Молитва живый в помощь

«Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей». Псалом не имеет надписания, показывает же непреоборимость упования на Бога. Ибо блаженный Давид, издалека духовными очами провидя, что будет с блаженным Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство – изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога.

Пс.90:1. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится.

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога небеснаго и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту.

Пс.90:2. Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

«Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». Ибо, имея твердое упование на Бога, наречет Его покровителем, попечителем и несокрушимою оградою.

Пс.90:3. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы.

«Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна». Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что сетию означил тайныя козни, а вместо сего: «слово мятежное», Симмах перевел: «слово обидное»; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей, так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше.

Пс.90:4. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

«Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися». Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: «сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою» (Втор. 32:10–11). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте?» (Мф.23:37).

«Оружием обыдет тя истина Его». поелику выше упомянул о слове мятежном и лживом; то кстати обещает здесь, что всеоружием его будет истина.

Пс.90:5. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем.

Пс.90:6. Язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

«Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни»:

«От вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго». Не только чувственных, но и мысленных, врагов преодолеешь божественною надеждою, избегнешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений, и с полною уверенностию, как охраняемый Богом, отженешь от себя страх, не будешь приходить в боязнь среди полудня, но избегнешь демонских наветов, пользуясь помощию свыше. Выражение же: «бес полуденный», Пророк употребил согласно с принятым у многих мнением, потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу, и не трудно поработить того, кто лишен попечения о нем свыше.

Пс.90:7. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

Пс.90:8. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

«Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». «Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши». Вместо: «от страны твоея» Симмах и Акила перевели: «напротив тебя». Говорит же Пророк, что если с правой и с левой стороны у тебя выйдет безчисленное множество, тебе не будет никакого вреда, а их увидишь низглагаемых Божественною карою. Сие и было при Езекии, потому что сто восемьдесят пять тысяч Ассириян поражено без воинских орудий. Так при Гедеоне, так при Ионафане, а также при Иосафате и при пророке Елисее было то же самое.

Пс.90:9. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.

«Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Сподобишься же сего промышления, говорит Пророк, предавшись упованию на Бога, и Его соделав прибежищем. Ибо в составе речи недостает следующаго: сказал Ты, «Господи, упование мое»; и это – отличительное свойство пророческих писаний, преимущественно же псалмов. Впрочем и связь речи явною делает сию неполноту. Сказано: поелику уповаешь на Бога, и призываешь Его на помощь, то удостоишься Его попечения.

Пс.90:10. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.

«Не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему». Превозможешь диавольския приражения и не потерпишь оттого вреда. Так Божественная благодать оградила дом Иова; свидетель сему сам враг, который взывает: «не Ты ли оградил еси внешняя и внутренняя дому его?» (Иов. 1:10). Когда же попустил Бог, и враг показал злобу свою, и праведный Судия увенчал победоноснаго подвижника.

Пс.90:11. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих.

«Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Это сказал и в тридцать третьем псалме: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» (Пс.33:8). Слышали же мы, что патриарх Иаков говорит: «Ангел иже мя избавляет от всех зол» (Быт. 48:16). И великий Авраам в ободрение раба сказал: «Бог послет Ангела Своего пред Тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт.24:7). Поэтому, из всего дознаем, что Бог всяческих посредством Ангелов охраняет уповающих на Него.

Пс.90:12. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею.

«На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Будешь пользоваться от них всяческим о тебе промышлением, чтобы ни откуда не приключалось тебе ни малаго вреда. Ибо малость вреда Пророк означил словами: «преткнуться о камень», а выражение: «на руках возмут тя», означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь.

Пс.90:13. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

«На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу, потому что звери сии весьма сильны, а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения.

Пс.90:14. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его.

«Яко на Мя упова, и избавлю и́: покрыю и́, яко позна имя Мое». Воззовет ко Мне,и услышу его. Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму.

«С ним есмь в скорби». Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение.

«Изму его и прославлю его». Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным.

Пс.90:16. Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

«Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое». Дам ему достигнуть глубокой старости и предварительно «явлю спасение», какое готовится ему в будущей жизни. Сего сподобился и блаженный Езекия, потому что, просив приложения лет жизни, получил оное на пятнадцать лет и приобрел себе великую именитость гибелью Ассириян. Ему весьма приличествуют слова сии: «изму его и прославлю его, и явлю ему спасение Мое». Но и все уповающие на Бога насладятся всякими благами, как показывает древняя история и как свидетельствует видимое ныне.

Падет от (левой) страны твоея тысяча, и тма одесную тебе; к тебе же не приближится

Стороною (κλιτος) называется сторона вообще. Но здесь стороною Давид назвал левую, сказывая, что с левой стороны живущего в помощи Всевышнего падет тысяча стрел, а с правой стороны его падет десять тысяч стрел, и к нему не приближатся, т. е. не повредят его. Ибо тма (μυριας) значит десять тысяч. В высшем смысле псалом сей говорит, что ты, живущий в помощи Божией, будешь подвергаться с левой стороны многим стрелам, а с правой еще более, где под левой разумеется то, когда кто-либо подлежит стрелам безумных страстей – ярости и похоти, которые явно и неоспоримо суть зло; а под правой, когда кто поражается такими причинами, которые представляются правыми и хорошими, но в самом деле не таковы, потому что враг диавол, зная, что мнoгиe не принимают грехов, когда они появляются явно и в нагое своей, начинает посему брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, а потом чрез оные низвергает их и в явное зло.

Почему согласно с сим и Opигeн говорит: в высшем смысле прилично сказал, что тысячи злоумышляют против левого, а десять тысяч против правых действий; ибо правые наши действия и добродетели, как сильные и более удивительные, враждебные силы стараются ослабить. И больше таких, которые падают чрез действия по-видимому правые, нежели тех, которые явно согрешают; ибо, большая часть людей, извиняясь некоторыми правотами, часто искушаются грехами. Слова Исихия: Тьмы нападают на правых, как на сильнейших; впрочем весьма мнoгиe более падают чрез такие действия, которые кажутся правыми, нежели таких, которые согрешают явно. Феодорита: Хотя бы беспредельное множество, говорит, напало с правой и с левой стороны твоей, но тебе не будет от них никакого вреда, напротив того, ты увидишь, что они будут низлагаемы божественным поражением. Это было и при Езекии. Ибо 18 тем и 5 тысяч Ассириан были поражены без военных орудий. Так было и при Гедеоне, так и при Иоанафане и при Иосафате и при пророке Елисее. Согласно с сим говорит и Афанасий, приводя в пример случившееся при Иocaфaте, который победил не воюя, но поя и хваля Бога сими словами: исповедайтесь Господу, ибо во век милость Его (каковой псалом называется полиелейным). И Иуда пришел в видение пустыни и увидел множество; и вот все они пали мертвыми на земле; не было спасающегося (2 Пар. 20:24). Почему и написано, по изъяснению Дидима: Рукою тайною поборает Господь на Амалика от родов в роды (Исх. 17:16). Ибо не престанет Господь спасать любящих Его.

Толковая Библия Лопухина

Этот псалом в евр. Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В Пс.90_1–4 стих. рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника (Пс.90_7–8). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь (Пс.90_16). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX-ти (и в слав. и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни.

Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1–6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7–8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9–13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насытит» (14–16).

Пс.90:1. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

Пс.90:2. говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

«Живущий под кровом Всевышнего» – живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» – будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.

Пс.90:3. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

Пс.90:4. перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

Пс.90:5. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

Пс.90:6. язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Пс.90:7. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

Пс.90:8. только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит «от сети ловца» – вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» – от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности («под крыльями Его будешь безопасен»). Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. «Ужасы ночи» – скрытые тайные нападения; от «стрелы, летящей днем» – от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» – от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; («от сряща» слав. библ. – случайного недуга); от «заразы, опустошающей в полдень» – от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь «тысячу и десять тысяч» (круглые цифры) – в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.

Пс.90:10. не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

«Не приключится тебе зло» – бедствие не коснется ни тебя лично, «язва не приблизится к жилищу твоему» – ни твоего имущества. Все это исполнилось на Езекии при нападении ассириян.

Пс.90:11. ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:

Пс.90:12. на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

Пс.90:13. на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

Пс.90:14. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

Пс.90:16. долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Господь будет охранить своего праведника чудесной силой. Он пошлет ему ангела хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Аспид и василиск (роды ядовитых змей, василиск – очковая змея) не причинят ему вреда; не причинят ему вреда ни лев, ни дракон (вероятно, удав или боа), так как за то, что праведник любит Меня, Господь всегда его услышит. Господь исполнит его «долготою дней» – не только не лишит преждевременно жизни, но продлит ее чудесно за пределы естественной ее продолжительности, что и было с Езекией.

Так как ранее говорилось о чудесной защите Богом праведника, то под «долготою дней» можно разуметь не естественную, обыкновенную продолжительность человеческой жизни, а чудесное ее удлинение.

В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3–8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.

Этот псалом – заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасения» (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *