Молитва разрешительная текст

Киевская Русь

Форма используемой уже не одно столетие в РПЦ «разрешительной» молитвы вызвала жесткую критику преподобного Никодима Святогорца. Что можно было бы сделать, чтобы привести практику в соответствие с богословием Церкви?

Как известно, в нынешней практике Русской Православной Церкви в качестве разрешительной молитвы используется следующая: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе, чадо (имя) вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Однако в требниках в чине исповеди по сей день печатается еще одна молитва, начинающаяся со слов «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе…» В ней священник молится о прощении грехов кающегося и воссоединении его с Церковью: «Сам и ныне умилостивися о рабе Твоем (имя), и подаждь ему образ покаяния, прощение грехов и отпущение, прощая ему всякое согрешение, вольное же и невольное. Примири и соедини его святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…» Как правило, в современной практике эта молитва читается сразу же после увещания к исповедующимся и предшествует собственно исповеданию грехов, несмотря на то, что в требнике данная молитва помещается после беседы с кающимся.

Проблема использования принятой ныне в Русской Церкви разрешительной молитвы, или, как ее еще порой называют, «тайносовершительной формулы» — в том, что в ней священник произносит фразу от первого лица «я… прощаю и разрешаю», в то время как православной традиции чуждо использование таких формулировок. Единственным Совершителем таинств, в представлении Православной Церкви, всегда остается Сам Господь Бог, а священник же — Его служитель, возглавляющий молитву о совершении таинства и совершающий определенные священнодействия, но никак не полновластный «хозяин» благодати.

Формулы таинств от первого лица приняты в Католической Церкви. Например, сравните: при совершении Крещения в Православной Церкви священник произносит: «Крещается раб Божий…», в то время как в Католической: «Я крещу тебя…» Молитва с формулировкой от первого лица («прощаю и разрешаю») проникла в Русскую Церковь через Требник святителя Петра Могилы, чрезмерно увлекавшегося латинским богословием и обычаями.

Ввиду этого некоторые священники после исповеди читают не только данную «формулу», но и молитву «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе…» Однако, при частой исповеди возникает вопрос об уместности чтения этой молитвы, включающей просьбу о примирении и соединении кающегося со святой Церковью. В самом деле, если человек исповедует лишь так называемые «повседневные» грехи, то разве можем мы утверждать, что каждый раз он отпадает от Церкви, и каждый раз снова и снова его «присоединять»?! Да, скажут некоторые, каждый грех, даже самый небольшой, есть преграда между человеком и Богом и нуждается в прощении. Но все же даже в Первом соборном послании ап. Иоанна Богослова говорится: «всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти». То есть, не всякий грех ставит человека вне Церкви, ведь сама Церковь — сообщество не безгрешных, но спасаемых.

Однако богослужебные книги Русской Церкви дают еще один пример разрешительной молитвы, которая вполне православна по форме и уместна для применения и над теми, кто от Церкви не отпадал. Эта молитва помещена в требнике в чине исповеди и причащения больного. Начинается она словами «Господи Боже наш, Петру и блуднице слезами грехи оставивый…», а сама просьба о прощении грехов в ней звучит так: «…прими исповедание раба Твоего (имя), и еже Ти согреши, вольныя его грехи и невольныя словом или делом, или помышлением, яко Благ, презри» (в переводе: «прими исповедание раба Твоего, и в чем он пред Тобою согрешил, вольные его грехи и невольные, совершенные словом, или делом, или помышлением, как Благой, прости»). Именно эта молитва встречается в качестве разрешительной и в современных греческих книгах.

Но что интересно, в том же греческом служебнике в качестве первой, то есть основной, разрешительной молитвы приводится та, что у нас читается второй по счету в начале чина исповеди: «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Пастырю и Агнче…» Причем так же, как и у нас, данная молитва содержит прошения во множественном числе: «…ослаби, остави, прости грехи, беззакония, согрешения вольная и невольная, яже в ведении и не в ведении, яже в преступлении и преслушании бывшая от рабов Твоих сих». Эту же молитву в качестве разрешительной указывает и преподобный Никодим Святогорец в знаменитом труде «Руководство к исповеди» (первое издание — 1794 год). Об этом пишет прот. Василий Петров на сайте «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/3171386.html

Однако чтением разрешительной молитвы в греческой традиции исповедь не завершается. Согласно «Руководству к исповеди», после молитвы священник, повернувшись к кающемуся, полагает свою руку ему на голову и произносит: «Благодать Всесвятаго Духа чрез мое ничтожество разрешает тебя и прощает». Преподобный Никодим Святогорец, заимствуя, подобно святителю Петру Могиле, схоластическое латинское учение о «материи» и «форме» таинства, называет данную формулировку «видом» Таинства Покаяния. Подобная же формулировка содержится и в современном греческом служебнике после разрешительной молитвы, однако она, как видим, в отличие от русской «разрешительной формулы», произносится не от первого лица. «Благодать… разрешает и прощает», а не «аз… прощаю и разрешаю».

Как пишет прот. Василий Петров, прп. Никодим Святогорец подвергает уничтожающей критике указание кипрского униата Неофита о чтении разрешительной молитвы от первого лица («Я отпускаю тебе исповеданные грехи»). В частности, прп. Никодим цитирует святителя Иоанна Златоуста, приводя следующий довод: даже пророк Нафан не дерзал сказать впавшему в тяжкий грех и раскаявшемуся Давиду: «Я прощаю тебе», но «Господь снял с тебя грех твой».

«На этом фоне возникает вопрос: какой была бы реакция преподобного подвижника, если бы он узнал, что похожими словами Русская Церковь уже много лет завершает исповедь: «И аз, недостойный иерей (имя рек) прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих», — продолжает прот. В. Петров. — Надо признать правоту суждений афонского подвижника. Ни в одной традиционной разрешительной молитве нет отпущения грехов от первого лица. Духовник лишь просит Господа простить грехи кающегося».

Что же делать рядовому священнику, вникающему в подобные вопросы и понимающему всю неуместность латинской «формулы» в византийской богослужебной традиции? Конечно, было бы хорошо, если б данными вопросами заинтересовалась литургическая комиссия и предложила бы рекомендации по приведению богослужебной практики в соответствие с богословием Церкви. Lex orandi, в конце концов должен соответствовать lex credendi. Пока же можно ограничиться следующими рекомендациями на основании моей скромной пастырской практики и практики моих друзей-священников.

В тех случаях, когда человек исповедуется первый раз или после очень долгого перерыва (скажем, год или более), либо когда исповедует тяжкие, смертные грехи, такие как аборты, прелюбодеяние, «гражданский брак» (сожительство без росписи), походы к гадалкам и колдунам и проч., уместно читать молитву «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе…», содержащую просьбу о воссоединении кающегося с Церковью.

В остальных случаях, когда исповедующийся приступает к этому таинству регулярно, старается вести христианский образ жизни и не допускает смертных грехов, уместно в качестве разрешительной читать молитву из чина исповеди больных: «Господи Боже наш, Петру и блуднице слезами грехи оставивый…» Использование этой молитвы в качестве разрешительной благословлено в Русской Православной Церкви через сам тот факт, что данная молитва как разрешительная печатается во всех изданиях Требника, то есть клирик не возьмет на себя никакого греха, если станет ее использовать в чине обычной исповеди.

Буду рад, если рассмотренные в этой краткой статье вопросы вызовут обсуждение среди собратьев по клиру и заинтересованных мирян. Редакция «Киевской Руси» готова предоставить место для публикации и других мнений по данной тематике.

Религиозное чтение: молитва разрешительная это в помощь нашим читателям.

Что такое разрешительная молитва? В каких случаях она необходима?

Молитва очищения, читаемая священнослужителем над человеком после того, как совершен какой-либо обряд, называется разрешительной. Считается в православной вере, что разрешительная молитва очищает человеческую душу, снимает тяготу собственных грехов, избавляет от «нечистоты». Что значит «нечистота» в церковном понятии, разъясним ниже.

Когда читают разрешительную молитву?

Бог, посредством священника, отпускает человеческие грехи через «формулу» очищения. Этой «формулой» и является разрешительная молитва. Произносить ее следует только в тех случаях, когда верующий христианин действительно осознал свои совершенные грехи, ошибки и возненавидел их. Только в том случае человек не может раскаяться, если молитва эта читается при отпевании. Так когда же читается разрешительная молитва?

В православной церкви есть всего три случая, когда прощение грехов происходит с использованием разрешительной молитвы:

Разрешительная молитва на отпевании

Каждый, кто считает себя христианином, должен исполнить свой религиозный долг и проводить своих близких и родных в последний путь достойно. О прощении грехов умерших церковь молится не только на заупокойных службах, панихидах. При отправлении человека в вечность священнослужитель совершает обряд отпевания, затем происходит погребение.

В конце отпевания священником прочитывается разрешительная молитва. Текст ее пишется на листе, который обязательно должен включаться в любой погребальный набор. После того как молитва прочтена, ее нужно вложить усопшему в правую руку.

В тексте такой молитвы прошения от всех молящихся и от лица священника о прощении умершему грехов его. Этим выражается надежда на то, что Господь освободит, простит человека от земных грехов и примет умершего в рай. Кроме этого, в молитве просится избавить усопшего от различных проклятий, которые могли быть наложены на него недоброжелателями в жизни.

Таким образом, при обряде отпевания разрешительная молитва является очень важной его составляющей. Священники называют это молитвословие главным для отошедшего в мир иной. В церкви также разрешительная молитва называется «подорожной».

Беременность и роды

В современном мире, как и прежде, к беременной женщине относятся с трепетом и любовью. Защищают ее, стремятся не вступать в конфликты, уступают во всем. Но вот для храма и религии женщина, ждущая чадо свое, и молодая мамочка – это запрет. Чтобы посетить церковь, обязательно читается очистительная или разрешительная молитва матери после родов, проводится определенный ритуал. Удивлены? Но это так. Даже при крещении своего младенца, прежде чем пойти в храм, женщина проходит подобный обряд. Молодые христианки, которые чтут законы церкви, должны не только воспользоваться разрешительной молитвой, но также совершить обряд, который в современности зачастую содержит различные ошибки. Чтобы их избежать, обратитесь к батюшке, он разъяснит, что нужно сделать женщине после родов и что – перед крещением малыша.

Нечистота женщины

В соответствии с Новым Заветом, человек может оскверниться только душой, он не может иметь физическую нечистоту. Но, к сожалению, это касается мужчин. Женщина в православии подвержена ритуальной физической нечистоте. Благодарить нужно за это прародительницу нашу Еву, которая таки поддалась змею-искусителю, а потом «впарила» запретное яблоко Адаму.

  • Нечистота «циклическая». В критические дни женщина не допускается в церковь. В это время ей запрещено прикасаться к святым иконам и причащаться. Как исключение позволяется это тем, кто во время таких дней лежит на смертном одре.
  • Родовая нечистота. В течение сорока дней после разрешения от бремени (то есть после родов) женщины считаются нечистыми. От походов в церковь они должны воздерживаться. Как и при первом случае, им также запрещено причащаться и касаться священных предметов.

Откуда в христианстве вообще возникло понятие нечистоты, когда необходима к прочтению разрешительная молитва после родов?

Концепцию этого православие позаимствовало еще из иудаизма. В книге Левит поясняется, что в период менструации женщина нечиста, а также в течение 40 дней после того, как разродится. О предубеждениях к женщине в этом вопросе свидетельствует и то, что после рождения мальчика женщина нечиста 40 дней, а если родилась девочка – все 80. Из-за первородного греха Евы преследует в христианстве женщин такая дискриминация.

Законы посещения храма

Большинство молодых женщин не может смириться и понять, почему же запрещено входить в храм «нечистыми», а также с младенцем после родов. На это существуют свои религиозные законы и причины, которые истинные христианки должны соблюдать. Запреты идут в следующей последовательности:

  • Во-первых, женщина после родов с кровянистыми выделениями относится к нечистой. В этот момент организм ее и она сама очищаются от последствия грязи сексуальных контактов, так считает Библия.
  • Во-вторых, великий закон – в церкви грех проливать кровь в любом виде. Ранее не имелось современных средств гигиены, и на посещения храма появился запрет.
  • В-третьих, на здоровье мамы и ее малыша может негативно сказаться скопление людей в церкви. Особенно это касается эпидемиологических периодов.

Как видно из вышесказанного, не только религиозные причины запрещают посещать церковь в такие дни. Лучше прислушаться к советам, чтобы избежать проблем.

Разрешительная молитва на исповеди

Таинство покаяния – церковный ритуал, при котором перед священником человек признается в своих грехах и просит ему их отпустить. После одностороннего монолога кающегося священник прощает все прегрешения, происходит незримое прощение от Бога. По своей сути исповедование – это тяжелый душевный труд. Человек обнажает душу свою перед священником – «слугой Господа». Как проходит покаяние?

  • Священником произносятся определенные молитвы, которые побуждают кающегося чистосердечно признаться в грехах.
  • Человек, встав на колени пред аналоем, где лежит Евангелие, озвучивает свои грехи как перед Господом.
  • По окончании исповеди голову раскаявшегося священник покрывает епитрахилью (расшитой тканью).
  • Читается разрешительная молитва таинства исповеди, благодаря которой священник именем Христовым освобождает раскаявшегося от грехов его.

Раскаяние в грехах способствует тому, что душа человека очищается, за счет этого происходит сближение и примирение с Господом.

Разрешительная молитва после исповеди

Разрешительная молитва – это молитва очищения, которую читает священнослужитель над человеком после совершения определенного обряда. Считается, что благодаря ей человек может избавиться от «нечистоты» и тем самым приблизиться к Господу.

Мы узнаем, в каких случаях произносятся «очищающие словесные формулы» , и для чего это делается.

Когда читается разрешительная молитва?

По сути, «формула» очищения – это отпущение Блогом посредством священника человеческих грехов. Однако произносится она только в том случае, если христианин действительно осознал свои ошибки и возненавидел грех, который сам же и совершил. Когда же читают разрешительную молитву?

В православии по очень древней традиции прощение грехов с использование очищения происходит только в трех случаях:

В последнем варианте усопшему после совершения ритуала в руку вкладывают листочек с самой «формулой» или подорожной, как это принято называть в церковном кругу.

Молитвы при погребении

Вся служба погребения состоит из множества песнопений, которые произносятся священником на протяжении всего безрадостного мероприятия. В текстах абстрактно изображается человеческая судьба, начиная от упоминаний о первородном грехе, который был совершен нашими праотцами Адамом и Евой, и, заканчивая заповедями о том, что человек попросту возвращается в прах, из которого и был взят.

Интересно, что напутственная молитва над усопшим может читаться только в том случае, если он вел угодный Господу образ жизни.

К признакам такой жизни можно отнести:

  • ведение духовной жизни;
  • периодическое исповедование в церкви;
  • регулярное причащение.

После того как торжественная, но не очень радостная прецессия, окажется на кладбище, и священник прочтет энное количество выдержек из Евангелия, начнется ритуал очищения с произнесением разрешительной молитвы на торжественном отпевании.

Благодаря освободительным словам священнослужителя, усопшему прощаются его прегрешения, и он в каком-то смысле освобождается от тягот и бренности этого мира, если, конечно, при жизни неоднократно каялся перед Господом после совершения неблагочестивых дел. Как уже говорилось выше, после этого в руку покойника вкладывается листочек с текстом разрешительной молитвы. Тогда, вступая в загробную жизнь, человек примиряется с Господом.

Когда «формулу» очищения не читают?

Это происходит только в том случае, если священник отказывается отпевать покойного, что возможно в таких ситуациях:

  • Дни Пасхи и Рождества православными священнослужителями считаются «нерабочими» , поэтому усопшего не вносят в храм и не отпевают, даже если он при жизни был очень набожным человеком;
  • Если перед смертью в своем завещании человек просит не совершать над ним ритуала;
  • Суицидентов священник на похоронах также не уважит. Но если выяснится, что усопший имел психические расстройства, можно попытать счастье в некой комиссии – епархиальном управлении, где чисто теоретически могут выдать разрешение на отпевание.

Покаяние или исповедь – ритуал, при котором человек перед священнослужителем признается в совершении грехов. В процессе одностороннего монолога, со стороны кающегося, конечно же, священник прощает ему все прегрешения, благодаря чему незримо он автоматически получает прощение у самого Иисуса Христа.

По сути, процесс исповедования – очень тяжкий душевный труд, который заставляет человека обнажить свою душу перед «слугой Господним» , т.е. священником.

Как происходи покаяние?

  • Священник произносит определенные молитвы, побуждая христианина «чистосердечно» признаться в содеянных грехах;
  • Затем человек, стоя пред аналоем, на котором лежит Евангелие, как перед Господом озвучивает все свои грехи;
  • После исповеди священнослужитель покрывает голову раскаявшегося расшитой тканой лентой – епитрахилью;
  • Далее произносится разрешительная молитва на таинстве исповеди, благодаря которой священник именем Христа освобождает христианина от грехов.

Раскаяние в грехах перед человеком способствует очищению души христианина, за счет чего происходит его примирение с Господом.

Разрешительная молитва для матери

Самое интересное, что Русская православная церковь доктринально не имеет права предполагать какую-либо физическую нечистоту, о чем неоднократно упоминается в Новом Завете, в частности, в Деяниях в гл. 10 и в Евангелие от Марка в гл. 7. Таким образом, человек может оскверниться только душевно, но на практике дело обстоит иначе. Ритуальная физическая нечистота христианина препятствует связи с сакральным.

Возможно, нелюбовь к женщине обусловлена поведением Евы, которая все-таки «впарила» Адаму запретное яблоко.

Ведь на самом деле физически нечистыми в православии могут быть только женщины:

  • «Циклическая» нечистота. Критические дни можно считать прямым показанием к тому, чтобы не допустить женщину в церковь. В этот период она не имеет права прикасаться к какой-либо священной атрибутике или же причащаться. Исключение делается только для тех, кто на момент менструаций находится на смертном одре;
  • Родовая нечистота. Новоиспеченные матери еще на протяжении 40 дней после рождения ребенка считаются нечистыми, поэтому должны воздержаться от походов в церковь. Как и в предыдущем варианте, она не имеет право причащаться и прикасаться к священным предметам.

Откуда, вообще, взялось понятие нечистоты, при котором должна произноситься разрешительная молитва для матери?

Данная концепция была позаимствована православием еще из иудаизма, а если быть, точнее, из предписаний книги Левит. Именно в ней говорится о том, что женщина является нечистой в период менструаций, а также на протяжении 40 дней после того, как исторгнет чадо из своего лона.

О том, что к женщине относятся с предубеждением, свидетельствует и тот факт, что при рождении мальчика она нечиста на протяжении 40 дней, при рождении девочки – все 80. Судя по всему, прекрасная половина человечества столкнулась с подобной дискриминацией только из-за первородного греха, совершенного Бог знает когда Евой.

С другой стороны, в иудаизме и христианстве рождение ребенка должно считаться благом. Апеллировать в данном случае можно к первому Посланию к Тимофею гл. 2, где говорится о том, что «жена спасется чадородием» . Фактически этот момент опускается и в современных православных представлениях деторождение отождествляется с осквернением. Именно поэтому священник должен прочесть разрешительную специальную молитву после родов, чтобы женщина по истечении 40 или 80 дней могла вернуться в церковь.

Разрешительная молитва – своеобразный способ очищения человеческой души, благодаря которому христианин может приблизиться к Господу. Несмотря на определенный свод ограничительных законов, установленных каноническими правилами, «формула» очищения позволяет человеку избавиться от тягот собственных грехов.

Православная молитва разрешительная

Читаемая священником в конце исповеди молитва называется разрешительной. Для того чтобы правильно пройти весь обряд исповеди нужно не просто перечислить свои грехи, — необходимо полное и искреннее раскаяние в содеянном. В процессе исповедования духовником, если он посчитает это нужным, могут задаваться дополнительные вопросы. Выслушав исповедь и высказав наставления, духовник молится о прощении грехов. После заключительной молитвы исповедовавшийся встает на колени, голову его покрывают епитрахилью, и произносится текст разрешительной молитвы.

Отпущение грехов по разрешительной молитве

Христианская молитва называется разрешительной потому, что человеку отпускаются все исповеданные грехи и разрешается приступить к Причастию. Священник может не прочитать разрешительную молитву и не допустить к Причастию в том случае, если видит отсутствие искреннего раскаяния у человека или, если невозможно, вследствие тяжести содеянного, немедленно отпустить грехи. О том, как именно прощаются грехи, в православии существуют два мнения. Одни убеждены в том, что если духовник прочел разрешающую молитву, то грехи отпустились. Другие утверждают, что милосердие Бога не связано с обрядовыми действиями священнослужителей. Но и те, и другие единогласны во мнении, — разрешительная молитва необходима и полезна и живым людям, и душам умерших.

Разрешительная молитва при отпевании

Над всеми умершими, кроме детей до семи лет, при отпевании священник произносит разрешительную молитву. Ее чтение молящиеся сопровождают тремя земными поклонами. Затем лист бумаги с напечатанным текстом разрешительной молитвы вкладывается в правую руку покойного. Этой молитвой испрашивается прощение усопшему всех его грехов.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Текст православной разрешительной молитвы после родов

Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго; ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его (ю); елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей), человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь.

С тегами: легенды молитва осознание просветление религия христианство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *