Монастырь в Домодедово

Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь

Дата создания: 1887 г. Описание:

История

В 1837 г. в селе Старый Ям Подольского уезда при церкви святых мучеников Флора и Лавра была устроена богадельня для женщин. Она просуществовала около 20 лет. Первой жертвовательницей богадельни стала Параскева Родионовна Саватюгина. На ее деньги был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома в 1855 г. митрополит Филарет (Дроздов) прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую впоследствии главной святыней монастыря.

В 1865 г. по благословению митрополита Филарета богадельня была переименована во Флоролаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится П.Р. Саватюгина.

Вскоре община переехала в пожертвованное ей имение князей Головиных в селе Лукино. Из села Старый Ям перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер, были выполнены и другие работы по обустройству на новом месте.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная в 1846 г. Так отныне стала именоваться и община — Крестовоздвиженской.

В 1871 г. началось строительство храма Иерусалимской иконы Божией Матери. 13 октября 1873 г. новый храм был освящен.

В 1873 г. в Иерусалимском храме был совершен первый постриг — настоятельница общины Параскева Саватюгина приняла монашество с именем Павла, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды.

В период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня. Впоследствии при содействии княгини Марии Яковлевны Мещериной были устроены церковно-приходская школа с приютом и больница. Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер.

В феврале 1887 г. определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение обители состоялось 28 июня (11 июля нов. ст.) 1887 г.

Весной 1890 г. началось строительство соборного храма по проекту архитектора С.В. Крыгина. 15 июля 1896 г. в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный придел во имя митрополита Московского Филиппа был освящен 15 сентября того же года.

После революции хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли. Верующим удалось спасти Иерусалимский образ Божией Матери и переправить его в храм села Мячково, где икона пребывала в течение 50 лет.

В стенах монастыря разместили беспризорных детей. В начале 20-х гг. здесь был организован дом отдыха. Во время Великой Отечественной войны в зданиях и помещениях бывшего монастыря располагался военный госпиталь. После войны в монастыре открыли санаторий «Ленинские горки». В 1980 г. на территории монастыря разместился Всесоюзный центр реабилитации детей.

В 1992 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. Чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери был возвращен в обитель.

В 2006 г. у монастыря появилось подворье в Москве — храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой.

Святыни

***

Настоятельница монастыря — игумения Екатерина (Чайникова).

Страна: Россия Адрес: 142031, Московская обл., Домодедовский р-н, с. Лукино, Кресто-Воздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь Телефон: +7 (495) 549-81-00, 723-10-21 Web-сайт: www.krest-mon.ru E-mail: info@krest-mon.ru Настоятельница: Екатерина, игумения (Чайникова Екатерина Алексеевна)
Всего 88 фото
Всегда не просто рассказывать об обителях с их незатейливой тихой и смиренной историей. Не было здесь ни сборов войск на Куликовскую битву, ни ярких чудес с явлением Богородицы или иных почитаемых святых, но случилось здесь нечто другое – простой человеческий духовный подвиг, явление миру монастыря, что стал почитаемым благодаря скромным и чудесным людям, что жертвовали и отдавали свое имущество на появление и процветание в этих местах святой обители, где в начале XX века весь этот откровенный духовный процесс стал принимать истинно народную форму.
Мы с вами совершим именно такое же камерное паломничество в этот монастырь… Монастырь женский и строгий, как я понял из предварительных отзывов о нем. Некоторые побывавшие здесь отмечали категорическое неприятие фотографирования на территории монастыря. Поэтому я изначально готовился к проблемам со съемками. Однако, удивительным образом, все обошлось, я не встретил здесь ни одного окрика или сделанного мне строго замечания. Всё-таки в Московской области гораздо легче с этим, нежели в самой Москве.
К этому материалу я предлагаю отнестись по-разному, исходя из желаемого. Если интересна история монастыря, напоминающая мирную подвижническую жизнь смиренного и набожного человека, совершающего тихий молитвенный подвиг, вам будет любопытно сочетать информацию, визуальный ряд этих святых мест и вчувствоваться в местный контекст. Если же Вы хотите прогуляться и просто осмотреться, посетив интересное место – вы можете пропустить исторический текстовый материал, как это делают многие и, просто, попробовать влиться в это умиротворенное и полное принятия «намоленное» место – в своих фотографиях я попытался передать этот незримый шёпот присутствия здесь Святого Духа и истинной легкой гармонии… По ходу я буду рассказывать и о своих впечатлениях и ощущениях…
Все изначально было крайне просто и незатейливо. В 1837 году в селе Старый Ям Подольского уезда, при церкви святых мучеников Флора и Лавра, была устроена богадельня для лиц женского пола. Она ничем не отличалась от многих подобных ей домов призрения бедных и неимущих и содержалась «трудами живущих в ней и доброхотными дателями» просуществовав в таком виде около 20 лет. Все изменилось, когда с 1855 года богадельне стал активно помогать крестьянин Иван Степанович, уроженец деревни Съяново. Это был необычный человек. В возрасте 34 лет он оставил свою работу (московского извозчика) и принял на себя нелегкий подвиг юродства…

Монастырь находится совсем недалеко от Москвы, по дороге в аэропорт Домодедово. На автомобиле можно доехать от МКАД минут за пятнадцать без особых забот.


Святые врата Крестовоздвиженского монастыря.
03


Территория монастыря обширная. По старой длинной парковой аллее направляемся к монастырю. Здесь, мгновенно, меняется ощущение — все мирское спадает и тебя охватывает какое-то забытое чувство «отдохновения».


Это монастырская гостиница. Она качественно отреставрирована и выглядит как сказочный игрушечный домик в окружении старых парковых елей.


Когда-то здесь была кленовая аллея, вырубленная в годы строительства коммунизма…)
Вот и сам Крестовоздвиженский монастырь…

Монастырские стены, сторожевая башня и колокольня были снесены и являются «новоделом», но на это не обращаешь особого внимания…, а сердце замирает в предвкушении новых впечатлений…

Вот мы и на территории монастыря. Здесь тихо, спокойно, ты попадаешь как будто в другой мир, мир красоты, смирения и гармонии… Однако, продолжим наш исторический экскурс.

…Как-то Иван Степанович заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам преподобного Сергия Радонежского и попросить об исцелении. Там он познакомился с юродивым Филиппом, который по благословению митрополита Филарета проживал в знаменитом Гефсиманском скиту лавры. Подвиг юродства и весь образ жизни Филиппа сподвигли Ивана удалиться от мирской суеты и полностью посвятить себя служению Богу. В одной сорочке, босой, зимой и летом ходил он по Москве, носил вериги, терпел всякого рода лишения. Много странствовал по святым местам и монастырям России. Подражая святым подвижникам, он и жизнь проводил в духовном подвиге.

Иван Степанович был известен Московскому Митрополиту Филарету, который имел к нему особое расположение и подолгу беседовал с юродивым. Знали Ивана Степановича и московские купцы, но особенно любили его в благочестивой семье купцов Саватюгиных. После смерти главы семьи, Николая Кирилловича Саватюгина, блаженный пришел к его вдове, Параскеве Родионовне, и попросил у нее денег на чтение Псалтыря по усопшему. С подобными просьбами он обращался и к другим лицам, и мало кто отказывал блаженному. Иван Степанович решил устроить в богадельне чтение Неусыпаемого Псалтыря, что и стало тем основанием, на котором впоследствии возник монастырь. Вскоре, по совету Ивана Степановича, Параскева Родионовна Саватюгина (первая жертвовательница) вступила в число сестер богадельни, решив посвятить свою жизнь служению Богу и ближнему. На пожертвованные ею деньги для богадельни был выстроен двухэтажный каменный дом. Ко дню освящения этого дома Владыка Филарет прислал в благословение богадельне Иерусалимскую икону Божией Матери греческого письма, ставшую главной святыней монастыря.

Владыка Филарет не переставал опекать богадельню и в последующие годы, всячески помогая ей. Посетив село Старый Ям в 1860 году и осмотрев богадельню, он сказал так: «…Здесь не богадельня, а монастырь!». И эти слова оказались пророческими.

Через 5 лет, в 1865 году, благодаря ходатайству Филарета богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Первой ее начальницей становится Параскева Родионовна Саватюгина, а духовным руководителем сестер — блаженный Иван Степанович. Скончался Иван Степанович 7 января 1865 года, в возрасте 50 лет. Этот святой человек и был первым и главным основателем нынешнего Крестовоздвиженского монастыря. При жизни Ивана Степановича богадельня почти ни в чем не нуждалась, так как московские купцы, знавшие его лично, охотно жертвовали на нее деньги, но со смертью блаженного община стала испытывать серьезную нужду…
В 1869 году в жизни общины происходит очень важное событие. В семи верстах от села Старый Ям находилось село Лукино, которое принадлежало Александре Петровне Головиной, женщине весьма благочестивой. Похоронив мужа и свою единственную дочь, она решила подарить село и имение со всеми земельными угодьями (212 десятин земли) Флоро-Лаврской женской общине. Александра Петровна обратилась с этой сокровенной просьбой к Владыке Филарету, который всячески содействовал исполнению ее желания, и на лукинское имение была составлена дарственная. Сестрам общины предстоял переезд в имение Головиных. Из села Старый Ям в село Лукино перенесли прежний благоустроенный дом под жилье для сестер и были выполнены и многие работы по обустройству на новом месте.

Перевести общину в Лукино было поручено Благочинному общежительных монастырей, архимандриту Николо-Угрешского монастыря Пимену (Мясникову). В 2004 году он канонизирован как местночтимый святой Пимен Угрешский.

На территории имения находилась небольшая каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская), построенная еще в 1846 году. Так отныне и стала именоваться и община — Крестовоздвиженской. Мы еще внимательно осмотрим эту церковь немного позже… 20.
…Со временем этот старый Воздвиженский храм стал тесен для общины, поэтому в 1871 году приступили к сооружению нового — в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, который пристроили к трапезному корпусу — он на нижнем фото слева. 21.
Теперь именно здесь, в храме, и днем, и ночью сестры читали Неусыпаемый Псалтырь. Здесь же поместили и главную святыню общины — Иерусалимскую икону Божией Матери, дар Владыки Филарета. 13 октября 1873 года новый храм был освящен, а в конце месяца началось строительство колокольни и каменной ограды.

Церковь небольшая, трогательная и вызывает самые теплые бессознательные чувства…

Я зашел в церковь и не стал там снимать не потому, что в этом храме были две строие монахини в черном, чьи взгляды я ощутил даже не поднимая на них глаза, а потому, что Храм, по-хорошему, сразу поглотил меня полностью. Я как будто был охвачен нежными волнами тепла и любви, что изливались в храме отовсюду, и это не просто слова, а как раз те самые чуткие и яркие реальные ощущения. И поэтому снимать внутри храма сразу расхотелось, но хотелось как можно сильнее впитать это неповторимое чу́дное ощущение пребывания в святом месте…

…Солнце зашло за облака… Я обошел храм Иерусалимской Божией Матери, чтобы снять его со всех необходимых ракурсов.

За храмом обширная территория. В этом двухэтажное здании, кстати, находились в свое время просфорная, хлебная, башмачная, больница на пять кроватей, небольшая аптечная комната и около 10 келий.

…В 1873 году в Иерусалимском храме был совершен первый постриг — настоятельница общины Параскева Родионовна Саватюгина приняла монашество с именем Павлы, а большинству сестер было благословлено ношение монашеской одежды. За время настоятельства монахини Павлы в период с 1871 по 1886 гг. были выстроены двухэтажный келейный корпус, дом для причта, настоятельский корпус, небольшая гостиница, колокольня, конный и скотный дворы, начато строительство каменной ограды, посажены фруктовый сад и огород.

Вид на Вознесенский собор с севера.

Жизнь общины все более стала походить на монастырскую, в ней насчитывалось уже около 100 сестер. В феврале 1887 года определением Священного Синода община была преобразована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный второго класса монастырь. Официальное открытие и торжественное освящение монастыря состоялось 28 июня (11 июля нового стиля) 1887 года.
Постепенно интерес к монастырю со стороны окружающих возрастал, количество желающих помолиться в храме увеличивалось с каждым годом, поэтому появилась нужда в постройке новой просторной церкви для богомольцев.
При игуменье Евгении было начато грандиозное строительство соборного храма в честь Вознесения Господня чаяниями московского мещанина Василия Федоровича Жолобова, кто финансировал строительство Вознесенского собора и лично им руководил.

К лету 1893 года храм с внешней стороны был почти готов. Высота собора от земли до креста составила 38 метров. Следующим летом приступили уже к внутренней отделке. На устройство иконостаса крупную сумму выделила монахиня Афанасия, насельница Крестовоздвиженского монастыря, которая, вступив в монастырь, принесла и все свое состояние. Роспись стен и написание икон были поручены иконописцу Ерзунову. Иконы для иконостасов были написаны по золотому чеканному фону, а по краям украшены эмалью. На стенах собора было изображено около 150 библейских сюжетов. Церковную утварь также помогли приобрести благотворители. Строительство собора было закончено уже при другой настоятельнице — игуменье Нине (Евстафьевой).

15 июля 1896 года в соборе освятили два престола: главный, Вознесенский, и северный, Успенский. Южный же придел во имя Митрополита Московского Филиппа (по преданию село Лукино было родиной этого святителя) был освящен 15 сентября того же года. Василий Жолобов построил при игуменье Нине еще один сестринский корпус, который сохранился до нашего времени и именуется «Васильевским».

Собор сейчас закрыт.
В 1906 году игуменьей монастыря стала монахине Маргарита (Петрушенкова). Она была переведена из Вознесенского девического монастыря в Кремле, где несла послушание келейницы у игуменьи Евгении (Виноградовой). При игуменье Маргарите было завершено строительство ограды. Теперь весь комплекс монастырских строений представлял собой единый ансамбль.

Рядом с Вознесенским собором и храмом Иерусалимской Божией Матери установлен поклонный крест, в память о всех почивших насельницах обители…

Очевидно, в это время, был какой-то церковный праздник и повсюду были развешены вот такие флажки с надписями о вере и боге…

Возле западных ворот обители находилась колокольня, построенная в 1874 году (была разрушена в советское время и восстановлена). Была она тогда невысокой — 37 аршин, но удивительно красивой. Святые врата в ней были искусно расписаны «в благодарную память о лицах, послуживших благоустроению обители». На колокольне размещалось 10 колоколов. Они издавали благо звучный, чистый звон, который был хорошо слышен далеко окрест. Самый большой из них был весом 308 пудов.

При входе в монастырь, с правой стороны, рядом с колокольней в 1909 году был построен деревянный двухэтажный дом для приема начальствующих лиц при посещении ими обители.

…Вознесенский собор, о котором было уже рассказано выше, захватывал все мое воображение и не отпускал от себя, хотелось смотреть и смотреть, впитывать и впитывать его совершенное ощущение масштабного и стремительного Вознесения…

Это уже Южные врата Вознесенского собора.

Староигуменский корпус

Летняя трапезная

В юго-западном углу монастыря в начале XX века был построен обширный каменный погреб для хранения хозяйственных припасов, а выше него, у въездных ворот, стояли каменная баня и прачечная.

В центре монастырской территории находится пруд. Раньше на этом месте стоял большой усадебный дом с мезонином, принадлежавший Головиным. В ночь на 18 февраля 1893 года дом этот сгорел, и на его месте вырыли пруд, на который по праздникам совершались крестные ходы для освящения воды.

Архирейский домик. Он больше похож на современный усадебный коттедж и смотрится как-то чуждо.

Крестовоздвиженская церковь находится в самом дальнем углу монастырской территории — у Восточных ворот обители… Ее можно даже и не заметить, находясь у Вознесенского собора, поэтому будьте внимательней…

Храм необычный, возывышенный и сразу легко «ложится на́ душу».
Его лилово-фиолетовые цвета фасада впечатляют своей необычной цветовой гаммой.

Храм при Головиных вмещал до 50 человек, но его перестроили в свое время для нужд монастыря и он теперь может принять до 500.

А это вид на Лукино со стороны Крестовоздвиженского храма. Кстати, коттеджи, которые Вы видите в нижней части фото, находятся на месте старого монастырского кладбища.

В юго-западной от монастыря стороне, а это как раз где-то здесь, среди монастырских огорода и пашни, стояла небольшая часовня с колодцем. Здесь, по преданию, была когда-то церковь с чтимой иконой святой мученицы Анисии, потому и колодец впоследствии стал называться Анисиевским. Вода этого колодца удивительно чиста и вкусна. В 1901 году пониже часовни устроили небольшую купальню…

Сейчас мы, обходя храм с севера, отправимся исследовать восточную монастырскую стену и Восточные врата. На, удивление, они хорошо сохранились.69.

Восточные ворота.

Крепостная монастырская стена с восточной стороны. Восточная стена все же выдержала «набег строителей коммунизма»)

Кое-какие архитектурные детали Восточных ворот…

Теперь мы возвращаемся к началу нашего исследования, наблюдая по дороге вот такие любопытные сюжеты безмятежного монастырского пейзажа.

Это игуменский корпус, что мы уже видели, и он визуально доминирует на территории монастыря после Вознесенского собора, само собой.

Постепенно мы направляемся к Северным святым вратам.

Еще, напоследок, немного ракурсов Вознесенского собора…

Замечательное, тихое и благословенное место. Здесь можно не только насладиться Красотой, но и отдохнуть душой, что согласитесь очень важно для нас, вечно спешащих и забывающих о ней…
Источники: сайт http://www.vidania.ru/bookkrestovizdvizensky.html где вы можете подробней узнать об истории монастыря, поскольку ЖЖ не дал мне такой возможности исходя из первоначального объема материала)

Московский храм Воздвижения Честного Креста Господня, что на Воздвиженке, в бывшем Крестовоздвиженском монастыре

Московский монастырь в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове (недейств.)

  • Адрес: Россия, Москва, ул. Воздвиженка, пустырь за д. 7
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Впервые упомянут в летописи в 1547 г.

Монастырь находился на одноименной улице — Воздвиженке, после революции переименованной в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина — также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты».

Cоборным храмом Крестовоздвиженского монастыря была церковь Воздвижения Креста Господня.

Крестовоздвиженский монастырь был впервые упомянут в летописи в 1547 году в связи со страшным пожаром, всыхнувшим именно от Воздвиженского храма монастыря. Он тогда назывался монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, «что на Острове». Предполагают, что в той местности тогда находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название.

В 1812 году монастырь по одним сведениям, почти не пострадал, по другим — пострадал так, что из-за этого и был упразднен. Доподлинно известно то, что он был разграблен захватчиками. В нижней церкви они устроили конюшни, а в алтаре расставили походные кровати для французских солдат. В иконостас вбивали гвозди для сбруи, деревянные части храма вместе с иконами жгли вместо дров. В последних числах августа, накануне вступления Наполеона в Москву, монахи вывезли ризницу в Вологду, засыпали монастырские ворота землей, а имущество спрятали в подпол — там оно и было обнаружено французами.

По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона соборных храм монастыря стала обыкновенным московским приходским храмом.

  • Соборный храм Воздвижения Креста Господня

Настоятели

Игумены

Архимандриты

Использованные материалы

  • Лебедева Е. Церковь Воздвижения Креста Господня, страница интернет-журнала Сретенского монастыря
  • Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, сс. 212 — 214

Переведен из Костромского Воздвиженского монастыря

Переведен в Московский Богоявленский монастырь

Бывший архимандрит Муромского Борисоглебского монастыря

Возможно переведен в Новинский монастырь

Переведен в Московский Знаменский монастырь

Переведен из Новинского монастыря

Переведен из Владычня монастыря

Переведен в Александро-Свирский монастырь

Уволен на покой в Златоустов монастырь, где скончался 25 января 1783 года

Из экономов Троице-Сергиевой Лавры

Мiръ Россия Московская область поселок санатория Горки Ленинские Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Идёт загрузка карты…

Кресто-Воздвиженский Иерусалимский монастырь — действующий ставропигиальный женский монастырь в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области.

История

Год основания Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального монастыря для женщин — 1837. Тогда при церкви св. муч. Флора и Лавра создали женскую богадельню, просуществовавшую 20 лет.

Начиная с 1855 г. в её жизни стал участвовать уроженец д. Съяново, принявший подвиг юродства, Иван Степанович. Он был известен многим купеческим семьям, одной из которых, — Саватюгиным — он полюбился больше всего. После кончины главы семейства, блаженный обратился к вдове Прасковье Родионовне с просьбой денежной помощи для организации чтения Неусыпаемой Псалтири по умершему. Это и послужило началом возникновения монастыря.

На пожертвованные вдовой денежные средства, было воздвигнуто двухэтажное строение из камня. Иерусалимская икона Матери Божьей, присланная вл. Филаретом в качестве благословения освящения богадельни, стала её основной святыней. Сама же Прасковья Родионовна приняла решение посвятить оставшуюся жизнь богослужению, став одной из сестёр.

По ходатайству вл. Филарета в 1865 г. богадельню переименовали во Флоро-Лаврскую общину для женщин, родоначальницей которой стала П.Р. Саватюгина (впоследствии — монахиня Павла). Духовным наставником сестёр был назван Иван Степанович.

После кончины мужа и дочери уроженки села Лукино, Александры Головиной, ею было принято решение подарить своё имение и земельные наделы женской общине. Совместно с вл. Филаретом, была составлена дарственная. Сёстрам общины предстояло переехать за 7 вёрст от с. Старый Ям, в котором располагалась богадельня изначально.

Организация переезда легла на плечи архимандрита Пимена (Мясникова). А перевозом жилого, обустроенного дома для сестёр было поручено заняться племяннику П.Р. Саватюгиной, Саватюгину Егору Фёдоровичу. Он же впоследствии занимался обустройством.

Так как на территории бывшего имения купцов Саватюгиных находилась Крестовоздвиженская, построенная в 1846 г. церковь, то община получила название Крестовоздвиженской. С течением времени в храме стало очень тесно, поэтому было решено отстроить более просторное здание. Начало строительства приурочено к 1871 г. Новый корпус пристроили к трапезной. Отныне чтение молитв и Псалтири сёстрами проводилось здесь. Также было решено перевести главную святыню храма в новое здание. Освящение состоялось 13 октября 1873 г.

За всё время служения м-ни Павлы (1871-1886 г.) в храме было выстроено:

— настоятельский корпус; — келейный корпус в 2 этажа; — постоялый двор для паломников. В наши дни место расположения гостиницы — рядом с аэропортом Домодедово; — дом для причта; — колокольня; — каменная ограда; — конный и скотный дворы.

Также был организован фруктовый сад и разбит огород. По мере возрастания окружающего общину интереса возникла необходимость возведения более просторного помещения для молящихся. Значимый вклад в данное строительство внесли крестьянин Сорокин Сергей Тихонович и купец Шапошников Дмитрий Михайлович, которые на свои деньги выстроили просторную трапезную.

После поданного прошения м-ни Павлы об увольнении, на её место была назначена в 1886 г. м-ня Евгения (Виноградова). С её помощью и при участии княгини Мещериной Марии Яковлевны в 1889 г. были построены больница на 5 койко-мест, приют для сирот на 6 мест и церковно-приходская школа в 2 этажа для обучения 40 девочек.

Февраль 1887 г. ознаменован преобразованием общины в монастырь, открытие которого состоялось 11 июля 1887 г. Летом 1893 г. при участии купца Жолобова Василия Федоровича практически завершено строительство нового соборного храма. В 1896 г. состоялось освящение престолов: главного и северного — 15 июля; южного — 15 сентября.

Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Фото начала XX века

Сохранившийся до наших дней «Васильевский» сестринский корпус был построен также Жолобовым В.Ф. В 1909 г. для принятия высокопоставленных лиц справа от входа в монастырь был выстроен дом. Примерно в этот же год Жолобовым была возведена гостиница (Домодедово, Москва) в 2 этажа на 15 койко-мест.

После революции 1917 г. была произведена национализация монастырского хозяйства. Впоследствии в храме были размещены беспризорные дети, а монахини — отправлены в качестве рабочих в коммуны и совхозы. В 20-х годах в стенах обители организовали Дом отдыха ВЦСПС №10. Уже тогда с Вознесенского собора были сняты мешавшие хозяевам, кресты и купола.

Постановлением собрания от 27 апреля 1924 г. было решено закрыть храм. В то время службы совершались только в Крестовоздвиженской церкви, куда и была перенесена главная святыня. В условиях ВОВ в монастыре обустраивают госпиталь. В этот период верующие чудом вывозят икону Божией Матери в храм с. Мячково, где она пробудет порядка 50 лет.

В монастыре находилась местночтимая Иерусалимская икона Божией Матери. Монастырь был разрушен в 1919 г. Все иконы, библиотека и церковная утварь были вывезены или сожжены. Монахини были выгнаны и сосланы в разные места. Храмы были перестроены в общежития, со всех куполов сняты и сброшены кресты. На территории была открыта табачная фабрика, в годы войны оборудован госпиталь. В 1970 г. на территории монастыря открывается Детский реабилитационный центр для детей-инвалидов.

В марте 1992 г. монастырь отдан Русской Православной Церкви для дел милосердия и благотворительности. В нем началось возрождение — прежде всего чтение Неусыпной Псалтири и восстановление самого монастыря из руин.

Современное состояние

Постепенно возрождается монашеская жизнь. Возрождаются дела милосердия и благотворительности. На престольные праздники в обители совершаются крестные ходы, а сестры накрывают праздничную трапезу для всех паломников под открытым небом. В монастыре есть подсобное хозяйство, плоды которого раздаются всем нуждающимся, а также многодетным семьям. В монастырь возвращена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, каждое воскресение перед ней читается молебен и сестры поют акафист нараспев.

Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.

Восстановлен храм Иерусалимской Иконы Божией Матери с примыкающим к нему сестринским корпусом. Святая Иерусалимская икона Божией Матери была водворена на свое историческое место.

Крестовоздвиженский храм

Крестовоздвиженский храм был полностью отреставрирован, расписан фресками, украшен величественным иконостасом и многими святыми иконами. Некоторые из икон, которые сейчас находятся в храме, были в нем и до закрытия.

При монастыре, под непосредственным патронатом настоятельницы, начала свою жизнь небольшая, но активная и весёлая Воскресная школа, в которой дети прихожан обрели возможность общения со своими верующими сверстниками. Воспитанники школы поют за богослужениями, устраивают спектакли и концерты как для насельниц и прихожан монастыря, так и «на гастролях» — то в соседнем реабилитационном центре, то в различных московских приходах, то с поздравлениями у Святейшего Патриарха Алексия. Но не только праздники, которые проводит монастырь для больных детей, связывают обитель с реабилитационным центром.

Священники монастыря оказывают необходимую пастырскую помощь находящимся в этом центре детям и их родителям, причём, как в самом монастыре, так и на территории корпусов центра. Особую страницу в жизни монастыря занимает дружба с православным Детским домом из посёлка Успенское Ногинского района Московской области. Уже несколько лет дети из этого учреждения приезжают на каникулы в монастырь: отдохнуть, внести посильный вклад в возрождение обители, пообщаться с монастырскими животными.

Возрождая традиции русского монастырского хозяйства, монастырь обзавёлся новым скотным двором, обеспечивающим насельниц молочными продуктами. Прославившиеся своим качеством монастырские продукты с удовольствием покупают окрестные жители, а доход от продажи идет на восстановление обители. Огороды всегда были неотъемлемой частью жизни монашества, питающегося от плодов труда своего и потребляющего преимущественно пищу растительного происхождения. Есть они и в Крестовоздвиженском монастыре. В этом кропотливом земледельческом труде — глубокий духовный смысл. Возделывая плодоносящую землю и удаляя из неё сорняки, монах молитвенно возделывает «землю сердца своего», удаляя из него греховные страсти, насаждая и выращивая в душе христианские добродетели.

В 2006 году у монастыря появилось подворье в первопрестольной Москве — храм Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой (ул. Талалихина, 24). Этот храм был построен в 1912 году архитектором С.Ф. Вознесенским в стиле русских шатровых храмов XVI века. Он вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. Теперь от его былого великолепия не осталось и следа…

Подворье сразу притянуло к себе тех московских прихожан, которые чувствуют особый дух и вкус монастырской молитвы, и стремятся приобщиться хоть отчасти к жизни «земных Ангелов — небесных человеков» — монахов. Вокруг храма сложилась община верующих, храм стал для них тем Домом, где их души нашли благодать и успокоение от многочисленных горестей и забот современной жизни.

Храмы

  • Крестовоздвиженский (1848 г.);
  • в честь Иерусалимской иконы Божией Матери (1873 г.);
  • в честь Вознесения Господня с приделами;
  • в честь Успения Божией Матери и во имя св. Филиппа, митр. Московского (освящен в 1896 г.).

Святыни

Иерусалимская икона Божией Матери. Первописанная Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы, по преданию, написана святым апостолом и Евангелистом Лукой в 15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании.

В 463 году Иерусалимская икона была перенесена в Царьград греческим царём Львом Первым, или Великим, и поставлена в храме Богородицы — Пигии, т.е. источника, и пребывала здесь до времени благочестивого царя Ираклия.

Когда заступничеством этой иконы скифы, воевавшие против Царьграда, были совершенно побеждены и изгнаны из пределов царства — Иерусалимская икона была перенесена во Влахернскую константинопольскую церковь, где она пребывала до времени царствования Льва Шестого Философа. При нём эта чудотворная икона была перенесена в Херсонес или Корсунь.

В 988 году икону принесли в дар великому равноапостольному князю Владимиру, когда он покорил этот город и принял в нём святое Крещение. Впоследствии князь Владимир даровал эту Корсунскую святыню новгородцам, обратившимся в христианскую веру.

В новгородском Софийском Соборе она пребывала до царстия Иоанна Васильевича Грозного, который в 1571 году перенёс её в Успенский Собор московского Кремля, откуда в нашествие Наполеона этот святой образ был похищен. Его место занял верный список, взятый из московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. Промыслом Божиим и подвигом веры самоотверженных православных верующих, Иерусалимская икона была спасена от поругания и уничтожения, настигшего множество православных святынь в годы большевистского террора и последующих гонений на Веру и Церковь. В 1993 году она вернулась в монастырь. Находится в храме Иерусалимской иконы Божией Матери.

Частицы мощей святых угодников Божиих: вмч. Георгия Победоносца; свт. Димитрия, митрополита Ростовского; свт. Нифонта, епископа Новгородского; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Пимена Постника; прп. Лаврентия Затворника, епископа Туровского; прп. Макария; сщмч. Кукши; прп. Анатолия; прп. Сильвестра; прп. Авраамия Трудолюбивого; прп. Исаии Чудотворца; прп. Илии Муромца; прп. Алипия Иконописца; прп. Василия Мученика, великомученицы Екатерины; сщмч. Константина Богородского; свт. Феофана Затворника; прп. Серафима Саровского; прп. Феодора Санаксарского; прп. Аристоклия Московского; прмч. Феодора; свт. Павла Тобольского; прп. Ефросинии Московской; св.блгв.кн. Андрея Боголюбского; преподобных Киево-Печерских отцов, в Ближних и дальних пещерах подвизавшихся. Находятся в храме Иерусалимской иконы Божией Матери.

Частица мироточивой главы священномученика Климента, Папы Римского; частица мощей великомученицы Екатерины. Находится в Крестовоздвиженском храме.

Престольные праздники

9 января — память святителя Филиппа, Митрополита Московского

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Воздвижение Животворящего Креста Господня — 27 сентября

25 октября — Иерусалимской иконы Божией Матери

Фото

  • Вознесенский собор

  • Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

  • Архиерейский домик в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре

  • Гостиница Иерусалимская

Видео

Патриарх Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь с высоты птичьего полета

«Вера, Надежда, Любовь»: Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Часть 1

«Вера, Надежда, Любовь»: Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Часть 2

Как добраться

Проезд транспортом: м. Домодедовская, последний вагон из центра, сразу наверх поднимаетесь, перед Вами магазин «Снежная королева», если стоять к нему спиной, то чуть левее на дороге останавливается 871 маршрутное такси. Водителю сказать, что едете до монастыря (чтобы он повернул от трассы к обители). Также можно сесть на любой автобус, следующий в аэропорт «Домодедово», доехать до остановки «Санаторий», далее 15 минут пешком — перейти по мосту трассу, и идти прямо до ворот монастыря.

Адрес: 142031, с. Лукино, Домодедовский район, Московская область, улица Монастырская, Крестовоздвиженский Иерусалимский женский ставропигиальный монастырь.

Тел/факс: 8 (495) 549 81 00, 8 (495) 723 10 21

Паломнику

Если Вы хотите потрудиться в монастыре. Монастырь всегда с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во Славу Божию. Если Вы собираетесь приехать на несколько дней, перед поездкой, позвоните по телефону 8 495 549 81 00, уточните, есть ли свободные места в гостинице для паломников.

В мае в монастыре начинаются полевые работы. Нужна помощь: вскопать огород, посадить картошку и другие овощи, окучить фруктовый сад. Убрать территорию монастыря после зимы. Ждём всех, кто сможет потрудиться во Славу Божию. После посадки — требуется полив огорода. Потом прополка. С середины июня начинается сенокос.

Проживание в монастырской гостинице и питание в трапезной для трудников бесплатное. В перерыве между послушаниями и вечером, после вечернего правила, у вас будет время отдохнуть, погулять по монастырю, насладиться его красотами, почувствовать ту незабываемую атмосферу, что царит в обители. Ведь она — действительно, уголок Рая на земле.

Заказать экскурсию по монастырю. Заявки на обзорную экскурсию по Кресто-Воздвиженскому Иерусалимскому ставропигиальному женскому монастырю принимаются по телефону: 8 495 549 81 00. Убедительная просьба звонить заранее. Экскурсии проводятся бесплатно. Вы можете оставить пожертвование на восстановление обители.

Проживание в монастырской гостинице. Если Вы приехали не как трудник, и хотели бы остановиться на какое-то время в монастырской гостинице, звоните на номера: 8 963 772 39 35, 8 985 969 35 82. Проживание в гостинице осуществляется за пожертвование.

Также Вы можете покушать в монастырской трапезной, находящейся на территории монастыря. Трапезная работает ежедневно.

Ссылки

Монастырская гостиница

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *