Молитва от психических расстройств

Психология занимается изучением проблем психических неглубоких расстройств, которые успешно поддаются коррекции на приеме у специалиста-психолога и проходят бесследно и без вреда для психического здоровья пациента и окружающих.

Более глубокие и серьезные заболевания относятся к психиатрическим проблемам и требуют специализрованной помощи.

Важно разделять эти два понятия. Психически больной человек называется душевнобольным и характеризуется набором признаков и харктерных поступков, а также сложным и неутешительным прогнозом.

Шизофреник — кто это такой и как отличить от нормального человека? Читайте об этом .

Содержание

Кто это такой?

Проблемами изучения заболеваний души начали заниматься всерьез всего лишь несколько веков назад.

Эта относительно молодая наука выделила основное определение психически или душевно больного человека: это индивид, имеющий глубокие нарушения психики.

Это определение зачастую ассоциируется с чем-то аморальным и далеко запущенным, однако не всегда душевнобольной равнозначно асоциальному и общественно опасному человеку.

Психика представляет собой многоуровневую сложную систему. Великий отечественный психиатр Снежневский разработал многоступенчатую концепцию глубину психических нарушений.

Эти уровни представляют собой подобие спирали или лестницы, где опускание на ступень или этап ниже усугубляет нарушения и препятствует полному его излечению.

На поверхности этой лестницы находятся астено-вегетативные расстройства, которые представлены самыми легкими отклонениями в виде постоянной слабости и небольшой апатии.

Глубже находятся нарушения эмоциональной или аффективной сферы в виде депрессии или мании, затем следуют истерические расстройства и неврозы. За ним следуют уже боле глубокие проблемы с нарушением восприятия действительности и адаптации к условиям жизни.

К таким расстройствам относят шизофрению, бред, галлюцинаторный синдром.

Эти отклонения и приходят первыми на ум, когда упоминают слово «душевнобольной».

В общем же это определение можно отнести ко всем проявлениям психических нарушений, которые в рамках теории Снежневского представлены единым психозом с различным уровнем глубины нарушения.

Понятие душевнобольной включает в себя как характерные признаки в поведении, так и черты характера и образ жизни.

Такие люди обладают особым складом бытового уклада и профессиональных отношений.

Поведенческие черты как правило сразу угадываются обществом по особенностям походки, взгляда, мимики. Окружающие неосознанно чувствуют неполадки в психологической структуре личности. В основном это касается грубых расстройств.

При более мягких нарушениях все процессы душевнобольных людей протекают скрыто и остаются незамеченными, что и является главной проблемой в идентификации подобных личностей.

Симптомы и признаки

Душевные расстройства вызывают резкую тревожную реакцию окружающих на такого индивида, поэтому такие пациенты скрывают свои отличительные особенности на этапе сохранения критики к своему заболеванию.

Такие больные характеризуются своими особыми признаками.

Первый из них является социальной изоляцией с момента установления диагноза. Зачастую такие люди очень одиноки из-за страха окружающих перед душевнобольными.

Однако такие люди зачастую не представляют угрозу для общества, кроме ряда ограниченных состояний, которые протекают в форме возбуждении: галлюцинаторный психоз («голоса» при шизофрении), делирий, онейроид.

Эти синдромы характеризуются изменением сознания продуктивного характера — то есть человек начинает видеть что-то за гранью реальности и реагировать активными действиями. При этом человек может нанести вред себе и окружающим.

В остальных случаях эти пациенты не представляют угрозы, но нуждаются в постоянном уходе, поскольку не самостоятельны и не могут полноценно себя обслуживать без врачебного контроля медикаментами или помощи родственников.

Таким образом ограничение жизнедеятельности характеризует эту группу людей.

Также они испытывают ограничения в адаптации к окружающему миру — не способны привыкнуть к новым условиям или жить в меняющихся.

Для пациентов необходима стабильность и четкая программа действий для контроля течения своего заболевания.

Такие пациенты нуждаются в особых условиях обучения и работы и требуют индивидуального подхода.

Течение психических глубоких патологий как правило хроническое с периодами обострения и ремиссии, полного выздоровления добиться не удается.

Медикаментозная терапия имеет ряд побочных свойств и ограничений. Поэтому эта категория больных характеризуется серьезным социальным и трудовым прогнозом не в самых оптимистичных тонах.

Душевнобольные люди как правило не имеют критики к своему состоянию. Это значит что они не считают себя больными, а все свои действия оценивают как нормальные — «Это мир сходит с ума, а не я».

Эти пациенты трудно убеждаются в собственном недуге, зачастую такое происходит после выраженного обострения, которое в первую очередь обращает на себя внимание близких.

Зачастую душевнобольные сохраняют интеллект. Редко наблюдаются грубые расстройства мыслительных процессов. Нередко среди таких пациентов встречаются гениальные творческие личности или выдающиеся ученые.

В большей степени страдает сфера интересов и мотиваций, а также эмоциональные реакции.

Душевнобольные имеют лабильную эмоциональную психику, а со временем и вовсе замедленную реакцию на события.

Круг интересов таких личностей постепенно сужается.

Основные признаки глубоких психических расстройств:

  1. Выраженная дезадаптация личности.
  2. Выделяющееся поведение.
  3. Нестандартный внешний вид.
  4. Нарушение взаимодействия с другими людьми.
  5. Нежелание признавать наличие расстройства.
  6. Стремление к активным действиям или же наоборот пассивности.
  7. Расстройство эмоциональной сферы в стороны эйфории или меланхолии.
  8. Возможно наличие органической патологии нервной системы.

Примеры

Душевнобольные люди нередко становятся известными деятелями.

Так известно что знаменитый художник Винсент Ван Гог страдал шизофренией. Он страдал от мании величия, художника преследовали слуховые и зрительные галлюцинации. Он был склонен к агрессивному поведению и ажитации. В 37 лет деятель покончил с собой.

Известный немецкий философ Фридрих Ницше также страдал этим недугом.

Он был склонен к девиантному поведению, и почти 20 лет провел на лечении в различных психиатрических клиниках.

Михаил Васильевич Булгаков, известный советский писатель, страдал от психических расстройств на закате своей карьеры. В юности и молодости он активно увлекался морфином, что не могло не сказаться на состоянии здоровья писателя.

Также шизофреническое расстройство подозревают у другого великого российского автора — Николая Васильевича Гоголя.

Как отличить от нормального?

Сложность диагностики и наличие большого количества пограничных психических расстройств привела в свое время к обширной постановке диагнозов «о душевной болезни».

Чтобы избежать таких ошибок нужно получить консультацию специалиста по психиатрии, что поможет ответить на вопрос наверняка.

До этого времени можно лишь предположить как норму, так и патологию.

Для психически здорового человека свойственно:

  • стабильное течение всех психических процессов;
  • наличие мотиваций, целей;
  • увлечение работой или хобби;
  • гармоничные семейные и дружеские отношения;
  • адаптивное поведение в любых ситуациях;
  • эмоциональное постоянство, однако адекватная эмоциональная реакция на значимые события присутствует;
  • имеется критика к собственным проблемам.

Нормальный человек всегда склонен к сомнению и неуверенности, но в отличие от душевнобольного может постоять за себя и реализовать свой потенциал в большинстве жизненных ситуаций. Для душевнобольных эти процессы бывают практически невозможными.

Их характеризует такое поведение, которое не позволяет им комфортно сосуществовать с другими людьми, в особенности с психически здоровыми личностями.

Для душевнобольных личностей характерно:

  • дестабилизация психики;
  • отсутствие каких-либо целей или мотиваций;
  • отсутствие хобби и увлечений, апатия;
  • нарушение семейных и дружеских отношений;
  • дезадаптивное поведение;
  • эмоциональная изменчивость;
  • отсутствие критики к себе и своей проблеме.

При общении с такими людьми обращается внимание на их отвлеченность от текущей ситуации.

Они могут рассказать о несуществующих для окружающих зрительных объектах, звуках, вкусах.

Также ими овладевают навязчивые идеи и страхи, которые побуждают пациентов к активным действиям.

Меняется сам образ человека — движения становятся хаотичными и плохо контролируемыми, речь обедняется или насыщается алогичными и нарушенными словами и словоформами, мимика становится совершенно неуместной для ситуации.

Все эти признаки вызывают нарушение обычного уклада жизни этих пациентов при отсутствии понимания с их стороны причины такой проблемы.

Приюты для душевнобольных

Чтобы получить специализированную помощь и лечение у данной категории лиц есть возможность обратиться в психиатрические лечебные учреждения — государственные больницы.

Они занимаются вопросами организации и проведения диагностики, лечения и реабилитации. Как правило в стационар помещают людей на время купирования обострения до стабилизации ситуации, после чего отправляют домой под наблюдение родственников.

Если таковых не имеется, то человек имеет право на признание его недееспособным и нуждающимся в уходе по решению суда.

В этом случае ему положено место в психоневрологическом интернате.

Чтобы туда попасть нужно подтвердить свои ограниченные возможности, пройдя экспертизу и судебное заседание о признании недееспособным.

В случае отсутствия документов больница берет на себя обязательства по судебным разбирательствам по поводу места нахождения пациента.

Как правило суд решает оставить больного в интернате до улучшения состояния или объявления родственников больного.

Душевнобольные люди имеют ограниченные возможности в обществе и представляют собой отдельную категорию лиц. Эти люди не всегда являются опасными для общества, но оно предпочитает игнорировать эту группу пациентов.

Психически больные люди имеют право на содержание в специализированных интернатах в случае невозможности домашнего ухода или полном его отсутствии.

Психические расстройства — рекомендации близким:

Наша интересная группа Вконтакте:

Лечение психических болезней, расстройств нервной системы опытными специалистами Брейн Клиник проводится проверенными и только самыми эффективными методиками. Мы правильно и безопасно восстанавливаем работу нервной системы без негативных влияний на организм. Мы лечим причины, а не скрываем симптомы.
Причинами психических расстройств могут стать неврологические, психические и даже соматические расстройства.
Лечить нужно не симптомы, а болезнь, тогда лечение помогает.

Врачи Брейн Клиник смогут помочь Вам в любых, даже самых сложных ситуациях!

Звоните +7 495 135-44-02

Мы помогаем в самых тяжелых случаях, даже если предыдущее лечение не помогло.

Первичная консультация
и обследование
2 500
Лечебно-восстановительная
нейрометаболическая терапия
от 5000

Лечение психических болезней

Необходимо убедиться, что вы полностью понимаете все возможные риски и выгоды от любого рекомендованного врачом лечения психического расстройства.

На приеме у врача не стесняйтесь и выясняйте все интересующие Вас вопросы. Не уходите из кабинета врача не имея полной ясности происходящего с Вами.

В зависимости от необходимости, успешное психотерапевтическое лечение психических расстройств может подразумевать различные варианты медицинской помощи:

  • 24-часовой стационарной помощи, круглосуточный стационар полного цикла лечения психического заболевания,
  • Частичная госпитализация или лечение психической болезни в условиях дневного стационара,
  • Современные методики интенсивного амбулаторного лечения психических болезней.

Основным, важнейшим этапом при грамотном лечении психических болезней является точная и полноценная оценка состояния как головного мозга, всей нервной системы в совокупности и общего соматического состояния, что достигается качественной диагностикой. Полноценная дифференциальная диагностика даст ответы на самые важные вопросы, которые станут определяющими в тактике лечении расстройств психического здоровья:

  • истинные причины проявления симптомов и их совокупности – синдромов;
  • наличие индивидуальных параметров развития высшей нервной деятельности;
  • особенности социальной среды в которой обитает человек и вынужден находиться ежедневно;
  • наличие или отсутствие каких-либо соматических заболеваний, которые проявились в следствие нарушений психической деятельности или возникли по иным причинам и могут стать отягчающим фактором в процессе лечения психических расстройств.

Для успешного лечения психического расстройства главной задачей должно стать определение полного и точного диагноза, для чего необходимы важнейшие медицинские обследования и тесты.

Обследование — залог качественного лечения психических болезней

Врач постарается исключить физические проблемы (соматические заболевания), которые могут вызвать схожие с психическими расстройствами симптомы.
Лабораторные тесты. Они могут включать проверку функции эндокринной системы и/или скрининг по функциональной диагностики организма.

Психологическая оценка при лечении психических болезней.

Врачом-психотерапевтом или нейрофизиологом, с обязательной консультацией врача невролога, для качественного дифференцирования проявляющегося заболевания, проводится полная патопсихологическая диагностика, которая будет говорить о психологических аспектах и выявлении возможных психологических и биологических проблем, которые могут влиять на развитие психического расстройства. Специалист будет говорить о жалобах, наличии мыслей, чувств и моделей поведения. Будет предложено заполнить анкету, пройти специфический диагностический тест. Такой подход может говорить о хорошем лечении психического расстройства.

Диагностика

Цель диагностики — правильно определить и подобрать лечение психического заболевания применительно непосредственно к конкретному человеку, который находится в конкретных, индивидуальных жизненных условиях.

Определение точного психического состояния и постановка полного диагноза не редко бывает затруднена. Иногда даже очень грамотному врачу-психотерапевту или психиатру бывает трудно найти, какие именно психические заболевания могут быть причиной имеющихся у пациента симптомов. Для этого может потребоваться больше времени и усилий, чтобы получить точный диагноз, что и поможет определить соответствующее лечение. Однако, гарантией качественного лечения психических расстройств может служить только качественно проведенная диагностика, установление точного диагноза и адекватный индивидуальный подбор необходимой терапии.

Конкретные действия, при лечении психического расстройства (заболевания), зависит от типа заболевания, его тяжести и качества сотрудничества с лечащим врачом.

Во многих случаях комплексные методики лечения психических заболеваний имеет наилучший результат.

Если имеется легкое психическое заболевание с хорошо контролируемыми симптомами, лечение одним специалистом бывает достаточно. Однако, чаще командный подход более целесообразен в решении проблем с психическими расстройствами. Это особенно важно для тяжелых психических заболеваний, особенно таких, как шизофрения или психозы.

Требования к терапии

Качественное лечение психических болезней возможно только в команде нескольких специалистов.

Для командного лечения психического заболевания необходимо включение в неё все возможности воздействия на психическую деятельность человека:

  • Психиатр или психотерапевт, врач, который диагностирует и непосредственно проводит лечение психического расстройства;
  • Семья и ближайшие родственники, друзья;
  • Семейный врач (врач первичной помощи, терапевт);
  • Психолог или нейрофизиолог, лицензированный консультант;
  • Невролог и иные смежные специалисты по необходимости, которую определяет только лечащий врач.

Медикаментозные препараты в терапии психических болезней


Хотя психиатрические препараты полностью не могут дать полноценного лечебного эффекта при лечении психических заболеваний, их применение обосновано тем, что посредством биологического воздействия на организм они изменяют патологические обменные межклеточные процессы, что дает не только возможность организму на восстановление биологических

процессов, но достаточно быстро способны значительно снять симптомы. Психиатрические препараты создают платформу для закрепления результатов медикаментозного воздействия и продолжения лечения психического заболевания — такие как психотерапия, которая будет значительно эффективнее при её проведении после подготовительного медикаментозного этапа.
Лучшее лекарство для лечения психического расстройства будет зависеть от конкретной ситуации и того как тело реагирует на препараты.

Используемые препараты и методики

  • Антидепрессанты
  • Стабилизаторы настроения
  • Транквилизаторы
  • Нейролептики (антипсихотики )
  • Психотерапия
  • Активная стимуляция мозга

Медикаментозное лечение психических болезней

Для лечения психических заболеваний применяется широкий спектр препаратов и методик воздействия для стабилизации и восстановления высшей нервной деятельности.

Антидепрессанты

Антидепрессанты используются не только для лечения различных видов депрессий, но и могут быть использованы для терапии других психических расстройств. Антидепрессанты помогают снять такую симптоматику как печаль, горе, безнадежность, безысходность, отсутствие позитивной энергии, трудности в концентрации внимания и отсутствие интересов к работе. Антидепрессанты имеют различные механизмы действия и объединяются в группы по биохимическому принципу действия на головной мозг. Наилучшим препаратом, является тот, который подобран индивидуально в зависимости от конкретной ситуации, человека, от того как организм отвечает на препараты.

Стабилизаторы настроения

Лекарства стабилизирующие настроение чаще всего используется для лечения биполярных расстройств, заболеваний характеризующиеся чередованием возбуждения и депрессии. Так же стабилизаторы настроения могут быть использованы в качестве дополнения и могут сочетаться с антидепрессантами для лечения отдельных разновидностей депрессий.

Транквилизаторы

Транквилизаторы могут быть использованы при лечении различных тревожных расстройств, таких как, например, генерализованное тревожное расстройство и расстройств с симптоматикой панических атак. Траквилизаторы могут помочь при снижении агитации и снятия симптома нарушения сна. Эти препараты быстродействующие, помогают быстро снимать симптомы, но действуют не продолжительно, короткий период времени, от 30 до 90 минут. Главной проблемой в приеме транквилизаторов яввляется то, что их длительный или не контролируемый прием вызывает развитие зависимости.

Антипсихотические препараты

Антипсихотические лекарства — нейролептики, главным образом используется при лечении психических расстройств связанных с нарушением обменных процессов головного мозга, эндогенных психических расстройств, таких как, например, шизофрения. Кроме того, антипсихотики могут быть использованы для лечения расстройств шизофренического спектра, расстройств личности, биполярных и могут применяться в комплексе с антидепрессантами для лечения некоторых видов депрессий, неврозов и иных психических заболеваний.

Психотерапия

Психотерапия, которая не редко называется разговорной терапией или психологическое консультирование, является неотделимым процессом лечения самых разнообразных психических расстройств. Во время психотерапии, человек в полном объеме узнает о собственном состоянии, причинах формирования настроения, чувств, мыслей и поведения. Используя эти знания, которые человек получает в процессе занятий, научившись правильно применять их, человек становится способным не только справляться с возникающими неблагоприятными ситуациями и стрессом, но и учится управлять своим психоэмоциональным состоянием.
Есть много различных видов психотерапии, каждый из которых имеет свой особый подход к возможностям улучшению психического здоровья.
Психотерапия часто эффективно помогает в течение нескольких месяцев и завершается успехом, но в некоторых случаях более длительное лечение бывает необходимым.
Психотерапевтические сеансы могут проводиться как индивидуально с врачом, так и в группах или вместе с членами семьи.

Методы активной стимуляции

Лечение психических заболеваний методами мозговой стимуляции иногда используются для депрессий и иных психических расстройств. Эти методики используются в экстренных ситуациях, при которых лекарственные препараты и психотерапия не подействовали. Они включают в себя электросудорожную терапию (ЭСТ), транскраниальную магнитную стимуляцию, стимуляцию блуждающего нерва и экспериментальное лечение называемое глубокой стимуляцией мозга.

Лечение психических болезней в стационаре

Психические расстройства иногда становится столь сильно выражены, что возникает необходимость в госпитализации. Госпитализация в психиатрическую клинику, как правило, рекомендуется, если человек не может позаботиться о себе должным образом или когда он находится в состоянии высокой вероятности нанесения вреда себе или окружающим, либо когда проявляемая у человека симптоматика становится для него невыносимой.

Реабилитация и предупреждение рецидивов

В качестве завершающего этапа лечения любого психического заболевания должен стать этап реабилитации. На этом этапе лечения человек приобретает навыки общения и противодействия стрессовым ситуациям «в реальном времени». Человек обучается на реально возникающих у него жизненных ситуаций и моделируемых психотерапевтом ситуациях.

Если человек, при лечении психического заболевания, проходит все этапы, которые рекомендует ему лечащий врач, не нарушает установленный врачом режим и качественно выполняет все рекомендации врача, то вероятность возврата этого расстройства или возникновение нового становится маловероятным.

Ссылки на страницы по частым вопросам

Синдром беспокойных ног

Психосоматические расстройства

Синдром раздраженного кишечника

Депрессия

Неврозы

Панические атаки

Шизофрения

Маниакальные расстройства

А. Дюрер «Меланхолия» Соотношение духовных недугов и психических заболеваний — одна из проблем, с которой постоянно приходится сталкиваться в церковной жизни как духовенству, так и мирским представителям клира. Но чаще всего именно священник оказывается первым, к кому обращается за помощью человек с психическими расстройствами.

Три жизни

В начале года в СМИ прошла волна публикаций о серии суицидов среди подростков. Примерно в это же время ко мне обратился священник с просьбой проконсультировать его духовную дочь, девушку-подростка, которая не раз в беседах с духовником упоминала о самоубийстве. На прием Маша (имя изменено) пришла вместе с мамой, прибывающей в недоумении, зачем священник направил ее дочь к психиатру. Никаких изменений в состоянии дочери члены семьи не замечали. Маша успешно оканчивала школу и готовилась к поступлению в вуз. Во время нашей беседы она не только подтвердила наличие суицидальных мыслей, но и рассказала, что несколько раз открывала окно, чтобы выброситься из него. Свое состояние Маша умело скрывала от родных и близких и только духовному отцу говорила о личных переживаниях. Батюшка приложил много усилий, чтобы уговорить девушку пойти к психиатру. У Маши была тяжелая депрессия, требовавшая госпитализации. Если бы не усилия священника, она наверняка пополнила бы список подростков, покончивших с собой и оставивших в растерянности и отчаянии своих родных и близких.

Примерно тогда же в «скорую помощь» поступил вызов из одного московского храма. «Неотложку» к юноше вызвал священник. Молодой человек с целью «духовного совершенствования» полностью отказался от еды и пил только воду. В состоянии крайнего истощения он был доставлен в больницу, где в течение десяти дней находился в реанимации. Примечательно, что родители видели его состояние, но никаких мер не принимали. В обоих случаях девушка и юноша остались живы только благодаря тому, что священники распознали у них психическое расстройство.

Третий, трагический, случай также был в Москве. Священник по некомпетентности запретил обратившемуся к нему за помощью юноше принимать лекарства, хотя тот несколько лет назад перенес шизофренический приступ. Через две недели больной покончил жизнь самоубийством.

Распространенность психических заболеваний и расстройств в нашем обществе довольно высока. Так, около 15,5% населения страдает психическими расстройствами, при этом около 7,5% нуждаются в психиатрической помощи. В немалой степени на эту статистику влияют алкоголизм и наркомания. По самоубийствам наша страна занимает второе место в мире (23,5 случая на 100 000 населения). По официальным данным, с 1980 по 2010 год покончили с собой около миллиона российских граждан, что свидетельствует о глубоком духовном кризисе нашего общества1.

Неудивительно, что люди, страдающие психическими расстройствами, обращаются за помощью в Церковь чаще, чем куда-либо еще. С одной стороны, большинство из них только в храме обретает духовную поддержку, смысл и цель в жизни. А с другой, что не менее важно, многие душевные расстройства в период обострения имеют религиозную окраску. Кроме того, как отмечает доктор медицинских наук прот. Сергий Филимонов, «сегодня в Церковь приходят не по доброй воле познания Бога, а в основном для решения вопроса выхода из кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с развитием психического заболевания у себя или близких родственников»2.

Новый предмет в подготовке священнослужителей

Сегодня во многих епархиях наработан серьезный опыт сотрудничества врачей-психиатров и священников, которое началось в начале 90-х годов. Тогда по благословению духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла (Павлова) в Московской духовной семинарии начались занятия по пастырской психиатрии под руководством наместника лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский). Отец Феогност преподает пастырское богословие, в структуру которого был включен цикл по пастырской психиатрии. В дальнейшем курс «Пастырская психиатрия» на кафедре пастырского богословия (с 2010 года — кафедра практического богословия) появился в ПСТГУ по инициативе протоиерея Владимира Воробьева и в Сретенской духовной семинарии по инициативе архимандрита Тихона (Шевкунова).

Первый больничный храм при психиатрической клинике освятил 30 октября 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в честь иконы Божией Матери Целительницы при Научном центре психического здоровья РАМН. Тогда, выступая перед психиатрами, Святейший Патриарх сказал: «На врачей-психиатров и ученых возложена трудная и ответственная миссия служения делу духовного здоровья вверенных в их попечение человеческих душ. Служение врача-психиатра является в подлинном смысле искусством и подвигом по образу служения Самого Христа Спасителя, Который пришел в мир отравленного человеческим грехом бытия для того, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке и утешении».

Впервые специальное руководство для священников по психиатрии на основе концепции целостного христианского понимания человеческой личности разработал один из признанных авторитетов отечественной психиатрии, сын священника Рязанской губернии профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899–1979). Свою концепцию курса «Пастырская психиатрия» для студентов духовных академий и семинарий он написал в советское время. И хотя ему не удалось завершить книгу «Психиатрия и вопросы духовной жизни»3, Мелехов сформулировал основные принципы соработничества врача-психиатра и священника в лечении и окормлении страдающих душевными недугами. Эта работа вышла в машинописном издании вскоре после смерти автора. В дальнейшем она вошла в Настольную книгу священнослужителя, а позже в состав многочисленных сборников.

Одна из центральных проблем этой книги — проблема соотношения в человеке телесного, душевного и духовного и, соответственно, соотношение душевных и духовных болезней. Известный в годы молодости Мелехова cвященноисповедник Георгий (Лавров), подвизавшийся в Даниловском монастыре, четко различал две группы этих болезней. Одним он говорил: «Ты, деточка, иди к врачу», а другим: «Тебе у врачей делать нечего». Бывали случаи, когда старец, помогая человеку настроить свою духовную жизнь, рекомендовал ему сходить к психиатру. Или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное лечение.

В книге «Психиатрия и вопросы духовной жизни» Мелехов исходил из святоотеческого трихотомического понимания человеческой личности с разделением ее на три сферы: телесную, душевную и духовную. В соответствии с этим болезнь духовной сферы лечит священник, душевной — врач-психиатр, телесной — врач-соматолог (терапевт, невролог и др.). При этом, как отмечал митрополит Антоний (Блюм), «нельзя сказать, что где-то кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым нормальным образом совершается взаимное проникновение»4.

Все три сферы человеческой личности тесно взаимосвязаны друг с другом. Телесное заболевание часто сказывается на душевной и духовной жизни. Об этом еще в IV веке писал святитель Иоанн Златоуст: «И тело Бог создал сообразным с благородством души и способным выполнять ее веления; создал не просто каким-нибудь, но таким, каким ему нужно быть для служения разумной душе, так что если бы оно не было таким, действия души встретили бы сильные препятствия. Это и видно во время болезней: когда состояние тела хоть немного уклонится от надлежащего своего устройства, например если мозг сделается горячее или холоднее, то многие из душевных действий останавливаются»5.

При этом возникают некоторые принципиальные вопросы: может ли человек, страдающий тяжелым физическим заболеванием, быть психически и духовно здоровым? Ответ здесь однозначный. Такие примеры мы знаем не только из житий святых и из подвигов новомучеников, но и среди наших современников. Второй вопрос: может ли человек духовно больной быть формально психически и физически здоровым? Да, может.

Третий вопрос: может ли человек, страдающий серьезным психическим заболеванием, включая тяжелые формы депрессии и шизофрению, иметь нормальную духовную жизнь и достичь святости? Да, может. Ректор ПСТГУ прот. Владимир Воробьев пишет, что «священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная — это не позор, это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь»6. Свт. Игнатий (Брянчанинов) приводил конкретные примеры, «св. Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступлением, свв. Исаакий и Никита долго страдали умоповреждением. Некоторый св. пустынножитель, заметивший возникшую в себе гордость, молил Бога, чтоб попущено было ему умоповреждение и явное беснование, которые и попустил Господь смиренномудрому рабу Своему»7.

Отношение Церкви к проблеме соотношения духовных и душевных болезней четко сформулировано в Основах социальной концепции (ХI.5.): «Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника».

О соотношении духовных и душевных состояний

К сожалению, обращает на себя внимание высокая распространенность совершения чина «изгнания злых духов» в современной церковной практике. Некоторые священники, не проводя дифференциацию между духовными недугами и психическими заболеваниями, направляют на совершения «отчиток» больных с тяжелыми генетически обусловленными психическими заболеваниями. Еще в 1997 году Патриарх Алексий II на епархиальном собрании духовенства Москвы осудил практику «отчиток».

Существует целый ряд состояний, которые внешне имеют сходные проявления, но относятся к духовной или душевной жизни и имеют, соответственно, принципиально различную природу. Остановимся на соотношениях некоторых из них: печаль, уныние и депрессия; одержимость и бред «бесоодержимости»; «прелесть», маниакальные и депрессивно-бредовые состояния.

Среди духовных состояний выделяют печаль и уныние. При печали отмечаются упадок духа, бессилие, психическая тяжесть и боль, изнеможение, скорбь, стесненность, отчаяние. В качестве ее основной причины святые отцы отмечают лишение желаемого (в широком смысле этого слова), а также гнев, воздействие бесов8. Необходимо отметить, что преподобный Иоанн Кассиан Римлянин наряду с этим особо выделяет «беспричинную печаль» — «неразумную скорбь сердца»9.

Депрессия (от латинского dep­ressio — подавление, угнетение) — это уже не духовное, а душевное расстройство. В соответствии с современными классификациями оно представляет собой состояние, основными проявлениями которого является устойчивое (не менее двух недель) грустное, печальное, подавленное настроение. С тоской, унынием, утратой интересов, снижением работоспособности, повышенной утомляемостью, сниженной самооценкой, пессимистическим восприятием будущего. А также с утратой потребности в общении и нарушением сна, снижением аппетита вплоть до его полного отсутствия, трудностями сосредоточения и осмысления. Кроме этого при депрессии нередко возникает беспричинное самоосуждение или чрезмерное чувство вины, повторяющиеся мысли о смерти.

Люди верующие в состоянии депрессии будут испытывать ощущение богооставленности, утраты веры, появление «окамененного бесчувствия», «холода на сердце», говорить о своей исключительной греховности, духовной гибели, жаловаться, что не могут молиться, читать духовную литературу. При тяжелой депрессии нередко отмечаются суицидальные мысли. Люди верующие обычно говорят, что совершить самоубийство они не могут, ведь за это их ожидает ад. Но, как показывает практика — и на это нужно обращать внимание, — они также совершают самоубийства, хотя немного реже, так как душевные страдания являются самыми тяжелыми и не все способны их вынести.

Среди депрессий выделяют реактивные, возникающие после психотравмирующих ситуаций (например, после смерти близкого человека), и эндогенные («беспричинная печаль»), которые обусловлены генетически. Особо часто депрессии встречается у людей преклонного возраста, среди которых они отмечаются более чем в половине случаев. Нередко депрессии приобретают затяжное и хроническое течение (более двух лет). По данным ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в структуре заболеваемости и будет отмечаться у 60% населения, а смертность от тяжелых депрессий, зачастую приводящих к суицидам, выйдет на второе место среди других причин. Причина этого — утрата традиционных религиозных и семейных ценностей.

Среди духовных состояний выделяется бесоодержимость. Вот два примера, иллюстрирующие это состояние. Первый из них связан с епископом Стефаном (Никитиным; †1963), который еще до рукоположения в священный сан в лагере, будучи врачом, носил на себе Святые Дары. Однажды его как врача попросили проконсультировать дочь начальника лагеря. Когда он к ней пришел, она неожиданно стала метаться по комнате и кричать, чтобы убрали святыню, доктора попросили уйти. Другой пример из жизни архиепископа Мелитона (Соловьева; †1986). Он относится к концу 1920-х годов. Однажды он поздно вечером, почти ночью, переносил с одной квартиры на другую портрет св. Иоанна Кронштадтского. Навстречу ему шел мужчина, который стал неожиданно кричать и называть имя Иоанна Кронштадтского. То есть ведущий критерий определения бесоодержимости, как отмечают многие пастыри, — это реакция на святыню.

В то же время к душевным болезням относятся шизофренические психозы, когда нередко наряду с разнообразной бредовой тематикой больной считает себя владыкой мира или Вселенной, мессией, призванным спасти Россию или всё человечество от мирового зла, экономического кризиса и т.п. Существуют также бредовые расстройства, когда больной убежден, что в него вселились бесы, шайтаны (в зависимости от того, к какой культуре он принадлежит). В данных случаях идеи бесоодержимости, так же как идеи мессианского содержания, являются только тематикой бредовых переживаний больного при тяжелом психическом заболевании.

Например, один из пациентов в первом психотическом приступе считал себя Чебурашкой и слышал в голове голос крокодила Гены (слуховые галлюцинации), а в следующем приступе он говорил, что в него вселились темные силы (бред бесоодержимости) и им же принадлежат голоса. То есть в одном случае тематика бредовых переживаний была связана с детским мультфильмом, в другом имела религиозный подтекст. Оба приступа одинаково успешно лечились антипсихотическими препаратами.

Нам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда священники квалифицировали слуховые галлюцинации как воздействие демонических сил и не рекомендовали больным обращаться к врачам. Хотя эти больные регулярно причащались, никаких изменений в их психическом статусе не происходило, что должно было отмечаться при бесоодержимости.

К духовным состояниям относится и состояние «прелести», важнейшим проявлением которой является переоценка человеком своей личности и интенсивный поиск различных «духовных даров». Однако данный симптом, наряду с ощущением больным прилива сил, энергии, особого духовного состояния, психомоторным возбуждением, расстройством влечений, сокращением длительности ночного сна, является одним из проявлений маниакальных состояний. Бывают и другие состояния, когда человек начинает очень активно «заниматься своим духовным ростом» и перестает слушать своих духовников.

Некоторое время назад ко мне обратились родители одной девушки, которая примерно за год до этого пришла к вере, но последние два месяца ее духовная жизнь стала очень интенсивной. Она похудела настолько, что возникла реальная угроза ее жизни в связи с дистрофией внутренних органов. Около двух часов она молилась утром, около трех вечером, днем около двух часов читала кафизмы и отдельные места из Евангелия и Послания апостолов. Она причащалась каждое воскресенье, а перед этим каждую субботу отстаивала многочасовую очередь на исповедь в одном из монастырей. На исповедь она приходила с многочисленными листами. В храме ей неоднократно становилось плохо и приходилось вызывать «скорую». Слова духовника о том, что она не монахиня-схимница, что ей не положено выполнять такие молитвенные правила, она не слышала. Также она не слышала и просьб своих пожилых родителей. Они просили хотя бы иногда ходить в храм рядом с домом, так как проводить с ней все выходные в монастыре им физически тяжело, а одну отпустить ее они не могут. Она перестала справляться с работой и общаться со своими коллегами. Больной она себя не считала, при этом негативно отзывалась о священниках, которые пытались ограничить ее молитвенные «подвиги». Под давлением родителей она пассивно согласилась принимать лекарства, на фоне которых у нее постепенно восстановился аппетит и трудоспособность. Молитвенное правило (на чем настаивал духовник) сократилось до чтения утренних и вечерних молитв и одной главы из Евангелия.

Понятно, что ни в одном из монастырей ни одна игуменья, ни старец не благословят молодую послушницу на подобные «подвиги». Никто не отменял старого монашеского правила: когда видишь брата, резко поднимающегося наверх, сдерни его вниз. Когда человек воспринимает себя «великим специалистом» в духовной жизни и не слышит своего духовника, принято говорить о состоянии прелести. Но в данном случае была не прелесть, а психическое заболевание, которое приобрело религиозную окраску.

Навязчивые состояния и их формы

При обсуждении темы соотношения духовных и душевных болезней необходимо остановиться на проблеме навязчивых состояний (обсессий). Они характеризуются возникновением в сознании больного непроизвольных, обычно неприятных и тягостных мыслей, представлений, воспоминаний, страхов, влечений, по отношению к которым сохраняются критическое отношение и стремление им противостоять. Существуют двигательные навязчивости, когда человек повторяет какие-то движения. Например, несколько раз возвращается к запертой двери, проверяет, заперта она или нет. При психических заболеваниях бывает, что больной делает поклоны и стучит лбом об пол (такое бывало и с православными, и с мусульманами). Кроме этого выделяют так называемые контрастные навязчивости, когда у человека появляется неотвратимое желание сбросить кого-то под поезд в метро, у женщины возникает желание ударить ножом своего ребенка.

Для больного совершенно чужда такая мысль, он прекрасно понимает, что этого совершать нельзя, но эта мысль неотвязно существует. Также к контрастным навязчивостям относят так называемые хульные мысли, когда у человека появляется как бы хула на Духа Святого, на Божию Матерь, на святых угодников. Подобное состояние было у одного из моих пациентов на этапе депрессии после шизофренического приступа. Для него, православного человека, хульные мысли были особо мучительны. Он пошел к священнику на исповедь, но тот отказался его исповедовать, сказав, что всё простится человеку, кроме хулы на Духа Святого (ср.: Мф. 12, 31). Что ему оставалось делать? Он совершил попытку самоубийства. После проведенной психофармакотерапии указанные психопатологические расстройства купировались и в дальнейшем не повторялись.

Выводы

Отмеченные выше депрессивные состояния, состояния с бредом бесоодержимости, с навязчивостями, с маниакальными и депрессивно-бредовыми состояниями в целом успешно реагируют на психофармакотерапию, что свидетельствует о биологической основе этих состояний. Это отмечал и митрополит Антоний (Сурожский), который писал, что «психические состояния в значительной мере зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики, химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе. Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека оторвал от всякой связи с Богом. И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать»10.

Многие классики психиатрии и современные исследователи отмечали, что христианское восприятие жизни делает человека устойчивым к различным стрессовым ситуациям. Очень четко эту мысль сформулировал Виктор Франкл, основатель теории логотерапии и экзистенциального анализа:»Религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше»11.

Сложность разграничения душевных и духовных заболеваний остро ставит вопрос о необходимости обязательного включения в программы подготовки будущих священников во всех высших учебных заведениях Русской Православной Церкви курса пастырской психиатрии, а также специальных курсов по психиатрии при подготовке социальных работников. О необходимости этих знаний для каждого пастыря писал в своем руководстве «Православное пастырское служение» еще профессор архимандрит Киприан (Керн), посвятив вопросам пастырской психиатрии специальную главу. Он настоятельно рекомендовал каждому священнику прочитать одну-две книги по психопатологии, «чтобы огулом не осудить в человеке как грех то, что само по себе есть только трагическое искривление душевной жизни, загадка, а не грех, таинственная глубина души, а не нравственная испорченность»12.

Задача священника при выявлении у человека признаков психического заболевания — помочь ему критически осмыслить состояние, побудить обратиться к врачу, а в случаях необходимости к систематическому приему лекарственной терапии. Уже есть немало случаев, когда больные только благодаря авторитету священника, по его благословению принимают поддерживающую терапию и длительное время находятся в стабильном состоянии. Как показывает практика, дальнейшее совершенствование психиатрической помощи возможно только при тесном сотрудничестве врачей-психиатров со священниками и при четком разграничении сфер компетенции.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Как изменялось отношение к психическим заболеваниям на протяжении истории человечества? Что происходило с умалишенными в Средневековье? Как сегодня определяют, что норма, а что патология? Ответы на эти вопросы мы нашли на лекции клинического психолога Елизаветы Тверской.

От первобытных сообществ до Средневековья

Понятие «безумие» первобытным людям не было знакомо, зато они с большим уважением относились к миру духов, который иногда якобы взаимодействовал с ними. За контакт с духами в племени отвечал шаман, колдун или жрец. И если с кем-то происходило нечто странное, например, человек слышал голоса, – ему помогали либо общаться с духами, либо прогнать их.

В античные времена считалось, что безумие – проклятье суровых богов. Оставалось лишь мириться с этой карой либо стараться умилостивить бога, принеся жертву. Тогда же, в Античности, появилась школа Гиппократа, участники которой выдвинули идею о том, что у безумия вовсе не божественная природа, просто пока неизвестно, что происходит с человеком.

Арабский мир

Один из первых экспериментов, исследующих влияние стресса на организм, провел персидский ученый, философ и врач Авиценна (980-1037).

Врач посадил двух овец в отдельные загоны. Одна жила спокойно: ела, пила и спала. Рядом с другой был привязан волк: достать овцу он не мог, но постоянно оставался в ее поле зрения. Вскоре вторая овца перестала есть и пить, у нее нарушился сон, и она умерла от истощения. Авиценна сделал вывод о том, что тело, эмоции и психика связаны.

В результате сформировались два подхода к психическим заболеваниям:

1. Особые состояния возникают, когда происходит контакт со сверхъестественным миром.

2. Существует связь этих состояний с организмом, но недостаток знаний, умений и инструментов мешает понять механизм взаимодействия.

В Средневековье возросла роль церкви и нормой стало считаться то, что прописано в священных текстах. «Особые состояния» людей объяснялись тем, что они отступили от законов Божьих или их соблазнил дьявол. Считалось также, что дьявол подкладывает в мозг «камень безумия». Врач мог вскрыть черепную коробку и достать оттуда «камень», но в большинстве случаев пациенты просто умирали.

Как лепрозории превратились в дома сумасшедших

В Средневековье в связи с регулярными эпидемиями лепры (проказы) стали строить лепрозории.

Эпидемия схлынула, лепрозории остались. В них стали отселять самый разный контингент: больных сифилисом, преступников и тех, кто, по мнению родственников, неправильно распоряжается имуществом. Именно в стенах лепрозориев среди людей, которые просто не вписались в общество, и развивалась психиатрия. Вплоть до XVII века условия обитания в этих приютах едва ли можно было назвать гуманными.

Все изменилось после Французской революции, которая принесла идеи свободы, равенства, братства. В парижский приют Ля Бисетре пришел новый главный врач Филипп Пинель. Он ввел нормы личного пространства, запретил избиения, цепи, оковы, стальные ошейники, шлемы, введя вместо них мягкие фиксаторы. Именно тогда появилась смирительная рубашка. Пинель обязал врачей приходить к пациентам, беседовать с ними, проводить лечебные процедуры, ввел трудотерапию.

Спустя три месяца после реформы Пинеля часть пациентов пошла на поправку, и их выпустили из приютов. Оказалось, что, если с людей снять цепи, начать кормить, перестать избивать и лишать сна, они перестают вести себя агрессивно.

При чем тут Фрейд?

Фрейд видел в симптомах болезней не только медицинскую, но и психологическую составляющую, которую предстояло расшифровать. В одной из первых исследовательских работ он делит параличи (ограничения движений конечностей) на два типа: первый вызван поражением спинного мозга, а у второго нет никаких видимых причин. Фрейд также заметил, что есть особые параличи, которые иногда исчезают, но потом снова возвращаются, он называл их психогенными.

Кроме того, Фрейд был первым, кто громко сказал про бессознательное и его проявление через телесные симптомы. Он считал, что нужно осознать содержание бессознательного, и тогда оно потеряет силу. Как это сделать?

1. Метод свободных ассоциаций. Человек приходил примерно 3-4 раза в неделю на два часа и говорил обо все подряд. Через некоторое время он уже рассказывал о том, что его волнует.

2. Анализ телесных симптомов. Допустим, мужчина планировал сделать возлюбленной предложение руки и сердца, но у него заболел бок и перестала двигаться рука. Фрейд считал, что такой симптом может говорить о том, что предложение он делать не хотел.

3. Анализ сновидений. Во сне цензура падает и образы из бессознательного приходят к нам в искаженной форме.

4. Анализ психопатологии обыденной жизни. В основе метода лежала теория, что, когда мы устаем, бессознательное прорывается в речи, в действии или в том, что мы слышим.

Так в XX веке появилась новая идея: отклонения от нормы могут быть связаны с психологией личности.

Норма сегодня

Чтобы определить, что норма, а что – патология, сегодня используются несколько подходов.

1. Статистический подход. Он основан на том, что любой признак подчинен закону нормального распределения: нормальным считается то, что наиболее распространено.

Этот подход используют в тестах для измерения уровня IQ, в которых диагнозы зависят от количества набранных баллов. Допустим, если результат меньше 20, диагноз – имбецильность, если уровень IQ попадает в диапазон от 20 до 40 – дебильность и т.д. Но разница между 19 и 20 баллами небольшая, а диагнозы разные. Возникает вопрос: где и как проводить черту? Точного ответа нет, поэтому сегодня статистический подход используется только для представления данных, но не для диагностики.

2. Адаптационный подход. Нормой считается то, что помогает адаптироваться к определенным условиям. Наши предки были тревожными и пугливыми, и именно это позволило им выживать и оставлять потомство. Но в современном мире эти состояния не помогают выживанию: людям, подверженным приступам тревоги и паники, тяжело ездить в метро, выступать публично, звонить незнакомым.

Адаптивная патология сегодняшнего дня – перфекционизм. Жить с ним тяжело, но обществу удобны перфекционисты, которые стремятся работать очень и даже слишком хорошо.

3. Идеалистический подход. Норма – «идеальное состояние» человека. Идеальные люди красивы, молоды, эффективны, не прокрастинируют, рано встают, делают зарядку, пьют смузи и не употребляют глютен.

Проблема в том, что ни один человек никогда не станет полностью нормальным. Он только стремится к идеалу, но никогда его не достигнет, и это заставляет его чувствовать, что он не соответствует ожиданиям и не такой, как надо.

4. Культурный подход. Представление о норме зависит и от культуры.

В Японии, например, встречается загадочное заболевание Тайдзин кефусе – боязнь межличностных отношений. В японском обществе действуют строгие предписания о том, как себя вести в зависимости от положения на социальной лестнице. Из-за этого у молодых людей возникает страх ошибиться, оскорбить другого своим поведением. Они боятся вступать в любые отношения с окружающими и даже выходить на улицу. В японских психиатрических клиниках людей с таким диагнозом становится все больше, при этом ни в одной другой культуре этого нет.

5. Клинический подход. Соотношение симптомов и диагнозов прописано в руководствах: Международной классификации болезней (МКБ – 10) и американском диагностическом справочнике DSM – V. Они постоянно пересматриваются и дополняются, но к определенному консенсусу ученым все же удается прийти.

При постановке диагноза учитывается не только наличие симптомов, но и социальная дезадаптация. Например, в США организовали сообщество людей, которые слышат голоса и считают, что это не болезнь, а особенность. Они не хотят, чтобы их лечили, и часть из них ведет вполне нормальную жизнь.

То есть если вы слышите голоса и не страдаете от этого, не обращаетесь к врачу, лечить вас не должны. Согласно статье 29 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», госпитализация только добровольная. Принудительная госпитализация возможна только в трех случаях: если человек представляет угрозу для себя и окружающих, находится в состоянии беспомощности и если есть угроза ухудшения состояния либо угроза смерти.

Как сегодня лечат психические расстройства

Все причины психических расстройств делят на три кластера: биологические, психологические и социальные. В зависимости от причин врач выбирает метод лечения.

Фармакотерапия. Невозможно предсказать, поможет конкретный лекарственный препарат пациенту или нет. Его должен назначить только врач, который учтет возраст, пол, индивидуальные реакции. И отменить, просто перестав принимать, нельзя. Это надо делать постепенно и под контролем врача.

Электросудорожная терапия (ЭСТ). Эффективный метод, окруженный множеством мифов. Процедура выглядит довольно устрашающе: пациенту вводят миорелаксанты (препараты, снижающие тонус скелетных мышц. – Прим. ред.) и легкий наркоз, обрабатывают виски спиртом, устанавливают электроды, пропускают разряд. После этого пропадает кратковременная память. Но вскоре она возвращается, а симптомы уходят. Это похоже на перезагрузку компьютера: большой электрический разряд перезапускает мозг. Как правило, пациенту сложно согласиться на ЭСТ. Чаще всего ее назначают в тех случаях, когда таблетки уже не помогают.

Психотерапия. Психотерапия работает с психологическими и социальными причинами заболеваний. Она нужна, чтобы принять диагноз и избавиться от мифов, которые его окружают, адаптироваться к обычной жизни.

Эффективнее всего сочетать фармакотерапию и психотерапию. Просто принимать таблетки бессмысленно: важно изменить стиль жизни, отношения с окружающими. Если этого не сделать, велик риск, что пациент снова попадет на больничную койку, потому что отвечать на стресс должным образом так и не научился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *