Молитвы по четкам православие

В церковных лавках продаются четки. Их приятно держать в руках, но я не знаю, как по ним молиться.

Четки удобно носить в кармане. Они всегда напоминают нам, что надо молиться. Конечно, этот предмент не имеет никакого магического действия. Не существует какой-то «особой молитвы для четок», но есть опреденные церковные традиции, связанные с молитвой по четкам.

Прежде чем начать молиться по четкам, лучше всего взять благословения у священника.

Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина — это одна молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем молитву. Допустим, Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Или молитвы Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…» Ангелу Хранителю; вашему святому — вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано десять маленьких, то и молитв надо прочитать десять. А на большую бусину — особую молитву. Например, Отче наш, Символ веры или Пятидесятый псалом.

Смысл многократного повторения молитвы — вдуматься в ее смысл, соприкоснуться через молитву с самим Господом. Повторяя, мы легче отвлекаемся от посторонних мыслей, суетных и, может, даже вредных для души. Чтобы дурные мысли не пустили в нашем разуме корни. Молитва — тот борец с сорняками, после которого легче вырастить в сердце что-то доброе и полезно.

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru

Заметить в толпе человека, который почти незаметно перебирает в руках бусины, нанизанные на нитку, можно практически в любой стране и культуре.

В сознании многих людей этот атрибут ассоциируется с мусульманской религией, однако распространены они по всему миру, а появились вообще в Индии. Речь идет о четках, которые имеют очень важное значение для их обладателей. О том, для чего они нужны и как ими пользоваться, пойдет речь дальше.

История возникновения

Четки — это религиозный атрибут, который в каждой культуре и религии имеет свои особенности. Четки представляют собой определенное количество элементов почти из любого материала (драгоценные камни, древесина, семена растений), нанизанных на обычную веревку или ленту, которая, как правило, замыкается в кольцо.

Четки из рудракши

Первые четки датируются 2000 годом до н. э. и были найдены на территории современной Индии. В древности они предназначались для подсчета количества прочитанных молитв, поклонов и прочих ритуальных действий, принятых в разных религиозных течениях.

Четки способствовали концентрации человека на основном действии, беря роль счетчика на себя. В медитативных техниках они выполняли иную функцию — поддержания ритма чтения мантр.

Основная задача атрибута — сохранить концентрацию и сосредоточенность молящегося.

Особенности четок в разных религиях

Значение и особенности четок в разных религиях:

  • буддизм. Буддистские четки традиционно состоят из 108 единиц (зерен, бусин) и имеют две специфические метки: после 36-ой и 72-ой детали. Иногда просто эти детали отличаются по своему виду (форме или цвету) от остальных. В тантрическом буддизме шнур состоит из 5 шнуров различных цветов, каждый из которых олицетворяет один из пяти элементов: пространство, воздух, воду, землю, огонь. Чаще всего материалом для бусин становятся кости яка. Цепочка, увешанная деталями, обязательно замыкается в кольцо и фиксируется при помощи особой жемчужины — символа Будды. Для чтения мантр подходят и четки из меньшего числа деталей: 54, 27, 21 или 18;
  • христианство. В христианстве первые четки появились в 4 веке н. э. и представляли собой веревку с 33 зернами. Это число соответствует количеству лет земной жизни Иисуса. Со временем использование четок в религиозных обрядах стало традицией, и уже в XI-XII веках появились иконы с изображением святых, которые держат атрибут в руках. На Руси первые четки назывались вервица. Это была обычная веревка, на которую навязывались узлы. Число элементов возросло до сотни, концы обязательно связывались узлом. Позднее последний узел дополнился еще тремя бусинами и кисточкой. В зависимости от предназначения атрибута число бусин варьировалось от 20 до 150. Также существовали перстные четки, которые носились на пальце и состояли всего из 10 элементов;
  • католичество. Католические четки состоят из 50 бусин и разделены на 5 декад. У них есть специфическое название — розарий («венец веры» из роз). У францисканцев розарий состоял из 70 бусин (7 декад) в честь семи радостей Девы Марии. Баски изобрели особый вид четок в виде кольца на палец, которое состояло из 10 бусин и креста. Четки вручались при постриге в монахи, в Средние века их использовали и миряне. В настоящее время в католичестве ассоциируются в основном с церковнослужителями;
  • ислам. Мусульмане используют два вида четок: круглые и плоские (перекидные). Вторые отличаются тем, что на них нанизывают квадратные или прямоугольные детали. Количество деталей в больших четках строго 99, в малых — только 33 или 11. В традиционных мусульманских четках после каждых 11 деталей расположена особая перемычка (например, плоский кружок).

Предназначение православных четок

Название четки произошло от слова счет. Главное предназначение – помощь в счете коротких молитв или поклонов.

Например, если молящемуся требуется 150 раз произнести молитву Богородице, гораздо проще перебирать бусины, нежели вести подсчеты в уме.

Они помогают религиозному человеку сосредоточиться на молитве, на время абстрагировавшись от мирских проблем. Тактильный контакт с гладкими бусинами помогает человеку успокоиться, расслабиться.

Четки являются обязательным атрибутом в монашестве. Их называют духовным мечом и вручают при постриге каждому монаху, после чего они не расстаются с предметом.

Считается, что атрибут напоминает человеку о молитве и укрепляет связь с богом.

Виды

В православии выделяют три вида четок:

  • вервицы;
  • лествицы;
  • лестовки.

Лестовки — самая древняя разновидность православных четок и дословно переводится как «лестница». Лестовка имеет мало общего с нынешними четками и представляет собой пояс, выстланный петлями-бобочками. Они расположены определенным образом, и в итоге пояс действительно напоминает лестницу.

Края пояса зашиваются треугольниками, которые называются лапостники. Полые петли заполняются небольшими валиками из бумаги, на которых пишутся различные молитвы. Лестовки в наше время используются только старообрядцами, но увидеть их воочию можно во многих музеях.

Лествицы похожи на предыдущий вид четок, но они замкнуты в кольцо. Их элементы представляют собой древесные брусочки, обшитые тканью. Также лествицы могут быть в виде кожаной полоски с прикрепленными к ней жгутиками. Этот вид четок тоже используется крайне редко.

О вервице речь шла выше: бусины чередуются с узелками, а в окончании цепочки, точнее, в месте соединения двух концов, расположены большой узелок, крестик и кисть.

Как пользоваться?

В настоящее время четки не используются только церковнослужителями: их может приобрести любой верующий человек, и благословение церкви не является обязательным. Они используются для напоминания о молитве, поэтому, если человек в этом нуждается, церковь не будет препятствовать.

Четки можно носить с собой в кармане, в кошельке, в сумке, обращаясь к ним при необходимости. Можно приобрести совсем миниатюрные вервицы, которые состоят всего из 10 бусин.

Их можно носить на руке, но нельзя воспринимать их как украшение. Перебирая пальцем левой руки гладкие бусины, мыслями нужно обращаться к Господу. При чтении молитвы нужно передвигать одну бусину после каждой из них.

Как правило, четки используются для чтения коротких молитв богу, своему Святому, Царице Небесной и других. Если при чтении молитв человек доходит до особенной бусины, более крупной, нужно прочесть особенное обращение к Господу, например, Отче наш или Символ Веры.

Важно говорить с открытой душой, обращаться напрямую к всевышним силам.

Как правильно выбрать?

При выборе четок человек обычно руководствуется внутренним чутьем: какие показались наиболее привлекательными, такие и покупает. Однако следует учесть еще ряд особенностей.

Первая — удобство. Если человек планирует везде и всегда носить их с собой, лучше остановиться на небольшом размере. Четки обязательно нужно взять в руки, попробовать ими пользоваться и убедиться, что они хорошо подходят именно ему.

Православные четки — очень сильный энергетический атрибут, поэтому контакт с ними должен вызывать исключительно положительные эмоции. Второй критерий — материал изготовления.

В православии наибольшей популярностью пользуются деревянные четки, но и при выборе породы дерева нужно полагаться на особенности каждой из них:

  • дубовые бусины. Отличаются повышенным энергетическим зарядом. Они дают обладателю жизненную силу, повышают уверенность, увеличивают продолжительность жизни;
  • ясень. Укрепляет связь человека с небесным миром. Ясеневые четки оказывают влияние на мышление, помогая осознать свою сущность и предназначение;
  • можжевеловые четки. Оказывают защитное действие, оберегая от негативной энергетики, сглаза и потусторонних сил зла;
  • граб — дерево знаний и просветления. Грабовые четки помогают понять смысл божественных указаний, расшифровать сакральное значение текстов Господа;
  • слива. Делает человека кротким, учит смирению и терпению, а также помогает найти радость в служении богу.

Очень важно самостоятельно выбирать четки и покупать только новый атрибут.

Нельзя передаривать четки и желательно не принимать их в дар, по крайней мере, от людей, к которым нет доверия. Они способны очень быстро впитывать энергетику владельца.

Видео по теме

Для чего нужны православные четки? Ответ в видео:

Православные четки — это мощный религиозный атрибут, который помогает человеку укрепить связь с богом, не забывать о чтении молитв и сосредоточиться на них. Приобретать четки нужно, понимая всю ответственность, и не использовать их не по назначению.

Четки нельзя воспринимать как украшение, поскольку они обладают определенным энергетическим зарядом. Передавать четки другому человеку, дарить свои и принимать чужие крайне опасно.

В современном мире четки можно увидеть в руках не только духовных лиц, но и мирян, которые используют их больше для релаксации (кто-то даже вешает их в машине), концентрации внимания, решения сложных ситуаций. Перебирание гладких бусин успокаивает ум и помогает отстраниться от внешних обстоятельств. Но изначально, функция четок была строго ритуальной. Их использовали для чтения молитв и похвалы Богу. Чтобы не отвлекаться, и не считать каждую прочитанную молитву, на нить нанизывали определенное количество камешков, косточек или бусин.

По внешнему виду четок можно определить, к какому религиозному течению (христианству, буддизму или исламу) относится человек, которому принадлежит этот аксессуар.

Как они выглядят

Четки для приверженцев ислама насчитывают 99, 33 или 11 зерен. Цифры эти не случайны:

  • 99 – это число имен (эпитетов) Аллаха. Трактовке «прекрасных имен» посвящены целые главы в богословской литературе, а также их можно найти в любом сборнике молитв для мусульман;
  • 33 – это одно из трех «звеньев» длинных четок, их перебирают в три круга;
  • 11 – самое распространенное среди мирян количество бусин в четках, так как символизирует число частей в мусульманской молитве.

Каждые 11 зерен разделены между собой для удобства более мелкой бусиной, либо деталью другого размера или формы. Оба конца замыкаются в круг. В духовном мире круг считается «венцом веры» и символом бесконечности. В нем аккумулируется сила.

Место соединения нити украшается одной большой продолговатой бусиной или камушком. Это должно напоминать творящему молитву, что Бог един. Часто бусина украшается кистью из шелковых нитей. Природный материал, из которого изготавливают четки для мусульман, может быть различным – дерево, полудрагоценные камни, минералы, кость или стекло.

Кроме распространенных обычных четок (бусины на нити), существуют еще так называемые «перекидные» четки, которыми пользуются некоторые горские народы Кавказа (кабардинцы, дагестанцы и др.). Такие четки перекидывают между пальцами руки, и они состоят из деталей продолговатой прямоугольной формы, между которыми нанизывает крошечные бусинки.

Как правильно мусульманам пользоваться четками в исламе

Прямое значение четок в исламе – чтение кратких изречений из Корана. Это основная причина, зачем нужны четки мусульманам. Однозначного ответа на вопрос, как правильно называются мусульманские четки, дать невозможно, так как у разных народностей, исповедующих ислам, они называются по-разному. Например, татары называют четки «диспе», арабы – «суббах», турки – «тасбих». Но все эти названия имеют в основе один корень, пришедший из тюркского языка. Переводится эта основа, как «восхваление Бога», «похвала Всевышнему».

Как перебирать четки в исламе

Мы уже писали выше, что 11 бусин в мусульманских четках символизируют число частей в молитве. Каждая часть – это определенное требование: выполнение поз и действий, чтение формул, фиксированных движений. Весь этот строгий порядок выполнения предписаний при ритуале моления называется ракат.

Ниже приведем последовательность всех частей в строгом порядке:

  • Намерение. Перед началом молитвы, молящийся должен четко знать, какие слова он будет произносить, и ради чего он это делает (приближение к Аллаху). Не обязательно говорить эту часть вслух, можно сделать это мысленно. Главное, очистить ум и сердце от всякого притворства.
  • Восхваление. Начало молитвы, при которой произносится «Аллах велик». Эта часть носит название «такбир». Во время всего молитвенного ритуала запрещается говорить, смеяться, заниматься посторонними делами.
  • Стояние на ногах. Начинать молитву нужно стоя, опираясь на обе ноги. Есть исключения для тех, кто по физическому состоянию не может стоять без поддержки. В этих случаях разрешается опираться на трость или стену, в крайнем случае, совершать молитву сидя или лежа.
  • Чтение сур. Молящийся должен читать по памяти, наизусть. В специальной литературе прописано, какие суры нужно читать вслух, какие шепотом. Если допустить ошибки, молитва не будет признана действительной. Для начинающих лучше повторять священные тексты за имамом, пока не будете уверены, что сможете сами, по памяти, произнести все молитвы.
  • Поясной поклон.
  • Земной поклон. В этом действе нужно следить, чтобы лоб, ладони, колени и большие пальцы ног касались земли.
  • Свидетельство (чтение сидя «ташшахуда»).
  • Приветствие (чтение «таслима»).
  • Порядок выполнения
  • Непрерывность выполнения. Чтение молитвы от начала до конца без перерывов.
  • Молитва-просьба. Руки необходимо поднести ладонями к лицу, потом читается одна из молитв-просьб.

Выполняя каждое из этих действий, нужно отсчитывать одну из одиннадцати бусинок на четках. Надеемся, наша статья помогла вам найти ответ на вопрос: «Зачем мусульмане перебирают четки?»

В истории человечества христианство занимало свое место постепенно, получая победу над лжеучениями и над всем хитросплетением земного разума. Внутреннее действие веры увлекало подвижников уходить в безлюдные, не пригодные для жизни места, или оставаться беззащитным в безбожном обществе, и единственным оружием этих людей было Евангелие, Псалтирь и четки с Иисусовой молитвой.

Как появились четки в христианстве Христианская молитва по четкам берет начало в первых пустынях и монашеских обителях и является важным этапом в развитии церкви. В жизнеописании Павла Фивейского говорится о том, что святой использовал для отсчета количества молитв обычные камешки. На Востоке первые христиане для этой цели нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с четками в сто узелков, такими, которые используют афонские монахи. А преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой четки перебирает». Считается, что этот ритуально-молитвенный предмет ввел в монашеский обиход преподобный Пахомий Великий. Тогда среди монахов было много необразованных простолюдинов. Из всех молитв они произносили только Иисусову. Святой обязал их молиться ею определенное количество раз в день, придерживаясь заповеди Христа о молитве непрестанной. А уже святитель Василий Великий (Кесарийский) оставил по своей кончине свод правил для монахов, в котором было сказано о святости вервицы при молитвенном взывании к Богу. Уже из Греции традиция использования ее пришла на Святую Русь. Разновидности четок Четки служат человеку напоминанием о молитве. Причем, соединенные в круг узелки символизируют молитву непрестанную. Аллегорически они также означают венец веры. К узелку, который образуется при связывании в круг нитки, присоединяют крестик с кисточкой. Первоначально на Руси этот молитвенный инструмент назывался вервицей. Древнее славянское слово означает веревочку с навязанными на ней узелками и означает в православии Благодать Духа Святаго. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский. Другой вид, лествица, представляла собой кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Она символизирует восхождение человека к Небу. С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Этот святой учил своих духовных чад молитве богосозерцательной. Богородичное правило преподобного Серафима многих людей спасало от бед и жизненных напастий, а творится оно по четкам. От лествицы несколько отличается лестовка. Но используют ее теперь только раскольники-старообрядцы. Собственно четки представляют собой нанизанные на нить бусинки. Название их происходит от древнерусского слова «чит» (читать). Каждая бусинка – это произнесенная вслух молитва. В греческой церкви их называют комвологион (узословие) или компосхинион (веревочка хвалы). В монашестве четки называют духовным мечем. Иноки не расстаются с ними никогда. Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина.

Правило для безграмотных:
Не умеющие грамоты заменяют все богослужения чтением молитв по четкам в таком порядке:
За вечерню с акафистом Богородице — 12 четок
без акафиста — 8
За малое повечерие с каноном Богородице — 7
За великое повечерие — 12
За полунощницу и утреню — 33
За часы с акафистом Спасителю — 16
За бдение — 60
За всю псалтирь — 60
За кафизму — 3
За канон, и за акафист — по 3
Начало обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».
И начинает молиться по четкам; четки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.
Молитвы:
Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Божией Матери: Пресвятая Владычице, Богородице, спаси мя грешнаго. Ангелу-хранителю: Святый ангеле-хранителю, моли Бога о мне.
В понедельник: Св. архангелам и ангелам. Святии архангели и ангели, молите Бога о мне.
Во вторник: Св. великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о мне.
В среду и пяток: Слава, Господи, кресту Твоему честному.
В четверг: Святии апостоли, молите Бога о мне.
И еще: Святителю отче Николае, моли Бога о мне. В субботу: Вси святии, молите Бога о мне.
В воскресение: Слава, Господи, св. воскресению Твоему.
Ежедневно: Дневному святому по числу минеи; (смотри в святцах).
О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек). О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек). И сии все молитвы читаются, как по книге, стоя, только чрез 10 или 15 зерен четок делается крестное знамение и поясной поклон (за келейный канон за каждым зерном: поясной поклон и крестное знамение каждый раз; он называется покаянный канон).

Разделение четок
По обычном начале читаются четки, 3 Спасителю, 4-я Божией Матери, 5-ая дневная; вместо службы дневной в октоихе.
Второй комплект: Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 1
Св. в минее — 1
Третий комплект: Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 1
О здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей по пол четки — 1
Четвертый комплект: Спасителю 3 четки.
Божией Матери — 1
Ангелу-Хранителю — 1
После каждой четки Спасителю: Слава и ныне, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже (трижды), Господи, помилуй (трижды). «Слава и ныне», затем читает другую четку. За каждой четкой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» — и следующую четку.
Смотря, какое правило, два или три комплекта, за утреню более 6-ти, а за бдение до 12-ти комплектов, смотря, какой праздник, то и больше прибавляется празднику или празднуемому святому.
О здравии и о упокоении на всех правилах по полчетки читает и поминает имена.
Каждый раз, входя в келлию, после правила читается: «Богородице Дево, радуйся» (трижды) и 3 земных поклона.
За молитвы и правило ко причащению: 10 четок, 8 Спасителю; 2 — Божией Матери; за молитвы по причащении 4 четки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.
По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».
После этого прикладывается к иконам.
Сие совершая ежедневно, благодаря Бога и Царицу небесную, призвавшую на св. гору Афонскую, в тихое пристанище монашеского жития, прося Всепетую Богоматерь, да не оставит нас Своим ходатайством и на втором пришествии Сына Своего и Бога нашего. Аминь.
Святогорец — монах Тихон

О правиле Афонских пустынножителей-отшельников начала 20 века:

Предисловие
Я не имел раньше понятия о жизни пустынников св. горы Афона. Поэтому мне показалось очень странным: как это можно монаху, тем более — схимонаху, жить, не посещая иной раз неделю или две общежительных обителей, в которых совершается литургия и другие церковные богослужения.
Кроме сего, мне еще приходило на мысль: как одинокому человеку жить среди лесов, гор, ущелий, страшных дебрей и оврагов! Одни из пустынников живут в каменных пещерах, другие в тесных хижинах, третьи переходят с места на место, не имея своего уголка, где бы главу приклонить, они воистину могут сказать: «бегая, водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури» (Пс.54:8-9). Когда и я испытывал малодушие и бурю от смущающих меня мыслей, то ни в каком случае не мог бы жить и одной недели в пустыне, да еще — без церковной службы. Но, по воле Божией, пришлось и мне испытать пустынную жизнь.
Проходя по святой горе, я увидел множество отшельников, «якоже пчельник, собранный в расселинах и пещерах по всей горе, якобы во улиях мысленных, безмолвия сладкий мед составляющих для увеселения сердец и для спасения душ своих», помощью Милосердной Владычицы и Покровительницы нашей Богородицы к Приснодевы Марии, и молитвами преподобных отец Афонских, как под древами благосеннолиственными покрываемии.
Между сими боголюбивыми пустынниками нашел и я себе место у одного отшельника, летами уже совершенного и в добродетели преуспевающего.
Первым долгом я постарался узнать; могу ли я вместить пустынную жизнь, или нет, а также разрешить недоумение о правиле: есть ли возможность монаху молиться без церкви, выполняя правила церковной службы?
В продолжение одного полугодия я успел довольно познакомиться с правилом святогорцев-пустынножителей, узнавая все подробно и упражняясь на деле.
Я остался очень доволен, а также пожелал дать подробное и ясное понятие всем, подобно мне, недоумевающим о пустынном правиле, как монашествующим лицам, так и мирским, желающим молиться на всяком месте и выполнять все правила, при затруднении в случае недостатка книг, а также — малограмотным и совсем безграмотными.

Порядок правила для грамотных
Так как суточный ряд церковных служб начинается с вечерни, то и мы начнем изложение церковных служб с вечерни, прежде других служб.
В девять часов дня, по восточному счету (по-русски: в 3 часа вечера) читает вечерню, по книгам, становясь в своей калибе или в пещере пред св. иконами, совершает начало: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный… Трисвятое (трижды), Слава, и ныне. Пресвятая Троице, помилуй нас… Господи, помилуй. 12 раз. Слава и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (три поклона).
Дальше читает час девятый, и вечерню. Начало обычное: «Молитвами св. отец… Приидите, поклонимся (трижды) и псалом: «Благослови, душе моя, Господа».
Вместо эктении: «Господи, помилуй», 12 раз. Кафизму рядовую, стихиры. «Свете тихий», прокимен дне, «Сподоби, Господи», «Господи, помилуй», 12 раз, стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое (трижды), тропарь св. или двум, Богородичен, «Господи, помилуй», 40 раз и поминает имена о здравии и спасении; Государя, Святейший Всероссийский Синод, и Афонских русских архимандритов, своего духовного отца, родителей, сродников, благодетелей, христолюбивое воинство и за весь мир. Также поминает и о упокоении всех. Затем читается акафист Богородице. По акафисте; «Достойно есть», «Утверди, Боже, Благочестивейшаго» (до конца). Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови: Молитвами Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя. Аминь. И прилагается к иконам.

Повечерие
При закате солнца читает повечерие, с каноном Божией Матери. В конце повечерия поется стихира кресту: «Иже крестом ограждаема» и целует крест. Отпуст: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго. Аминь».

Келейный канон
Через минут 15 после повечерия келейный канон. Тянут (по выражению монашескому, «тянут», т.е. перебирают по зернышку четки до конца и опять начинают сначала) сей канон без исключения все: монастырские, обительские и отшельники; тянут по четкам в келлиях, за каждым зерном четки поясной поклон, и земные поклоны кладут в количестве, назначенном старцем или духовником.

Канон мантийного монаха
Начало: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас: Аминь». Таже: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже». «Верую во Единаго Бога».
Спасителю — 3 четки
Божией Матери — 2
Всем святым — 1 четка.
Ангелу хранителю — 1
О здравии родителей, сродников и благодетелей — 1/2
О упокоении — 1/2
Земных поклонов Спасителю — 30
Божией Матери — 20
О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей — 3 поклона
О упокоении — 3

Канон рясофорного монаха и послушника:
Спасителю — 1четка
Бого-Матери — 1 ч.
Ангелу-Хранителю — 1/2
Святому, которого носишь имя 1/2
Земных поклонов — 50
Некоторые делают так:
Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 2
Всем святым — 1
Земных поклонов — 50

О келейном каноне
1) Келейный канон исполняют все ежедневно, кроме 10 дней в году: от Великого четвертка по Фомино воскресение.
2) Поклоны земные отменяются по субботам и воскресеньям во весь год, во всю Пятидесятницу, также — когда бывает бдение и полиелей в память великих святых среди недели.
3) В дни воскресные и бденные совершается канон, когда есть время, днем или ночью, без земных поклонов, одни четки, только с поясными поклонами.

Утреня в 12 часов ночи
Начало обычное; читает полунощницу с кафизмою и все до конца; также утреню. За кафизмы по четкам вычитывает: 3 четки Спасителю за кафизму; за канон святых 3 четки. Все остальное — по Следованной псалтири до конца. За эктении по 12 раз: «Господи, помилуй», а за сугубую — по 40 раз: «Господи, помилуй» и поминает о здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей и — отпуст. Кланяется иконам.

Часы и обедница
В шесть часов утра читаются часы. Начало обычное: «Молитвами св. отец наших» до «Приидите, поклонимся», псалмы 3-го часа и 6-ого. Изобразительныя: блаженны, апостол, евангелие, акафист Спасителю и далее все по ряду. Поминает своих родителей, сродников и благодетелей и за весь мир молится. Отпуст. Покланяется иконам.
Исполняя предания св. отцев, по окончании часов принимают антидор и запивают освященной водой, которая в монастырях, скитах и обителях освящается первого числа каждого месяца, нарочно для окропления обители (каждый месяц освящается вода и очередной иеромонах с певчими ходит по келлиям, в которых живут братия, и по всем зданиям, поют тропарь: «Спаси, Господи», и окропляют св. водой) и для запивания антидора, по окончании литургии берут антидор и запивают святой водой.
А пустынножители при посещении монастырей, скитов или обителей бывают снабжены антидором и освященной водой, и пользуются ими до того времени, пока случится в другой раз побывать в обители.

Примечание.
1) Все эти службы суточного круга церковной службы, невозможно одному человеку прочитать по книгам, даже двум тяжело. Кроме того, один не в состоянии приобрести нужных книг для выполнения всего церковного устава: некоторые, кроме Следованной псалтири и евангелия, других книг не имеют; чтение по книгам они более заменяют молитвами по четкам.

Обычно по четкам также исполняют пятисотницу и Богородичное правило.
ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ.

Первая сотница:
С молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
10 — земных,
20 — поясных,
70 — умносердечных.

В конце сотницы — земной поклон и молитву:
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Вторая и третия сотницы подобны первой.
Четвертая сотница:
С молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго.
10 — земных, 20 — поясных, 70 — умносердечных. В конце сотницы — земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице. Пятая сотница:
5-ая сотница делится пополам. Из них, 50 молитв: Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем. 5 — земных, 10 — поясных, 35 — умносердечных. И 50 молитв: Вси святии молите Бога о мне грешнем. 5 — земных, 10 — поясных, 35 — умносердечных. На последней — земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице, с земным поклоном.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Земной поклон.
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Примечание: Проходить эту пятисотницу, когда кто может. Также читай после молитв 1 главу Евангелия, 2 главы из Апостола, 1 кафизму из Псалтири в сутки, начиная с первой до последней включительно.
(Правило читать не скоро, без лености, со умилением и сокрушением сердца, тихо и разумно, со вниманием, не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемое).

Под воскресные дни и великие праздники от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до недели ап. Фомы, правило совсем отлагается, а в дни полиелейных праздников и под субботы проходится без земных поклонов.

А вот какое молитвенное правило по четкам дает старец проигумен Харалампий (монастырь преп. Дионисия, Святая Гора Афон; данное правило употребляется на Святой Горе Афон монахами, не имеющими возможности посещать уставные церковные службы)
Возлюбленные братья, вострубим подъем! Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей — во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность.
Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по чёткам. На каждом узелке чёток призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Начинай так: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся. 50-й псалом». Затем краткая импровизированная молитва один раз в день с кратким славословием, благодарением, исповеданием, прошением оставления твоих грехов и укрепления тебя и твоих братьев во Христе в добром подвиге.
И молитва по чёткам или по часам без чёток.
Вечерня:
9 сотниц Спасителю или 15 минут по часам;
3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам;
1 сотница святому дня или 2 минуты по часам;
1 сотница святому храма или 2 минуты по часам;
1 сотница святому седмицы или 2 минуты по часам.
Повечерие. Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут по часам.
Полунощница:
12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;
3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.
Утреня:
27 сотниц Спасителю или 1 час по часам;
9 сотниц Божией Матери или 15 минут по часам;
по 1 сотнице или по 2 минуты: святому дня, святому храма и святому седмицы, как на вечерне;
3 сотницы всем святым или 5 минут по часам.
Последование ко святому причащению:
12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;
3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.
Молебен Спасителю, Божией Матери или святому:
6 сотниц или 10 минут по часам.
Часы 1-й, З-й, б-й, 9-й:
18 сотниц Спасителю или 30 минут по часам;
6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам.
Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше.
Благодаря привычке, неотступному вниманию и непрестанной молитве ты станешь труднодостижимой целью для лукавого. Соединяя с этим благоделание любви, милосердия, веры, сострадания, умиления, самоосуждения, надежды на Бога, регулярной исповеди и божественного причащения, ты приобретешь крепкий арсенал оружия и сделаешься защищенным благодатью Божией и почти недоступным для смертоносных стрел диавола. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Поэтому, зная свою немощь, смиряйся и прославляй Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы, читаемые по чёткам
Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.
Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.
Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).
Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.
Молитвы святым седмицы
В понедельник: Святии архангели, молите Бога о мне.
Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.
В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.
В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне.
В субботу: Вси святии, молите Бога о мне.
В неделю: Пресвятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *