Монастырь в белогорье Воронежской области

Село Белогорье Воронежской области получило название от береговых круч Дона, состоящих из чистого мела. Эта древняя осадочная порода – благодатный материал для создания подземных пещер. Рукотворные пещеры положили начало созданию монастырей Белогорья. Именно так на месте пещерного скита, выкопанного руками казачки Марии Шерстюковой, в XIX веке появился у села Белогорье мужской монастырь.

Белогорье

Его живописные окрестности надолго западают в душу. Православные говорят о присутствии здесь благодати Святого Духа, ноcители других ценностей называют этот край местом силы с особой энергетикой. Любой человек, побывав здесь, ощущает прилив бодрости и духовного подъема.

Где находится Белогорский монастырь

Обитель расположилась в излучине Дона, на его правом берегу, в 170 км к югу от Воронежа. От районного центра (поселок Подгоренский) монастырь удален на 40 км, от Россоши – на 60 км. До Павловска расстояние по карте всего 4 км, но город лежит на левом берегу Дона, и добираться до него надо либо на водном транспорте, либо через мост – 21 км. Из села Белогорье в Воскресенский монастырь ведет холмистая дорога длиной 4.7 км.

Обитель обосновалась на крутом холме-монолите, покрытом лесом, с выходом на поверхность белоснежных меловых пород. С высоты правого берега Дона открывается панорама необъятных российских просторов: луга, рощи, степное разнотравье, неторопливое течение играющей на солнце реки.

Белогорье — панорама

Как добраться в обитель

Как видим, судя по карте, добраться до Воскресенского монастыря своим транспортом достаточно просто.

Вариант 1. Из Воронежа выехать на трассу М-4, следовать по ней 145 км, (заплатив за платный участок). Не доезжая 15 км до Павловска, съехать направо по указателю на Россошь, проехать около 7 км до села Белогорье, а там до монастыря рукой подать. См. карту выше.

В реальности дорога оказывается немного сложнее. Путь, который можно преодолеть за 2-2,5 часа, из-за пробок на трассе «Дон» может растянуться на 4-5 часов.

Вторая сложность – дорога от Белогорья к монастырю.

Совет. Чтобы не плутать по холмам и колдобинам полевых дорог, в селе Белогорье найдите Троицкий храм, где подскажут, какой путь в монастырь будет оптимальным в зависимости от погоды и времени года.

Вариант 2. Если на трассе М-4 большие пробки, можно сделать крюк в 50 км, выбрав маршрут: Воронеж – Острогожск – Каменка – Подгоренский – Белогорье.

Вариант 3. До Белогорья можно доехать на автобусах «Воронеж-Россошь». С Центрального автовокзала Воронежа ежедневно совершается до 12 рейсов. Время в пути – 2,5 часа, стоимость билета – от 400 руб. Из села до монастыря придется идти пешком (около 5 км).

Вариант 4. Из Павловска к Воскресенскому монастырю в летнее время (в хорошую погоду) можно совершить экскурсию на теплоходе.

История

Монастыри Белогорья берут начало от пещерных храмов, которые создавались как монахами, так и мирскими людьми. Начало Воскресенского монастыря связывают с именем Марии Шерстюковой – жительницы села Белогорье.

Мария-пещерокопательница

В 20 лет Мария была выдана замуж за войскового казака Самуила Шерстюкова, в 45 лет овдовела, 10 лет после этого предавалась пьянству, разврату, занималась колдовством, пока не промотала все мужнино достояние. Настоящая жизнь началась для этой женщины в 55 лет. С группой паломников Мария попала в Киево-Печерскую Лавру, где началось её духовное перерождение.

В 1796 году, вернувшись домой, она начала рыть в меловой горе на берегу Дона пещеру для молитвы и покаяния. Одних односельчан её пример воодушевил, они стали помогать Марии-пещерокопательнице. Другие не могли поверить, что прежняя распутница могла стать вдруг постницей и молитвенницей. Светские и церковные власти пытались остановить работу Марии, видя, как много народа собирается вокруг неё и подозревая сектантство и раскол. Гонения прекратились после того, как посланная царем Александром I комиссия установила: «Ереси не обнаружено. Чистота Православия соблюдается».

Шерстюкова получила по царскому указу 2,5 тыс. рублей золотом. В благодарность она попросила освятить выкопанный ею пещерный храм в честь Александра Невского – покровителя императора Александра I. Мария-пещерокопательница скончалась в 1822 г. в возрасте 82 лет, оставив после себя 212 метров выкопанных собственноручно пещер, а также группу подвижников, которые продолжили её дело.

Как возник монастырь

Пещерокопатели продолжали работу и образовали скит, который в 1882 году получил статус мужского монастыря во имя Воскресения Христова. Наземные храмы обители – Воскресенский и Вознесенский — возвышались на крутом берегу Дона и были видны издалека.

Белогорский монастырь — старинная открытка

Тысячи паломников стекались сюда, чтобы получить помощь и духовное окормление. К 1917 г. братия Белогорского монастыря содержала: свечной, рыбный и кирпичный заводы, огромный сад и пасеку, стадо коров; на монастырском холме умещалось около 40 наземных построек. Продолжались работы по расширению пещер: длина коридоров достигла 2,2 км.

Белогорский пещерный комплекс стал самым грандиозным не только в России, но и во всей Восточной Европе.

Ломать — не строить

Революция острым клинком полоснула по жизни всех монастырей Белогорья. Большевики конфисковали земли Воскресенской обители, осквернили останки Марии-пещерокопательницы и её сподвижников, взорвали храмы, стерли с лица земли все монастырские постройки. Во время Отечественной войны на месте обители размещалась зенитная батарея противника. Опасаясь партизан, оккупанты стремился взорвать и завалить все входы и выходы пещерного комплекса.

Разруху довершили туристы позднего советского времени: жгли костры, гуляли с факелами, оставляли на стенах следы «продвинутого” интеллекта.

Возрождение

Восстановление монастыря началось в 2003 г.

Пещерный монастырь

Первым делом был очищен и обустроен пещерный храм Александра Невского, и уже через год в нем отслужили первую Литургию. Рядом с храмом привели в порядок келью Марии Шерстюковой, где она провела последние дни жизни.

Пещерный монастырь

В 2014 году братия монастыря получила в подарок наземную деревянную церковь Спиридона Тримифунтского. Храм был срублен в Вологодской области, доставлен в Белогорье по воде и собран на территории монастыря. Здесь пребывает частица мощей святого Спиридона — неизменного помощника при обустройстве любого жилища. Пока храм одиноко высится на монастырском холме – на остальные постройки не хватает средств и рабочих рук.

Церковь Спиридона Тримифунтского

В 2015 г в пещерах на глубине 45 м был освящена церковь во имя Святого Духа. Службы в ней проходят один раз в году – в день Преподобных Антония и Феодосия.

Зачищать оскверненные стены и разгребать завалы братии монастыря помогают самые разные люди: дети и педагоги, историки и краеведы, отряды православной молодежи из других епархий. На сегодня восстановлено больше 900 м пещер – почти половина того, что оставили нам прежние подвижники.

Достопримечательности

Главной достопримечательностью обители в Белогорье был и остается грандиозный пещерный комплекс. Он состоит из 5 ярусов, на каждый уровень ведут лестничные спуски. Храм Александра Невского расположен наверху, у входа в пещеры. Нижние ярусы пронизаны сетью коридоров с ответвлениями, которые заканчиваются Т-образными тупиками. Пещерокопатели обустраивали в них уединенные кельи, создавали крохотные часовни по заказу зажиточных людей.

На 4-м уровне келий нет, это место называется «холодильником”: здесь царит тишина и могильный холод. Каждый ярус пещерного комплекса имеет выходы на береговой склон — всего их было восемь; самый нижний из них когда-то приводил на причал.

Вход в пещеры

В старину паломники приезжали в обитель на пароходе. Сразу с монастырской пристани они входили в прохладный сумрак пещер, настраивались на молитвенный лад, поднимаясь по меловым ступеням наверх. Хотя пещерный комплекс восстановлен лишь наполовину, даже в таком виде он впечатляет, ведь коридоры и спуски уводят под землю на глубину до 70 метров!

Еще одна достопримечательность возрожденной обители – икона «Мария обрете благодать у Бога». Этот образ особо почитается в монастыре, является редчайшим среди ликов Богоматери. Известно, что икона появилась в пещерном храме Белогорья в 30-е годы XIX в. и прославилась не только исцелениями. Она единственная сохраняла свежесть красок во влажном микроклимате пещер — там, где другие деревянные образа тускнели и портились. В 1918 г. подлинник и копии с чудотворного образа были утрачены, старожилы забыли даже, как он выглядит. Лишь в 2014 г. после упорных поисков был найден и привезен в монастырь старинный список иконы «Мария обрете благодать у Бога» — его поместили в церковь Спиридона Тримифунтского. Само обретение образа почитается в монастыре как чудо.

Икона «Мария обрете благодать у Бога»

Недалеко от Воскресенского монастыря есть два святых источника: один в честь иконы «Семистрельная”, другой посвящен Александру Невскому. Первый источник расположен у монастырской дороги в 400-500 м от села Белогорье. Он был известен с первых дней существования Воскресенского монастыря. Во время Отечественной войны фашисты расстреляли стоявший здесь поклонный крест с иконой «Семистрельная». Сейчас на этом месте часовня «Умягчение злых сердец», ледяная купель (t° воды – около 6°), прохладный ручей, впадающий в Дон. У хутора Кирпичи, недалеко от монастыря, расположен источник во имя Александра Невского. Купели там пока нет, зато вода славится целебной силой.

Поклонный крест на вершине монастырского холма – достопримечательность, обязательная к посещению. У монастырских ворот висит к нему указатель – сам крест находится на расстоянии 1 км от обители. Отсюда открываются поразительные по красоте окрестные виды.

Крест на горе

Экскурсии

В пещерные храмы Белогорья ведут разные пути. Из Воронежа можно поехать на однодневную экскурсию «Павловск– Белогорье», которая включает:

  • посещение Белогорской обители и пещер.
  • знакомство с Павловском – центром судостроения петровских времен;
  • прогулку на катере по Дону (по сезону и погоде).

Из Москвы можно попасть в Белогорские пещеры, заказав трехдневный тур «Тихий Дон». В программу входит путешествие по подземным лабиринтам Воскресенского монастыря, посещение святых источников.

Те, кто путешествует самостоятельно, в пещеры могут попасть только в сопровождении монаха-экскурсовода, после того, как соберется группа 7-10 человек. Экскурсии проводятся с 10 до 18 часов.

Возьмите на заметку. В Воскресенской обители проводятся традиционные крестные ходы. В честь Серафима Саровского 29 июля – 3 августа совершается 40-километровый переход Белогорье – Костомарово. В престольный праздник монастыря 12 сентября из пещерного храма идут крестным ходом к источнику Александра Невского.

Крестный ход в Белогорье

Гостиницы

В радиусе 10 км от монастыря возможности для удобных ночевок имеются лишь в Павловске.

  1. Хостел «Черноземье» — бюджетный вариант отдыха. Гостиница расположена в 1 км от трассы М-4 и в 1,5 км от центра города – ул. Строительная, 15. В номерах чисто и тепло в любую погоду. Из особых услуг: парковка, разрешение на проживание с животными. Номер на двоих – от 1500 руб.
  2. Мини-гостиница «Оникс» славится среди автотуристов хорошим сочетанием цена-качество, расположена в 500 м от трассы, по адресу: Транспортная, 2. Имеется автостоянка, общая кухня с чайником-холодильником, удобные кровати, в шаговой доступности находится продуктовый магазин.
  3. Отель «Дон» удален от трассы, лежит на ул. Готвальда 4, недалеко от центра. В отеле стараются сделать отдых гостей максимально комфортным. Имеется круглосуточное кафе, качество еды в нем, по отзывам, не уступает домашней пище. В стоимость проживания входит завтрак – он выдается сухим пайком, если гости уезжают ранним утром. Совсем недалеко расположен Центральный пляж, причал, от которого отправляются водные экскурсии к Белогорскому монастырю.

Погода в Белогорье

При посещении Воскресенского монастыря не последнюю роль играет погода в Белогорье Воронежской области. Летние ливни могут сделать полевые дороги от села к обители непроходимыми. В период весенней и осенней распутицы этот путь преодолевают лишь внедорожники. Перед поездкой стоит узнать прогноз погоды в регионе на Яндексе, Гисметео или сайте РП5.

Погода в Белогорье сейчас:

Контакты

Связаться с монастырем можно разными способами.

Монастырь остро нуждается в материальных средствах и рабочих руках. Братия всегда рада принять паломников и туристов, трудников и волонтеров – всех, кто хочет внести свою лепту в восстановление Донского Белогорья.

Лариса Ищенко

Вход в пещеры Белогорского монастыря

Мужской монастырь в честь Воскресения Христова в с. Белогорье Россошанской епархии

  • Адрес: Россия, 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, х. Кирпичи
  • Тел: (47394) 5-23-21 (подворье в х. Кирпичи), 5-26-00 (Троицкий храм в с. Белогорье)
  • Официальный сайт:
  • Проезд на автотранспорте:
    • Со стороны Воронежа — по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо на указатель Россошь, Белогорье, Бабка — после поворота до Белогорья 7 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где в зависимости от времени года подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению реки Дон (в зависимости от маршрута движения) от 3 до 10 км.
    • Со стороны Острогожска, Россоши (по трассе Воронеж-Луганск) — до поселка Подгоренский и далее, проехать через весь поселок к цементному заводу, в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм.
  • Проезд на пассажирском транспорте:
    • На любом автобусе до Павловска, здесь пересадка на автобусы в сторону Россоши, Ольховатки, Подгоренского до с. Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.
  • Проезд на поезде, электричке:
    • До станции Подгоренский, пересадка на автобус до Павловска, и не доезжая 30 км, выходить в Белогорье.
  • Проезд водным транспортом:
    • от Павловска пассажирским катером (по предварительным заказам), паломнические группы (до 50 чел), доставляются по реке Дон непосредственно к монастырю.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в пещерах в монастырской горе близ хутора Кирпичи.

Мариины пещеры

Около 1790 года сюда забрела скиталица-знахарка Мария, которая тут задумалась о Боге и решилась изменить свою жизнь. Она отправилась в Киево-Печерскую Лавру, где укреплялась молитвой и таинствами Церкви около года. Затем получила благословение духовника на повторение подвигов пещерокопателей. Она возвратилась в Белогорье около 1796 года и в безмолвии, строгом воздержании, начала копать пещеру в высокой меловой скале на правом берегу Дона, недалеко от хутора Кирпичи.

Поначалу против Марии восстало местное население, усмотрев в ее возвращении недобрый знак. Люди угрожали, гнали, унижали и преследовали ее, не давали трудиться, считая ее блудницей и колдуньей. Мария вынуждена была перебраться вниз по течению реки и вновь приступить к трудам в недоступном для людей месте. Вскоре, узнав о постепенном укреплении и расширении задуманного Марией дела, встревожилось священство. Ее заподозрили в расколе и обмане местного населения. В 1800 году священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному протоиерею Михаилу Яковлеву обвиняли ее в «своекорыстии». В 1806 году на основании донесения белогорского благочинного священника Иоанна Ставрова епископ Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. Наконец встревоженность передалась гражданским властям, и Марию несколько раз арестовывали, предавали суду, а пещеры заваливали, всячески препятствуя дальнейшему распространению. Однако это не помешало Марии и ее первым сподвижникам ночами возвращаться и снова копать. В 1807 году вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. На все подозрения и упреки простая и неграмотная женщина отвечала, что никого не зовет, ничего не просит, а только молится Богу о спасении своей грешной души и трудится по благословению. Но письма, доносы, рапорты шли уже министру духовных дел и просвещения князю А. Н. Голицыну и через него — самому императору.

Ежегодно пещеры посещали более 30 тысяч человек из Воронежа, Ставрополя, Чернигова, Астрахани, Санкт-Петербурга и других мест. В 1811 году белогорское духовенство, обеспокоенное расширением пещер и продажей свечей не в пользу епархии, безрезультатно обращалось к епископу Воронежскому Антонию (Соколову).

К этому времени известность подвижницы дошла до высших столичных кругов. Во многом переменило свое отношение местное население, пришли поддержка и уважение к подвижнице. В ответ на обращения к высшим государственным и духовным властям о закрытии пещер пришел указом государя Александра о тщательном расследовании дела. В случае положительного для государства и Церкви исхода, было Высочайше определено оказать пещерокопательнице необходимую помощь. Была создана специальная комиссия, которая подтвердила правоту слова и истинность благих намерений Марии. Преследования были остановлены, а волею императора из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности пещерокопательница решила посвятить храм благоверному князю Александру Невскому — небесному покровителю императора. Освящение храма 30 августа 1819 года cовершил Павловский протоиерей Афиноген Печерский. Из Киево-Печерской Лавры в дар была передана вдохновившая пещерокопательницу икона «Мария обрете благодать у Бога» . Число сторонников, единомышленников и помощников Марии выросло. Подвижница также щедро раздавала нуждающимся пожертвованные ей средства. Последние несколько лет земной жизни ослабевшая Мария только рассказывала как правильно производить работы, и преставилась в 1822 году.

Образование монастыря

Со кончиной Марии труды ее последователей стали менее заметны, вновь оживились противники. Но новые пещеры стремительно росли усилиями сотен добровольцев. Среди тех продолжателей дела Марии первым называют Иоанна Алексеевича Тищенко, кроткого и глубоко верующего старца, уроженца Богучарского уезда; А. Н. Васильченко (в монашестве Антония) из слободы Новоалександровки; Д. И. Ляпина из Бобровского уезда; А. и П. Мандрусенко из слободы Воронцовки Павловского уезда Воронежской губернии. Продав свое жилье и имущество, а деньги пожертвовав строящейся обители, они вместе с другими отшельниками основали общину при пещерном храме. Пещерокопатели искали тут уединения и пробуждения души, занимаясь тяжелым ручным трудом в удалении от суеты мира. Росло общество постоянно проживавших тут. Пещерников называли братчиками по особой братской расположенности друг к другу и ко всем. Были среди них и особо строгие подвижники — подобно юноше Иакову, молчальнику носившему вериги, спавшему полустоя, образцу глубокого покаяния и послушания воле Божией. Братия продолжала щедро раздавать получаемую милостыню — с 1819 по 1856 год из пещер в Воронежское попечительство о бедных было выслано более 20 тысяч рублей.

Постепенно в пещеры стекалось все больше паломников, возникала необходимость принимать прибывающих. Появились сад, огород, пчельник, ряд наземных деревянных построек хозяйственного и жилого назначения. От иконы «Мария обрете благодать у Бога» последовала благодатная помощь нуждающимся. Стараниями Иоанна Николаевича Васильченко, попечением протоиерея Павла Тимофеева была сооружена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок для подвизающихся.

По докладам священнослужителей, исходя из обращений поселян и опросам местного населения архиепископ Воронежский Серафим (Аретинский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом об учреждении тут мужского монастыря. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты благодаря заботам иеродиакона Митрофановского монастыря Иеронима. Была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни.

Белогорский Воскресенский монастырь ок. рубежа XIX-XX вв. Картина.

В 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит. В первые годы братия страдала от практики ссылать в Белогорье на исправление насельников других обителей. Неопытность часто меняющихся старших в братстве также создавала сложности. Дела пошли на лад с назначением в 1875 году настоятеля иеромонаха Петра (Васильева). При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков-сирот и многое другое. 15 декабря 1882 года указом Синода обитель была преобразована в мужской общежительный Воскресенский Белогорский монастырь . К этому времени уже были пожертвованы крупные участки земли, пожертвования и продажа свечей обеспечивали до шести тысяч рублей годовых средств; хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел; действовали два наземных храма – Вознесенский и Воскресенский – и пещерный храм Александра Невского; двух-, трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти. Число паломников составляло от трехсот человек в обычный день до трех тысяч в праздники и воскресные дни. Продолжалось расширение пещер, к 1916 году после пяти лет трудов братии и почитателей в горе был вырыт колодец глубиной более восьмидесяти метров и диаметром более трех.

Разрушение

28 мая 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы, бо́льшая часть насельников, кроме игумена и нескольких старцев, покинули монастырь.

В 1919 году Борис Михайлович Клейст (представитель управляющего Воронежской епархией, скрывавший свои полномочия) сумел уговорить руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье монастыря. В договоре предусматривалось организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать постройки, приобрести рабочий скот, сельхозинвентарь. При этом останки пещерокопательницы Марии и ее сподвижника Иоанна были помещены на Плащаницу и выставлены для поклонения верующим во вновь отстроенной часовне. В 1920 году по поводу открытия мощей было возбуждено уголовное дело. Дело было разобрано показательным судом, где на двух фанерных щитах были вывешены останки Марии и Иоанна. По окончании следствия Борис Клейст, а также — за соучастие — престарелый монах и две чернички были привлечены к уголовной ответственности. Клейст был приговорен к 10 годам лишения свободы, лишению права гражданства и конфискации имущества. Мощи подвижников бесследно исчезли. Через некоторое время после окончания судебного дела следователь Борис Усатов, издевавшийся над мощами во время суда, заболел непонятной неизлечимой болезнью — в местах расположения желез он медленно обрастал чешуей и мучительно умер .

В 1922 году обитель была официально закрыта, сооружения разобраны на стройматериалы, все храмы взорваны, церковная утварь и святыни конфискованы. На месте обители был устроен зерноток. Последний настоятель игумен Поликарп поселился в селе Басовке Подгоренского района (похоронен на местном кладбище). В 1937 году были арестованы последние иноки. За годы советской власти память о монастыре была почти стерта, пещеры рушились.

Восстановление

В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. Деятельную помощь оказал благочинный Острогожского церковного округа протоиерей Александр Долгушев. Усилиями местных жителей, историков, краеведов, педагогов, детей, людей верующих и неравнодушных расчищались завалы, входы, площадки. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия. С 2005 года осуществлена предварительная реставрация храма и пещер. В 2006 году в пещерном храме регулярно совершались богослужения.

С назначением настоятеля молитвенная жизнь обители ожила, началось обустройство хозяйства, работа с паломниками и помощь нуждающимся. Богослужения стали совершаться с апреля по октябрь в пещерном храме, а с октября по апрель — на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье. Были возрождены традиционные крестные ходы: 12 сентября в день престольного праздника из монастыря к источнику блгв. кн. Александра Невского; 29 июля-1 августа из монастыря в Костомаровский Спасский женский монастырь на престольный праздник преподобного Серафима Саровского. Кроме житейских трудностей необустроенной жизни, братия сталкивалась с ложными легендами, которые влекли в обитель искателей богатств и сенсаций.

2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии монастыря .

Статистика

  • 1822 — 4 братчиков
  • 1866 — 25 братчиков
  • кон. XIX в. — ок. 20 человек братии, ок. 70 трудников
  • 1907 — 59 послушников и 16 монахов, включая состоящих в священническом сане
  • 1917 — 42 насельника: игумен, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, 8 послушников и 26 бельцов-трудников на испытании

Пещеры, храмы, архитектура

Пещеры обители, начатые усилиями подвижницы Марии, достигли более 299 аршин (около 212 метров) протяженности при ее жизни. К 1916 году протяженность пещер значительно превышала два километра. В советские годы время, военное лихолетье, и тысячи путешественников сильно повредили пещеры. К 1990-м годам они оказались частично разрушены, перекрыты завалами и осквернены. К 2000-м годам протяженность составляла около 800 метров.

Александро-Невский храм

Первый храм будущей обители — во благоверного великого князя Александра Невского — был освящен 30 августа 1819 года Павловским протоиереем Афиногеном Печерским. После почти столетнего запустения пещер, в 2000-е годы храм стал первой возрожденной церковью восстанавливаемого монастыря.

Однопредельный храм. Престольный праздник совершается на день перенесения мощей благоверного князя — 30 августа по церковному календарю.

Воскресенский собор

Крупнейший храм обители — в честь Воскресения Христова — был заложен в настоятельство иеромонаха Петра и достроен при игумене Поликарпе. Действовал на 1882 год. Был выстроен в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым. В 1916 году был расписан известным мастером Щукиным и освящён. В 1931 году по распоряжению Павловского райисполкома — взорван .

Вознесенский храм

Наземный храм в честь Вознесения Господня действовал на 1882 год, был уничтожен после революции.

Подворья

  • Белогорское с Троицким храмом — с. Белогорье, ул. Коминтерна, 33а

Настоятели и наместники

Святыни

  • Икона Пресвятой Богородицы «Мария обрете благодать у Бога»
  • Ковчежец с частицей мощей блгв. кн. Александра Невского — передана в пещерный храм в октябре 2005 года
  • Ковчежец с частицами мощей вмч. Пантелеимона, мчч. монастыря Герасима Иорданского, мчч. Вифлеемских младенцев, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, свт. Димитрия Ростовского, свт. Питирима Тамбовского, свт. Мелетия Рязанского, прмч. Гавриила Афонского, прп. Амвросия Оптинского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского-младшего, прп. Иова Почаевского, прп. Амфилохия Почаевского, прп. Ефросинии Полоцкой, прп. Иринарха Соловецкого, прп. Илариона Троекуровского, прп. Феодора Зверинецкого, прп. Киево-Печерских: Исаии чудотворца, Иоанна многострадального, Меркурия, Агапита врача безмездного, Павла послушливого, Григория чудотворца, Николы Святоши, Никона, Саввы чудотворца, прп. Кукши Одесского, прп. Феофила Киевского, прп. Ионы Киевского, прп. Шио Мгвимского, прп. Феодора Санаксарского, прмч. Александра Санаксарского, св. прав. воина Феодора Ушакова

Литература

Использованные материалы

  • Митрофан (Шкурин), иером., «Белогорский в честь Воскресения Христова мужской монастырь», Православная энциклопедия, т. 4, с. 538-540:
    • — материал использован частично
  • Страница официального сайта Воронежской епархии:

«Определение заседания Святейшего Синода от 1-15 декабря 1882 года,» Воронежские епархиальные ведомости, 1883, № 3, 56.

Из сообщения бывшего народного судьи Павловского уезда Николая Петровича Каменского от 20 декабря 1963 года,

Журнал № 123,

Указ Святейшего Синода №7955 от 21.07.1906 // Воронежские епархиальные ведомости, 1906, № 18, с. 283

— Последний настоятель Синодального периода.

«5 января совершена память иконы Богородицы «Марие обрете благодать у Бога», новость на официальном сайте Россошанской и Острогожской епархии,

Цитата сообщения Блог_туриста Белогорье, Воронежская область

Белогорье — удивительное место на юге Воронежской области. Здесь, в меловых скалах над высоким берегом Дона, расположен самый большой в России пещерный храм.

Чуть менее 700 километров от Москвы весело пролетели под лучшие хиты ВИА «Infected Mushroom». Качественное дорожное покрытие по трассе М4 внушет умеренный оптимизм.
Уже стемнело, когда мы въехали в Павловск — ближайший к цели нашего назначения населенный пункт с единственным свободным номером в отеле.

Будучи найденным, отель в двухэтажном бараке на темной, безлюдной улице и без автостоянки, оптимизма не внушил. Идея подсвечивать дорогу ко входу при помощи встроенного фонарика HTC One X показалась сомнительной. К счастью, в Павловске нашелся и другой ночлег — со скромным названием «Гранд-отель». Стандартный четырехзвездочный сервис, ресторан, парковка — и всего на 500 рублей дороже (в первоначальном варианте номер стоил около 2000).
Наутро «гармин» бодро взял след через потертые жизнью и усыпанные колдобинами окраины Павловска, чтобы привести нас к берегу бесконечной воды. Разлившись, Дон покинул свои берега, скрыв под мутной водной пленкой наводные мосты. Пришлось разочарованно ехать обратно — к трассе М4, чтобы оттуда заехать в Белогорье штатным, накатанным туристическим маршрутом. Пьем утренний кофе на мосту через Дон.

Дорога вскоре приводит нас в село Белогорье.

У центральной достопримечательности — площади между магазином и дворцом культуры — встречаем московских велотуристов из клуба «Караван».

Бодрая разведка грунтовок в низине вдоль Дона подтверждает мысль — дорогу в Белогорье просто так не найти! Очередная дорога снова закончилась разлившейся рекой. Спрашиваем дорогу у местных жителей.

Вроде поняли куда ехать. Через пару километров дорога столь настойчиво уходит по холмам полуметровыми колеями в безоблачное синее небо, а вслед за тем — в глубокие овраги, что решаем снова вернуться… На обратном пути, к своему удивлению, встречаем «Десятку» с табличкой «Монастырь» и иконостасом под лобовым стеклом. В машине оказались настоятель и батюшка Белогорского Воскресенского монастыря. С Божьей помощью, «десятка» впереди нас играючи преодолела несколько километров сумасшедших грунтовок, каждая из которых будет непроходима без MT-резины и 33их колес во время дождя, приведя нас к высокому берегу Дона. Тут, в бескрайней меловой толще обустроен самый большой в нашей стране подземный храм.

Глубина ходов храмового комплекса составляет 70 метров, он имеет 5 уровней, и с каждого из них прежде был выход к коридору, ведущему на противоположный берег Дона. В настоящее время протяженность ходов сократилась с дореволюционных 2200 метров до 900 метров. Удивительно, но этот храм был построен по инициативе местной жительницы — Марии Шерстюковой во второй половине 19 века. Местные жители собрались все вместе, и, заручившись поддержкой церкви, выкопали этот невероятный подземный комплекс. Так на свет появился Белогорский Воскресенский мужской монастырь.
Впрочем, поначалу внешне ничто особо не выдает его присутствие, кроме блестящего свежей краской административного корпуса, да монаха с косой. Все наземные строения храма были решительно взорваны в советское время, гигантское подземелье было осквернено местными жителями. Ведущие на другой берег Дона коридоры были обсыпаны во время Второй Мировой войны. Восстановительные работы начались в середине двухтысячных годов, и В настоящее время подземелья раскапывают и очищают от скверны несколько монахов-добровольцев. Вот тут, например, был небольшой каменный храм.

В храме ведутся восстановительные работы. Монахи работают втроем, возможно, кто-то еще помогает, но работы идут не очень большими темпами — слишком большие разрушения нанесли храму почти 100 лет забвения.

Также активно идет восстановление взорванной при Хрущеве надвратной части.

Колокола

Фотосъемка в храме нам была запрещена, благословили только на пару кадров на балконе одного из уровней.

Один из входов в храм.

Настоятель рассказывает о трагическом прошлом этого места.

С каждого яруса открывается чудесный вид на Дон и окрестности.

Вид в другую сторону

Глядя на эти тоннели, достигавшие двухкилометровой длины, поражаешься решительности и силе воли их создателей.

В меловой толще

Что сделали с храмом во время забвения? Хорошо видно на этой фото.

Вокруг монастыря — бескрайние холмы да поля.

Арбузное поле на высоком берегу Дона.

В низине находится крошечная деревушка на несколько домов, через которую и идет дорога к монастырю.

Большинство из тех, кто приезжает на легковых автомобилях, оставляет машину даже не доезжая этой деревни.

Российская идиллия

Меловой столб над Доном

С высоких берегов Дона открываются чудесные виды.

Вид на разлившийся Дон.

Проходимая летом, короткая дорога в Павловск полностью затоплена

Вот оно какое, Белогорье!

Вид на Дон

На горе установлен крест

Пейзаж

Под ногами — почти отвесные меловые скалы.

Панорама Белогорья

Разведав еще одну короткую дорожку мы приехали к источнику. Сам источник был закрыт, но ключи бьют там из под земли прямо в ручье перед ним.

Это место напомнило мангровые заросли на тропических островах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *