Моавитяне и аммонитяне

Как погибают народы и государства. Едомитяне, аммонитяне, моавитяне

Известные всем арабы, проживающие преимущественно в регионе Ближнего и Среднего Востока, считаются потомками древних племен и народов, которые назывались едомитянами, аммонитянами, моавитянами, а также некоторых других. Впрочем, как отмечают современные ученые, сегодняшние арабы даже генетически отличаются от тех народов, которые проживали на этих территориях. Уже не приходится говорить об отличиях, касающихся языка, культуры, религии.

Начнем с едомитян — тех, кто некогда населяли землю Едома. Имеются другие названия этой земли: Эдом, Идумея. Это историческая область на юге Израильского нагорья. Со второй половины 2 тысячелетия до Р.Х. территория была населена идумеями (едомитянами). Отсюда название страны. Пророчеств о печальном будущем Идумеи в Ветхом Завете много. Вот, например, предсказание пророка Иеремии: «И будет Едом ужасом: всякий, проходящий мимо изумится и посвищет, смотря на все язвы его. Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить и сын человеческий не остановится в нем… Итак, выслушайте определение Господа, какое Он поставил об Едоме, и намерения Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истинно, самые малые из стад повлекут их и опустошат жилища их» (Иер. 49: 17-18, 20).

А вот пророчество Иезекииля: «…За то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею: от Фемана до Дедана все падут от меча. И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего, Израиля: и они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Мое, говорит Господь Бог» (Иез. 25:13-14).

В общей сложности народ Едома был осужден шестью пророками: Исаией, Иеремией, Иезекиилем, Иоилем, Амосом и Авдием. Вероятно, народ Едома действительно погряз в смертных грехах. «Их пророчества о Едоме, — отмечал британский ассиролог Джордж Смит (1840-1876), — столь многочисленны, столь красноречивы по своему языку, столь разнообразны, грандиозны и подробны, что для их пересказа потребовалось бы немало страниц, и еще больше — для показа их точного и неукоснительного исполнения».

Основателем Идумеи считается сын библейского патриарха Исаака Исав (Эдом), брат Иакова, не переселившийся вслед за ним в Египет. Столицей Идумеи был город Петра (Села), расположенный в высоких неприступных горах. При исходе из Египта жители Идумеи не позволили евреям во главе с Моисеем пройти через их земли (Чис. 20:21).

В Книге Бытие (глава 36) указаны восемь идумейских царей, начиная с Белы, правившие страной до завоевания её в XI веке до Р.Х. царем Давидом. В IX-VII вв. до Р.Х. Идумея была данником Ассирии, а в VII-VI вв. до Р.Х. — Нововавилонского царства. Жители Едома постоянно враждовали с евреями, велись территориальные споры. Вместе с вавилонянами идумеи участвовали в осаде и разрушении Иерусалима (586 г. до н.э.) и к концу VI века до Р.Х. овладели южными территориями Израиля. С образованием Набатейского царства в конце III века до Р.Х. большая часть территории Идумеи вошла в его состав. Западная Идумея с частью Южного Израиля (центр — Хеврон) представляла самостоятельное царство Идумею, в конце II века до Р.Х. завоёванное иудейским царём Иоанном Гирканом I из династии Хасмонеев; всё его население было обращено в иудаизм. В 63 г. до н.э. Идумея вместе с Иудеей была покорена Римом и находилась под римским протекторатом. Из идумеев происходил царь Ирод Великий. В 106 г. по Р.Х. Идумея потеряла статус вассального царства, значительная часть её территории вошла в состав римской провинции Аравия. После этого её государственность никогда не восстанавливалась, перестало существовать и само название Идумея (Едом).

Вот что пишет о судьбе Едома святитель Николай Сербский: «Пророчество о Едоме. Живу Я! говорит Господь Бог — сделаю тебя кровью, и кровь будет преследовать тебя; так как ты не ненавидела крови, то кровь и будет преследовать тебя. Почему? Вы величались предо Мною языком вашим и умножали речи ваши против Меня; Я слышал это. (Иез. 35:6,13)».

Теперь об аммонитянах и моавитянах. Пророк Иезекиль предсказывал, что они перестанут именоваться среди народов. Их земли будут подчинены «сынам востока» (арабам): «За то вот, Я отдам тебя в наследие сынам востока, и построят у тебя овчарни свои, и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое. Я сделаю Равву стойлом для верблюдов, и сынов Аммоновых — пастухами овец, и узнаете, что Я Господь… за то вот, Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам, и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель; сокрушу тебя, и узнаешь, что Я Господь для сынов востока и отдам его в наследие им, вместе с сынами Аммоновыми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов. И над Моавом произведу суд, и узнают, что Я Господь» (Иез. 25:4-5, 7, 10-11). Пророчество датируется 586 годом до Р.X. Спустя двенадцать веков завоеваны арабами (в 639 г. по Р.X.). С тех пор и до наших дней эта страна принадлежит арабам — «сынам востока», как их называет Библия. Сегодня это Иордания.

Кратко об аммонитянах (также аммониты). Это семитский народ, живший в древности на восточном берегу Иордана до пределов Аравии (на территории современной Иордании). Их главным городом был Раббат-Аммон (ныне Амман), известный грекам и римлянам под именем Филадельфии. В Библии упоминается, что главным божеством аммонитян был Малк (Молох), которому приносились человеческие жертвы. Согласно Библии, аммонитяне происходили от Аммона, сына Лота от его собственной дочери, вступившей в сожительство с опьянённым отцом (Быт. 19:30-38).

Моавитяне — родственное евреям семитское племя на восточном берегу Мёртвого моря (Моав). Согласно Библии, моавитяне происходят от племянника Авраама, Лота и старшей дочери последнего. Помимо Библии, сведения о моавитянах содержатся в ассирийских летописях и у Иосифа Флавия (Иудейские древности, Кн.1, гл. 11:5). Последний утверждает, что ещё в его время моавитяне были великим народом.

Аммонитяне и моавитяне между собой кровно и духовно тесно связаны. В этом нет ничего удивительного, т.к. они происходили от дочерей Лота. После гибели Содома и Гоморры они, в недавнем прошлом завидные невесты и наследницы огромного состояния, остались ни с чем. Но главное, что их более всего беспокоило, это позор безбрачия, уготованный им, как они считали. Согласно восточным обычаям того времени, незамужняя женщина пользовалась дурной славой. И тогда: «И сказала старшая младшей: …нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. И так напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя… И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего. И родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне» (Быт. 19:31-32; 36-38). Родив сыновей, они полагали, что все проблемы разрешены, им обеспечена опора в старости, но этот грех породил не добро, а зло. И расплачиваться за него пришлось не двум неразумным девушкам, а двум народам. Рожденные от родных сестер, Моав и Аммон, как и произошедшие от них народы, вошли в историю как два союзных государства. Их внешняя политика, государственное устройство были настолько похожими, что и в мировой истории они упоминаются всегда вместе.

Аммонитяне и моавитяне достаточно часто упоминаются в Ветхом Завете как племя, враждующее с евреями и Израилем. Лишь изредка вражда прекращалась, иногда даже заключались мирные договора с Израилем. Так, в 594 г. до Р.Х Моав и Аммон заключили союз с Иудеей для того, чтобы помогать последней противостоять натиску со стороны Навуходоносора. Однако в самый тяжелый момент они переходят на сторону вавилонского завоевателя. Вместе с войсками Навуходоносора они участвуют в разграблении Иерусалима. А через пять лет войска вавилонян обращаются против Моава и Аммона. Их цари и вельможи попадают в плен, а города превращаются в развалины. Земли моавитян и аммонитян становятся глухой провинцией Вавилонской империи. Одни завоеватели сменяются другими (на смену вавилонскому господству приходит мидо-персидское, затем греческое, и, наконец, в 63 г. до Р.Х. — римское). Происходит активная ассимиляция моавитян и аммонитян.

В интересной книге Алексея Опарина «Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие» читаем: «На смену железным римлянам приходят лукавые византийцы, затем арабы, потом турки. Новые хозяева древних земель уже и не знают ничего о древних своих предшественниках. Одинокие развалины, курганы и дольмены (каменные могилы) высятся на востоке от Мертвого моря. Чьим богам принадлежат странные статуи с вытянутыми вперед руками и бычьей головой, никто не помнит».

Многие библейские историки и богословы недоумевают по поводу пророчества Иеремии, который предсказал, что после длительного пленения Моава и Аммона они опять обретут свободу: «Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. Доселе суд на Моава… Но после того Я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь» (Иерем. 48:47; 49:6). Насколько можно доверять этому пророчеству? Не противоречит ли оно большинству других предсказаний пророков о судьбе Моава и Аммона?

Тонкие знатоки Священного Писания и Ближнего Востока считают, что приведенное выше пророчество Иеремии сбывается. Вот что по этому поводу пишет, в частности, Алексей Опарин: «В 1921 году одним из государств, образовавшихся в результате падения Османской империи, становится Иордания. Ее первый правитель эмир, сын востока, Абдаллах, желая показать преемственность своей власти, а не просто ее узурпацию, объявляет себя преемником царства Аммон. Более того, столицу нового государства он приказывает строить на месте развалин древней Раввы, назвав город Амман (правильнее произносить Аммон), в честь древнего царства. В течение всего нескольких лет место для стойла верблюдов превращается в большой город. Сегодня Амман имеет железную дорогу, аэропорт, университет, и пр. И, наконец, если мы сравним карту древних Моава и Аммона с картой современной Иордании, то увидим, что их границы буквально накладываются друг на друга.

Итак, сыны востока действительно завладели Моавом и Аммоном, вернув плен этих земель, дав им вторую жизнь. И последнее: «Страна Моав… расположенная к Востоку от Мертвого моря… в древности была довольно плодородной и богатой, а в настоящее время представляет собой довольно безрадостную картину полупустыни».

Так исполнилось еще одно, казалось, невероятное пророчество, говорящее о превращении плодородных земель Моава и Аммона в пустыню. Итак, на месте древних царств возводятся города, строятся университеты, кипит жизнь, но… все это без самих аммонитян и моавитян, исчезнувших, ассимилировавшихся среди других народов. А ведь строителями этих городов могли бы быть и они, если бы не отвергли призыв Божественной милости. Ведь их современники евреи, измаильтяне (арабы, потомки Измаила), греки, армяне живут до сих пор, и не исчезли как нация. Но даже сегодня Бог хочет возвратить из духовного плена дальних потомков сыновей Лота. И сегодня, как никогда ранее, Трехангельская весть звучит в арабских странах: Иордании, Ливане и пр. И большое количество недавних мусульман становятся христианами, становятся на путь жизни, с которого 4000 лет назад сошли дочери Лота и их потомки».

На севере граничила с Иудеей, с южной оконечностью Мёртвого моря и страной Моав, на востоке с пустыней южного Заиорданья, на юге с заливом (Акаба), на западе с Синайским полуостровом.

Феман (Теман) — название, почти тождественное Едому (Идумее).

«Петра и Едом» // «Вся Библейская археология».

Набатейское царство — государство, образованное набатеями — группой семитских племён, существовавшее с III в. до Р.Х. до 106 г. по Р.Х. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства — Петра в долине Вади-Муса (Иордания).

Статья «Едом» // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

Едом символизирует гора Сеир, поэтому глаголы в первой части пророчества стоят в женском роде — (В.К.) Сеир упоминается уже в Пятикнижии Моисеевом. Еще Валаам предсказывал: «Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих» (Чис. 24:18).

Но более прочно, чем политика и экономика, их связывал древних грех матерей, следствием которого явилась поистине изуверская религия. Их основными богами стали Фегор (или Ваал-Фегор) и Молох. Первый из них поощрял людей к разврату, служение второму сопровождалось принесением в жертву детей.

Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие // Глава 16. Царства, порожденные грехом. Царства Моав и Аммон.

Там же

МОАВИТЯНЕ И АММОНИТЯНЕ

Вторыми из отверженных в этом библейском тексте мы видим сыновей блудниц. Именно сыновей, но не дочерей. Потому что блудницы рожали детей от неизвестных отцов, которыми могли быть и неевреи, что было недопустимо. Потому-то и отвергались сыновья таких блудниц. С дочерьми было проще — семиты, как мы знаем, в качестве жен практиковали наложниц — несемиток. А посему не важно было, кого брать в жены-наложницы — девушек местных покоренных племен или девушек от матерей-евреек, согрешивших неизвестно с кем. Мужья при этом оставались евреями и передавали свое семя своим детям.

В предыдущей своей книге я уже говорил о явлении телегонии. Напомню, что это явление существует в биологии. Его сторонники считают, что оно свойственно всем организмам (а на многих животных это уже доказано), у которых существует внутреннее оплодотворение, включая человека. Они считают, что женщина может (хотя и в очень редких случаях) воспроизвести в детях черты своего предыдущего мужчины, который, не будучи биологическим отцом, возможно, был биологически «сильнее». С их точки зрения, решающее влияние на потомство женщины оказывает ее первый в жизни мужчина, так как именно он, а не будущий отец ребенка закладывает генофонд потомства. Этим отчасти объясняется очень серьезное отношение многих народов к целомудрию.

Древние семиты были очень обеспокоены в вопросах сохранения своей родовой чистоты, но особенно в вопросах отцовства. Достаточно привести весьма характерный пример из Ветхого Завета. У Иуды, родоначальника одного из 12 еврейских колен, было три сына от некоей хананеянки: Ир, Онан и Шелла. Иру отец нашел жену Фамарь. Однако через некоторое время старший сын умер, и отец отдал вдову своему второму сыну Онану. «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему; и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему». Как видите, древние евреи прекрасно знали закон телегонии и потому-то женились на девственницах.

Третьими из отверженных Библия называет племена моавитян и аммонитян. Почему же так жестко относится Ветхий Завет к этим двум племенам? Ведь, согласно Библии, их прародителями были сыновья Лота, племянника Авраама, люди чистых кровей. Библия сообщает причину: «Потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта».

В годы Исхода семитов из района Армянского нагорья одно из семитских племен, состоящее из 12 родов, т. е. колен, под предводительством Моисея, высадилось на крымском берегу, но было окружено более многочисленным войском, и судя по всему, проиграв битву, вынуждено было спасаться от византийцев (египтян по Библии). Благодаря сильному ветру им удалось перейти Сиваш и выйти на земли Причерноморья, недалеко, кстати, от современного города Мелитополя (сравните с библейским Гелиополем).

По моему мнению, другая группа семитов (по Библии — племена моавитян и аммонитян), перейдя Кавказ, к этому времени уже давно и прочно обосновалась в районе низовий Дона. Евреи же, как следует из Библии, сорок лет после начала Исхода бродили по пустыне, прежде чем дошли до «земли обетованной». Моавитяне и аммонитяне, следует полагать, потратили значительно меньше времени для поиска новых земель. Но эти два народа не помогли племени евреев, что им и было поставлено в вину в Библии. Значительная часть моавитян и аммонитян вскоре проследовала дальше на запад. В истории они известны как авары, а в русских летописях — обры (как видите, на этом примере наглядно видно, как буквы — б- и — в- переходят друг в друга). Меньшая часть авар, которая не ушла на запад, в истории стала известна под именем кабаров (каваров).

Итак, кабары по ТВ обитали на хазарских землях. А в Ветхом Завете мы встречаем город Хеврон, который завоевал Иисус Навин. Название этого города дословно переводится как «город каваров». Но ТВ вместе с Библией его размещают в далекой Палестине. По АВ же «город кабаров» должен находиться там же, где и обитали сами кабары — в районе Хазарии.

Итак, следует, что кабары согласно Ветхому Завету делились на моавитян и аммонитян. На мой взгляд, такое деление не случайно. Евреи Иисуса Навина, поселившиеся на «земле обетованной», вклинились и разделили кабарские земли на две части, отрезав их, таким образом, друг от друга.

В Библии мы встречаем этноним «Аварим», переводимый как «по ту сторону». Аварим располагался к востоку от Мертвого моря (по АВ — к востоку от Сиваша), и занимал часть территории Моава (что также не противоречит АВ). С Аваримом соседствовал Ханаан, (по АВ — земля гуннов, т. е. булгар и русов, не путать с древнерусской народностью, об этом подробно написано в книге «Русь, которая была — 2»), завоеванный евреями. Ханаан лежал к востоку от Иордана=Дона: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую…». Согласно Библии хананеи жили «к востоку и к морю», «при море и на берегу Иордана».

В IX веке, по сведениям Константина Багрянородного, произошла война между турками (т. е. венграми) и печенегами. После поражения от печенегов венгры разделились на две части, одна ушла на запад в Паннонию, а вторая в Персию. Вместе с семью венгерскими племенами на запад ушли и три племени кабаров. Отсюда следует вывод, что кабары были союзниками венгров, а Багрянородный, когда упоминал турков, имел в виду как венгров, так и кабаров.

Но кто ушел в Персию? На мой взгляд, на запад ушли союзные племена, которые жили к западу от Дона: венгры и кабары, последние известны нам по Библии под именем моавитян. В Персию же ушли те кабары, которые жили на юге, в районе Кубани и далее к востоку. Эти кабары выведены в Библии под именем аммонитян. Действительно, было бы убийственным для них после поражения пробиваться на запад через земли хазар и печенегов.

Согласно Ветхому Завету, разгром аммонитян во времена царя Давида кончился для них очень печально: евреи их «клали под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросали в обжигательные печи», а моавитян Давид уничтожил две трети от их общего числа. Перед вами жестокость, свойственная не только ранней человеческой истории: к примеру, в XX веке на землях к северу от древней Хазарии то же самое повторили их потомки, одетые в кожаные куртки чекистов. Единственным путем для ухода был путь через Кавказ в Закавказье, в земли арабов. Один из вождей кабаров по имени Буга ал-Кабир стал знаменитым арабским полководцем.

Согласно Ветхому Завету аммонитяне расселились вплоть до восточного берега Иордана (это следует из их библейских притязаний на эти земли), в нашем случае это говорит о первоначальном расселении кабаров-аммонитян до района Дона. Когда евреи завладели «землей обетованной», они отрезали земли аммонитян от Иордана (т. е. Дона), чем вызвали к себе враждебность со стороны последних. Во времена царя Иудеи Иосафата нападения аммонитян и моавитян закончились уничтожением последних. А спустя несколько столетий, согласно текстам Ветхого Завета, остатки этих племен со злорадством наблюдали, как уводят в вавилонское пленение десять еврейских колен. После падения Вавилона аммонитяне попадают в зависимость от персов, а затем их земли становятся частью провинции Сирия. И действительно, нам известно, что часть кабиров после поражения от печенегов бежала в Персию. А в названии римской провинции Сирия, скорее всего, можно видеть русскую Тмутаракань (при прочтении справа налево: Сирия = Русия, СР и РС). Точно также библейский Ассур может оказаться Русью (Киевской или Тмутараканской).

Часть моавитян и аммонитян уцелела и после падения Хазарии. О них даже пишет «Повесть временных лет», локализуя эти два библейских племени на бывших хазарских землях: «сынове бо Моавли» и «сынове Аммонови»!

Философ третьего века Ориген, писавший во время правления римского императора Филиппа Араба, сообщал, что в его время аммонитяне и моавитяне известны под именем … арабов! Я думаю, что многие согласятся со мной в том, что в действительности Ориген жил отнюдь не в III веке, а значительно позднее, да и прозвище императора Филиппа соответствует, конечно же, не третьему веку. Тогда арабы еще мирно пасли своих верблюдов и не помышляли о мировой известности. Но, несмотря на это, ТВ утверждает, что существовал император арабского происхождения родом из Сирии. Очень трудно поверить в достоверность такого исторического «факта». Ну а то, что Ориген считал моавитян и аммонитян арабами — это закономерно, хотя бы потому, что авары=кабары были семитами, такими же, как и арабы.

Арабский испано-еврейский ученый и путешественник Ибрахим бен Якуб, писавший на арабском языке в X веке, побывал в Праге. «Согласно этому автору, среди иностранных торговцев, которые пришли в этот город из Хунгарии, были „тюрки“, то есть более правильно — Хунгары, евреи (jews), а также — al islam, то есть мусульмане» (Т. Левицки «Маджары»). Не следует ли принять этих «jews» за аваров-кабаров? Кабары, согласно мнению традиционных историков, были иудейского вероисповедания, т. е. иудеями.

Про моавитян из Библии известно, что они разрешили евреям пройти через свои земли в Ханаан (действительно, по АВ евреи, двигавшиеся из Крыма, должны были пройти через земли причерноморских кабаров-моавитян). Но при этом моавитяне не только не встретили евреев хлебом и водой, но даже призвали своего бога Валаама (Ваала), чтобы тот проклял народ Господень. В течение восемнадцати лет (согласно Библии) моавитяне и аммонитяне подчиняли себе евреев. Но прошло время, евреи укрепились и вот уже они массово избивают моавитян на иорданских переправах.

Эти два враждебных евреям племени (моавитян и аммонитян) отличала жестокость и бесчеловечность по отношению к окружающим народам. Их культ, как впрочем, и другие семитические культы, состоял в кровавых человеческих жертвоприношениях, причем в первую очередь в жертву приносились дети. Откуда поставлялись жертвы для семитских богов, я думаю, вы догадываетесь. Достаточно сказать, что аммонитяне поклонялись богу Молоху, чье имя давно стало нарицательным из-за его кровожадности. Даже сейчас его переносное значение означает страшную, ненасытную силу, требующую человеческих жертв. В честь своих богов уничтожались целые завоеванные города (семитское «херем» — полное уничтожение). Впрочем, некоторым городам везло — их жителей они обращали в рабов.

Ученые, проанализировав собственные имена библейских моавитян и аммонитян, пришли к мнению, что их язык был близок арабскому и арамейскому.

История моавитян

История моавитян начинается в одно время с еврейской и идет параллельно ей; различие культов и соперничество из-за обладания плодородной областью между Арноном и Яковом были причинами непримиримой вражды между этими двумя народами-братьями (ср. столкновения пастухов Авраама и Лота), выразившейся, между прочим, в том, что Моисеев закон запрещал принимать моавитян в «общество Господне». Подобно Израилю, моавитяне не были автохтонами; они поселились в своей стране, изгнав из неё эмимов. Известное сказание книги Чисел (22—25) о царе моавитян Валаке, сыне Сипфора, не разрешившем израильтянам проход через свои владения и призвавшем для проклятия их пророка Валаама, показывает, что в эпоху исхода евреев из Египта моавитяне уже составляли организованное оседлое государство, как и мадианитяне. Область за Арноном была только что покорена Сихоном, царём амореев. Когда вместо последних на севере водворились Рувимово и Гадово колена израильтян и моавитяне были стеснены между Арноном и Вади-эл-ахсой, началась вековая борьба из-за обладания богатыми северными пастбищами.

Во время смутной эпохи судей царю моавитян Эглону (Суд. 3:12) удалось составить коалицию из аммонитян и амаликитян и подчинить себе на 18 лет евреев. Меч Аода положил конец владычеству моавитян и был сигналом массового избиения их на иорданских переправах. Моавитяне были надолго ослаблены; при Иеффае в прежней их роли мы встречаем уже аммонитян. К тому же времени судей приурочена история моавитянки Руфи, занявшей место в родословии Давида и, следовательно, Иисуса Христа.

В числе победоносных войн Саула упоминается и война с моавитянами (1Цар. 14:47), которые не могли смотреть равнодушно на образование сильного еврейского царства. Царь моавитян был на стороне Давида против Саула и давал приют его родителям (1Цар. 22:3); моавитяне служили у него в войске и были в числе его приближенных (1Пар. 11:46). Но Давид все-таки покорил моавитян, перебив 2/3 целого народа и пилами в каменных карьерах и наложил на остальных дань (2Цар. 8:2).

Смуты, последовавшие за смертью Соломона, дали моавитянам возможность не только освободиться от еврейского ига, но даже вернуть себе область к северу от Арнона. При воцарении в Израиле энергичной династии Амврия началась реакция: царь моавитян Хамос потерял Медебу (Мадабу) и должен был опять платить дань по 100 тыс. ягнят и баранов. Сыну его, знаменитому Меше, пришлось вести с Ахавом, его сыном Иорамом и его союзниками упорную борьбу за независимость, окончившуюся в его пользу и вернувшую ему спорную область. Моавитяне производили набеги и грабили города израильтян; в то же время доставалось от них и идумеям; пророк Амос (2:1) выставляет, как особенное преступление их, что они «пережгли кости царя эдомского в известь». Царь моавитян Салман воспользовался упадком израильского царства и разрушил г. Бет-Арбел; вероятно, этого же Салмана мы видим в числе признавших верховенство Тиглатпалассара ассирийского в 733 году.

При Саргоне моавитяне приняли участие в южно-палестинском восстании, но в 701 г. царь их Хамоснадав счел за лучшее опять покориться Синахерибу во время войны последнего с Езекией иудейским. Верным вассалом ассирийских царей оставались и последующие цари моавитян. Царь Музури в союзе с своим сюзереном Ашшурбанапалом разбил кочевников-арабов, надвигавшихся на моавитян. Опасность со стороны пустыни заставила моавитян после падения Ассирии держаться новых владык Азии, халдейских царей Вавилона. Хотя пророк Иеремия и упоминает о моавитских послах у Седекии (Иер. 27:2), но известно, что моавитяне нападали на Иерусалим при Иоакиме.

Моавитянам не удалось избежать общей участи мелких семитических племён — поглощения арабами. Кажется, это имели в виду пророчества Исаии (15 и 16) и Иеремии (47). Один из противников евреев при созидании второго храма — Санаваллат — называется уроженцем моавитского г. Хоронаима. Иосиф Флавий говорит (, что ещё в его время моавитяне были великим народом.

Религия моавитян

Религия моавитян была неоднообразна и не централизована. Во время путешествия израильтян по долине Ситтим к северу от Мертвого моря они увлеклись культом «богов» моавитян и особенно служением Ваал-Фегору (Чис. 25:1-3). В Гильгале были истуканы, которым цари совершали торжественные жертвоприношения.

Встречается у этого древнего племени и род единобожия. Владыкой и покровителем их является бог Хамос (лат. Chamos), которого Библия называет «мерзостью моавитской» (4Цар. 23:13); в честь его подвергались заклятию («херем», как и в Библии) и истреблялись целые завоеванные города. Название его в надписи Меши Аштар-Камошем указывает, по мнению некоторых, на его двуполый характер. Вероятно, Ваал-Пеор был его простым эпитетом «владыка горы Пеора». Культ моавитян, подобно другим семитическим культам, состоял, между прочим, в кровавых, нередко человеческих жертвах. Общесемитское служение на «высотах» было распространено у моавитян; многие города носили имя «бамот» (высота). Меша воздвиг такую «высоту спасения» в Дибоне в память своего избавления от врагов, и это святилище, кажется, получило особую важность, сделавшись чем-то вроде центра культа (Ис. 15:2). При Соломоне, в числе жен которого были и моавитянки, «высота» в честь Хамоса была воздвигнута на горе пред самым Иерусалимом. Пророки и у моавитян пользовались почтением.

Искусство

Шиханский барельеф, найденный в центре страны Моав. Луврский музей.

Об искусстве моавитян можно составить себе некоторое представление на основании письменных источников и немногих сохранившихся вещественных памятников. Характер его — общесемитический. В книге Судей (Суд. 3, 13 и сл.) находится упоминание царского дворца, имевшего наверху прохладные комнаты. Остатками моавитских святилищ являются, вероятно, находимые местами менгиры и дольмены, а также вефили, окруженные оградой из огромных камней в виде эллипсиса или четырёхугольника. Обычно дольмены представляют собой отполированную наклонную плиту, положенную на два вертикальных камня высотой около метра; дольмены служили для возлияний, на что указывают углубления, отверстия и стоки на поверхности плиты. Ещё в III век в. н. э. арабские путешественники видели в Моавии на скалах многочисленные скульптуры, считавшиеся изображениями богов. В 1851 г. де Сольси (фр. de Saulcy) нашёл у Шихана и через 13 лет герцог де Люинь приобрёл для Лувра один такой памятник из чёрного базальта — изображение воинского божества (возможно — царя), с копьём в руках и в египетском переднике, в сопровождении какого-то животного. В Лувре находится ещё несколько собранных de Saulcy обломков ваз и других древностей, раскрашенных и с геометрическим орнаментом.

Археологические исследования

Стела Меша в Луврском музее

Находясь по ту сторону Иордана и Мертвого моря, будучи населена негостеприимными бедуинами, страна моавитян редко посещалась до XIX столетия. Первым обратившим серьёзное внимание на эту область был Зетцен, прошедший в 1806—7 гг. два раза по моавитским горам (Seetzen, «Reisen»). В 1812 г. по той же дороге странствовали Бурхардт («Travels», Л., 1822), Ирби и Манглас («Travels etc.», 1822). В 1851 г. здесь был де Сольси («Voyage autour de la Mer Morte», 1853), открывший известный Шиханский барельеф и тем содействовавший оживлению интереса к моавитским древностям.

Моавия стала обращать на себя особое внимание археологов со времени открытия стелы Меши, вызвавшей целый ряд экспедиций. В 1870 году географическое отделение Британского общества отправило в Моавию каноника Тристрама, д-ра Гинсбурга и Диксона, и результаты их путешествия — подробное описание местностей и развалин — были довольно интересны (Tristram, «The Land of Moab», Л., 1873). Около того же времени в Моавии путешествовали Варрен, Пальмер и Дрэк. Затем неоднократные разведки предпринимал англо-американский «Palestine Exploration Fund».

Сообщение И. И. Соловейчика о моавитских древностях в Московском археологическом обществе (1887) вызвало и в России глубокий интерес, выразившийся, между прочим, в постановлении «обратить внимание православного палестинского общества на необыкновенную важность памятников, находимых в Заиорданской области» («Древности восточные», I, 33). В связи с открытием надписи Меши стоит и появление массы поддельных quasi-моавитских древностей: идольчиков, произведений керамики, надписей, попавших было за большие деньги в Берлинский музей, но развенчанных Клермон-Ганно, Каучшем и Социном («Die Echtheit der Moabitischen Alterthümer», Страсбург, 1876). Полемика по поводу их переносилась иногда на национально-политическую почву.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *