Молитва уару о некрещеных

Смерть человека всегда является великим горем для его родных, но горечь от смерти близкого человека, окончившего жизнь без принятия святого православного крещения, или ушедших из жизни по собственному решению вырастает в несколько раз.

Каждый христианин знает, что некрещеных и самоубиенных не отпевают в храме и о них в дальнейшем не молятся на богослужениях. Тяжело осознавать уход дорогого человека из земной жизни, но намного тяжелее всю жизнь знать, что тот горит в аду, если нет ходатая о нем на небе и земле.

Святой мученик Уар Египетский

Молитва святому мученику Уару — молитвенное прошение родственников за своих умерших некрещеных родственников или самоубийц.

Содержание

Отношение священников и святых к молитвам о самоубиенных и некрещеных

По Уставу Православной Церкви еретики и самоубийцы не заслуживают молитвенных служений, по закону Лаодикийской церкви даже ходить на их могилы запрещено.

Совет! Проводить молебны в стенах храма запрещено, но это можно сделать в честь ходатая, святого Уара, в домашних условиях, чтобы облегчить участь и страдания ушедших в мир иной.

Читая воззвания и прощения к святым заступникам умерших на небе, православные христиане по полноте своего сердца стараются облегчить участь дорогих их сердцу людей.

Почему читают молитву св. Уару

Уар, сын богатых римлян, жил в начале четвертого века. Выучившись, он стал служить при императоре Диоклетиане, был известен, как опытный военачальник. Во время гонений на христиан юноша знакомится с основами христианской веры и принимает ее всем своим сердцем, тайно крестится.

Долгое время юноша жил двумя жизнями, общался с подвижниками христианства и служил императору, при этом он испытывал сильное чувство страха при виде страданий людей. Группа христиан была приговорена к казни, и один из пленников скончался перед нею, тогда Уар занял его место, перешагнув через все свои страхи, открыто заявив о принадлежности к христианству.

Гневу судей не было предела, они теряли не просто римлянина, а опытного воина, но даже множество пыток не сломило дух святого, принявшего смерть с улыбкой на устах.

Житийная икона святого мученика Уара

Мучители после смерти бросили его тело диким животным, впоследствии закопав кости в поле.

Клеопатра, жительница Палестины, присутствовала во время казни Уара. Она тайком выкопала останки мученика и перезахоронила их в могиле своих родных-язычников. Через некоторое время страстотерпец явился Клеопатре во сне, заявив о том, что в благодарность за ее заботу о его теле Уар ходатайствует перед Всевышним о даровании ее родным места в Небесном крае.

Статьи о других мучениках за Христа:

  • Житие святого мученика Вонифатия Тарсийского
  • Житие мученика Иоанна Воина
  • Житие мученика Трифона

С тех пор святой Уар является заступником некрещеных и самоубиенных.

На заметку! 1 ноября отмечается, как день почитания страстотерпца Уара. Молитва святому Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися. Воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердаго Творца во веки веков. Аминь.

Как правильно читать молитву

Каждый христианин, решивший ходатайствовать о своих близких, которые не являлись верными почитателями христианской веры или не приняли крещения, должен понимать, что молитва мученику Уару читается святому. Это — не обращение к грешникам, а просьба о ходатайстве перед Богом.

Владыка Афанасий (Сахаров), говоря о некрещеных мертворожденных младенцах, подчеркнул ценность домашней молитвы за них.

«Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных».

Перед чтением молитвенного обращения к страстотерпцу необходимо:

  • посетить храм;
  • встретиться со священником;
  • рассказать о жизни усопшего, о его грехах и добрых делах;
  • получить рекомендации о чтении ходатайственной молитвы.

Внимание! Молитва святому мученику Уару о некрещеных и самоубиенных может совершаться только вне храма, по благословению духовного наставника. Смирение и послушание более угодны Богу, чем стремление порой оказать псевдо помощь, но при этом пойти против или Бога и устава Церкви и навредить себе.

Патриарх Алексий ІІ подчеркивал рост почитания святого Уара. В его честь стали строить храмы и писать иконы, ибо множество людей ушло из жизни без покаяния.

Обитель святого Уара. Молитвы за не крещенных

Православная церковь призывает всех верующих христиан к постоянной молитве. Конечно же, чаще всего мы молимся за близких нам людей, родственников, друзей. Но бывают ситуации, когда человек, нуждающийся в молитвенной помощи, не был крещен в православной церкви. Какой тогда должна быть молитва за некрещенных живых и усопших?

Важность Таинства крещения для человека

Крещение является одним из семи Таинств церкви, и его без преувеличения можно назвать основополагающим. Духовная жизнь православного христианина невозможна, если он рано или поздно не принял церковное крещение. Почему же оно так важно для человека и что оно дает?

Прежде всего, крещение соделывает человека полноправным членом Церкви Христовой. Принимая Таинство, человек исповедует веру в распятого Иисуса Христа и показывает свое намерение по жизни следовать за Ним. Кроме того, в этом Таинстве с человека смывается печать первородного греха, которая присуща каждому из нас.

Крещение в реке Иордан

Сам обряд крещения водой восходит своими истоками еще к Евангельским временам. Так, Предтеча Господень Иоанн крестил народ в реке Иордан. Там же принял Таинство и Сам Господь Наш Иисус Христос во время своей земной жизни.

О других православных таинствах:

  • Таинство венчания
  • Таинство исповеди

Таким образом можно сказать, что принимая данное Таинство, человек становится открытым к Божьей благодати и может смело идти за Христом в полноте церковной жизни.

Особенности молитвы за некрещенных живых людей

В случае если человек по каким-либо причинам не принимает Таинства крещения, он не может быть полноправным членом церкви. Выражается это, прежде всего, в возможности участвовать в Божественной Литургии.

Интересно! Некоторое время назад некрещенные люди не могли входить в храм дальше притвора, а также должны были покинуть Богослужение в определенной его части.

На сегодняшний день такое строгое ограничение снято, но все же некрещенный человек не может участвовать в богослужении как равный.

Литургия

Главной особенностью молитвы за некрещенных людей является то, что их нельзя поминать на Божественной Литургии.

Священник в алтаре приносит бескровную жертву, символически обозначающую жертву Иисуса Христа. В это время из просфор вынимаются частички за каждое имя, поданное на поминовение. Эти частички далее отправляются в Чашу и становятся великой святыней — Телом Христовым.

Читайте о церковных правилах:

  • Правила поведения в церкви
  • Можно ли опаздывать на службу
  • Устройство и убранство храма

Если же человек сознательно избегает крещения, то Христова жертва за него становится бессмысленной. Именно поэтому для участия в Таинстве Причастия, да и вообще в полноте Литургии необходимо крестится в церкви.

Но что делать, если некрещенным оказывается близкий нам человек, судьба которого небезразлична? Поминать в храме его нельзя, но нет никаких препятствий для сугубой личной молитвы. Дома, перед домашним иконостасом, мы можем молиться о всех близких нам людях, даже если они не были крещены.

Молитва за некрещенных младенцев

Свои особенности имеет и молитва за деток, которые совсем недавно родились и их еще не успели окрестить. Существует традиция крестить детей после 40 дня с момента рождения, однако на самом деле малыш может быть окрещен сразу же, как только появится на свет Божий. Так, если у мамы были тяжелые роды и ребенку угрожает опасность — очень желательно как можно скорее малыша крестить. Во многие родильные дома и детские больницы можно беспрепятственно пригласить священника, а кое-где есть даже действующие храмы на территории лечебного заведения.

Крещение ребенка

Если же семья принимает решение крестить малыша позже, то все время до совершения Таинства о ребенке молятся в тесной связи с матерью. Считается, что в это время у мамы и малыша один на двоих Ангел-Хранитель, и только лишь после Крещения у ребеночка появляется свой собственный.

О таких детках можно молится и в храме, но только в записочке указывается не отдельное имя малыша, а имя мамы с припиской «со чадом». К примеру, если маму зовут Мария, то записочку следует подавать так: «О здравии рабы Божьей Марии со чадом». После Крещения можно в записочку писать уже имя самого ребенка с припиской «младенец».

Молитва первая к Божией Матери о детях

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва за некрещенных усопших

Любому православному христианину тяжело осознавать, что кто-то из близких людей умер, так и не став полноправным членом Церкви Христовой. Впадать в уныние не стоит, Промысел Божий есть и о таких людях. Но искренняя сердечная молитва поможет душе умершего человека, даже если тот не успел глубоко познать Бога.

Другие статьи о молитве за упокой:

  • Молитвы за умерших родителей
  • Сорокоуст за упокой
  • Молитва Архангелу Михаилу за усопших родственников

Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.

Важно! Как и в случае с еще живущими людьми, в храме на поминовение подавать записочки с именами некрещенных людей нельзя.

Причина та же — человек за свою жизнь по той или иной причине не успел войти в Церковь Божию. Тем важнее для такой души, чтобы был человек, который в своей личной домашней молитве поминал умершего. Ведь за крещенных людей на каждой литургии молится вся Церковь, а за некрещенных молятся только те, кто берет на себя это бремя в личном делании.

Какие именно молитвы читать за некрещенных умерших

В православном богослужении есть специальная служба — панихида — во время которой поминаются все от века почившие православные христиане. Подавать записочки можно только о тех, кто в свою жизнь успел прийти к Богу и Его Святой Церкви. Однако это не значит, что всех остальных нужно оставить без молитвенного поминовения.

Икона святого мученика Уара

Чаще всего за упокой душ некрещенных людей молятся мученику Уару. Есть специально составленный канон этому святому, который жил в ІІІ веке и всю свою жизнь вымаливал тех несчастных, которые остались вне покрова Церкви Христовой. И по сей день искреннее обращение к этому подвижнику приносит большое облегчение душам по смерти.

Тропарь, глас 4-й

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Отдельно за мертворожденных или некрещенных младенцев можно помолится молитвой митрополита Новгородского Григоиря или же иеромонаха Арсения Афонского. Если в семье случилась такая беда, и умер ребенок до принятия Таинства Крещения, то особая молитвенная поддержка нужна как его душе, так и родителям и семье. В молитве и уповании на Божий Промысел о каждом человеке будет легче пережить потерю и горе.

Молитва митрополита Григория, Новгородского и Петербургского

Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.

Следует помнить, что молитва — это всегда труд. А личная молитва без поддержки церкви — труд особый. Поэтому если мы беремся за вымаливание близких нам некрещенных людей — надо быть готовым к различным искушениям и препятствиям на этом пути. И только с Божьей помощью и смирением можно преодолеть этот путь.

Можно ли молиться за некрещеных живых.

читать только с благословения священника!!!

ЗАСТУПНИК НЕКРЕЩЕННЫХ И В ИНОВЕРИИ УМЕРШИХ СВЯТОЙ МУЧЕНИК УАР

По учению святого апостола Павла, Церковь есть живое Тело Христово, а Он — Глава, все же верующие — живые клеточки этого великого организма, одушевляемого Духом Божиим. Некрещеные люди, равно как и еретики, есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви. Они не родились духовно ,во святом Крещении . Умершие некрещеными родственники есть во многих семьях. Святой мученик Уар, покровитель, просит Бога и за них. К нему можно обратиться и за младенцев, во чреве убиенных. Если ваша мольба будет услышана, Уар попросит за них перед Господом Богом. Но почему Уару дано такое исключение? Мученик Уар — святой, принявший смерть за Христа в 307 году. Служил императору Максимиану в столице Египта Александрии легионером. Считался трусом, грешником. В его биографии много парадоксального. Считал себя христианином, но показывать свою веру боялся. По ночам заходил в темницы к мученикам, которые страдали за веру. Поддерживал их как мог, просил молиться за него, но признавался: «Хотел бы пострадать за Христа, но не имею для сего такой твердости, боюсь тех мучений, которые испытываете вы». А когда пришел час, Уар оказался смелым и нашел силы стать в ряды мучеников. Парадокс: граница между трусом и героем, грешным и святым очень зыбкая. Перешагнуть ее доступно каждому. Человек, укрепленный Духом Святым, обретает мужество пройти любое испытание. Однажды Уар целую ночь беседовал с семью осужденными на смерть христианскими учителями, которых перед тем избивали и держали голодными. Утром, когда осужденных повели на казнь, Уар пошел вместе с ними. Судья, видя особую твердость веры Уара, приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Затем были усечены христианские учители. Это было в 307 г. Тело Уара, растерзанное римскими псами, Клеопатра тайно вывезла в Палестину. К ней Уар стал являться в видениях. Однажды святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в православную веру.
Святому молятся также о самоубийцах

Полное Житие святого мученика Уара

Святой мученик Уар жил в Александрии в IV веке и служил в римском войске. Он был тайным христианином. Не имея мужества открыто исповедать свою веру во время гонений, Уар по ночам обходил тюрьмы, ухаживал за мучениками и просил их молитв.

Однажды он узнал, что среди заключенных находятся семь христианских учителей. Их пытали, а потом связанных бросили в тюремную камеру, где несколько дней морили голодом. Подкупив сторожей, Уар вошел в тюрьму, освободил мучеников от оков, напоил и накормил.

«Помолитесь обо мне, угодники Божии,- просил он,- и я бы хотел пострадать за Христа, но боюсь пыток». «Вспомни, что сказано в Евангелии,- отвечали мученики.- «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Пойдем, брат, с нами ко Христу мученическим путем — потерпим вместе».

Наутро один из мучеников скончался от ран и святой Уар, вместо него представ перед наместником, сказал, что хочет пострадать с христианами. Его начали пытать: истязали, строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали со спины кожу, а по животу били суковатыми палками до тех пор, пока внутренности не выпали на землю. Когда святой Уар скончался, его тело выволокли из города и бросили на съедение псам.

Одна благочестивая вдова, по имени Клеопатра, тайно взяла тело мученика и погребла в своем доме.

Когда гонение прекратилось, Клеопатра уехала в Палестину, в селение Эдра. Она перенесла сюда мощи святого и положила их в семейной усыпальнице. Каждый день она молилась у гробницы мученика Уара. По ее примеру и другие христиане стали прибегать к его помощи и получали исцеления от мощей святого.

Блаженная Клеопатра, видя, что множество людей собирается ко гробу Уара, решила построить в его честь храм. Ее семнадцатилетний сын Иоанн готовился вступить в римское войско, и мать усердно молилась святому Уару, чтобы он был помощником юноше и испросил бы для него у Господа то, что будет Ему угодно, а Иоанну — полезно. Она надеялась, что, когда храм будет построен, сын получит в войске почетную должность.

В новой церкви мощи святого Уара положили под престолом. После совершения первой Божественной литургии блаженная Клеопатра устроила угощение и вместе с сыном прислуживала гостям. Внезапно у него начался сильный жар, и в полночь юноша скончался. Клеопатра побежала в церковь и стала укорять святого мученика: «Угодник Божий, вот как ты заплатил за мои труды! Лучше бы мне умереть самой, чем увидеть смерть сына».

От крайней усталости и скорби блаженная Клеопатра заснула прямо в храме. Во сне ей явились мученик Уар и Иоанн в сверкающих одеждах и венцах.

Святой сказал: «Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице. Я взял твоего сына — он предстоит престолу Божию и служит Царю Небесному; если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его обратно». Но юноша обнял его со словами: «Нет, не лишай меня общения со святыми!» А матери сказал: «Что ты плачешь? Я причислен к воинству небесному и предстою Христу вместе с ангелами».

Придя в себя, блаженная Клеопатра рассказала священникам о видении; вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого, раздав свое имение и отрекшись от мира, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, угождая Богу.

День памяти святого мученика Уара — 19 октября (1 ноября по новому стилю).

Молитва об умершем некрещеным, святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небесного Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначального Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, прими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.

КАНОН СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ УАРУ,

Канон, глас 8, имый краестрочие: умоли, Уаре, за внешния наши роды

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи, чудотворяй иногда, Моисейский жезл крестообразно поразив и разделив море, Израиля же беглеца пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.

Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Умолен буди, Господи, святым Твоим Уаром мучеником и облецися в милость и щедроты; и сия даже до ада излиются, Человеколюбче, и ущедрят, яже от нас просимыя, богатным Твоим милосердием.

Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

Мучениче Христов великий, озлобленныя и безпомощныя воспомяни, седящия во мраце тьмы не просветимыя, и не престани, припадая ко щедрому Господу, дондеже утешит я богатным Своим милосердием.

Святый мучениче Уаре, моли Бога о нас.

О роде Клеопатры дивныя умолити возмогл еси, славный страстотерпче, убо и днесь, возмогая, возможеши свободити от мук, иже от нас воспоминаемыя, аще прилежно о них ко Господу помолишися, тебе бо ради утешит я Владыка богатным Своим милосердием.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Безпомощным Благая Помощнице, призри от славы Своея, Владычице, ко мраку адову и виждь беды умиленных, пред Тобою нами воспоминаемых, и не престани о них умоляя Своего Сына и щедраго Господа и Владыку, дондеже утешит я богатным Своим милосердием.

Песнь 3

Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче.

Лик святых Сил Небесных подвигни с собою на молитву, мучениче, и сотвори дело пречудно, и велико, и честно, паче же радость неимущим надежды и утешения не уповающим, горьким нашим неверно умершим прародителем и еже с ними воспоминаемым, еже даровати сим от Господа прощение и велию милость.

Изрядный страстотерпче и Христу любимый, увеждь, коль желательна свобода мучимым и отрада, сице убо и наша сродники, и иже с ними неверия ради вечныя муки притяжавшия, меры не обрящут своим радостем, аще испросиши сим от Господа прощение и велию милость.

Уаре, добропобедный страдальче, милостив буди и к нашим молением, и зри удрученных несказанную нужду, и сам, от жалости понужден, неотступно молися к Человеколюбцу Владыце, да подаст им прощение и велию милость.

Богородичен: Всемирная надеждо, богоприятное селение, наше к Богу примирение, Марие Владычице, приими прошения настоящаго предстояния и не престани моляся к Сыну Своему и всяческих Господу, да подаст безнадежным Тебе ради прощение и велию милость.

Седален, глас 5:

Аще молишися за весь мир, великомучениче, и не престаеши, прося всем милости и всяким преступником всеми образы люто Владыце досадившим и непрестанно досаждающим, иже мертвыми делы себе до конца умертвившим и ничтоже приобретшим, яко зло сотворшим, такоже, страстотерпче, предстани и о наших умерших сродницех, яко возможная начиная, не отступи, моляся и припадая к милующему всех Господу, да простит и помилует, иже во тьме седящия и люте зело огорченныя.

Другий седален, глас 3:

Радости вечныя насельниче, Небесному покою тезоименитый, Уаре великий, дерзая, да дерзнеши воспомянути пред Господем умиленныя четы наших прародителей, аще бо и не в гробе оных полагаем тя, усердным же прошением к жалости, еже от них, совокупляем тя. Темже припади и молися, не отринет бо предстояния твоего Владыка, но от безмерныя благостыни приклонен, пошлет преогорченным избавление и велию милость.

Слава, и ныне, Богородичен:

Пресветлая Госпоже, от Небесных сил превоспеваемая, и выну возвеличаемая, Мати Царя всяческих, где убо и когда хощет умножитися Твоя слава и величество, не тогда ли, егда грешныя заступаеши и весь мир молитвами Своими покрываеши, темже и днесь умножи, Владычице, велелепоту Твоего превозхождения, избави теплыми Твоими молитвами от лютых мук неверныя наша и некрещенныя сродники и с яже о них и с ними воспоминаемыя, и подаждь оным избавление и велию милость.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.

Ельма убо*, страстотерпче, всех любиши с верою к тебе прибегающих, темже и любимь быти от молящих тя благопоспеши. Что же ино с желанием прославити тя Человеколюбный сотворит, не поданием ли просимыя милости умиленным и всякия отрады лишенным вечным узником, тако и впредь, о доблий мучениче, не оскудей о сих моляся.

Зима люта и спасения безплодие облежит в нечестиих умершия и плач безотраден, зде убо вочтени* суть, иже от нас воспоминаемыя. Ты же, страстотерпче, соединити сих к роду праведных потщися и не оскудей о них моляся.

Адова мрачная темница во веки да не обымет прародители и сродники наша и вся, воспоминаемыя с ними: тебе, дивному страдальцу, силу неверия и греховную мощь низложившу, тако и впредь сих еже с Клеопатриным родом простити не оскудей, мучениче, моляся.

Богородичен: Тобою, Пречистая, познахом славити всяческих Содетеля, и от Тебе Плотоносца непрелестна Спаса величати навыкохом, и Тя, Владычицу, хвалим, и Тебе поклоняемся, и молим, помилуй умершия в неверии наша сродники, и еже избавити сих не оскудей к Сыну моляся.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.

Всяко дарование, мучениче, и всяка милость от милостиваго Господа изливаемы, аще и предивны, и пречудесны суть, слагаеми же к прощению в нечестии умерших, величество преизящно сему оставляют. Темже и днесь великая сотворити потщися, Владыку, мучениче, умолити.

Не отвратися, Господи, от нашего умиления, ниже помяни множество грехов наших, паче же помяни древния Своя милости, и ради щедрот Твоих, и ради Уара страдальца добляго, не оскудей в богатстве безмернаго Твоего милосердия, но излей милости и прощение, еже от нас воспоминаемым.

Есть убо, великомучениче, и достизает человеколюбие Владычне и к сущим в мори далече, темже предстани и днесь и, припадая, умоли Его еже помиловати удаленныя и веры, и Крещения отчужденныя умершия наша сродники и всем, иже с ними воспоминаемым, даровати прощение и велию милость.

Богородичен: Предстани, Владычице, нашему изнеможению и буди выну в нуждах, помогая нам всюду и присно, Ты бо еси христианская Надежда и Упование, темже не отрини наша прошения, но сотвори совершена и исполнена неисписанною Твоею благодатию.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Шатания вражия да не возрадуются, души в корысть получивши, ты же, мучениче, теплыми своими молитвами разруши хотения его, умоляя Господа еже простити нами воспоминаемыя, и от вечныя муки тоя и нас избавити.

Начало нашему подвигу Клеопатрина рода прощение, отсюду убо виновное восприяхом возставити тя на молитву, и о еже нами поминаемых не презри, великомучениче, и не отрини грешных предстояние, но, потщався, испроси у Владыки Христа оным прощение и от горьких мук избавление.

Иже неверия ради срете конец зол, и чаяние благих весьма погибе прогневания Божия ради, ты же, страстотерпче, дерзновение прием, радость отпущения вместо страшнаго томления от Небеснаго Царя испроси и, извед от горести, соблюди во Владычней милости.

Богородичен: Кая, Владычице, злоба превозможет Твоя матерния молитвы? Воистину убо, аще предстанеши и днесь, моля за просимыя Тобою, сотвориши оным радостное прощение, избавление и велию милость.

Кондак, глас 4:

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша.

Икос:

Воспомяни наша глаголы, светлый жителю Небесный, Христов славный великомучениче Уаре, вечному покою тезоименитый, и великими твоими страдании непроходимое и светлое покоище приобретый от непреходныя темницы, и томления непрестаннаго, и нужды, потщися богоприятными твоими молитвами избавити рабы умиленныя, ихже ради молим тя, предстояще и во усердии взывающе, исполни наша прошения, святе, и Христа Бога моли непрестанно за души наша.

Песнь 7

Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице, ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших.

Яко же солнце, Господи, всех просвещаеши, и всем дождь независтно изливаеши, и прогневающим Тя милость непрестанно даруеши, и ныне послушай Уара, Твоего страдальца, и пролей милость Твою до конца оныя отчужденным сродником нашим и яже с ними неверным, Человеколюбче.

Ныне, якоже и прежде, щедр буди, Господи, и умолен явися, Владыко, якоже о Клеопатре содея, сице и о нас, Милостиве, сотвори; посли Своя щедроты и милосердие ко еже нами воспоминаемым, источник бо еси милости неисчерпаемый.

Аще пророк, восперяяся, поет милости Твоя, Господи, во веки, убо не оскудевша Тя в щедротах веруем, яко милосердия Твоего пределы неизмеримы, и от пучины во глубину потопшим излияти милости Тя умоляем, исполни убо ради мученика сие, о Владыко наш.

Богородичен: Гору Тя сказует премудрый во пророцех, мы же тому и еже от Тебе Каменю Богородия изыти без примешения мужеска, веруем; Имже наше спасение и от глубин адовых возведение получихом, Владычице, возведи и днесь от ада воспоминаемыя нами, да Тя, Всемилостивую, непрестанно величаем.

Песнь 8

Ирмос: Мусикийским органом согласующим и людем безчисленным поклоняющимся образу в Деире, три отроцы не повинувшеся, Господа воспеваху и славословяху во вся веки.

Шары* да будут словеса древния Твоя, милости, Господи, сказующия и нашу надежду воздвижущия, яко послушал еси святыя Твоя, Господи, еже помиловати неверныя умершия, ихже и днесь приводим Ти на молитву, да прошения их ради ущедриши инославно умершия, ведением и неведением Тебе, Владыко, досадившия.

Агнче Божий, Пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженнаго Григория моление услышав, Мефодия со многими и Макария прием прошения, и отраду, и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув, приими убо, Владыко, с сими славнаго Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй.

Радость нам испроси, великомучениче, возвеселимся бо, аще обрящем твоими молитвами избавленныя от вечных мук наша сродники; всегда бо Твоя молитвы Владыка слышит и прошения исполняет, ты же убо не оскудей о сих и ныне моляся, да тя выну прославляем.

Богородичен: Пренепорочная Владычице, обилуй множеством милосердия и щедрот, дивная и Безневестная Мати Царева, нам бо милости взыскающим, где инде сию обрящем, аще не к Тебе поспешим, припадающе, Ты бо Поток сладости преизобилен нам родила еси, Преблагословенная.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее Небес, тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

О Бозе да возможеши, Уаре славный, богоприятными твоими молитвами восприяти и излияти милости, иже до конца оныя отчужденным, Един бо есть щедрот и милосердия Родитель, и вся Ему возможна яко Владыце, к Немуже неотступно, страдальче, молися, простити и помиловати яже от нас воспоминаемыя.

Дело соверши предивно, о великомучениче, и славе твоей прикладно, еже от Господа прощение и праведнаго Его гнева пременение испросити огорченным темнаго зловерия ради нашим прародителем и еже сих, в горести и во ожидании лютейших сущих, да возмеши в безстрашное избавление, идеже веси Владыка прощенныя положити.

И кое убо чудо явится сего дивнейши, кая слава знаменитейши, и кое милосердие таковаго больши, аще ты, мучениче, сожалев, умолиши милостиваго Господа отпустити грех нечестия, иже от нас поминаемых, и лютаго томления оных избавити.

Богородичен: Владычице милостивая, человеколюбивая и зло не помнящая, приими жалость нашего прошения и ходатайствуй неотступно о милости к милостивому Твоему Сыну и Владыце, еже помиловати и простити грех инославия умершим сродником нашим и яже с ними помянутым, отпущение и место сим милости неотъемлемо подати.

Светилен:

Праведно убо да будет, Владыко Господи, простившему Ти Клеопатрины прародители, и днесь услышати молитву Уара Твоего великомученика и наше, многогрешных, предстояние: от мук избавити, иже с жалостию пред Тобою воспоминаемыя. Темже ускори, Щедрый, и потщися яко милостив помиловати сих, яко можеши, хотяй.

Слава, и ныне, Богородичен:

Потщися, Владычице, услышати нашу молитву, яже в Твоей Церкви к Тебе приносимую, и Сама, Богородительнице, преклони на милость Сына Своего и Владыку еже помиловати и от праведнаго гнева разрешити умершия прародители, други же и сродники наша, ускори убо, Всемилостивая, избавити сих, можеши бо яко милостива, хотящая всем милости.

Стихиры:

Что ти принесем, чудный мучениче, всяка бо Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, славный Уаре, Христов страстотерпче, Егоже моли простити умершия инославно и спастися душам нашим.

Святый мучениче Уаре великий, зря Христовы страдальцы, ранами тяжкими обложенныя, ревностию по Владыце разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и с Ним ныне царствуеши, Егоже моли послати милость умершим в неверии и спастися душам нашим.

Предивный Уаре, слава твоя велелепная, в нетленных радостех веселишися, с Небесными Силами в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни убо и нас в твоем веселии, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, и моли Христа Бога сих помиловати и спастися душам нашим.

Иже вечному покою соименный, славный мучениче, от Бога нам дарованный на пользу нашу и на спасение, иже за Христа в страданиих просветився, равностоятель святым Ангелом явился еси и Господа молиши даровати мирови смирение и еже от нас воспоминаемым избавление, мы же тя усердно воспеваем: приими наша прошения, глаголюще,и вознеси оныя ко Христу Богу, и низпосли всем велию милость.

Приидите убо, мучениколюбцы, стецытеся усердно днесь, возвеличим страстотерпца, Небеснаго венечника, славнаго Уара великомученика, и возопием к нему, молящеся и глаголюще: о дивный воине и храбрый, Царя Христа воеводо, сниди к настоящему ликованию во еже видети с молением предстояние, и приими наше прошение, и не забуди помиловати нами поминаемыя, падшия в неверии еже о нас сродники, якоже и Клеопатрин род неверный молитвами своими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни воспоминаемыя выну наши деды и прадеды, и яже с ними вочтенныя, елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенныя. За сих убо предстани ко Христу Богу, к Твоему Подвигоположнику, за Негоже усердно пострадал еси, и потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление и душам нашим прощение и велию милость.

Прекрасная Слову палато, вожделенная Царская ложнице, одушевленный Христов чертоже, Непорочная Невесто Отча, Марие, Пречистая Девице, призри ко умиленным нашим прошением и виждь, яко бедствуем от жалости, зряще страждущих лютая наших прародителей и ближников, аще бо и по достоинству, но премногое выну сретают томления, и скорбь, и мучение; призри убо, Всемилостивая, на сих от высот Своея радости, и лютыми оных нуждами подвигнися, и не престани от прошения, Владычице, дондеже умолиши Своего Сына и Господа подати безпомощным прощение и велию милость.

КАНОН МУЧЕНИКУ УАРУ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ МУКИ ВО ИНОВЕРИИ УМЕРШИХ

Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим, находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика У ара. В старинных канонах имеется специальный канон на сей случай, совершенно отличный от канона, помещающегося в октябрьской Минее под 19 числом. Этот канон предназначается главным образом для тех, чьи ближайшие родственники или предки скончались вне общения с Православною Церковью. Кроме того, по-видимому, имеется в виду и то, что каждый из православных имеет отдаленных предков, умерших вне Православной Церкви, о которых, как о своих прародителях, подобает печаловаться. В соответствии с этим в каноне испрашивается предстательство святого мученика пред Господом и прощении и пременении праведного Его гнева огорченным темнаго зловерия ради нашим прародителям, в нечестии, инославии и даже в поганстве умерших, (поганый — на древнерусском языке — язычник). Причина, по которой именно к мученику Уару обращаются с подобной молитвой, та, что он о роде Клеопатры дивныя умолити возмог начало нашему подвигу (т. е. молитвенному обращению к мученику Уару) — Клеопатрина ради прощения (по-видимому, предполагается прощение языческим предкам ее). Отсюда убо виновное восприяхом возставити тя на молитву. Аще молишися за весь мир, великомучениче, и не преставши прося всем милости и всяким сущим всеобразным преступником и люто Владьще досадившим и досаждающим иже мертвыми делы себе до конца уморившим и ничтоже от мертвых (т. е. ставших ничем не лучше мертвых), яко во зло успевающим такоже, их страстотерпче, предстани и о наших умерших сродницех… припадая ко Господу, да простит и помилует, иже во тьме седящия. Если пророк поет милости Господни возвести, то и мы веруем, что неоскудны щедроты Его и доныне, и поэтому просим Его: Агнче Божий, пречистою Твоею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженного Григория моление услышавый, Мефодия со многими и Макария приемый прошение, и отраду и избаву зловерным подавый умершим, и Златоустаго и сих молитися написати воздвигнувый, — приими убо Владыко с ними и славнаго Уара и молитвами их, от нас воспоминаемых, прости и помилуй.

О канонической недопустимости церковного поминовения не православных

Каноническое сознание древней Церкви совершенно не допускало молитвенного общения с еретиками, иудеями и язычниками. Такой запрет на молитвенное общение относился как к живым, так и к умершим. Как справедливо отметил протоиерей Владислав Цыпин, «усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит за них свои молитвы как и о живых своих членах», поэтому «Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит лишь ей» .

Наглядно показать это можно, сравнив вышеприведенные цитаты из неуставного канона мученику Уару с церковным каноном из службы Троицкой родительской субботы, помещенной в Цветной Триоди. В этом богослужебном последовании буквально в каждой песне канона отмечается, что поминает Церковь лишь крещеных православных людей, в вере и благочестии окончивших свою земную жизнь.

«Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит я, в вере усопшыя, и надежде жизни вечныя» (Песнь 1).

«Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, праведным судом водрузивый пределы жизни, и в нетление от тли приемляй вся, усопшыя в надежди вечнаго воскресения» (Песнь 2).

«Присномутное жития море преплывшыя Христе, в нетленное твоего жития сподоби пристанище притещи, православным житием окормленныя» (Песнь 3).

«Отцы и праотцы, деды и прадеды, от первых и даже до последних, во благозаконии умершыя и благоверии, вся помяни Спасе наш» (Песнь 4).

«Огня приснопалящаго, и тмы несветимыя, скрежета зубнаго, и червия безконечно мучащаго, и всякаго мучения избави Спасе наш, вся верно умершыя» (Песнь 5).

«От века яже приял еси верныя Боже, род всякий человеческий, сподоби во веки с служащими Ти славити Тя» (Песнь 6).

«В страшное Твое пришествие, Щедре, одесную овец Твоих постави, православно Ти в житии послужившыя Христе, и преставльшыяся к Тебе» (Песнь 7).

«Сокрушивый первее сень смертную, возсияв яко солнце из гроба, сыны воскресения Твоего сотвори, Господи славы, вся умершыя в вере, во веки» (Песнь 8).

«Всякий возраст, старцы, и юныя младенцы, и дети, и ссущыя млеко, мужеское естество и женское, упокой Боже, яже приял еси верныя» (Песнь 9).

В богородичных тропарях этой службы, в отличие от неуставной службы мученику Уару, Церковь испрашивает ходатайство у Пречистой Девы Марии лишь за верных: «Струи живыя источник запечатанный, показалася еси Богородице Дево, без мужа бо Господа рождши, безсмертия верныя напояеши водою во веки» (Песнь 8).

Пространные и развернутые прошения об усопших читаются по Уставу на вечерне под День Святаго Духа — в особенности в третьей коленопреклоненной молитве, помещенной в Цветной Триоди. Но и в этой всеохватной молитве упоминаются исключительно православные христиане: «Услыши нас молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли».

Согласно Служебнику, на проскомидии совершается поминовение «о всех в надежде воскресения жизни вечныя и Твоего общения усопших православных». В чинопоследовании евхаристического канона литургии святителя Иоанна Златоуста содержатся следующие слова: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших… и о всяком Дусе праведном в вере скончавшемся», а также прошение: «И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя». На литургии святителя Василия Великого предстоятель молится подобным образом: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими… и со всяким духом праведным в вере скончавшимся», и в завершение: «И помяни всех прежде усопших о надежде воскресения жизни вечныя» . О неверующих ни св. Иоанн Златоуст, ни св. Василий Великий молитв не возносили, памятуя слова евангельские: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16).

Святые Отцы поступали в полном соответствии с учением апостольским:

Кое бо причастие правде и беззаконию, или кое общение свету ко тме, кое же согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверным, или кое сложение Церкви Божией со идолы? (2 Кор. 6, 14–16).

Разлука длиною в вечность невыносима. Мы не можем смириться со смертью родного человека, принять ее факт. Близкие люди особенно чувствуют эту связь, все внутри восстает против смерти. И тем более мучительно из-за невозможности помолиться в Церкви за дорогого человека, умершего некрещеным. Но так ли жестко регламентировано посмертное состояние души некрещеного? Неужели ничего нельзя сделать нам, живым, чтобы помочь ему? Почему Церковь «отказывается» от этих людей и так ли это на самом деле? Мы обратились к опытным священникам с наиболее острыми вопросами о судьбе тех, кто в течение жизни не принял крещение.

Как молиться за некрещеных умерших

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

За некрещеного, если он вам очень дорог, можно молиться дома, в своей келейной молитве. Поминовение же в Церкви невозможно, так как нельзя сделать человека насильно христианином, даже после смерти. «Идите и проповедайте Евангелие по всей вселенной: кто крестится, тот спасен будет» — это не просто очень важные для всех верующих слова Спасителя, это очевидная истина, к которой мало что можно добавить.

Но, если бы ко мне пришел человек, близкий умершему, я бы нашел, что ему сказать. В первую очередь нужно дать утешение, надежду, чтобы он молился. Потому что не нам судить, а Господь будет решать участь человека. И как именно будет решаться Богом судьба некрещеных людей, нам неизвестно. Но мы знаем, что милосердие Божие безгранично.

Почему человек не был крещен: не хотел креститься или не успел? Или он жил в Китае, в Тибете, где ему никто про христианство не говорил? Была ли его жизнь добродетельна?

Святые отцы всегда рекомендовали делать дела милосердия в память о некрещеных близких: подавать милостыню, кормить нуждающихся и т. д., что является некоторым утешением для некрещеных людей на том свете. Видимо, это связано с притчей о девах, мудрых и юродивых, которым масла не хватило в светильниках. Так и мы своей любовью можем поделиться с теми, кому не хватило времени или чего-то еще, чтобы эту любовь здесь приобрести. И мы с помощью своей молитвы и милостыни пытаемся этой любовью поделиться с некрещеными умершими.

Как молиться за некрещеных умерших младенцев

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка

В чем вообще смысл заупокойной молитвы? Кратко: мы просим Бога о прощении грехов усопшего. Младенцы не согрешили. Молиться о прощении грехов тех, кто не согрешил, не имеет смысла. С этой точки зрения в молитве за умерших в младенчестве вообще необязательны, как о крещеных, так и о некрещеных.

В отношении крещеных младенцев даже существует особый чин отпевания; кроме того, совсем недавно Синод Русской Православной Церкви утвердил текст «Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения».

Практика молитвы за души младенцев связана с потребностью их родных в проявлении любви к ним, в продолжении общения: ведь молитва — это еще и духовная связь. И эта духовная связь может проявляться не только при совершении какого-либо церковного чина, но и при молитве своими словами. Крещеных мы, помимо чина погребения, поминаем еще на литургии и панихидах, а поминая некрещеных младенцев, можем попросить священника совершить Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения, и молиться своими словами.

Существуют разные святоотеческие высказывания о посмертной участи некрещеных младенцев — подробнее об этом можно узнать у современных богословов. Но в одном можно не сомневаться: нельзя сравнивать посмертную участь крещеного взрослого, не ставшего христианином по собственной воле и умершего без покаяния, с судьбой в вечности не согрешившего младенца, которого не успели крестить.

Молитва за некрещеных умерших младенцев

Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва

Недавно, в 2018 году, в Екатеринбурге Священный Синод принял важный для всей Церкви документ — «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Родительское горе требует церковного утешения, поэтому молитвы составлены именно для родственников младенца. Важно подчеркнуть, что это не чин отпевания. Это именно молитвы, которые носят характер утешения родственникам умершего некрещеным младенца и испрашивания у Господа благой участи для него. Конечно, мы знаем, что душа младенца не будет пребывать в месте мучений, так как она безгрешна, но точное место мы не знаем. Мы просим Господа упокоить младенца в обителях, которые лишь Ему известны. Как Податель всякого блага Господь, конечно же, дает тем детям, которые не увидели земного света, свой Свет.

Молитва — она как камертон: она настраивает душу человека. Поэтому мы и используем в ежедневном правиле утром и вечером молитвы, составленные великими святыми Православной Церкви — Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, которые уже своей жизнью показали правильность настроя своей души. От них мы принимаем образец воздыхания к Богу, чтобы наши души не увлеклись ни в излишние чувства, ни наоборот, в определенную сухость духовную.

Если человек живет церковной жизнью, то конечно, Господь примет любое его воздыхание от сердца, как бы оно ни звучало. Потому что Господь принимает любую молитву, но самое главное, чтобы она к Нему была обращена.

Молитва святому Уару за некрещеных умерших

Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Из Церковного Предания мы знаем о святом мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. В Церкви совершаются молебны этому святому, в которых мы можем участвовать. Важно понимать, что это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником за некрещеных умерших.

Прежде всего, говоря о святом человеке, мы вспоминаем его жизнь. Из жития святого мы знаем, что мученик Уар жил в IV веке, был воином, и воином славным. Он командовал серьезным воинским подразделением — когортой. Это значит, что несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. Будущий мученик тайно служил христианам, которых римский император Максимилиан осуждал на пытки. Публично он не заявлял о своей вере.

Переломным моментом стал ночной визит в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар служил им и просил молиться о мужестве стояния за Спасителя. Они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер, не перенеся пыток и голода. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Орудия пыток, применявшиеся в то время, были ужасны: сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. Тело Уара бросили на съедение диким собакам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара.

Однажды Клеопатра получила откровение от святого, что он умолил Бога за ее некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными. Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших, что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Потому что церковное поминовение о некрещеных невозможно: мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви, это будет насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небесного Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначального Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, прими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.

Молитва святому Уару за некрещеных умерших на русском

Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Почему христиане почитают святого Уара как предстателя за некрещеных умерших? В житии мученика есть свидетельство о его явлении христианке Клеопатре, которая забрала его тело после истязаний и смерти и похоронила недалеко от горы Фавор в Палестине в семейной усыпальнице. Через несколько лет ежедневных молитв она решила построить храм в честь мученика. И после первой литургии в этом храме скоропостижно умер ее юный сын. Клеопатра молилась и строго постилась продолжительное время в надежде получить ответ от мученика Уара на вопрос, понятный нам и сегодня: за что? Уснув от крайней усталости в храме она увидела мученика и своего сына в сверкающих одеждах и святой Уар ответил ей в числе прочего: «Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице».

О, святой мученик Уар, достойный особенного удивления, подражанием Владыке Христу устремленный, Небесного Царя перед мучителем исповедал ты и за Него добровольно пострадал. И ныне Церковь почитает тебя, как прославляемого от Владыки Христа славой Небесной, Который даровал тебе благодать великого к Нему дерзновения.

И ныне, предстоя перед Ним с Ангелами, в вышнем мире торжествуя, созерцая Святую Троицу и наслаждаясь Светом Безначального Сияния, помяни страдания наших сродников, умерших в нечестии, прими наше прошение, и как неверный род Клеопатры молитвами твоими от вечных мук освободил, так вспомни и безбожных погребенных, умерших некрещеными (имена), поспеши испросить им облегчение от вечных мук, да едиными устами и единым сердцем восславим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.

Как поминают некрещеных умерших?

Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва

Если человек не крестился в течение жизни, не захотел соединить себя с Церковью Христовой, его в Церкви не поминают. Но это не значит, что мы ничего не можем сделать для умерших некрещеными. Их можно поминать, молясь келейно (то есть дома или в храме, но про себя) и творя дела милосердия для них. Святые отцы говорили о допустимости частного поминовения умерших, которые не могут быть помянуты в Церкви. Преподобный Феодор Студит, живший много веков назад, призывал молиться тайно: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню». Преподобный старец Лев Оптинский, наш соотечественник XIX века, не разрешал поминать за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), но благословил молиться за таких несчастных келейно: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Родственники расстраиваются из-за невозможности заказать сорокоуст или панихиду за своих сродников, умерших некрещеными. Но не стоит забывать, что самое главное, что мы можем сделать для усопшего нашего близкого человека, желая ему чем-то помочь, — это изменить самого себя. Именно для этого приходят христиане в храм Божий, чтобы, участвуя в таинствах (в первую очередь исповедуясь и причащаясь), трудиться над самым главным делом, ради которого нам и дана жизнь, — над спасением своей души. И этим усилием мы можем помочь не только себе и живым родственникам, но и усопшим. Эта мысль звучит в Церкви. Преподобный Серафим Саровский говорил: стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи. Это значит, что, предпринимая усилия для спасения собственной души, мы помогаем тем, кто дорог, кого любим. Если мы сможем изменить себя, переродиться духовно, тогда мы наиболее полно сумеем помочь другому человеку, как живому, так и умершему. У Бога нет мертвых — у него все живы.

Как отпевать некрещеного?

Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка

Если речь о взрослом, то — никак. Отпевание — это священнодействие, несопоставимо меньшее по значению и по смыслу, чем таинства, которые совершаются по воле человека и при его жизни. Когда человек предстает перед Богом, его посмертная участь зависит от его собственного выбора. Отпевание на состояние души после смерти если и влияет, то отнюдь не так же, как таинства Крещения, Исповеди, Причастия, Соборования, которые совершаются с сознательным участием этого человека.

Если человек при жизни этого не сделал (не счел нужным, не собрался, не решился), то против его воли изменить состояние его души каким-либо религиозным ритуалом невозможно. Понятно, что у верующих близких есть потребность в молитве о душе близкого, в том числе и некрещеного, но пусть это будет молитва своими словами, милостыня, помощь нуждающимся, приносимая за душу умершего человека, но не церковное отпевание.

В храме же мы молимся о православных христианах.

Если говорить не об отпевании, а о панихиде, то есть практика (ни в каких церковных канонах не прописанная, но она этим канонам и не противоречит), когда мы хотим молиться о некрещеных, неважно, младенцах или взрослых, если у них есть крещеный умерший сродник, мы записываем его имя с оговоркой «со сродниками». Но подразумевать в первую очередь некрещеных мы не должны. Примет ли Господь такую молитву — Его святая воля. Если в глубине души будет надежда на то, что Он примет молитву обо всех сродниках, не только о крещеных, то «по вере вашей да будет вам».

Что делать, если человек умер некрещеным?

Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области

Хоронить. Без отпевания. Потому что отпевание служится только над членами Церкви Христовой, а некрещеного человека можно просто похоронить. Конечно, для родственников, особенно верующих, будет большим утешением, если они смогут похоронить по христианским традициям: нет ничего страшного в том, чтобы поставить крест на могиле, например. Молиться можно домашней, келейной молитвой, надеясь на милосердие Божие. Господь — Человеколюбец, Он хочет всем спасения. И мы не знаем, какой будет суд Божий.

Что мы можем делать, если человек умер некрещеным? Скорбеть. Проститься, похоронить. Молиться своими словами.

Если человек не желал крещения, не хотел его, то путь ему уготован один. Господь судит по сердцу человеческому. Не думаю, что человек, который был крещен, но в храм не ходил и в таинствах не участвовал, сильно отличается от некрещеного. Христиане подлежат погребению одним образом, а некрещеные — другим. За некрещеных нет молитвы в Церкви, их хоронят с почтением исходя из ситуации, остается только надеяться на милость Божию.

Если кто-то считает, что это церковное правило слишком жестоко и что оно якобы служит воспитательным целям и направлено на тех, кто еще жив, то они не понимают, о чем говорят. Не стоит воспринимать отпевание как необходимую процедуру для «прохода в рай» и считать, что если отпевать нельзя, то человек автоматически и гарантированно лишен Царствия Небесного.

Молитва о некрещеных умерших родителях

Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва

К сожалению, я не знаю текста молитвы именно о некрещеных родителях. Но молиться о них можно и нужно. Молиться самому, попросить друзей, священника — всех можно попросить. Думаю, не нужно много слов, достаточно краткой молитвы, например такой: «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих». Или помолитесь словами других молитв о некрещеных. Текст можно посмотреть .

Мы о некрещеных не молимся церковной молитвой, так как нельзя человека сделать посмертно членом Церкви. Что такое церковная молитва? Это когда несколько крещеных людей собираются, образуя таким образом Церковь, и молятся вслух о крещеных же людях. Это может происходить как в храме за литургией, так и дома или в походе. В такой форме не принято молиться за некрещеных, но существует возможность на молебне мученику Уару попросить его заступничества. Каждый молится за некрещеных про себя, когда и где может.

Молитва Льва Оптинского о некрещеных умерших

Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва

Когда умирает близкий нам человек, особенно родной, вырастивший нас — мама, папа, бабушка или дедушка, — мы переживаем, если не можем молиться о них в Церкви. Это происходит, если они не приняли крещение в течение своей жизни. Но сердце верующего человека не может найти утешения в такой ситуации. Что же мне делать, если мои близкие умерли некрещеными? Мы обращаемся к святым, которые известны как предстатели за умерших некрещеными, потому что молитва к ним будет утешением для нас. Но это не значит, что цель такой молитвы — именно спокойствие нашей совести, а для душ умерших она бессмысленна и бесполезна. Сам факт того, что Церковь сквозь века хранит память о великих святых, предстателях за умерших некрещеными, свидетельствует об обратном.

В церковном Предании почитается мученик Уар как предстатель и молитвенник за умерших некрещеными. Также сохранилась память и тексты святых, которые молились о прощении грехов, упокоении душ умерших некрещеными. Существование таких молитв, как молитва старца Льва Оптинского, на которую ссылается преподобный Амвросий Оптинский в своих письмах, свидетельствует о том, что для христиан на Русской земле этот вопрос был актуальным еще в ХIХ веке. Если я кого-то люблю и обладаю сокровищем, то хочу поделиться им. И переживания начинаются, если мы не можем поделиться этим сокровищем с теми, кто принять его не может по каким-то причинам. Для такого неравнодушного и любящего человека ситуация смерти близкого, умершего некрещеным, конечно, становится трагедией. И начинался поиск утешения для себя и для того человека, который мне дорог, которого нет уже рядом. В первую очередь речь идет о молитвенном обращении к святым с просьбой ходатайствовать перед Богом за некрещеных умерших. Это и есть способ, который помогает этим сокровищем таинственным образом поделиться. Потому что церковное поминовение о некрещеных невозможно: мы не можем молиться на литургии о тех, кто при жизни не стал частью Церкви, это будет насилием над их волей и свободным выбором. Но личное поминовение, келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим, она возможна.

— Почему церковь не молится за некрещеных?

Это неправда. Послушайте слова, произносимые на любом богослужении, даже на Литургии, за которой приносится бескровная Жертва о всех и за вся: «Еще молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея». О ком это Церковь призывает молиться? Не только о стране в целом, но и о тех конкретных людях, которые находятся во властных структурах, состоят на военной службе. А разве все они крещеные, все православные, все христиане? Да кого там только нет, там Ноев ковчег: и атеисты, и люди каких угодно религий и сект, и скрытые сатанисты. Так что, видите, Церковь сама молится о некрещеных и всех верующих призывает к этому.

Но нужно отличать молитвы, которые совершаются в храме о всех людях без различия их убеждений, от специальных священнодействий, совершаемых ею только о тех, кто крещен. Например, нельзя причащать или венчать некрещеных. Также нельзя подать записку о некрещеных на проскомидию, потому что на ней вынимаемая из просфоры частица символизирует крещеного человека.

Но это, как видите, совсем не означает, что Церковь вообще не молится за некрещеных. Повторяю, она за всех молится. Ибо Церковь есть воплощение Христовой любви ко всем. А вспомните, за кого молился Христос на кресте? За откровенных сатанистов, антихристов, которые постановили убить даже Лазаря, воскрешенного Христом. Кажется, до них ли было Христу во время жутких страданий? Но Он с креста вдруг обращается: Отче, прости им, ибо они не знают, что делают. И наша Церковь — Христова, а не иудейская, заповедь которой: «возлюби ближнего и возненавидь врага твоего», и не какая-то секта, которая заботится лишь о своих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *