоточены на это возвращение духовно-нравственных устоев нашего общества».

Годы, прошедшие со времени кончины митрополита Иоанна, все более высвечивают его величину, значение его слов и наставлений.

– Владыко, что Вас побуждает столь откровенно высказывать свои мысли?

– Я чувствую необходимость предупредить людей об опасности, грозящей нам со стороны тех лиц, сил и учений, которые разрушают единство народа, Церкви и государства. Как же мы не можем понять, что все эти безчисленные партии и политические группировки придуманы для того, чтобы запутать людей, сбить их с толку и обмануть! Народ, объединенный общим пониманием смысла своего существования, общими понятиями о добре и зле, общими религиозно-нравственными воззрениями, – непобедим и страшен для врагов.

«Разделяй и властвуй» – этому коварному приему уже много веков от роду. Главное для богоборческих, разрушительных сил – отсечь народ от его духовных вождей, от пастырей, знающих опасности и умеющих их преодолевать. Ослепить народ, а зрячих запугать или уничтожить – вот принцип действия предтеч антихристовых, готовящих установление всемирной антихристианской диктатуры. Их оружие – ложь, их покровитель – диавол, ненавистник рода человеческого, отец всякой лжи и неправды.

У нас есть единственный путь спасения – путь объединения вокруг наших вековых святынь, путь возрождения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит, сумеем возродить и Святую Русь. Отступимся – Россия погибнет.

– Цель осуществления «тайны беззакония» кроется в разрушении державности. Скажите, почему именно Православная Церковь на протяжении всей русской истории являлась хранилищем державного духа народа? Не иссяк ли сейчас этот дух?

– Церковь всегда была не столько хранилищем, сколько источником державного духа. Само понятие державности – церковного происхождения. Державность – это государственное самосознание народа, принявшего на себя церковное послушание «удерживающего», то есть готового стоять насмерть на пути рвущегося в мир сатанинского зла. Это понятие ввел в обиход апостол Павел во Втором своем послании к христианской общине Солунян. Державность предполагает государственное воплощение нравственно-религиозного идеала, построение государства, признающего своей целью не столько земное, плотское преуспеяние граждан, сколько создание наилучших условий для спасения души, для творения добра и пресечения зла.

Разрушить державность – значит разрушить Закон Божий, установить сатанинское беззаконие, в какие бы «правовые» одежды оно ни рядилось. Согласитесь – в любом обществе, если оно желает избежать кровавого хаоса, должен существовать закон. В фундаменте любого законодательства лежит закон нравственный, определяющий, что есть зло и что добро. Зло должно быть осуждено и наказано, добро взято под защиту и поставлено в пример. Этот-то нравственный закон и есть Закон Божий, лежащий в основе державности. О нем каждому из нас свидетельствует совесть. Беда лишь в том, что наша многоразличная греховность заглушает голос совести, притупляет ее. Поэтому в своей максимальной полноте и ясности Закон Божий содержится в церковном вероучении, и Церковь не устает нам напоминать о нем, заботясь о том, чтобы понимание, где добро, а где зло, не пресеклось среди людей. Зло ведь часто стремится замаскироваться под добро…

Что касается того, не иссяк ли державный дух в русском народе, нет, не иссяк. Поэтому и стремятся уничтожить Россию силы зла. Боятся…

– Дух не иссяк, но, по Вашей мысли, «необходимо вернуть человеку понимание истинного смысла его существования». Как?

– Ну, должны же люди понимать, зачем они живут? Ведь человек – не животное безсмысленное. Выйдите на улицу и спросите сто человек подряд: в чем смысл жизни? Многие ли сумеют внятно ответить? А ведь ответ на этот вопрос определяет всю жизнь человека.

Смысл нашей жизни – спасение души. Жизнь не ограничена рамками рождения и смерти, душа человека безсмертна, а земное наше бытие – лишь экзамен, и от того, как мы сдадим его, сложится и наша судьба в вечности. Неверующим трудно это понять. Да и истины церковного вероучения постигаются не логикой рассудка, но опытом любви, не головой, а сердцем. Это каждому доступно, Господь каждого готов вразумить – надо лишь войти в Церковь и принять предлагаемое ею духовное врачевание. Ведь неверие – это болезнь души, а Церковь своего рода больница, где лечат не тело, но страждущую человеческую душу.

– Какие угрозы Православию Вы видите в обозримом будущем?

– Главная и самая страшная внутренняя угроза – гордыня человеческая, наше своеволие и высокоумие, тщеславие и самолюбие, отсекающие от человека Благодать Божию, живительную и врачующую. Премилосердный Господь никогда не оставит нас – мы сами покидаем Его, всей своей жизнью дерзко заявляя: «Сами во всем разберемся, сами со всем управимся, сами все устроим». Вот и устроили, глядите да радуйтесь – результаты, как говорится, налицо.

Надо понять, что в Церковь, к Богу нельзя приходить с «инспекционной целью» – как, мол, там дела, чего хорошего? Основанием истинной, живой веры (что есть дар безценный, поверьте!) может стать лишь покаянное, смиренное обращение за помощью к Тому, Кто сказал: …призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя… (Пс. 49, 15). Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч. 23, 26), – обращается Господь ко всем нам словами Священного Писания. В Церковь можно войти, лишь преклонив свою горделивую выю под ярмо послушания Заповедям Божиим.

Это, кстати, для многих является камнем преткновения. Часто бывает, что на словах ратуют за Православие, но когда доходит до дела, не обретают в себе сил сломить гордыню. А ведь в этом суть. Православие не есть голое учение, оно есть прежде всего подвижничество. Путь возрастания духовного, путь прозрения и внутреннего озарения есть прежде всего путь борьбы со своими «страстьми и похотьми», путь болезненного очищения сердца от многочисленных пагубных страстей, свивших в нем, по нашему нерадению, свое ядовитое гнездо. Здесь – труд, пот, слезы. Здесь являет человек свою действительную – не показную – готовность взять крест и следовать за Христом. Если устоим на этом пути – ничто не страшно: никакие силы, никакое коварство, никакая власть. Ибо таковых – ревнующих о спасении и делами свидетельствующих свою ревность – хранит Господь, говоря: вам же и власи главнии изочтени суть (Мф. 10, 30).

Ни единый волос не упадет с головы таковых воинов Христовых без Божиего на то соизволения – бережет Господь верных Своих, искушая скорбями, очищая, как золото в горниле. Доколе останутся в народе русском подвижники (а это не дело «избранных» – удел каждого верующего), будет нерушимо стоять и русское Православие.

С точки зрения внешних опасностей главная угроза таится в стремлении мощных международных сил создать единую мировую псевдорелигию, растворив в ней истины Православия. Все это происходит в рамках давнего масонского плана по созданию мировой наднациональной власти – сверхправительства, общие контуры которого уже проступают в многочисленных международных организациях.

Такое развитие событий таит в себе угрозу не только для России – это угроза всему человечеству, ибо в случае осуществления диавольского плана спасительная искра христианства в большинстве стран будет погашена окончательно.

Короче говоря, если называть вещи своими именами – наибольшую опасность для Православной Церкви представляет бешено ведущаяся сегодня подготовка к пришествию антихриста. Но не будем унывать, вспомним обетования Божии: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее (Мф. 16, 18).

– Общество переживает период разброда и смут. Не коснулось ли это состояние Церкви? Не переживает ли она сегодня, как и весь русский народ, некоторую растерянность?

– Нет, растерянности нет. Есть другое – не преодоленные еще до конца последствия семидесятилетнего пленения. Семьдесят лет Церковь распинали и гнали с такой ненавистью и изощренной жестокостью, что несколько последних лет относительного покоя – срок далеко не достаточный, чтобы полностью выздороветь.

Надо сказать, что для Церкви такая ситуация ненова. Она неоднократно встречается в мировой истории, так что духовный опыт Православия позволяет избрать наиболее эффективные пути врачевания. Другое дело, что это врачевание производится не знакомыми миру духовными, благодатными средствами, а непривычными административными мерами: приказами, инструкциями, силовым давлением. Тут главное – вылечить человеческую душу, пробудить и очистить совесть.

– Но сумела ли Церковь сохраниться в своей благодатной полноте без повреждений и искажений?

– Безусловно, сумела. Пусть не смущают нас видимые нестроения в церковной жизни. Это – дела человеческие, а спасительная сила Церкви есть сила Божия, не зависящая от наших с вами достоинств и недостатков. Если Церковь – больница для души, то в ней неизбежно находятся больные. А болезнь души нашей – грех, ее доступность страстям, или, говоря языком светским, наше нравственное несовершенство и приверженность к порокам. Весь вопрос заключается в том, на что больше обращать внимания? То ли на болезненные явления – раны да язвы, то ли на результаты лечения. А результаты эти налицо – сегодня даже у самого закоренелого атеиста не повернется язык отрицать, что именно Церковь на протяжении веков была главным хранилищем нравственной чистоты. Свидетели тому – безчисленные святые подвижники, просиявшие на Руси благодатными дарованиями и праведностью жития.

Нет, порча не коснулась Церкви. Благодать действует в ней по-прежнему; трудность в том, что не все способны воспринять ее действие. Беда наша, что у людей отмирает чувство духовного восприятия мира. О таковых говорил Господь: очи имут видети, и не видят, и уши имут, и не слышати (Иез. 12, 2). Горько…

Отвергая истины Церкви, мы совершаем самоубийство духовное, гораздо более страшное, нежели телесная смерть, ибо лишаем себя не этой временной жизни, но жизни вечной, блаженной, полной высшего смысла и духовного торжества, святой радости, о которых, живя в грешном мире, не можем составить себе понятия!

Зная это, может ли Православная Церковь равнодушно взирать, как гибнут люди, становясь жертвой пагубных заблуждений, искушений и соблазнов? А наша современная жизнь просто переполнена ими. Враг спасения человеческого, сатана, ведая, что спасение возможно лишь в лоне Церкви Христовой, применяет все способы, напрягает все свои силы, чтобы отвратить людей от Церкви, не допустить обращения. Идет безпрерывное духовное противоборство, сражение за человеческие души. Потому-то Церковь земная называется Церковью воинствующей.

– Что может предложить Церковь современному человеку?

– Церковь прежде всего предлагает всем нам задуматься над своей жизнью, увидеть, как далека она от того, чем должна бы быть, увидеть наши неисправности в области религиозно-нравственной, осознать свою неспособность собственными силами управить наше житье-бытье в чистоте и непорочности, обратиться к Богу с покаянием и мольбой о помощи и получить наконец эту помощь, этот драгоценный опыт живой веры, дающий силы к исправлению и духовному возрастанию.

Церковь безпрестанно свидетельствует миру о своей готовности врачевать его недуги. Беда в том, что не все внемлют этому свидетельству. Да и немудрено – тот поток нравственных нечистот, который льется на современного человека с экранов телевизоров, из радиоприемников и со страниц газет, способен помрачить самое здравое мировоззрение. Ведь что происходит? Последовательно и методично нашему народу внушают, что какие бы то ни было этические и моральные нормы есть смешной пережиток «проклятого прошлого».

Итог всего этого – расплодившиеся молодежные банды, рост преступности, наркомания и пьянство, детская проституция, безчисленные группировки полубезумных «рокеров», «панков», «металлистов» и откровенных сатанистов. Это что – нормально? Это – плоды нашей долгожданной свободы?

А Церковь в такой страшной ситуации оказывается практически немой. Вы спрашиваете: что она может предложить? Она может предложить людям идеалы любви к Отечеству и патриотизма вместо глумливого современного лозунга «Родина там, где хорошо!», идеалы семейной верности и взаимной ответственности на основах религиозной нравственности, понимающей семейную жизнь как сослужение супругов в делах благочестия и праведности, вместо разнузданной похоти и безмысленного, болезненного столкновения самолюбий в домашних ссорах и склоках. Она может предложить радость осмысленного бытия, имеющего твердую нравственную основу и ясную цель, легко различающего добро от зла, обладающего ясными этическими нормами поведения, всем понятными и четко обоснованными, и еще многим-многим другим, чего в безумии нынешнего смутного времени мы лишили сами себя, погнавшись за призраками заморских «благ», поверив обману лукавых вождей.

Так вот, создается впечатление, что есть силы, заинтересованные в том, чтобы сократить до минимума способность Православной Церкви донести до людей свои целительные истины. Нам практически заказан вход на телевидение, на радио, на страницы крупных газет. Показать в кадре красивые облачения священников за богослужением, передать запись песнопений – пожалуйста, но – не больше. Посмотрите, у нас на телевидении до сих пор нет ни одной серьезной православной программы. Равноправие равноправием, но надо же и с реальностью немного считаться: ведь подавляющее большинство верующих в России по-прежнему составляют православные.

То же и в системе радиовещания.

В общем, Православной Церкви есть что предложить современному человеку. Лишь бы не мешали – я уж не говорю о помощи…

– Но многих смущают строгие церковные правила. Например, посты. Зачем они нужны и обязательны ли для современного человека? Многие рассуждают примерно так: «Почему мои отношения с Господом должны зависеть от того, ем ли я по пятницам колбасу?»

– От колбасы ваши отношения с Богом зависеть, конечно, не должны. Равно как не должны они (в идеале) зависеть от чего бы то ни было вообще. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мф. 22, 37), – взывает к нам Слово Божие, и эта любовь действительно ни от чего зависеть не может. Это – чувство пламенное и всепобеждающее, попирающее «чин естества» и дающее человеку силы печалиться и молиться за весь мир, любить всех, не разделяя злых от добрых, ненавидя грех, страсть, но не человека, ибо он – даже во глубине нравственного падения – есть образ Божий.

Это – идеал. А если мы с вами задумаемся, как его достигнуть, то церковные правила, в том числе и посты, предстанут пред нами совсем в другом свете. Нам надо избавиться от греха, очистить свое сердце. Но грех – это болезнь человеческого естества. Когда болеет ваше тело и врач прописывает вам определенные лекарства, строгую диету и режим дня, вы ведь не удивляетесь, зная, что это – для вашей же пользы.

Так и в Церкви. Все ее установления имеют единственную цель – помочь человеку, облегчить ему путь духовного возрождения, очищения от скверны страстей и пороков. При этой болезни тоже нужен строгий режим. Но так как грех, развившись, поразил в человеке и тело, и душу (скажем, тщеславие – страсть душевная, а чревоугодие – телесная), то и в лечении равно нуждаются душа и тело.

Вот пост и врачует их. Неверно думать, что он заключается лишь в воздержании от пищи. Это только малая его часть. Настоящий пост состоит в воздержании от зла – в поступках, мыслях, желаниях и чувствах. Ограничения в еде – лишь подспорье в этом деле.

Кроме того (и это очень важно), соблюдая посты, человек свидетельствует о своем признании благодатности и спасительности церковных правил. Господь как бы говорит человеку: «Ты пал столь низко, что сам даже не способен понять, что нужно делать, чтобы возродить свое былое духовное богатство. Я, милосердствуя о немощи твоей, помогу тебе. Я дам тебе спасительные правила, и если ты будешь стремиться выполнять их, ты тем самым засвидетельствуешь свое желание спастись. Тогда Я помогу тебе и дам тебе опытно познать благодатную силу церковных установлений».

Любой церковный человек засвидетельствует вам на собственном опыте целительное действие церковной дисциплины. Важно начать – смирить свой гордый разум, не желающий признавать, что есть нечто, недоступное его пониманию. Здесь человеку предстоит труд внутренней душевной борьбы, тяжкий труд, ибо придется сражаться с врагами не внешними, но внутренними – гордостью, высокоумием, своеволием, сомнением. Кто победит – получит награду безценную: сокровище живой, опытной, осмысленной веры, просветляющей и преображающей всю жизнь человека. Все в наших руках. Важно сделать правильный выбор.

– Правомерно ли сейчас говорить о том, что эта власть от Бога? Как следует православному христианину относиться к нынешней светской власти? Что в ней безоговорочно принимать, с чем мириться, что отвергать?

– Безоговорочно принимать верующий человек может лишь то, что соответствует церковному вероучению, что не противоречит его христианской совести. Глас Божий звучит в душе у любого из нас, надо лишь прислушаться и следовать его поучениям. К сожалению, такая христианская область «безоговорочно приемлемого» в нашей современной жизни чрезвычайно мала. Мир лежит во зле (1Ин. 5, 19) – это изречение Священного Писания сегодня верно как никогда. Так что каждому, желающему спастись, следует быть чрезвычайно осторожным и бдительным, чтобы не принять в сердце свое «волка вместо пастыря».

Мириться, а говоря точнее – смиряться, надо во всех случаях, когда обстоятельства не требуют от нас прямого попрания заповеди. Можешь исправить зло – исправь. Но если чувствуешь, что это тебе не по силам, – смирись, плача перед Богом, и Господь зачтет тебе твое благое намерение за самое дело.

В то же время надо твердо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу. Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни. На протяжении десяти веков в подобных случаях святая ревность по Бозе подвигала наших предков на доблестные подвиги – как ратные, так и гражданские. Но все непременно надобно делать с разумом, опасаясь порывов страсти, которая и благое дело может обратить во зло.

Что касается власти – то она всегда от Бога, ибо Он – единственный источник власти во вселенной. Разница в том, что одна власть – по воле Божией, а другая – по попущению, для наказания и вразумления осуетившихся людей. Какая власть нынче, судите сами…

– Какой бы Вам хотелось видеть Родину?

Для ответа на этот вопрос надо сначала разрешить известное человеческое недоумение: в чем смысл жизни? Потому что любой идеал общественного устройства, любая форма гармонического сожительства людей на Земле возможна только тогда, когда люди живут осмысленно, понимая цель своего существования, и в соответствии с этим устрояют свое земное бытие.

Церковь дает на это совершенно ясный и прямой ответ. Он, конечно же, не имеет ничего общего ни с какой «сенсорной цивилизацией», он прост, но очень труден для восприятия современного человечества, безмерно осуетившегося и погрязшего в страстях тщеславия и гордыни. Ответ этот таков: смысл и цель человеческой жизни заключается в том, чтобы вернуть себе первозданное райское состояние чистоты и святости, когда сердце человека было недоступно злу и греху, – то состояние, в котором пребывали Адам и Ева после сотворения в Эдеме. И, главное, вернуть себе безценное сокровище утерянного Богообщения. Один из величайших православных святых – блаженный Августин сказал когда-то: «Для Себя создал нас Господь, и не успокоится сердце человеческое, доколе не обретет Его».

Взгляните, человечество постоянно мечется: воюет и пересматривает границы, разрушает и вновь созидает, стремится – само не зная куда. Эта неуемная жажда лихорадочной деятельности, жажда новшеств проистекает оттого, что опустела святыня сердца. Душа человека создана как драгоценный сосуд для принятия даров Святого Духа. После грехопадения она их лишилась и теперь смертельно больна. Так вот, Церковь есть больница для души. И общество будет устроено здраво тогда, когда оно сделает все возможное, чтобы больница эта могла с наибольшей эффективностью, спокойно и мирно врачевать человеческие души.

Русская история знает, как для этого должна быть устроена государственная, общественная и хозяйственная жизнь страны и народа. Так, например, в России невозможно построение здравой экономики на мировоззренческом основании «общества потребления». Это безсмысленно. Священное Писание учит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам (Мф. 6, 33). Нельзя строить хозяйственную жизнь России, исходя из капиталистического принципа неограниченного воспроизводства товаров и услуг. Это абсурд. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36). Иная, чем сейчас, должна быть мировоззренческая основа у нашей жизни.

Все внешние блага, которые в этом мире даны человеку Богом, освящены и доступны к употреблению, в них нет ничего предосудительного, беззаконного. Но мы должны ими пользоваться не для того, чтобы растлевать себя и окружающих, а для того, чтобы, опираясь на благодатные свойства этого мира, которые Господь щедро в нем разлил, помочь своей душе восстановить себя в первоначальном состоянии божественной чистоты.

Когда говорят, что консерватизм Церкви может отбросить общество на двести-триста лет назад, это глупость. На десять лет нельзя вернуться, не то что на триста. А вот восстановить в обществе ту древнюю духовную традицию, которой тысячу лет жила Россия, обязательно нужно. Религия предполагает связь человека с Богом. И так же, как имеет свой долг перед Богом отдельная человеческая личность, так имеет определенный долг перед Ним и соборная личность русского народа.

Богу, в неисповедимой премудрости Его, было угодно вверять истины веры для хранения и сбережения различным народам. Сперва они были вверены народу израильскому, но он не удержал этих истин, оказался не соответствующим своему высокому призванию и после страшного преступления богоубийства был отвержен, отстранен от святого служения. Затем это служение перешло к другому народу, «народу Божию» – христианам, первоначально сосредоточенным в державном государственном теле Римской империи. Но когда в XII веке Рим ввел недопустимые догматические новшества и отпал от вселенской полноты Православия, служение это у него было также отнято и передано Византии (Второму Риму). Она несла его на протяжении нескольких столетий, но в XV веке в результате мощнейшего военно-политического давления оказалась неспособной удержать должную чистоту и пошла на Унию с католиками, то есть допустила искажение Божественного вероучения.

Тогда преемство хранителя Истины перешло к Русскому Православному государству, к русскому народу-богоносцу, понимаемому как соборная духовная общность. Мы должны постоянно сознавать всю ответственность нашего служения и, следуя ему во всем, построить жизнь в соответствии со своим религиозным долгом. Только тогда мы сумеем воссоздать ту Россию, которая нужна Богу, которая станет неким драгоценным ковчегом, хранящим в неприкосновенности и чистоте идеалы милосердия и любви, праведности и верности, щедрости и безгневия.

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Митрополит Иоанн (Снычев)». Составитель Ольга Рожнева.

Митрополит Иоанн (Снычев) / Cост. О. Л. Рож- нева. — М. : Изд-во Сретенского монас тыря, 2016. — 144 с. : ил. (На страже веры).

Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев; 1927–1995) — одна из ярчайших личностей в истории Русской Православной Церкви XX века. Богослов, историк, публицист, молитвенник, мудрый духовник и пастырь, он громко говорил о необходимости возрождения идеалов Святой Руси, о том, что государственное устройство должно основанием своим иметь православную веру. Голос владыки Иоанна звучал в трудные девяностые годы ХХ века, как набатный колокол, пробуждая совесть, и вел к храму, к молитве, к Богу.

Митрополит Иоанн говорил: «Смысл нашей жизни — спасение души. Жизнь не ограничена рамками рождения и смерти, душа человека бессмертна, а земное наше бытие — лишь экзамен, и от того, как мы сдадим его, сложится и наша судьба в вечности».

«Любое нравственное совершенствование возможно только через скорбь. Человек оплачивает свое духовное возрастание теми тяготами, которые встречаются на его пути, тем терпением, тем умением пережить боль, которые свойственны лишь опытным и мудрым».

«Здравие телесное зависит только от воли Божией. Правда, мы тоже вносим свою лепту в немощи наши, не зря же говорится: «От многих моих грехов немощствует тело”. Поэтому загляни в свое сердце, в душу, нет ли там каких-либо страстей, которые отражаются на твоем телесном организме, расслабляют его».

Будущий владыка родился 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячке Каховского района Николаевской области УССР, в обычной крестьянской семье. В конце декабря 1944 года Иван был призван в армию, но через несколько месяцев по болезни был освобожден от несения воинской повинности. Юноша хотел быть в Церкви и стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в городе Бузулуке Оренбургской области. Епископ Мануил (Лемешевский), назначенный на Оренбургскую кафедру, искал себе в то время келейника и послушника. Он обратил внимание на молодого пономаря и в августе 1945 года взял его к себе в качестве иподиакона. Так началась духовная жизнь Ивана под руководством старца-святителя.

9 июня 1946 года Иван после пострига в рясофор с именем Иоанн был рукоположен епископом Мануилом в иеродиакона, а 14 января 1948 года в иеромонаха. В сентябре 1948 года богоборческие власти сослали архиепископа Мануила (Лемешевского) в мордовские лагеря, в Потьму. После ареста духовного отца осиротевший иеромонах Иоанн (Снычев) поступил в Саратовскую духовную семинарию, сразу во второй класс. По окончании семинарии он решил учиться дальше и в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году талантливый молодой пастырь окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.

Внешнюю жизнь отца Иоанна можно описать в нескольких предложениях: помощник инспектора и преподаватель Саратовской духовной семинарии, священник и ключарь Покровского кафедрального собора города Куйбышева (ныне Самара). Игумен с 1961-го, архимандрит с 1964-го, епископ Сызранский с 1965-го. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), архиепископ Сурожский Антоний (Блум), епископ Волоколамский Питирим (Нечаев) и другие. В 1966 году — магистр богословия. В 1976 году — архиепископ. В 1988 году — доктор церковной истории. За этими скупыми строками стоит напряженная внутренняя духовная жизнь, молитвенный подвиг, ревностное пастырское служение.

С 20 июля 1990 года владыка Иоанн — митрополит Ленинградский и Ладожский, с 1991 года — Санкт-Петербургский и Ладожский.

Трудами и усердием митрополита Иоанна число действующих храмов в Санкт-Петербургской епархии увеличилось за пять лет (с 1990 по 1995-й) более чем в три раза. Были выстроены и открыты новые церкви и храмы при больницах, тюрьмах, роддомах, кладбищах. По благословению митрополита Иоанна в эти годы в епархии были открыты многие монастыри: Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь, Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне, а также Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.

С начала девяностых годов владыка Иоанн (Снычев) неоднократно выступал с публицистическими статьями в газетах «Советская Россия», «Завтра», «Русский вестник» и других, трудился председателем Синодальной богослужебной комиссии.

В 1994–1995 годах петербургское издательство «Царское дело» опубликовало главные труды митрополита Иоанна на тему судьбы России и русского народа, православия, российской истории: «Самодержавие духа (Очерки русского самосознания)», «Голос вечности (Проповеди и поучения)», «Одоление смуты (Слово к русскому народу)», «Стояние в вере (Очерки церковной смуты)», «Русь Соборная (Очерки христианской государственности)». Издательство «Царское дело» издало также книги владыки «Дай мне твое сердце» и «Наука смирения», в которых собраны письма митрополита духовным чадам.

Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) писал о владыке Иоанне: «Братия Троице-Сергиевой лавры считала владыку своим духовником. Впрочем, теперь смело можно говорить о нем как о Всероссийском духовнике… Я часто встречал людей, которые прозрели духовно и воцерковились именно после чтения его трудов».

Келейник митрополита Иоанна отец Пахомий (Трегулов), ныне игумен, настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, рассказывал о владыке Иоанне: «Владыке был дан от Бога дар простоты. Она проявлялась во всем: в быту, в еде, в отношениях, которые все же не становились ни с кем панибратскими. При этом он был архиереем. Его резиденция митрополита напоминала музей, но владыка словно не замечал этого, чувствуя себя естественно в любой обстановке. Привез туда свою железную кровать, жил скромно. Ни переезд в столичный город, ни архиерейство никак не отразились на нем. Он как был простым человеком, так и остался им. Но при этом соответствовал высоте митрополичьего служения, твердой рукой управлял епархией. Никого и ничего не боялся. Решения принимал в соответствии с церковными канонами и традициями благочестия».

Игумен Пахомий говорил еще: «Что я могу сказать о владыке? Он был святой, вот и все».

Митрополит Иоанн скоропостижно скончался 2 ноября 1995 года и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Православные люди свято чтут место упокоения владыки Иоанна, где всегда много цветов и горят свечи.

В данной статье описываются последние минуты жизни митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Любопытно, что рядом находились А.Собчак с супругой. Данные факты упорно замалчиваются СМИ несмотря на неослабевающий интерес публики к участвующим здесь публичным фигурам.
«Богом проклятым» местом считается среди верующих петербуржцев гостиница «Северная корона», в которой 2 ноября 1995 г. внезапно скончался митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Накануне, по неизвестной причине — ее так и не удалось выяснить — начисто выгорел свечной цех возле семинарии на Обводном канале. Епархия осталась без своих свечей. Одновременно митр. Иоанну пришло приглашение на презентацию 5-летней годовщины банка «Санкт-Петербург», где должен был появиться, как передали Владыке, и мэр Анатолий Собчак. Уже два года, после кровавой осени 1993 года, митр. Иоанн никак не мог с ним встретиться, а ведь всё это время был заморожен, казалось бы, решенный вопрос о возвращении Александро-Невской Лавры Православной Церкви. Кроме того, на презентации должны были присутствовать бизнесмены, в помощи которых епархия остро нуждалась после разорительного пожара…
В недостроенном здании гостиницы банк «Санкт-Петербург»- тогда владелец проекта – с помпой праздновал свое 5-летие с участием известных в городе персон. Около 20:00 — Собчака еще не было — официанты на презентации в холле гостиницы «Северная корона» принялись разносить соки. Владыка благословил желающих выпить. Самому Владыке стакан принесли отдельно, и он, отпив глоток, отставил стакан с ледяным соком
Наконец, появился Собчак, который протянул руку Митрополиту, спросив его: «Как чувствуете себя?». Владыка внимательно посмотрел на стоящего перед ним вечно самоуверенного мэра.
— Благословите, Владыка… — прервала затянувшуюся паузу Людмила Нарусова, жена Анатолия Собчака. Митрополит поежился от сковывающего его холода и поднял руку для благословения…
Стоявшие рядом с Митрополитом Иоанном спутники вспоминали потом, что, когда Владыка поднял руку, возникло такое ощущение, словно он увидел что-то неожиданное. Он смотрел не на Нарусову, не на Собчака, а куда-то сквозь эту чету. Пальцы его, сжимавшие посох, разжались, и Владыка, подхваченный сзади келейником Петром, медленно начал оседать на пол. Чета Собчаков в страхе отскочила от умирающего Владыки…
Как-то Митрополит вспоминал случай, что произошел, когда ему было 16 лет. Тогда, на танцплощадке, словно бы пелена спала с глаз: он увидел вдруг очищенным взором не веселящихся людей, а их настоящих хозяев — кривляющихся бесов, от которых исходил леденящий душу холод. Юноша бежал с танцплощадки. Бежал ко Христу… Ко Христу отошел он и сейчас, спасаясь от надвинувшейся на него леденящей стужи…
Было 20:35, когда Владыке внезапно стало плохо в холле «Северной короны». Произошедшее было настолько неожиданным, что не могло не вызвать смятения. Кто-то хлопотал, чтобы вызвать скорую помощь, чтобы сообщить в резиденцию. Кто-то уже сделал это по радиотелефону. Собчак сказал, что скорая уже вызвана по его каналам. «Скорая» прибыла через 15 минут. В этой, вызванной по спецканалам, машине не оказалось необходимых лекарств. Сердце Митрополита остановилось. Протоиерей Павел Красноцветов стал читать отходную…
Три дня спустя сонм священнослужителей во главе с Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием совершил чин отпевания в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Проститься с Владыкой ехали люди из Москвы, из Самары, из больших и малых городов России, из самой дальней дали, до которой достигало слово Владыки. Перечислять даже самых именитых людей, пришедших к Свято-Троицкому собору, — занятие непосильное. Проще сказать, кого тут не было. Не было Анатолия Собчака … Владыка был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, возвращенной Церкви его стараниями. Могила его — в архиерейском уголке, у монастырской протоки.
Так что же произошло: отравление, неожиданная естественная смерть от старости или божий промысел. Выглядит так, что Владыка предпочел смерть благословению четы градоначальника. Или бог покарал служителя культа за неправое деяние. Тогда какую силу представлял Собчак с супругой. Явно противоположную митрополиту.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн.

Митрополит Иоанн

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
до 25 сентября 1991 года — Ленинградский и Ладожский

20 июля 1990 — 2 ноября 1995

Церковь:

Русская православная церковь

Предшественник:

Алексий (Ридигер)

Преемник:

Владимир (Котляров)

Архиепископ Куйбышевский и Сызранский

20 марта 1969 — 20 июля 1990

Предшественник:

Мануил (Лемешевский)

Преемник:

Евсевий (Саввин)

Епископ Сызранский,
викарий Куйбышевской епархии

12 декабря 1965 — 20 марта 1969

Предшественник:

Варлаам (Козуля)

Имя при рождении:

Иван Матвеевич Снычёв

Рождение:

9 октября 1927
Ново-Маячка, Каховский район, Херсонская область

Смерть:

2 ноября 1995 (68 лет)
Санкт-Петербург, Российская Федерация

Похоронен:

Никольское кладбище, Санкт-Петербург

Принятие священного сана:

14 января 1948

Принятие монашества:

7 июня 1946

Епископская хиротония:

12 декабря 1965

Митрополи́т Иоа́нн (в миру Ива́н Матве́евич Снычёв; 9 октября 1927, село Ново-Маячка, Каховский район, Николаевская область — 2 ноября 1995, Санкт-Петербург) — епископ Русской Православной Церкви, с 20 июля 1990 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода, мыслитель, богослов и историк церкви.

Магистр богословия (1966), автор ряда трудов на богословские и исторические темы. В либеральных кругах критикуется за традиционализм, антисемитизм, монархизм, национализм и анти-западничество.

  • 1 Биография
  • 2 Общественно-политическая деятельность
  • 3 Взгляды
    • 3.1 Социально-политические взгляды
    • 3.2 Взгляды на еврейский вопрос
    • 3.3 Реабилитация Ивана Грозного
  • 4 Оценки
  • 5 Труды
  • 6 Память
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Биография

Родился 9 октября 1927 года в семье крестьянина в селе Ново-Маячке Каховского района Николаевской области. С детства отличался религиозностью.

В 1942 году окончил семилетку в городе Сорочинске Чкаловской (ныне Оренбургской) области и поступил в Орский индустриальный техникум.

В конце декабря 1944 года был призван в ряды Красной Армии, но через несколько месяцев, по болезни, его освободили от несения воинской повинности, и он стал пономарём храма святых апостолов Петра и Павла в Бузулуке Оренбургской области. Демобилизовавшись, в 1945 году поступил келейником к архиепископу Чкаловскому и Бузулукскому Мануилу (Лемешевскому) (впоследствии — митрополиту), который стал его духовным учителем.

В 1946 году принял монашеский постриг. 9 июня 1946 года рукоположён архиепископом Мануилом во иеродиакона, 14 января 1948 года — во иеромонаха.

После ареста архиепископа Мануила (1948) в 1949 году поступил во второй класс Саратовской духовной семинарии. По утверждению Питирима (Нечаева) в семинарии имел прозвище «Ванька-хлыст» за экзальтированную религиозность.

В 1951—1955 годах учился в Ленинградской духовной академии. Окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения.

8 октября 1956 года пострижен в мантию и определён преподавателем Минской духовной семинарии.

15 октября 1957 года указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I переведён личным секретарём архиепископа Чебоксарского Мануила (Лемешевского) и был назначен штатным священником кафедрального собора города Чебоксары.

1 сентября 1959 года назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Саратовской духовной семинарии.

15 сентября 1960 года определён священником и ключарём Покровского кафедрального собора города Куйбышева.

После освобождения архиепископа Мануила служил под его руководством в Чебоксарской и Куйбышевской епархиях. Помогал Владыке Мануилу в составлении многотомного «Списка русских епископов за 60 лет, 1897—1956», а после смерти митрополита Мануила продолжил этот труд, написал о нём книгу.

2 апреля 1961 года возведён в сан игумена.

25 апреля 1964 года возведён в сан архимандрита.

25 ноября 1965 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии.

12 декабря 1965 года хиротонисан во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии и назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. Чин хиротонии совершали: митрополиты: Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), Мануил (Лемешевский), архиепископы: Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), Сурожский Антоний (Блум); епископы: Калужский и Боровский Донат (Щёголев), Дмитровский Филарет (Денисенко), Волоколамский Питирим (Нечаев), Тегельский Ионафан (Кополович).

С 1969 года — епископ Куйбышевский и Сызранский.

С 3 мая по 25 июля 1975 года временно управлял Уфимской епархией.

9 сентября 1976 года возведён в сан архиепископа.

13 сентября 1989 года постановлением Священного Синода освобождён от порученного временного управления Ульяновской епархией.

С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода (по кафедре).

С 25 сентября 1991 года в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург, впредь именуется «Санкт-Петербургский и Ладожский».

2 ноября 1995 года скончался на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» в Санкт-Петербурге. Архимандрит Августин (Никитин) так описывает произошедшее: «Участники праздника ожидали тогдашнего мэра Анатолия Собчака с супругой, но чета опоздала почти на час. Когда высокие гости прибыли, жена мэра Людмила Нарусова подошла к владыке Иоанну под благословение. Благословив супругу Собчака, митрополит начал медленно оседать на пол…». Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Общественно-политическая деятельность

В начале 1990-х годов становится духовным лидером патриотической и русской националистической оппозиции в России. Неоднократно выступает с публицистическими статьями в газетах «Советская Россия», «Завтра», «Русский вестник» и др.

В 1994—1995 годах петербургское издательство «Царское Дело» опубликовало главные труды митрополита Иоанна на тему судьбы России и русского народа, православия, российской истории: «Самодержавие Духа (Очерки русского самосознания)», «Голос вечности (Проповеди и поучения)», «Одоление смуты (Слово к Русскому народу)», «Стояние в вере (Очерки церковной смуты)», «Русь Соборная (Очерки христианской государственности)».

«Царское дело» издало книги «Дай мне твоё сердце» и «Наука смирения», в которых собраны письма духовным чадам митрополита. В письмах монашествующим тон митрополита строже, а суждения категоричнее, и к себе в первую очередь.

Пресс-секретарём митрополита Иоанна называет себя К. Ю. Душенов. Факт существования такой должности отрицается Санкт-Петербургской епархией.

Существует устойчивое мнение, что фактическим автором книг и статей за подписью митрополита в 1990-х был К. Ю. Душенов, взгляды которого многие расценивают как ксенофобские и радикально националистические. Сам Душенов категорически утверждает авторство митрополита Иоанна..

Взгляды

Социально-политические взгляды

Критерием государственного устройства, по митрополиту Иоанну, должна быть его богоугодность, соотнесённость с тысячелетними святынями веры. Поэтому монархия, и именно самодержавная монархия, является богоучреждённой формой существования православного народа. Это — «наилучший государственный строй из всех известных человечеству, строй, в котором Церковь находится под непосредственным покровительством государства. Только в православном царстве возможна та «симфония властей», о которой писали и церковные подвижники, и видные государственные деятели России». Непосредственно в отношении России, самодержавие является «оптимальной, исторически опробованной, естественной формой государственного бытия российской цивилизации». При такой монархии царь — помазанник Божий, олицетворение богоизбранности и богоносности народа, молитвенный предстатель и ангел-хранитель. В своей самодержавной власти он не ограничен ничем, кроме выполнения обязанностей общего служения; «конституция» такой монархии — Евангелие. Идеалом подобного монарха для митрополита Иоанна служил Иван Грозный (см. ниже).

В «богоугодном» государственном устройстве церковь играет несущую роль, являясь духовной властью, параллельной власти светской, не смешанной с ней и не подчинённой ей; именно церковь определяет религиозно-нравственное содержание жизни, которое становится важнейшим несущим элементом всей державной структуры общества.

Однако, по мнению митрополита Иоанна, столь совершенную форму общественно-государственного устройства надо вымолить, заслужить перед Богом. Все другие формы земного правления посылаются за грехи, и следует терпеливо и мужественно нести этот крест, искупая покаянием и смирением отступление народа от пути спасения.

Двумя важнейшими качествами русского народа, устоями его политического и общественного бытия митрополит Иоанн считал соборность и державность, причём, по его мнению, именно церковь всегда была источником как соборности, так и «державного духа». Демократию считал мифом: «лозунг народовластия — всего лишь лукавая приманка для доверчивых, ширма, за которой обделывают свои мрачные делишки политиканы, без чести и совести грабящие народ».

Очевидно, что ни советская, ни постсоветская действительность ни в малейшей степени не соответствовала этому идеалу. Характеризуя положение России начала 1990-х, митрополит Иоанн писал:

«Единое государство разрушено. Русский народ расчленён на части границами новоявленных «независимых государств». Россия отброшена в своем территориальном развитии на триста пятьдесят лет назад. Общество оказалось совершенно беззащитным перед шквалом безнравственности и цинизма, обрушившимся на людей со страниц «свободной» прессы и экранов телевизоров. Церковь подвергается бешеным атакам еретиков и сектантов, понаехавших в Россию со всего света, чтобы «просветить» русских варваров. Ростки здорового национально-религиозного самосознания погребены под грудой нечистот «масскультуры» и фальшивых ценностей «общества потребления». Страной по-прежнему правят богоборцы, космополиты и русоненавистники.»

Взгляды на еврейский вопрос

См. также: Жидомасонский заговор и Теория коммунистического заговора евреев

Митрополита Иоанна часто обвиняли в антисемитизме и анти-иудаизме. Сам митрополит Иоанн подчёркивал, что обвинения в «антисемитизме» «черносотенстве» и «мракобесии» стали почему-то уделом каждого, кто пытается с христианских позиций разобраться в сложных и болезненных вопросах межнациональных и межконфессиональных отношений. «На них не стоило бы обращать никакого внимания, если бы таким образом не блокировалось широкое, свободное и гласное обсуждение проблем, имеющих для русской жизни принципиальное судьбоносное значение».

Митрополит Иоанн считал сионизм деятельностью, крайне вредной для России. Так, согласно мнению Иоанна Снычёва:

«Любая подпольная, антинародная, антирусская деятельность недопустима, её надо пресекать законными средствами. К таким антинародным, вредоносным для России движениям относится сионизм, с которым необходимо бороться и искоренять как явление.»

<…>

«Реальный еврейский национализм (сионизм), который даже не особенно маскируется, нацелен на сокращение русского народа как бы до безопасного для них минимума. Это реальность, она общеизвестна. Сионисты преуспели в своих делах, и планы их реализуются, чтобы в итоге извести русских — православных, а для начала лишить русских могущества, разрушить государство. Так что не будем строить иллюзий, будем реалистами в национальном вопросе.»

При этом, к числу «евреев» митрополит Иоанн причислял и этнических русских, не соответствующих его православно-соборному монархическому идеалу; таковых он называл «жидовствующими» и считал сознательно или бессознательно находящимися под еврейским влиянием:

«Евреи ждут своего мессию-антихриста. И не только пассивно ждут, но и активно готовят условия для его прихода. Например, этот и подобные фестивали («Еврейский фестиваль» в Петербурге) проводятся, чтобы из любого человека, в том числе и русского, сделать жидовина. Если таких жидовствующих из числа неевреев будет больше, то облегчится и ускорится приход антихриста. Так что реализуемая технология понятна каждому, только многие наши сограждане категорически не желают понимать её, им лучше ничего не видеть, не слышать, жить в слепоте неведения или темноте безумия, пьянстве да распутстве.»

В представлении митрополита Иоанна, взаимоотношение проживающего в России еврейства с русским народом носит характер конфронтации евреев с русским государством: «политика еврейской нации неоднократно носила черты заговоров, интриг, распространения ересей (ересь жидовствующих, при Иосифе Волоцком) направленных на разрушение Русского государства. Самым ярким примером может служить февральский переворот 1917 года. Очевидно, и нынешнее положение в стране является продолжением той же политики разрушения.»Задаваясь вопросом о внутренней причине ненависти к России, автор обращается к учению церкви, в частности к словам апостола Иоанна Богослова о не уверовавших в Христа иудеях «Из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут» (Апок.4,9): «Обличая, не веровавших иудеев Господь говорил им: «Ваш отец диавол: и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоанн. 8;44). То есть, после греха богоубийства не уверовавшие иудеи окончательно покорились воле диавола и не только «хотят», но и постоянно творят волю своего «духовного отца». А воля их «отца» заключается в том, что бы победить всех «меньших» братий Господа «и рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии». (Апок.12;17)». С еврейством митрополит Иоанн объединял и масонство:

«Масонство как таковое и жидо-масонство, каким является сионизм, — безусловно, отрицательные явления в жизни современного общества. Здесь нечего добавить или убавить: зло есть зло.»

Масонство, в представлении митрополита Иоанна, является «одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества», «тайной интернациональной мировой революционной организацией борьбы с Богом, с Церковью, с национальной государственностью и особенно с государственностью христианскою. Под знаком масонской звезды работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства». «Масонская рука» очевидна как в принципах и методах большевиков, так и в эпоху перестройки: «15-летнее наблюдение над разрушением нашей Родины воочию показало всему миру, как поработители русского народа верны программе масонских лож по борьбе с Богом, с Церковью, с христианской нравственностью, с семьей, с христианским государством, с христианской культурой и со всем тем, что создало и возвеличило нашу Родину».

Реабилитация Ивана Грозного

См. также: Вопрос о канонизации Ивана Грозного

Митрополит Иоанн стоит у истоков движения за канонизацию Ивана Грозного. Практически все сторонники этой идеи апеллируют к его книге «Самодержавие духа» (1995), в которой полностью отвергалась вся негативная информация о царе как плоды «заморской клеветы» — иезуита Антония Поссевина, вестфальца Генриха Штадена, англичанина Джерома Горсея и других иностранцев — «авторов политических памфлетов, изображавших Московское государство в самых мрачных красках», а крупнейшие русские историки, начиная с Карамзина, обвинены в «очернительстве» образа благочестивого царя и в том, что они «воспроизводили всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости»»(недоступная ссылка)

Противники канонизации указывают, что доводы митрополита Иоанна и его последователей основываются на полном игнорировании всех противоречащих его версии источников и мнений авторитетных специалистов, а также церковной традиции, прямо обвиняющей Ивана Грозного в убийстве двух святых: митрополита Филиппа (Колычёва) и игумена Корнилия, Псково-Печерского чудотворца, причём последнего собственноручно.

Идея канонизации Ивана Грозного, как правило, объединяемая с идеей канонизации Григория Распутина, встретила крайне негативную реакцию священноначалия Церкви, включая самого Патриарха Алексия II. В докладе Синодальной комиссии по канонизации Архиерейскому собору РПЦ (октябрь 2004), подписанном председателем комиссии митрополитом Ювеналием, отмечалось, что «имена Ивана Грозного и Г. Распутина используются (…) как знамя, как символ политической нетерпимости и особой «народной религиозности», которая противопоставляется «официальной религиозности» священства (…) В лице первого царя и «друга» последнего самодержца пытаются прославить не христиан, стяжавших Духа Святого, а принцип неограниченной, в том числе — морально и религиозно, политической власти, которая и является для организаторов кампании высшей духовной ценностью». Митрополит Ювеналий обвинил сторонников канонизации в том, что они «часто не понимают разницы между православным церковным вероучением, основывающимся на Божественном Откровении, и государственно-политической тоталитарной идеологией, произрастающей из человеческого мифотворчества».

Оценки

В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами.
Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Именно в качестве петербургского митрополита Иоанн стал известен широким кругам общественности как непримиримый сектоборец, монархист, антисемит, антизападник, чей общественный идеал — «Святая Русь» без «жидов» и католиков. Публичные выступления митрополита неоднократно приводили к скандалам. Власть новой России постоянно находилась под критическим прицелом Иоанна, раздраженного прозападной политикой ельцинской администрации. Во времена Иоанна петербургская епархия приобрела славу одной из самых консервативных и шовинистических в России

— Аркадий Блюмбаум — филолог, философ. Умер митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн//Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. VI. СПб, Сеанс, 2004.

Будучи монархистом и не признавая душой «реальность» советской власти, он тоже был социальным диссидентом. Обладая авторитетом в широких церковных кругах, он оставался при этом диссидентом и по отношению к «официальной линии», что приводило к одёргиваниям со стороны высшей церковной власти. (…)В истории русской мысли митр. Иоанн, бесспорно, займет место мыслителя, с наибольшей последовательностью воплотившего теократический идеал в политике и создавшего православный вариант политической теологии. Впрочем, нельзя не отметить элементы непоследовательности, которые затеняют основную интенцию мыслителя и даже вытесняют её обыденным традиционализмом, национализмом и милитаризмом.

— Константин Костюк — философ, социолог, богословТри портрета//»Континент», 2002, № 113

Братия Троице-Сергиевой Лавры считала Владыку своим духовником. Впрочем, теперь смело можно говорить о нем как о Всероссийском духовнике… Я часто встречал людей, которые прозрели духовно и воцерковились именно после чтения его трудов. Образно говоря, митрополит Иоанн пытался духовным мечом разрубить узел зла, завязанный в России темными силами сионизма и масонства.

— Вениамин, епископ Приморский

Он сам по себе был совершенно беспомощным человеком, не мог связать толком двух слов и уж тем более — написать тех книг и статей, которые вышли под его именем. Кто-то раздувал эту чудовищную по своей сути фигуру, это была совершенно очевидная манипуляция. (…) К сожалению, у нас сегодня большое число солидных и вполне укорененных в церкви людей живут в глубокой вере в мировой заговор против России. Это смесь мракобесия с больной психикой.

— Владимир Фёдоров, протоиерей РПЦ, директор Православного института миссиологии и экуменизма (Санкт-Петербург) «Ультра православные» // «Новая газета», 27.04.2006 г..

Я бывало сколько раз просыпался утром, а Владыка уже стоит на утренних молитвах, вечером на вечерних — исполняет монашеское правило. Или когда бывало невзначай зайдешь к нему в келью, когда он молится, — будто переносишься в какое-то такое древнее историческое пространство, которое мы, христиане, идеализируем, когда, читая жития святых, видим, как подвижники подвизались в вере. Вот то же самое видел и я своими глазами и удивлялся: с одной стороны, Владыка — немощный старец, болящий, а с другой стороны — несгибаемый воин Христов. И всегда он на молитве. И всегда он будто светился.

— О. Пахомий (Трегулов), келейник митрополита Иоанна (Снычёва) «Православный Санкт-Петербург» №10 (165), октябрь 2005 года.

Воспоминания митрополита Питирима (Нечаева):

Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. <…> Снычёва же в Патриархии просто не воспринимали всерьёз. В семинарии у него было прозвище «Ванька-хлыст», данное ему за его экзальтированность.(…)Что касается позднейшей деятельности митрополита Иоанна, у меня она вызывает некоторое чувство настороженности, так как за ней мне видится чья-то опытная рука, толкающая на необдуманные поступки простодушных верующих людей.

— Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима..

Без сомнения, владыка Иоанн явился одним из крупнейших мыслителей и величайшим религиозно-нравственным авторитетом нашего времени. Его исследования, его публицистика — свидетельство нового взлета и цветения русского православного богословского и историко-философского творчества всегда бесстрашного и исполненного благодатной глубины и правды. Митрополит стал духовным отцом и путеводителем русского народа. А если вспомнить, что именно судьба России теперь, в очередной раз стала эпицентром мировой истории, то значение деятельности владыки возрастает до масштабов общечеловеческих…

— Театровед М.Н. Любомудров Солнце русской духовности.

Труды

  • Состав Российской Православной Церковной Иерархии на 1962 до 1986 года включительно (машинопись)
  • Стояние в вере. Очерки церковной смуты Санкт-Петербург, 1995, Издательство «Царское Дело» (Книга написана на основе материалов, собранных митрополитом Мануилом (Лемешевским) (1884—1968))
  • Пастырь добрый. Труды митрополита Иоанна Санкт-Петербург, 1996 год
  • Самодержавие духа СПб, Издательство «Царское Дело», 1996.
  • Священномученик Иларион (Троицкий). Житие и свидетельство к церковному прославлению

Память

  • иерей Олег Скобля. Песня «Лаврские колокола. Памяти митрополита Иоанна» (2001).

Портал «Православие»

Портал «Персоналии»

Митрополит Иоанн на Викискладе

Проект «Санкт-Петербург»

Примечания

  1. Константин Костюк Три портрета. Социально-этические воззрения в Русской Православной Церкви конца ХХ века//»Континент» 2002, № 113 Автор — аспирант Католического университета Айхштетт (ФРГ)
  2. Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев)
  3. Архимандрит Августин (Никитин). Митрополит глазами иподиакона
  4. Константин Душенов, выдававший себя за пресс-секретаря покойного митрополита Иоанна, таковым никогда не являлся, заявил в суде представитель Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП
  5. Времени в обрез. Вышел журнал с уточнением, кому на Руси не жить Новая газета № 80 27 октября 2005 г.
  6. Константин Душенов
  7. «Ультра православные» «Новая газета» № 31-32 27 апреля 2006 г.
  8. «Научитесь отвечать за содеянное» Ответ митрополиту Кириллу (Гундяеву)
  9. Иоанн Снычев. Быть русским
  10. Иоанн Снычёв. Православное мировоззрение в русской летописной традиции
  11. 1 2 Страха же вашего не убоимся. Преподобный Иосиф Волоцкий
  12. Святые Отцы и подвижники благочестия о Царской власти
  13. Иоанн Снычёв. Всяка душа властям предержащим да повинуется
  14. Иоанн Снычёв. Державное строительство
  15. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа
  16. 1 2 Видимые бесы. Православное церковное вероучение о сатанизме иудеев. Сыны диавольские//Константин Душенов НЕ МИР, НО МЕЧ Очерки русской национально-освободительной борьбы против жидовского ига. — СПб, 2006 г.
  17. http://rusprav.org/biblioteka/dushenov/Ne_mir_no_mech/Ne_mir_no_mech_20.htm
  18. И.Снычёв. Тайна беззакония//ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ ТРУДЫ МИТРОПОЛИТА ИОАННА — СПб.,1996 г.
  19. Новое о «требованиях» канонизации Царя Иоанна Грозного
  20. Е. А. Газов. О ситуации вокруг канонизации Иоанна Грозного
  21. К вопросу о канонизации царя Ивана Грозного и Г. Е. Распутина//Приложение № 4 к докладу Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 года.
  22. Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. СПб, 1996. С. 205; цит. по: Александр Шмелёв Канонизация Григория Распутина и учение о русской теократии
  23. Олег Скобля. Лаврские колокола. Памяти митрополита Иоанна

Литература

Ссылки

  • Митрополит Иоанн (Снычёв, +1995)
  • Иоанн Снычёв. Ложь и правда об Иоанне Грозном
  • Иоанн Снычёв. Правда о великом царе
  • Иоанн (Снычёв): сайт Православие. База данных
  • Митрополит Иоанн. Творцы катаклизмов
  • Памяти владыки Иоанна
  • К. Костюк Три портрета
  • Автобиография Иоанна Снычева
  • Константин Душенов. Русский златоуст

Среди современных русских богословов наиболее полно раскрыл православное церковное вероучение о сатанизме иудеев митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев, 1927-1995).

И хотя официально он пока не прославлен нашей Церковью в лике святых угодников Божиих, его широкое народное почитание и многочисленные примеры его чудесной помощи по молитвам верующих в его святость христиан дают право предположить, что со временем его труды пополнят список святоотеческих поучений.

«Рассуждая о русской истории, – писал владыка Иоанн, – говоря о причинах помрачения религиозного самосознания русских людей, приведшего к гибели православную российскую государственность, невозможно избежать обсуждения этого вопроса. Тема давно назрела, надо лишь подойти к ней без ненависти и злобы, раздражения и лукавства – с искренним желанием понять…

Во-первых, следует четко уяснить себе, что нам предстоит проблема духовная, проблема межрелигиозных, но вовсе не межнациональных отношений. Церковь не делит и никогда не делила своих чад по национальному признаку. В сонме православных святых лик подвижников-евреев (начиная с апостолов) занимает свое место наряду с угодниками Божиими, призванными благодатию Его из среды иных народов – безо всякого различия.
Во-вторых, необходимо осознать, что суть проблемы заключается в непримиримом противоречии двух религиозных мировоззрений, соответственно определяющих идеалы народного бытия, нравственные нормы и понимание смысла жизни. Противостояние это обостряется тем, что в самосознании обоих народов чрезвычайно сильны идеи избранничества, мессианства, особого служения».

«Закоснев в ожидании военного и политического лидера, иудеи отвергли истинного Христа, пришедшего в мир с проповедью покаяния и любви. Особую их ненависть вызывал тот факт, что, обличив фарисеев, Христос разрушил миф о еврейской «богоизбранности”, приобщив к Своему учению языческие народы. И вот иудеи оклеветали Спасителя перед римской властью и добились Ему смертного приговора. Результатом этого святотатства было отвержение преступников благодатью Божией. Народ еврейский, «который первоначально был избран Божиим народом… сделался народом по преимуществу отверженным” (святитель Игнатий Брянчанинов). Но распятый Христос оказался для богоборцев еще страшнее».

«Иудейский, антихристианский экстремизм оставил в русской судьбе страшный, кровавый след. Эта очевидная истина не должна, однако, превращаться в повод для нагнетания бессмысленной истерии. Криками и проклятиями горю не поможешь. Для того, чтобы обезопасить Россию от возможного повторения того богоборческого, русофобского кошмара, который она пережила в XX столетии, необходимо, во-первых, восстановить историческую истину в ее неискаженном виде, а во-вторых, глубоко и всесторонне проанализировать нашу национальную трагедию, ее причины и следствия и — сделать соответствующие выводы».

«Подавляющее большинство войн имело в истории характер религиозный, а такие глобальные военные противостояния, как, например, вооруженная борьба ислама и христианства, длились, то затухая, то вспыхивая вновь, на протяжении многих веков. Но ни одно из подобных столкновений ни по ожесточенности борьбы, ни по масштабам, ни по своим последствиям не может сравниться с религиозной войной, вот уже два тысячелетия упорно и непрерывно ведущейся иудаизмом против Церкви Христовой.

Духовные начала двух сторон совершенно противоположны и непримиримы. Дело в том, что современный иудаизм не имеет, в христианском понимании, никакого положительного религиозного содержания. С того момента, как иудеи распяли Мессию, Иисуса Христа, Сына Божиего, Которого они должны бы были принять с благоговением и любовью, ибо именно им Бог доверил знание о том, что Христос придет спасти человека от греха, — с этого момента основой иудаизма стало воинствующее антихристианство. Отсюда — все сложности русско-еврейских отношений, ибо Святая Русь веками сознавала себя как защитницу и главную хранительницу христианских святынь, равно в области духовной и государственной».

«Непримиримое отношение иудаизма к христианству коренится в абсолютной несовместимости мистического, нравственного, этического и мировоззренческого содержания этих религий. Христианство есть свидетельство о милосердии Божием, даровавшем всем людям возможность спасения ценой добровольной жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, вочеловечившимся Богом, ради искупления всех грехов мира. Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, гарантированного им самим фактом рождения, на господствующее положение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной».

«Русский народ сознавал свою задачу народа-богоносца в том, чтобы служить хранителем истин веры, давая возможность любому желающему припасть к этому источнику живой воды, приснотекущему в жизнь вечную и блаженную. Иное понимание избранничества предполагает иудаизм. «Евреи приятнее Богу нежели ангелы”, «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете”, — учит Талмуд.

Это вероучение основывается на том утверждении, что иудеи Самим Богом избраны для господства и должны всемерно стремиться к достижению этой цели. Отсюда проистекает еще одно фундаментальное положение иудаизма, гласящее, что иудей не имеет никаких нравственных обязательств перед иноверцем. Понятия справедливости и милосердия, честности и благодарности, с этой точки зрения, неприменимы к христианину или мусульманину, ибо они, строго говоря, не могут даже считаться людьми…

Итак: православное понимание своего избранничества есть понимание обязанности служить ближнему своему. Избранничество же иудея есть избранничество на господство над окружающими людьми. Понятно, что соприкосновение столь разительно отличающихся взглядов на жизнь и на свое место в ней не могло не вызывать явлений болезненных, разрушительных, катастрофичных. Русская история — лучшее тому подтверждение».

«Талмуд утверждает: «Еврейский народ достоин вечной жизни, а другие народы подобны ослам”; «Евреи, вы люди, а прочие народы не люди…”; «Одни евреи достойны названия людей, а гои… имеют лишь право называться свиньями”. Подобным утверждениям, выводящим деятельность своих приверженцев за рамки нравственных оценок и лишающим их каких бы то ни было этических и моральных норм в общении с другими народами, талмудизм отводит центральное место, сознательно подменяя вероисповедание национальной принадлежностью адептов».

«Среди христиан установился взгляд на вражду иудаизма к христианству как на отражение в мире богоборческой ненависти сатаны, диавола — к Иисусу Христу, Сыну Божию, разрушившему Своей крестной жертвой его державу и власть над душами людей».

«В начале двадцатого столетия древняя религиозная идея о мировом господстве избранной «свыше” элиты, наиболее ясно выраженная в талмудических мессианских чаяниях, вплотную подошла к своему политическому воплощению. Устранение с международной арены русской православной государственности, развал внутриевропейского политического баланса и невиданный рост технических возможностей управления обществом позволили приступить к практической деятельности по созданию интернациональных политических, экономических, юридических и иных механизмов реализации этого глобального замысла. Решительным шагом на таком пути стало образование Лиги Наций — всемирной организации, имевшей, согласно уставу, своей целью «развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности”…

На первом же заседании была определена и цель собрания: «Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать наднациональную власть, которая должна будет решать споры между нациями”. Предусматривалось также обеспечить «облегченную практику обязательного, полного действия международного права”, которое «должно быть вооружено такими санкциями, какие заранее остановят те нации, которые поддались бы искушению изменить своему слову” — то есть подчиняться Лиге. Создание мировой антихристианской диктатуры объявлялось в одной из резолюций конгресса «конечной целью, к которой в течение стольких веков стремилось масонство”, и «освобождением человечества от всякого морального, религиозного, политического и экономического порабощения”».

«Все разговоры об «общей исторической почве” христианства и иудаизма — ложь. Две тысячи лет назад вообще не было такого понятия — иудаизм. А религиозные верования еврейского народа после духовной катастрофы богоубийства уже совсем не те, что были у их далеких предков — ветхозаветных патриархов и пророков, удостоившихся за свое благочестие многоразличных благодатных даров. Это две разные религии, вот и все! Творения всех святых отцов и учителей Церкви — от Иоанна Златоуста до Игнатия Брянчанинова — согласно подтверждают такую точку зрения».

«Недавно газета «Известия” с умилением поведала миру трогательную историю хасидского раввина, который в самый разгар сталинской эпохи «по совместительству” работал… вторым секретарем Самаркандского горкома КПСС (статья «Где злоба дня сплетена с вечностью” в номере от 10 июня 1994 г.). А ведь «второй” в системе партийной номенклатуры традиционно курировал вопросы идеологии. Каково? Видит Бог: не прочитал бы собственными глазами — не поверил бы! «Он для всех секретарствовал, а в кругу доверенных местных евреев раввинствовал”, — восхищается газета. Разве это свидетельствует о том, что «антирелигиозные гонения касались всех равно?”. По-моему, как раз об обратном. Такие вот «пламенные большевики” и раскручивали маховик антирусского, антиправославного террора!»

«Масонство как таковое и жидо-масонство, каким является сионизм, – безусловно, отрицательные явления в жизни современного общества. Здесь нечего добавить или убавить: зло есть зло» .

«Любая подпольная, антинародная, антирусская деятельность недопустима, ее надо пресекать законными средствами. К таким антинародным, вредоносным для России движениям относится сионизм, с которым необходимо бороться и искоренять как явление».

«Реальный еврейский национализм (сионизм), который даже не особенно маскируется, нацелен на сокращение русского народа как бы до безопасного для них минимума. Это реальность, она общеизвестна. Сионисты преуспели в своих делах, и планы их реализуются, чтобы в итоге извести русских – православных, а для начала лишить русских могущества, разрушить государство. Так что не будем строить иллюзий, будем реалистами в национальном вопросе».

«Талмуд освобождает своих клевретов от ответственности перед другими людьми, когда для них это выгодно. То есть последователям талмуда разрешено вступать в любые партии и союзы, быть членами любых религиозных организаций и в то же время оставаться верными талмуду, по собственному желанию отбрасывая свои обязательства и клятвы перед другими людьми как недействительные и необязательные.

В общем, талмуд закрепляет лицемерие по отношению к иноверцам как некую военную хитрость, как добродетель».

«Из-за боязни обвинения в антисемитизме из текста (речь идет о публикации пророчеств монаха Авеля в «Санкт-Петербургских епархиальных новостях” № 11 – примечание редакции) убрано «жидовство”, т.е. иго христопродавцев, которых следует вполне конкретно называть жидами, а не евреями, как иногда неправильно пишут. Нам надо не бояться называть вещи своими именами».

«Не надо примешивать национальный аспект к борьбе Православия с иудаизмом. Здесь различие в отношении ко Христу и Его искупительной жертве… Приверженцы иудаизма – это потомки и последователи распинателей Христа, среди которых сегодня немало людей нееврейской национальности. Так что здесь борьба вероучений, а не национальные разногласия. Это надо четко понимать.

Евреи ждут своего мессию-антихриста. И не только пассивно ждут, но и активно готовят условия для его прихода. Например, этот и подобные фестивали (речь идет о широко разрекламированном «Еврейском фестивале” в Спортивно-концертном комплексе Петербурга – «РП”) проводятся, чтобы из любого человека, в том числе и русского, сделать жидовина. Если таких жидовствующих из числа неевреев будет больше, то облегчится и ускорится приход антихриста. Так что реализуемая технология понятна каждому, только многие наши сограждане категорически не желают понимать ее, им лучше ничего не видеть, не слышать, жить в слепоте неведения или темноте безумия, пьянстве да распутстве».

* * *

Таким образом все потуги жидовствующих «правозащитников» обвинить русских патриотов, протестующих против вопиющего жидовского засилья в современной России, в каком-то мифическом «антисемитизме», заранее обречены на провал. Борясь за освобождение русского народа от постылого жидовского ига, мы говорим не от себя, излагаем не свои личные домыслы и мнения. Мы проповедуем исконное вероучение Святой нашей Матери-Церкви, подтвержденное двухтысячелетним авторитетом святоотеческого Предания и деяниями современных Поместных Соборов.

Вы хотите судить нас? Извольте! Но знайте, что вместе с нами вы тянете на скамью подсудимых самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его святых Апостолов и великий сонм святых угодников Божиих, чье учение мы публично исповедуем и проповедуем.

Бог же поругаем не бывает. А потому и нам ничего не страшно. Сколько раз богоборцы и христоненавистники пытались заставить замолчать голос церковного поучения! Сколько русской крови они пролили, скольких христиан замучили, сколько скорбей принесли России и нашему народу!..

Но на крови мучеников, учит Церковь, утверждается Истина Божия. Ею обильно полита дорога в Царствие Небесное – вожделенный край вечной Отчей любви и блаженства человеческого. Этой дорогой до нас уже прошли многие сонмы христиан, не убоявшихся ни угроз, ни наказаний суетного «мiра сего». Даст Бог, и мы не посрамим звания христианского.

«С нами Бог, и никтоже на ны»! Сие и буди, буди!

См. Гал. 1, 13-14; Деян. 5, 30-32.

Иоан. 8. 33, 37,39,44.

Беседы о молитве Иисусовой. Москва, 1998 г., с.128. Издательство «Елеон», по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Православный Молитвослов. Москва, 1998 г.,. с.152. Издательство «Софрино», по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Полное собрание сочинений Иоанна Златоуста в 12 томах. Том 1, книга вторая, «Против иудеев», с.с.645-759. Москва, 1991 год. Рекомендовано к печати Отделом по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата.

Толкование Священного Писания. СПб,. 1898 г., с.1380139

Блаженный Ипполит. Творения. Т II, СПб, 1892 г., с.160

Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений в семи томах. Том IV. Москва, 1993 г., с. 211-219. Издательство «Правило веры», по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Св. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Последние записи. Москва, 1999 г. с.37, 67, 79.

Святой Праведний Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. Москва-Санк-Петербург, 2003 г., с. 50. Издательство «Отчий дом». По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

См. Деяния Юбилейного Освященного Собора Русской Православной Церкви. О соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ века. Москва, 2000 г.

Митр. Иоанн. Русская симфония. Издательство «Царское Дело”, Санкт-Петербург, 1998 год, сс. 255–256.

Русская симфония, с. 118.

Одоление смуты, сс. 263–264.

Русская симфония, сс. 254–255.

Русская симфония, с. 117.

Русская симфония, с. 256.

Русская симфония, с. 118.

Русская симфония, с. 119.

Русская симфония, сс. 284–285.

Одоление смуты, сс. 265–266.

Одоление смуты, сс. 264–265.

Встречи с владыкой Иоанном. Издательство «Царское Дело», СПб, 2005 г. с.70.

Встречи с владыкой Иоанном с. 22

Встречи с владыкой Иоанном с. 111

Встречи с владыкой Иоанном с.69

Встречи с владыкой Иоанном с.93

Скорее даже – таких большинство. Ибо нынешнее сборище христоненавистников, именующее себя «евреями” и незаконно оккупировавшее Палестину – не имеет по крови к ветхозаветным евреям (святым патриархам, пророкам, праведникам) практически никакого отношения (примечание редакции).

Встречи с владыкой Иоанном сс.106, 123

Впервые опубликовано: «Русь Православная», спецвыпуск к 10-летию со дня блаженной кончины митрополита Иоанна (Снычева), сентябрь-октябрь 2005 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *