Молитва святому савватию тверскому

Православный Церковный календарь

Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия Твер­ско­го

Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Твер­ской под­ви­зал­ся по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Ар­се­ния, епи­ско­па Твер­ско­го, в 15 вер­стах от Тве­ри. Там пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем бы­ла ос­но­ва­на оби­тель, из­вест­ная стро­го­стью и свя­то­стью пра­вил. В неё при­хо­ди­ли обу­чать­ся ино­че­ско­му де­ла­нию та­кие по­движ­ни­ки, как пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий (па­мять 9 сен­тяб­ря) и пре­по­доб­ный Кор­ни­лий Ко­мель­ский (па­мять 19 мая). Вери­ги, най­ден­ные в пе­ще­ре, где без­молв­ство­вал свя­той Сав­ва­тий, сви­де­тель­ству­ют о его по­дви­ге. Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный не позд­нее 1434 го­да.

Пол­ное жи­тие пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия Твер­ско­го

На­чи­ная со вре­мен Ива­на Ка­ли­ты центр рус­ской цер­ков­ной жиз­ни пе­ре­ме­ща­ет­ся в Моск­ву. На этом фоне мно­гие свя­тые, под­ви­зав­ши­е­ся в удель­ных кня­же­ствах, те­ря­ют об­ще­на­цио­наль­ное зна­че­ние. По­доб­ная си­ту­а­ция уси­ли­ва­ет­ся в по­сле­пет­ров­ские вре­ме­на, ко­гда ча­стые пе­ре­ме­ще­ния епи­ско­пов с ка­фед­ры на ка­фед­ру при­во­ди­ли к то­му, что епи­ско­пы да­же не зна­ли по­движ­ни­ков, про­слав­лен­ных в пре­де­лах их епар­хии. Силь­но в этом от­но­ше­нии не по­вез­ло твер­ским свя­тым. Твер­ская епар­хия, бу­дучи до­воль­но пре­стиж­ной, яв­ля­лась од­новре­мен­но и про­ход­ной, – с нее мо­ло­дые епи­ско­пы от­прав­ля­лись на вы­со­кие ме­ста в Пе­тер­бург, Моск­ву или Ки­ев. Се­го­дня мы рас­ска­жем об од­ном из са­мых зна­чи­тель­ных твер­ских по­движ­ни­ков – пре­по­доб­ном Сав­ва­тии Твер­ском и Ор­шин­ском.

По­дроб­но­сти жиз­ни преп. Сав­ва­тия из­вест­ны не пол­но­стью. Ро­дил­ся он в се­ре­дине XIV ве­ка. При­нял по­стриг и под­ви­зал­ся в Ор­шин­ском Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре, в то вре­мя еще муж­ском. В 1380-х го­дах пред­при­нял пу­те­ше­ствие в Св. Град Иеру­са­лим, где по­зна­ко­мил­ся с жиз­нью па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ства. Воз­вра­тив­шись в род­ную оби­тель, ре­шил пе­рей­ти к пу­стын­но­му жи­тель­ству. Для этой це­ли, ис­про­сив бла­го­сло­ве­ние сво­е­го ду­хов­ни­ка свя­ти­те­ля Ар­се­ния, уда­лил­ся в глу­хой лес вверх по ре­ке Ор­ше, где ис­ко­пал пе­ще­ру, в ко­то­рой мо­лил­ся о спа­се­нии че­ло­ве­че­ских душ. Там же пре­по­доб­ный вы­ко­пал пру­дик, а на бе­ре­гу ре­ки по мо­лит­вам свя­то­го про­бил­ся цель­бо­нос­ный ис­точ­ник. Вско­ре во­круг пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия ста­ла со­би­рать­ся бра­тия. Так воз­ник Сав­ва­тьев­ский мо­на­стырь. Свя­той на­хо­дил­ся в брат­ской пе­ре­пис­ке с прпп. Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским, Кор­ни­ли­ем Ко­мель­ским и мно­ги­ми дру­ги­ми свя­ты­ми ино­ка­ми. Оби­тель, устро­ен­ная пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем, счи­та­лась од­ной из са­мых стро­гих и ор­га­ни­зо­ван­ных. Сю­да в по­ис­ках об­раз­ца для под­ра­жа­ния при­хо­дил прп. Иосиф Во­лоц­кий, и хо­тя уже не за­стал св. Сав­ва­тия в жи­вых, но мно­го­му на­учил­ся у его уче­ни­ка и пре­ем­ни­ка прп. Ев­фро­си­на. Еще при жиз­ни прп. Сав­ва­тий про­сла­вил­ся чу­де­са­ми. По его мо­лит­ве по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние дочь Твер­ско­го кня­зя Бо­ри­са Ма­рия, бу­ду­щая же­на Ива­на III. Скон­чал­ся прп. Сав­ва­тий ок. 1438 г. Впо­след­ствии его оби­тель по­стиг­ла участь мно­гих рус­ских мо­на­сты­рей. В XVIII ве­ке она бы­ла за­кры­та. Мо­щи прп. Сав­ва­тия по­чи­ва­ли в при­ход­ской церк­ви с. Сав­ва­тье­во, ныне храм этот раз­ру­шен и судь­ба св. мо­щей неиз­вест­на.

Один из самых известных святых источников в окрестностях Твери – колодец Савватия Тверского и Оршинского у деревни Савватьево на берегу реки Орша.

Святой источник – чуть ли не единственное, что сохранилось от старинного монастыря Савватиева пустынь, который был снесен в 1936 году. Вода из святого источника обладает чудесной силой – исцеляет от многих болезней.

По легенде, колодец и пруд рядом с ним были выкопаны еще в XIV веке самим преподобным Савватием Тверским, который жил здесь отшельником. В лесу неподалеку от святого источника находилась пещерка, в которой жил преподобный старец.

В начале ХV века Савватием был заложен монастырь Савватиева пустынь, а в XVI столетии выкопанный преподобным колодец был освящен в и стал местом паломничества.

Колодец Савватия Тверского и Оршинского

Примерно в 1970 – 1980-х годах были засыпаны пещера, где жил преподобный Савватий, и расположенный рядом с пещерой святой источник с чудесной водой. Но народ не переставал почитать святого Савватия Тверского. Так, на месте разрушенной пещеры верующими был установлен золотой крест, который раньше венчал купол одного из взорванных храмов монастыря. Сегодня этот крест стоит у святого источника преподобного Савватия.

В 2000 году был отстроен колодец преподобного Савватия, а два года спустя восстановлен вытекающий из него ручей.

Святой источник истекает из песчаного склона непосредственно на берегу реки Орша. Резервуар родника взят в бетонный колодец. На деревьях у источника святого Савватия прикреплено несколько иконок, размещена информация о житии преподобного. Возле святого источника построена маленькая деревянная часовня и устроена купальня.

Сегодня святой источник преподобного Савватия относится к женскому Оршину Вознесенскому монастырю. Каждый год на протяжении уже более десяти лет 19 января, на праздник Крещения Господня и 15 марта – в день памяти преподобного Савватия Тверского – из обители к колодцу отправляется Крестный ход, а у самого святого источника служится водосвятный молебен, на котором присутствуют монахини Оршина Вознесенского монастыря и многочисленные верующие из Твери и окрестных деревень.

Многие тверичане постоянно приезжают к святому источнику преподобного Савватия за водой – родниковая необыкновенно вкусная.

Более того, вода из святого источника обладает чудесной силой. На протяжении веков помолится преподобному старцу и выпить воды источника приезжали страдающие недугами со всей России. И многие из них возвращались домой совершенно здоровыми. И сегодня многие жаждущие исцеления приезжают к колодцу преподобного Савватия.

колодец Савватия Тверского и Оршинского

На сайте Савватьевского монастыря приводятся многочисленные истории чудесного исцеления. Вот рассказ Гороховой Инны из деревни Аввакумово Тверской области: «Я много лет страдала от хронического бронхита. Осень, весна – это было самое страшное для меня время. Два года назад осенью я неделю мучилась страшным кашлем. Никакие лекарства не помогали. И вот, в воскресенье я поехала с паломниками в Савватьеву пустынь на молебен Преподобному старцу. Я заказала молебен и попросила его об исцелении меня от кашля. В тот день был сильный мороз и выпал снег, но я во время молебна, как положено, пила ледяную воду из источника. Я взяла воду домой и, как только начинался кашлять, пила воду ее и обливала голову и шею этой водой. Так продолжалось всю ночь. В понедельник утром кашель прошел. По милости Божией и по молитвам преподобного Савватия я почти полностью исцелилась от бронхита. У меня больше не повторялись приступы кашля». Жительница города Тверь Вера Александрова рассказывает как вода из колодца преподобного Савватия помогла ей избавилась от гайморита, а тверичанка Татьяна, о том как ее муж, погрузившись в купель, излечился от варикозного расширения вен на ногах.

Адрес: Россия, Тверская область, Калининский район, Каблуковскому сельскому поселение, деревня Савватьево.

Проезд: Расстояние от деревни Савватьево до Москвы по автодорогам составляет приблизительно 180 километров, а до областного центра Тверь – ровно пятнадцать километров.

Добираясь к святому источнику от столицы на личном автомобиле, нужно по федеральной автотрассе М10 (Ленинградское шоссе) доехать до Твери, дальше по Савватьевскому шоссе од моста через реку Орша. От моста до колодца нужно пройти пешком порядка 800 метров.

Доехать до родника можно и на общественном транспорте: Тверь имеет отличное железнодорожное и автобусное сообщение с Москвой и Петербургом. От центра города до ключа преподобного Савватия можно добраться на муниципальном автобусе №121 или на маршрутке№ 77. Выйти нужно на остановке у моста через Оршу.

Удобное расположение источника преподобного Савватия Тверского привело к тому, что святой ключ посещают многочисленные паломники со всей России и СНГ.

Савватий и ученик его Евфросин Тверские, преподобные

В рукописном описании Тверских святых сказано: «Преподобный Савватий, игумен пустыни, образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Преподобный подвизался по благословению святителя Арсения, епископа Тверского, в 15 верстах от Твери. Савватиева пустынь так была известна по строгости и святости правил ее основателя, что в нее приходили обучаться иноческой жизни такие любители благочестия, как прп. Корнилий Комельский (память 19 мая/1 июня) и Иосиф (Волоцкий) Волоколамский (память 9/22 сентября). Последний уже не застал в живых самого прп. Савватия, блаженная кончина которого последовала не позже 1434 г. Вериги, найденные в пещере, показывают подвижничество св. Савватия против плоти, а пещера, свидетельница чистых, безмолвных молитв его, говорит, что пребывание и с людьми пустыни не всегда было легко душе его, и он по временам укрывался в пещеру для бесед с Господом. Жизнь ученика его отчасти может показать нам, как жил учитель.

Учеником и достойным преемником прп. Савватия по управлению пустынью был прп. Евфросин. В его игуменство в обитель приходил прп. Иосиф Волоцкий (Волоколамский), который записал о своем посещении следующее: «Я видел в Савватиевой пустыне святого старца-отшельника по имени Евфросина. Он был родом из князей Тепринских. В пустыни он прожил безвыходно около 60 лет. К нему приходили за советом многие иноки, князья и бояре, прерывая его безмолвие. Тогда он бежал от людской молвы в Великий Новгород, на озеро Нево (Ладожское), нашел остров и прожил там несколько лет. Окрестные жители, услышав о подвижнике, стали стекаться к нему с женами и детьми, и он вновь вынужден был скрыться, теперь уже в Савватиеву пустынь. Властитель же той земли — князь Борис Александрович — прислал к нему юную дочь свою, тогда обрученную невесту великого князя Иоанна Васильевича; с ней пришли архимандриты, игумены, бояре и стали просить блаженного Евфросина, чтобы помолился о девице: она была очень больна и в пустыню к блаженному ее принесли на руках. Он отказывался, называя себя недостойным и грешником. Они со слезами умоляли святого, говоря: «Если останется жива по твоим молитвам, то умиришь ты, отче, два княжества». Увидав, что девица впала в тяжелую болезнь, прп. Евфросин приказал отнести ее в церковь, сам стал молиться со слезами и рыданием перед иконой Пресвятой Богородицы. Потом велел петь молебен Пресвятой Богородице и святителю Николаю. Когда окончился молебен, девица открыла глаза и села. Принесшие подняли ее здоровою и в тот же день отвели к отцу ее, прославляя Бога, «дающего благодать угодникам Своим»». Прп. Евфросин, сподобившийся от Бога дара чудотворений, был глубоко чтим народом, князьями и боярами. Святой мирно почил около 1460 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Препп. Саввы, Варсонофия, Савватия и Евфросина Тверских

Март 14th 2012 —

Память 2/15 марта

Преподобный Варсонофий Тверской, игумен, старший брат блаженного Саввы.

Был поставлен настоятелем Саввина Сретенского монастыря преподобным игуменом Саввой Вишерским, который отправлялся в паломничество на Святую Гору.

После пяти лет управления монастырем преподобный Варсонофий удалился в пустыню, передав игуменство своему брату, преподобному Савве, и повелел ему принять священный сан, ибо был «чист он от чрева матери своей и достоин такой благодати».

В уединении преподобный Варсонофий прожил сорок лет.

Преподобный Иосиф Волоцкий свидетельствует: «во все эти годы другого дела не было у него, как молиться, петь и читать книги. Он брал книги у христолюбцев и по прочтении отдавал, потом брал в другом месте. У блаженного не было ничего, даже медной монеты, ибо любил он нищету и нестяжание. За долгое внимание к себе, безмолвие, молитвы и чтение святых книг он удостоился такой благодати, что помнил все Священное Писание наизусть и свободно передавал его всякому требующему. К нему приходили отовсюду многие иноки и мирские благородные люди, иные для пользы душевной, другие — требуя разъяснения какого-либо места Писания. Даже Митрополит всей Руси Фотий по временам присылал к нему с просьбой дать объяснение непонятному изречению Священного Писания, о котором был у него с кем-либо спор».

Известен случай, когда один из братий, прельщенный бесом, решил похитить из келлии преподобного книги и пал замертво на пороге с книгами за пазухой. Только благодаря молитвам святого Варсонофия несчастный был воскрешен и впоследствии до конца дней своих достойно подвизался в обители.

Достигнув глубокой старости, преподобный Варсонофий вернулся в монастырь к своему брату, преподобному Савве.

Скончался прп. Варсонофий несколько ранее 1467 года.

Блаженный Савва, епископ Тверской

Младший брат преп. Варсонофия Тверского, сменивший его на посту игумена Сретенского Тверского монастыря. Более полувека он был настоятелем, следя за соблюдением дисциплины в монастыре так, что это было необычно и по тогдашним временам: опаздывал ли кто к началу службы, или уходил раньше конца, или разговаривал во время молитвы, или хотя бы просто переходил в храме с одного места на другое, — Савва строго наказывал провинившегося. Следил, чтобы не было «тайноядения» — чтобы все ели за общей трапезой, не лакомясь ничем в уединении. Когда Савва умер, сменивший его игумен порядки в обители ослабил — тогда святой явился ему во сне и так избил настоятельским посохом, что, проснувшись, бедолага серьезно заболел и, даже выздоровев, не посмел оставаться на своем посту. Такая строгость (ею восхищался и ее описал преп. Иосиф Волоцкий) обычно плохо вяжется с представлением современных людей (особенно интеллигентных) об обязательных для христиан кротости и любви: но кротость, хотя и обязательна, не обязательно означает трусости, как и любовь, в отличие от влюбленности, обязательно умеет пользоваться властью и даже, если понадобится, дубинкой, умеет дать отпор злому и крепко держать подмышки слабого, умеет учить людей, потому что умеет учиться у Христа.

До епископства игуменствовал в монастырях Псковской епархии: с 1563 года — в Снетогорском Рождество-Богородицком монастыре и с 1571 года — в Псково-Печерском. В последнем, во время его настоятельства, по приказу царя Иоанна Васильевича IV, обложена золотом чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы.

В начале 1572 года, игумен Савва был хиротонисан в епископа Тверского.

29 апреля того же года присутствовал на соборе, разрешившем четвёртый брак царю Иоанну Васильевичу.

Управлял епархией до 1573 года.

Сведений о кончине его нет.

Преподобный Савватий Тверской.

Подвизался по благословению святителя Арсения, епископа Тверского, в 15 верстах от Твери. Там преподобным Савватием была основана обитель, известная строгостью и святостью правил. В нее приходили обучаться иноческому деланию такие подвижники, как преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Корнилий Комельский.

Вериги, найденные в пещере, где безмолвствовал святой Савватий, свидетельствуют о его подвиге.

Преставился преподобный не позднее 1434 года.

Учеником и преемником прп. Савватия по управлению пустынью был прп. Евфросин Тверской

Преподобный Евфросин Тверской, игумен

Родом из князей Тепринских, был учеником и преемником преподобного Савватия по управлению Савватьевой пустынью. В его игуменство в обитель приходил преподобный Иосиф Волоцкий, по записям которого мы и знаем о преподобном.

В пустыни прп. Евфросин прожил безвыходно 60 лет. К нему приходили за советом многие иноки, князья и бояре, прерывая его безмолвие. Тогда он бежал от людской молвы в Великий Новгород, на озеро Нево (Ладожское), нашел остров и прожил там несколько лет. Окрестные жители, услышав о подвижнике, стали стекаться к нему с женами и детьми, и он вновь вынужден был скрыться, теперь уже в Савватиеву пустынь. Властитель же той земли — князь Борис Александрович — прислал к нему юную дочь свою, тогда обрученную невесту великого князя Ивана Васильевича; с ней пришли архимандриты, игумены, бояре и стали просить блаженного Евфросина, чтобы помолился о девице; она была очень больна, и в пустыню к блаженному Евфросину принесли ее на руках. Он отказывался, называя себя недостойным и грешником. Они со слезами умоляли святого, говоря: «Если останется жива по твоим молитвам, то умиришь ты, отче, два княжества».

Увидав, что девица впала в тяжелую болезнь, преподобный Евфросин приказал отнести ее в церковь, сам стал молиться со слезами и рыданием пред иконой Пресвятой Богородицы. Потом велел петь молебен Пресвятой Богородице и великому чудотворцу — Николаю. Когда окончился молебен, девица открыла глаза и села; принесшие подняли ее здоровою и в тот же день отвели к ее отцу, прославляя Бога, «дарующего благодать угодникам Своим».

Преподобный Евфросин мирно почил около 1460 года.

Память о преп. Савватии Тверском и ученике его Евфросине

Жития святых / Март / 2 марта

В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, — образом сед, брада, как у Иоанна Богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остается с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп. Савватия, с образом его. Вериги его, найденные в пещере, находящейся близ села, показывают подвижничество его против плоти, а пещера, свидетельница чистых, безмолвных молитв его, говорит, что пребывание и с людьми пустыни не всегда было легко душе его, и он по временам укрывался в пещеру для бесед с Господом. Пустынь Савватиева так была известна по строгости и святости правил основателя ее, что приходили обучаться в ней иноческой жизни и преп. Корнилий Комельский, и преп. Иосиф Волоколамский. Последний уже не застал в живых самого преп. Савватия; он видел только ученика его, блаженного Евфросина. Как по этому обстоятельству, так по времени славных дел преп. Евфросина, несомненно, что преп. Савватий подвизался по указанию святителя Арсения, и блаженная кончина его последовала не позже 1434 г. Жизнь ученика его отчасти может показать нам, как жил учитель. «Я видел в Савватиевой пустыне, пишет Иосиф, святого старца, отшельника, по имени Евфросина. Он был родом из князей Тепринских. В пустыни, безвыходно, прожил он 60 лет. К нему приходили многие иноки и мирские князья и бояре, и прерывали безмолвие его. Соскучив тем, он бежал в Великий Новгород, на озере Нево (Ладожском) нашел остров и здесь прожил несколько лет. Христиане тех мест, жители сел, услышав о нем, приходили к нему с женами и детьми. Он убежал опять в Савватиеву пустынь. — Когда пришел он сюда, властитель той земли князь Борис Александрович прислал к нему юную дочь свою, тогда обрученную невесту великого князя Ивана Васильевича; с ней пришли архимандриты, игумены, бояре и стали просить блаж. Евфросина, чтобы помолился о девице: она была очень больна, и в пустыню к блажен. Евфросину принесли ее на руках. Он отказывался, называя себя недостойным и грешником. Они, пав на землю, со слезами упрашивали его, чтобы помолился: «если останется жива по твоим молитвам, говорили они, — то умиришь ты, отче, два княжества». Когда говорили они это, девушка впала в такую болезнь, что все думали — умерла она. Увидев это, все стали плакать. Блаж. Евфросин приказал отнести ее в церковь Савватиевой пустыни, и сам, придя в монастырь, вошел в церковь, где увидел девушку едва дышащею. Блаж. Евфросин, став пред иконою Пресвятой Богородицы, держащей на руках предвечного Младенца, начал молиться со слезами и рыданием. Потом велел петь молебен Пресвятой Богородице и велик. чудотворцу — Николаю. Когда окончился молебен, девушка открыла глаза и села; они подняли ее здоровою и в тот же день отвели ее к отцу. Увидев это, прославили Бога, прославляющего угодников Своих». Так пишет препод. Иосиф. По другим памятникам известно, что княжна Мария, дочь Тверского князя Бориса Александровича, обручена была с семилетним сыном великого князя Василия Иоанном Васильевичем в конце 1446 года, а умерла супругою в 1467 г. Отселе видно, что кончина препод. Евфросина последовала не позже 1460 г.

В изложении Филарета Черниговского

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *