Монастырь это определение

(греч. monasterion) — община монахов, имеющая единые правила жизни (устав) и владеющая жилыми и богослужебными помещениями, а также обычно и др. собственностью. Возглавляет М. настоятель (игумен, аббат, приор). Во все времена М. были рассадниками религ. мракобесия и невежества, религ. фанатизма и ханжества, славились тунеядством и развращенностью монахов. В период феодализма, к к-рому относится расцвет католич., правосл., будд. и мусульм. монастырей, М. являлись крупными владетелями земель, ростовщич. и торг. капитала, жестоко эксплуатировали окрестное население, нередко закрепощенное ими, и наживались на самых разл. махинациях, в т. ч. на торговле религ. наставлениями, утешительством и проч. видами «благодати». Подобные махинации, видоизмененные применительно к новым условиям, характеризуют и совр. монастыри. Нек-рую положит, роль М. сыграли в распространении грамотности и развитии литературы в период раннего феодализма, когда духовенство по существу монополизировало грамотность. Однако эта положит, роль была лишь побочным продуктом в целом глубоко реакц. деятельности монастырей и ее значение подрывалось том. что грамотность и литературу монастыри стремились полностью поставить на службу религии, церкви. См. также Лавра, Пустынь, Скит, Бихара, Текке.
Католические монастыри. Первые М. в Зап. Европе были образованы в IV—V вв. Широкое распространение монастыри здесь получили с VI в., пополняясь гл. о. людьми из средних слоев общества. Командное положение в них заняли владетельные элементы. Устав, к-рый был принят по существу всеми зап.-европ. монастырями раннего средневековья, ввел основатель монастыря Монте-Кассино (близ Неаполя, сущ. с 530) Бенедикт Нурсийский. Он требовал от монахов передачи личной собственности в монастырь, безбрачия, послушания и смирения, молитв и труда. При этом тяжелый физ. труд в монастырях перекладывался на особых слуг и работников, а монахам предписывалось заниматься чтением и переписыванием церк. книг. Монастыри начали быстро превращаться в крупных феод. владетелей земель, богатств, а также закрепощаемых крестьян. Ради выколачивания дарений от королей и знати и захвата земель свободных общинников-крестьян монастыри, пользуясь невежеством людей, широко пускали в ход посулы небесного блаженства и запугивания муками ада, «чудотворные» мощи, явления усопших, особенно «святых», и пр. виды обмана, подлогов, плутней, не останавливались и перед прямым насилием. Расширению монаст. владений способствовала и миссионерская деятельность церкви (основание монастырей в землях племсп, обращаемых в христианство). В VIII—X вв. монастыри в Зап. Европе являлись уже обладателями колоссальных владепий, часто не уступавших владениям светских князей. О тяжести эксплуатации, к-рой они подвергали своих крепостных, свидетельствует то, что наиболее ранние антифеод. восстания в Зап. Европе вспыхнули именно на монаст. землях. К. м. имели не только свое управление, но часто и свои войска, суд, тюрьмы. Они вели обширную торговлю предметами культа и «реликвиями», а также продуктами своего хоз-ва — вином, солью, хлебом, красящими веществами — и даже рабами. Будучи «ненормальными общественными организмами» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 21, с. 153), т. к. монахи связаны обетом безбрачия, монастыри, владевшие огромными богатствами, стали очагами нравств. разложения. Ненависть к К. м. была повсеместной. Наиболее мощно она проявилась в нар. движениях XIV — XVI вв. и в Реформации, во время к-рой К. м. были закрыты и их владения были подвергнуты секуляризации в Англии, Шотландии, сканд. странах и части Швейцарии. Многочисл. монастыри были уничтожены в Великой крестьянской войне в Германии. Во второй пол. XVI в. и в XVII в., связанных с наступлением контрреформации, К. м. сумели вновь укрепить свои позиции, а колониальные захваты, начатые Испанией и Португалией после великих геогр. открытий, позволили К. м. распространить свою деятельность на Америку и Азию. В Центр, и Южн. Америке К. м. были вознаграждены колонизаторами обширными землями и владеют ими до наст. вр. Победа и утверждение капитализма сопровождались его наступлением на К. м., как на один из оплотов феодализма. Во Франции церк. имущество было частично изъято гос-вом в 1789, а в 1790 Учредит. собрание приняло декрет о ликвидации монастырей. Законы о ликвидации монастырей были изданы в 30-х гг. XIX в. в Португалии и Испании и в 1866 и 1873, в период нац. объединения страны, в Италии. Но с наступлением реакции эти законы были отменены. В Германии К. м., закрытые в период «культуркампфа» (1875), были снова разрешены в 1887. Ныне К. м. вновь активизируют свою деятельность в бурж. странах и являются очагами клерик. реакции. В социалистич. странах земельная собственность К. м. передана народу, а их количество резко сократилось.
Православные монастыри в России. Появление П. м. на Руси относится ко времени т. п. крещения Руси (конец X — нач. XI в.). Аналогично тому, как это было с католич. монастырями на Западе, П. м. на Руси постепенно превратились в крупных феод. владельцев, получая от князей «пожалования» земель вместе с проживавшими на них крестьянами. По существу это было захватом общинных земель и закрепощением крестьян. По отношению к крестьянам и иному населению, проживавшему на монаст. землях, П. м. обладали адм. правами, правом суда и взимания налогов. Крестьяне, попадавшие в кабалу к церк. феодалам, несли тяжелые натур. повинности. Так, уставной грамотой Константиновского монастыря во Владимире (1391) крестьянам вменялось в обязанность: церковь наряжать, монастырь и двор тынить, сено косить и во двор свозить, вешний и зимний сады оплетать, на невод ходить, пруды прудить, рожь молоть и хлебы печь, пиво варить, на семена рожь молотить, при поездках игумена по селам давать овес игуменовым лошадям и т. д. Эксплуатация крестьян создавала монастырям возможность вести крупное монастырское хоз-во, заниматься промыслами (особенно соляным и рыбным), вести широкую торговлю продуктами своего хоз-ва, заниматься ростовщичеством. Вместе с «душеспасит.» вкладами бояр и купцов и обиранием окрестного населения в связи с религ. «благодеяниями» ему в виде молений, подачи наставлений, «чудесных исцелений» и т. п. все это вело к «обогащению П. м. и процветанию в них махрового невежества, алчности, лени, дрязг, распутства и ханжества монахов. Руководящую роль в П. м. играли выходцы из княж. родов, из бояр и их приближенных. Эта верхушка монашествующих поставляла кандидатов на епископские места. Рядовое монашество пополнялось гл. о. за счет крестьян, уходивших из-под ярма феодалов, а также за счет мещан. Количество монастырей росло очень быстро. В XIV—XVI вв. П. м. приняли участие в колонизации Заволжья, Поморья, Сев. Двины. Самыми крупными М. были Киево-Печерский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, владевшие сотнями тысяч крестьян мужского иола. 13 монастырях велись летописи, создавались школы. Однако эта «культурная» деятельность имела очень огранич. характер и была подчинена нуждам церк. культа и восхвалению князей. Для дальнейшей истории русских П. м. громадное значение имели образование централиз. русского гос-ва, развитие царского самодержавия и появление нового сословия-класса дворян-помещиков, а также подрыв значения князей и бояр, союзниками к-рых отчасти были монастыри. Гос-во стремилось отнять боярские вотчины и монаст. земли, чтобы таким путем сломить внутр. оппозицию, расширить свои экономич. возможности и одарить служилых людей (дворянство) — социальную опору самодержавия. В связи с этим внутри церкви развернулась борьба двух течений — нестяжателей (см. Нестяжательство), стоявших за отказ монастырей от своих земель, иосифлян — сторонников сохранения монаст. земель. Церк. собор 1531 дал победу иосифлянам, нашедшим поддержку у великокняж. (царской) власти, к-рая за уступку в вопросе о зем. владениях вынудила церковь выступить против реакц. боярства, сопротивлявшегося централизации гос-ва. Однако начавшаяся секуляризация монаст. земель постепенно продолжалась. Земский собор 1649 принял уложение, но к-рому монастырям запрещено было приобретать земли. В целях установления контроля за монастырями был создан Монаст. приказ. При Екатерине II у П. м. были отобраны в казну мн. зем. угодья, а монаст. крестьяне, изъятые из собственности монастырей, выделены были в особую категорию «экономич. крестьян.» Но, хотя до нек-рой степени и утратив прежнее экономич. значение, П. м. оставались богатейшими орг-циями, выкачивавшими «дарения» и «подаяния» из всех слоев населения мерами религ. воздействия. При этом они все более превращались в оплот самых реакц. сил. Они не только распространяли невежество и религ. мракобесие, но и вели борьбу против рев.-освободит. движения, были рассадниками черносотенно-монархич. литературы, использовались как места заключения опасных для власти людей.
В особенности это относится к таким И. м., как Соловецкий и Спасо-Ефимовский в Суздале. Ко времени Окт. революции, по данным синода, в стране насчитывалось более тысячи мужских и жегаских П. м. и в них ок. 100 тыс. монахов и послушников. После победы Окт. социалистич. революции П. м. превращались в центры заговоров и восстаний против Советской власти. В связи с разоблачением этой их роли было полностью подорвано доверие к ним даже в среде верующих. Во время Великой Отечеств, войны на временно оккупированной нем.-фашистскими войсками территории была восстановлена часть П. м., монастыри пополнялись за счет тех, у кого условиями войны была разрушена нормальная жизнь. В настоящее время под влиянием окружающей действительности работоспособные люди из числа бывших монахов в своем преобладающем большинстве порвали с монастырями, поступили на работу в колхозы, совхозы, на предприятия, обзавелись семьями и живут обычной жизнью сов. людей. В немногих монастырях остались преимущественно престарелые монашествующие. Совр. правосл. богословы по-прежнему пытаются возвеличивать монашество, пропагандируют «отход от мирских сует». Однако их проповедь не приносит никаких ск.-н. значит. результатов.

Монастырь можно назвать общиной для монахинь и монахов. Они имеют общий устав. К монастырю примыкают постройки, принадлежащие этрй общине.

Именно отшельники, как называют их сейчас, начиная со второго века заложили основу образу жизни монахов. Они старались находиться как можно дальше от жизни людей, мирских проблем и искушений. Родиной монашеской жизни считается Египет.

Пахомий Великий основал первый монастырь. Он не только огородил монастырь стеной, но и составил свод правил. Так появился первый монастырский устав.

На Руси же подобное движение началось после крещения Руси. Антоний и Феодосий, основавшие Киево-Печерский монастырь стали людьми, основавшими монашество на Руси.

Монастыри в Российской империи развивались на общежительные и необщежительные.

В общежительных монастырях монахи получали от монастыря всё необходимое для жизни, сами же работали на благо монастыря. В таких монастырях монахи не имеют право на личную собственность.

В необщежительных монастырях монахам выдают одежду и кормят. На полученное жалование от трудов на благо монастыря, они могут приобрести другие необходимые для себя вещи.

Существует несколько типов монастырей.

  • Первый тип — это аббатство. Он управляется аббатом или аббатисой. Подчиняется аббатство епископу.
  • Далее следует киновия — это монастырь общежительный.
  • Идиотрим, в свою очередь, необщежительный монастырь.
  • Лавра — это чаще всего название мужского православного монастыря.
  • Подворье — это место жительства монахов в черте города. Иногда к подворью примыкает церковь.
  • Пустынь — это монашеское поселение со всеми русскими православными традициями.
  • Скит — это жилище отшельника, который ведет самостоятельный, обособленный образ жизни.

В России насчитывают около тысячи православных монастырей.

Вариант №2

В истории России монастыри занимают очень важное место. По всей стране расположено множество православных монастырей, церквей, храмов, которые завораживают своей красотой. Есть города, в которых можно подняться на самую высокую точку и увидеть всю красоту золотых куполов.

Монастырь и монах это неотъемлемые элементы. Если расшифровать слово монастырь или монах, то первая часть «моно» значит один. Это все объясняет. Верующие большую часть жизни жили в одиночестве в монастыре. Для того, чтоб не нарушать законы Божьи и максимально углубится в веру, необходимо пожить в одиночестве.

У таких отшельников вскоре появлялись последователи и ученики. Позднее формировались группы монахов и соответственно так появились первые монастыри. В них жили люди, которых объединяла одна идея, они соблюдали свои внутренние законы, чужаков не любили. В Малой Азии, как утверждают историки, были сформированы одни из первых монастырей. В России монастыри появились во времена крещения Руси.

На Руси монастырь был не только храмом, но он еще был крепостью, мог защитить людей. Враги могли долгие дни и недели пытаться пробиться через стены монастыря. Практически во всех городах тех времен, монастырь находился вне города, а его стены защищали город. Много лет монастыри на Руси, были универсальные. В них можно было обучиться ремеслу, поучиться в школе, просто прийти в монастырскую библиотеку и получить необходимые знания.

Кроме этого в монастырях начинали свое творчество возможно первые на Руси художники, их называли иконописцы. В монастыре были и земли, на которых выращивали овощи и другие съедобные культуры. Когда в городах была проблема с едой, монастырь мог помочь. Также двери монастыря были открыты для людей, которым просто негде укрыться, нуждающимся в какой-то помощи.

Когда в России появился коммунизм, то любая религия стала под запретом. Общество практически утратило религию, веру и много моральных ценностей. Храмы сжигали или использовали их, как склады, клубы, в общем, использовали не по назначению. Когда коммунизм пал, то церковь и монастыри начали немного возрождаться. Постепенно в начале 90-х годов начали восстанавливать храмы и монастыри.

Сегодня монастыри в России существуют, и хотелось бы верить, чтоб они остались не тронутыми, не так как при коммунизме. Монастыри и храмы продолжают принимать людей, помогать нуждающимся.

4 класс

Монастыри

Популярные темы сообщений

  • Клетки

    Клетка – элементарная единица, из которой построены почти все живые организмы. Цитология – отдел науки биология, который изучает все, что связано с живыми летками. Первооткрыватель клеток Роберт Гук в 1665 году, лишь хотел с помощью

  • Чрезвычайные ситуации социального характера

    Под определением социальной чрезвычайной ситуации нужно понимать обстановку (авария, стихийное бедствие, катастрофа), причиной которой является опасное социальное явление, влекущая за собой человеческие жертвы,

  • Поверхность нашего края

    Россия располагается на материке под названием Евразия. На карте мира видно, что она находится на востоке Европы и севере Азии и по очертаниям напоминает бегущего коня. Страна очень большая – ей принадлежит 1/9 часть ото всей суши,

Люди продолжают уходить из захваченного схиигуменом Сергием монастыря, заявили в РПЦ. Ранее Сергия лишили сана, после чего появились сообщения об издевательствах над воспитанниками монастыря в 2009–2010 годах Прихожане на территории Среднеуральского женского монастыря (Фото: Павел Лисицын / РИА Новости)

Более 40 монахинь и других насельников ушли из Среднеуральского женского монастыря, который захватил лишенный сана схиигумен Сергий, сообщил в своем Telegram-канале глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Пока схимонах Сергий (Романов) продолжает транслировать через интернет различную дичь и призывать к противоправным действиям, Среднеуральский женский монастырь продолжают покидать монахини, священнослужители и миряне, не согласные с такими действиями отца Сергия», — написал Легойда.

По его словам, с того времени, как около месяца назад монастырь покинула настоятельница, вместе с которой ушли пять монахинь, из обители уехали еще 38 человек.

Сергий сместил игуменью Среднеуральского женского монастыря и фактически захватил в нем власть в середине июня.

Журналистам доступ в монастырь ограничили. На телеведущую Ксению Собчак в конце июня, по ее словам, там напали: сломали руку режиссеру, отняли камеру и удалили отснятый материал. После случившегося Собчак заявила о намерении подать в суд.

3 июля церковный суд в Екатеринбурге лишил сана схиигумена Сергия, а перед этим его запретили в служении. Сергия признали нарушившим священническую присягу и монашеские обеты. Решение должен утвердить патриарх Кирилл.

В тот же день на YouTube вышло обращение Сергия. Он заявил, что не покинет монастырь, и попросил всех православных встать на защиту обители. «Из монастыря я не уйду. Из Русской православной церкви мы должны выбросить врагов Бога и Богородицы, еретиков, патриарха Кирилла (Гундяева), его окружение, талмудистов, каббалистов и сатанистов», — заявил бывший схиигумен. В своих предыдущих воззваниях он также высказывался против введения ИНН, проклинал тех, кто закрывает храмы во время пандемии, и рассуждал о попытках чипировать население России.

Схиигумен Сергий в начале 2000-х участвовал в строительстве Среднеуральского монастыря и был его первым духовником. Жившие в обители несовершеннолетние воспитанники позднее заявляли о жестоком обращении, издевательствах и о том, что у них сжигали паспорта, писала Би-би-си. Некоторые собеседники сообщили журналистам об антисанитарных условиях, нехватке еды и о том, что к ним применяли физические наказания — побои и стояние на горохе.

Екатеринбургская епархия сообщила о том, что она изучает свидетельства о ненадлежащем обращении с детьми в монастыре в 2009–2010 годах. Данные об издевательствах над воспитанниками упоминались и на церковном суде, где решался вопрос о лишении схиигумена сана.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Монастырь 4 буквы

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: монастырь 4 буквы

4 буквы
Амис После множества приключений, которые доводят его до самого Константинополя, возвращается на родину разбогатевшим и мирно заканчивает свои дни аббатом в цистерцианском монастыре
Афон Первый монастырь (Лавра) был основан греком Афанасием в 962 г. В 1080 г. при императоре Алексее I Комнине возник первый русский Свято-Пантелеймонов монастырь
Дзэн Все они поощрялись дзэнскими храмами и монастырями и рассматривались в качестве необходимой практики дзэнского монаха
Илья Илья — Персонаж оперы Александра Серова «Вражья сила», богатый московский купец, живущий в монастыре у брата
Кижи На Кижи перевезены деревянная Лазаревская церковь Муромского монастыря (14 век) — жилые и хозяйственные постройки 17 — начала 19 веков
Леон Собор (13 век), церковь Сан-Исидоро (11-12 века), монастырь Сан-Маркос (16 век).
Лувр В основе коллекции — королевские собрания, коллекции монастырей и частных лиц
Ошки — грузинский средневековый монастырь (ныне на территории Турции), один из культурных центров Грузии
Сакэ На протяжении столетий производство саке было привилегией императорского двора, затем право на получение этого напитка собственными силами было даровано буддистским монастырям на территории Японии, и лишь в средние века саке стало более демократичным, к его производству были допущены широкие крестьянские массы
Скит 2) Старообрядческий монастырь или поселок монастырского типа в глухой пустынной местности
Сумо По сей день в некоторых монастырях можно увидеть ритуальную схватку человека и бога
Тофу Этот уникальный продукт был получен в результате смелого эксперимента буддийскими монахами много веков назад, назван по имени горы Койя, где и находится монастырь
Юлия Элоиза ушла в монастырь, Абеляр тоже, и с тех пор они обменивались только письмами
Похожие запросы: монастырь • 5 букв • 6 букв • 8 букв • 9 букв • 3 буквы • 7 букв • 12 букв • 11 букв • 10 букв • 13 букв
Смотрите также: • Центавр • Близкое • Наполеон I 9 букв • Мантры • Бездорожье • Фразеологизм • Капитан • Паллада 7 букв • Заготовки • Комбине • Съё___ 6 букв
Популярные запросы • 1 • Последние запросы
Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
Фильтры для слов • Поиск слов
Ссылка на эту страницу:

Древнейшие монастыри — буддийские — появились во 2 пол. 1 тыс. до н.э. в Индии и распространились в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н.э.- VII в. н.э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366 гг.) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV — XVII вв.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам.

Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, появившиеся в IV — VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены мощными стенами и включали храмы (трехнефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI — IX вв. сформировался архитектурный тип западноевропейского католического монастырского комплекса (сохранился план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820 г.), имевшего регулярную планировку, где доминировала церковь, к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окруженный другими монастырскими помещениями и постройками (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88 гг., Клюни в Бургундии, 1088-12 в.). Композиция монастырей варьировалась различными монашескими орденами. С экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объем (Верхний замок в Мальборке, Польша, кон. XIII — XIV вв.). В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки). Православные монастыри Византии, балканских стран, Руси, Армении имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе, V — XV вв., монастырские комплексы на Афоне, X — XI вв., в Метеоре XIV — XVIII вв. в Греции). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре — собор, трапезная, колокольня, колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри, (Давид Гареджа, Герард). Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении учитывалось расположение (при слиянии рек, у озера, на острове), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции монастырей определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь и др.). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь). Архитектурные формы русских монастырей до сер. XVI в. были строгими, лаконичными, а в кон. XVII в. обогатились красочным узорочьем.

В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение. Вместо них появились парадные ансамбли монастырей-дворцов, построенных компактно, по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Спб). В -20 вв. новые монастыри строятся редко и не играют значительной роли в застройке города.

|

* * *

комплекс сооружений, включая храм или аббатство, где живут монахи или монахини.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *