Моисей через море

Переход израильтян через Красное море. Как слепая вера влияет на мышление (на примере читателей книги «Исход»).
Предметом страстных научных споров в течение многих веков является один из потрясающих мифов Древнейшего мира – переход израильтян через море, поэтично описанный в книге Исход. Сотни лет одни слепо верили в этот феномен, не требуя никаких доказательств, другие яростно отвергали его, ссылаясь на невозможность подобного. Исследователи Библии улетали так далеко в своем воображении от смысла стихов главы 14 Исхода, что мудрая книга в их руках уподобилась свече в руках слепого. Много веков гуляет по христианскому миру утверждение, что израильтяне чудесным образом, аки посуху, перешли Красное море, хотя согласно самой Библии и прилагаемым к ней картам, те никогда перехода через Красное море не совершали. Почему же появилась подобная ошибка? Виной всему чисто человеческий фактор – слепая вера и мифологическое мышление большинства людей.
Существует несколько объяснений феномена перехода израильтян через море. Но все авторы реконструкций пути Исхода сильно усложняют интригующий момент. Одни путаются в топографии маршрута Моисея, другие никак не хотят прочесть первоисточник без шор мифологического мышления.
Для понимания феномена перехода через «море» нужно всего-навсего спокойно и внимательно прочесть книгу «Исход» Пятикнижия Моисеева, где помимо дословного перевода на русский язык есть оригинал текста на иврите, что позволит уточнить любой перевод и правильно реконструировать путь Моисея.
Итак, читаем: -» И было, когда фараон отпустил народ, а Господь не повел их путем земли Филистимской, /т.е. северным путем/ как ни близок он…То обратил Бог народ на дорогу пустыни к Чермному морю / Горькому , Тростниковому, Камышовому – в зависимости от перевода/ ,….И двинулись они из Суккофа и расположились в Ефаме, в конце пустыни /ст.17, 18, 20, гл.13, Исход. /, «И говорил Господь Моисею, так: говори сынам Израилевым, чтобы они возвратились и расположились пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его расположитесь у моря.» /ст. 1, 2, гл. 14 Исход/. Из прочитанного видно, что Моисей сразу повел израильтян по южному маршруту., а не на северо-восток по Суэцкому перешейку. Пи-Гахироф по египетски – камышник расположен в 4 часах хода на северо-восток от нынешнего Суэца, Ваал-Цефон находится к западу от Суэца и там имеются источники хорошей воды, а город Мигдол — / башня/ соответственно определятся не как северный город Египта, а как город расположенный севернее указанного моря. Дело в том, что поселения с одинаковыми названиями встречаются довольно часто и в наши дни. Достаточно нанести эти пункты на карту и получим точное расположение стана израильтян перед переходом. «Море» согласно Библии это собрание вод /Бытие, стих 10/, т.е. большой водоем, а не обязательно Средиземное или Красное море, что полностью подтверждается направлением пути евреев из Египта в землю Ханаанскую (см. прилагаемую к Библии карту).
Далее: » И сказал Господь Моисею:…скажи сынам Израилевым, чтобы они двинулись, а ты подними жезл твой и наведи руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше….. И навел Моисей руку свою на море, и отвел Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутрь моря по суше, а воды стали им стеною вправе и влеве от них…. И погнались Египтяне, и вошли за ними вся конница Фараона, колесницы его и всадники его в середину моря.…И вот, в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египетский в столбе огненном и облачном, и привел в смятение стан Египетский. И отнял колеса у колесниц его, заставляя таскать их с трудом…..И сказал Господь Моисею: наведи руку твою на море, и обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И навел Моисей руку свою на море и возвратилось море при наступлении утра к природной силе своей, а Египтяне бежали ему навстречу и опрокинул Господь египтян среди моря.….И возвратились воды и покрыли колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось из них до единого.» /ст. 15, 16, 21, 22, 23, 25 – 28 гл. 14 Исход/. Характерно, что здесь употреблен глагол «возвратились», а не «сомкнулись» как должно было бы быть при разделении воды на две стены. Судя по свидетельству Геродота, Диодора, Нибура и т.д. подобные явления стихии в этом месте при сильном восточном ветре наблюдались неоднократно, так что в данном случае израильтяне переходили по обнаженному дну вполне безопасно.
В цитируемых стихах прямой ответ как море сделалось сушею. Это малопонятно людям, не видевших подобные явления, но абсолютно убедительно и правдоподобно для жителей Санкт–Петербурга /Россия/. Достаточно вспомнить катастрофические петербургские наводнения 1824 и 1924 годов и менее значительные ежегодные, до возведения дамбы, вызванные сильными западными ветрами, когда уровень воды в Неве, подпираемый нагонной волной, поднимался на несколько метров, вызывая катастрофические последствия.
И если переход через море изложить современным языком, то это будет так: — по воле Бога израильтяне вышли из Пифома и пошли на юго-восток и расположились станом у большого озера на его излучине где имелись источники хорошей воды. Всю ночь дул сильный восточный ветер, который согнал воду в основное озеро и обнажилось достаточно твердое песчано-илистое дно по которому израильтяне пошли на другой берег. Египтяне погнались за ними не подозревая, что дно озера уже растоптано ногами израильтян в вязкую грязь. Колесницы по ступицы увязли в грязи, так что египтяне с трудом передвигались вперед. /Достаточно посмотреть кинохронику времен Второй Мировой войны как передвигалась военная техника во время распутицы по территории России/. Утром ветер стих и вода мощной обратной волной, как цунами, вернулась, накрыв и колесницы и всадников египетского войска, погубив всех до единого.
Переход израильтян по дну моря является фактом историческим, но объясняется мифологически. Мифология – это поэтическое отображение реальной действительности, а не просто ложное объяснение каких — либо событий, это попытка создания идеала. Факт перехода израильтян по дну моря подтверждается, а феномен потопления египтян объясняется не стечением многих обстоятельств, а мифологически. Если бы израильтяне начали переход чуть- чуть позже, то финал был бы совсем другим.
Такое событие вызывают у всех удивление, но не желание понять причину события. И десятки поколений людей молча «глотают» красивую легенду. Многие творчески одаренные личности с мифологическим мышлением, были подвигнуты фактом «чудесного» перехода через водоем на создание прекрасных картин, которыми одинаково искренне восхищаются и верующие, и не верующие. Посмотрите на карту исхода израильтян из Египта и их переход через водное препятствие и вы сами убедитесь в правоте моих рассуждений. Карта взята из электронной версии Библии.
Переход израильтян через Красное море wwwkm.ru .

Тот же участок «перехода израильтян через море» со спутника (с сайта http://maps.google.ru)

Во время Исхода из Египта путь израильтян проходил по берегу залива Красного моря, который сейчас называется Суэцким заливом. Израильтяне никогда даже не приближались к самому Красному морю.
Любые факты Библии о давних событиях, ее толкователи объясняют по своему разумению, даже вопреки текстам Библии. Как в анекдоте:- «Если человек разговаривает с Богом – это молитва, а если Бог разговаривает с человеком, то это уже признаки шизофрении у человека».
Слепая вера ведет к порабощению человека. Она является визитной карточкой людей, имеющих мифологическое мышление, которое не позволяет провести анализ полученной информации и отделить зерна от плевел. Философия человека это его истинный внутренний мир. И чем ближе мышление людей к первобытным ценностям, тем притягательнее для них будет упрощенная эзотерика, магия Вуду, пророчества Нострадамуса или графики астрологии.

«И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их, расположившихся у моря при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.
Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились. <…>
И сказал Господь Моисею:
<…> подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. <…>
И гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. <…>
И сказал Господь Моисею:
простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. <…>
И к утру вода возвратилась в свое место <…> и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исход, глава 14).

Приведенная выше история перехода евреев через Красное (Чермное) море известна многим, в том числе и далеким от истории и религии, людям. Для самих же древних евреев чудо с расступившимися водами было вполне заурядным эпизодом проявления Божьего Промысла о них.

Дивный переход через Красное (Чермное) море имеет колоссальное значение в истории еврейского народа:
• во-первых, благодаря этому переходу израильтяне освободились от египетского рабства и стали свободной нацией;
• во-вторых, произошедшим чудом еще более была укреплена вера евреев в единого истинного Бога;
• в-третьих, в глазах евреев утвердился авторитет их вождя — Моисея.
И наконец, фантастический переход еврейского народа через Красное море показал могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет окружающие языческие народы.

Этот переход прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти дьявола и рабства греху.
С давних времен считалось, что произошло чудо и верующие люди свято веровали в это. Однако, по мере развития цивилизации и сознания, исследователи стали искать естественно-научное объяснение этому феномену, а также то место на территории Египта, где оно могло произойти.
Традиционно считается, что место перехода через Красное море находилось в районе Суэцкого канала. Тем не менее, никаких гор там до существующего момента так и не было обнаружено. В отличие от библейского описания, местность там равнинная.

За прошедшие годы предлагались разные локализации этого события и всевозможные причины ухода и возвращения вод. При этом самыми популярными версиями были цунами и извержения вулканов, но некоторые исследователи считали, что гипотеза должна интегрировать все упомянутые в тексте факторы, в частности восточный ветер, который дул всю ночь.
Вот некоторые из них.
На Синайском полуострове исследователи обнаружили светлую пемзу, которая была принесена из центра Эгейского моря в результате взрыва вулкана на острове Санторин в XVII веке до н.э. Эту катастрофу связывают как с гибелью Атлантиды, так и с переходом евреев через Красное море.
Главный археолог Египта Захи Хавасс считает это открытие одним из самых важных для изучения Египта времен фараонов.
В фараоновы, они же библейские, времена Красное море почти не было отделено от Средиземного, с тех пор остались Большое Горькое и Малое Горькое озера, через которые проходит Суэцкий канал. Собственно в этих местах, на расстоянии 6,5 км от побережья, и была найдена пемза.
Как известно, перед катастрофическими наводнениями море сначала отступает на довольно значительное расстояние, и лишь потом волна обрушивается на побережье. Это очень напоминает переход евреев через Красное море: воды сначала «отверзлись», еврейский народ перебрался на другую сторону, а потом «сверзлись» над головами преследующих египтян…

В 1994 году японские исследователи Шуго Уено и Маса-кацу Ивасака из Университета Токио сделали громкое заявление, что воспроизвели божественное чудо лабораторным путем.
В процессе эксперимента они обмотали трубу проводами, затем навели электромагнитное поле и налили внутрь воду.
Магнитная сила, действовавшая на воду, пересилила гравитационную, вода расступилась — вдоль оси трубы образовался проход.
Этот эффект был назван исследователями «эффектом пророка Моисея» (The Moses Effect).

Израильские и американские специалисты Натан Палдор и Дорон Ноф предположили, что проход обнажился в районе нынешнего Суэцкого канала. Там как раз расположен коралловый риф.

Французский египтолог Пьер Монте (1885-1966 гг.), в свое время выдвинул гипотезу, согласно которой Моисей остановил свой выбор на самом северном из возможных маршрутов, вдоль берега Средиземного моря.
В одном месте путь лежал между побережьем и мелководным, часто пересыхающим озером Сирбонис (в настоящее время озеро Бардавиль на севере Синайского полуострова), дно которого расположено на несколько метров ниже уровня моря.
Так вот, по гипотезе Пьера Монте, евреи приняли решение «срезать угол» и двинулись напрямик по обнажившемуся дну, но когда тот же маневр попытались повторить египтяне, внезапная буря на Средиземном море прорвала перешеек между ним и озером и вода хлынула прямо на войска фараона.
Справедливости ради стоит отметить, что аналогичное явление описывает древнегреческий географ и историк Страбон.
Но в вышеприведенной гипотезе упускается одно существенное и конкретное сообщение Библии: ветер дул восточный, а то, что предположил Пьер Монте, могло произойти лишь только если бы он был северным…

Исследователь Стив Радд сделал предположение, что это событие произошло в самом горле Акабского залива, то есть практически в открытом море…

В 2002 году петербургские океанологи Алексей Андросов и Наум Вольцингер произвели вычисления и сделали предположение, что если под Красным морем иметь в виду Акабский залив, который отделяет Синайский полуостров от Аравийского, то в районе подводного рифа у Нувейбы при скорости ветра 33 м/с (119 км/ч) во время отлива уровень воды может за 9 часов опуститься до 20-25 см, и тогда на четыре часа обнажится рифовая отмель шириной 2-3 км…

Их гипотезу раскритиковали американские исследователи.
Команда под руководством Карла Дрюса и Вэйцина Ханя, состоящая из ученых американского Национального центра по исследованию атмосферы и Колорадского университета в Боулдере, занимается моделированием воздействия ветров на водные массы.
В качестве пробного исследования эта группа решила смоделировать разделение вод Красного моря во время исхода евреев из Египта.
Использовав археологические данные, карты и данные со спутника, ученые смогли выяснить, какими была глубина потока и направление течения 3000 лет назад.
В результате, американцы утверждают, что их российские коллеги сделали нереалистичные допущения.
• Во-первых, рифы не бывают абсолютно плоскими, в них всегда есть понижения, заполненные водой, которая будет препятствовать переходу.
Что же касается гладкого рифа, то и ему потребовалось бы 12 часов, чтобы высохнуть…
• Во-вторых, такая скорость ветра — это по шкале Бофорта 12-балльный ураган, который несет ужасные разрушения и евреев просто-напросто занесло бы песком…
В свою очередь, американцы предлагают другое место этого библейского события: к северу от Суэцкого залива находится одно из крупнейших в Египте соленое озеро Манзала (Мензелех). В былые времена в него впадал один из рукавов нильской дельты.
С помощью компьютерного моделирования Дрюс и Хань определили, что при восточном ветре, дующем в течение 12 часов (что полностью отвечает «всей ночи» Библии), вода в озере могла опуститься на 1,8 метра, обнажив при этом проход шириной 5 км!
Суша могла бы продержаться около 4 часов, после этого резко скрыться…
Об этом ученые сообщили в исследовании под названием «Динамика ветров в зоне Суэцкого канала и дельте Восточного Нила».

Причем компьютерные модели только подтвердили то, что было известно давным-давно.
Например, в январе 1882 года британский генерал-майор сэр Александр Брюс Туллох, который наблюдал за работами на Суэцком канале, написал следующее:
«Восточный ветер быстро нарастал и в конце концов стал таким сильным, что заставил меня прекратить работу.
На следующее утро ветер в значительной мере утих. Я вышел на берег канала и с изумлением увидел, что озеро Мензелех исчезло до самого горизонта и арабы бродят по грязи там, где вчера плавали крупные лодки.
Размышляя об этом потрясающем эффекте, оказанном ветром на мелкие воды, я вдруг понял, что стал свидетелем события, подобного тому, что произошло три с половиной тысячи лет назад, во время форсирования так называемого Красного моря Израилем.

Не спорим, расступившийся Акабский залив впечатляет больше, чем какое-то неглубокое озеро, но, скорее всего, библейский текст больше подтверждает гипотезу, связанную с озером Манзала: все дело в том, что в оригинале на иврите фигурирует гидроним Ям-Суф, то есть «море камыша», который растет скорее в болотистой местности, чем на берегу настоящего глубокого моря…

Форсированное евреями водное пространство стало называться Чермным лишь в греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинте, который был сделан в III веке до н. э.
В 1978 году исследователь Рон Уайетт и два его сына обнаружили на дне Красного моря в заливе Акаба и сфотографировали большое количество отдельных частей колесниц, которые были покрыты кораллами.

Одна из этих находок представляла собой колесо колесницы с восемью спицами, которое позже было отдано для изучения директору музея «Античности Египта», доктору Нассефу Мохаммеду Хассану.
Исследовав это колесо, доктор Хассан авторитетно заявил, что оно относится к 18-ой династии, датируя исход 1446 годом до н. э.
Когда же ему был задан вопрос, почему он так решил, он дал разъяснение, что колесо с 8 спицами использовалось только в этот период — время правления Рамсеса II и Моисея.
Останки скелетов лошадей и людей, ступицы колесниц, колёса с 4, 6 и 8 спицами — всё это находилось на морском дне как безмолвное подтверждение чуда разделения Красного моря…
Одной из самых значительных находок, несомненно, является позолоченное колесо с четырьмя спицами, пердположительно, от колесницы фараона.
За многие века дерево разрушилось и осталась только тонкая золотая оболочка.

Все обнаруженное позволило Рону Уайетту сделать предположение, что залив Акаба это и есть место перехода.
Косвенным доказательством этого послужило еще и то, что только здесь есть место, на котором при необходимости смогли бы разместиться миллионы Израилевых сынов…

Изучив документы Британского Адмиралтейства, Рон узнал, что в этом месте находится идеальная природная подводная тропа, которая ведет через залив.

Берега по обе стороны этого подводного хребта в заливе Акаба круто обрывались и глубина достигала 1670 метров, в то время как на самом хребте глубина составляла 300-340 метров.

Исходя из всего вышеизложенного, Рон Уайетт выдвинул гипотезу, что залив Акаба и есть место перехода через Красное море.

Уфологи же считают, что в том самом «столбе облачном», который светился, скрывался НЛО, который и совершил это чудо, вдавив морскую воду так, что обнажилось дно…

Источник информации:
1. Иванов «Смоделируем чудо»
2. документальный фильм «Исход и переход через Красное море»

Поделиться

Возможно ли «расступиться морю» таким образом, чтобы волны разошлись в разные стороны, обнажив дно, и по нему двинулись на другой берег люди, животные, повозки? Библия описывает такое чудо в Книге Исход. Шесть сотен боевых колесниц, поднимая пыль до самого неба, неслись за покидающим Египет еврейским народом. Начинался Исход – событие, не имеющее равных по драматизму в древней истории иудеев. Гнев фараона, лично возглавившего войско, был ужасен. Шестьсот тысяч рабов покидали его страну – лучшие земледельцы, строители и ремесленники. Десять казней египетских – десять страшных бедствий наслал Бог на Египет, и упрямый царь в конце концов согласился отпустить евреев на родину. Но теперь он передумал и решил вернуть уходящих силой!
Евреи дошли до берега Красного моря, когда на горизонте показалась армия фараона. Отчаяние овладело беглецами: женщины плакали, а мужчины проклинали тот день, когда решились уйти из сытого рабства. Позади их догоняла страшная смерть, а впереди на многие километры лежала водная гладь моря. И вдруг… Вот что говорится в книге «Исход»: «…простёр Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды».
Евреи перешли Красное море по его дну! Когда они оказались на другом берегу, Моисей снова поднял руку, и волны обрушились на преследователей.
Нам неизвестна точная дата исхода евреев из Египта. Неизвестен и маршрут, по которому пророк вел свой народ. В каком месте евреи вышли к морю? Где случилось чудо и можно ли объяснить его с точки зрения науки? В 1882 году, спустя более трех тысяч лет после исхода, английский генерал Александр Брюс ТУллох описал необычное природное явление, свидетелем которого он стал на Суэцком канале.

Комментарий эксперта:
Восточный ветер быстро нарастал и, в конце концов, стал таким сильным, что заставил меня прекратить работу. На следующее утро ветер в значительной мере утих. Я вышел на берег канала и с изумлением увидел, что озеро Мензелех исчезло до самого горизонта и арабы бродят по грязи там, где вчера плавали крупные лодки. Размышляя об этом потрясающем эффекте, оказанном ветром на мелкие воды, я вдруг понял, что стал свидетелем события, подобного тому, что произошло почти три с половиной тысячи лет назад, во время форсирования Красного моря Израилем.
Озеро Мензелех, о котором пишет генерал Туллох, на картах современного Египта называется Манзала и находится к северо-западу от Суэцкого канала. Исследовав ландшафт местности, генерал предположил, что во времена Моисея Красное море распространялось вплоть до этих мест.
Генерал Туллох был уважаемым человеком. После Крымской войны он входил в комиссию по расследованию коррупции в английской армии. Все знали, что это человек слова, твердый и решительный, не склонный к беспочвенным фантазиям. Поэтому никому не пришло в голову усомниться в правдивости его рассказа. Но возможно ли, чтобы ветер осушил море?
Вопрос о воздействии ветра на воду изучали российские и американские океанологи. В 2006 году петербуржцы Алексей Андросов и Наум Вольцингер подсчитали, что при определённой скорости ветра уровень воды в Акабском заливе на севере Красного моря может опуститься и на несколько часов обнажить рифовую отмель шириной два-три километра. Через четыре года – в 2010-м – американцы Карл Дрюс и Вейкинг Хан предложили другой вариант.

Комментарий эксперта:
С помощью компьютерного моделирования было показано, как вода может расступиться под напором ветра на одном из участков дельты Нила – в 120 километрах к северу от Суэцкого канала. Можно предположить, что именно здесь пророк Моисей вел свой народ. Шторм, о котором говорится в Библии, сотворил проход шириной более трёх километров и длиной чуть менее пяти. Когда ветер утих, вода, стоявшая стеной с обеих сторон, обрушилась на фараоново войско.
Известны и другие попытки ученых объяснить библейскую историю о переходе евреев через Красное море. Но ни одна гипотеза до сих пор не была признана достаточно убедительной. Освобождение от египетского рабства стало знаменательным событием в истории еврейского народа и запечатлелось в ветхозаветном празднике Пасхи.
В символическом смысле еврейская Пасха стала прообразом Пасхи Христовой. Если праздник Ветхого Завета знаменовал собой освобождение избранного народа от рабства, то Новозаветная Пасха избавила все человечество от порабощения смертью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *