Молебный дом

(MP3 файл. Продолжительность 11:20 мин. Размер 8.2 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Православное богослужение Великого понедельника содержательно и многогранно. В этот день мы молитвенно поминаем, как Господь предупреждал учеников о грядущих Страстях в Иерусалиме, дал ответ фарисеям о Своей власти и пояснение сыновьям Зеведеевым о первенстве среди учеников, рассказал притчи о двух сыновьях и злых виноградарях, сообщил пророчество о последних временах и проклял бесплодную смоковницу.

Но исторически за четыре дня до Пасхи Господь, вероятно, совершил всего два дела: изгнал торгующих из храма и проклял бесплодную смоковницу. Следовательно, наше богослужение не столько пересказывает все события после входа Господня в Иерусалим, сколько намекает членам Церкви на необходимость молиться, бодрствовать, иметь всегда запас добродетелей, ожидая прихода Небесного Жениха.

Что же означают эти два очень странных поступка: изгнание торгующих из храма и проклятие бесплодной смоковницы?

После торжественного входа в Иерусалим Господь вошел в храм, и, сделав бич из веревок, стал выгонять оттуда овец и волов, опрокинул столы меновщиков и попросил, чтобы вынесли из храма жертвенных голубей (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–17; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 15–16). Запрещая проносить через храм посторонние вещи, Он напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17).

В наши дни ревность Иисуса Христа о «доме молитвы» некоторыми критиками трактуется несколько приземлено: поскольку Господь выгонял из храма продавцов, следовательно, любая деятельность старушек за свечным ящиком в православных храмах попадает под запрет на «торговлю». Значит ли это, что в современных церквях никого и ничего не должно быть кроме прихожан и захожан, которые пришли в «дом Божий» помолиться?

О том, что это – достаточно узкое понимание слов Спасителя, нам говорят реалии I века и весь контекст Библии. В древности, как и в наших современных храмах, стояли ящики для сбора пожертвований. Господь одобрил поступок бедной вдовицы, которая положила в сокровищницу храма две лепты (см.: Мк. 12: 42–44). Эти сокровищницы в Иерусалимском храме охраняла специальная стража. Наши сотрудницы, несущие послушание за свечным ящиком, нередко как раз и выполняют функции неких «стражей порядка» и следят за тем, чтобы из храмов не были украдены ценности: деньги, иконы, мощи, сосуды.

Имущественные отношения, прием пожертвований были и остаются неотъемлемой частью функционирования храма. Исцеляя больного проказой, рассматривая случай с корваном как имуществом, посвященным Богу, или случай обиды на брата, Иисус Христос не только не запрещал, но и побуждал учеников жертвовать на храм: «Примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24; см. также: Лк. 5: 14; Мк. 7: 11). В зависимости от социального статуса и материального состояния приносителей, жертвы могли варьироваться от вола до двух горлиц (см. книгу Левит). При этом оценку той или иной жертве в древности давали священники, они же вели соответствующие записи в специальных книгах – так сказать, «за свечным ящиком».

Согласно книге Деяний, первые христиане имели общее имущество (см.: Деян. 2: 45), из фондов которого специально назначенные диаконы оказывали помощь нуждающимся, вдовам и сиротам (Деян. 6: 1–6). Вполне возможно, что уже в древности были не только диаконы, но и диакониссы (см.: Рим. 16: 1), которые помогали оказывать помощь из кассы Церкви и вели учет всех расходов, так сказать, за «свечным ящиком».

Если Господь не запрещает человеку приносить в храм пожертвования и даже хвалит ту женщину, которая потратила на Него лично миро стоимостью в 300 динариев (см.: Мк. 14: 4–6), значит, проблема не в том, что у нас в притворах храмов собираются пожертвования за записки и свечи, а в чем-то большем. Иисус Христос в первую очередь противопоставляет «дом молитвы» – «дому торговли» (Ин. 2: 16), обвиняя иудеев в том, что они сделали «дом молитвы» – «вертепом разбойников» (Лк. 19: 46).

Когда Бог явился ночью Соломону после освящения первого Иерусалимского храма, то сказал ему: «Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7: 12–14).

Из этих слов видно, что прощение грехов и исцеление земли не приходит автоматически как награда за терпение скорбей. Нет, страждущие должны сами смириться, молиться и обратиться от своих худых путей.

От лица Бога пророк Исаия упрекает людей за механическое произнесение слов молитв, в то время как сердце приходящих в храм занято посторонними вещами. «Их страх стал предо Мной просто-напросто заученной заповедью» (Ис. 29: 13). Формальную молитву Господь обесценивает: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7: 6). Следовательно, запустение «дома молитвы» начинается с запустения души самого молящегося.

«Дом молитвы» – это не только здание храма, но и всякое место, где собираются верующие, чтобы от глубины сердца едиными устами просить о чем-то Бога. Ибо, где двое или трое собраны во имя Христово, там и Он посреди них (см.: Мф. 18: 20). Иисус говорил Самарянке, что «не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4: 21, 23). Апостол Павел прибавляет, что отныне мы, принявшие благодать крещения, являемся «храмом Бога живаго» (2 Кор. 6: 16) и тела наши – «храм Духа Святого» (1 Кор. 6: 19). «Ибо вы вкусили, что благ Господь, – писал апостол Петр. – Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» (1 Пет. 2: 3–5). Посему мы, как камни живого дома Божия, как часть общего тела Церкви, должны «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2: 5).

Дерзнем добавить, что слова Спасителя: «Не делайте дом молитвы вертепом разбойников» – относятся не только к каменным храмам и не только к духовенству. «Вертепом разбойников», по пророку Иеремии, дом Божий становится тогда, когда люди, входящие в него, не имеют чистого сердца. «Не надейтесь на обманчивые слова, – говорит Иеремия, – «здесь храм Господень”… вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы… вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены”, чтобы впредь делать все эти мерзости» (Иер. 7: 4–11).

Итак, «вертепом разбойников» может быть не только место, где злоупотребляют храмовыми полномочиями, но и любой человек, в душе которого хозяевами стали страсти зависти, обмана, лицемерия и обиды на брата своего. Таким людям Господь прямо говорит: прежде «примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24). Бог не примет наш плач о грехах, если каждый из нас не простит «от сердца» брату своему его согрешений (см.: Мф. 18: 35; 6: 14–15). Но еще хуже будет с теми, кого уже пригласили на брачный пир Небесного Жениха, а они, пренебрегши этим, пошли на свое поле или на торговлю (см.: Мф. 22: 5). Такие, поистине, обменяли свои души на маммону, сделали свой «дом молитвы» – «домом торговли».

Бесплодная смоковница не виновата в том, что ранней весной на ней еще не было плодов (см.: Мк. 11: 13). Но ее мгновенное засыхание по слову Господа – урок для нас. Своим пышным внешним зеленеющим видом смоковница обещала плоды, а кроме одних листьев ничего не содержала. Так и те, кто имеет только внешний вид исполнителей Закона, а плодов веры не приносит, Господь может иссушить во мгновение ока.

Пусть же, дорогие отцы, братия и сестры, примеры проклятия смоковницы и изгнания торгующих из храма будут для нас предупреждением. Те, кто не сохраняет одежды крещения белыми, кто благочестив только по наружности, но вера его не приносит плода, тому напрасно повторять слова: «Здесь храм Господень». Не стоит обвинять других и духовенство и говорить, что мне не молится в таком-то храме. На всяком месте Бог слышит молитву, плач о грехах из глубины сердца. Но если кто-либо, отправляясь в «дом Божий», еще таит обиду на ближнего, тот уже сделал душу свою «вертепом разбойников».

Поэтому давайте будем бодрствовать над своей душой и молиться. Запасемся елеем добродетелей, поправим фитиль в лампадах веры и выйдем навстречу Жениху Чертога брачного. Будем вторить в доме молитвы нашей души песнопение Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

Аминь.

«И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56: 6–7).

Выражение «дом Божий» в Священном Писании впервые упоминается по отношению к видению Иаковом таинственной лествицы, а не по отношению к конкретному зданию храма (см.: Быт. 28: 17).

В Деян. 16: 13 «молитвенным домом» назван не Иерусалимский храм, а синагога.

Ексапостиларий на утрени богослужения Великого понедельника.

Мир Вам всем во Христе Иисусе!

Вот и началась последняя Великая и Святая седмица перед славным Праздником Воскресения Христова. Лучшего времени для христианина на земле быть не может как грядущие теперь день за днем – Страстная и Светлая недели. Эти две недели на земле являются исключениями из общей суетливой нашей жизни. Иисус Христос воочию является душе.

Смоковница

Сколько было радости, когда Господь въехал верхом на ослике в Иерусалим! Толпы людей наводнили узкие улочки города. А утром следующего дня Он снова шёл вместе со Своими учениками в город из соседней Вифании, где провёл ночь. Никто не встречал Его, не стелил перед Ним одежды и пальмовые ветви. У дороги росла смоковница с пышными листьями. Спаситель хотел найти на ней несколько плодов, чтобы утомить голод. Несмотря на густую листву, ни одной смоквы не было. «Да не будет на тебе плода вовек!» – проговорил Господь.

На глазах у учеников Христа тёмно-зелёные большие листья завяли, дерево засохло… А мы с вами? Можем ли принести плод для Христа? Есть ли у нас в душе то, что порадует Его и облегчит Ему страдания?

«Дом мой домом молитвы да неречется»

Потом Господь и ученики перешли через поток Кедронский и стали подниматься к Храму. А там внутри – целый рынок. Продавцы голубей, баранов расхваливают свой товар. Меновщики денег разложили на столах монеты. Шумят покупатели, звенят динарии. «Разве не читали вы в Писании: дом Мой домом молитвы да наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников», с этими словами Господь перевернул столы. По каменным плитам рассыпались монеты, разлетелись голуби. Со страхом и злобой глядели на Христа торговцы. Книжники хотели остановить Его, но толпы народа уже сбежались с разных концов Иерусалима и одобрительно глядели на то, что делал Спаситель. Ведь им давно уже не нравились эти алчные продавцы, которые наживались на бедняках. А Христос начал говорить. Как жадно ловили Его слова люди, забыв о своих делах! Многие и не заметили, когда стало смеркаться. Спаситель сделал знак ученикам. Они незаметно удалились той же тропой в Вифанию через поток Кедронский мимо засохшей смоковницы.

За каждым богослужением Страстной седмицы будут вспоминаться последние дни земной жизни Спасителя. Последние Его слова, обращенные к нам, к Его ученикам. Последние наставления и утешения. Впереди честные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Будем же оберегаться суеты, чтобы Страстная неделя не была, подобно прочим седмица, нескончаемой неделей наших собственных погибельных страстей.

«Се, Жених грядет!» (Мф. 25;6). Души благочестивые, идите Ему навстречу.

Великий понедельник. Бесплодная смоковница

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 июля 2012 года.

Дом молитвы церкви христиан веры евангельской пятидесятников «Благая Весть» в Нижнем Новгороде

Дом моли́твы — название религиозного сооружения у евангельских христиан (баптистов, пятидесятников), адвентистов седьмого дня и некоторых других протестантских деноминаций в России.

Вариант названия: «молитвенный дом».

Название «дом молитвы» взято из Библии, где относится к Иерусалимскому храму:

«Ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7)

«И говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся» (Мф. 21:13)

«И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов?» (Мк. 11:17)

«Говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19:46)

Устройство

Зал собраний в молитвенном доме адвентистов седьмого дня

В доме молитвы обычно имеются:

  • зал для проведения собраний
  • библиотека
  • комната для проведения совещаний служителей церкви

Также в доме молитвы могут быть (в зависимости от необходимости, пожеланий церкви и размеров строения):

  • баптистерий
  • комната для занятий воскресной (субботней) школы
  • комнаты для занятий и собраний различных групп прихожан
  • столовая и кухня
  • комната для гостей (гостиная)
  • квартира служителя церкви
  • санузел
  • лавка христианской литературы
  • комната матери и ребёнка
  • помещения для аренды христианскими миссиями и организациями

Ряд евангельских деноминаций разработал типовые проекты молитвенных домов. Так, христианская церковь «Маранафа» (Бразилия) имеет завод по производству сборных молитвенных домов.

Назначение

В доме молитвы верующие проводят различные богослужения и собрания, в том числе основные воскресные (или субботние) богослужения и бракосочетания членов церкви.

См. также

  • Международный Дом Молитвы
  • Поместная церковь
  • Баптисты
  • Пятидесятники
  • Адвентисты седьмого дня
  • Портал:Евангельские христиане
Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это заготовка статьи об архитектуре. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *