Молодежь христианская

Источник: Русь Державная

ХIХ – ХХ века были временем напряженной борьбы за умы и сердца людей. В первую очередь за умы и сердца молодых людей. В середине ХIХ века, того века, когда формировались всемирные протестантские организации – миссионерские и библейские, из городов Англии вышел еще один планетарный реформационный проект покорения умов и сердец молодых людей. Вышел из Англии, а материально и массово оформился в Северо-Американских штатах, откуда в последние столетия выходило много мрачного и опасного для духовного бытия человечества (и мормонство, и теософия Блаватской и секта Рерихов и многое другое). Это был проект массовой планетарной молодежной организации – Христианского союза молодых людей.
Антихристианская реформация, начатая Мартином Лютером под влиянием европейских еретических движений, приблизилась к своей духовной цели. Окончательное достижение цели будет во многом зависеть от успеха реформации в России. Потому история Христианского союза молодежи в нашей стране и мире еще не завершена…
Человек, интересующийся историей уникальных фортификаций Владивостокской крепости, обязательно обратится к обширному четырехтомному исследованию «Владивостокская крепость». И среди множества интересных фотографий крепости, планов и карт обнаружит необычные фотографии 1920-х годов с молодыми американцами, порой вольно и развязно позирующими на фоне пушек или фортов крепости. Подпись будет сообщать, что здесь представлен один из секретарей Христианского союза молодежи, более известного в мире и России под названием ИМКА (англ. Y.M.C.A.). Так эти фотографии открывают малоизвестную страницу истории Владивостока и России. Стоит ею поинтересоваться, поскольку история международной организации ИМКА и ее идеологии в России не завершена по сию пору.
ХIХ – ХХ века были временем напряженной борьбы за умы и сердца людей. В первую очередь за умы и сердца молодых людей. В середине ХIХ века, того века, когда формировались всемирные протестантские организации – миссионерские и библейские, из городов Англии вышел еще один планетарный реформационный проект покорения умов и сердец молодых людей. Вышел из Англии, а материально и массово оформился в Северо-Американских штатах, откуда в последние столетия выходило много мрачного и опасного для духовного бытия человечества (и мормонство, и теософия Блаватской и секта Рерихов и многое другое). Это был проект массовой планетарной молодежной организации – Христианского союза молодых людей.
История этой организации в России началась первыми осторожными шагами еще в царское время. Тогда в Петербурге появился «имковский» клуб спортивной направленности «Маяк». Широко же и уверенно развернулась организация в России благодаря содействию Временного правительства – после и в связи с падением монархии. Как известно, члены Временного правительства сами имели весьма сомнительные, на православный взгляд, мировозренческо-мистические ориентиры и статусы.
Первоначально Христианский союз молодежи, по информации самой организации, организовывался для содействия духовному, умственному и физическому развитию молодежи, подвергающейся растлевающему влиянию условий городской жизни. Союз в Англии и Америке старался отвлечь молодежь от вредных развлечений и пороков, переориентируя на «разумные» увлечения спортом, библиотеками, читальнями, курсами автомобилизма, машинописи, предпринимательства.
Но в связи с Мировой войной организация получила опыт гуманитарной деятельности в среде военнопленных. И в 1917 году, вооруженные огромными финансовыми возможностями, массой идей для обустройства «разумных развлечений» и досуга военнопленных отряды американских секретарей ИМКА (около 200 секретарей) по приглашению Временного правительства прибыли в Россию.
Первоначально они должны были заботиться о пленных из европейских стран на территории России. А позже, по заданию правительства США, – содействовать белому движению и интернациональным силам в борьбе с большевизмом.
Секретари действовали в военных частях – русских и чешских, ведя досуговую и просветительскую работу с военными, показывая им кино и театральные постановки. А затем в городах Сибири и Дальнего Востока среди гражданского населения – во Владивостоке, Харбине, Хабаровске, Иркутске, Томске, Омске, Красноярске, Ново-Николаевске (Новосибирске), Благовещенске. Союзу щедро и беспрепятственно предоставлялись здания, где они открывали библиотеки, проводили занятия для физического развития, киносеансы, открывали группы и кружки по английскому языку, эсперанто, шахматам, приглашали лекторов.
В современности российскими авторами написано много статей о деятельности Союза в годы Гражданской войны, негативных оценок деятельности приводится больше, чем положительных. Даже со стороны белых звучали обвинения в адрес ХСМЛ в тайном сборе информации, в антимилитаристской пропаганде в армии. Хотя, по сообщениям большевистских СМИ, США потратили около 6 млрд долларов на работу этой организации в России для борьбы с большевизмом.
Во Владивостоке союз к 1922 году набрал 1000 членов из гражданского населения, ведь все посетители занятий, развлечений, детских игровых площадок, театров, киносеансов автоматически начинали считаться членами Союза. Но и здесь звучали слова критики.
Исследователь истории ИМКА на Дальнем Востоке Оксана Федирко пишет в своей статье: «Деятельность Владивостокского ХСМЛ имела явную проамериканскую направленность, которая прослеживалась как в организационной структуре «Маяка», так и во всей его работе. В клубе устраивались свободные беседы с американскими проповедниками и русско-американские музыкальные вечера. Довольно четкую характеристику методов воспитания русской молодежи в этом отделе дает «Вечерняя газета». Описывая один из спектаклей студии, где маленьким зрителям преподносили далеко не детские сценки из американской жизни, газета констатирует: «… еще год-два такого воспитания, и они (дети) не ударят в грязь лицом перед любым юнгой любого американского корабля. А из деревьев вишневого сада наделают прочные табуретки для баров». Дети «учат американскую историю, американские обычаи и нравы, а по воскресеньям поют религиозные псалмы и американский гимн «О, наше звездное знамя».
Организация ХСМЛ или ИМКА покинула Владивосток, когда из Приморья ушли белые силы. Но русский народ и Русскую Православную церковь она не оставила в покое, а принялась за гуманитарную работу в среде русской эмиграции во всех слоях общества. В 1920-х годах глубоко о сути ИМКА еще не задумывались и не придавали значения ее американской эмблеме, где нет креста, а есть перевернутый красный треугольник.
Но в 1920-1930-х годах русские духовные пастыри – православные архиереи забили тревогу. И тревожиться было о чем. Союз стремился активно работать с православной молодежью в эмиграции и предлагал мощную материальную поддержку богословским учебным заведениям и интеллектуальным центрам в среде русской эмиграции. Было создано национальное отделение Союза – Русское студенческое христианское движение, которое создавало свою альтернативную церковно-общественную иерархию.
Духовная пища – вот то, чем более всего дорожил русский человек. Российской молодежи нужен не только баскетбол, придуманный в американской ИМКА, и не только движение разведчиков-скаутов, не только душевное общение со сверстниками, но нужен, прежде всего, Хлеб небесный. И вот как раз, духовная пища ХСМЛ, уготованная православному юношеству, пастырями Церкви оценивалась как сомнительная и вредная.
Тексты печатных изданий Союза, выходившие в 1920-х годах и раскрывшие его идеологию, показали, что эта идеология несовместима и непримирима с Православным Христианством.
В 1920-х годах Синод РПЦЗ дважды заявлял об опасности и неприятии этой организации. Но она продолжала расширяться в среде русской молодежи. В 1932 году было принято еще одно решение. В Окружном Послании Собора Архиереев Русской Православной Церкви за границей от 15/28 августа 1932 года говорилось, что Союз: 1) проповедует равноценность всех вероисповеданий и полное вероисповедное, или конфессиональное, безразличие; 2) отрицает догматы Святой Православной Церкви и Таинства и считает Господа нашего Иисуса Христа не Богочеловеком, а просто человеком, основателем религии как Будда, Конфуций, Магомет и др.; 3) он ратует за интернациональное объединение всех людей, без различия религий, национальностей, классов и состояний, и 4) стремится осуществить на этом свете Царство Божие, построить Эдем, земной рай, который принесет всеобщее счастье и блаженство. Организация была объявлена антихристианской. Это было официальное соборное решение русских архипастырей.
Одним из главных идейных борцов против распространения Союза в среде русской эмигрантской молодежи был преосвященный архиепископ Феофан (Быстров). Борьбу с Союзом многие связывают и с авторитетом первоиерарха РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого). Православный священномученик архиепископ Рижский Иоанн (Поммер), мученически убитый в 1934 году неизвестными, длительное время боролся против присутствия ХСМЛ в Латвии.
Харбин и Маньчжурия, как крупный эмигрантский центр, также столкнулись с притязаниями Союза, которые здесь не были столь ярко окрашены идеологически, как в европейских центрах русской эмиграции. У ХСМЛ в Харбине была своя гимназия, куда русские люди отдавали детей на обучение.
Архиепископ Харбинский Мефодий признавал, что обучение детей в гимназии ХСМЛ ведется в интерконфессиональном духе и в будущем дети станут заложниками идеологии Союза. Эту негативную тенденцию епархия пыталась переломить, присылая на все мероприятия гимназии православное духовенство.
В здании Союза в Харбине действовали многочисленные кружки для всех слоев общества. Именно на базе лектория ИМКИ в Харбине состоялось выступление Николая Рериха, приехавшего из США с антихристианскими задачами.
Архиепископ Харбинский Мефодий оказался в затруднительной ситуации, когда встал вопрос об открытии православного богословского факультета в Харбине. Союз ИМКА предлагал финансирование и бесплатное помещение, но тогда факультет должен был бы стать частью этой международной организации, а все слушатели и преподаватели – членами Союза. Эмблемой факультета должен был стать красный треугольник со вписанным в него православным крестом. С этим священноначалие не могло согласиться. Сам архиепископ Харбинский Мефодий отмечал, что одной рукой ИМКА помогает Церкви, а другой – всем ее врагам.
Именно в Харбине выходила громогласная апологетическая литература против ИМКИ, осуждавшая русских эмигрантов в Европе, с легкостью предававших из-за своих личных интересов Россию и Православие, пошедших на сотрудничество с этой организацией. Речь шла в первую очередь о видных русских философах Сергие Булгакове и Николае Бердяеве.
ИМКА, опираясь на русских интеллектуалов, создала Свято-Сергиевский богословский университет в Париже и знаменитое издательство, которое популяризировало многих писателей, выступавших с неоднозначными идеями.
В какой-то момент церковная эмиграция значительно поляризовалась именно по вопросу отношения к ИМКА. Потому как в условиях беженства и материальной нужды это была единственная организация, готовая оказать щедрую материальную помощь.
Исследователь идеологии ХСМЛ харбинец В.Ф. Иванов очень жестко и негативно оценивал деятельность Союза: «На западе, среди русской эмиграции, этот вопрос поставлен шире: там больше денег и больше продажных русских людей высокой умственной квалификации. Но программа остается единой и проводится без изменения и в Париже, и в Харбине, и в других местах русского эмигрантского рассеяния…»
Главным плодом столетней деятельности ИМКИ во всем мире стал Всемирный Совет Церквей, который создавался лидерами этой международной организации. Его поддержали многие русские эмигранты.
Так под лозунгом борьбы за умы и сердца молодых людей проделывалась страшная реформационная работа, в которой сыграли свою роль и высокоинтеллектуальные эмигранты из России.
Антихристианская реформация, начатая Мартином Лютером под влиянием европейских еретических движений, приблизилась к своей духовной цели. Окончательное достижение цели будет во многом зависеть от успеха реформации в России. Потому история ИМКИ в нашей стране и мире еще не завершена…
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус

Источник: Русь Державная

Современная молодежь часто критикует Русскую православную церковь (РПЦ) из-за предосудительного поведения самих священнослужителей и мирян. Такое мнение высказал глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в интервью на YouTube-канале «11 ЭКЮ».

По его словам, зачастую представители церкви дают повод для критических замечаний.

Другой причиной негативного отношения к РПЦ, как считает Легойда, может быть определенная традиция и «народная культура».

«В нашей культуре что, не было «Сказки о попе и его работнике Балде»? Ну она же была, и это не начало XXI века — это первая половина XIX века. И, соответственно, классик, наверное, не на пустом месте это написал», — отметил он.

Помимо этого, считает он, критика церкви может быть связана с обычным «бунтарством» и «скепсисом», которые свойственны молодому поколению.

При этом Лейгода подчеркнул, что не боится критических комментариев в адрес РПЦ, так как «сила церкви не в праведной жизни и не в уме ее последователей, а в правде Христа».

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

— В РПЦ призвали законодательно запретить суррогатное материнство

— В РПЦ критически оценили призыв «модного» священника перечислить ему деньги на лекарства

— Около 40 человек покинули монастырь из-за конфликта со схиигуменом Сергием

Москва, 10 мая 2020 г.

Православная молодежь по всей России оказывает помощь людям, попавшим в сложную ситуацию из-за распространения коронавирусной инфекции, сообщает Патриархия.ru.

В Уральском федеральном округе Екатеринбургское отделение Братства православных следопытов инициировало Всероссийский флешмоб «Без вирусов» (приняло участие более 500 скаутов России). Молодежный совет Екатеринбургской епархии и Молодежная казачья организация Среднего Урала вошли в состав добровольческого координационного центра по содействию в профилактике распространения коронавирусной инфекции на территории Свердловской области, активно сотрудничают с Общероссийским народным фронтом «За Россию». Общее число участников — более 300 человек.

Добровольцы православного молодежного движения Екатеринбургской епархии и Братства православных следопытов, православное молодежное движение Челябинской епархии, добровольцы молодежного миссионерского общества «Logos» присоединились к Всероссийскому движению #МыВместе и подключились к деятельности Православной службы милосердия. Молодежь развозит продукты и медикаменты по домам пожилых людей, ребята ходят в аптеки, магазины, оплачивают услуги ЖКХ.

Православное молодежное движение Челябинской епархии в рамках акции #КарантинПереживемВместе приняло активное участие в организации порядка и соблюдении санитарно-эпидемиологических норм в храмах епархии.

В Алапаевске и Алапаевском районе Свердловской области организована совместная работа волонтерского штаба ОНФ и молодежного отдела Алапаевской епархии для помощи пожилым людям и маломобильным гражданам, задействовано 22 волонтера.

Православная молодежь Сибирского федерального округа активно собирает продуктовые наборы для нуждающихся, так добровольческое движение «Сибиряки» в Омской епархии передало более 1500 продуктовых пакетов нуждающимся и малообеспеченным семьям.

Православная молодежь Бурятии с самого начала режима самоизоляции принимает активное участие в оказании помощи пожилым людям, ребята выезжают на вызовы, приобретают продукты, медикаменты и товары первой необходимости, всего горячей линией было зафиксировано более 120 вызовов. Священники Улан-Удэнской епархии организовали на базе отдела по делам молодежи горячую линию психологической поддержки, на которую могут обратиться все нуждающиеся.

В Кемеровской епархии состоялось вручение продуктовых наборов в рамках акции «Накорми голодного», в которой приняли участие волонтеры православного молодежного клуба «Пристань», пономари храмов и сестры милосердия, всего оказана помощь 64 нуждающимся людям.

Православная молодежь Красноярской епархии работает на передвижной бесплатной столовой для бездомных и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организованной силами председателя епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению совместно с отделом по делам молодежи. Каждый день удается накормить около 25 бездомных и 30 человек из кризисного приюта.

Руководитель отдела по делам молодежи Бийской епархии иерей Димитрий Щербаков совместно с АРМОО «Покров» в рамках благотворительной программы «Спаси жизнь» оказал продуктовую помощь 50 нуждающимся семьям.

В Томской епархии православная молодежь, соблюдая все меры предосторожности, посещает пожилых прихожан, оказывая различную помощь.

Православная молодежь Приволжского федерального округа также активно участвует во Всероссийской акции #МыВместе. Члены Союза православной молодежи Мордовии вошли в республиканскую волонтерскую команду, прошли обучение и продолжают заниматься повседневной волонтерской работой. Ежедневно по этому направлению работы совершается по 10-15 выездов. Состоялось не менее 546 выездов за время пандемии. В праздник Светлого Христова Воскресения православные волонтеры навестили с куличами и подарками 50 одиноких пенсионеров. Также инициативная группа клуба «Азбука добра» при Союзе православной молодежи Мордовии организовала пошив масок. На данный момент привлечено 50 православных добровольцев, сшито более 900 масок, привлечено около 400 жертвователей, охвачено 700 адресов.

В отделе по делам молодежи Уфимской епархии 378 добровольцев ежедневно участвуют в передаче продуктовых наборов, подготовке больничных помещений к приему заболевших.

Ситуация с распространением коронавирусной инфекции в Северо-Западном федеральном округе остается сложной, поэтому сотни православных молодых людей и девушек принимают активное участие в волонтерской деятельности, направленной на помощь гражданам, находящимся дома. Волонтеры всех епархиальных молодежных отделов и молодежных клубов занимаются пошивом защитных масок, которые направляются добровольцам, работающим с населением, и волонтерам проекта #МыВместе. Не прекращают свою деятельность и молодежные клубы: по возможности многие из них проводят онлайн-встречи, организуется чтение и обсуждение книг, просмотр кинофильмов. Епархиальная молодежная добровольческая служба, действующая при отделе по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, взаимодействует с городским волонтерским центром и направляет туда добровольцев. Отдел по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии также ведет активное взаимодействие с РОО «Центр содействия социально-культурному, творческому и спортивно-оздоровительному развитию «Нестор»». Директор центра Г.Р. Пивоварова является членом Оперативного штаба по противодействию коронавирусной инфекции. Совместно с Советом общественного движения «Вечно живые» была проведена большая работа: составлены списки людей, нуждающихся в волонтерской помощи. В течение недели, с 13 по 17 апреля, волонтеры организации развезли 97 продуктовых наборов по разным районам Санкт-Петербурга. Волонтеры молодежного православного клуба «ПроСвет» провели сбор средств и раздали пасхальные подарки пожилым людям из подшефного социального дома. «Молодежка на Науки» организовала волонтерскую службу с целью поддержки многодетных семей и пожилых прихожан. Проект молодежного клуба «Кинония» «Автобус милосердия» несмотря на пандемию и карантин продолжил свое служение. С целью безопасности было сокращено количество волонтеров: в выездах участвуют только молодые люди в количестве двух-трех человек. Остальные волонтеры находятся на самоизоляции и помогают тем, что готовят для бездомных еду и шьют маски. В выездах «Автобуса милосердия» принимают участие медики из сообщества «Благотворительная больница», которые оказывают медицинскую доврачебную помощь бездомным. «Автобус Милосердия» оснащен всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, это и специальные костюмы для многоразового использования, респираторы с защитой FFP3, специальными защитными экранами, которые пожертвовали ребята из «Фаблаб Политех».

Волонтеры отдела по делам молодежи Вологодской епархии занимаются пошивом защитных масок, а также совместно с городским молодежным центром принимают участие в раздаче продуктов и медикаментов пожилым людям. Всего в добровольческой деятельности принимают участие 23 человека.

В Великолукской епархии молодежный актив помогает пожилым прихожанам: 2-3 раза в неделю разносят продукты. Ребята зарегистрировались на сайте «Добровольцы России» и получили сертификаты волонтеров.

В Южном федеральном округе за все время объявленной пандемии несколько тысяч православных волонтеров приняли активное участие в оказании помощи людям старше 65 лет. Отдел по делам молодежи Екатеринодарской епархии с первых дней работы волонтерского штаба Краснодарского края координирует работы между епархиальными отделами Кубанской митрополии. Были созданы продовольственные склады и собраны пожертвования для тех семей, которые не имели возможности приобрести продукты, медикаменты и вещи первой необходимости. Также добровольцы, задействованные в работе гуманитарных складов, осуществляющих раздачу продуктовых наборов, прошли обязательный инструктаж и снабжены средствами индивидуальной защиты для своей безопасности и безопасности благополучателей. В Екатеринодарской епархии около 320 человек осуществляют помощь в рамках работы Единого регионального волонтерского штаба помощи пожилым людям в связи с коронавирусом. За весь период работы православных волонтеров было реализовано 586 заявок.

В Шахтинской епархии православная молодежь сотрудничает с региональными волонтерскими штабами, принимает участие во Всероссийской акции по сбору и раздаче продуктов для граждан старше 65 лет. Около 100 волонтеров приняли участие в акции. Было отработано более 200 заявок.

Молодежный отдел Урюпинской епархии и православный молодежный клуб «Пилигрим» осуществляют пошив и благотворительную раздачу многоразовых тканевых масок для людей, находящихся в зоне риска.

Активно задействованы в волонтерской деятельности ребята из Новороссийской, Волгоградской, Сочинской, Калачевской епархий, количество заявок, обработанных православными активистами, исчисляется тысячами.

Дальневосточный федеральный округ также не остался равнодушным к нуждам людей, оказавшимся в исключительных условиях. Православная молодежь здесь объединяется в группы для оказания помощи пожилым. Волонтерский центр Южно-Сахалинской епархии принимает звонки с просьбами о помощи, всего задействовано около 20 волонтеров.

Православная молодежь Центрального федерального округа помимо участия в акции #МыВместе сотрудничает с благотворительными фондами, а также проявляет различные инициативы. В Шуйской епархии раздачу продуктовых наборов нуждающимся приурочили ко дню памяти жен-мироносиц. Отдел по делам молодежи Воронежской епархии взял на себя формирование и управление добровольческими группами, в акциях помощи ежедневно участвуют молодые ребята из Калужской, Ярославской, Рязанской, Кинешемской, Владимирской, Железногорской епархий: это и организация горячих линий, и доставка продуктов, и прочая помощь, зачастую не только бытовая, но и психологическая, что особенно важно.

Северо-Кавказский федеральный округ участвует в акции #МыВместе, молодежный отдел Тамбовской епархии собирает и комплектует наборы продуктов первой необходимости нуждающимся, а ребята из молодежного клуба «Вера. Надежда. Любовь» Георгиевской епархии помогают пенсионерам и маломобильным гражданам. Усилиями дружной команды волонтеров пожилые люди, находясь дома, не остаются один на один со своими бытовыми проблемами. Студенты общаются со своими подопечными, приносят из магазинов продукты, покупают лекарства и другие товары первой необходимости, выполняют разные работы в огороде и приусадебном хозяйстве.

В условиях пандемии особое значение приобретают онлайн-лекции и другие мероприятия, которые возможно проводить в интернет-пространстве. Православная молодежь участвует в онлайн-викторинах и прямых эфирах, виртуальных встречах со священниками и просто интересными людьми. 21 апреля 2020 года Синодальный отдел по делам молодежи организовал вебинар «Что значит быть христианином в XXI веке». Антоний Скрынников рассказал о том, на какие вызовы времени приходится отвечать христианам в настоящее время, поделился пастырским опытом, ответил на вопросы, которые задавали зрители прямого эфира.

В вебинаре также приняла участие Алена Забелина — сурдопереводчик Центра по работе с глухими и слабослышащими «Десница» при храме Всех святых, в земле Русской просиявших, в Новокосине г. Москвы, что сделало лекцию доступной для людей с ограничениями по слуху. Уникальный вебинар посмотрели более 160 зрителей.

В настоящее время Синодальный отдел готовит серию прямых эфиров, посвященных тому, как меняется жизнь в условиях самоизоляции и как приспособиться к новому образу жизни.

Тема молодежи в Церкви действительно является сегодня одной из самых важных. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл прямо назвал молодежную работу в Церкви приоритетным направлением. Но именно поэтому сейчас необходимо четко определить цели и задачи этой работы, чтобы все наши усилия приводили молодых людей именно ко Христу, а не куда-то еще.Сегодня можно с радостью констатировать очевидный факт: молодежь пришла в Церковь. Об этом свидетельствуют многочисленные Духовные школы, семинарии, православные молодежные объединения. Утверждать, будто Православие — религия старушек, сегодня может лишь тот, кто совершенно не осведомлен о реальном положении дел в Церкви.Но очевидные успехи на поприще молодежного служения ни в коем случае не должны заслонять от нас столь же очевидных проблем в этой области.

Ведь ни для кого не секрет, например, что не все молодые люди, пришедшие в Церковь, потом здесь остаются. Причин этому можно назвать множество. Но я бы в первую очередь хотел сказать об определенной степени нашей личной вины в таком положении дел. Ведь когда человек еще только приходит в храм, он надеется не просто получить формальные ответы на какие-то вопросы. Прежде всего он надеется увидеть эти ответы в жизни верующих людей. И если мой внутренний мир, моя духовная жизнь, выраженная в словах и поступках, не свидетельствуют о Христе, то, боюсь, что очень немногие люди смогут через общение со мной прийти в Церковь и остаться там навсегда.

Ведь говоря о молодежном служении, мы, в сущности, говорим о свидетельстве о воскресшем Христе. И самое главное наше внутреннее побуждение должно сравниваться с побуждением тех Жен Мироносиц, которые, узнав о Воскресении Христовом, бежали к Апостолам, бежали к другим людям, чтобы рассказать им о том, чему они сами стали свидетелями, о своей Пасхальной радости. Вот этот внутренний мотив уверенности в победе добра над злом, в победе света над тьмой, в победе Божией Любви, это торжествующее чувство должно быть самым главным нашим внутренним настроением. И из него мы уже находим методы общения и работы с той или иной молодежной средой. Только тогда, побуждаясь этим внутренним чувством Пасхальной радости, мы будем отыскивать тот язык, который сейчас более уместен и понятен в разговоре с молодежью.

Если же этого свидетельства в нас нет, тогда даже самые благие наши намерения могут порождать искаженные формы объединения молодежи, которые сегодня принято называть «православной тусовкой».

Очень печально, когда люди, считающие себя православными христианами, объединяются главным образом для совместного отдыха, общения и каких-то других способов времяпрепровождения, а евхаристическая жизнь становится для них лишь неким приложением, пускай даже и обязательным, но — второстепенным.

Мы должны стать для молодых людей друзьями, которые приведут их ко Христу, а не просто в компанию симпатичных людей, с которыми приятно бывает пообщаться на досуге. И если центром нашего общения является не Евхаристическая Чаша, а что-то другое, то такое общение с христианской точки зрения будет пустым и ошибочным.

Когда молодые люди кричат на рок-концерте вслед за любимым певцом: «Мы — православные!», но в храм не ходят, не исповедуются и не причащаются, то такое «православие» очень сомнительно. Ведь что такое правильно славить Бога? Это значит в первую очередь — жить по Евангелию, славить Бога не одними только словами, а делами и поступками. И если в твоей жизни нет места делам веры, то и Православие твое находится под очень большим вопросом. Оно может быть культурологически обозначено так — относящееся к православной конфессии, поскольку человек носит крест, в доме у него есть иконы и прочие атрибуты конфессиональной принадлежности. Но если его жизнь не наполнена поступками, продиктованными стремлением исполнить заповеди Христовы, то это еще не православный человек в подлинном понимании. Хотя подобное поведение тоже можно рассматривать как определенный этап на пути к обретению веры. Если человек сделал хотя бы такой, формальный шаг в сторону Православия и при этом серьезно относится к своему внутреннему миру, он обязательно задумается: что это за символика? Что она означает? И какой смысл стоит за возгласом «Христос воскресе»? Постепенно он может начать разбираться в этих вопросах. И если это серьезный человек, то он обязательно пойдет в своей вере дальше такого формального и ни к чему не обязывающего исповедания. А если человек поверхностно относится к своей жизни, то нам остается только молиться за него и, самое главное, продолжать наше свидетельство о воскресшем Христе. Потому что никакие формы молодежного служения Церкви не могут заменить ту внутреннюю работу, которую человек должен сам произвести в своей душе на пути к Богу. Мы можем лишь предоставить ему возможность выбора. Своей жизнью мы должны показать ему: смотри, вот кто такие христиане, вот как мы живем, как относимся к ближним, к своему делу, к миру вокруг нас. Хочешь жить так же?

Если у нас не будет такого свидетельства об истинности Православия, то все слова, даже самые умные и правильные, окажутся тщетными и никто нам не поверит.

И когда мы видим, что далеко не все молодые люди с симпатией относятся к Церкви, нам нужно иметь в себе мужество признать, что мы сами не смогли в достаточной степени засвидетельствовать своей жизнью истину воскресения Христова.

Именно поэтому Святейший Патриарх говорил недавно о насущной необходимости создания православных общин среди студентов высших учебных заведений. Наше христианство устремлено к храму, но ни в коем случае не должно замыкаться только в его стенах. И если студенты-христиане будут на виду у своих сверстников, если пример их жизни окажется привлекательным для тех, кто стремится к истине, тогда это и будет самой лучшей и убедительной проповедью.

С этой же целью Святейший Патриарх сегодня ставит перед Духовными школами задачу организации специальных курсов по воспитанию священников, которые смогут нести молодежное служение в высших учебных заведениях. В наших семинариях и академиях появится новое направление, готовящее специалистов для работы в светских учебных заведениях. Святейший Патриарх именно таким образом видит системный подход к подготовке широкого молодежного служения, и для этого необходима подготовка специальных кадров. Кроме того, на Сретенских чтениях Патриарх говорил о выявлении в православной молодежной среде неформальных харизматичных лидеров, о необходимости образования для них и о предоставлении им всеобщей церковной поддержки.

Все эти годы молодежное служение в Церкви осуществлялось добровольцами, которые несли его исключительно по зову собственного сердца. И сегодня, расширяя это служение, мы постараемся обязательно сохранить его добровольный характер. Оно ни в коем случае не должно превратиться для людей в служебную обязанность. Это как раз та самая возможность показать свою веру в своих делах. Не для отчета, не для галочки, а только по велению своего сердца.

Да, мы нуждаемся сейчас в специалистах. Но, возглавляя Комиссию по делам молодежи при Епархиальном совете города Москвы, я хотел бы сказать, что наша комиссия ни в коем случае не ставит своей задачей создание какого-то специального органа, который заменит собой уже существующие добровольные движения. Наша цель — координирование работы, представительство на различных уровнях. Если сказать проще, то мы должны быть печальниками о каких-то нуждах перед властями, быть заступниками перед чиновниками, быть теми, кто поможет наладить отношения с властью, открыть нужную дверь, добиться финансирования каких-то проектов.

То есть мы должны стать тем самым детоводителем, который поможет идти вперед. Но само молодежное служение будет осуществляться исключительно добровольным объединением православных молодых людей, движимых общей верой и желанием послужить ближним своими делами, тем самым исполняя закон Христов.

Фото Владимира Ештокина

3. Театральное служение — это сценки, постановки, мюзиклы, кукольный театр. У данного служения есть несколько целей: Первая цель – это прославить Бога; Вторая цель – привлекать людей, которые не так давно посещают богослужения церкви, чтобы посредством творчества мы сближались, и они всё больше углублялись в познание Господа; Третья цель – привлекать детей и подростков, так как именно через игру и творчество формируется их сознание, тем самым тоже укреплять их веру и знание о Боге;так же чтобы чаще прибывать в молитвенном доме (на репетициях), где точно будет слово для назидания, а не находиться в других неблагоприятных местах; Четвертая цель – показывать зрителям обычные бытовые ситуации, притчи, по слову Божьему, чтобы каждый наглядно видел себя в героях постановки, и свои ошибки; Костюмы, декорации, реквизит, находим всё своими силами, это также воспитывает в нас нравственные, моральные и библейские принципы: взяв на себя какую-то ответственность, пообещав, должен исполнить. Сценарии, в большинстве случаев, пишем сами, молясь Богу, прося вдохновение и правильности постановки с богословской точки зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *