Молоха в Библии — что это?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Молох в Библии.

Молох – языческое божество. В основном ему поклонялись аммонитяне – семитский народ, который жил от восточного берега Иордана до пределов Аравии (территория современной Иордании).

Есть мнение, что «молох» значит «царь», и это не имя собственное, а титул, которым традиционно наделяли языческих богов

В Ветхом завете Молох упоминается многократно. Одна из основных черт культа Молоха – то, что в жертву приносили детей.

Идол Молоха — огромная статуя человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя раскалялась, и в ее протянутые руки клали или бросали детей. Жуткое жертвоприношение совершалось под ритуальное пение, пляски и песни. Они заглушали крики бедных младенцев, которые фактически сгорали заживо. О ритуалах сожжения детей сказано, в частности, во Втор 12.31. Израильтянам подобные ритуалы запрещались под угрозой смертной казни (Лев 18:21; 20:2-5).

Принесение жертвы Молоху. Источник img11.nnm.me

Царь Соломон разрешил своим наложницам и женам – чужеземкам поклоняться языческим богам, и в Израиле было устроено капище Молоха (3Цар 11:7) в долине сыновей Енномовых. По-еврейски она называется «гей вен-Гинном» (Иер 32:35), откуда впоследствии произошло название гейгином («геенна»), которое стали применять к преисподней (ср. Мф 5:29).

В Библии упоминается также «скиния Молохова», (Ам 5:26, Деян 7:43), вероятно, ящик или шатер, в котором во время торжественных шествий носили изображение Молоха.

Часть израильтян переняла и жертвоприношение детей в честь него (Пс 105:37,38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву Молоху своих сыновей (4Цар 16:3; 21:6). Такие жертвоприношения запретил царь Иосия, а место, где они совершались, намеренно осквернил. (4Цар 23:10).

См. также Молох.
В Википедии есть страница «Молох (значения)».

Русский

В Викиданных есть лексема молох (L129025).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. моло́х моло́хи
Р. моло́ха моло́хов
Д. моло́ху моло́хам
В. моло́ха моло́хов
Тв. моло́хом моло́хами
Пр. моло́хе моло́хах

мо-ло́х

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -молох-.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. беспощадная, ненасытная сила, требующая беспрестанных человеческих жертв ◆ Критическая масса наработанного людьми зла приводит в действие молох войн и революций, и он катком проходится по странам и народам, пока не увязает в кровавом месиве… Н. Б. Дежнев, «В концертном исполнении», 1993 г.

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    молох II

    В Викиданных есть лексема молох (L129026).
    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. моло́х моло́хи
    Р. моло́ха моло́хов
    Д. моло́ху моло́хам
    В. моло́ха моло́хов
    Тв. моло́хом моло́хами
    Пр. моло́хе моло́хах

    мо-ло́х

    Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -молох-.

    • МФА:

    Молох

  1. зоол. австралийская ящерица семейства агам с широким, приплюснутым телом, покрытым, за исключением нижней части, многочисленными шипами (Moloch horridus) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ящерица

Ближайшее родство

    Список переводов

    • Английскийen: thorny devil

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»

      Татский

      молох

      Существительное.

      Корень: —.

  1. ангел ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. фериште

Ближайшее родство

Происходит от ??

    • Русско-татский словарь. Москва. 2006
    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

    • морфологии
    • произношении
    • семантике
    • этимологии

    (См. Общепринятые правила).

    Планси: №47. Молох (Moloch), князь страны слёз, заседает в адском совете. Аммонитяне поклонялись ему в образе бронзового идола, установленного на бронзовом же помосте; у этого кумира была голова тельца, увенчанная царской короной. Он алчно протягивал руки, вожделея человеческих жертв; и в жертву ему приносили детей. У Мильтона Молоха — ужасный и грозный демон, залитый материнскими слезами и кровью младенцев.

    Раввины утверждают, что изваяние этого знаменитого Молоха, бога аммонитян, было полым и разделялось внутри на семь отсеков. Первый предназначался для муки, другой — для голубей, третий — для суягной овцы, четвертый — для барана, пятый — для тельца, шестой — для коровы, а седьмой — для человеческого дитяти. Именно поэтому Молоха стали путать с Митрой, принимая семеро врат его таинств за эти семь отсеков. Принося ребенка в жертву Молоху, во чреве статуи разводили огонь. Жрецы заглушали его жалобные крики громким барабанным боем и игрой на других музыкальных инструментах.

    История

    Божеству с этим именем, производным от общесемитского корня со значением «царь», в библейские времена поклонялись многие жители Палестины и ряда финикийских городов. Некоторые исследователи отождествляют Молоха с другими божествами, носящими сходные имена, — богом аммонитян Милькомом (см. выше) или тирским божеством Мелькартом, — а в XX веке была выдвинута теория, согласно которой «молохом» именовалось не божество, а особая разновидность жертвоприношения — жертвенное сжигание людей и животных.

    Религиозные запреты на поклонение Молоху сформулированы в Книге Левит: «Из детей твоих не отдавай на служение Молоху» (18:21) и далее в 20:2—5. Однако запрет нередко нарушался: так, Соломон «построил капище <…> Молоху, мерзости Аммонитской» (III Цар. 11:7), а о царях Ахазе и Манассии сказано, что они «проводили сыновей своих через огонь» (II Пар. 28:3, 33:6) (причем последний совершал это в долине Еннома — местности, в которой поклонялись различным языческим божествам, в том числе и Молоху, и от названия которой происходит слово «геенна»). Эта же практика упоминается, в частности, в Иер. 7:31: «…и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне», а в прямой связи с Молохом — в IV Цар. 23:10 и Иер. 32:35.

    Истинный смысл выражения «проводил сыновей своих чрез огонь» остается спорным: некоторые предполагают, что имелось в виду не огненное жертвоприношение в буквальном смысле, а некая очистительная или посвятительная церемония. Однако в раввинистической традиции этот вопрос решается однозначно. Толкователь XI века Раши утверждает:

    Тофет — это Молох, который был изваян из бронзы; под ним разводили огонь, и руки его, вытянутые вперед, раскалялись, и ребенка предавали ему в руки, и тот сгорал; когда же начинались отчаянные крики, жрецы били в барабан, чтобы отец не услышал голоса сына своего и не дрогнул сердцем.

    Изложенная де Планси версия о том, что идол Молоха был полым и разделялся на семь отсеков, впервые встречается в собрании мидрашей «Ялкут Шимони», которое предположительно датируют XIII веком.

    В поддержку теории о том, что Молоху действительно приносили подобные жертвы, ссылаются на древнегреческих и римские источники, в которых описываются обряды огненного жертвоприношения детей в финикийском городе Карфагене. В сочинениях Клитарха, Диодора Сицилийского и Плутарха содержатся упоминания о том, что финикийцы сжигали детей в жертву «Кроносу» или «Сатурну» (как эти авторы называют Баал-Хаммона, бога — покровителя Карфагена). По одним рассказам, жертву бросали в бронзовую жаровню, помещавшуюся под вытянутыми руками статуи, по другим — клали прямо на руки изваяния, обращенные ладонями вверх и наклоненные к земле, а уже оттуда ребенок скатывался в яму с пылающим в ней огнем. Плутарх сообщает, что «все пространство перед идолом наполняли звуками флейт и грохотом тимпанов, чтобы заглушить вопли и рыдания». Сцену, подобную вышеописанным, изобразил Уильям Блейк на одной из иллюстраций к поэме Мильтона «На утро Рождества Христова», в которой идет речь о бегстве языческих богов (и, в том числе, Молоха), устрашенных пришествием Христа:

    Гоним тревожной думой,

    Бежал Молох угрюмый —
    Се идол, догорая, почернел.
    Напрасно хор цимбал
    Кумира вызывал.

    Алтарный огнь углями голубел.

    В другой своей поэме, «Потерянный рай», Мильтон называет Молоха «людобойцей» (homicide) и отводит ему первое место среди последователей Сатаны:

    Молох шел первым — страшный, весь в крови

    Невинных жертв. Родители напрасно
    Рыдали; гулом бубнов, ревом труб
    Был заглушен предсмертный вопль детей,
    Влекомых на его алтарь, в огонь.
    Молоха чтил народ Аммонитян,
    В долине влажной Раввы и в Аргобе,
    В Васане и на дальних берегах
    Арнона; проскользнув к святым местам,
    Он сердце Соломона смог растлить,
    И царь прельщенный капище ему
    Напротив Храма Божьего воздвиг.
    С тех пор позорной стала та гора;
    Долина же Еннома, осквернясь
    Дубравой, посвященною Молоху,
    Тофет — с тех пор зовется и еще —

    Геенной черною, примером Ада.

    Одно из самых ярких художественных описаний святилища и идола Молоха встречается в полуисторическом романе Гюстава Флобера «Саламбо» (1862), действие которого разворачивается в Карфагене в середине III веке до н.э.:

    В глубине зала горел канделябр, весь разукрашенный резными цветами, и на каждой из его восьми золотых ветвей в алмазной чашечке плавал фитиль из виссона. Канделябр стоял на последней из длинных ступенек, которые вели к большому алтарю с бронзовыми рогами по углам. Две боковые лестницы поднимались к плоской вершине алтаря. Камней не было видно; алтарь был, точно гора скопившегося пепла, и на нем что-то медленно дымилось. Дальше, над канделябром и гораздо выше алтаря, стоял Молох, весь из железа, с человеческой грудью, в которой зияли отверстия. Его раскрытые крылья простирались по стене, вытянутые руки спускались до земли; три черных камня, окаймленных желтым кругом, изображали на его лбу три зрачка; он со страшным усилием вытягивал вперед свою бычью голову, точно собираясь замычать.

    <…> между ногами колосса зажгли костер из алоэ, кедра и лавров. Длинные крылья Молоха погружались в огонь; мази, которыми его натерли, текли по его медному телу, точно капли пота. Вдоль круглой плиты, на которую он упирался ногами, стоял недвижный ряд детей, закутанных в черные покрывала; несоразмерно длинные руки бога спускались к ним ладонями, точно собираясь схватить этот венец и унести его на небо.

    <…> Наконец, верховный жрец Молоха провел левой рукой по лицам детей под покрывалами, вырывая у каждого прядь волос на лбу и бросая ее в огонь. Жрецы в красных плащах запели священный гимн:

    — Слава тебе. Солнце! Царь двух поясов земли, творец, сам себя породивший, отец и мать, отец и сын, бог и богиня, богиня и бог!..

    Голоса их потерялись в грохоте музыкальных инструментов, которые зазвучали все сразу, чтобы заглушить крики жертв. Восьмиструнные шеминиты, кинноры о десяти, небалы о двенадцати струнах скрипели, шипели, гремели. Огромные мехи, утыканные трубами, производили острое щелканье; непрерывно ударяемые тамбурины издавали быстрые глухие удары; и среди грома труб сальсалимы трещали, как крылья саранчи.

    Рабы, служители храмов, открыли длинными крючками семь отделений, расположенных одно над другим по всему телу Ваала. В самое верхнее положили муку; во второе — двух голубей; в третье — обезьяну; в четвертое — барана; в пятое — овцу. А так как для шестого не оказалось быка, то туда положили дубленную шкуру, взятую из храма. Седьмое отделение оставалось открытым.

    Прежде чем что-либо предпринять, нужно было испробовать, как действуют руки идола. Тонкие цепочки, начинавшиеся у пальцев, шли к плечам и спускались сзади; когда их тянули книзу, раскрытые руки Молоха подымались до высоты локтей и, сходясь, прижимались к животу. Их несколько раз привели в движение короткими, прерывистыми толчками. Инструменты смолкли.Пламя бушевало.

    <…> Наконец, шатающийся человек с бледным, безобразно искаженным от ужаса лицом толкнул вперед ребенка; в руках колосса очутилась маленькая черная ноша; она исчезла в темном отверстии. Жрецы наклонились над краем большой плиты, и вновь раздалось пение, славящее радость смерти и воскресение в вечности.

    Жертвы поднимались медленно, и так как дым восходил высокими клубами, то казалось, будто они исчезали в облаке. Ни один не шевелился; все были связаны по рукам и по ногам; под темными покрывалами они ничего не видели, и их нельзя было узнать.

    <…> Медные руки двигались все быстрее и быстрее безостановочным движением. Каждый раз, когда на них клали ребенка, жрецы Молоха простирали на жертву руки, чтобы взвалить на нее преступления народа, и громко кричали: «Это не люди, это быки!» Толпа кругом ревела: «Быки! Быки!» Благочестивые люди кричали: «Ешь, властитель».

    <…> Жертвы, едва очутившись у края отверстия, исчезали, как капля воды на раскаленном металле, и белый дым поднимался среди багрового пламени.

    Но голод божества не утолялся; оно требовало еще и еще. Чтобы дать ему больше, ему нагружали руки, стянув жертвы сверху толстой цепью, которая их держала. Верные служители Ваала хотели вначале считать число жертв, чтобы узнать, соответствует ли оно числу дней солнечного года; но так как жертвы все прибавлялись, то их уже нельзя было сосчитать среди головокружительного движения страшных рук. Длилось это бесконечно долго, до самого вечера. Потом внутренние стенки отверстий зарделись более темным блеском. Тогда стали различать горевшее мясо. Некоторым даже казалось, что они видят волосы, отдельные члены, даже все тело жертв.

    Наступал вечер; облака спустились над головой Ваала. Костер, переставший пылать, представлял собою пирамиду углей, доходивших до колен идола; весь красный, точно великан, залитый кровью, с откинутой назад головой, он как бы шатался, отяжелев от опьянения.

    По мере того, как жрецы торопились, неистовство толпы возрастало; число жертв уменьшалось: одни кричали, чтобы их пощадили, другие — что нужно еще больше жертв. Казалось, что стены, покрытые людьми, должны рушиться от криков ужаса и мистического сладострастия. К идолу пришли верующие, таща цеплявшихся за них детей; они били их, чтобы оттолкнуть и передать красным людям. Музыканты останавливались по временам от изнеможения, и тогда слышны были крики матерей и шипение жира, падавшего на угли. Опившиеся беленой ползали на четвереньках, кружились вокруг колосса и рычали, как тигры; Иидоны пророчествовали; обреченные с рассеченными губами пели гимны. Ограду снесли, потому что все хотели принять участие в жертвоприношении; отцы, чьи дети умерли задолго до того, кидали в огонь их изображения, игрушки, их сохранившиеся останки. Те, у кого были ножи, бросались на других, и началась резня. При помощи бронзовых веялок рабы, служители храма, собрали с края плиты упавший пепел и развеяли его по воздуху, чтобы жертвоприношение разнеслось над всем городом и достигло звездных пространств.

    Подобно многим другим языческим божествам, упомянутым в Библии, Молох в Средние века был переосмыслен как один из князей ада. Утверждали, что он похищает детей и что самое большое удовольствие ему доставляют материнские слезы.

    В классификациях XVI века, соотносящих силу демонов с определенными периодами года, Молох связывается с декабрем. В каббалистической классификации из «Древнего фрагмента «Ключа Соломона”» Молох — один из двух предводителей высшего демонического чина, духов «бунта и безначалия, коих двое вождей, Сатана и Молох, вечно воюют друг с другом». Некоторые современные последователи «пути левого руки» описывают этих двух вождей демонической иерархии как высшее олицетворение двойственности, представленной в едином принципе. Так, по словам Томаса Карлссона,

    …Сатана и Молох, подобно двуликому Янусу, смотрят в противоположные стороны. Один устремил свой взор вовне, на то, что было прежде, на то творение, против которого взбунтовался и от которого теперь освободился маг. Второй — в будущее, на те миры, которые маг (теперь ставший богом) может сотворить сам. Сатана — это «противник», или бунтовщик, восстающих против Творения и тех структур, которые связывают сущее воедино и ограничивают мага. Молох означает «царь» или «господин»; это создатель и правитель новых миров.

    • Анна Блейз. Демонография. М.: «Ганга», 2012.

    По сей день представители разных сфер – археологии, истории, а также исследователи в эзотерике, магии и демонологии активно дискутируют, пытаясь четко определить, что собой представляет демон с громким и пугающим именем Молох, фигурирующий в мифологии. Одни считают, что его сущность имеет божественную природу, другие – бесовскую.

    Молох в мифологии

    В письменах и легендах семитов есть незначительные сведения, касающиеся сущности. В Торе находится древнейшее предупреждение, запрещающее иудеям подносить своих чад Молоху. Того же, кто нарушал запрет и был замечен в поклонении идолу, должны были предать смерти.

    То, что жертвы приносятся идолу через пламя, вызывает волну дискуссий. Одни утверждают, что говорится о проведении обрядов, связанных с костром, оппоненты утверждают, что имеется в виду детские убийства во имя идола.

    Культ Баала, который имел общее признание в семитских странах (Карфагене, Тире, Финикии), связывался с именем сущности. Обычай предавать сожжению тела тех детей, которые погибали до достижения ими 7 лет, возник именно там. Осуществлялись даже, в случае острой нужды, жертвоприношения живыми детьми. Название обряда – «молх” было похоже на имя сущности. Оспорить интерпретации Торы, Талмуда и Ветхого Завета можно, если анализировать традиции с позиции лингвистики.

    Убеждение о бесовской и темной природе идола возникло в Средние века, во время написания гримуаров (где описаны обыватели ада). Немало описанных нечистых духов в письменах иудеев представлены богами.

    Маги средневековья спорили о демоне, пытаясь определить, кто он – отдельная сущность, как Вельзевул, или же это бесовская разновидность, сходная с Абарой. Многие религиозные книги используют «молохов”, как обобщающее понятие.

    Как приносили жертву Молоху

  1. Жертвами за редким исключением, были дети, кровавый обряд совершали с помощью огня. Но есть предостережение, что бог Молох не принимает жертву от собственного семени. У племен, занимающихся земледелием, семя мужчин, как источник жизни, жертвовалось для улучшения урожайности.
  2. В Библии нет описания идола Молоха однако известно, что внешний вид его был с головой и рогами быка. Есть предположения, связывающие его с Золотым Тельцом, в железную фигуру которого помещались жертвенные подношения.
  3. В одном из ужасных предположений говорится, что жертвы детей приносились в камеру живыми.
  4. Связь сущности с Геенной огненной, стала в христианстве, иудаизме и исламе базисным воззрением.

Термин «геенна” произошел от «Енном” – наименования местности вблизи Иерусалима. В этом месте приносили жертвы через пламя, а позже жгли отходы и мертвых зверей. Так сложилось представление, что в Геенне огненной находятся молохи. Сформировалось убеждение, что это божество удачи, которое обрушивалось на того, кто совершил ужасную жертву. То, что после принесения детей знатных людей в жертву был спасен Карфаген от греков, ещё больше усилило культ Молоха.

Сейчас исповедующие православие избегают обращаться к Богу за удачей, чтобы не поминать название кровожадного демона. Позже, законами Моисея обрядные убийства детей запретили, а нарушившим запрет полагалась смерть. Семиты же все равно их проводили еще долгое время.

Способы обращения к сущности

Мало описаний имеет демон Молох в мифологии. Мазерс Мак Грегор представлял его как одного из высших бесов в каббалистике, противоборствующего небесным сфирам. Другие исследователи теорий считают, что он властелин слез родителей, пролитых по своим детям.

Есть описания способов контакта, но не общения с сущностью. Суть его непонятна, демон ли это или его подобие, уничтожающее и разрушающее врагов.

То, что считается в демонологии лучшим вариантом жертвы – сожжение ребенка, делать нельзя под страхом смерти. Нельзя те только из-за крайней не гуманности действия, но еще и потому что детали процесса не дошли до наших дней, а малейшее несоблюдение правил проведения ритуала повлечет за собой моментальную смерть заклинателя.

Благосклонность сущности можно заполучить другим, менее жестоким, но не менее безумным способом. Приносить жертву Молоху можно символически, прыжками через по особенному сложенный костер (в его основании должна быть печать Молоха).

Некоторые источники утверждают, что взамен на невинную детскую душу проводящий можно получить благосклонность демона и, поскольку Молох – демон удачи, он будет посылать везение на жизненном пути.

В средневековой литературе сохранился обряд против врагов. Если есть необходимость проучить негодяя, нужно раздобыть кусочек его грязной одежды. Затем уединиться в долине и, соорудив костер с печатью, бросить в него раздобытый кусочек и произнести:

Потом перепрыгнуть костер. Однако на этом проведение обрядов не заканчивается, их необходимо повторять. Можно уже и дома, используя огонь свечки. Само использование ритуалов, является обязательством перед идолом и он возжелает новых и новых жертв. И если за год не будет новых обрядов, сущность накажет заклинателя и его родственников, с ними произойдет страшное несчастье, возможно, через пожар.

Значение имени сущности

На языке древних иудеев «мелех” – это «царь”. Поэтому в искусстве распространено изображение сущности-царя. Словарное и художественное описание идола имеет сравнение с ужасным орудием убийства, сокрушающего своих жертв, не замечая их боли.

Последователи мессианского иудаизма считают, что языческий бог Молох – основной противник Мессии. После прихода Мессии все враги, включая Молоха, и все зло будет истреблено и прекратится вражда между людьми. Считается, что после Страшного Суда на Земле будет Божье Царство и восстановится в Иерусалиме одноименный Храм.

Википедия содержит описание одноименной идолу ящерицы, названной так за свой внешний вид – на ее теле есть множество острых чешуек, а на голове две из них расположены в виде рогов. Можно найти аналогию с демоном, рассматривая фото ящерицы.

В настоящее время нельзя, оперируя имеющимися историческими и эзотерическими сведениями, сделать четкое заключение о сущности. Нельзя также забывать, какими ужасными и зверскими были обряды, связанные с идолом. Бес Молох в мифах опасен и обращаться к нему запрещают святые писания христианства, иудаизма и ислама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *