Монастырь холки

Свято-Троицкий Холковский монастырь находится в Чернянском районе Белгородской области, на берегу реки Оскол. Он расположен на террасе мелового холма и привлекает внимание туристов не только архитектурой, но и пещерами со множеством коридоров общей площадью около 255 квадратных метров. По технике строительства они напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры. Многие храмы Белгородской области открыты для посещений, но Свято-Троицкий Холковский монастырь – единственное место, где можно пройти по таинственным подземным коридорам, которые еще несколько столетий назад были местом уединения монахов.

Холковский монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием. По преданиям, именно в этом месте князь Игорь Святославич встретился со своим братом Всеволодом перед их выступлением против половцев в 1185 году. В период с 1764 до 1830 годов монастырь не был действующим, но после началось его возрождение. На сегодняшний день это одно из самых востребованных туристических мест в Белгородской области.

Это место представляет интерес для всех, кто интересуется историей региона, религией и архитектурой. Решая, что посмотреть в Чернянке и Белгородской области в целом, не стоит пренебрегать этим значимым архитектурным комплексом. От здания монастыря можно подняться на вершину холма, к колокольне, откуда открывается прекрасный вид на окрестности. К ней ведут 298 ступеней. Сельский туризм в регионе предусматривает знакомство с бытом членов монастырской братии. На территории комплекса размещаются огороды, сад и пасека. В обители есть и столярная мастерская.


Начну с того, что нагуглил я как-то в этих ваших интернетах презабавнейшую брошюру авторства В.В. Степкина под названием «Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье». То, что в Воронежской, Белгородской и Ростовской областях имеются культовые пещеры я, в общем, знал. Костомарово и Дивногорье известны далеко за пределами моей, так сказать, малой Родины. Более того, однажды я даже побывал в малоизвестной заброшенной пещере с кельями монахов-отшельников в районе села Шмарное (Белгородская область). Но то, что подобных подземных сооружений в Придонье археологи насчитали не много ни мало, а целых 58 штук, вызвало у меня устойчивое желание взять и посетить их все. Оговорюсь, что некоторые из них отреставрированы и используются по назначению РПЦ, некоторые пребывают в заброшенном и полузасыпанном состоянии, а некоторые археологи ещё даже пока не обнаружили. То есть известно, что была когда-то в окрестностях такого-то села рукотворная пещера, но точное её расположение не установлено.
В общем, начать, а точнее уже получается, что продолжить, я решил опять же с Белгородщины. В один погожий весенний денёк я, моя Елена прекрасная и некто Сергей, запаслись чаем с бутербродами и покатили в сторону города Валуйки.
01. Езды туда изрядно, вёрст 250 с гаком будет, поэтому совершили вынужденную остановку в городке Алексеевка.
В уездных городках типа этого трендово косить под «Лукойл» и другие крупные бренды.
(Место на карте мира)

02. Внезапный запал щщей. Тут я похож на косматого геолога из одной идиотской песенки.

03. Сбросив балласт и перекусив, отправляемся дальше. Удивляемся, что в Воронеже еще полно снега, а тут уже вовсю шпарит весеннее солнышко.

04. По пути в селе Щербаково замечаем симпатичную церквушку-новодел. На секундочку притормаживаю, чтобы задокументировать её. Церковь Вознесения Господня освящена 2 ноября 2008 года. Кстати сказать, по сравнению с Воронежской и Липецкой областями на Белгородщине почти нет разрушенных храмов и очень много приятных глазу новоделов.
(Место на карте мира)

05. По пути решаем осмотреть одну достопримечательность здешних мест. Сворачиваем правее и переезжаем мостик через речку Полатовку. Красота — на реке уже нет льда!
(Место на карте мира)

06. Останавливаемся. Справа от нас ничем непримечательные коровники.
(Место на карте мира)

07. А вот слева картина поинтереснее.
(Место на карте мира)

08. Это дом-музей генерала Николая Федоровича Ватутина. За свои способности продумывания военных операций до мельчайших деталей Ватутин получил у ряда немецких командиров, относившихся к его полководческому дару с большим уважением, прозвища «шахматист» и «гроссмейстер». Умер от ран, полученных в бою с УПА 29 февраля 1944 года во время выезда в войска. Дом-музей генерала Ватутина открыт на его родине в 1950 году в доме, где он родился. В 1985 году был открыт мемориальный дом-музей Н.Ф.Ватутина в доме, который построили солдаты для его матери и сестёр генерала.
(1607х800 px и место на карте мира)
09. В музей мы не пошли, так как время поджимало, поехали дальше вдоль меловых холмов.
10. Пейзажи здесь, конечно, открываются, прямо скажем, экзотические для средней полосы. Даже обвалы меловой породы на дороге наличествуют и речка с высоты слегка напоминает горную.
(Место на карте мира)
11. Кстати сказать, пещеры Подонья, как правило, располагаются в речных долинах или овражно–балочных системах вблизи постоянных водоемов и приурочены к выходам белого писчего мела.
(Место на карте мира)
12. Впрочем, Валуйки уже близко и я предлагаю вернуться к цели нашей поездки. С момента основания крепости Валуйки в конце XVI века как стратегического пункта обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы. Особое место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относившийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Подробнее о нём вы можете почитать по ссылке внизу поста, а нас сейчас в первую очередь интересует пещерный скит, который монахи вырыли в меловых пещерах в километре от монастыря за рекой Оскол. После февральской и октябрьской революции на монастырь и братию начинаются гонения. В 1917 году, при Временном правительстве, в Вайлуйском монастыре проводятся обыски, арестовывают настоятеля. В 1918 году на основании мандата Валуйского исполкома монастырь передают властям все имеющиеся в наличии денежные средства. В 1924 по постановлению советской власти монастырь закрывают. C 1935 на территории монастыря разместили колонию для несовершеннолетних. В Свято-Николаевском соборе организуют литейный цех. Началом возражения монастыря можно считать 2001 год, когда Министерство юстиции РФ передало Белгородской и Старооскольской епархии РПЦ сохранившиеся постройки Валуйского монастыря. В 2005 году начато строительство храма Игнатия Богоносца и реставрация пещерного скита.
(Место на карте мира)
13. И что же? — спросит меня пытливый читатель. Где, собственно, скит и почему в заголовке значится Холковский монастырь, а речь в посте идёт о Валуйском? Отвечаю. Вход в скит находится внутри церкви Игнатия Богоносца, а в Холковский Свято-Троицкий пещерный монастырь мы отправились уже после Валуек. Потому что несмотря на ухоженность храмового комплекса (дорожки, лавочки, фонари, парковка, туалет и т.д.) внутри никого не оказалось. Церковь на замке, никаких табличек с телефоном тоже не нашлось и мне буквально хотелось рвать и метать. Что характерно это было воскресенье, где-то в обед. Помимо нас приехало еще три машины и одна из них тоже в Воронежскими номерами. Всем пришлось довольствоваться осмотром деревянной церкви и скучными видами на Валуйки.
14. Освящение храма состоялось в 2007 году. Собственно, это всё что известно про этот новодел.
15. А Валуйки унылы, ага.
(Место на карте мира)
16. Восстановленный Собор Успения Пресвятой Богородицы (1906 г.) Рядом вестимо бараки зоны для малолетней шпаны.
(Место на карте мира)
17. В общем, не солоно хлебавши, отправляемся на север Белгородской области, к селу Холки. Изначально я не планировал туда ехать (всё таки еще лишних 150 вёрст), но и возвращаться домой без впечатлений от осмотра подземелий было как-то не с руки. Жаль, что я не подготовился к поездке в Холки дома, в итоге одну значимую деталь осмотреть не получилось. О её существовании я узнал только при подготовке этого отчета. Но об этом позже. А сейчас надвигающиеся сумерки и ворота Холковского (реже Холкинского) Свято-Троицкого монастыря.
18. Въехали в эти самые ворота (парадные для туристов оказались с другой стороны холма) и припарковались. Неподалёку работали двое послушников. Я спросил у них можем ли мы посетить подземелье и рассказал, что за плечами у нас уже 350 км и что в Валуйках получилась такая неприятная накладка. Один из парней молча сходил за ключами и повёл нас к надвратному храму преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вход в пещерный монастырь находится внутри неё. Замок на двери долго не хотел поддаваться, я уже занервничал, что и здесь всё обламается, но у Серёги всё же получилось открыть его.
19. И вот мы, наконец, внутри. Холков-Царев-Николаевский, или Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым настоятелем монастыря. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли монахи в первой части XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. С полной уверенностью можно сказать, что вырыты они были специально для жилья. Холков подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами.
20. Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год». Сведения о пещерах и подземной церкви мы находим также в «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год». Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 метров.
21. Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 году повелением Екатерины II он был упразднен. Секуляризация церковной и монастырской земли, начатая во второй половине XVII века при Екатерине, привела к тому, что из существовавших в то время в Российской империи 1220 монастырей к 1764 году было упразднено 479, в том числе и Холков-Царев-Николаевский. Спустя более полувека после упразднения, когда вновь начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь, но по разным причинам она закончилась неудачей. В последующие годы служба для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу. Кстати, недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна — более позднего периода, которую местные жители издавна именуют «пещерой старца Никиты». Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 годы. Ровно 30 лет создавал он свое подземное сооружение. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Когда горе постепенно начало забываться, Никита все чаще стал задумываться о загробной жизни, начал критически оценивать прожитые годы. Эти раздумья привели его к осознанию греховности души. Чтобы искупить грех, Никита избрал аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку и в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, живя на подаяния односельчан. Все эти годы отшельник рыл пещеру. Его цель была соединиться с главной пещерой. Основными орудиями труда Никиты бала лопата, кирка и ведро. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу — высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье. Осуществив свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре каторжной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров. Именно этот факт о монастыре, к моему большому сожалению, я узнал слишком поздно. Вход в эту пещеру находится, как выяснилось, совсем недалеко и её можно было бы тоже осмотреть. Кстати, со слов нашего провожатого, пещера Никиты, в отличие от монастырской, сыреет и разрушается.
22. Незадолго до революции священником церкви в Холках был Вячеслав Александрович Васильчиков.От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним пустота. После чего отец Вячеслав решил организовать в этом месте раскопки. Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще кое-что помнили из прежних времен, но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но они были хорошие верхолазы. Наконец, их взору предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Эта была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи.
23. В пещерах всегда, и зимой, и летом, одна и та же температура: + 8-10 градусов, не больше, нормальная влажность, нет сырости, нет запахов, так уж устроили ходы и выходы из подземелья «полуграмотные» монахи. Спали на ложах, выточенных в меловой породе, не раздеваясь, в сапогах. Икона, лампадка, четки, сено, немного воды — вот и все, что было в их кельях. Полная аскеза. Жизнь монахов проходила почти в полной темноте — коридоры и кельи освещались лишь коптилками. И всё же иноки время от времени выходили на свет божий для выполнения хозяйственных работ. Иное дело — быть затворником. Его келья закрыта со всех сторон и отделена от коридора лишь узкой щелью для передачи пищи и воды. Затвор — высший церковный подвиг, и того, кто решается на него, фактически замуровывают заживо. Человек живёт в холодных стенах, без какого-либо общения, и остаётся наедине до самой смерти. Постелью ему служит гроб, который он заранее берёт с собой в келью. Естественно, сфотографировать его келью проблематично (через узкое окошко в породе), поэтому прикладываю фото одной из, так сказать, рядовых келий.
24. Между кельями маленькое, высотой в человеческий рост помещение для совместной молитвы. По всей видимости, здесь жил настоятель, ее особенность состоит в том, что, когда человек оставался в ней один и начинал громко молиться, то его молитва была слышна во всех уголках подземных пещер одинаково, что являлось знаком для всеобщего сбора и молитвы. Наш провожатый сказал, что резонирует здесь только мужские голоса, а женский в других кельях не слышен. Проверить, к сожалению, не удалось.
25. Помимо коридоров и келий внутри пещер расположена и церковь. Её площадь почти 60 кв. м., высота — около четырех. В помещении три отделения, разграниченные шестью меловыми колоннами. В центре — меловое возвышение в виде престола.
26. Алтарная часть крупнее. Из-за повышенной влажности деревянный иконостас под землей гниёт, поэтому его изготовили из керамики под Москвой.
27. Вокруг церкви так же прорыт проход для совершения крестного хода.
28. В советское время на монастырь вновь обрушилась беда — в который уже раз пещеры были закрыты. Первым, кто пришел к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарев, работавший тогда, в 1990 году, в Чернянском райкоме партии. Бросив службу в райкоме, Василий Дмитриевич приезжает из Чернянки в родные Холки и начинает раскапывать завалы в пещерах. Появился и «стройотряд»: два студента — Сергей Лукинов и Андрей Мухтаров. Они тоже прониклись важностью дела и до изнеможения таскали носилки с известняком, чистили стены, бетонировали вход. Иногда им помогали сестра Пономарева да присланный райадминистрацией каменщик. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид. 14 октября, в престольный праздник Покрова, состоялось, как сообщала райгазета, «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасенный исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии. А 28 декабря 1998 года решением Синода РПЦ Свято-Троицкий Холковский монастырь, входящий в состав Белгородской и Старооскольской епархии, открыли официально.
29. Все нынешние монастырские постройки — суть новоделы. Надвратный (у входа в пещеры) храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских вы уже видели, а это храм Донской иконы Пресвятой Богородицы. В принципе, его частично видно и на фото с монастырскими воротами.
(Место на карте мира)
30. На том же фото (№17) виден и фрагмент памятника. По предположению историков, место, где находится Холковский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, известные читателю «Слова о полку Игореве», когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям. Так вот, на памятнике при всём при этом значится табличка «Святославу победителю хазар». Само собой, со стороны монашества Холковского монастыря отношение к язычнику Святославу далеко неоднозначное.
(Место на карте мира)
31. На самом верху холма построена Владимирская часовня. К ней ведёт внушительная лестница. Наш проводник сказал, что редко кому удается сосчитать все её ступени и по легенде разница с истинным количеством есть твои грехи. Сколько именно ступеней он не сказал и оправился доделывать свою работу, которую прервал из-за нас. Заверил, что сообщит нам заветную цифру, когда мы пойдем назад к машине. Мы честно стали считать и результаты всех троих действительно оказались существенно разными.
(1816х800 px место на карте мира)
32. Бесплатный совет фотографирующей братии: приезжайте сюда на рассвете, потому что закат в Холках получается за холмом и на всей долине вместо красивого света лежит печальная нефотогеничная тень.
33. Самый красивый свет вечером достается Владимирской часовне, которая, как вы уже знаете, находится на самом верху мелового холма.
(Место на карте мира)
34. Ну, а мы спешим спускаться вниз. Во-первых, интересно сколько же ступеней на самом деле, а во-вторых нам предстоит путь домой в 200 с лишним километров. Послушника на месте не оказалось и уже будучи дома, я попытался найти правильный ответ в интернете. Самое удивительное, что и здесь, в разных источниках, «официальное» количество ступеней колеблется от 297 до 300 штук. Но в любом случае, это приблизительно равносильно подъёму пешком на 15 этаж. Так что ножки потом «гудели» огого.
Ну, и в заключении этого пространного отчета хочу выразить благодарность и удивление доброте и отзывчивости людей, встретившихся нам в этот день. Я же, как последняя скотина, даже не догадался спросить их имён. Во-первых, еще в Валуйках мы повстречали местного парня лет пятнадцати, которого пытались расспросить, что еще можно посмотреть в его городе. Тот искренне пытался нам помочь, сначала предлагая то, что знает сам, потом по личной инициативе звонил своим друзьям и спрашивал, что еще можно предложить к осмотру. Во-вторых, упомянутый послушник, интересно рассказавший нам историю монастыря и смиренно сносивший мои фотографические эксперименты внутри пещер. Всё таки надо иметь терпение, когда выдержка каждого снимка секунд по 30. Ну, и в-третьих, когда мы отправились домой, наши припасы съестного подошли к концу и мы остановились у магазина в селе Ездочное в паре километров от монастыря. Команчи, как давно я не видел такого ненавязчивого и искреннего сервиса. Девушка помогла разрешить все наши метания чем же харчеваться в пути, сама предложила кучу вариантов, порезала колбасу, хлеб и так далее. Мелькнула мысль написать воронежские респекты в книгу жалоб и предложений, да как назло завалилась толпа местных подвыпивших мужичков и помешали такому порыву души.
В общем, спонтанный автопробег в 571 км прошу считать успешным, отчет законченным, а ближайшим летом надеюсь показать вам еще несколько пещер Подонья.
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.
Ссылки для самостоятельного изучения:
— Дом-музей генерала армии Ватутина
— Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь на википедии
— Холковский пещерный монастырь от древности до наших дней
— Недействующие входы Холковского монастыря
— Добавить в друзья

В дни, когда мэром Киева, \»матери городов русских\», стал сектант, а президентом Украины провозглашен человек, окормляемый раскольником (главой так называемого Киевского патриархата), трудно удивляться тому, что и история в украинских школьных и вузовских курсах пропагандируется манкуртисткая: дескать, не было Киевской Руси, а была некая Украина-Русь. В этом рвении апологеты самостийности доходят до абсурда: у них святые равноапостольные князья Владимир и Ольга были вовсе и не русскими князьями, а – \»украинскими\». Тезисы, пропагандируемые ими в угоду Западным вождям и по причине собственной духовной порчи и вытекающей из этого ксенофобии, безусловно, оказывают разрушительное, разъединительное действие на молодые и даже немолодые умы.

Однако все не так уж печально. Цельное тело Руси, пока еще удерживаемое в жизни единой Церковью, единой православной верой, воспринятой здесь нашими пращурами тысячу лет назад, хоть и поражено, но существует. Официозные сумасброды гнут свое, а добрые соседи – рады друг другу.

Старинное русское село Холки расположено недалеко от украинской границы – между райцентрами Белгородской области, городами Чернянка (в 10 км) и Новый Оскол.

Наслышанные о пещерном монастыре (в разных источниках он называется двояко: Холкинским или Холковским; нам же первый вариант кажется более предпочтительным, на нем пока и остановимся), мы, пятеро харьковчан разного возраста, (младшей – около 10 лет, а старшей – чуть более 60), вечером Страстной субботы отправились туда на автомобиле. Отстоять Пасхальную службу и, как водится, освятить продукты.

От Харькова до украинско-российской границы (до украинского погранично-таможенного пункта Гоптивка) ехать совсем недолго – 38 километров, число, с недавних пор известное всем. От границы (от российской Нехотеевки) до Холок, в коих прежде мы никогда не были, – езды менее двух часов. Но! Два с лишним часа мы провели на границе. Почему-то в этот предпраздничный вечер поток автомобилей был весьма велик, такого нам прежде здесь видеть не приходилось. Мы попали и на пересменку, и на \»зависание\» компьютерной сети российских пограничников, зачем-то стоически проверявших по своей базе данных наши документы. Безсмысленность этой процедуры очевидна: она отсутствует, когда едешь железнодорожным транспортом. Но тогда зачем она нужна вообще? И уж тем паче – для жителей приграничных районов.

Русская симпатичная пограничница в ответ на наши сетования и предложенный кофе (от которого отказалась) пожаловалась, что уже две недели работает в две смены и тоже не может объяснить причин столь возросшего автопотока. \»Может, потому что теперь Россия – более зажиточная страна, чем Украина? – Улыбнулась девушка, поглядев на наши украинские номера, и умудренно, утешительно заметила. – Ну, это истина: с богатым соседом живется лучше, чем с бедным\».

От \»Слова\»

Памятник князю Святославу По предположению историков, место, где находится Холкинский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, и после встречи отправились по Изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг. Этот героико-трагический поход русских воинов нашел яркое отражение в выдающемся памятнике отечественной литературы – \»Слове о полку Игореве\».

Одной из загадок истории является маршрут, по которому шла дружина Игоря Святославича. Свою версию предложил исследователь Холковского городища А.З.Винников в работе \»Перед суровым испытанием\»: \»23 апреля 1185 года Игорь Святославич выступил из Новгорода-Северского в район ближайших половецких кочевий в бассейне Северского Донца. На пути в половецкую степь он должен был встретиться с войсками брата своего Всеволода Святославича, шедшего из Трубчевска через Курск. И на реке Осколе 6-7 мая произошла эта встреча. Где она могла состояться? Вероятно, Игорь со своей дружиной мог остановиться на несколько дней там, где было поселение-крепость и где находились запасы продовольствия и фуража. Такой крепостью на реке Оскол могло быть городище Холки. И отсюда объединенная дружина двинулась дальше навстречу своей гибели\». Мы знаем, что поход князя Игоря закончился трагически, почти все русское войско было разбито. Сам князь Игорь был взят в \»полон\», и только через два года ему удалось бежать из половецкого плена.

По-разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села Холки. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют поэтичные местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток.

Здесь с XI-XII веков находилось древнерусское поселение – Холковское городище. Жителями городища Холки были не только древние русичи, но и потомки алано-болгар. Об этом говорили их юртообразные постройки с открытыми очагами, нехарактерные для древнерусского населения. И в керамике присутствуют алано-болгарские признаки: в форме горшков, в составе глиняного теста, орнаментации. Летопись сообщает о том, что после одного из удачных походов на половцев в район Северского Донца в 1116 г. князь Ярополк Владимирович (сын Владимира Мономаха) взял здесь жену из ясов (алан) \»красну вельми\». Значит, жили тут аланы в XII веке.

Из старинных документов известно, что в 1627 г. здесь, уже рядом с монастырем, находилась Никольская слободка, которая граничила по межам с деревнями Тростянец и Холань. В так называемой \»Писцовой книге\» за 1643 г., в которой приводится краткое описание монастыря и его земель, перечисляются также крестьяне с ласкающими наш слух именами, проживавшие около монастыря: Ивашко Микитин, Офонка Тершин сын Долгий, Сенка Опенкин и другие.

\»Тын стоячий\»

Холкинский Свято-Троицкий мужской монастырь Более всего это место всегда было известно подземными храмом и пещерами, выдолбленными в меловом холме. Здесь в 1649 г. иноком (по-народному – \»черным попом\»; речь следует вести, должно быть, об иеромонахе) Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь. Неизвестно, рыли ли монахи пещеры в первой части XVII века или подземные помещения уже существовали до их прихода. Однако с полной уверенностью ученые утверждают, что изначально вырыты они были специально для жилья.

К основателям обители относят и старца-строителя Герасима. Здесь же подвизались, но уже позже, старец-строитель Варсонофий, \»черный поп\» Давид, старцы Иов, Ефрем, Исаия, Гавриил, Антоний, Пафнутий, Савватий и Нафанаил.

При старце Варсонофии вокруг монастыря с помощью донских казаков и оскольских служивых людей вокруг монастыря была выстроена ограда – \»тын стоячий\», представлявший собой сплошную стену из высоких бревен, врытых впритык друг к другу. Щедрые казаки подарили инокам две трофейные турецкие пушки: медную и железную дробовую.

Кроме молитвенного (а иногда и ратного) подвига, большинство подвизавшихся несли послушания. И земледельчеством занимались, чтобы обеспечить себя и всех алчущих хлебом насущным. В монастыре были тогда хлебная изба, погреб с выходом и две житницы. Также в обители в образцовом порядке содержались конюшня и коровник.

Холкинский подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами. Через 17 лет после открытия Холкинского монастыря на самом высоком холму, который поднимается рядом с пещерами, была сооружена так называемая \»Жестовая острожка\».

Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 г. по приказу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен, а подземный храм использовался для богослужений в зимнее время местными жителями, т.к. в пещерах в любое время года сохраняется постоянная температура (10 градусов тепла).

В \»Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи\», составленных одним их самых авторитетных исследователей дореволюционных монастырей В.В.Зверинским, сообщается: \»В 30-х годах XIX столетия пещеры, находившиеся при пустыне, а ровно пещерная церковь были возобновлены иждивением князя А.Б.Голицина, но по разным причинам монастырь не мог быть открытым. Ныне здесь находится икона Казанской Божией Матери, привлекающая богомольцев 8 июля и 22 октября\».

Раскопки начала ХХ века

туман С 1909 по 1915 год священником церкви в Холках был Вячеслав Александрович Васильчиков. Его дочь Людмила Вячеславовна Поляничко, уроженка Холок, вспоминает: \»Когда В.А. Васильчикова назначили в Холки священником, богослужение велось в верхней, названной тогда Казанской, церкви. О том, что прямо под ней находится еще одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой поселок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним – пустота. После чего решил организовать в этом месте раскопки. Эту мысль поддержал и друживший с ним чернянский врач Б.А.Иваницкий.

Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще кое-что помнили из прежних времен. Но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но матросы оказались хорошими верхолазами. Раскоп увенчался открытием квадратной формы аналоя, покрытого проржавевшим железом. Эта была монастырская молельня. На двух соседних столбах были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи.

Часовня Св.Владимира Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи, а верхние засыпали. На стенах вырубили из мела кресты, молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами: один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие\».

Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на благотворительное дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди, проживающие в Холках, несмотря на свою крайнюю бедность и нужду, тоже старались помочь кто чем мог: деньгами, хлебом, другим товаром. Не остались в стороне от важного дела и жители близлежащих сел.

Пещера старца Никиты

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна – более позднего периода, которую местные жители издавна именуют \»пещерой старца Никиты\». Она была вырыта жителем с. Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 гг.

30 лет создавал Никита свое подземное сооружение!

В свои 54 года он похоронил жену и тяжело переживал утрату. Раздумья о жизни привели его к осознанию собственной греховности. И Никита решил избрать аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл землянку для жилья и в 250 метрах от нее приступил к рытью входа в подошву холма, чем, естественно, вызвал удивление односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, живя на подаяния односельчан. Целью отшельник поставил соединение с главной пещерой. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу – высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье. Используемые им орудия труда, в сущности, были те же, которыми работали его предшественники: кирка, лопата, ведро. Недавно любознатели подсчитали, что за день самовольный подвижник продвигался не более, чем на один сантиметр.

Осуществить свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре трудной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров.

Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, внутри которого находятся пещеры и подземный монастырь.

В настоящее время для посещения туристов предлагаются две пещеры – подземного монастыря и старца Никиты. Однако по предположениям старожилов села и местных краеведов, в высоких меловых холмах существуют и другие пещеры с кельями, в которых жили монахи.

Про некую Анфису

Теперь, по нашей цивилизованной неголодной жизни, истории, подобные той, что следует ниже, производят впечатления сказочных страшилок. Однако если вспомнить об историях годов голодомора, которые весьма свежи в памяти наших родителей, бывших тогда малыми детьми, то, пожалуй, и не удивишься. Сегодняшние СМИ периодически сообщают о том, как молодые матери выбрасывают тела рожденных младенцев в мусорными отходы, канализационные ямы. Дико и ужасно становится сердцу от такого знания.

Холкинский монастырь, как образование древнее, обретающееся на историческом месте, уже, как видим, имеет свою мифологию, что и неудивительно. Существует одна из поучительных баек села с некрасовским названием Незнамово – об Анфисе, \»бабульке лет семидесяти\», на которую \»смотреть было даже жутко… Очень опрятная, маленькая, худенькая, подвижная, но было в ней что-то хищное. Про таких говорят: не смотрит, а зыркает, не улыбается, а скалится. Несмотря на жару, вся в черном…\» Уверяют, что Анфиса направлялась в Холкинский монастырь – замаливать у Господа свой грех.

А рассказ, почерпнутый нами в информационном ресурсе \»Меридиан\» (Белгород), таков. В молодости Анфиса была необыкновенной красоты девушкой. Хоть и роста небольшого, зато статная, черноглазая, с длинной косой. Родителей ее репрессировали, когда девочке было лет шесть, воспитывала ее бездетная тетка, которая баловала девочку как могла. Анфиса не утруждала себя ничем, все, чем она позволяла себя занять, – это сходить с подружками на танцы, съездить в город. Даже война ей как-то не запомнилась. В Казахстан, где они жили, немцы не дошли. В тылу и не так голодно было. А в 17 лет, сразу после войны, выскочила она замуж за солдатика. Все ей завидовали: мужики-то не всем достались, а у Анфисы еще и красавец. Солдатик черноокую жену тоже баловал. Родила погодков – Ванечку и Катюшу. Маленькой дочке было всего несколько месяцев, когда муж умер от туберкулеза.

Анфиса осталась с детьми одна: тетка умерла еще до рождения Катеньки. По мужу горевала недолго, отправлялась на поиски приключений, оставляя детей на соседку.

Кто ищет приключений, тот всегда их находит. Однажды на танцах Анфиса познакомилась с Яковом и – влюбилась, впервые в своей жизни. Да так, что всякий стыд потеряв, бегала за мужиком как собачонка, обиды всякие терпела, ревновала, но и все прощала. А Яков явно не имел серьезных намерений насчет Анфисы. Женщин в его постели побывало немало, Анфиса за всеми только прибирала. А стоило ей завести разговор о совместном проживании, как Яков тут же намекал, что чужих детей растить не намерен.

Эта страсть промучила Анфису два года. Решила она припугнуть мужика – тем, что они расстанутся, если он не женится на ней. Яков согласился с видимой легкостью, лишь выставил \»странное\», заведомо невыполнимое, должно быть, по его разумению условие: избавиться от детей.

Бают, Анфиса в подробностях сказывала эту историю. И как поставила на плиту огромный чан с водой, как привела и раздела детей, сказав, что для купания, как посадила обоих в таз, а потом принесла чан с кипятком, вылила на собственных малышей и, не оглядываясь, вышла из комнаты. Трехлетняя дочь даже не вскрикнула, видимо, мгновенно скончавшись от болевого шока, а четырехлетний сын вначале еще несколько минут кричал, потом стонал. Когда все стихло, Анфиса вошла в комнату, завернула изуродованные тельца малышей в простыню и закопала в саду.

Любовник Яков, после того, как Анфиса без капли раскаяния рассказала о содеянном, просто сбежал в неизвестном направлении. Больше его Анфиса никогда не видела. Странно, но никого из знакомых не заинтересовало, куда пропали ее дети.

Как пришла в церковь, Анфиса не помнила. Будто за руку кто привел. С тех пор молодуха надела траур и ни разу не снимала. Дала себе Анфиса зарок – обойти все святые места, все монастыри, каких на ее век хватит. Вот так, кормясь подаяниями, странствует уже более полувека…

Новейшие времена Холок

Когда в начале 1990-х гг. частично отреставрированные пещеры были открыты для посетителей как музей, трудно было представить на этих пустынных меловых холмах купола храмов и монастырские постройки. (Сегодня музей входит в перечень историко-культурных и природных памятников Белгородской области.) О возрождении старинного монастыря тогда еще речь не шла. Но день ото дня это место посещало все больше и больше людей. Продолжались восстановительные работы.

Главными доброхотами люди называют депутата районного совета Василия Пономарева и его сестру. В 1990 г. Пономарев был райкомовским партийным функционером, однако, уйдя с партийной работы, лично расчищал здесь пещеры.

С 19 ноября 1995 года по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. Затем епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, который теперь и является священноигуменом Холкинской обители, были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Координацию строительных работ взял на себя человек, горевший желанием возродить эту старинную святыню, – начальник Вневедомственной охраны Чернянского РОВД подполковник милиции Владимир Васильевич Сбитнев.

Храм Донской иконы Пресвятой Богородицы В конце 90-х годов были построены храм Донской иконы Пресвятой Богородицы, надвратный храм (у входа в пещеры) во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и колокольня. А также – жилой корпус для монастырской братии.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1999 года (Журнал N 125) было благословлено открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района Белгородской области для возрождения в нем монашеской жизни. В конце декабря 1999 года в монастыре появились первые насельники. Свято-Троицкий Холкинский мужской монастырь стал действующим. (Свято-Троицкий храм находится в подземном монастыре. Иконостас там теперь будет редчайший – керамический. Изготавливается он по специальному заказу в Подмосковье. Ему не будут страшны ни влага, ни температура.)

Братия

Все пещерные монастыри на Руси ведут свое происхождение от прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. В духовном смысле это, безусловно, верно. В физическом, возможно, тоже, ведь создавали все эти обители монахи, окормлявшиеся прямо или опосредованно от предшественников. Неслучайно, конечно же, одним из первых новейших насельников является монах по имени Феодосий, который так рассказал о возобновлении обители: \»Бытовых условий не было никаких. Жили в вагончиках. За водой ходили в Холки. Туда еще ничего – под горку, а вот обратно с тяжелой ношей возвращаться нелегко. А зимой еще труднее было. Спать иногда приходилось в шапках, телогрейках…\»

Подвизается здесь около двадцати человек, среди них два иеромонаха, два иеродиакона, два монаха, два инока и послушники. Число последних – меняющееся. Как и в прежние века, к благочинному приходят люди, просятся в монастырь и заверяют: \»Я к вам навсегда, на всю оставшуюся жизнь\». Но через два-три дня понимают, что здесь не только тишина, покой и свежий воздух, а прежде всего устав, которому все должны подчиняться. Вставать надо в пять часов утра, через полчаса – утреннее молитвенное правило в храме в честь Донской иконы Божией Матери. После правила – Божественная Литургия (в этом храме она совершается каждый день). Те, кто несет послушания в храме, на нее остаются и в будни. Остальные – идут выполнять свои послушания.

\»В нашем монастыре по хозяйству все делается своими руками. Работы очень много, поэтому один насельник может выполнять и два, и три послушания. Например, послушник Владимир – пономарь и электрик, а еще трудится в мастерских, послушник Николай шьет подрясники и на огородах незаменимый работник\», – рассказал благочинный монастыря иеромонах Никодим (Мирошниченко), который и правил нашу Пасхальную службу.

Площадь монастырских огородов измеряется 24 гектарами. Вращивают все -картошку, овощи, помидоры, огурцы, болгарский перец, зелень. Заложен сад. Есть пасека. Хоть и небольшая, но зимой простуды и другие недомогания излечивают своим медом.

В обители – своя просфорня. Просфоры выпекают сами братья. Перед началом столь важного дела просфорники усердно молятся Киево-Печерским святым преподобным Никодиму и Спиридону, которые при жизни своей тоже были просфорниками. В монастырских мастерских два послушника изготавливают столы, стулья, тумбочки – всю мебель, которая необходима для монашеского быта.

Насельники сами себе готовят еду. Трапеза – дважды в день. Утром после Литургии и вечером после вечерней службы. После трапезы дочитывается вечернее молитвенное правило и совершается каждодневный крестный ход с умильным пением тропарей всем святым. Пройти с этим крестным ходом обычно стараются и паломники.

Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня — вход в подземный монастырь был затерян.

В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.

В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.

В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирский храм-часовня, на месте, где, по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода во время их похода на половцев в 1185 году.

В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

Действующий наместник игумен Никодим (Мирошниченко) был утверждён Священным Синодом 16 июля 2016 г. До утверждения наместником ,был 8 лет благочинным этого монастыря.

В обители имеется три надземных храма, братский корпус для проживания, гостиница, хоз.постройки, монастырский колодец.

В монастыре есть местночтимая икона Казанской Божией Матери(Холковская). Древняя икона находилась в Холковском монастыре с самого начала его истории. В настоящее время в монастыре каждое воскресенье служится молебен с чтением акафиста перед чудотворным образом.

Распорядок монастырской жизни:

Мiръ Россия Белгородская область село Холки Холковский Троицкий мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Холковский Троицкий мужской монастырь — православный монастырь в Белгородской области. Возобновлен в 1998 году. При монастыре действует гостиница.

История

По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.

Судя по технике строительства пещер, предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время — инок Геласий. В 1650—1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича.

В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок.

В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен. В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена.

К XIX веку относится описание Холковских пещер (в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год» и «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год»). Там сказано, что общая площадь пещер — 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 метров. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт.

В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.

В 1909—1915 году настоятель Преображенской церкви отец Вячеслав Александрович Васильчиков выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с келями и подземной церковью и возвели перед входом часовню.

Одновременно неподалёку появилась и другая пещера — «пещера старца Никиты», вырытая в 1890—1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки. В советское время пещеры были закрыты.

В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид. 14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.

Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря — надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.

28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Святыни

Монастырские пещеры

Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли монахи в первой части XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. С полной уверенностью можно сказать, что вырыты они были специально для жилья. Холков подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами.

Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год». Сведения о пещерах и подземной церкви мы находим также в «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год». Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий — 172 кв. м, длина коридора — около 126 метров.

Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 году повелением Екатерины II он был упразднен. Секуляризация церковной и монастырской земли, начатая во второй половине XVII века при Екатерине, привела к тому, что из существовавших в то время в Российской империи 1220 монастырей к 1764 году было упразднено 479, в том числе и Холков-Царев-Николаевский. Спустя более полувека после упразднения, когда вновь начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь, но по разным причинам она закончилась неудачей. В последующие годы служба для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу.

Пещеры были вновь открыты 14 октября 1990 года.

  • Храмовые иконы
  • Частицы мощей святых угодников Божиих

Престольные праздники

  • Икона Пресвятой Богородицы «Донская» — 1 сентября
  • Антоний и Феодосий Печерские, преподобные — 23 июля, 16 мая и др.
  • Владимир равноапостольный, великий князь — 28 июля

Фото

  • Церковь Донской иконы Божией Матери

  • Церковь Антония и Феодосия Печерских

  • Храм-колокольня Владимира равноапостольного

Видео

Как добраться

Адрес: Белгородская обл., Чернянский р-н, с. Холки

Если вы едете на автомобиле, то, чтобы попасть в Холковский монастырь, вам нужно выезжать из Москвы либо по трассе М-4 «Дон» и следовать до Воронежа, либо по трассе М-2 «Крым» и следовать до Курска (предпочтительнее первый путь). Цель — выбраться на дорогу А-144, связывающую Курск с Воронежем. Следующий шаг — поворот с А-144 на дорогу Р-187 и движение — через Горшечное, Старый Оскол и Чернянку — в сторону Нового Оскола. Вскоре после Чернянки (расстояние — около десяти километров) будет указатель направо — на Холковский монастырь.

Можно также добраться до обители на электричке от Старого Оскола или от Нового Оскола. Станция «Холки» находится в нескольких километрах от Холковского монастыря. Еще один вариант — ехать прямым поездом из Москвы до Чернянки; таких поездов три — с Курского вокзала «Москва — Валуйки», с Павелецкого вокзала «Москва — Донецк» и «Москва — Луганск».

Паломнику

Холковский Троицкий мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

При монастыре с 2008 года действует гостиница.

Рассчитана на 44 места.

Принимает на ночлег паломников и путников. Обеспечивает горячим питанием.

Время пребывания не ограничено. Проживание бесплатное.

Телефон: (47232) 4-06-23

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *