Монах митрофан загробная жизнь

Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти

От автора

Часть первая. Смерть в отношении к бессмертию О смерти Явление смерти на земле Определение смерти Всеобщность смертного закона Причина смерти Неестественность и необходимость смерти Благотворность смерти Исход души Исход души праведной Исход души грешной Третий день и мытарства. Значение дней: девятого, сорокового и годового Часть вторая. Внутренняя связь и взаимное отношение между живыми и умершими Духовно-нравственное царство и члены его Основания единения и общения миров: настоящего (земного) с загробным (духовным), живых с умершими Первое основание: Господь Иисус Христос, Его благодать и святая вера Второе основание: жизнь и порядок нравственного развития Третье основание: бессмертный дух человека Определение единения, союза, отношения и общения миров загробного с земным Видимое выражение единения, союза, отношения и общения миров загробного с земным Единение, союз, отношение и общение миров настоящего с загробным Союз и общение живущих на земле с миром ангельским вообще: а) с ангелами святыми б. Со злыми духами Вообще о союзе и общении миров земного с загробным, живых с умершими а) О союзе и общении со святыми б) Союз и общение с несовершенными в) Союз и общение с потерянными для царства небесного Явление на земле людям существ из мира духовного – ангелов и душ а) Явление на земле добрых Ангелов б) Явление на земле злых духов в) Явление на земле святых г) Явление душ из ада Часть третья. Догмат учения Церкви о ходатайстве живых за умерших и испрошение прощения грехов некоторым грешникам 1. На чем основывает Церковь свое учение о возможности спасения некоторых умерших грешников а) Основания испрошения прощения грехов умершему: любовь и вера б) Священное Писание Ветхого Завета в) Евангельское учение г) Предания Апостолов д) Учение отцов и учителей церкви е) Постановления Святых Соборов ж) Действительные примеры 2. Значение настоящей жизни живых в отношении к загробной жизни умерших 3. Ходатайство пребывающих на земле о перешедших в загробный мир. Молитва 4. Церковь и ее ходатайство а) Литургия б) Родительские дни или субботы I. Мясопустная Родительская вселенская суббота II. Троицкая Родительская Вселенская Суббота III. Родительские Вселенские Субботы: 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста IV. Родительский День – Фомин вторник V. 29-е августа VI. Дмитриевская суббота VII. Дни поминовения усопших православных особ Царского Дома 5. Частное ходатайство оставшихся на земле родственников, друзей, знакомых об усопшем 6. Милостыня 7. Не всех живых ходатайство полезно умершим, и не всем умершим полезно ходатайство живых 8. Дополнение а) Значение дней: 3-го, 9-го, 40-го и годового от смерти усопшего. Кутья б) Польза живым от молитвы за умерших в) Своевременность молитвы за умерших Часть четвёртая. Загробная жизнь Внутренняя связь с предыдущими частями Отдел I. Загробная жизнь вообще Определение загробной жизни Названия состояний душ за гробом, или места их загробного пребывания Периоды загробной жизни. Возраст, жизнь личная, сознательная и деятельная Отдел II. Первый период загробной жизни. Определение этого периода Жизнь и деятельность души и ее отдельных сил за гробом вообще Внутренняя жизнь – внутренняя деятельность Внешняя жизнь – внешняя деятельность Союз и общение загробного мира с настоящим Союз и общение душ в загробном мире Жизнь и деятельность в раю. Начало этого загробного состояния на земле. Разные наименования местопребывания святых Местонахождение и описание блаженного жилища первого периода Основание и определение блаженной жизни, блаженства Внутреннее и внешнее несовершенное блаженство или деятельность души в раю Жизнь и деятельность в аду и в геенне: начало этих загробных состояний – адского и гееннского на земле Разные наименования местопребывания душ: нерешенного и осужденного Обитатели ада и геенны Отдел III .Второе пришествие Христово на землю Второе пришествие Христово на землю Воскресение мертвых тел. Основание воскресения мертвых тел Окончательный суд Божий над существами нравственными: всеобщий суд – суд над христианами и над нехристианами Конец века – мира Отдел IV. Второй бесконечный период загробной жизни Определение второго периода жизни в геенне О разрешительной молитве Молитва

От автора

Для скорбящего сердца человечества, за живую струну которого постоянно затрагивала грозная «смерть» поставить на вид понятие «жизнь», и мнимое небытие заменить живым сознанием бытия, и выразиться соответственно внутреннему голосу скорбящего сердца так, как таинственно оно, убитое горем, шептало холодному уму: «где теперь он – она?., что теперь с ним – с ней?., не стало его – ее?.. Что делает он – она?..

Сердце, уверенное духом человека в бессмертии, не сомневалось, что умерший, умершая живут (по свидетельству истории религий).

Но, не довольствуясь этим, сердце человечества на всех ступенях его религиозно-нравственного развития задавало издревле уму вопрос: «Как же живут?., так ли живут за гробом наши умершие, как жили они и на земле, или нет?..»

Дух человека, омраченный падением, утешая сердце, отвечал: «не живут» или «живут так же как и на земле». Например – все язычество… И даже евреи спрашивали Иисуса Христа о том же, на что и получили ответ от Господа Сердцеведца. Ответ решающий, исконный, на вопрос сердца человеческого – что и за гробом наши умершие живут как ангелы. Для убитого горем сердца по смерти близкого человека требуется врачевание сердцу убитому, смущенному тем, что не стало дорогого предмета. И вот неожиданно оно (сердце), которое живет верою, надеждою и любовью, слышит, что оплакиваемый, как бы уже не существующий. ЖИВ и ЖИВЕТ!!. Довольно… и печальному сердцу опять стало легко!..

Добавить в избранное

После ухода из жизни близкого человека наше сознание не желает мириться с тем, что его больше рядом нет. Хочется верить, что где-то далеко на небесах он помнит о нас и может послать весточку. Иногда хочется верить, что покинувшие нас близкие приглядывают за нами с небес. В этой статье рассмотрим теории о посмертии и выясним есть ли зерно истины в утверждении, что умершие видят нас после смерти.

Когда умирает кто-нибудь из близких, живым хочется знать, слышат или видят ли нас умершие после физической смерти, можно ли с ними связаться, получить ответы на вопросы. Существует много реальных историй, подтверждающих эту гипотезу. В них рассказывается о вмешательстве потустороннего мира в нашу жизнь. Разные религии тоже не отрицают того, что души мертвых находятся рядом с близкими.

Связь души и живого человека

Последователи религиозных и эзотерических учений рассматривают душу как маленькую частицу Божественного сознания. На Земле душа проявляет себя через лучшие качества человека: доброту, честность, благородство, щедрость, умение прощать. Творческие способности считаются Божьим даром, а значит, также реализуются посредством души. Она бессмертна, но тело человека имеет предельный срок существования. Поэтому по окончании земной жизни душа покидает тело и отправляется на другой уровень мироздания.

Основные теории о послесмертии

Мифы и религиозные воззрения народов предлагают свое видение того, что происходит с человеком после смерти. Например, «Тибетская книга мертвых» пошагово расписывает все этапы, через которые проходит душа от момента умирания и заканчивая следующим воплощением на Земле.

Рай и Ад, Небесный суд

В иудаизме, христианстве и исламе человека после смерти ожидает Небесный суд, на котором оцениваются его земные дела. В зависимости от количества ошибок и хороших поступков, Бог, ангелы или апостолы разделяют умерших людей на грешников и праведников, чтобы направить их либо в Рай для вечного блаженства, либо в ад на вечные муки. Однако нечто подобное было у древних греков, где всех умерших отправляли в подземное царство Аида под стражу Цербера.

Души также распределяли по уровню праведности. Благочестивых людей помещали в Элизиум, а порочных – в Тартар. Суд над душами присутствует в разных вариациях в древних мифах. В частности, у египтян было божество Анубис, которое взвешивало сердце умершего с помощью страусового пера, чтобы измерить тяжесть его грехов. Чистые души направлялись в райские поля солнечного бога Ра, куда остальным дорога была заказана.

Эволюция души, Карма, Реинкарнация

Религии древней Индии смотрят на судьбу души иначе. Согласно традициям, она приходит на Землю не единожды и каждый раз приобретает бесценный опыт, необходимый для духовной эволюции.

Любая жизнь – это своего рода урок, который проходят, чтобы выйти на новый уровень Божественной игры. Все действия и поступки человека во время жизни составляют его карму, которая может быть хорошей, плохой или нейтральной

Понятий «ад» и «рай» здесь нет, хотя итоги жизни имеют значение для предстоящего воплощения. Человек может заслужить лучшие условия в следующей реинкарнации либо родиться в теле животного. Все определяет поведение во время пребывания на Земле.

Пространство между мирами: неприкаянные

В православной традиции есть понятие 40 дней с момента смерти. Дата ответственная, поскольку Высшими силами принимается окончательное решение о пребывании души. До этого она имеет возможность проститься с дорогими ей местами на Земле, а также проходит испытания в тонких мирах – мытарства, где ее искушают злые духи. «Тибетская книга мертвых» называет схожий промежуток времени. И в ней также перечисляются испытания, встречающиеся на пути души. Налицо сходство между абсолютно различными традициями. Два вероучения рассказывают о пространстве между мирами, где умерший человек пребывает в тонкоматериальной оболочке (астральном теле).

Это место можно назвать астралом, параллельным или тонким миром. Человеческий глаз не способен видеть астральных обитателей. Но жители параллельного мира могут наблюдать за нами, не прилагая особых усилий.

В 1990 году на экраны вышел фильм «Привидение «. Смерть застигла героя картины внезапно – Сэма предательски убили по наводке партнера по бизнесу. Находясь в теле призрака, он проводит расследование и наказывает виновного. Эта мистическая драма прекрасно обозначила астрал и его законы. Фильм также объяснил, почему Сэм застрял между мирами: у него на Земле осталось незаконченное дело – защита любимой женщины. Добившись справедливости, Сэм получает проход в рай.

Люди, чья жизнь была оборвана в раннем возрасте, в результате убийства или несчастного случая, не могут свыкнуться с фактом своего ухода. Их называют неприкаянными душами. Они блуждают по Земле в виде призраков и иногда даже находят способ заявить о своем присутствии. Не всегда такой феномен вызван трагедией. Причиной может быть сильная привязанность к супругам, детям, внукам или друзьям.

Видят ли нас умершие после смерти

Для того чтобы с точностью ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть основные теории о том, что случается с душой после смерти. Рассматривать версию каждой из религий будет достаточно сложно и трудоёмко. Так что существует неофициальное разделение на две основные подгруппы. Первая говорит о том, что после смерти нас ждёт вечное блаженство в «другом месте».

Вторая — о полном перерождении души, о новой жизни и новых возможностях. И в обоих вариантах существует возможность того, что умершие видят нас после кончины. Но стоит задуматься и ответить на вопрос — как часто вас посещают сны о людях, которых вы никогда в жизни не видели? Странные личности и образы, которые общаются с вами так, словно давно вас знают. Или вообще не обращают на вас внимания, позволяя спокойно наблюдать со стороны. Некоторые считают, что это — просто люди, которых мы видим каждый день, и которые просто непонятным образом отложились в нашем подсознании. Но откуда тогда берутся те стороны личности, о которых вы не можете знать? Они разговаривают с вами определённым, незнакомым вам образом, используют слова, которых вы никогда не слышали. Откуда это берётся?

Ещё существует возможность, что это память о людях, которых вы знали в прошлой жизни. Но часто обстановка в таких снах поразительно напоминает нашу с вами современность. Как ваша прошлая жизнь могла выглядеть так же, как ваша нынешняя?

Самая благонадёжная, по многим суждениям, версия говорит о том, что это — ваши мёртвые родственники, посещающие вас во снах. Они уже перешли в другую жизнь, но иногда тоже видят вас, а вы — их. Откуда они говорят? Из параллельного мира, или из другой версии реальности, или из другого тела — однозначного ответа на этот вопрос нет. Но одно можно сказать точно — таков способ общения между душами, которые разделены пропастью. Всё-таки наши сны — удивительные миры, где подсознание гуляет свободно, так почему бы ему не заглянуть на огонёк? Тем более, что существуют десятки практик, которые позволяют спокойно путешествовать во снах. Многие испытывали подобные ощущения. Это — одна версия.

Вторая касается мировоззрения, в котором говорится, что души умерших уходят в другой мир. На Небеса, в Нирвану, мир эфемерный, воссоединяются с общим разумом — таких взглядов существует превеликое множество. Их объединяет одно — человек, перешедший в другой мир, получает огромное количество возможностей. А так как он связан узами эмоций, общих переживаний и целей с теми, кто остался в мире живых — естественно он может общаться с нами. Видеть нас и пытаться как нибудь помочь. Не раз и не два можно услышать истории о том, как мёртвые родственники, или друзья, предупреждали людей о больших опасностях, или советовали, как поступить в сложной ситуации. Как такое объяснить?

Существует теория, что это — наша интуиция, появляющаяся в момент, когда подсознание более всего доступно. Оно принимает близкую нам форму и пытаются помочь, предостеречь. Но почему оно принимает форму именно мёртвых родственников? Не живых, не тех, с кем у нас прямо сейчас существует живое общение, а эмоциональная связь сильна как никогда. Нет, не их, а именно умерших, давно, или недавно. Бывают случаи, когда людей предупреждают родственники, которых они почти забыли — виденная всего несколько раз прабабушка, или давно умерший двоюродный брат. Ответ может быть только один — это прямая связь с душами умерших, которые в нашем сознании приобретают ту физическую форму, которая была у них при жизни.

И есть третья версия, которую можно услышать не так часто, как первые две. Она говорит о том, что первые две верны. Объединяет их. Получается у неё вполне неплохо. После смерти человек попадает в иной мир, где благоденствует, пока ему есть кому помогать. Пока его помнят, пока он может проникнуть в чьё-нибудь подсознание. Но память человеческая не вечна, и наступает момент, когда умирает последний родственник, который хотя бы изредка вспоминал его. В такой момент человек и перерождается, чтобы начать новый цикл, обзавестись новой семьёй и знакомыми. Повторить весь этот круг взаимопомощи между живыми и мёртвыми.

И все же… Правда ли, что умершие люди видят нас?

Много общего в рассказах тех, кто прошел через клиническую смерть. Скептики сомневаются в достоверности такого опыта, считая, что посмертные образы – это галлюцинации, которые генерирует угасающий мозг.

Человек видел свое физическое тело со стороны, и это не были галлюцинации. Включалось иное зрение, позволявшее наблюдать за происходящим в больничной палате и за ее пределами. Причем человек мог совершенно точно описать место, где физически его не было. Все случаи добросовестно документированы и проверены.

Что видит человек?

Поверим на слово людям, которые заглянули по ту сторону физического мира, и систематизируем их опыт:

Первый этап – провал, ощущение падения. Иногда – в буквальном смысле слова. По рассказу свидетеля, получившего ножевую рану в драке, сначала он почувствовал боль, затем стал падать в темный колодец со скользкими стенами.

Затем «умерший» обнаруживает себя там, где находится его физическая оболочка: в больничной палате или на месте аварии. В первый момент он не понимает, что видит со стороны самого себя. Он не узнает собственное тело, но, ощущая связь, может принять «погибшего» за родственника.

К очевидцу приходит осознание, что перед ним собственное тело. Он делает шокирующее открытие, что мертв. Возникает острое чувство протеста. Расставаться с земной жизнью не хочется. Он видит, как над ним колдуют врачи, наблюдает тревогу своих родных, но ничего не может сделать. Часто последнее, что он слышит — как врач объявляет об остановке сердца. Зрение затухает окончательно, постепенно превращаясь в туннель света, а потом покрываясь окончательным мраком.

Чаще всего он висит в несколько метрах над ним, имея возможность рассмотреть физическую реальность до последней детали. Как врачи пытаются спасти ему жизнь, что они делают и говорят. Всё это время он находится в состоянии сильного эмоционального шока. Но когда буря эмоций успокаивается, он понимает, что с ним таки произошло. Именно в этот момент с ним происходит изменения, которые никак не обратить. А именно — человек смиряется. Постепенно человек свыкается с фактом смерти, и тогда тревога отступает, приходит покой и умиротворение. Человек понимает, что это не конец, а начало нового этапа. И тогда перед ним открывается путь вверх.

О том, что видит и ощущает человек, когда умирает физическое тело, можно судить только по рассказам тех, кто пережил клиническую смерть. Рассказы многих пациентов, которых врачи смогли спасти, многое объединяет. Все они говорят о похожих ощущениях:

  1. Человек наблюдает за другими людьми, склонившимися над его телом со стороны.
  2. Сначала чувствуется сильная тревога, как будто душа не желает покидать тело и прощаться с привычной земной жизнью, но потом наступает успокоение.
  3. Пропадает боль и страх, меняется состояние сознания.
  4. Человеку не хочется возвращаться обратно.
  5. После прохождения длинного тоннеля в круге света появляется существо, которое зовет за собой.

Ученые считают, что эти впечатления не относятся к тому, что чувствует ушедший в мир иной. Они объясняют такие видения гормональным всплеском, воздействием лекарственных препаратов, гипоксией мозга. Хотя разные религии, описывая процесс отделения души от тела, говорят о таких же явлениях – наблюдение за происходящим, появление ангела, прощание с близкими.

Что видит душа?

После этого человек получает новый статус. Человеческое принадлежит Земле. В Небеса (или в более высокое измерение) отправляется душа. В этот миг все меняется. До этого момента его духовное тело выглядело точно так же, как в реальности выглядит тело физическое. Но, поняв, что оковы физического больше не держат его духовное тело, оно начинает терять свои первоначальные очертания. Душа воспринимает себя как облако энергии, больше похожее на разноцветную ауру.

Рядом возникают души близких людей, ушедших из жизни раньше. Они выглядят как живые субстанции, излучающие свет, но путешественник точно знает, кого повстречал. Эти сущности помогают перейти к следующему этапу, где ждет Ангел — проводник в высшие сферы.

Образ Божественного существа на пути души люди затрудняются описать словами. Это воплощение Любви и искреннего желания помочь. По одной версии, это Ангел-хранитель. По другой – прародитель всех человеческих душ. Проводник общается с вновь прибывшим с помощью телепатии, без слов, на древнем языке образов. Он демонстрирует события и проступки прошедшей жизни, но без малейшего намека на осуждение.

Некоторые побывавшие за гранью говорят, что это наш общий, первый предок — тот, от кого произошли все люди на земле. Он спешить помочь ещё ничего не понимающему мертвецу. Существо задаёт вопросы, но не голосом, а образами. Оно прокручивает перед человеком всю его жизнь, но в обратном порядке.

Именно в этот момент он осознает, что приблизился к некому барьеру. Его не видно, но его можно ощутить. Словно некая мембрана, или тонкая перегородка. Рассуждая логически, можно прийти к выводу, что это — именно то, что отделяет мир живых от мира мёртвых. Но что происходит за ней? Увы, такие факты не доступны никому. Всё потому, что человек, который пережил клиническую смерть, так и не перешагнул за эту черту. Где-то рядом с ней врачи вернули его к жизни.

Дорога проходит через пространство, заполненное Светом. Пережившие клиническую смерть говорят об ощущении невидимого барьера, который, вероятно, служит границей между миром живых и царством мертвых. Дальше завесы никто из вернувшихся не постигал. Что лежит за чертой, живущим знать не дано.

Ощущения, которые ИСПЫТЫВАЕТ ЧЕЛОВЕК ПОСЛЕ СМЕРТИ (Клиническая смерть)

Существуют истории, в которых говорится, что человек, которого вытащили с того мира, бросался на врачей с кулаками. Он не хотел расставаться с теми чувствами, которые испытал там. Некоторые даже заканчивали жизнь самоубийством, но много позже. Стоит сказать, что такая поспешность ни к чему.

Каждому из нас придётся почувствовать и увидеть, что же там, за последним порогом. Но до него каждого из людей ждёт много впечатлений, которые стоит пережить. И пока нет других фактов, нужно помнить, что жизнь у нас всего одна. Осознание этого должно подталкивать каждого человека к тому, чтобы становиться добрее, умнее и мудрее.

Правда ли, что умершие люди видят нас

Чтобы ответить, видят ли нас умершие родственники и другие люди, нужно изучить разные теории, рассказывающие о потусторонней жизни. Христианство рассказывает о двух противоположных местах, куда может попасть душа после смерти, – это рай и ад. В зависимости от того, как жил человек, насколько праведно, он награждается вечным блаженством или обрекается на бесконечные страдания за свои грехи. Согласно эзотерическим теориям, дух умершего имеет тесную связь с близкими только тогда, когда у него остались невыполненные дела.

В воспоминаниях священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, есть следующий рассказ: Однажды Владыка, отвечая на вопрос, слышат ли умершие наши молитвы, сказал, что не только слышат, но и «сами за нас молятся. И даже больше того: видят нас, какие мы есть в глубине сердца нашего, и если мы живем благочестиво, то радуются, а если нерадиво живем, то печалятся и молятся о нас Богу. Связь наша с ними не прерывается, а лишь временно ослабляется». Затем Владыка рассказал случай, который подтверждал его слова.

Священник, отец Владимиру Страхов служил в одной из московских церквей. Окончив Литургию, он задержался в храме. Все молящиеся разошлись, оставался лишь он да псаломщик. Входит старушка, скромно, но чисто одетая, в темном платье, и обращается к священнику с просьбою пойти и причастить ее сына. Дает адрес: улицу, номер дома, номер квартиры, имя и фамилию этого сына. Священник обещает исполнить это сегодня же, берет Святые Дары и идет по указанному адресу.

Поднимается по лестнице, звонит. Ему отворяет дверь человек интеллигентного вида, с бородкой, лет тридцати. Несколько удивленно смотрит на батюшку.

— «Что вам угодно?»

— «Меня просили зайти по этому адресу приобщить больного».

Тот удивляется еще больше.

-«Я живу здесь один, никого больных нет, и в священнике я не нуждаюсь!»

Изумлен и священник.

-«Как же так? Ведь вот адрес: улица, номер дома, номер квартиры. Как Вас зовут?» Оказывается, и имя совпадает.

-«Позвольте все же войти к вам».

— «Пожалуйста!»

Входит батюшка, садится, рассказывает, что приходила старушка приглашать его, и во время своего рассказа поднимает глаза на стену и видит большой портрет этой самой старушки.

-«Да вот же она! Это она и приходила ко мне!» — восклицает он.

-«Помилуйте! — возражает хозяин квартиры. —Да это моя мать, она скончалась уже лет 15 тому назад!»

Но священник продолжает утверждать, что именно ее он сегодня видел. Разговорились. Молодой человек оказался студентом Московского Университета, не причащался уже много лет.

-«Впрочем, раз Вы уже пришли сюда, и все это так загадочно, я готов исповедаться и причаститься», — решает он наконец.

Исповедь была долгая, искренняя — можно сказать, за всю сознательную жизнь. С большим удовлетворением отпустил ему грехи священник и приобщил его Святых Тайн. Ушел он, а во время вечерни приходят сказать ему, что студент этот неожиданно скончался, и соседи пришли просить батюшку отслужить первую панихиду. Если бы мать не озаботилась из загробного мира о своем сыне, то он так и отошел бы в вечность, не приобщившись Святых Тайн»

Видит ли душа умершего человека своих близких

После смерти заканчивается жизнь тела, но душа продолжает жить. Перед тем как отправиться на небо, она­ присутствует еще 40 дней возле близких, старается утешить их, облегчить боль утраты. Поэтому во многих религиях принято назначать поминки на это время, чтобы проводить душу в мир мертвых. Считается, что предки даже через многие годы после смерти видят и слышат нас. Священники советуют не рассуждать, видят ли нас умершие после смерти, а постараться поменьше скорбеть об утрате, потому что страдания родственников тяжелы для ушедшего.

Может ли душа умершего приходить в гости

Религия осуждает практику спиритизма. Это считается грехом, поскольку под маской ушедшего из жизни родственника может явиться демон-искуситель. Серьезные эзотерики тоже не одобряют подобные сеансы, так как в этот момент открывается портал, через который в наш мир могут проникнуть темные сущности.

Впрочем, такие визиты могут происходить по инициативе тех, кто покинул Землю. Если в земной жизни между людьми была прочная связь, то смерть ее не разорвет. Как минимум в течение 40 дней душа покойного может навещать родных и близких и со стороны наблюдать за ними. Люди с высокой чувствительностью ощущают это присутствие.

Умерший использует пространство сновидений для встречи с живыми когда наше тело спит, а душа бодрствует. В этот период можно попросить помощи у умерших родственников.. Он может явиться спящему родственнику, чтобы напомнить о себе, оказать поддержку или дать совет в сложной жизненной ситуации. К сожалению, мы несерьезно воспринимаем сны, а порой просто забываем, что снилось ночью. Поэтому попытки наших ушедших родственников достучаться до нас во сне не всегда успешны.

Когда связь между близкими была прочна при жизни, эти взаимоотношения сложно прервать. Родственники могут ощущать присутствие ушедшего в мир иной и даже видеть его силуэт. Такое явление получило название фантом или призрак.

Может ли умерший человек стать ангелом хранителем

Уход близкого каждый воспринимает по-разному. Для матери, потерявшей ребенка, такое событие – подлинная трагедия. Человек нуждается в поддержке и утешении, поскольку в сердце царят боль утраты и тоска. Связь между матерью и ребенком особенно прочна, поэтому дети остро чувствуют страдания. Прочем, для семьи ангелом-хранителем может стать любой умерший родственник. Важно, чтобы при жизни этот человек был глубоко религиозен, соблюдал законы Творца и стремился к праведности.

Как умершие могут связаться с живыми?

Души усопших не принадлежат миру материальному, поэтому у них нет возможности явиться на Землю как физическое тело. Во всяком случае в прежнем облике мы их увидеть не сможем. К тому же существуют негласные правила, по которым мертвые не могут напрямую вмешиваться в дела живых.

1. По теории реинкарнации, покойные родственники или друзья возвращаются к нам, но в облике другого человека. Например, они могут появиться в этой же семье, но уже как младшее поколение: ушедшая в мир иной бабушка может вернуться на Землю как ваша внучка или племянница, хотя, скорее всего, ее память о предыдущем воплощении не сохранится.

2. Другой вариант – спиритические сеансы, об опасности которых мы говорили выше. Возможность диалога, конечно, существует, но церковью не одобряется.

3. Третий вариант связи – сны и астрал. Это более удобная площадка для ушедших из жизни, поскольку астрал принадлежит к нематериальному миру. Живые попадают в это пространство тоже не в физической оболочке, а в виде тонкой субстанции. Поэтому диалог возможен. Эзотерические учения рекомендуют серьезно воспринимать сны с участием умерших близких и прислушиваться к их советам, поскольку мертвые обладают большей мудростью, чем живые.

4. В исключительных случаях душа умершего может появляться в физическом мире. Это присутствие может ощущаться холодком по спине. Иногда можно даже увидеть что-то вроде тени или силуэта в воздухе.

5. В любом случае связь ушедших людей с живыми отрицать нельзя. Другое дело, что не все эту связь воспринимают и понимают. Например, души ушедших могут посылать нам знаки. Есть поверье, что птица, случайно залетевшая в дом, несет послание из загробного мира, призывающее к осторожности.

Как видите, ни религия, ни современная наука не отрицают существования души. Ученые, кстати, даже назвали ее точный вес – 21 грамм. Покинув этот мир, душа продолжает жить в ином измерении. Однако мы, оставаясь на Земле, не можем по своему желанию выйти на контакт с ушедшими родственниками. Нам остается лишь хранить о них добрую память и верить в то, что они тоже помнят о нас.

Уходят родные, уходят далёко…
нам в жизни становится так одиноко…
как птицы печальные улетают…
знакомые лица в облаке тают…

не плачьте, им больно вас видеть такими…
себя жалеющими и чужими…
вы в память вглядитесь, они навсегда
всё видят и слышат, помогут когда

к себе позовёте, добром помянёте…
спросите — ответят, когда вы их ждёте…
они провожают вас взглядом всегда…
они-наши судьи, хотят нам добра…

не верьте, что нет их, они с нами рядом…
и жизни сверяйте с их строгим взглядом…
живите честнее за них и себя…
чтоб не было стыдно за нас никогда.

О МОНАХЕ МИТРОФАНЕ,
авторе книги «Загробная жизнь»
Что касается самого труда монаха Митрофана, то впервые эта книга увидела свет в 1880 году. Она с восторгом была встречена читателями. Уже через полтора года возникла необходимость издать ее второй раз. Накануне этого события в «Церковно-Общественном Вестнике» (Еженедельный журнал. СПб.), был помещен одобрительный отзыв Архимандрита Иосифа, который указал на некоторые из главных достоинств книги, например, на полноту сведений, общедоступность изложения, где научная терминология заменена, насколько возможно, общепонятными выражениями и, главное, на дух, которым проникнуто все сочинение, делающее его интересно-назидательным. В конце ХХ в. в некоторых церковных издательствах было осуществлено переиздание шестого (1897 года) издания этого труда. При подготовке были учтены современные требования полиграфии, нынешней орфографии и грамматики. Если все же она сложна для Вас, то могу порекомендовать книгу иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти», она написана современным языком.
Митрофан . Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти. По учению православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духаи выводам науки. Сочинение Коневского монастыря монаха Митрофана, состоящее из четырех частей. СПб., 1880. Ч. 1.
123. Митрофан . Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти. По учению православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. Сочинение Коневского монастыря монаха Митрофзана, состоящее из четырех частей. СПб., 1880. Ч. 2.
124. Митрофан . Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти. По учению православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. Сочинение Коневского монастыря монаха Митрофана, состоящее из четырех частей. СПб., 1880. Ч. 3.
Митрофан . Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти. По учению православной церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки. Сочинение Коневского монастыря монаха МитрсФaнс, состоящее из четырех частей. СПб., 1880. Ч. 4.
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ…
В короткий (полтора года) срок после первого своего выхода названная книга уже вся разошлась, и потребовалось второе издание; такой спрос на книгу яснее всяких отзывов и сильнее словесных рекомендаций свидетельствует о ее необходимости.
Действительно, эта книга имеет капитальные и неоспоримые достоинства. Первым из ее достоинств нужно признать полноту сведений, относящихся к области избранного предмета; здесь внимательным и трудолюбивым автором собрано все, что заключается не только в положительных постановлениях православной Церкви, но и в теоретических выводах науки и в сказаниях общечеловеческой литературы. Вторым достоинством этой книги следует считать общедоступность изложения: научная терминология здесь заменена общепонятными выражениями, вместо отвлеченных оборотов употреблена речь прямая и непосредственная, доступная даже для самых простых читателей, чуждых школьного образования. Третье достоинство названного сочинения можно чувствовать в самом тоне его исследования. Это испытает на себе внимательный читатель по прочтении всей книги, затрагивающей одновременно высшие, если можно так выразиться, духовно-религиозные струны.
…телесная смерть наша, вошедшая в мир в наказание за грех, мыслится теперь, после искупительной смерти Христа Спасителя, не иначе как в виде перехода или «преставления» в лучшую и нескончаемую жизнь, а отнюдь не в смысле прекращения бытия, желательного только для людей нечестивых и безбожных. Высшею наукою, по мнению св. Василия Великою, считается «наука умирать благодушно». Мы не можем присовокупить к сему, что эта паука будет недоступна для того, кто не научится здесь жить благочестиво — только через постижение тайны здешней жизни постигается тайна смерти.
АРХИМАНДРИТ ИОСИФ
(Церковно-Общественный вестник, 6.Х. 1881 г.)
Кроме прекрасного отзыва Учебного Комитета при Святейшем Синоде, в русском оригинале сочинения о. Митрофана, одобрительный отзыв был помещен в «Церковно-Общественном Вестнике», который со своей стороны, между прочим, указывает на некоторые из главных достоинств книги, напр., на полноту сведений, общедоступность изложения, где научная терминология заменена, насколько возможно, общепонятными выражениями и, главное, на дух, которым проникнуто все сочинение, делающее его интересно-назидательным.
(Из газеты «Journal de St.-Petersbouig» от 17.III. 1884 г.)
ОТ АВТОРА
Для скорбящего сердца человечества, за живую струну которого постоянно затрагивала грозная «смерть» поставить на вид понятие «жизнь», и мнимое небытие заменить живым сознанием бытия, и выразиться соответственно внутреннему голосу скорбящего сердца так, как таинственно оно, убитое горем, шептало холодному уму: «где теперь он — она?., что теперь с ним — с ней?., не стало его — ее?.. Что делает он — она?..
Сердце, уверенное духом человека в бессмертии, не сомневалось, что умерший, умершая живут (по свидетельству истории религий).
Но, не довольствуясь этим, сердце человечества на всех ступенях его религиозно-нравственного развития задавало издревле уму вопрос: «Как же живут?., так ли живут за гробом наши умершие, как жили они и на земле, или нет?..»
Дух человека, омраченный падением, утешая сердце, отвечал: «не живут» или «живут так же как и на земле». Например — все язычество… И даже евреи спрашивали Иисуса Христа о том же, на что и получили ответ от Господа Сердцеведца. Ответ решающий, исконный, на вопрос сердца человеческого — что и за гробом наши умершие ЖИВУТ КАК АНГЕЛЫ. Для убитого горем сердца по смерти близкого человека требуется врачевание сердцу убитому, смущенному тем, что не стало дорогого предмета. И вот неожиданно оно (сердце), которое живет верою, надеждою и любовью, слышит, что оплакиваемый, как бы уже не существующий. ЖИВ и ЖИВЕТ!!. Довольно… и печальному сердцу опять стало легко!..
ЧУДЕСНЫЕ СОВПАДЕНИЯ
происшедшие с книгой о загробной жизни
Автор описывает чудесные совпадения которые произошли при переиздании книги Монаха Митрофана: «Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти», С.-Петербург 1897 г при «Храме всех Святых в земле Российской просиявших» в Бурлингейме, в Калифорнии.
С раннего детства я любил книги и всегда много читал. Кроме того, тоже интересовался печатанием и изданием книг. В конце 1980-ых годов в России происходила перестройка, а также подошел и 1988 год — 1000-летие крещения Руси. В следующем году, я решил что скоро в России будут перемены и можно будет переиздавать за границей духовные и исторические книги, и пересылать их в Россию.
Итак, в конце 1989 года я начал разыскивать где в Америке или Канаде можно перепечатывать книги, в небольших тиражах, быстро, просто и не очень дорого. Таким образом я и обнаружил одну фирму в Детроите. Фирма была старая, исполняли они работу на пять с плюсом, быстро и сравнительно не дорого. Наладил я с ними контакт и было с представителями фирмы несколько встреч. Попросил я их дать мне смету на книгу в 500 страниц, приблизительно 1000 экземпляров. Смета была получена и я ею был очень рад. Представители фирмы с американской деловитой аккуратностью спросили меня когда же я дам им заказ — на что я ответил что не сейчас, но скоро. После этого они мне звонили каждые несколько месяцев и спрашивали «а когда же вы закажете»? Я все извинялся и говорил что скоро, но уже мне становилось неловко.
Один раз в церкви, после службы, говорит мне наш настоятель о. Стефан Павленко что одна дама пришла к нему с просьбой помочь переиздать книгу и что он ее послал ко мне. После этого, я пошел в одну из комнат которая служила классом в нашей церковно-приходской школе и там чем-то занимался. Немного погодя входит в комнату г-жа Валентина Никитична Обермаер и обращется ко мне с просьбой ей помочь. Я конечно был вне себя от радости и сказал ей что я ее давно жду, и что это она мне делает одолжение, а не я ей.
Валентина Никитична рассказала мне почему она решила переиздать эту книгу. Дело в том, что она была очень близка к своей матери и когда она недавно ушла в лучший мир, то Валентина Никитична очень переживала. Когда ей дали прочесть книгу монаха Митрофана, то она успокоилась и задалась заданием ее переиздать чтобы она не затерялась. Переиздание бы осуществилось на деньги оставшиеся от ее мамы. В то время переиздавать книгу с такой тематикой, для меня казалось странным. Лучше было бы издать для русского человека что-нибудь более начальное — ну скажем что-то вроде книги протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий для семьи и школы», издание Свято-Троицкого манастыря, Jordanville, NY, 1967 г. На это Валентина Никитична ответила что такие книги будут издавать другие люди, а она хочет издать именно эту.
Итак, Валентина Никитична дала мне книгу полученную из женского монастыря в Сан-Франциско. В книге было 486 страниц. Я с каждой страницы сделал две ксерокопии, получил от владыки Антония в Сан-Франциско благословение на переиздание, написал посвящение для обратной стороны титульного листа и «1991 год» — год переиздания книги — и все сдал представителям типографии. Через месяц было напечатано 1000 книг. Валентина Никитична очень мудро распорядилась чтобы мы послали книги, как дар, прямо из типографии, владыке Виталию в Монреале, в Канаде и в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвиле в штате Нью-Йорк и в женский монастырь и книжный магазин при соборе в Сан-Франциско. Наш приход также получил книги.
Позади титульного листа была сделана следующая надпись:
Книга сия «Как живут наши умершие», монаха Митрофана,
переиздана по благословению
ПРЕОСВЯЩЕНЕЙШЕГО АНТОНИЯ,
Архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисcкого
в память
ПРИСНОПАМЯТНОГО АРХИЕПИСКОПА ИОАННА
Сан-Франциского, бывшего Шанхайского (Максимовича),
и моих родителей Анны и Никиты, моей тети Стефаниды
и всех их усопших сродников.
Валентина Н. Обермаер
— 1991 —
В марте 1991 года эти книги уже продавались, а о. Стефан многие из них дарил духовным лицам и мирянам, в особенности приезжающим из России. Насколько мы знаем книги попавшие в другие города тоже распространялись.
В чем же состоялось 1-е чудесное совпадение? Первое совпадение состоялось в том что я был в полной уверенности что буду переиздавать книги и для этого нашел подходящую типографию. Действительно, вскоре — через несколько месяцев — я получаю заказ от Валентины Никитичны на книгу с 486 страниц. Приблизительно год тому назад я делал расчет и смету на 500 страниц!
Это только половина рассказа. Книга постепенно разошлась, время прошло и подошел 1991 год. Политическое положение изменилось и в России бывшая безбожная власть отказались от гонений на верующих и православная вера постепенно начала укрепляться. Сами люди, чувствуя ее правду, начали восстанавливать церкви и перепечатывать старую духовную литературу. Конечно для того чтобы найти что-нибудь подходящее требуется много времени. Во первых нужно найти книги, потом их надо прочесть и выбрать подходящее. Не каждый человек может этим заниматься так как для этого требуется известная духовная подготовка. Этот процесс не легкий и требует много времени. В этой работе по духовному возрождению России помогли очень зарубежные русские. Они давно нашли наилучшие труды и перепечатали их. В 1994 г. я видел в Санкт-Петербурге и в Москве минимум десяток духовных книг которые были перепечатаны с изданий Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле. Самый известный труд был выше упомянутая книга протоиерея Серафима Слободского.
Итак, подошел 1998 год. В нашем приходе уже давно появились люди из России, много детей в церковно-приходской школе, а также есть преподаватели из России. Многие ездят в Россию навещать родных. Так вот и г-жа ТАК поехала в Москву чтобы навестить своих родителей. Приехав из Москвы в разговоре со мной она сказала что видела «мою» книгу в Москве, то есть книгу которую я переиздал. Кроме того г-н ААЗ из нашего прихода тоже был у родственников в Москве и сказал что тоже видел «мою» книгу. Я конечно обрадовался и так удачно вышло что через пару недель должен был поехать в Москву по работе. Кроме того мой хороший знакомый ФФВ, русский математик из МГУ в Москве, тогда находившийся со своей мамой в Америке, попросил меня связаться со своим бывшим студентом АЛ и взять от него лекарства которые АЛ купил для ФФВ матери и привезти с собой в Америку. Я согласился. Приехав в Москву я позвонил АЛ по телефону. После того как мы переговорили насчет лекарств я его спросил не знает ли он случайно о «моей» книге которую здесь в Москве переиздали? Представьте себе что АЛ имел эту книгу у себя дома. Я его попросил ее найти и прочитать мне заднюю сторону титульного листа. Он прочел и там было посвящение Валентины Никитичны. После этого я попросил АЛ посмотреть в конец книги и проверить если там есть данные об издательстве, тираже и т. п. — как это бывает в книгах изданных в России. АЛ посмотрел и прочел что тираж 8000. Да, эта книга была переснята со мною переизданной книги. Наших 1000 книг умножилось еще на 8000, значит всего 9000. Вот точная копия страницы со всеми данными.
ЛР № 065515 от 24.11.97.
Подписано в печать 30 января 1998. Формат 70х100 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. п. л. 32.
Тираж 8 000 экз. Заказ 90
Издательство «Кладезь»
129164, Москва, ул. Кибальчича д. 2, корп. 1, кв. 15
тел.: 283-2571, 492-5271
Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленного оргинал-макета
в ОАО «Можайский полиграфический комбинат»
143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
АЛ тоже мне объяснил где он купил эту книгу. Конечно я был рад и хотел достать еще две копии — одну для Валентины Никитичны, а другую для меня. Как раз так вышло что ВГЛ один знакомый коллега из Института, с которым я имел дело, предложил меня отвезти в Сретенский магазин где продавались эти книги. На следующий день я держал в руках две копии книги, изданной в Москве и переснятую с моей книги переизданной мною в США.
Через две недели я уже был в Бурлингейме, в нашей церкви и встретясь с ТАК показал ей книги которые я достал в Москве. К моему большому удивлению она мне сказала что эту книгу она не видела, видела вроди нее, на туже тему, а я ее просто не понял. Так что тут произошло несколько совпадений. Первое это что слова ТАК меня подтолкнули искать мою книгу в Москве. Второе что ФФВ попросил меня связаться именно с АЛ, с его бывшим учеником, а не с какой-нибудь дамой, знакомой мамы — что было бы более подходяще. Третье совпадение это что именно у АЛ оказалась эта книга. Четвертое совпадение что ВГЛ из Института предложил мне проводить и помочь найти этот магазин, хотя время было неудобное, был вечер пятницы, конец недели, подал дождь, но он настоял меня проводить в этот магазин. Раньше, в 1989 году вышло два совпадения. Первое, это что я решил все узнать насчет переиздания книг и второе, что через несколько месяцев Валентина Никитична обращется ко мне с просьбой. В 1998 году вышло только что описанные четыре совпадения — значит всего шесть.
В это же воскресенье я нашел Валентину Никитичну в церкви и вызвал ее в сторону и показал ей книгу из России с ее посвящением и тиражем в 8000. Она от радости рапслакалась и сказала что как раз сейчас ей нужна эта радость так как ее муж тяжело болен и попросила чтобы я ей эту книгу надписал. Я предложил чтобы это сделал о. Стефан. К следующему воскресенью книга со следующей надписью была подготовлена и подписана о. Стефаном и мною:
Дорогой и Досточтимой
Валентине Никитичне,
Бог благословил Ваш труд
и жертвенность умножая
Вашу книгу по Евангельской притче.
Да сохранит Вас
Господь Бог
на дальнейшую
христианскую деятельность.
Протоиерей Стефан Павленко
Александр Н. Мирошниченко
16/29-XI-1998
Св. апостола и евангелиста Матфея
В заключение этого рассказа хочу сказать, что я бесконечно благодарен Господу Богу, что я был связывающим звеном в переиздании этой книги и мои труды увенчались успехом, во славу Его.
14/27 марта 1999 г.
Великий Пост
Похвала Пресвятыя Богородицы

Если хилый — сразу в гроб!

Раньше в гости к Богу люди являлись без особых опозданий. Смерть была, как правило, событием внезапным и неожиданным. Войны, эпидемии, отсутствие элементарной медицины — все это приводило к тому, что интервал между серьезной проблемой со здоровьем и путешествием на погост занимал считанные дни или недели. Сегодня, благодаря современному здравоохранению, переход в мир иной даже при наличии смертельного диагноза чаще всего совершается путем долгих проводов и томительных проволочек. Он может растянуться на многие месяцы или годы. Социолог из Бостонского университета Дебора Карр обобщила скорбный опыт умирающих граждан в исследовании «Благополучие в конце жизни» и пришла к выводу, что настала пора выделить новый возрастной этап у человека — конец жизни. Этот период отличается от старения и относится ко времени, когда человек уже сталкивается лицом к лицу с приближением смерти.

— Конец жизни это продукт современной цивилизации, — утверждает Дебора Карр. — Точно так же на рубеже XIX-XX веков в связи с индустриальной революцией у людей возникла потребность в подростковом периоде, чтобы подготовиться к взрослой жизни. В связи с этим были введены обязательное школьное образование и запрет на использование детского труда. Сегодня люди уходят в мир иной в течение длительного периода времени. Они могут страдать от онкологии, а старческое слабоумие может разрушать их интеллект. Но питательные трубки, аппараты искусственной вентиляции легких и другие технологии способны значительно продлить их существование. И возникает вопрос: как уйти из жизни хорошо и достойно, не мучая себя и своих близких.

Три правила «хорошей смерти»

В общих чертах проблему, которую изучала Дебора Карр, описал Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Вспомните разговор Воланда и буфетчика театра «Варьете» Андрея Фокича Сокова, которому Коровьев предсказал смерть, которая через 9 месяцев наступит от рака печени в клинике Первого МГУ. Вот как на это пророчество отреагировал Воланд: «…я и не советовал бы вам ложиться в клинику, какой смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли устроить пир… и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?»

Радикальный совет по поводу яда целиком стоит отнести на счет дьявольского искушения, которым Воланд частенько соблазняет неокрепшие души. Но в целом тема обрисована точно. Дебора приводит статистику по США: сегодня 20 процентов пожилых американцев умирают в больнице неотложной помощи, а 25 процентов — в доме престарелых. Еще 33 процента пациентов в среднем месяц до смерти проводят в отделении интенсивной терапии, где без всякой надежды на исцеление жизнь поддерживается специальными приборами. Но в то же время опросы показывают, что 75 процентов людей хотели бы встретить свой последний час не в больничной палате, а у себя дома.

И это один из трех главных критериев «хорошей смерти», по выражению американской исследовательницы: люди хотят сами выбирать место, где им придется умирать и помощь, которую будут им оказывать. Каковы же остальные критерии?

— Прежде всего это свобода от боли. Примерно 50-60 процентов пожилых пациентов испытывают удушье в последние две недели жизни, примерно столько же страдают от физической боли. К счастью, современные медицинские препараты устраняют боль и позволяют человеку комфортно дышать. И есть возможность такую помощь смертельно больным людям оказывать и дома.

— Люди хотят уйти с достоинством. В это понятие входит не только уверенность, что санитарка не будет бить тебя половой тряпкой по физиономии, если ты «нахулиганишь» мимо утки. Люди хотят, чтобы с ними продолжали считаться, несмотря на беспомощность. Например, кто-то, чтобы не мучить родственников настаивает на прекращении бессмысленного лечения, намеренно ускоряя свой уход. А кто-то, относится к похоронам, как к свадьбе: определяет состав гостей, меню и музыку…

Эти три фактора «хорошей смерти» сформулированы по итогам интервью с людьми, боровшимися со смертью на самом закате жизни, и членами семей, которые ухаживали за безнадежными пациентами.

Когда же черт возьмет тебя?

Евгений Онегин счастливо миновал ловушку, которую ему готовил дядя — тот самый, который «не в шутку занемог». Помните?

«Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!»

Жаль, если родственники рассматривают вас лишь, как источник наследства. Но если вы хотите облегчить жизнь дорогих и близких людей, то Дебора Карр рекомендует заблаговременно распланировать свой уход. Иными словами, составить своего рода «дорожную карту». Для этого нужно выбрать человека, который будет принимать решения, когда вы уже не в состоянии будете этого сделать самостоятельно. Как правило это супруг, ребенок или другой близкий родственник. И проинструктировать его хотя бы в самых общих чертах: где вы хотите провести последние дни? С кем? Какую помощь вы хотите получать? Нужно ли отключать системы жизнеобеспечения, если выяснится, что вы находитесь уже в «овощном» состоянии? Понятное дело, что родственники будут в «восторге» от перспективы такого разговора. Но в конце концов, вы же в свое время исполняли обязательную программу, когда втолковывали своим детям о вреде наркотиков и пользе презервативов. Сейчас точно такой же случай.

А главное, исследования показали, что родственники тех людей, которые такие распоряжения сделали, испытывали меньше стресса, страданий и боли в самые скорбные дни и недели. А это последнее, что мы, уходя, можем сделать для тех, кого любим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *