Молокане

Отправляйтесь подальше

Однако на ссылках в Таврическую губернию правительство не остановилось. Через 35 лет после того, как молокане обосновались на новом месте, их снова начали выселять. На этот раз на территорию Кавказа. Вот так оказались молокане в Армении. Селиться им пришлось высоко в горах, на высоте 2000 метров над уровнем моря. Климат там был неблагоприятным для ведения сельского хозяйство, однако этот вид деятельности сейчас является основным для молокан. До сих пор в этой стране проживают члены данного сообщества. Интересно, что они не смешиваются с местным население и заключают браки только между собой. Конечно, численность молокан за годы, прошедшие с тех пор, как они ступили на эту землю, значительно уменьшилась. Сейчас в Армении только одна деревня полностью состоит из молокан — Фиолетово. Население ее составляет около тысячи человек. В конце 80-х молокан в Армении было около 50 000 человек. Тяжело жили молокане. Закавказье, однако, стало их домом на долгие годы. Может быть, трудности, которые им пришлось преодолеть, и помогли этим людям сохранить самобытность до наших дней.

Обычные дела

Молокане России и других стран живут по своим правилам. Мирская жизнь так же объединяет их, как и духовная. Одеваются они единообразно. Женщины обязательно должны носить платки и длинные юбки. Мужчины не бреют бороды и надевают рубахи навыпуск. В поселениях строго соблюдают порядок и чтут традиции. Алкоголь не употребляют даже по праздникам. Не отмечают дни рождения. Да и вообще, не любят развлечений. Даже скромные радости, такие как чтение книг или просмотр телевизора, у молокан под запретом. Однако свадьбы они празднуют широко, несколько дней. Это и неудивительно. Ведь у них не принято разводиться, а значит, подобное торжество бывает у каждого только раз в жизни.

Дети ходят в общеобразовательные школы. Родители мало времени уделяют обучению отпрысков и не ругают за плохие отметки. Ведь их детям не придется поступать в институты, они останутся жить в поселении и будут заниматься крестьянским трудом. Конечно, желание материального благополучия не чуждо и молоканам. Поэтому мужская часть населения ездит на заработки в город, чаще всего нанимаются бригадами на ремонтные работы. Также молокане зарабатывают тем, что продают различные изделия, сделанные своими руками. Бывает, что молодежь покидает общину и уезжает в поисках лучшей и интересной жизни.

В наши дни молоканские общины можно встретить по всему миру. Есть они даже в США, Мексике, Канаде, Австралии, Украине. А вот молокан татарский — это вовсе не член сообщества, который проживает в Татарстане, а просто сорное растение. В России основным местом размещения молоканских общин является Краснодарский и Ставропольский край. Для некоторых представителей этих сообществ главным делом в наши дни являются не религиозные убеждения, а объединение и обособление с целью сохранения русских традиций и обычаев, а также жизнь по законам предков.

Молокане

Молокане

Численность и ареал

Всего: 92 000 — 182 000

США США — 10 000
Мексика Мексика — 2 000
Россия Россия — 50 000 — 100 000
Украина Украина — 10 000 — 20 000
Грузия Грузия — 5 000 — 15 000
Азербайджан Азербайджан — 5 000 — 10 000

АрменияАрмения — 10 000 — 25 000

Язык

Русский язык

Религия

Духовное христианство

Входит в

Русские

Молокане на Викискладе

Русские поселенцы (скорее всего, молокане) в Муганской степи (начало XX века)

Молока́не — одно из течений духовного христианства.

В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов императора Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, «государственном совете», который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Эта записка послужила поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губернии.

Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), «дух-и-жизники» (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.

История

Молоканские старейшиныМолокане. 1870-е годы

Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. По-видимому, «молокане» — это прозвище, которое дали им православные. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан. Имеет некоторое распространение версия, связанная с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2).

Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

Ниже приведена выписка, выполненная Е. И. Финогеновым, из «Актов, собранных Кавказской Археографической комиссией» (архив ГУ Наместника Кавказского, том X, изд. под ред. пред. комиссии дейст. стат. советника Ад. Берже). Тифлис, типография Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885 год:

Шемахинская губерния. Записка о русских переселенцах-раскольниках в Каспийской области стр. 281, 293.

1. Историческое изложение.
Первое поселение раскольников в Каспийской области началось в Карабахской провинции, на урочище Кызыл-Кишлака в 1830 году сосланными по суду казаками земли Войска Донского, содержавшими духоборческую секту. Но распоряжение правительства по сему предмету сделано было ещё в 1829 году.

Распоряжений правительства о переселении из России в Закавказский край раскольников из дел Каспийской палаты государственных имуществ не видно, кроме нижеследующего: 1830 года, октября 20-го, высочайше утверждённое мнение государственного Собрания о духоборцах-молоканах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный совет… положил: для руководства о духоборцах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными, ересей постановить следующее…

2. Различие расколов.
В каспийской области поселены раскольники: старообрядцы, молокане, духоборцы, скопцы, иудействующие, или субботники.
Молокане: веруют в Христа, но отвергают все наружные обряды и церковные таинства.

МЕСТА ПОСЕЛЕНИЯ.
В 1834 году были поселены на урочище Алты-Агач выходцы из России по добровольному желанию, а в 1840 году из переселившихся из села Алты-Агач, в числе 315 душ мужского пола, основано новое село на урочище Хильмилли. Оба села состоят и в настоящее время в Кушинском участке, из населения молокан преимущественно.
В 1843 году на урочище Чухур-Юрт поселились переселенцы из Карабахского уезда Варащинского участка села Кызыл-Кишлака, в числе 57 душ мужского пола и 46 женского пола молоканской секты и переселенцы из России. Также в 1843 году поселены при станции Маразы Кобринского участка, тоже молокане из России, а в настоящее время, в 1844 году, основано новое поселение на урочище Джабаны Кущинского участка.
Прибывали в Хельмилли: в 1840—352; 1841 — 12; в 1842 — 3; в 1843 — 14; в 1844 — 17 человек.

БЛАГОУСТРОЙСТВО.
В каспийской области все поселения русских раскольников устроены по образцу деревень и сёл внутренних губерний в России. В Ширванском уезде в селе Хильмилли и Чухур-Юрт отбиты по одной улице, на коих указано строить дома. Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы. Лучшего устройства дома находятся в Ширванском уезде, в селениях Алты-Агач, Топчи и Хильмилли.

УПРАВЛЕНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, С/ХОЗЯЙСТВО.
Сельское управление в раскольничьих селениях состоит из старосты, десятских и писаря. В Ширванском уезде писари получают: в селе Хильмилли 100 руб. с канцелярскими припасами; в Алты-Агаче — 90 руб.; в Топчи — 120 руб. без канцелярских припасов.
Школ в раскольничьих селениях нет.

Сельское Хозяйство у переселенцев ведётся по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселяет между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо даёт достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Кроме того, закостенелость в старинных обычаях, непредприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени.

НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ.
Раскольники, поселенные в Каспийской области, ведут себя вообще трезво, скромно, миролюбиво между собою, а главы семейств заботятся о благосостоянии своих жён и детей. Пьянство между раскольниками весьма редко.

Раскольники между собою очень доверчивы, но к другим жителям не только не доверчивы, но даже весьма скрытны, что увеличивается тем более, чем ближе известное обстоятельство к их пользе касается, и вообще они делаются пред теми скрытными, которые составляют их начальство или имеют какое-либо влияние.

Молокане за историю существования своего течения испытывали множество трудностей и невзгод. Если при правлении Александра I община находилась в милости у власти, то с приходом Николая I начались гонения. Были введены запреты на молитвенные собрания молокан и проведение обрядов, воспрещалось нанимать их на работу. Несмотря на то, что указом было запрещено выдавать паспорта, люди были все же приписаны к месту проживания, и это затрудняло торговлю, поиск работы, хотя движение распространялось во всех губерниях центральной части Российской империи.

В 1830 годах по указу Николая I для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Уходя из южной части России, они бросали дома и хозяйства. Расселяясь в Закавказье, молокане осваивали новые территории, среди которых была Мугань и Ставропольский край. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день .

Молокане были в числе первых переселенцев, прибывших в Амурскую область. К 1890 году молокан насчитывалось 5454 человека.

В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тысяч человек. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, впоследствии отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе.

Обширный район в южной части Владикавказа до сих пор в народе называют Молока́нкой по названию Молоканской слободы, многие строения которой сохранились до наших дней. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек. Один из центральных городских садов Баку носил ранее наименование «Молоканский садик» (до Революции — Мариинский сквер, ныне официально — Сад им. Хагани); это название популярно среди бакинцев по сей день. В Тбилиси, Грузия, по сей день в обиходе пользуются названием городского района «Молоканский базар».

Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. После того, как Карсский регион в 1921 году окончательно отошёл к Турции, полномочный представитель РСФСР Буду Мдивани приехал в Карс, посетил деревни, где жили молокане, и пропагандировал среди них коммунистические идеи. Советские власти считали, что по своему укладу жизни молокане близки им, поскольку вели коллективное хозяйство. Однако у молокан главным была их религия, поэтому они оставались равнодушными к пропаганде Мдивани. Но визиты советского представителя к молоканам сильно обеспокоили турецкие власти, которые решили избавиться от них. Последнее крупное переселение молокан из Турции в Ставропольские степи произошло в 1962 году, так как в стране, где доминирует ислам, жить стало небезопасно.

Молокан начали призывать в турецкую армию, из-за чего большинство молокан в 1920-е годы переселились в США, Канаду, Чили, Новую Зеландию, Маньчжурию. Часть молокан перебралась в СССР. Последняя волна молокан прибыла в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Их поселили в Ставропольском крае и Астраханской области, где они и их потомки живут до сих пор.

В Ставропольском крае проживает достаточно большое количество представителей молокан. На сегодняшний день общины молокан существуют в Ставропольском крае:

  • сёла Преображенское, Ачикулак, Казьминское, Кочубеевское, Ивановское, посёлок Иноземцево;
  • города Будённовск (бывш. Карабаглы, Святой Крест, Прикумск), Изобильный, Михайловск и других .

Советское правительство также выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации.

Молокане в Америке

В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад).

По пути на Русскую горку, где живут сан-францискские молокане, наш проводник рассказывал историю их переселения. Когда-то, давным-давно, молокане жили на Волге. Их притесняло царское правительство, подсылало к ним попов и миссионеров. Молокане не поддавались. Тогда их переселили на Кавказ, куда-то в район Карса. Они и там, в новых местах, принялись делать то, что делали веками, — сеять хлеб. Но жить становилось всё труднее, преследования делались ожесточённее, и молокане решили покинуть родную страну, оборотившуюся к ним мачехой. Куда ехать? Люди едут в Америку. Поехали в Америку и они — пятьсот семейств. Было это в тысяча девятьсот втором году. Как они попали в Сан-Франциско? Да так как-то. Люди ехали в Сан-Франциско. Поехали в Сан-Франциско и они. … В Америке молокане хотели по-прежнему заняться хлебопашеством, но на покупку земли не было денег. И они пошли работать в порт. С тех пор сан-францискские молокане — грузчики. В городе молокане поселились отдельно на горке, постепенно настроили домиков, выстроили небольшую молельню, которую торжественно называют «Молокан-чёрч», устроили русскую школу, и горка стала называться «Русской горкой». И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка»

На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения.

В 1997 году при поддержке американских молокан был построен Молоканский центр в селе Кочубеевском Ставропольского края.

В Краснодарском крае (Отрадненский район) был хутор Новый Ардоган, куда переселяли из Карса; с 1900 по 1978 годы там жили молокане, осталось кладбище.

Примечания

  1. 1 2 Taxonomy of 3 Spiritual Christian groups: Molokane, Pryguny and Dukh-i-zhizniki. www.molokane.org. Дата обращения 19 марта 2019.
  2. Taxonomy of Molokane, Pryguny and Dukh-i-zhizniki — songs, holidays, prophets, communion and books (англ.)
  3. 1 2 Духовные христиане молокане.. molokan.narod.ru. Дата обращения 19 марта 2019.
  4. Юлия Попова. Молокане: русские, которые нашли убежище на Кавказе. https://russian7.ru/ (21.10.17). Дата обращения 19 марта 2019.
  5. И. Я. Семёнов. История закавказских молокан и духоборов. Дата обращения 19 марта 2019.
  6. Гузиков И. В. Калмыковы: от Таврии до Средней Азии и обратно // Мелитопольский краеведческий журнал, 2014, № 3, с. 74-81
  7. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей, со включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран / Сост. преп. Благовещ. муж. гимназии Александр Кириллов. — Благовещенск : тип. т-ва Д.О. Мокин и К°, 1894. — 4, IV, 543 с.; 25..
  8. кандидат исторических наук Самарина, Ольга Ивановна. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02. http://www.dissercat.com/. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Дата обращения 19 марта 2019.
  9. Цивилизация российских молокан — исчезнувшая Атлантида в Карсе. РИА Новости (20150525T1740+0300Z). Дата обращения 19 марта 2019.
  10. Самарина О. И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность. — Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Ставрополь, 2004.
  11. И.Я. Семенов. История закавказских молокан и духоборов.
  12. Общины. http://molokans.info/. Дата обращения 19 марта 2019.
  13. Администрация Целинского района | Общественно-политическая жизнь района | Религиозные объединения. www.tselinaraion.ru. Дата обращения 19 марта 2019.
  14. Нитобург Э. А. Молокане в Америке // «США — ЭПИ». — М., 1997. — № 10.
  15. Molokan Center, Kochubeevskoe, Stavropol’skii krai, Russian Federation. www.molokane.org. Дата обращения 19 марта 2019.
  16. Lyubomir Мизеракль. Из истории вероисповедания молокан. https://pandia.ru/ (10 мая 2012). Дата обращения 19 марта 2019.
  17. Ставропольском крае открылась этнодеревня казаков-некрасовцев

Литература и источники

  • Бирюков П. Песни, псалмы и гимны русских сектантов, рационалистов и мистиков // История русской литературы. Т. 1. М., 1908.
  • Бороздин А. К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1905.
  • Буткевич Т. И. Русские секты и их толки. М. 2018.
  • Высоцкий Н. Г. Первый опыт систематического изложения вероучения и культа «людей божиих». М., 1917.
  • Гузиков И. В. Нововасильевка молоканская // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 27-29
  • Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. СПб., 1888.
  • Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты. Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий // Русская старина, 1895, январь.
  • Каретникова М. С. Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения. — Альманах по истории русского баптизма, третье издание. — СПб.: Библия для всех, Протестант, 2006. — С. 3—84. — ISBN 5-7454-0380-2.
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е г. XIX века — 1917 г.). М., 1965.
  • Костомаров Н. И. Воспоминания о молоканах // Отечественные записки, 1869, № 3.
  • Кудинов Н. Ф. Столетие молоканства в России. 1805—1905. Баку, 1905.
  • Кулаков А.Е. Религии мира. — М.: Астрель, 2003. — ISBN 5-17-017645-7.
  • Малахова И. А. Духовные христиане. — М.: Политиздат, 1970. — 128 с. — (Библиотека «Современные религии»). — 60 000 экз.
  • Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1983.
  • Плотников К. История и разбор учения рационалистических сект. Пг., 1914.
  • Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1915.
  • Рождественский Т. С., Успенский М. И. Песни русских сектантов и мистиков. СПб., 1912.
  • Терлецкий В. Н. Хилиастические течения в русском сектантстве. СПб., 1912.
  • Тульпе И. А. Курс лекций «Христианское сектантство в России» для студентов-религиоведов кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ, 2001
  • Тульпе И. А. Христианство и изображение: опыт русского сектантства / И. А. Тульпе // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2008. — Т. 9. № 2. — С. 87-100
  • Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
  • Чухраєнко О. А. Молитовний будинок молокан в Астраханці // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 27-29

Ссылки

  • molokans.info: О прошлом и настоящем духовных христиан молокан (архив. документы, публикации, генеалогия, фото- и фоно-архивы)
  • molokanin.ru: Духовные Христиане Молокане (печатные и аудио материалы по молоканству на сайте С. П. Петрова, г. Тамбов)
  • сдхм.рф: «Союз общин Духовных Христиан молокан в России» (сайт религиозной организации с. Кочубеевское)
  • molokane.org: Духовные христиане мира — Spiritual Christians Around the World (англ.)
  • mol-inf.ru: Cайт о молоканах-прыгунах (бывш. molokan.info)
  • Сайт молоканского села Ивановка (Азербайджан)
  • Сайт молокан Красносельска (Армения)
  • Авраам Шмулевич, Марк Кипнис. Субботники (Иудействующие). КЕЭ, том 8, колонка 635—639
  • «Молокане: между небом и землей, между Россией и Арменией», Благовест-Инфо, 25.12.2007
  • «Из Грузии уезжают молокане», Newsru.com, 25.02.2009
  • Russian Molokan Church service, September 14, 1938 (англ.)
  • Молокане в Мексике

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 15107475q · GND: 4350010-9 · LCCN: sh90004123 · SUDOC: 111406250

Севернорусские
(север европейской части России)

водлозёры • выгозёры • заонежане • поморы • пустозёры • сицкари • тудовляне • усть-цилёмы • ягутки

Южнорусские
(юг европейской части России)

горюны • карамыши • карелы • ляхи • мамоны • мещёра (мещеряки) • группы однодворцев (индюки • талагаи • щекуны • ягуны) • паны • полехи • саяны • севрюки • цуканы

Урал, Сибирь и Дальний Восток

Казаки

амурские • астраханские • гребенские • донские • енисейские • забайкальские • кубанские • некрасовцы • оренбургские • семиреченские • сибирские • терские • уральские • уссурийские • хопёрские

Другие группы

духоборы • кацкари • липоване • молокане • уральцы

Россия

Башкортостан • Дагестан • Чечня

Бывший СССР

Абхазия • Азербайджан • Армения • Белоруссия • Грузия • Казахстан • Киргизия • Молдавия • Таджикистан • Туркмения • Узбекистан • Украина (Киев • Закарпатская • Кировоградская • Львовская • Черновицкая) • Прибалтика (Эстония • Латвия • Литва)

Восточная Европа

Болгария • Республика Сербская • Польша • Сербия • Чехия • Хорватия

Западная Европа

Германия • Италия • Финляндия • Франция • Швеция
Великобритания: Лондон

Северная и Южная Америки

Аргентина • Боливия • Бразилия • Канада • Мексика • США • Уругвай

Азия

Индия • Иран • Корея • Непал • Япония • Турция
Китай: СУАР • Шанхай • Харбин • Дальний

Океания

Африка

Марокко • Мозамбик • Тунис • ЮАР

Эмиграция

Белая
• Религиозная: Духоборы • Липоване • Молокане
• Некрасовцы

Последние из молокан

Ольга, Татьяна и Светлана стоят в самом дальнем углу Центрального ереванского рынка. Но на фоне жгучих армянских брюнеток три славянского вида женщины (носы картошкой, русые волосы) в платках и длинных юбках сразу бросаются в глаза. Хотя торгуют скромно: на покупателей не бросаются, никого не зазывают. Возможно, поэтому желающих украсить свой стол соленьями с молоканского огорода не много. «Я люблю молоканские огурчики, – говорит покупатель Ашот. – Товар у них всегда свежий, да и сами женщины приветливые. Угостят, не обсчитают. На таких посмотреть приятно: всегда одеты в чистое, отглаженное. Но в основном ереванцы у своих, армян, берут. Не из-за национализма – из-за дружеских чувств, знакомым, приятелям хотят помочь».
На более успешных армянских продавцов молокане смотрят без зависти, в их общине это считается большим грехом. Называют конкурентов коллегами, говорят, что дружат. Но признаются, что торговля идет ни шатко, ни валко. «Если продадим рублей на 500–700 за день, – уже хорошо, – жалуется на чистейшем русском 23-летняя Ольга Иванова. – У соседей-армян доход побольше. Они торгуют круглый год. Покупают в овощехранилищах капусту и солят ее. По знакомству получается о поставках в кафе-рестораны договориться. А мы со своего огорода возим. Летом вообще не торгуем: покупателей мало, везти из деревни за 150 километров по горным дорогам – далеко и дорого, на бензине разоришься. От урожая полностью зависим. Бывает, заготовим несколько тонн капусты, а продать не успеваем, портится. Все труды зря. Кто побойчее пытались договориться о том, чтобы капусту эту централизованно куда-нибудь поставлять – ну, в магазин или к своим, русским, на военную базу в Армении. Но, судя по всему, дело так ничем и не кончилось».
Ольга не так давно вышла замуж за молоканина, но городского. Живет теперь в Ереване. В городе молокан не много – несколько сотен. Всего же в Армении – более пяти тысяч. Муж работает на экскаваторе, получает мало, но хватает для того, чтобы помочь родственникам из деревни Фиолетово – там живет мама Оли, она выращивает капусту, морковку, солит ее, а дочка продает.
Деревня Фиолетово – одно из самых крупных поселений молокан в Армении. 60-летняя Татьяна Задоркина говорит, улыбаясь во весь рот, что больше чем на несколько месяцев она за всю жизнь из деревни не отлучалась. «Там родилась, там помру», – улыбается Татьяна. У нее уже взрослые дети, внуки поехали в Краснодар учиться. Сейчас в Фиолетово чуть меньше 400 дворов, есть молельный дом, русская школа. Учебники привозят из российского посольства. По-армянски молокане говорят плохо: читают по слогам, считают до десяти. Общину возглавляет выбранный всем миром пресвитер. «В последние годы мы обнищали. У местных властей особых средств на то, чтобы нас поддерживать, нет. Рядом с Фиолетово армянские села, там тоже люди не жируют, – вздыхает Татьяна Задоркина. – Наша молодежь ездит на заработки в Россию. Но деньги привозят с переменным успехом: кто с рублем возвращается, а кто и с долгами. А тут еще напасать – копили-копили на новые тракторы, чтоб огород нормально обрабатывать. Купили – оказалось, барахло. Все разваливаются».
Деревянные домики в Фиолетово накренились, на дворах уже заметен беспорядок. Мало осталось от знаменитой молоканской чистоплотности и хозяйственности. Традиционный молоканский уклад тоже колеблется. Местные разделилась на тех, кто носит бороды, эти стараются сохранять традиции, не курят, спиртного в рот не берут, молятся несколько раз в день, друг к другу обращаются – «брат» и «сестра». В конце декабря в Калужской области построят самую большую русскую печь. Класть ее будет печник из Фиолетово – молоканин Михаил Михайлович Рудаметкин. Парадоксально, но в армянском селе лучше, чем в России, удалось сохранить это древнее искусство.
Новое поколение молокан – те, кто бороды сбрил. Эти ездят на заработки, выпивают, за хозяйством не следят. Татьяна Задоркина говорит, что и алкоголики в селе появились. Через «новых молокан» жители Фиолетово приобщились и к телевидению, газетам. Хотя долгое время считалось, что все это от лукавого. Нынешний пресвитер не запрещает, но и не приветствует тягу молокан к информации. 45-летняя Светлана Наумова говорит, что самая обсуждаемая тема на селе – это пензенские сектанты, которые ушли под землю в ожидании конца света. «Мы не то чтобы их осуждаем, мы просто не понимаем, – пожимает плечами Светлана. – Пути Господни неисповедимы. Как же смертный может знать, когда апокалипсис наступит? Заблуждаются, бедные. Ошибаются».
Хотя за жизнью в России молокане так или иначе следят, уезжать на историческую родину пока не собираются. Старшее поколение даже в бедности не хочет покидать насиженные места. Да и в России не медом намазано. Впрочем, гражданами Армении молокане тоже себя не считают. Некоторые даже от пенсий и пособий отказываются – мол, сами с усами. Есть еще один путь – ехать в США, где живет богатая община. Но останавливают бюрократические трудности: тут ловкость иметь надо, оборотливость, а эти качества даже для безбородых молокан непривычны. Так и застряли кавказские молокане между небом и землей, между Россией и Арменией, между сносной жизнью и бедностью. К какому берегу пристанет небольшая деревенька Фиолетово, молокане и сами не знают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *