Монахи августинцы

Основной деятельностью А.-е. изначально было пастырское служение, проповедь и занятия теологией. К ордену принадлежат более 70 блаженных и святых, из А.-е. вышли многие епископы и кардиналы, с нач. XIV в. 40 епископов А.-е. занимали должность ризничего Св. апостольского престола (Sacrista Sacri Palatii Apostolici), к-рый с 1929 г. одновременно является генеральным викарием папы в Ватикане, где А.-е. имеют приход св. Анны. Девиз А.-е.: «Любовь моя — груз мой» (лат. Amor meus pondus meum).

А.-е., объединившие множество групп монашествующих, быстро распространились по всей Зап. Европе. Уже в 1295 г. в Италии существовало 10 провинций, а также по одной — в Германии, Венгрии, Франции, Англии, Испании и Провансе. Ок. 1329 г. орден насчитывал 24 провинции. В XIV в. на фоне Схизмы в католич. Церкви, расколовшей орден на 2 иерархии, у А.-е., как и в др. нищенствующих орденах, наблюдалось падение дисциплины и благочестия. В это же время сформировалось движение за обновление ордена (см. Обсерванты): реформированные конвенты объединялись в подчинявшиеся непосредственно генералу конгрегации (7 конгрегаций к 1492), крупнейшими из к-рых были Ломбардская (с 1431) и Саксонская (с 1437). В последнюю в 1505 г. вступил М. Лютер. Ок. 1410 г. был основан конвент А.-е. в Бресте-Литовском (совр. Брест), а в 1431 г. возникли польск., мазовецкий и российский округа ордена. Несмотря на удар, нанесенный А.-е. Реформацией и религ. войнами XVI в., орден прежде всего благодаря деятельности его генерального приора Д. Серипандо сумел преодолеть кризис. Движение за реформу орденов, инициированное кармелиткой св. Терезой Авильской, оказало влияние на испан. А.-е., в среде к-рых образовалась конгрегация реколлектов (1621), в 1912 г. ставшая самостоятельным орденом (Ordo Augustinianorum Recollectorum, OAR). С 1593 г. в Италии существует отколовшаяся от А.-е. конгрегация «босых», или дискальцеатов, к-рая в 1931 г. также обрела статус ордена (Ordo Augustinianorum Discalceatorum, OAD). К сер. XVIII в. А.-е. орден достиг апогея своего развития: он имел 43 провинции, 13 конгрегаций и насчитывал 20 тыс. членов, подвизавшихся примерно в 1500 конвентах. В кон. XVIII-XIX в. в результате Французской революции и секуляризации наступил упадок ордена. После третьего раздела Польши в 1795 г. польск. провинция А.-е. была поделена на российскую, галицкую и прусскую. В российской провинции имелось 2 конвента в Литве и 4 на Волыни, но к 1864 г. эти обители, а также все конвенты Царства Польского были закрыты российским правительством. Упадок А.-е. сменился в кон. XIX в. постепенным возрождением. По данным на 1997 г., орден действует среди 43 народов мира, на всех континентах, в т. ч. в Австралии (с 1838), и насчитывает 2895 новициев и монахов, в т. ч. 2216 священников, подвизающихся в 413 обителях преимущественно в Испании, Сев. Америке (с 1794) и Италии. Орден реколлектов имеет 208 домов, в к-рых подвизаются 1273 новиция и монаха, из них 987 священников. Орден дискальцеатов — 25 домов при 207 членах, из к-рых 86 — священники (Annuario Pontificio 1999. P. 1454-1455).

Как условие апостольской деятельности ордена уже в XIII в. рассматривалось фундаментальное религиозно-богословское образование проповедников. Влиятельная в ср. века Августинская школа теологии просуществовала до нач. XIX в. Высшим учебным заведением ордена является Коллегия св. Моники в Риме. С XVII в. А.-е. взяли на себя заботу об образовании и воспитании юношества, открывая гимназии и интернаты. Отдельные провинции ордена и в наст. время финансируют научные Августинские ин-ты, занимающиеся исследованием творений блж. Августина, трудов теологов Августинской школы и историей ордена. В Вюрцбурге (Германия) работает Ин-т Восточной Церкви нем. августинцев (Das Ostkirchliche Institut der deutschen Augustiner), нацеленный на диалог с Восточными христ. Церквами, издающий ж. «Штудии о Восточных Церквах» (Ostkirchliche Studien, с 1952) и книжную серию «Восточное христианство» (Das östliche Christentum, с 1936). Подготовкой патрологов и поддержкой исследований в области патристики занимается Августинский ин-т патристики (Institutum Patristicum Augustiniana) в Риме, к-рый соединен с Латеранским ун-том (см. Папские высшие учебные заведения) и издает журналы «Analecta Augustiniana» и «Augustinianum». Выходящий в Лëвене ж. бельг. А.-е. «Augustiniana» с 1976 г. регулярно публикует библиографию по всем сферам деятельности А.-е. и их истории. Среди А.-е. немало выдающихся ученых, как, напр., основоположник учения о наследственности Г. Мендель.

Второй орден. Августинки

Орден охватывает как жен. мон-ри созерцательного образа жизни, строгий затвор, так и конгрегации, подвизающиеся в апостольском служении (Конституции августинцев. Рим, 1978. № 44-54, 57). Начиная с XIII в. ряд жен. мон-рей, следующих Уставу Августина, переходят под опеку А.-е., к-рые и сами основывают обители для женщин. Они подчинялись уставу, конституциям, руководству ордена и пользовались его «защитой, советом и поддержкой» (Грамота о приеме в орден мон-ря в Оберндорфе (Юго-Зап. Германия), 1264 — AАug 23, 136). К 1394 г. их число предположительно достигло 500 конвентов, сосредоточенных преимущественно в Италии и Испании. В XVI в. появляются конгрегации августинок, обладающие внутренней автономией. В наст. время их число приближается к 80. Их апостольское служение охватывает образование и воспитание, помощь в пастырском служении и миссионерстве. После Тридентского Собора конвенты августинок нередко передавались в юрисдикцию епископов. По данным 1997 г., орден насчитывал 1030 монахинь, подвизавшихся в 81 мон-ре (преимущественно в Италии, Испании и Мексике). К ордену реколлекток принадлежат 459 сестер в 39 обителях, дискальцеаток — 55 сестер в 7 конвентах (Annuario Pontificio 1999. P. 1509). В большинстве жен. мон-ри А.-е. объединены в федерации и подчиняются уже не руководству ордена, а местным епископам. Созерцательность А.-е. сочетают, как правило, с воспитанием девушек и детей-сирот.

Третий орден

Папа Бонифаций IX разрешил принимать в орден А.-е. в качестве терциариев только женщин (1400), а Павел II — и мужчин (1470), именуемых «мантеллати» (итал. mantellati — облаченные в плащ). Расцвет третьего ордена приходится на XVII-XVIII вв.

Августинская школа (Via Augustiniensium)

При Эгидии Римском (Колонна), первом магистре А.-е., в Парижском ун-те (с 1285) были выработаны принципы орденской доктрины, сочетавшей в себе августинизм и томизм и делавшей особый упор на экклезиологию, а с XIV в.- на мариологию; теология А.-е. испытала влияние также концептуализма У. Оккама. «Старая» Августинская школа, официально учрежденная в 1287 г. генеральным капитулом во Флоренции, предписавшим орденским преподавателям ориентироваться на труды Эгидия Римского, пользовалась значительным влиянием среди католиков с 1360 по 1430 г.; «новая» была основана Э. Норисом и объединила теологов из ордена А.-е. XVII-XVIII вв. в полемике с кальвинистами (см. Кальвинизм), последователями М. Байюса, и янсенистами. В духе августиновского примата Любви (caritas) над знанием представители «старой» школы видели в теологии аффективную науку, соединяющую человека с Истиной не в акте разума, но в акте воли, руководимой любовью к Богу. В учении о благодати, разработанном Григорием из Римини, Уголино из Орвието (Ɨ 1347), Иоанном из Базеля (Ɨ 1392), Августином Фаварони (Ɨ 1443), А.-е. исходили из абсолютного предопределения праведных, не подвергали сомнению тяжесть первородного греха и соответственно постулировали необходимость в каждом добром деле, само побуждение к к-рому изначально закладывается в человека Божественной благодатью, новой, сугубой, ее поддержки. Хотя идеи Лютера, принадлежавшего к А.-е., близки теологии «старой» школы, на практике она оставалась вполне ортодоксальной и оказала влияние в т. ч. на акты Тридентского Собора (А. Цумкеллер). Определенную роль в развитии богословия А.-е. сыграла книжная культура гуманизма, распространение новых критических методов работы с сочинениями древних авторов. Нек-рые из теологов-А.-е., как, напр., Варфоломей Урбинский († 1350), составивший обширные флорилегии из сочинений святых Августина и Амвросия Медиоланского, выделялись глубокими познаниями в патристике, в цитировании источников их отличала особая точность. К наиболее крупным представителям «старой» школы эпохи расцвета относятся также Яков из Витербо (Ɨ 1307), Александр из Сан-Эльпидио (Ɨ 1326), Августин Триумфус из Анконы (Ɨ 1326), Генрих из Флаймара (Ɨ ок. 1340) и Томас из Страсбурга (Ɨ 1357).

Теологи «новой» школы, Э. Норис, Д. Л. Берти (1696-1766) и Ф. Беллелли (1675-1742), отрицали не только реальность, но и саму возможность изначального существования чистой человеческой природы, т. е. не испытавшей воздействия благодати или же греха. Они видели присутствие благодати как в людях до грехопадения (соответственно обладающих здоровой и сильной волей, позволяющей самостоятельно, без участия т. н. действенной благодати, желать добра и творить добро), так и в падших. После грехопадения человек нуждается в «действенной благодати», освобождающей его волю от сковывающих ее низменных желаний, и в «достаточной благодати» (gratia sufficiens), помогающей сохранить приверженность добру на деле. Учение «новой» школы вызвало обвинения в ереси янсенизма со стороны испан. инквизиции (1742). Несмотря на заступничество папы Бенедикта XIV (1748), и позднее взгляды теологов «новой» школы вызывали сомнения, в частности у Пия VI и Пия XII, прежде всего из-за недооценки ими значения добрых дел для спасения.

Лит.: Rondet H. Gratia Christi: Essai d’histoire du dogme et de théologie dogmatique. P., 1948. P. 319-322; Rojo F. Ensayo bibliográfico de Noris, Belleli é Berti // Analecta Augustiniana. 1963. N 26. P. 294-363; Zumkeller A. Die Augustinerschule des Mittelalters: Vertret. und philos.-theol. Lehre // Ibid. 1964. N 27. P. 167-262; idem. Erbsünde, Gnade, Rechtfertigung und Verdienst nach der Lehre der Erfurter Augustinertheologen des Spätmittelalters. Würzburg, 1984; Wild B. Die Augustiner. Freiburg, 1968; Luijk B. v. Le monde augustinien du XIII au XIX s.: (Atlas). Assen, 1972; Wernicke M. K. Kardinal Enrico Noris und seine Verteidigung Augustins. Würzburg, 1973; Rano B. The Order of Saint Augustine. R., 1975; Gindele E. Bibliographie zur Geschichte und Theologie des Augustiner-Ordens biz zum Beginn der Reformation. B.; N. Y., 1977; Gavigan J. Le Monache Agostiniane Italiane nell’Ottocento // Analecta Augustiniana. 1978. N 41. P. 353-429; Ayape E. Breve noticia de las monjas Agustinas Recoletas // Recollectio. 1979. N 2. P. 333-350; Tack Th. Women in the Augustinian Order // The Tagastan. 1983. N 29. P. 87-100.

Н. Ф. Усков

Августинцы, неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов Римско-католической церкви, руководствующихся уставом, который приписывается св. Августину. Благодаря постановлениям IV Латеранского собора (1215) и в силу гибкости самого устава он стал весьма популярен и использовался основателями новых монашеских орденов. В настоящее время существует множество монашеских конгрегаций, следующих этому уставу, однако обычно августинцами называют каноников-обсервантов св. Августина (августинцы-каноники) и орден отшельников св. Августина (августинские братья).

Августинцы-каноники имеют священнический сан и исполняют пастырские обязанности, однако их жизни свойственны некоторые монастырские особенности, в частности – общежитийный уклад и совместное пение на богослужениях. В настоящее время существует несколько таких общин; самая крупная из них конгрегаций – латеранские каноники-августинцы. Фома Кемпийский принадлежал к конгрегации августинцев-каноников в Виндерсхейме (Нидерланды). Знаменитый Сен-Викторский монастырь в Париже был главным центром августинства в Средние века.

Августинские братья, обычно называемые просто августинцами, – это нищенствующий орден, созданный в 1256 папой Александром IV, объединившим в единую конгрегацию несколько небольших отшельнических общин в Италии. Августинцы быстро распространились по всей Европе, и в 15 в. их насчитывалось ок. 30 тыс. человек. Репутация ордена была подорвана отступничеством Мартина Лютера, а число его членов сократилось в результате притеснений 19 в. К ордену августинцев принадлежали святые Томас из Виллановы, Николай Толентинский, Рита Каскийская и Клара Монтефалькская, ученые и богословы, как Жиль Римский, Иаков из Витербо и Агостино Трионфо, несколько писателей, самым выдающимся из которых был Луис де Леон, и ученые-естествоиспытатели, среди них Грегор Мендель. В настоящее время орден, с резиденцией в Риме, насчитывает примерно 4000 членов, во главе которого стоит генерал-приор. Августинцы работают в приходах, школах, колледжах, миссиях. Их главные цели – пастырская работа и распространение знаний.

Еще одна августинская конгрегация, известная под названием ассумпционистов, была основана во Франции в 1843 и официально признана в 1864. Около 2000 ее членов заняты преимущественно научными исследованиями, особенно в области богословия Восточной церкви, распространением христианского учения (ими издается известная ежедневная газета «Ла Круа»), а также миссионерской деятельностью на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Существует также ряд женских монашеских конгрегаций августинок и множество конгрегаций августинцев-терциариев в странах Европы и Америки.

Список литературы

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Информация о работе «Августинцы» Раздел: Религия и мифология
Количество знаков с пробелами: 2736
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

1565 0 0

… ), избрание приором монастыря, где он был монахом (1680), и назначение провинциалом ордена августинцев (главой одной из орденских провинций). В течение более чем 40-летней церковной деятельности в Вене Абрахам подготовил свыше 20 томов проповедей и назидательных произведений. Широкой популярностью пользовались трактаты Не забывай, Вена (Mercks Wien, 1679) и Вставайте, христиане (Auf, auf Ihr …

83342 0 0

… на ряд общих черт важ­нейшие из нищенствующих орденов — доминиканский и фран­цисканский имели свою ярко выраженную специфику, обуслов­ленную обстоятельствами их возникновения. На всей последую­щей истории этих орденов лежал глубокий отпечаток личности их создателей — св. Доминика и св. Франциска. Св. Доминик (умер в 1221), испанский каноник-августинец, в начале XIII в. оказался на юге Франции, …

43573 0 0

… идеал монашеского уединения во имя личного спасения, характерный для бенедиктинства. Ереси второй половины XII—XIII в. Учреждение инквизиции. Исследователи выделяют XII в. в истории Западной Европы в связи с глубокими переменами в массовом религиозном сознании. Иногда говорят даже о внутренней христианизации Европы в XII в., противопоставляя ее внешнему, формальному утверждению христианства в …

19850 0 0

… крестьянско-плебейский лагерь. Он был одним из главных создателей того радикального течения в реформационном движении, которое принято считать народной реформацией. Мюнцер родился в 90-х годах XV в. в одном из центров горной промышленности Германии — Гарце, в городе Штольберге. Он принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Мюнцер рано познакомился с учением Лютера и стал горячим …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *