Молитва, что это такое?

В Википедии есть страница «молитва».

Содержание

Русский

В Викиданных есть лексема молитва (L128959).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. моли́тва моли́твы
Р. моли́твы моли́тв
Д. моли́тве моли́твам
В. моли́тву моли́твы
Тв. моли́твой
моли́твою
моли́твами
Пр. моли́тве моли́твах

мо-ли́т-ва

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мол-; суффиксы: -и-тв; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Молитва.Молитва.

Значение

  1. действие по значению гл. молиться; хвалебное, благодарственное или просительное обращение верующего (священника или мирянина) к Богу, Богородице или святым ◆ Идти на молитву. ◆ Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву. «Мусульманские праздники», 2003 г. // «Отечественные записки» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. религ. текст, читаемый или произносимый верующим (священником или мирянином) при таком обращении ◆ Читать молитву. ◆ В минуту жизни трудную // Теснится ль в сердце грусть: // Одну молитву чудную // Твержу я наизусть. М. Ю. Лермонтов, «Молитва :»В минуту жизни трудную…»», 1839 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. частичн.: моление
  2. ?

Антонимы

Гиперонимы

  1. обращение, воззвание, прошение
  2. текст

Гипонимы

  1. намаз
  2. Отче наш

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: молитвенник, молитвенница; моление
  • прилагательные: молельный, молитвенный
  • глаголы: молиться, помолиться, молить, вымолить, домолиться, измолиться, промолиться, намолить, перемолить, обмолить, отмолить, отмолиться, умолить
  • наречия: молитвенно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Пословицы и поговорки

    • и вор Богу молится, да чёрт молитву перехватывает
    • не про лукавого молитва читается, а от лукавого
    • хоть в шапке принеси, да чтоб была молитва
    • через лес молитву даёт
    • денежна молитва, что острая бритва
    • молитва места не ищет
    • пению время, молитве час
    • вашими молитвами живём
    • не хлебом живы, а молитвою
    • послушание паче поста и молитвы
    • молитву твори, а муку в квашню клади
    • с молитвой на устах, с работой в руках

    Перевод

    действие молящегося

    • Амхарскийam: ጸሎት
    • Английскийen: praying; supplication
    • Белорусскийbe: малітва ж.
    • Болгарскийbg: молитва ж.
    • Боснийскийbs: molitva ж.
    • Испанскийes: oración ж., rezo м., plegaria ж.
    • Итальянскийit: implorazione ж.
    • Македонскийmk: молитва ж.
    • Немецкийde: Gebet ср.
    • Португальскийpt: oração ж., prece ж.
    • Турецкийtr: dua
    • Украинскийuk: молитва ж.

    обращение к Богу

    • Абазинскийabq: дуа; намаз
    • Абхазскийab: аныҳәара; аҳәара
    • Аварскийav: как; дуӀга
    • Адыгейскийady: дыухьэ
    • Азербайджанскийaz: dua
    • Алабамскийakz: impolìika; preylkatilka
    • Албанскийsq: uratë; lutja
    • Алтайскийalt: бажырар; мӧргӱ
    • Амхарскийam: ጸሎት (ṣelot)
    • Английскийen: prayer
    • Арабскийar: صلاة (ṣalāt)
    • Арагонскийan: suplica ж.; orazión
    • Арамейскийarc (сир.): ܨܠܘܬܐ (ṣlūtā)
    • Арауканскийarn: jejipun
    • Армянскийhy: աղոթք (aġoṭḳ)
    • Ассамскийasm: প্ৰাৰ্থনা (prārtʰônā)
    • Африкаансaf: gebed
    • Баскскийeu: otoitz; errezu
    • Башкирскийba: доға
    • Белорусскийbe: малітва ж.; пацеры
    • Бенгальскийbn: নামাজ (nāmāj)
    • Болгарскийbg: молитва ж.
    • Боснийскийbs: molitva ж.
    • Бретонскийbr: pedenn
    • Валлийскийcy: gweddi
    • Валлонскийwa: priyîre
    • Венгерскийhu: ima
    • Верхнелужицкийhsb: modlitwa; paćer
    • Волапюкиvo: plek
    • Волофwo: ñaan
    • Вьетнамскийvi: kinh cầu nguyện
    • Гавайскийhaw: pule
    • Гагаузскийgag: dua
    • Гаитянскийht: lapryè
    • Галисийскийgl: oración
    • Генуэзскийze: preghëa
    • Готский†got: bida, liteins
    • Гренландскийkl: qinnut
    • Греческийel: προσεύχη
    • Грузинскийka: ლოცვა (loc̣va)
    • Гуараниgn: ñe’ẽjoaju
    • Гуджаратиgu: પ્રાર્થના (prārtʰanā)
    • Гэльскийgd: ùrnuigh
    • Даргинскийdar: балга; дяхӀибала; улгни
    • Дариprs: دعا (doʿā)
    • Датскийda: bøn
    • Дивехиdv (мальдивский): ދުޢާ (duʿā); ނަމާދު (namādu)
    • Древнегреческий†grc: προσευχή
    • Зулуzu: umthandazo
    • Ивритhe: תפלה (təfilah)
    • Идишyi: תּפֿילה (ṫfileh)
    • Ингушскийinh: ламаз; дуӀа
    • Индонезийскийid: sembahyang; doa
    • Интерлингваиia: oration
    • Инуктитутiu: tutsiuti
    • Ирландскийga: paidir; urnaí
    • Исландскийis: bæn
    • Итальянскийit: preghiera; prece
    • Йорубаyo: àdúrà; è̩bè̩; ìto̩ro̩; ìkírun; ìbè̩bè̩
    • Кабардино-черкесскийkbd: нэмэз
    • Казахскийkk: бата
    • Калмыцкийxal: бурхнд мөрглһн
    • Каннадаkn: ಪ್ರಾರ್ಥನೆ (prārtʰane)
    • Карачаево-балкарскийkrc: дууа
    • Карельскийkrl: malittu
    • Каталанскийca: oració
    • Кашубскийcsb: mòdlëtwa
    • Киргизскийky: сыйынуу
    • Китайскийzh: 祈求 (qíqiú)
    • Коми-пермяцкийkoi: юрбитӧм; буркыв
    • Конканиkok: प्रर्थन (prartʰana)
    • Корейскийko: 기도 (gido)
    • Корнскийkw: pysadow
    • Корсиканскийco: preghera
    • Крымскотатарскийcrh: dua
    • Кумыкскийkum: дуа
    • Курдскийku: nimêj; limêj; dua; соранск.: نوێز (nwêz)
    • Лакскийlbe: дуаь
    • Лаосскийlo: ຄຳອ້ອນວອນ (kʰāṃ’ɔ̄́nvɔ̄n)
    • Латинскийla: prex; oratio
    • Латышскийlv: lūgšana
    • Лезгинскийlez: капӀ; намаз; дуьа; зикир; ибадат; салават
    • Лимбургскийli: gebaed
    • Лингалаln: losambo
    • Литовскийlt: malda
    • Ломбардскийlmo: pàter; urazion
    • Люксембургскийlb: Gebiet
    • Малагасийскийmg: vavaka
    • Малайскийms: doa; sembahyang
    • Малаяламml: പ്രാര്‍ത്ഥന (prārttʰana)
    • Мальтийскийmt: talba
    • Маориmi: inoi
    • Марийскийchm: кумалтыш мут; молитва
    • Мокшанскийmdf: озондомвал
    • Молдавскийmo: ругэчуне
    • Монгольскийmn: мөргөл
    • Мэнскийgv: padjer
    • Нанайскийgld: лэнгэн; гэлэн; яян
    • Науатльnah: teotlahtolli
    • Неаполитано-калабрийскийnap: priégo
    • Немецкийde: Gebet ср.
    • Ненецкийyrk: хынум’; туё’ма; нянум’
    • Нидерландскийnl: gebed
    • Нижнелужицкийdsb: módlitwa
    • Нижнесаксонскийnds: Gebett
    • Новиальиnov: prega
    • Норвежскийno: bønn
    • Норвежскийnn (нюнорск): bøn
    • Окситанскийoc: pregariá
    • Осетинскийos: куывд
    • Панджабиpa: ਪ੍ਰਾਰਥਨਾ (prārtʰanā); ਦੁਆ (duā)
    • Папьяментуpap: orashon
    • Персидскийfa: دعا (doâ)
    • Польскийpl: modlitwa; pacierz
    • Португальскийpt: oração ж., prece ж.
    • Пуштуps: دعا (duʿā)
    • Пьемонтскийpms: preghiera; priera
    • Румынскийro: rugăciune
    • Санскритsa: प्रार्थनः (prārtʰanaḥ)
    • Сардинскийsc: precadoria; pregadoria
    • Сербскийsr (кир.): молитва
    • Сефардскийlad: אוראסיון (orasion)
    • Силезскийszl: řykańe
    • Синдхиsd: نماز (nimāza)
    • Сицилийскийscn: prighera
    • Словацкийsk: modlitba
    • Словенскийsl: molitev
    • Сомалийскийso: tuki
    • Сранан-тонгоsrn: begi
    • Суахилиsw: sala
    • Табасаранскийtab: гъудган; дюаь; зикир
    • Тагальскийtl: panalangin; dalangin; dasal
    • Таджикскийtg: дуо
    • Таитянскийty: pure; aniraʻa
    • Тайскийth: อธิษฐาน (atʰittʰān)
    • Тамильскийta: வழிபாடு (vaḻipāṭu)
    • Татарскийtt (кир.): дога; намаз; гыйбадәт
    • Татскийttt: дуво
    • Телугуte: ప్రార్థన (prārtʰana); స్తుతి (stuti)
    • Тоскскийals: Gibet
    • Тсванаtn: thapelo
    • Тувинскийtyv: тейлээшкин; мөргүл
    • Турецкийtr: dua
    • Туркменскийtk: doga
    • Удмуртскийudm: молитва
    • Узбекскийuz: duo
    • Уйгурскийug: دۇئا (dua; дуа)
    • Украинскийuk: молитва ж.
    • Урдуur: دعا (duʿā)
    • Фарерскийfo: bøn
    • Финскийfi: rukous
    • Французскийfr: prière ж.
    • Фризскийfy: gebed; bea
    • Фриульскийfur: prejere
    • Хакасскийkjh: молитва
    • Хаусаha: sàla̋tȉ
    • Хиндиhi: प्रार्थना (prārtʰanā)
    • Хорватскийhr: molitva
    • Чеченскийce: ламаз; доӀа
    • Чешскийcs: modlitba
    • Чувашскийcv: кӗлӗ
    • Шведскийsv: bön
    • Шерпскийxsr: मोलम (molam)
    • Шотландскийsco: prayer
    • Эсперантоиeo: preĝo
    • Эстонскийet: palve
    • Юкатекскийyua: payal chi’
    • Якутскийsah: мэлииппэ
    • Японскийja: 祈り (いのり; inori)

    Библиография

      Болгарский

      Ед. моли́тва
      Ед. об. моли́тва
      Ед. суб. моли́твата
      Мн. моли́тви
      Мн. сов. моли́твите
      Числ.
      Зв.

      мо-ли́т-ва

      Существительное, женский род, склонение 41.

      Корень: —.

  1. молитва (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. молба

Ближайшее родство

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    Украинский

    В укр. Википедии есть страница «молитва».

    мо-ли́т-ва

    Существительное, неодушевлённое, женский род.

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. моли́тва молитви́
    Р. моли́тви молито́в
    Д. моли́тві молитва́м
    В. моли́тву молитви́
    Тв. моли́твою молитва́ми
    М. моли́тві молитва́х
    Зв. моли́тво* молитви́*

    Корень: —.

    • МФА: (файл)

  1. молитва (действие молящегося) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. молитва (текст) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. моління

Ближайшее родство

  • уменьш.-ласк. формы: молитовка
  • пр. существительные: моління, молитовник, молитовничок, молитвеник, молитвениця
  • прилагательные: молитовний
  • глаголы: молити, молитися, молитвувати
  • наречия: молитовно

    • МОЛИТВА // «Словник української мови» в одинадцяти томах / Под ред. И. К. Белодеда. — Киев : Наукова думка, 1973. — Т. 4. — С. 783.

    Православие.Fm

    Мы ежедневно молимся. Вычитываем утреннее и вечернее правило, проходя мимо церквей, осеняем себя крестным знамением и едва слышно произносим: «Господи, помилуй!» А вот если спросить нас, что такое молитва? Какое определение мы можем ей дать? Какими бывают молитвы? Вряди ли многие из нас ответят на эти вопросы. Поэтому сегодня мне хотелось бы поговорить именно об этом.

    Святитель Феофан Затворник так определяет, что такое молитва:

    «Молитва, болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении… Один Господь есть победитель всех наших немощей, а восприять Его силу можно только молитвою. Она есть источник всего и всякого преуспеяния… Действие сие очень просто. Стоять умно пред Богом, как стоят пред Государем, в благоговейном страхе, не отрывая от Него очей ума, – в этом всё»

    Да, молитва – это наше смирение, наше благоговение перед Всевышним, наша полная покорность Его Святой воле и наша благодарность за всё то, что происходит в наших жизнях. Но не только.

    Молитва – это беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища – всё дается нам Богом. Утром мы молимся, чтобы поблагодарить

    Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его отеческого благословения и помощи на начавшийся день. Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи. Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу. Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны прежде всего просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

    По своему содержанию христианские молитвы очень разнообразны. Как правило, выделяют четыре типа молитв: хвалебную, просительную, покаянную и благодарственную.

    Остановимся немного подробнее на каждой из них.

    Хвалебной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенства. Мы исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь. Сам Господь многократно воссылал хвалу и славословие Небесному Своему Отцу и всю земную жизнь Свою обращал к Его славе.

    Подобным образом всех учили и апостолы. И поэтому прославление Творца и Владыки – долг всякого христианина.

    Примеры такого восхваления даны нам в Библии. Возьмем, к примеру, Ветхий Завет. Псалмы.

    103-й псалом является образцом восхваления Бога как Премудрого Творца и Всемогущего Промыслителя. «Благослови, душе моя, Господа!» – так начинает и заканчивает хвалу святой пророк Давид. И эти слова мы слышим каждое воскресенье на Литургии. Они святы.

    В Новом Завете образцом хвалебной молитвы является Песнь семи Ангелов из книги Откровения. В этой песне они прославляют Господа, великого в Своих делах и Единого Святого.

    И в богослужении нашей святой Православной Церкви есть много образцов хвалебных молитв. Только что мы уже сказали о псалме пророка Давида, который мы слышим во время Литургий. Могу также в качестве примера привести всем известное «Достойно есть…».

    Своеобразным подвидом хвалебных молитв являются и акафисты. Как мы знаем, они представляют собой песнопения духовной радости и прославления святого, которому они посвящены.

    Также бывают молитвы и просительные.

    Восхваляя Бога, мы, как правило, возносим к Нему просительную молитву. Это такая молитва, в которой мы выражаем перед Богом наши нужды, потребности, причем как телесные, так и духовные.

    Смысл этой молитвы понятен и прост. Человек слишком слаб, чтобы спастись самостоятельно. Ему это неподвластно. И только Господь может укрепить наши немощи и даровать нам необходимое и для духовной жизни, и для жизни телесной.

    Опять обратимся к псалмам. В 49-м псалме Сам Бог Отец призывает нас к возношению просительной молитвы, а в Новом Завете, точнее, в Евангелии от Матфея, – Бог Сын, Господь наш Иисус Христос, говорит хорошо известную нам фразу: «Просите – и дано будет вам».

    «Естественно, Господь наш знает всё. И все наши нужды известны Ему раньше любого нашего прошения. Но без желания и просьбы на то самого человека Господь не сделает этого»

    Естественно, Господь наш знает всё. И все наши нужды известны Ему раньше любого нашего прошения. Но без желания и просьбы на то самого человека Господь не сделает этого. Ведь для Бога важно наше желание. И Господь не нарушает свободы человека даже в этом.

    Вот поэтому очень нужна и важна просительная молитва. Молитва – желание получить от Бога помощь в деле спасения, получить нечто очень необходимое для этой земной жизни.

    И самая известная просительная молитва, также как и хвалебная, звучит на каждой воскресной Литургии: «Спаси, Господи, люди Твоя…».

    Но испрашивая у Господа тех или иных благ, человек не может не сокрушаться о своих грехах, которые и составляют главнейшее препятствие к получению Божией милости и благодати. Отсюда получает свое начало покаянная молитва.

    Это такая молитва, в которой человек абсолютно глубоко проникает в осознание тяжести своих грехов и просит Господа отпустить ему их, не наказывать и не карать за них, а помочь ему преодолеть соблазны и исправить свое сердце.

    И покаянная, и просительная молитвы основой своей имеют просьбу к Творцу. Но в просительной молитве речь идет о наших насущных потребностях, в то время как в покаянной молитве содержится просьба о прощении наших грехов.

    Помните слова Иоанна Крестителя, с которых и началась Евагельская проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»

    В Священном Писании мы находим много образцов покаянной молитвы. Из них можно привести в качестве примера молитву иудейского царя Манассии во время пребывания его в вавилонском плену.

    Также некоторые псалмы пророка Давида, например, 24, 31, 37 и некоторые другие, а в особенности, хорошо известный нам 50-й Псалом, который читается на всенощном бдении, являются примерами покаянной молитвы. В них царь Давид осознает глубину своего падения и обращается к Богу с горячей просьбой о прощении ему грехов.

    В Евангелии есть очень яркий пример покаянной молитвы. Это всем известная молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» И в этих словах есть всё: покаяние, осознание греховности, вера в Бога и надежда на спасение. Именно этого ждет от нас Бог в каждой нашей молитве, в каждом нашем обращении к Нему.

    А на каждой Литургии мы слышим: «Господи, помилуй!» Потому что ни одна Литургия не обходится без нашего покаяния, без нашего раскаяния в содеянном и надежды на спасение и милость Божию.

    Но кроме раскаяния и просьб, мы должны непрестанно благодарить Господа за всё то, что нами уже было получено ранее. А значит, наступает черед благодарственной молитвы.

    Эта молитва – еще одно подтверждение нашей веры. В ней, благодаря Творца, мы признаем Бога Источником всякого истинного нашего блага и выражаем ему нашу признательность.

    Ведь именно Божественная Любовь, такая бесконечная и всеобъемлющая, изливает на нас, детей Божиих, столько милостей и благодати!

    Но благодарить нам следует не только за полученные блага, но и за неполученные тоже. Помните, что по этому поводу сказал Иоанн Златоуст:

    «Неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как получение»

    В силу этого благодарственная молитва как бы приближается к хвалебной. И благодарить нужно не только за себя, но и за других. Этим мы показываем и любовь к ближнему, и уничтожение в нас такого тяжелого греха, как зависть.

    В Ветхом Завете примером благодарственной молитвы может служить 17-й псалом царя Давида. В нем царь благодарит Бога за избавление от всех врагов.

    В Новом Завете пример благодарственной молитвы мы можем найти в Евангелии от Луки. Помните слова Иисуса, когда с проповеди возвратились Его 70 учеников: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам! Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение!»

    Богослужения Святой Православной Церкви содержат много образцов благодарственных молитв. К примеру, это молитвословия благодарственного молебна или молитвы по Причащении Святых Таин. Само слово «Евхаристия» означает «благодарение».

    Но основой любой из четырех видов молитв является наше смирение.

    Поэтому, войдя в церковь, отбросьте все свои сомнения. Растворитесь в этом благом, святом, намоленном месте. И пусть Ваша молитва будет услышана Богом, и будет Вам дано по глаголу Вашему!

    Храни Вас Бог!

    Виктория Христова

    Православие.Fm

    Опубликовано 16.03.2018

    Вы когда-либо думали о том, почему вообще люди молятся Богу и что такое молитва? Сегодня мы хотим познакомить вас с небольшим уроком о молитве.

  1. Чем для вас является молитва?
  2. Почему вы молитесь?

Запишите ответы на эти два вопроса или хотя бы сформулируйте ответы для себя лично.

Что такое молитва

Подумайте о том, как вы молитесь. Молитва — это для вас обращение к Богу или разговор с Богом? А также, для чего вы молитесь?

Лично для меня, пока я рос как христианин, примером молитвы служило то, что я видел, как люди молятся публично. Это очевидно, что во время публичной молитвы люди говорят. Когда они перестают говорить, молитва закончена. Поэтому для меня молитва является обращением к Богу, или, по крайней мере, это то, как я это понимал на протяжении многих лет.

Но с таким пониманием есть несколько проблем:

  1. Общение — это не только слова.
  2. Общение, по определению, должно быть двусторонним.

В Послании к Римлянам 8:26-27 сказано:

«К тому же, нам, немощным, помогает в нашей слабости Дух. Мы не умеем молиться как положено, Дух же молит за нас Бога с таким жаром, который не выразить словами. Но Бог, для Кого открыты сердца наши, знает, о чём молит Дух, ибо по воле самого Бога Он молит за святых Божьих».

Вспомните момент в вашей жизни, когда вы делились вашими самыми сокровенными желаниями и чувствами с кем-то, кого вы очень сильно любите. Если вы женаты, это мог быть тот взгляд, которым вы обменялись с вашим супругом, когда вы оба впервые поняли, что любите друг друга. Этот взгляд сказал все. Словами просто невозможно передать самые сокровенные чувства, которые мы испытываем. Молитва — это не просто разговор. Молитва — это чувство. Молитва — это получение сообщения. Святой Дух помогает нам выразить наши самые глубокие чувства Богу. Это двустороннее общение. Он также передает глубокие желания Бога к нам. Иногда во время молитвы нужно помолчать. «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Псалом 45:11).

Существует духовная дисциплина, которая отсутствует у большинства из нас, и я также причисляю себя к новичкам в этой сфере. Это глубокие внутренние размышления или «медитация». Медитация или глубокие внутренние раздумья, это не только индуистская практика. Нам нужно снова начать использовать их в христианской молитве. Когда Давид медитировал, он не повторял мантры, а размышлял о славе Божьей. Псалом 118:27 говорит: «Буду размышлять о чудесах Твоих». В Псалме 76:13 Асаф говорит: «Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях». Это невозможно осуществить разговаривая. В Псалме 48:9 сынов Кореевых говорится: «Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего». Молитва, которую Бог ждет от нас, включает в себя медитацию или глубокие раздумья.

Так что же такое молитва? Она включает в себя очень многое. Было бы ошибкой сводить ее к чему-то одному. Одна из этих вещей — это рассказ о наших самых глубоких чувствах и желаниях Богу и ответ Бога нам подобным образом. Давайте рассматривать молитву не только как разговор, но также, как и чувства, и глубокие внутренние размышления (медитацию). Давайте подумаем о роли Святого Духа в этом процессе и научимся умолкать: перестанем говорить и будем глубоко размышлять о Боге, Его чудесах, Его работе, Его неимоверной любви.

Почему люди молятся Богу

Когда у нас есть более целостное видение того, что такое молитва, тогда есть и лучшее понимание того, зачем молиться Богу. Конечно, одна из причин, почему мы молимся, — нам это было заповедано. Но подумайте, пожалуйста, об отношениях, которыми вы очень дорожите. Если они на самом деле для вас ценны, тогда, конечно же, вы общаетесь с тем, кого вы любите, не потому что вы «должны». На самом деле, если вами движет чувство долга, то это уже не любовь.

Есть три гораздо лучшие причины для молитвы, о которых хотелось, чтобы вы подумали:

  1. Воздать славу Богу.
  2. Привести желание своего сердца в соответствие с Божьей волей.
  3. Повлиять на Бога и позволить Ему влиять на нас через отношения.

Вероятно, одно из самых лучших мест в Писании, которое иллюстрирует, почему и как молиться, — это отрывки от Луки 11:1-4 и от Матфея 6:9-13. Здесь ученики Христа, которые молились всю свою жизнь, осознали, что Иисус является великим знатоком молитвы. И они скромно попросили Его научить их молиться. Мы видим, что Его ответ включает в себя три вышеперечисленных пункта.

Молитву Иисус начинает, воздавая славу Богу. Вся честь и слава принадлежат Богу и только Ему одному. Отрывок из Писания об этом, который я лично больше всего люблю, исходит, неудивительно, из уст второго великого молящегося всех времен — Давида:

И тогда Давид благословил Господа перед всем народом, который собрался. Давид сказал:»Господи, Боже Израиля, отец наш, да будь благословен Ты вечно! Тебе принадлежат величие, могущество, слава, победа и честь!Ибо всё Твоё, всё, что на небе и на земле. Царство Тебе принадлежит, Господи!Ты — глава и владыка над всем. Богатство и слава исходят от Тебя. Ты правишь всем. В Твоих руках могущество и сила!Любого можешь сделать Ты великим и могучим. И теперь, Боже наш, мы благодарим Тебя и превозносим славное имя Твоё! Все эти вещи пришли не от меня и моего народа!Все эти вещи от Тебя пришли. Мы только возвращаем Тебе то, что получили от Тебя. Мы всего лишь пришельцы, идущие через эту страну, как и наши предки. Наше время на земле подобно проходящей тени. И не можем мы остановить его. Господи, Боже наш!

Мы собрали все эти вещи, чтоб построить Тебе храм. Мы построим этот храм в честь имени Твоего. Но всё это получено от Тебя, и всё принадлежит Тебе! Мой Бог, я знаю, что Ты испытываешь людей и любишь, когда делают добро. Я от чистого сердца и с радостью отдаю Тебе всё это. Я вижу, что и Твой народ, который здесь собрался, с радостью жертвует Тебе. Господи, Бог наших предков, Авраама, Исаака и Израиля, помоги народу Твоему задумывать доброе. Помоги им быть преданными Тебе и честными! И Соломону, сыну моему, помоги быть честным с Тобой. Чтобы всегда он следовал Твоим заповедям, законам и правилам. Помоги Соломону исполнить всё этои построить великолепное здание, для которого я сделал приготовления». Затем Давид сказал всем собравшимся: «Восхваляйте теперь Господа, Бога вашего». И весь народ благословил Господа Бога, Которому поклонялись их предки. Они пали на землю, и поклонились Господу и царю. (1-я Паралипоменон 29:10-20)

Во-вторых, мы молимся для того, чтобы наши сердца и желания соответствовали воле Божьей на нашу жизнь и на мир в целом. Иисус говорит в Своей молитве: «Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе.» Означает ли это, что Божья воля не всегда исполняется? Я думал, что Бог обладает полным суверенитетом. Но на самом деле Божья воля не всегда исполняется, потому что существуют создания со свободой выбора, чьи желания часто не совпадают с волей Их создателя. В молитве мы стремимся привести наши желания в соответствии с желаниями нашего Отца небесного. Мы капитулируем перед Богом. Мы молимся за какие-то вещи, но мы ожидаем, что Бог ответит на наши молитвы только, если это соответствует Его воле, верно? В 1 Иоанна 5:14-15 говорится, что мы получим все, что просим, что соответствует Его воле. Поэтому, когда мы молимся, мы стараемся привести наши намерения в соответствие с Его волей.

Третья причина молитвы исходит из первой части этого урока. Великая цель молитвы — это воздать славу Богу. В молитве мы приводим нашу свободную волю в соответствие с Божьей волей. Это все верно, но в конце концов молитва — это двустороннее общение. В молитве Бог открывает нам Свои самые глубокие желания о нас, Свои намерения на нашу жизнь и на мир в целом. В молитве мы обнажаем наши самые глубокие желания Богу.

Одно из самых удивительных таинств состоит в том, что Создатель Вселенной хочет, чтобы мы, такие немощные, несостоятельные оказывали на Него влияние. Во время молитвы мы меняем этот мир. То есть, вернее, это не мы, кто меняет этот мир, но мы оказываем влияние на Бога, Который меняет этот мир. В Своей молитве Иисус (от Матфея 6:11) просил Бога, чтобы Он «дал нам наш насущный хлеб». В молитве мы обращаемся к самой влиятельной личности во Вселенной, зная, что, если это будет Его волей, Он это нам даст. «С молитвой, мольбами и благодарностью» мы «открываем наши желания перед Богом» (К Филиппийцам 4:6). Наша молитва способна изменить этот мир, и это одна из причин, почему мы молимся, потому что мы получаем, когда мы просим. Но давайте запомним несколько вещей:

  1. Важно воздавать Богу славу.
  2. Важно привести свои желания в соответствие с Божьей волей.
  3. Важно помнить, что Святой Дух помогает нам открывать Богу наши желания, Он ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Давайте иногда помолчим, глубоко подумаем, помедитируем, «остановимся и познаем, что я Бог».

Джон Окс

Перевод: Анна Силина

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Пройти тест
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

У этого термина существуют и другие значения, см. Молитва (значения). Молящаяся Мария Магдалина Ари Шеффер (1795—1858). Молитва

Существует большое число определений молитвы, которые не во всем совпадают друг с другом.

Тем не менее, можно предположить, что следующее определение будет приемлемым для носителей различных точек зрения: молитва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».

Особенности определения

Новая философская энциклопедия:
«В отличие от магических заклинаний, в теистических религиях, исповедующих личного Бога-Творца, любящего свое творение, молитва является способом установить контакт с Богом, вступить с ним в общение.»

А.И.КырлежевМолитва Святому Духу («Царю Небесный») на церковнославянском языке

Новая философская энциклопедия:
«Как правило, молитва имеет словесное выражение (канонические молитвословия или свободная молитва «своими словами»), однако она не тождественна произнесению некоторой формулы или текста: молитва предполагает прежде всего интенцию, т. е. душевное и умственное движение, цель которого — достижение открытости Богу и готовности воспринять его ответное воздействие.»

А.И.Кырлежев

Иными словами, согласно предложенному определению, молитва предполагает наличие веры в существование, наряду с видимым, невидимого мира и представляет собой обращение (осуществляемое общественным или частным образом) к его представителям, словесное или мысленное, с просьбой, благодарением или прославлением.

Из этого определения понятно, что молитвы могут быть как общественными, так и частными. Данное обстоятельство делает возможными общественные богослужения.

Наличие у молитвы словесной формы означает возможность записать ее. К полученным записям (текстам молитв) также применяют наименование «молитва». Тексты молитв могут быть собраны в специальные книги, предназначенные как для общественных богослужений (богослужебные книги), так и для частного использования (молитвословы, иначе называемые молитвенниками).

Общественные и частные молитвы

Общественные и частные молитвы во многих религиозных практиках сосуществуют друг с другом. Например, в Православии регулярные молитвы, совершаемые частным образом, вне общественного богослужения (см. «Молитвенное правило»), признаются необходимыми наряду с общественными молитвами, совершаемыми в ходе (литургии, утрени, вечерни, полунощницы).

Внутренняя и наружная молитва

Ибо что такое молитва? Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных.

Святитель Феофан Затворник

Как уже было сказано, молитва может быть как словесной, так и мысленной. Если брать шире, она может быть как наружной, так и внутренней («умной», «сердечной», «умно-сердечной»). Взгляды на то, каким должно быть соотношение между наружной и внутренней молитвой, по всей видимости, существенно отличают друг от друга разные религиозные практики.

Трудно отделаться от ощущения, что в некоторых религиозных традициях приоритет отдается наружной (внешней) молитве или тому, что воспринимается в качестве таковой. В частности, использование в ламаизме (тибетском буддизме) молитвенных барабанов, иногда приводимых в движение даже не человеком, а ветром, или водой, или теплом свечи, заставляет либо считать такие «молитвы» исключительно наружными, либо вообще не считать их таковыми, как не соответствующими определению, поскольку вращение барабана с текстами молитв лишь со значительной натяжкой можно считать обращением к кому бы то ни было, тем более если это действие производится силой воды или ветра, то есть происходит без непосредственного участия человека.

В Православии, напротив, принято ценить, в первую очередь, внутреннюю молитву. Например, святитель Феофан Затворник пишет: «У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия, так что коль скоро ее нет при этом, то молитвословия имеют только вид молитвы, а не есть молитва». Иначе говоря, отсутствие внутренней молитвы обесценивает молитву наружную, сколь бы обильной последняя ни была.

Сопровождение молитвы возжиганием свечей и благовоний, омовениями, переодеваниями, координацией по сторонам света, времени суток и др. превращает ее в сложный семиотический текст, объединяющий личную и коллективную психологии, традиции и воззрения.

В авраамических религиях молитва зачастую сопровождается коленопреклонениями, поклонами, крестными знамениями (в традиционном христианстве), раскачиванием (в иудаизме), «говорением на языках», смехом, танцами, падениями (у харизматов) и т.п.

Общественные православные богослужения обычно сопровождаются каждением. Однако в Православии любые внешние действия ценятся не сами по себе, а лишь как средства к достижению правильного внутреннего молитвенного настроения.

Хвалебные, благодарственные, просительные и другие молитвы

Так, в Ветхом Завете 103-й псалом является образцом восхваления Бога как премудрого Творца и всемогущего Промыслителя.

К.Е. Скурат К.Е. Скурат

Как уже было сказано, молитвы могут различаться по содержанию: быть хвалебными, благодарственными, просительными и ходатайственными. Согласно православному вероучению, на первое месте ставится молитва хвалебная, известная с древнейших времен: «важнейшим жанром псалмов является восхваление Бога».

Православное богослужение содержит много образцов хвалебных молитв, обращенных ко Господу. Немалое число хвалебых молитв посвящено и Божией Матери, например «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», «Достойно есть». К числу хвалебных молитв следует отнести и акафисты.

Один из самых известных образцов покаянных молитв — 50-й псалом. К числу покаянных молитв относятся молитва мытаря, молитвы, входящие в чин исповеди, Великий покаянный канон Андрея Критского. Иисусова молитва также относится к покаянным молитвам. Покаянные молитвы не всегда выделяют в отдельный разряд (их можно рассматривать как разновидность просительных).

Молитвы просительные, как говорит само название, выражают нужды молящегося, как телесные (материальные), так и духовные. К числу просительных молитв принадлежат ектении.

Ходатайственные молитвы выражают прошения, подаваемые за других людей (их также можно рассматривать как разновидность просительных).

Наконец, благодарственная молитва выражает признательность молящегося Богу за получаемые от него блага. Образец благодарственной молитвы из Ветхого Завета — 17-й псалом. К числу благодарственных православных молитв нужно отнести молитвы из состава благодарственного молебна, молитвы по причащении Святых Тайн.

Молитва в сравнении с иными практиками

Наряду с вопросом о том, чем является молитва, важно рассмотреть и другой — чем молитва не является.

Кроме индуизма и буддизма медитация присутствует и в исламе (суфийские практики). Исламские мистики (суфии) используют своеобразную психическую технику для самосовершенствования. В эту технику входят танцы, физические движения (например, систематические качания головой), длительные коллективные произношения молитв под музыку (радения) и прочие психофизиологические состояния, ведущие лишь к изменению человеческого сознания, но не к живому соединению с Богом.

С.В. Посадский

Молитва и медитация

Определение молитвы как обращения, связывающего верующего с невидимым миром, предполагает определенную дистанцию между ними. С этой точки зрения, медитативные практики не являются молитвами; однако некоторые молитвенные традиции и техники (в их числе называют визионерство, «мистицизм сердца» и пр.) занимают как бы промежуточное положение, что отмечают, в том числе, и православные авторы. Например, архимандрит Рафаил (Карелин) пишет:

В западной церкви и, прежде всего, в самом большом по численности и влиянию монашеском ордене иезуитов, разработан целый комплекс упражнений: полумедитаций-полумолитв, где монах, запираясь в своей келии, визуально представляет ад и рай в картинах, напоминающих «Божественную комедию» Данте.

Если мы сопоставим описание того демонического феномена, который называется «прелестью» в творениях Святых Отцов, молитвенную практику монашеских орденов в католичестве, приемы йогов и упражнения многих современных психотерапевтов по аутотренингу, то увидим здесь поразительное сходство…

архимандрит Рафаил (Карелин)

В силу этой или иной причины некоторые рассматривают медитацию как форму молитвы (и даже как наивысшую форму), а другие, хотя и признают отличие христианской молитвы от медитации, утверждают, что «трудно провести четкую границу между этими формами религиозной практики». Такой взгляд, однако, решительно отвергают православные авторы, в том числе и применительно к Иисусовой молитве.

Молитва в христианстве

Необходимость молитвы

Св. Антоний Падуанский молится. Картина СурбаранаМолитва американского морского пехотинца в период Корейской войны

В Новом Завете мы встречаем прямые указания на необходимость молитвы. Наставляя своих учеников, Иисус Христос сказал им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мф.26, 41).

Как своим примером, так и в своих поучениях Иисус Христос постоянно указывал на спасительное значение молитвы: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13, 33), «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 36).

Апостол Павел в своем послании (1 Фес. 5, 17) жителям Фессалоник (Солуни) также призывает их: «Непрестанно молитесь.»

Образцы и примеры молитв в Новом Завете

Иисус Христос, придя в мир, предостерегал своих учеников от фарисейского лицемерия в молитве (т.е. от показной молитвы ради прославления между людьми) и языческого многословия (Мф. 6:5-8). Вместе с тем, он преподал «совершеннейшую из всех молитв христианских»—Отче наш. Другой образец молитвы, встречающийся в Евангелии — это молитва мытаря (Лк. 18:13) из притчи о мытаре и фарисее. Сам Христос показал пример горячей молитвы во время моления о чаше (Мф. 26, 39; Мк. 14, 35-36, 39; Лк. 22, 41-44) в Гефсиманском саду.

Порядок совершения молитв

На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя (Мк. 11, 25). Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение и распростертие ничком (только во время уединённой келейной молитвы).

В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило (1Кор. 11:4).

Сообразно заповеди Христа о непрестанной молитве христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (соответствует 7 часам утра), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междочасиями. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день.

Молитва в исламе

Основная статья: Молитва в исламе

Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:

  1. Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху.
  2. Салят (на персидском и тюркских языках — намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.

У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:

Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан

Пророк Мухаммед сказал:

Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю.

Отсюда следует, что пророк Мухаммед, установил все обряды касающиеся молитвы. Мусульмане должны совершать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность, за это молящийся получает больше награды от Бога. Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются в сторону Каабы (кибла).

Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день:

  1. на рассвете (до восхода солнца)
  2. в полдень(на 15 мин позже полудня чтоб не уподобляться солнцепоклонникам)
  3. во второй половине дня
  4. после заката солнца
  5. ночью (через 1,5-2 часа после заката)

В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях.

Молитва в иудаизме

Основная статья: Молитва в иудаизме

В Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения молитв (напр. Исаак молился о Ревекке), но точные формулы молитв установлены в нём лишь на случай представления десятины (Втор. 26:13-15).

Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись тщательной регламентации; ещё до н. э. установлены были часы для совершения молитв: третий, шестой и девятый часы дня.

Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытою головою. Утром на левую руку и на голову налагается тфилин, предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних (после 13 лет), которое называется миньян. Мужчинами молитвы обыкновенно читаются на иврите и арамейском языке.

Молитва в буддизме

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона:
Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов Ваджраяны, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 года по Рождестве Христовом.

В прошлом понятие «молитва» нередко использовалось для обозначения практик буддизма. В частности, так эти практики именуются в «Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона». Однако выше уже было указано на механическое отношение к молитве в ламаизме (который иначе именуют «тибетским буддизмом», несмотря на то, что он распространен не только в Тибете, но и в Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии). Как уже говорилось, далеко не все согласятся признать наличие обращения в чисто механическом процессе вращения так называемого «молитвенного барабана» («молитвенной машины», «молитвенной мельницы»).

Энциклопедия религий мира:
Средством достижения состояния будды в ваджраяне считается йогическая практика (психотренинг) в сочетании с эзотерической и магической практикой, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника.

В настоящее время, описывая практику ваджраяны (к которой относится и «тибетский буддизм»), говорят не о молитве, а о медитации и чтении мантр (см. цитату из «Энциклопедии религий мира» во врезке).

Пожилая тибетская женщина с молитвенным барабаном, Лхаса (Тибет)

В учении тхеравады (которую считают той формой буддизма, которая ближе всего к первоначальному учению основателя этой религии) открыто говорится о том, что молитвы не способны поменять внешний мир: «Природа беспристрастна, на неё нельзя повлиять молитвами. Она не идёт на уступки по чьей-либо просьбе.» У молитвы попросту нет адресата: «В Буддизме считается, что никакое высшее существо не руководит делами и судьбой человека.»

Наименование молитвы в тхеравадских текстах продолжает употребляться. Однако то, что именуется молитвой, не способно воздействовать ни на природу (ввиду ее бесстрастности), ни на высшее существо (поскольку предполагается отсутствие такового). Упомянутая «как бы молитва» составляет всего лишь часть процесса медитации и может воздействовать лишь на собственный ум того человека, который ее произносит: «Человеческий ум сам отвечает на молитвы.»

Из сказанного видно, что в практике тхеравады нет места молитве в собственном смысле этого слова, а само учение в отдельных отношениях удивительно напоминает атеизм.

Молитва в индуизме

Индусы считают свои молитвы по шарикам или кораллам, в чём усматривают прототип чёток, употребляемых мусульманами и христианами.

Индуисты также используют ранголи (рисунок-молитву). Рисунок, в виде орнамента, рисуется на земле цветным минеральным порошком.

Молитва в древних языческих культах

У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. п.) установлены были особые формулы молитвы, которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. Молитвам приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно руки. Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою.

О молитве в художественных произведениях

Молитва в прозе

Виктор Гюго в своем романе «Труженики моря» так написал о молитве: «Молитва—могучая сила души, сила непостижимая. Молитва обращается к великодушию мрака; молитва взывает к тайне, сама подобная тайне, и мнится, что перед неотступной, неустанной мольбой не может устоять Неведомое.»

Молитва в стихотворных произведениях

К теме молитвы обращались и продолжают обращаться поэты.

Молитва
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

М.Ю.Лермонтов, 1839 г.

Cтихотворные переложения молитв

Некоторые молитвы имеют стихотворные переложения. Покаянная молитва Ефрема Сирина легла в основу прекрасного стихотворения:

* * *
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

А.С.Пушкин 1836 г.

Примечания

  1. 1 2 3 Молитва // Василенко, В. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
  2. 1 2 Молитва // Зорин, В. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
  3. 1 2 3 4 5 6 Кырлежев, А. И., Молитва // Новая философская энциклопедия, 2003 г.
  4. 1 2 Молитва Яндекс. Словари › Гуманитарный словарь, 2002
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 Молитва // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Молитвы: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная // Скурат, К. Е., Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования
  7. 1 2 CВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О МОЛИТВЕ на сайте Православие.Ru
  8. Мысленной, производимой в уме.
  9. 1 2 ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ//
  10. 1 2 3 4 Молитва и медитация
  11. Захария (Захару), архимандрит «Иисусова молитва и медитация — в чем разница?» // Ежедневное интернет-СМИ «Православие и мир»
  12. аль-Бухари «Сахих аль-джами» 631, 6008
  13. Ваджраяна // Энциклопедия религий мира
  14. 1 2 3 Смысл молитвы на сайте «Буддизм Тхеравады в Москве»
  15. «В процессе медитации молитва помогает исправить природу человека.» См. Смысл молитвы на сайте «Буддизм Тхеравады в Москве».
  16. Виктор Гюго, Собрание сочинений. М.1972, Т.8, стр.382

Ссылки

Молитва в Викисловаре

Молитва в Викицитатнике

Молитва на Викискладе

  • Православные молитвы
  • Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы
  • Молитвы. Полный православный молитвослов
  • Еврейская молитва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *