Многостяжание

«Итак, умертвите земные члены ваши:
блуд, нечистоту, страсть, злую похоть
и любостяжание, которое есть идолослужение»
(Кол. 3:5)

Любостяжа́ние — 1) алчность к приобретению материальных благ; 2) чрезмерное попечение о богатстве; 3) забота о земных благах сверх необходимого для жизни в ущерб правильным отношениям с Богом и ближними. Разновидность страсти сребролюбия.

Грех любостяжания относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой.

Апостол Павел говорит: любостяжание есть идолопоклонство (Кол. 3:5), а также «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).

Господь Иисус Христос предупреждает, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24).

***

Слово πλεονεξία (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство (1Кор.6:10), корыстолюбие (Рим.1:29) и любостяжание (Кол.3:5). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом».

***

Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства.
В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем.
святитель Василий Великий

Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть.
Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду.
…Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего.
святитель Григорий Нисский

Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело.
преподобный Антоний Великий

При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь…
Если идешь путем к Царству, ничем не обременяй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обремененный ношей. Если идешь к Царству, сбрось с себя лишнее. Разве будет чего-нибудь недоставать тебе в Царстве? Будь благоразумен. К Своей Трапезе призывает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним вселился в Его чертог. Смотри, Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его. Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внутреннего, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия, оно действительно там, как Сам Господь научил нас в Евангелии. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь учил нас: «Отче наш… да приидет Царствие Твое», и оно придёт, если будем об этом просить.
преподобный Ефрем Сирин

Если Сотворивший все единым Словом не имел «где приклонить голову» (Мф. 8:20), то ты, несчастный человек, зачем предаешься попечениям о суетном, зачем ослепляешься безумной несытостью? Рассмотри это и избери для себя благое.
Любостяжание – злая мать всех зол.
Душа не в состоянии преодолеть восстания духов, если не освободится от всех забот и попечении мира сего.
преподобный авва Исаия

Что возлюбил человек в этом мире, то и обременяет его мысль, влечет и пригибает к земле, не дает ей воспрянуть.
преподобный Макарий Египетский

Сильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол. Будем отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой.
Как не бывает моря без волн, так и души, погруженной в заботы, – без скорбей, без страха; за первыми следуют другие, их сменяют третьи и не успеют они утихнуть, вздымаются новые.
Ничто так не подчиняет нас диаволу, как желание большего и любостяжание.
Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душою, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем ее от всякого зла.
Человек, слишком занятый земными делами, не может должным образом усвоить небесного, но по необходимости, заботясь об одном, лишается другого.
Душа, однажды плененная любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она стала рабой другого господина, который повелевает ей все, противное Богу.
Любовь к богатству – страсть не естественная… Отчего же она усилилась? От тщеславия и крайней беспечности.
Лихоимец отдаляется от Бога, как и идолослужитель.
Проклят жертвенник любостяжания! Если придешь к жертвеннику идолов, чувствуешь от него запах крови козлов и крови быков; если же подойдешь к жертвеннику любостяжания, почувствуешь тяжелый запах человеческой крови. А если остановишься здесь, то не увидишь ни сжигаемых птиц, ни запаха от них и поднимающегося дыма – увидишь принесенные в жертву человеческие жизни. Одни бросились с крутизны, другие накинули на себя петлю, третьи перерезали горло. Ты видел жертвы грубые и бесчеловечные. Хочешь ли посмотреть на еще более жестокие? Я покажу тебе не только человеческие тела, но и закланные человеческие души. Заклание душ преимущественно и совершается на жертвеннике любостяжания .
До каких пор будет продолжаться это неистовство наживы? До каких пор будет сжигать неугасимая печь? Разве вы не знаете, что этот пламень переходит в вечный неугасимый огонь?
Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть – и мы, без сомнения, одолеем это пламя. Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем. Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда. Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи. Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в Вечной Жизни, тогда будем иметь возможность презреть богатство земное. Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, – если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания.
Насколько душа выше тела, настолько тяжелее раны, которые мы наносим себе каждый день заботами, соединенными со страхом и опасениями.
Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву, но если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание.
Сбросим и мы бремя грехов, подобно Закхею… Перестанем похищать и начнем раздавать милостыню. Ибо если одно поднимает падающего, как милостыня, а другое тянет его на землю, как корыстолюбие, такое сражение противоположных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами этого не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие и да не оставляет милостыня; так сделаемся мы легкими и взлетим.
святитель Иоанн Златоуст

Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, а другие и не знают, что грешат неисцелимо. Ибо неспособность чувствовать недуг, в котором находишься, – следствие усиления нечувствительности, которое заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Поэтому таких людей более всего надо жалеть. Делать зло – более достойно сожаления, чем терпеть зло. Тем, которые делают зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, которые терпят, ущерб касается только имущества. Притом первые не чувствуют своего сугубого омертвения… как дети, которые ни во что ставят то, что действительно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходят в страх и трепет. Подобное этому бывает и с любителями стяжания: боясь бедности, которая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содействует скромному образу мыслей, принимают за нечто великое неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что обращает в прах и мысли, и надежды обладающих им.
преподобный Исидор Пелусиот

Кто хочет предстать перед Богом с чистым умом, но смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему себе ноги и покушающемуся быстро идти.
преподобный Иоанн Лествичник

Брат спросил старца: «Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи тела моего». Старец, видя, что он желает удержать их у себя, сказал: «Имей». Брат возвратился в келлию, и его начали тревожить помышления: «Как ты думаешь? Благословил ли тебя старец иметь деньги или нет?». Встав, пришел он опять к старцу и так спросил его:
«Ради Бога, скажи мне истину, потому что помышления смущают меня по поводу двух златниц». Старец отвечал: «Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют надежду твою, как если бы Бог не промышлял о нас. Но может случиться, что ты потеряешь их, тогда погибнет и надежда твоя. Лучше возложи надежду на Бога, потому что Он печется о нас».
«Отечник»

Священное Писание называет сребролюбие идолослужением: сребролюбие переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, делает деньги богом, истинного Бога уничтожает для человека… Нестяжание – один из обетов монашества; нестяжанием и девством или непорочным вдовством монах отличается от мирянина, обязанного соблюдать все заповеди Христовы наравне с монахом: отвержение нестяжания есть отвержение монашества, есть попрание обетов, данных при пострижении в монашество…
епископ Игнатий (Брянчанинов)

Иноки монастыря аввы Феодосия рассказали такой случай. По уставу основателя их обители у них был обычай в Великий Четверг всем приходящим к ним убогим, вдовам и сиротам выдавать по известной мере пшеницы, вина и меда и по пять медных монет. Но однажды в окрестностях монастыря случился неурожай и хлеб стал продаваться по дорогой цене. Наступил пост, и братия сказали игумену: «Отче, не раздавай в этом году пшеницу, потому что у нас ее мало, придется покупать по дорогой цене и оскудеет наш монастырь». Игумен отвечал:
«Зачем нам оставлять благословение нашего отца? Он позаботится о нашем пропитании, а нам нехорошо преступать его заповедь». Иноки, однако, не переставали упорствовать и говорили: «Нам самим мало, не дадим!». Опечаленный игумен, видя, что увещания его ни к чему не ведут, сказал: «Ну, делайте как знаете». Наступил день раздачи, и бедные ушли ни с чем. Но что же случилось? Когда после этого инок вошел в житницу, он к ужасу своему увидел, что вся пшеница заплесневела и испортилась. Все узнали об этом. А игумен сказал: «Кто преступает заповеди настоятеля, тот бывает наказан. Раньше мы раздавали по пятьсот мер пшеницы, а теперь пять тысяч мер погубили и сделали двойное зло: преступили заповедь нашего отца и возложили надежду не на Бога, а на житницы наши».
«Пролог в поучениях»

См. также: МШЕЛОИМСТВО

Мне бы сердцем в грязь не наступить…
Раз пишешь, значит у тебя что-то болит.
Аммон, демон стяжательства, первоначально был просто арамейским словом,обозначавшим богатство или прибыль.
А демоном он стал считаться из-за того, что Иисус сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). Плутон и Прозерпина — родом из Древнего Рима, а Эвроним — из Древней Греции. Плутон был римским богом подземного мира мертвых, а Прозерпина(Персефона) — его супругой. Эвронима можно найти на знаменитой фреске из дельфийской сокровищницы книдян, где изображено нисхождение Одиссея в подземное царство. Это человекообразное чудовище, наполовино черное, наполовину синее, как навозная муха; он восседает на шкуре ястреба и, оскалив зубы в зловещей ухмылке, вгрызается в плоть умерших.
Не всякий словарь знает это слово — СТЯЖАТЕЛЬСТВО.
Вот, что пишет Новый словарь Т. Ф. Ефремовой: любостяжание, рвачество, мамона, шкурничество, корыстность, сребролюбие, своекорыстие, торгашество, приобретение, накопительство, своекорыстность, меркантилизм, приобретательство, корысть, корыстолюбие.
АЛЧНОСТЬ (лат. avaritia) — в христианской этике один из семи смертных грехов, поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.
/Википедия/
Стремление к наживе, жажда приобретательства ничего общего не имеет со стремлением к зажиточной, богатой и достойной жизни. Удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей человека также не имеет ничего общего со страстью приобретательства, жаждой наживы и стяжательства. Я имею в виду материальное, а не духовное стяжательство, не стяжание знаний или славы. Но не будем играть в слова.
Разве желание иметь хорошую благоустроенную квартиру, машину, иметь трудовые сбережения на сберегательной книжке, быть хорошо, добротно одетым и т.д. имеет что-либо общее с алчностью и жаждой наживы?
СТЯЖАТЕЛЬ — корыстолюбивый, стремящийся к наживе человек.
Стяжать — приобрести, достигнуть чего-нибудь.(Словарь Ожегова)
А помните классику, например «12 стульев» Ильфа и Петрова:
«… И обуял отца Федора дух стяжательства…»
Бациллы стяжательства не знают границ, а в них теперь яд разрушения всего, чем мы дышим и в чем живем. Общая ошибка, будто человек может и должен покорить природу, кратковременна и ныне изжита. Не меньшая ошибка — полагать, будто земли, воды, воздуха у нас сколько угодно, а природа, в случае чего, справится с любыми отбросами, — эта ошибка, к счастью, изживается тоже.
Но, оголтелый, социально хамелеонствующий эгоизм, стремление урвать для себя побольше, а там хоть трава не расти, — вот это не кратковременно, многоформенно и живуче, всячески мимикрирует, прячется в тень там, где условия для него неблагоприятны, но его можно отыскать всюду, где природе нанесен урон. Так толкует понятие «стяжательство» природовед Дмитрий Биленкин.
О пользе стяжательства.
Запомнился разговор с одной моей знакомой /привожу почти дословно/: — Однажды мой друг сказал одну вещь, после которой я захотела за него замуж. Фраза звучала так: «Деньги жены — это ее деньги, мои деньги — это наши деньги». Трудно устоять перед мужчиной, который так думает.
» Стяжательство подобно змею! оно влачится по земле…
Где лидеры? Я их не зрею! Не важно: в Церкви ли, в Кремле…
тягчайший грех, он вполз когда-то в природы сладкое нутро
и вот уже пошли солдаты их бьет жестокое ядро
война страдания и крики во всем стяжательства оплот
с тех пор законы стали дики и исказился людской род.
Когда-то жили люди в мире со всем в согласии, с добром…
и волхв святой играл на лире не вожделяясь серебром.
Лишь Бог давал приют всем душам и был и есть его закон
но кто к нему закрыл все уши попал в невежества загон?
Социализм не даст опоры: у всех различный аппетит.
Опять появятся заборы и вновь стяжательство вредит…
/Леонард Снегов/
Духовный глава Церкви Англии, епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс в пасхальном обращении к пастве призвал избегать стяжательства в повседневной жизни и осудил страны, настроенные на агрессивные завоевания, сообщает РИА «Новости» со сылкой на ВВС. «Люди живут, стремясь к приобретениям, накапливая все, что можно, чтобы обеспечить себе будущее, но все это все равно рано или поздно растворится, когда они умрут», — напомнил глава Церкви Англии.
«Общества и страны делают то же самое… Есть жадные страны, которые думают, что в мире всегда будут ресурсы для удовлетворения их желаний — достаточно нефти, достаточно энергии, достаточно территории», — добавил архиепископ.
«Люди не могут положить конец бесконечным приобретениям, а общество не может представить себе, что наша цивилизация может рухнуть, и поэтому мы не можем смириться с мыслью о том, что комфорту и роскоши может прийти конец», — сказал он.
Я привожу эти «скучные» примеры для того, чтобы вы поняли, как глубоко пустило корни в нашу жизнь СТЯЖАТЕЛЬСТВО.
В ироничной форме, но в то же время всесторонне и глубоко о мотивах, целях и способах стяжательства повествует роман-бестселлер «Преуспеть на Тверской» В. Лазаря. Приведу небольшой отрывок из романа: «… Человеком движут далеко не те мотивы, о которых он нам говорит. Послушаешь иного — бессребреник, икона. На самом деле — стяжатель, редкий жулик, тюрьма плачет по нему».
» Другой представится на службе, как образцовый семьянин. А в его причудах трудно разобраться с Фрейдом…»
«Стяжательство — стягивать куда-то, в какую-то точку.
Стяжательство — стягивание к себе всего, что попадает в орбиту внимания, в поле восприятия. Стяжательство состоит из захвата и последующего стягивания окружающих явлений Жизни.
Стяжательство может быть направлено :
1) — к физическим объектам — деньги, вещи, еда…
2) — к энергетическим — энергия (вампиризм), внимание
3) — к астральным — внимание, отношение других людей, переживаний, которые в системе Эго считаются «ценными»
4) — к общению — общаться с как можно большим количеством людей, чтобы иметь на них влияние.
5) — к области ума — стяжательство знаний, информация, которая потом не используется, а лежит «мертвым грузом» — «на всякий случай»
Цель стяжательства — стянуть к себе, захватить как можно больше явлений жизни, что бы с их помощью потом получить власть над еще большим количеством явлений жизни. Стяжательство связано с программой властности, как бы входит в нее.
А вот как исследует «изнанку» человека, или второй план Полина, героиня романа «Оглянись на Лилит» В.Лазаря:
«… Вот важный обалдуй с портфелем. Голову можно дать на отсечение — в обычной жизни грубиян, ханжа, филистер. И что же? Перед камерой из кожи лезет вон, чтобы сменить обличье. Если ему так нравится, пускай немного попыхтит. Едва забылся — щелчок, и снимок получился. Мнимую значительность и напускное благородство снимет проявитель. А вот филер. «Подсадная утка», «хвост», «топтун» — смотря за кем ведется наблюдение. Профессиональные привычки изуродовали внешность: уши ходят как локаторы, от бокового зрения развилось косоглазие, бедняга поминутно втягивает голову, приподнимает воротник. А как встает, подходит к стулу — точь-в-точь крадется вдоль стены. Его сменяет пугливый старикашка. Яснее ясного — фискал, наушник, соглядатай — роется в чужом белье. Ещё субъект. Подбородок — бампер «КрАЗа». Низкий лоб. Волосатые ручищи. От взгляда в жилах леденеет кровь. Казаться хочет иным — выжимает из себя подобие улыбки. Наконец, абракадабра в юбке. Позвоночник свой, остальное — накладное. Активный или пассивный *****, травести, гермафродит — эти вещи тоже не ускользают от ее внимания. Она научилась разбираться в людях».
Стяжательство связано со страхом перед Жизнью. Соприкосновение с ней требует от человека расширения своих границ, областей своего восприятия. Стяжательство в этом случае — попытка защитить границы своей узкой личности с помощью захваченных явлений. Так же это попытка выстроить некое основание на захваченных явлениях — для человека, потерявшего свое основание.
Мне по электронной почте пришло письмо, по-моему, из России: «Вот у меня возник вопрос. А можно ли в открытой публикации назвать какого-нибудь человека стяжателем. Например, Елену Батурину (жену Юрия Лужкова). Всё, что я про нее читал в открытой прессе — самой разной — и белой, и жёлтой, и красной и белым по-черному, позволяет сделать вывод о том, что она больна — именно стяжательством. У нее налицо страсть к алчному накоплению денег. Которые ей самой вряд ли пригодятся. /Я все больше и больше убеждаюсь в разумном устройстве нашего мира, когда материальные ценности нельзя взять с собой на тот свет. Хотя, попытки такие были и довольно давно — начиная с вождей скифов, с фараонов Египта и предводителей племени майя/. Кстати, а кого Вы лично считаете стяжателем? Если можно, примеры».
— М-м-да, вопросик получила…
Стяжательство агрессивно. Оно как бы является активной формой Жадности.
Жадность — пассивна, она стремится к удержанию того, что уже захвачено, чтобы целостность эго не была разрушена, границы сохранены. А стяжательство направлено на захват новых областей, объектов жизни, энергии.
Жадность приводит к не протеканию энергий, к тромбам, потому что жадный — не отдает, а, значит, не пропускает энергии через себя, постоянно фиксируя их в своей точке, отрезая от Потока Жизни. Поэтому с ним тяжело общаться — не возникает протекания энергий, то есть жадному ее всегда жалко и не возникает взаимодействия.
В общих обстоятельствах жадный всегда жестко держит границу «моё — не моё» и нарушение ее переносит как разрушение своей целостности, с обидой или раздражением.
Жадность возникает из страха перед страданием, болью или просто неудобствами, которые могут возникнуть от недостатка пищи, энергии, времени, денег, вещей и т.д. То есть, в основе жадности — недоверие к жизни по отношению к себе — стяжав много вещей, денег, еды и т.д. Это научный подход, попытка объяснить такое явление в нашей жизни как стяжательство.
Так хорошо это или плохо?

Любостяжание считается одним из основных пороков, растлевающих человечество. Многие проповеди священников направлены против этого греха, они обличают его, указывая на обширность распространения в современном обществе.

Что это такое

Для более точного толкования следует обратиться к этимологии и тексту Священного Писания.

Происхождение слова

Термин взят из церковнославянского языка, образуется из двух слов: «любо» и «стяжать».

«Стяжать» по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой означает:

Словосочетанием «любовь к стяжательству» переведено греческое слово πλεονεξία (плеонексия), которое встречается в разных местах Нового Завета. Так термин появился в русском языке.

Значение понятия

В наше время это слово считается уже устаревшим, поэтому в большинстве современных словарей его толкование отсутствует. Несмотря на это, термин часто употребляют в быту. Он носит негативный характер и обозначает чрезмерную любовь к деньгам и любому имуществу. Основные религии, особенно православное христианство, осуждают страсть к богатству.

Значения слова «любостяжание»:

  • сребролюбие;
  • пристрастие к имуществу;
  • корыстолюбие;
  • страсть к наживе;
  • любовь к деньгам;
  • нездоровое потребительство.

Упоминания в Библии

Данная проблема многократно рассматривается в Священном Писании. Вопрос раскрывается на примере аналогичных пороков.

Некоторые из них:

  1. Сребролюбие. Всякий, кто является идолопоклонником (любит богатство и видит в нем смысл жизни), «не будет наследником Царства Божия».
  2. Лихоимство, мздоимство. Исходят из сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества развиваются из чувства жадности. Такие люди нечестивы и неправедны.
  3. Алчность. Она способна отнимать жизненные силы у жаждущих «чужого добра».
  4. Скупость. «Кто сеет скупо», тому и пожинать придется скудный урожай. От жадности она отличается тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро.
  5. Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание. У всех служителей церкви отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
  6. Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек «спешит к богатству», то его обязательно настигнет бедность.
  7. Эгоизм. Чувство «не от мира сего», данное человеку не от Отца.
  8. Ненасытность. Постоянное желание обогащаться Библия называет суетой. Чрезмерная любовь к богатству не приводит к счастью.

В Библии сказано, что люди, не берущие взяток и презирающие любую корысть, будут «обитать на высотах», а в жизни у них всегда будет все необходимое. Апостол Павел четко определяет страсть к стяжанию как идолопоклонство и сравнивает такого грешника с блудником и нечистым. Об этом говорит и Христос в Евангелии от Матфея, что нельзя служить богатству и Господу одновременно, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть».

Связь с лихоимством

Страсть к наживе характеризуется не только желанием обладать богатством, но и многократно приумножать его, забывая о законности методов и моральной стороне поступков. Речь идет о ресурсах «сверх меры». Человек начинает «стягивать» к себе все подряд, а не только необходимые для жизни блага (одежда, обувь, продукты питания).

Проблема такого индивида состоит в том, что стяжательство окутывает все его мысли, заставляя страстно желать обогащения, доводя до невротических состояний или вовсе лишая рассудка. Человек начинает пренебрегать жизнью близких, их чувствами. Смысл жизни у него сводится к владению как можно большим количеством денег или имущества.

Несмотря на смысловое сходство, у этих двух терминов есть небольшое семантическое отличие: любовь к стяжательству — это страсть, а лихоимство — это конкретные действия в угоду собственному обогащению. Отличие в толковании невелико, поэтому слова можно использовать как синонимы.

В данном видеоролике дается более полное определение этого понятия.

Почему это — грех

Любостяжание в православии считается идолопоклонством. Деньги и богатство выступают как идолы, а поклонение им и есть грех. Проповедники называют страсть к стяжательству «злой матерью всех зол», они считают это омрачением души. Такие люди не умеют вовремя остановиться, сказать себе «хватит», они не знают границ, рядом с ними не может быть любви. В своей страсти идолопоклонник все дальше уходит от Бога, теряет свое лицо и способствует духовной деградации окружающих.

Решить проблему позволяет опыт православных святых, которые на практике помогают всем желающим избавиться от порока. Святитель Иоанн Златоуст считает, что самое главное — это захотеть избавления от греха, потому что все зависит от желания человека. Любой порок оставляется с трудом, но осознание ошибочности своего пути может сильно в этом помочь.

Необходимые действия для исцеления:

  1. Осознать, что эта страсть несет душе только разрушение.
  2. Принять свое падение и осознать беспомощность перед пороком.
  3. Просить у Господа милости и сил для оставления греховной страсти.
  4. Исправить свои ошибки и пути.
  5. Вернуть обманом полученные деньги тем, у кого они были взяты.
  6. Молиться о прощении.

Примеры в литературе

В художественной литературе существует множество персонажей, чьей главной страстью является стяжательство. Зачастую описано проявление крайней формы этого качества, когда полностью теряется и исчезает личность человека. Вместо нее рождается некое существо, отдаленно напоминающее изначальный образ Божий.

Одним из ярких примеров является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

  1. Чичиков, главный герой романа, проворачивал аферу под прикрытием «благих намерений».
  2. Плюшкин собирал все подряд, был жаден по отношению к себе и родным.
  3. Манилов и его супруга отдались чревоугодию, они «прожигали жизнь», интересуясь только негой, телесными удовольствиями и вкусной едой.
  4. Помещица Коробочка вовсе не может говорить и думать ни о чем, кроме возможности что-то получить или продать.

Миф о царе Мидасе доносит до читателей мысль о том, как губительна может быть страсть к стяжательству. За свою услугу древнегреческому богу Дионисию повелитель пожелал обладать предметом, превращающим в золото все, к чему он прикоснется. Это и стало проклятием Мидаса, от которого царь едва не умер.

Видео о толковании понятия в Библии

Данное видео посвящено толкованию смысла понятия «любостяжание».

Понятие «любостяжание» нечасто используется в современном русском языке и является устаревшим. Слово означает страсть к богатству, стремление человека к накопительству, которое вредит духовному становлению. Оно имеет откровенно негативный оттенок. Чтобы полнее раскрыть термин, необходимо обратиться к его трактовке многочисленными христианскими источниками, поскольку оно тесно связано с понятием греха.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 411

Любостяжание в православии

В православном учении грех любостяжания порицается и приравнивается к идолопоклонничеству.

Человек, думающий об обогащении, забывает о Боге, о своих ближних, о любви к окружающим, о бескорыстии. Его помыслы не могут быть чистыми, поскольку, ослепленный жадностью, он готов на любое злое деяние, предательство, подлость, обман, клевету и даже убийство.

Для такого человека объектом поклонения и служения становятся деньги. Жадность порождает другие смертные черты: зависть, чревоугодие, гордыню. Недаром священнослужители называют ее «матерью всех грехов». У православных людей, душевный застой, порожденный заботой о материальном благополучии, уничтожает благо, дарованное высшими силами. Это предательство Божьего учения.

В Библии любостяжание упоминается много раз и называется по-разному:

  • сребролюбие;
  • мздоимство, лихоимство;
  • скупость;
  • алчность;
  • корыстолюбие;
  • ненасытность.

Все эти грехи связаны с любовью к обогащению. Они осуждаются и презираются. Тот, кто «спешит к богатству», обязательно «познает бедность». Это «суета и недоброе дело».

Баптистская церковь создала проповедь на жадность. В ней рассказывается о том, откуда в нашем обществе появляется любостяжание, и почему этот грех так распространен среди молодых людей. Всему виной — пропаганда материальных ценностей, образа «успешного индивида» и навязывание информации о необходимости иметь много денег. Из-за жажды наживы случаются большинство преступлений, случаев мошенничества, нарушения прав человека, превышения должностных полномочий, а также техногенных катастроф и аварий. Жадность — это то, что губит человеческие души.

Многие святители и преподобные старцы высказывались о различных грехах, в т. ч. и о значении любостяжания.

По мнению святителя Василия Великого, корыстолюбие заключается в том, что преступается закон Божий, и человек заботится больше о себе, чем о ближнем. Христианин не должен стремиться к избыточной пышности и роскоши, нужно быть свободным от стяжательства. Жадный человек не сможет остановиться, умерить свои желания.

Григорий Нисский говорил о том, что любостяжательство — самый жестокий мучитель, который, однажды поработив человеческую душу, будет вечно заставлять ее выполнять все возрастающие потребности, постоянно принимая в себя, но никогда не наполняясь. Он сравнивает человеческую жадность с многоголовым зверем с тысячами челюстей, который поглощает пищу, но не насыщается, а требует все больше.

Антоний Великий считал: сребролюбие — удел грешного человека, который даже не задумывается о правде, справедливости и о том, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на погоню за богатством. К тому же смерть невозможно подкупить, она все-таки наступит, и человек поймет, что стяжательство было напрасным трудом.

Преподобный Ефрем Сирин призывал не обременять себя «тяжкой ношей», поскольку Богу угодно, чтобы душа являлась к нему налегке. В Его Царстве есть все, что нужно человеку. Главное в жизни — это найти Всевышнего в себе.

Епископ Игнатий называет сребролюбие идолопоклонничеством, поскольку любовь и верность Богу переносится к деньгам, делая их смыслом жизни. Недаром основным обетом монашества является нестяжание. Отвергать это означает отречься от монашества.

Святые о любостяжании

В Святом Писании грех любостяжания признается одним из тягчайших, убивающих душу и отдаляющим любостяжателя от Бога. Потому христианское наследие – многочисленные писания Святых отцов — этому греху уделяют немало места в своих проповедях, писаниях и наставлениях. Они достаточно подробно и глубоко исследуют и причины возникновения этой страсти, как она растёт и убивает человека, и то, как и какими средствами с любостяжанием бороться.

  • Иоанн Златоуст называет эту страсть неестественной, а зарождается она от желания славы – тщеславия и беспечности.
  • Антоний Великий говорит, что любостяжание рождается от лжи, забвения памяти смертной и страха Божьего.
  • Авва Исаия называет эту страсть матерью всех зол.
  • Ефрем Сирин говорит, что любостяжатель чужд любви, он наоборот – ненавидит ближнего.
  • Григорий Нисский указывает на отсутствие покоя у тех, кто поработил себя этой страсти. Они никогда не будут мирны, покойны и довольны тем, что у них есть и тем, что с ними происходит.
  • Иоанн Лествичник определяет любостяжателя, как человека, связанного по рукам и ногам. Как человека, который неспособен не только идти, но и пошевелиться.
  • Амвросий Медиоланский считает, что от лихоимцев и любостяжателей люди стонут и мучаются больше, чем от иностранных захватчиков во время войн.
  • Нил Синайский говорит, что любостяжатели никогда не бывают радостны, они находятся в постоянной печали от многозаботливости, попечений.

Как же победить эту страсть, как от неё избавиться? Здесь тоже весьма полезен опыт христианских святых, которые не только подробно изучили действия той или иной страсти, греха на душу человека, но и на практике помогали и помогают желающим избавиться от них.

Святитель Иоанн Златоуст считает, что главное – захотеть этого избавления. Всё, считает он, зависит от желания, как пожелали добровольно под страсть эту подпасть, так же через желание можно от неё и избавиться. А дальше нужно творить дела, противоположные этой страсти. Любил собирать, начни раздавать, оглянись, найди тех, кто нуждается и помоги им. Так ты положишь основание избавлению. Вообще же, делать дела противоположные тем, что творили в грехе, способ, полезный в борьбе со многими другими страстями и грехами. Затем найти меру пользования необходимым, только то, что действительно нужно для жизни, о большем же прекратить попечение, о нём не заботиться.

Главное же, с чего нужно начинать борьбу со всякой страстью, это просить помощи в этом Божьей, молиться и просить Божью Матерь, святых. Без Божьей помощи, без этих молитв мы не то что избавиться от страсти не сможем, но и пальцем пошевелить.

Это интересно: Грех злословия в православии — разбираем обстоятельно

Избавление от качества

Чтобы избавиться от этого греха, нужно признать его наличие, раскаяться и самому убедиться в необходимости его изжить. После этого нужно изменить образ мышления, научиться делиться с ближними, отвлечься от стремления к накоплению и сменить круг общения. Для борьбы с проблемой можно обратиться к психологу.

Грех любостяжания существует на протяжении многих веков и является неотъемлемой составляющей характеров многих людей. Библия и прочие религиозные источники считают это явление основой неблаговидных поступков, уводящих индивида от Божьих заповедей. Чтобы преодолеть любостяжание, необходима кропотливая духовная работа и борьба с собственными пороками.

Статья написана при поддержке Эксперта сайта Йапина Ирэна — Доктор психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии.Портфолио

Использованные научные статьи:

  1. ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
  2. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Тытарь)
  3. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ — ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В НЕРАВНОВЕСНЫХ СОСТОЯНИЯХ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ (Маринов)

Использованная литература:

Данное видео посвящено толкованию смысла понятия «любостяжание».

идол корысти и стяжательства

Альтернативные описания

• Злой дух, идол, олицетворяющий корысть и стяжательство, в христианских церковных текстах

• бог богатства и наживы (у некоторых древних народов)

• ж. церк. богатство, пожитки, земные сокровища. Мамон м. то же. Мамон гнетет, так и сон нейдет. Брюхо, желудок. Набить мамон. Мамонить кого чем пенз. соблазнять, прельщать; пск. твер. обжираться; пить и есть на чужой счет. Мамоня об. лентяй, вялый разиня; обжора, объедала. Мамуля, ротозей; в банковой игре, мамуля или одна не битая: если банкомет согласится не выигрывать в первом абцуге, что дает выгоду понтеру. Мамуля или одна небитая с командой, то же, но банкомету предоставляется назначить кунши. Мамоха, мамошка ж. любовница

• божество богатства в древней Сирии

• дух, идол стяжательства, алчности, обжорства (церковное)

• золото, земные богатства, а также утроба, толстое брюхо

• злой дух в христианских текстах

• ненасытное нутро обжоры

• утроба, брюхо, желудок как символ алчности, обжорства, стяжательства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *