Монастырь в Крыму

Крымский полуостров славится своими многочисленными святыми местами. Монастыри Крыма с каждым годом посещает все больше паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться чудотворным иконам и святым мощам. Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь в Крыму – одно из самых популярных паломнических мест, с долгой историей существования и туманным прошлым, овеянным преданиями и легендами. Успеенский пещерный монастырь не обязательно посещать в составе экскурсии, сюда можно добраться самостоятельно, а бесплатными гидами для вас выступят сами монахи.
Среди красивейших природных красот крымской земли и мощных скал сокрыт великолепный белоснежный Свято-Успенский пещерный монастырь. Он находится в самом сердце ущелья Мариам-Дере, в пригороде города Бахчисарай. Название урочища означает «Ущелье Святой Марии». С обеих сторон пещерный монастырь окружен отвесными скальными породами, которые по высоте достигают полторы сотни метров. Это святое место соседствует рядом с пещерным городом Чуфут Кале, расположенным чуть выше, поэтому экскурсии в обе эти крымские достопримечательности смогут органично дополнить друг друга. Этот крымский монастырь всегда почитался, его уважительно звали «Лаврой». Нужно отметить, что даже крымские ханы, которые исповедовали мусульманство, не раз приходили в ночное время к иконе Богородицы, чтобы испросить благословение на удачу в трудных делах.
О времени основания и самих основателях Свято-Успенского монастыря достоверно ничего не известно, на этот счет существуют разные версии, подкрепленные преданьями старины глубокой и легендами. Можно лишь абсолютно уверенно заявить, что это одна из самых старых православных святых обителей Крыма. Временной разброс версий о времени возникновения обители большой: от восьмого века до тринадцатого.
Легенды об основании Успенского пещерного монастыря Крыма
Одна из легенд рассказывает о том, что местный молодой пастушок по имени Михаил, возвращаясь вечером домой, проводил стадо мимо одной из пещер и увидел, что там ярко горит свет. Он зашел внутрь пещеры и увидел, что прямо в воздухе парит икона Пресвятой Богородицы перед которой горит свеча. Он удивился, что такое чудо произошло с ним пятнадцатого августа на День Успения Богородицы, взял икону и отправился домой, а проснувшись утром, понял, что она куда-то исчезла. А проходя мимо пещеры, где был найден образ, он снова увидел свет и эту икону. Михаил опять отнес образ домой, но тот каким-то чудом она на следующее утро уже была в пещере. И тогда пастух рассказал о находке односельчанам, которые решили, что Дева Мария хочет, чтобы в пещере был построен храм в ее честь.
Другая легенда более похожа на сказку. Она повествует о драконе, жившем в подземельях Крымских гор. Этот дракон регулярно собирал дань с соседних городов и деревень в виде юношей и девушек, которых утаскивал в свою пещеру. Когда в окрестных деревнях остались одни старики, они взмолились к Богородице о спасении от чудовища. Дева Марии услышала их просьбу, потому что уже на следующий день пастухи, проходившие неподалеку от драконовой пещеры, увидели, что там горит свет, они набрались смелости и заглянули внутрь. Каково же было удивление людей, когда они увидели, как над мертвой тушей дракона в воздухе парила икона Божьей Матери, в ореоле наземного сияния. В благодарность Деве Марии за заступничество в пещере возвели храм.

В третьей легенде, связанной с основанием обители, имеется рациональное зерно. Когда римляне устраивали гонения на христиан, монахи Варнава и Софроний из греческих Афин перебрались на Крымский полуостров, чтобы спокойно жить в горных пещерах, которые очень сильно напоминали им земли родного Афона. Для места поселения и основания храма они выбрали красивое горное ущелье Марьям-дере, преимуществом такого выбора стал водный источник, который протекал рядом с пещерами. Здесь греческие монахи стали выдалбливать, в толще скальной породы, свои кельи и пещерный храм. Его освятили и иноки установили на иконостас икону Богородицы Панагия, привезенную с собой из Сумельского скита – старинного монастыря, возведенного еще в третьем веке в византийском городе Трапезунда. Великое множество удивительных чудес происходило после молений у этой иконы, что убедило и самих монахов, и многочисленных паломников, что сама Божья Матерь покровительствует обители и защищает эти края. Нужно отметить, что данный вариант развития событий по фактам основания обители монахами из греческих земель, косвенно подтвердился учеными-археологами, которые обнаружили здесь христианские захоронения, радиоуглеродный анализ показал, что они относятся к шестому веку.
История Успенского пещерного монастыря Бахчисарая
Белым пятном истории этой обители является период с момента основания и вплоть до тринадцатого века, но точно известно, что в это время монастырь закрылся на целое столетие. И только после щедрой финансовой поддержки, пришедшей со стороны московских князей, Успенский пещерный монастырь Крыма смог снова восстать из пепла, хотя и влачил довольно скромное существование.
Известно, что, когда территория Тавриды была захвачена мусульманскими завоевателями – татарской ордой в 1475 году, эта христианская обитель не была разрушена, как многие другие, и сюда ездили на богослужения послы, прибывавшие в Крым из православных земель, а еще через несколько десятилетий тут разместилась резиденция Готфских митрополитов. Рассказывают, что есть подтвержденные исторические факты, что крымские ханы и сами много раз были в Бахчисарайской пещерной обители, дабы испросить благословения у чудотворной иконы Богородицы. А знаменитый основатель ханской династии Гирей — великий хан Крыма, добровольно присылал в обитель свечей на весь год.
В конце пятнадцатого века татарский Крым был захвачен турками-османами, они наложили на скит дань за то, что милостиво позволяют монахам оправлять культовые богослужения. Это делало жизнь иноков более трудной и нищей, но они не роптали и верили в лучшее будущее для Успенского монастыря. В восемнадцатом веке земли были отбиты у турок русской армией, а так как приазовские края также были отвоеваны и пустовали, то власти предложили монахам Свято-Успенского монастыря переселиться с Крымского полуострова в город Мариуполь, что те и сделали, забрав с собой чудотворный образ Богородицы.
Охранять монастырь от разграбления и поругания прибыл священник из Греции Константин Спиранди. Он привез в обитель другую икону — Успения Богородицы и снова начал проводить богослужения. К концу восемнадцатого века паства монастыря начала ходить молиться в другой приходской храм, который был построен в самом городе Бахчисарае, и тогда пещерная обитель закрылась, а с 1800 года Успенскую церковь стали считать кладбищенской.
Возрождение Бахчисарайского Успенского мужского монастыря началось только с середины девятнадцатого столетия, когда данный вопрос был затронут святым Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим. Строительные и реставрационные работы стартовали с 1850 года, как раз на день Успения Богородицы. Народ помогал монахам в восстановлении обители всем, чем мог, жертвуя деньги на колокола, приобретение образов для иконостаса, закупку утвари для проведения религиозных таинств. В короткий срок скит вновь возродился к жизни, в него снова начали приезжать паломники, называя это священное место «Крымским Афоном». Управление обителью в те годы вел архимандрит Поликарп. Из письменных источников известно, что один раз в 1818 году в Успенском пещерном мужском монастыре бывал российский император Александр Первый. Он поинтересовался у монахов о месте явления чудесной иконы Богородицы, поднявшись туда по лестнице, поцеловал икону и установил свечку перед ней. Бывали в обители и другие российские императоры: Александр Второй, Николай Первый и Николай Второй.
Когда началась Крымская война, длившаяся с 1853 по 1856 годы, монахи обустроили в стенах монастыря госпиталь. Братья выхаживали раненных русских воинов, а тех, кто умирал хоронили на кладбище при обители, увидеть его можно и по сей день. На этом же кладбище были похоронены и солдаты, погибшие в бахчисарайских землях в годы Второй Мировой войны, они нашли покой в большой братской могиле.
За долгие годы храм медленно реставрировался, преображался, расширялся, на его территории появились новые корпуса и строения: была восстановлена Церковь Успения Богородицы, ее украсила фреска Богоматери с младенцем Иисусом Христом в окружении ангелов и священномучеников херсонесских. Здание Успенского скита обрело три яруса и было дополнено Храмом Евангелиста Марка, Храмом Святых Константина и Елены, Церковью Святого Иннокентия Иркутского, тринадцать келий в пещерах, здание колокольни, дом настоятеля, трапезная, кухня, пекарня, хозяйственные строения, две паломнические гостиницы, въездные, был восстановлен старинный водопровод, шедший под землей от природного источника.
Когда в стране случилась революция, священники осудили расправу над царской семьей, и с 1921 года Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь был закрыт, иноки расстреляны, обитель разграбили. Вместо скита тут открыли Трудовую колонию имени Артема, часть убранства была свалена в некоторых комнатах, а оставшимися от братии бесценными рукописями и церковными книгами топили печи. В 1925 году несколько верующих попросили советские власти о передаче им культовых вещей, таким образом некоторые сохранившиеся старинные иконы успели спасти, и они были переданы в музей города Бахчисарая.
В 1927 году здесь произошло значительное землетрясение, которое разрушило почти все строения, устояла лишь Успенская церковь. До начала ВОВ обитель стояла разрушенной и нежилой, а в военные годы она снова была оборудована под госпиталь для солдат. После победы бывший монастырь Бахчисарая отдали под размещение там психоневрологической клиники.
Очередное возрождение Успенский мужской пещерный монастырь Бахчисарая пережил в 1993 году. Настоятелем обители был назначен иеромонах Силуан, присланный из монастыря города Одессы для восстановления поруганной святыни. Когда он прибыл, то в его распоряжении оказались лишь довольно неплохо сохранившиеся дом настоятеля и Успенский храм. Деньги на восстановление монастыря собирали всем миром. Огромный вклад был внесен паломниками и прихожанами. Люди специально приезжали в обитель, чтобы помочь не только деньгами, но и чисто физически. Прошло не так много времени и был отреставрирован пещерный Храм Успения Богородицы, лестница к пещерным кельям, роспись над балконом Церкви Успения – икона «Панагия», появилась новая колокольня, а колокола к ней были изготовлены и подарены Бахчисарайскому Успенскому монастырю Днепродзержинским металлургическим комбинатом.
Свято-Успенский монастырь Бахчисарая в наши дни
Туристы и паломники, приезжающие в Успенский пещерный монастырь, попадают в него, поднявшись по лестнице, которая вырублена в скальных породах. Поднимаясь наверх, они могут наблюдать живописные красоты окрестностей и покрытое яркой зеленью ущелье Святой Марии, а также разбитые прямо на скальных террасах монастырские огороды. На другой стороне ущелья располагаются хозяйственные строения, также выбитые в полостях скалы. Паломники могут побывать только в некоторых помещениях монастыря, из них наибольший интерес вызовет Успенская церковь, знаменитая тем, что тут находится чудотворная икона Богородицы «Троеручица».
На сегодняшний день здесь полностью восстановили два пещерных храма, построили новые здания: корпуса с кельями монахов, гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота. Но и по сей день продолжается реставрация и дальнейшее строительство монастырских построек.
На монастырской площади находится освященный источник, который благословлен иконой Богородицы «Животворящий источник». Над источником возведена часовенка, а икона над ним выложена в виде мозаики. Этот святой образ имеет давние корни и появился еще в пятом веке в городе Константинополе, когда случилось чудо исцеления слепого странника. Свидетелем и участником этого прозрения от вод источника Богоматери в роще у Святых ворот был солдат Лев Маркелл, который вскоре стал императором, он же приказал построить храм вокруг «Живоносного источника». Список с этой чудотворной иконы висит практически над всеми святыми источниками России. Любой посетитель может самостоятельно набрать воду в источнике. Если у вас нет с собой пустой тары, то можно купить освященную воду в бутылках в церковной лавочке при обители.
Нужно отметить удивительную акустику пещерной обители Бахчисарая, древние строители подошли к возведению зданий с умом, создав их таким образом, что звуки монашеских молитв и богослужебных песнопений долетали до пещерного города Чуфут-Кале, затем, отражаясь от стен его пустующих пещер, возвращались в усиленном варианте назад, создавая ощущение, что с монашеской братией молится все вокруг.

Каждый турист и паломник обращает внимание, что стена, вдоль которой идет лестница, увешана медальонами с рельефами разных обителей и храмов, причем, каждый такой медальон имеет небольшой ковчег с освященной землей, их привозят монахи, которые посещают различные святые места мира.
Как добраться до Свято-Успенского монастыря самостоятельно?
— На автобусе
В городе Бахчисарай сесть на автобус номер два и доехать до конечной остановки «Староселье». Оттуда до скита идет дорога наверх в гору, по времени она займет минут двадцать.
— Пешком
За полчаса можно дойти от Бахчисарайского ханского дворца до монастыря, перемещаясь вверх по горной тропе мимо пещер и старинных надгробий.
Советы при посещении Свято-Успенской мужской обители:
— Находясь на территории пещерной обители, фотографии можно делать лишь с разрешения митрополита, о чем вас оповестить информационная табличка, хотя многие туристы незаметно снимают территорию монастыря и без этого позволения. Как поступить в этом случае, решайте сами.
— Туристов просят отключать мобильные телефоны на территории обители.
— Любой паломник может остановиться на проживание в гостинице при обители, он может столоваться и трудиться вместе с монахами, причем, за питание и проживание с вас не возьмут никакой платы, но для этого необходимо получить благословение настоятеля монастыря. Если такое позволение будет дано, то вам будет необходимо придерживаться строгого устава для братии.
— В монастыре проходят богослужения, согласно указанного в уставе расписания, но обряды Крещения и Венчания тут не проводят.
Адрес Бахчисарайского Успенского пещерного монастыря: Крым, город Бахчисарай, улица Мариамполь, дом 1.

Крым

См. также: Храмы Крыма

Содержание

Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчсарае

Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готсфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Также строятся новые храмы (св. вмч. Пантелеимона; свт. Спиридона Тримифунтского).

Адрес: Крым, 98400 г. Бахчисарай, Мариампольское Ущелье, Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь

Телефон: +380-6554-47474

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

Возникновение монастыря предание связывает с почитанием св. Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого ( утопленного ) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретенные через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.

Aдрес: Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, а/я 25

Телефон: +380-692-722265

Свято-Троицкий женский монастырь (Симферополь)

Свято-Троицкий монастырь (Симферополь)

На месте современного Свято-Троицкого собора ранее располагалась деревянная греческая церковь, которая была основана в 1796 году. Со временем, старую церковь разобрали и в 1868 году был построен и освящен новый просторный Свято-Троицкий Собор. Храм имеет классические архитектурные формы. Посередине возвышается восьмигранный световой барабан. Над левым приделом возведена невысокая колокольня. Фасад храма украшен декоративными узорами и мозаичными изображениями. Купола украшают ажурные кресты.

В соборе находятся мощи святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Адрес: 95001, г. Симферополь, ул. Одесская, 12

Телефон: +380-652-270103

Проезд: авт. или трол. до ост. «Центральный универмаг»

Благовещенский мужской монастырь (гора Мангуп)

В научной литературе обитель отмечается как «Южный монастырь» Мангупа и описывается следующим образом: «В монастырь можно попасть по искусственному туннелю из небольшого естественного грота в подножии обрыва.

Благовещенский мужской монастырь (гора Мангуп)

Проход заканчивается на краю площадки обширного, также естественного, грота в средней части обрыва. В восточной стороне грота находится церковь, в центральной и северной части которой в полу вырублены три могилы с заплечиками… Фресковые росписи некогда покрывали апсиду, арку, окаймляющую алтарь и фриз над аркой… Рядом с входом в храм расположен пролом в прямоугольное в плане помещение. Оно скорее всего было ризницей или кельей. В западной части грота расположены четыре вырубных помещения, служивших, вероятно, кельями. Скорее всего монастырь следует датировать первой половиной XV в.» (Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму. Сомферополь, 2005, с. 138-139).

В нач. XXI в. в обители возрождена монашеская жизнь, монастырь обрел название Благовещенского.

Адрес: АР Крым, Бахчисарайский район, с.Красный Мак, ул. Ленина, 32 (подворье Благовещенского монастыря)

Телефон: (06554) 6-07-44

Мужской монастырь святого апостола Луки (с. Лаки)

Мужской монастырь святого апостола Луки

В 1904 г. на месте нынешней обители была построена новая приходская сельская церковь св. ап. и евангелиста Луки. В советское время с. Лаки опустело, церковь значительно пострадала. В 2009 г. при храме был открыт монастырь. На 2011 г. в обители шло строительство храма св. вмц. Варвары, был обустроен братский корпус.

Адрес: АР Крым, Бахчисарайский район, округа с. Баштановка, монастырь св. ап. Луки

Телефон: (0652) 25-45-11, 50-56-03, 27-00-59 (Епархиальное управление Симферопольской епархии)

Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь

Еще до основания монастыря в этом месте вела отшельнический образ жизни Константина, болгарка из села Кишлав (ныне с. Курское), к которой присоединились несколько женщин, образовав подобие киновии.

Святой Параскевы Топловский женский монастырь

В середине XIX века, после массовых переселений христиан из Крыма в 1778 году и мусульман (татар и турок) в Османскую империю после присоединения Крыма к России в 1783 г., Крым был малолюден, а многие христианские храмы (греческие православные и армянские) заброшены их восстановление шло достаточно медленно.

Земля, на которой был открыт монастырь, была подарена Екатериной II своему фавориту Захару Зотову. В середине XIX века землёй владели его потомки сёстры Феодора Алексеевна Зотова и Ангелина Алексеевна Ламбири (1814—1873). Ангелина выкупила землю у сестры и передала её для устройства монастыря. Открытию монастыря предшествовало строительство небольшого храма Св. Параскевы около её источника, освященный в день памяти Святой 26 июля 1863 г. В строительстве храма и устройстве монастыря активное участие принял кизилташский игумен Парфений, убитый в 1866 г. крымскими татарами и в 2000 г. причисленный к лику святых. Первыми насельницами монастыря стали уже обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была позднее пострижена в монахини под именем Параскевы.

Адрес: 297652, Республика Крым, Белогорский р-н, с.Учебное(Верхняя Тополевка).

Канцелярия: +7 9788943577, +7 9787460968 (с 11:00 до 14:00, с 15:00 до 17:00, с 21:00 до 22:00 по моск.времени)

Гостиница: +7 9787460879, +7 9787460951 (с 11:00 до 14:00, с 15:00 до 17:00, с 21:00 до 22:00 по моск.времени)

Мужской пещерный монастырь святого Феодора Стратилата (Челтер-Коба)

Мужской монастырь святого Феодора Стратилата

Монастырь во имя святого великомученика Феодора Стратилата— один из древнейших пещерных монастырей Крыма.

Пережив непростую историю завоеваний и гонений, безбожия и запустения, монастырь милостью Божией возрожден. Возобновлены богослужения, восстановлен и благолепно украшен храм. Тысячи верующих , паломников и туристов поднимаются в горы, чтобы прикоснуться к святыне, помолиться Богу, окунуться в святых водах источника. Строится монастырское подворье и теперь небольшая монастырская гостиница готова принять паломников и трудников. В монастыре под духовным руководством настоятеля подвизается братия.

Адрес: Крым , Бахчисарайский р-н., с. Малосадовое (Чильтер-Коба), ул. Санаторная

Телефоны: +79787211080

Мужской монастырь преподобного Лазаря Муромского (Скалистое)

Мужской монастырь Святого преподобного Лазаря Муромского начал свое возрождение с июня 2012 года. Монастырь находится в живописном месте возле леса на склоне в предгорье древнего готского поселения «Бакла» (V-XIIIвек).

Летом 2013г . завершена постройка деревянного храма в честь Св. преп. Лазаря Муромского, в котором проходят регулярные богослужения.

Адрес: Крым , Бахчисарайский р-н., с. Скалистое (Бакла), пер. Шалфейный, 7

Телефоны: 095-572-03-07, 096-507-32-29, 068-981-79-00

Преподобного Паисия Величковского мужской монастырь (Морозовка)

Преподобного Паисия Величковского мужской монастырь

История монастыря началась в год 2000-летия от Рождества Христова, в сам день праздника. Во время богослужения настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе и наместник возрождающейся в стенах сей обители монашеской общины — иеромонах Паисий (Дмоховский) были ограблены. Злодеи унесли из кельи все ценное — иконы, серебряные сосуды, книги, кресты, мощи и облачения. К наместнику подошла прихожанка храма, и сказала: «Не печальтесь, батюшка, вот наша семья дарит Вам землю для исполнения Вашей мечты о монастыре. И, действительно, земля была для этого прекрасная, а первое богослужение там было совершено иеромонахом Паисием на Крещение Господне — освятили воду в источнике на монастырской земле А во время пеших разведывательных экспедиций, совершаемых братией по склонам Монашеской Балки были обнаружены пещеры древних подвижников и фундаменты с кладбищем целого женского монастыря, увы с разграбленными и оскверненными черными археологами могилами монахинь. Останки этих неизвестных подвижниц были благоговейно собраны братией и захоронены на территории монастыря под большим деревянным крестом. Иеромонах Паисий (ныне схиархимандрит Лазарь), воспитанный и постриженный в иночество знаменитым старцем схиархимандритом Макарием (Болотовым) у него и взял благословение на основание обители и получил в благословение Казанскую икону Божьей Матери. Образ благоговейно хранится братией на иконостасе храма во имя преподобного Паисия Величковского. На 40-й день после кончины любимого старца иеромонах Паисий возглавил богослужение и привез с могилки старца песок, вскоре рассыпанный по будущей границе монастыря. Только в 2011 году Севастопольский горсовет утвердил эту границу. Подаренный участок был крошечным, а сейчас, через 11 лет, это уже значительная область, освящаемая молитвой братии.

Адрес: АР Крым, г. Севастополь, Балаклавский район, с. Морозовка, пер. Ключевой, 6

Телефоны: +38(0692)90-72-41; +38(067)650-23-35.

Свято-Саввинский мужской монастырь в урочище «Чилтер-Мармара»

Свято-Саввинский мужской монастырь в урочище «Чилтер-Мармара»

Древняя история монастыря реконструируется гипотетически: возникновение – в VIII-IX (по причине бегства в Крым из Византии иноков-иконопочитателей, согласно выдвинутой на рубеже XIX-XX вв. гипотезе В.Г.Васильевского и Ю.А.Кулаковского) или XII-XIII (тщанием местных ревнителей благочестия) вв.; расширение (перестройка) – кон. XIV – сер. XV вв. (в период расцвета княжества Феодоро в юго-западном горном Крыму); запустение – после 1475 г. (в связи с разгромом Феодоро османами).

Кон. XIX – ХХ вв. были временем научного описания и исследования сооружений монастыря, в 2007 г. здесь восстановлена монашеская жизнь.

Адрес: АР Крым, г.Севастополь, Балаклавский район, с.Терновка, урочище Чилтер-Мармара

Телефоны: (0652) 25-45-11, 50-56-03, 27-00-59 (Епархиальное управление Симферопольской епархии)

Стефана Сурожского Кизилташский мужской монастырь

Стефана Сурожского Кизилташский мужской монастырь

В мае 1856 году первым настоятелем Кизилташского монастыря был назначен насельник Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря отец иеромонах Арсений. В своём отчете о принятии дел отец Арсений пишет: «кроме ветхого домика, имеется ещё четыре землянки, покрытые черепицею, где помещается по 11 человек братии, которые не умеют ни хорошо читать, ни петь по церковному»

При иеромонахе Арсении молитвенный дом был преобразован в церковь во имя святого Стефана Сурожского, которую иеромонах Арсений освятил в 1857 году.

20 августа 1858 игуменом Кизилташского монастыря был назначен отец Парфений, оставивший самый значительный след в истории монастыря.

Адрес: Крым , Судакский р-н., с. Краснокаменка, ул. Крымская

Телефон: +38(06566) 3-47-47-50

Свято-Георгиевский Балаклавский мужской монастырь

Свято-Георгиевский Балаклавский мужской монастырь

По легенде, монастырь бы основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых у Фиолента настигла буря. Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Георгию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест.

Считается, что в средневековье монастырь процветал и оставался действующим как при генуэзцах, так и во времена Крымского ханства, когда Георгиевский монастырь оставался одной из немногих действующих христианских обителей на полуострове. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря на мысе Фиолент относится лишь к 1578 году («Описание Крыма» послом Стефана Батория Мартином Вроневским).

В 1794 году, когда Крым уже был в составе Российской империи, греческие монахи покинули Георгиевский монастырь, не пожелав перейти в подчинение Русской православной церкви вместо Константинопольского патриархата. После этого обитель перешла под крыло Святейшего Синода.

Адрес: АР Крым, г. Севастополь, мыс Филент, а/я 80

Телефоны: +38(099) 768-44-72

Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь

По преданию, один местный пастух ежедневно утром и вечером поднимался на гору и совершал молитву. Однажды, в день памяти св. вмч. Гергия Победоносца (23 апреля ст. ст.), этот пастух увидел здесь молодого воина на белом коне. Год спустя видение повторилось. На третий год пастух взошел на гору в сопровождении старцев. Они увидели юношу, который, на сей раз, стоял на большом камне рядом с конем. На камне отпечатались следы ног юноши и конских копыт. На горе обнаружили также икону св. Георгия. Ее отнесли в храм св. прор. Иоанна Предтечи в Керчи, но на следующий день святыня оказалась на прежнем месте. Тогда один священник совершил молебен и дал обет, что построит на месте явления св. Георгия церковь, где поместит икону, а пока ежегодно будет приносить ее сюда крестным ходом. Гора св. Георгия стала особо почитаемой. Здесь построили небольшую башенку, которую посещали богомольцы. Чуть позже житель Керчи Николай Джанбеков и Федор Сазонов построили небольшую часовню.

Адрес: 298221, г.Керчь, Ленинский р-н, с. Войково ул. Степная 33

Телефон: +7 (978) 779-58-68 (звонки только в рабочее время с 9:00 до 18:00 МСК)

Электронная почта: katerlez-m@yandex.ua

Свято-Николаевский мужской монастырь (Холмовка)

Свято-Николаевский мужской монастырь

Монастырь учрежден в 2010 г. при сельском храме Христа Спасителя. В 2013 г. обитель вела капитальное строительство Свято-Николаевского храма, братских и паломнических келий. 9 августа 2013 г. новостройки монастыря сильно пострадали от пожара. Обитель нуждается в помощи по восстановительным работам.

Адрес: Крым, Бахчисарайский район, с. Холмовка, ул. Центральная, 3

Телефон: +38-050-216-06-41

Покровский мужской монастырь (гора Шулдан)

Покровский мужской монастырь (гора Шулдан)

Древняя история монастыря реконструируется гипотетически: возникновение – в VIII-IX (по причине бегства в Крым из Византии иноков-иконопочитателей, согласно выдвинутой на рубеже XIX-XX вв. гипотезе В.Г.Васильевского и Ю.А.Кулаковского) или XIII-XIV (тщанием местных ревнителей благочестия) вв.; расширение (перестройка) – в XIV-XV вв. (на волне расцвета княжества Феодоро в юго-западном горном Крыму); запустение – после 1475 г. (в связи с разгромом Феодоро османами).

2-я пол. XIX и ХХ вв. были временем научного описания и исследования сооружений монастыря, на рубеже ХХ-ХХІ вв. здесь восстановлена монашеская жизнь.

Адрес: АР Крым, г. Севастополь, Балаклавский район, с. Терновка, урочище Шулдан

Телефоны: (0652) 25-45-11, 50-56-03, 27-00-59 (Епархиальное управление Симферопольской епархии)

Космо-Дамиановский мужской монастырь (Алушта)

Космо-Дамиановский мужской монастырь

Известный краевед В. Кондараки в «Универсальном описании Крыма» предполагал, что во время преследования христиан в этом ущелье был храм в честь св. Космы и Дамиана. Это вполне вероятно. В средневековье христиане Крыма часто возводили церкви в укромных местах вблизи источников. После выселения христиан из Крыма в Приазовье в 1778 г., когда на полуострове опустели более 80 населенных пунктов, храмы были брошены на произвол судьбы, многие разрушены. Возможно, такая же участь постигла и храм у источника Савлух-Су. Есть сведения, что в мариупольской церкви Рождества Богородицы находилась особо чтимая икона св. Космы и Дамиана, написанная на доске. В Крыму она находилась там, где в середине XIX в. была открыта Космодамиановская киновия.

Адрес: Крым , Алушта р-н., пгт. Партенит, пл. Иоанна Готфского, Фрунзенское шоссе 1а

Телефоны: +38(050)397-06-02; +38(06560)2-24-50.

Преображенский мужской монастырь (Раздольное)

Преображенский мужской монастырь

На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, состоявшемся 1 апреля 2015 года, был рассмотрен рапорт Преосвященного епископа Джанкойского и Раздольненского Алипия об образовании мужского монастыря в честь Преображения Господня в Джанкойской епархии (АР Крым).

Синод принял решение об открытии обители в с. Раздольное Раздольненского района АР Крым, на основе прихода Спасо-Преображенского кафедрального собора, сообщает сайт УПЦ.

Адрес: Крым , пгт. Раздольное, ул. Южная, 15

Телефон: (365-53) 92-2-35

Преображенский мужской скит

Является каноническим подразделением (скит) обители: Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь (г. Севастополь (Инкерман), Крым )

Адрес: Крым , Севастопольский р-н., с. Терновка

Мужское подворье Рождества Христова

Является каноническим подразделением (подворье) обители: Благовещенский Мангупский монастырь (с. Залесное, Крым )

Адрес: Крым , Бахчисарайский р-н., с. Красный Мак, ул. Ленина, 109

Телефон: +38(0654)6-07-44

Женский скит в честь Корсунской иконы Божией Матери

Является каноническим подразделением (скит) обители: Святой Параскевы Топловский женский монастырь (с. Учебное, Крым )

Адрес: Крым , Балаклавский р-н., г. Севастополь, массив «Сапун-гора», СТ «Импульс»

Мужской скит в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы

Является каноническим подразделением (скит) обители: Успенский Анастасиевский монастырь (г. Бахчисарай, Крым )

Адрес: Крым, Бахчисарайский р-н., с. Баштановка, ущелье Качи-Кальон

Благовещенское мужское подворье

Является каноническим подразделением (скит) обители: Космо-Дамиановский мужской монастырь (Алушта)

Адрес: 98542, Россия, Крым, Алуштинский р-н., с. Партенит, пер. Крутой, 5

Крым — это полуостровом с невероятно красивыми пейзажами и уникальной флорой и фауной. Из всех мест в Крыму, которые стоит обязательно посетить, выделяются его «Пещерные города», которые были и есть одними из самых малоизученных мест на полуострове. Пещерные комплексы с жилыми помещениями в скалах Крыма по-настоящему удивят туристов своей редкостью и историей. Пещерные поселения строили по традиции, которая возникла благодаря природно-геологическим условиям, которые способствовали удобному расположению построек в пещерах.

Сам полуостров состоит из нескольких этажей, состоящих из осадочных пород, на одном из которых и находились древние пещерные города. Этот этаж, состоящий из известняка, песка и глины, наклонён на север под углом 10-11°, тем самым образуя на поверхности рельеф с в виде вытянутых гряд с пологими склонами. Известняковые залежи отлично подходят к проведению в них подземных полостей, так как они образуют однородные мощные слои, формируя устойчивый массив вокруг этих полостей. Создание пещерных полостей не требуют больших усилий, благодаря некоторым свойствам известняка, поэтому древнейшие племена могли осуществлять разработки этих полостей с помощью кирки или зубила с молотком.

Племена, населявшие этот полуостров, пользовались такими преимуществами ландшафта для создания условий проживания. На сегодняшний день мы имеем застройки «Пещерных городов» Крыма, состоявших из жилых построений и высеченных в скалах помещений для хозяйства, обороны и религиозного культа, из-за чего они и получили такое название.

«Пещерный город» иудеев — Чуфут-Кале

Одним из первых в списке самых интересных «Пещерных городов» Крыма является Чуфут-Кале — средневековый город-крепость, расположенный в 2,5 км к востоку от г. Бахчисарая у села Староселье, которым управляла Джанике, крымская правительница и по совместительству дочь Тохтамыша. Общая площадь его составляет 460 тыс. м2.

История Чуфут-Кале должна заинтересовать туристов количеством осад, которые крепость пережила за всё время её существования. Поселение упоминается в 1254 году как Кырк-Ер или Кырк-Ор, на месте которого, предположительно, был византийский город, возникший в V — VI веках. Крепостью правили предшествующее поколение Джанике, в нём же она прятала своего брата Кадыр-Берды от Едигея, её мужа и по совместительству ордынского полководца. Выжив, брат стал ханом Золотой Орды и пошёл в битву с Едигеем, в ходе которой погибает сам муж Джанике, а позже и её брат.

Это привело к тому, что дочь Тохтамыша взошла на престол и в будущем поддерживала Хаджи Герая в борьбе с потомками Тохтамыша. После смерти правительницы, через четыре года Хаджи Герай основывает Крымское Ханство, а Кырк-Ер становится его первой столицей, в которой он устроил свою резиденцию. В начале XVI века возводиться Бахчисарай, куда хан со свей свитой переезжает, а за ними почти все мусульмане. Ханы ещё долго пользовались крепостью как оружейным складом и убежищем на случай междоусобиц, а оставались жить там в основном караимы и немного крымчаков.

После того, как Крым был присоединён к Российской Империи, караимы и крымчаки стали уходить из крепости, из-за чего город опустел, а к концу XIX века в нём была лишь семья смотрителя. С октября 2015 года «Пещерный город» Чуфут-Кале становится объектом культурного наследия и большинство людей наслаждаются его красотой, необычностью и историей.

Добраться до города достаточно просто, ведь можно сесть на автобус от автовокзала г. Бахчисарая и доехать до остановки «Староселье», затем пешком мимо Успенского пещерного монастыря. Посещение платное, от 100 р. до 200 р.

Северный «Пещерный город» — Бакла

Следующим в списке Бакла — «Пещерный город», расположенный так же, как и Чуфут-Кале в Бахчисарайском районе, но уже на крутом южном склоне внутренней гряды недалеко от села Скалистое. Он привлекает обнажением горных пород, где проходят практику будущие геологи из России и Украины. На полуострове это пещерное поселение находится на самой северной стороне, и географическое положение сильно влияло на его будущее. Он был хорошо защищён от ветров и имел лёгкий путь, по которому можно было без труда подойти к нему.

История «Пещерного города» Бакла не такая богатая как у Чуфут-Кале, но тоже достаточно интересная. Изначально Бакла был мирным городом с возможностью земледелия, а его немало важное значение как укреплённой крепости было мало. Археологи доказали, что люди заселялись здесь ещё в начальные стадии каменного века, но первые постройки появились в IV веке. Первыми были аланы, готы и самарты, которых позже Византия активно направляла их на веру в Иисуса Христа. Город погиб от рук Золотой орды в 1299 году.

Сейчас можно увидеть следы остатков Баклы. Где-то сохранилась остатки большой церкви, крепостной стены и башни, где-то сохранились высеченные в скалах могилы и зерновые ямы. Также сохранилось около 100 пещер, вырубленных в известняках. Пещеры можно увидеть уже издалека, но стоит подняться ближе, как в глаза бросается большое количество отверстий, формой напоминающих сосуды для вина.

Добраться до города можно также от автовокзала г. Бахчисарая до села Скалистое на автобусе, затем около 2-х км. пешком по указателям или с экскурсоводом.

Столица княжества Феодора — Мангуп-Кале

Последним в списке «Пещерный город» Мангуп-Кале в Крыму расположен на плато возвышенности, сохранившейся от разрушения, под названием Баба-Даг в Бахчисарайском районе вблизи села Хаджа-Сала. В Крыму его считают самым крупным «Пещерным городом». Сама гора представляет собой возвышение, которое резко обрывается к югу. С севера у горы имеются четыре мыса: Чамны-бурун, Чуфут-Чеарган-Бурун, Элли-бурун, Тешкли-бурун. На его территории находятся два больших родника с необычным названием: Мужской и Женский.

Изначально в первом тысячелетии до н.э. плато заинтересовало таврские племна, они то и дали ему название — Мангуп. Следом его населяли скифы, аланы, готы и сарматы. Но только в V веке здесь стали появляться первые укрепления, и уже в VII веке убежище разрослось. Была возведена крепостная стена, а следом базилика.

Сам город стал центром Готской епархии в Крыму, но ненадолго. В конце VII века приходит Хазарский каганат и подчиняет Мангуп, что послужило толчком к началу восстания. С XII по XV века город стал столицей православного княжества Феодора, который находился под влиянием Византии. С этого века сохранились многие пещеры, стены и руины. В 1475 году территория подверглась захвату османскими войсками. Они перестроили крепость и назвали её Мангуп-Кале, которая вплоть до 1774 года была центром самой мелкой административно-территориальной единицы Османского государства. Затем она была брошена турецким гарнизоном, а в 1790 году полностью опустел.

Так как Мангуп-Кале расположен на высоте 583 м, а плато площадью около 900 тыс. м2, он впечатляет своими размерами и потрясающими видами, которые открываются с него. Поэтому этот «Пещерный город» пользуется большой популярностью у туристов.

Как добраться? К сожалению, прямых рейсов в село Ходжа-Сала нет, поэтому добираться до города придётся отправляясь на автобусе от «Западной» автостанции в Симферополе до остановки между «Залесным» и «Терновкой», но нужно будет заранее оповестить водителя об остановке.

Все перечисленные «Пещерные города» Крыма находятся в г. Бахчисарай

Туристам на заметку

Туристы, отправляясь в Крым ради того, чтобы самим лицезреть данные чудеса природы и архитектуры, должны понимать, что такие путешествия будут достаточно не просты и надо будет подготовиться к большим расстояниям и трудностям в передвижении по скалистым горным вершинам. Но это однозначно стоит того.

Чаще всего посещают в Крыму «Пещерные города» Бахчисарайского района и Севастополя, также для их посещения выбирают самые благоприятные месяцы, а именно сентябрь и октябрь. Удачно вам посетить «Пещерные города» и монастыри Крыма, а также приятного отдыха.

В апреле мне удалось, по милости Божией, совершить паломническую поездку по православным святыням юго-восточного Крыма. Пригласила меня семья православных гидов-экскурсоводов Малиновских, о которой я рассказала в предыдущей статье. За несколько дней я, конечно, не успела посмотреть все святыни Крыма: их огромное количество. Но увидела все-таки очень многое, и мне хочется поделиться с вами, дорогие читатели Портала «Православие.ру», своими впечатлениями.

Ай-Петри. Фото: Эдуард Гордеев / National Geographic

Я прилетела в только что открывшийся в Симферополе новый просторный аэропорт «Крымская волна». Находиться в нем очень приятно. Это, пожалуй, самый современный и зеленый аэропорт России, построенный с учетом лучшего мирового опыта.

В зале регистрации возвышается самая большая в Европе «зеленая стена», вокруг – островки крымской флоры. В информационной справке я прочитала о наличии в здании аэропорта более 10000 зеленых растений. На четвертом этаже – открытая терраса с видом на горы Чатыр-Даг, это уникальное архитектурное решение, которое не имеет аналогов в России. Поднялась на террасу – вид действительно прекрасный, и дышится в аэропорту легко.

За три дня мы с Сергеем и Викторией посетили множество православных храмов и монастырей.

1. Симферополь, Свято-Троицкий женский монастырь

Первым делом, конечно, решили посмотреть православные святыни самого Симферополя. Свято-Троицкий женский монастырь с прекрасным Свято-Троицким собором находится практически в самом центре Крымской столицы, на улице Одесской, 12. Старинный собор был впервые освящен в 1796-м году и перестроен в 1868-м. С 2003 года здесь действует женский монастырь.

Свято-Троицкий собор

Возле собора

В соборе почивают мощи святого исповедника, архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), служившего здесь с 1946 по 1961 год. Он был крымчанином по рождению и отдал Крыму последние 15 лет своей жизни. В 2001-м году греческие священнослужители подарили монастырю серебряную раку для мощей святителя.

Рака с мощами священноисповедника Луки Крымского

О своей ссылке владыка говорил коротко: «Куда меня ни пошлют – везде Бог»

Владыка Лука, гениальный хирург и святой человек, перенес множество скорбей, гонений и испытаний. У него умерла жена, оставив сиротами малолетних детей. Его самого преследовали и мучили, отправляли в самую далекую ссылку, за 230 верст дальше Полярного круга, где не жили даже вороны и воробьи, потому что при морозах и свирепых ветрах этого края они замерзали на лету и камнем падали на землю. О своей ссылке владыка говорил коротко: «Куда меня ни пошлют – везде Бог».

Икона святого исповедника архиепископа Луки Крымского

Во всех испытаниях, выпавших на его долю, святитель не терял мужества и веры. Он помогал всем, кто встречался на его жизненном пути, и советовал духовным чадам: «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

Владыка работал на пределе сил, делал по 4–5 операций в сутки, не уходил с работы дотемна. Брал на операционный стол безнадёжных и вырывал их из рук смерти. Исцелил огромное количество людей – нередко тех, от кого отказались другие врачи. Полуслепому от трахомы старику-тунгусу он исправил заворот век пересадкой слизистой оболочки, и результат операции оказался так хорош, что старик по-прежнему стрелял белок, попадая им прямо в глаз. Мальчик, оперированный по поводу крайне запущенного остеомиелита бедра, пришел к владыке совершенно здоровым.

Хирург В. Н. Зиновьева, ученица владыки, вспоминала, что он помнил каждого больного в лицо, знал его фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. Говорил: «Для хирурга не должно быть ‟случая”, а только живой страдающий человек».

В 1946-м году владыка был переведен в Крым архиепископом Симферопольским и Крымским. Он писал по этому поводу: «Это было, несомненно, по воле Божией, ибо здесь я очень нужен. Мне приходится устраивать разоренную епархию». Во время войны города и села Крыма были страшно разрушены, сильно повреждены прекрасные храмы. Владыке пришлось заботиться о 58 крымских приходах. Много трудов положил он для восстановления церквей и возобновления в них богослужения.

И в наши дни известны многочисленные случаи чудесной помощи владыки

В начале 1955 года владыка полностью ослеп, но никто не слыхал от него жалоб или ропота. Он писал: «Я принял как Божию волю быть мне слепым до смерти, и принял спокойно, даже с благодарностью Богу». Как врач, он оставался тонким диагностом и точно определял исход болезни. Местные поликлиники самых тяжелых больных направляли к слепому профессору, архиепископу Луке, чтобы он поставил верный диагноз.

И в наши дни известны многочисленные случаи чудесной помощи владыки. Каждую пятницу в соборе служится молебен, после которого можно приложиться к мощам святителя. На молебне собирается большое количество верующих.

У мощей святителя Луки

На территории монастыря работает музей святителя Луки Крымского, и я смогла увидеть личные вещи владыки, картины, которые написал он сам. Знала, что он был высокого роста, но была поражена большим размером его мантии и ботинок. Экскурсовод подтвердила, что святитель Лука был очень высоким, могучего телосложения, величественным. На этом избраннике Божием почивала такая благодать, что когда он входил в любое помещение, вставали даже неверующие люди.

Музей святителя Луки

В соборе также находится особо чтимая икона Богородицы «Скорбящая», чудесным образом обновившаяся в 1998-м году.

2. Симферополь, собор во имя Святых апостолов Петра и Павла

Совсем рядом со Свято-Троицким монастырем, на улице Октябрьская, 16, находится кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. По преданию, он выстроен на месте, где стояла в период Крымской кампании 1770 года штабная палатка Суворова.

Свято-Петропавловский кафедральный собор

Среди святынь собора – старинная Иверская икона Божией Матери, частица святых мощей преподобного Ипатия Печерского, чтимая икона святителя Николая Чудотворца, лик которого в 2004-м году чудесным образом отобразился на стекле киота.

Чудесная икона святителя Николая Чудотворца, образ которого проявился на стекле киота

3. Симферополь, храм Святых Равноапостольных Царей Константина и Елены

Рядом с Петропавловским собором, на улице Октябрьская, 8 а, расположен храм Святых Равноапостольных Царей Константина и Елены – бывшая русская полковая церковь, старейший храм в Симферополе. На потолке храма сохранились изображения полковых гербов.

Церковь Святых Царей Константина и Елены

В 1787-м году здесь молилась Екатерина II, приказавшая доставить сюда из Санкт-Петербурга церковную утварь и ризницу.

Памятная доска в честь Екатерины II

4. Симферополь, Свято-Александро-Невский собор

Свято-Александро-Невский собор был построен на месте Суворовского редута, освящен в 1829-м году, разрушен в 1930-м и восстановлен совсем недавно, под патронатом президента РФ В.В.Путина.

Свято-Александро-Невский собор

Здесь почивают мощи архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия (Карпова) (1814–1882), просветителя китайцев, прославленного в 2008-м году в лике местночтимых святых.

Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий -просветитель китайцев

Владыка Гурий жил в Китае в качестве миссионера в течение 18 лет и перевел на китайский язык несколько богослужебных книг. Равноапостольные труды владыки привели в Православие сотни китайцев.

Святитель Гурий переводит богослужебные книги для китайцев

В 1900-м году его духовные чада (222 человека) во главе со священником-китайцем, священномучеником Митрофаном, приняли мученическую смерть.

Собор святых мучеников китайских

Владыка Гурий стяжал духовные дары горячей молитвы и прозорливости

Владыка Гурий стяжал духовные дары горячей молитвы, пламенной проповеди и прозорливости. Известны случаи исцелений по его молитвам, а также случаи его чудесных явлений разным лицам. Так, во время Великой Отечественной войны он явился во сне одной благочестивой монахине и сказал, что сохранит свой город от разрушения. И действительно, несмотря на сражения, Симферополь остался практически нетронутым.

Спустя почти 50 лет после погребения тело святителя оставалось нетленным, а из его руки, случайно поврежденной при перенесении гроба, истекла кровь.

Рака с мощами святителя Гурия

5. Симферополь, Часовня Святых Царственных Страстотерпцев

Часовня была построена по инициативе депутата Государственной думы России Натальи Поклонской в 2016-м году.

Часовня Святых Царственных Страстотерпцев

Рядом с часовней – бюст святого Государя Императора Николая Второго, воплощённый в бронзе Андреем Клыковым, сыном прославленного русского скульптора. Совсем недавно в часовне мироточили многие иконы и даже бюст святого Императора Николая II, причем благоухание чувствовалось даже на противоположной стороне улицы.

Бюст святого страстотерпца Государя Императора Николая Второго

6. Бахчисарай, мужской пещерный Свято-Успенский монастырь

Из Симферополя мы отправились в Бахчисарай. Добраться сюда из Симферополя можно на пригородных электричках (около часа), автобусами (около 30 минут) или на автомобиле (15–20 минут). Название «Бахчисарай» переводится с крымско-татарского как «сад-дворец» и было даровано городу, когда он являлся столицей влиятельного Крымского ханства (XV–XVIII век).

Несмотря на то, что в наши дни численность населения Бахчисарая составляет всего около 27000 человек, город до сих пор сохраняет свой неповторимый колорит, напоминающий о давней эпохе Крымского ханства.

Свято-Успенский монастырь

Вблизи Бахчисарая, в одном из самых красивых уголков Крыма, находится древний Свято-Успенский мужской монастырь. С его многовековой историей связано множество преданий. Места эти освящены чудесным явлением иконы Божией Матери.

Свято-Успенский монастырь

С двух сторон обитель окружают отвесные скалы высотой до 140 метров. Сюда приезжали Императоры Александр I и II и Николай I, во времена Крымской войны 1853–1856 гг. на территории монастыря был оборудован госпиталь, где оперировал знаменитый хирург Н.И. Пирогов.

Свято-Успенский монастырь

7. Инкерман, Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь

После Свято-Успенского монастыря мы отправились в Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь – один из древнейших монастырей Крыма. Находится он в Инкермане, пригороде Севастополя. Расстояние от Бахчисарая до Инкермана около 30 километров, время в пути – 45 минут. Часто ходят автобусы Бахчисарай–Севастополь с остановками в Инкермане.

Инкерман. Монастырь святого Климента

Здесь в I веке трудился священномученик Климент, апостол от семидесяти

Здесь в I веке нашей эры трудился священномученик Климент, епископ Римский, апостол от семидесяти, сосланный в Инкерманские каменоломни императором Траяном за проповедь христианства. В 101-м году по приказу императора святого утопили в море, привязав якорь к его шее. По его молитвам совершалось множество чудес, одним из которых было открытие святого источника для облегчения участи каторжан.

Николай II с Августейшим семейством в Инкерманском монастыре

В монастыре построены три пещерных храма, один из них прорублен в скале руками самого святителя Климента. Здесь также есть костница.

Костница

Среди святынь – частица мощей от честной главы священномученика Климента (сама мироточивая глава хранится в Киево-Печерской лавре).

Монастырь святого Климента

Прекрасная природа этих мест, старинные пещеры и сам дух монастыря наполняют душу невыразимым чувством покоя и умиротворения. В свечных лавках продаются самые разнообразные полезные чаи и травяные бальзамы, изготовленные братией обители.

Монастырь святого Климента

Пещерный храм

8. Херсонес, Свято-Владимирский собор

Затем мы отправились в Херсонес. Именно на месте этого древнего городища со временем вырос Севастополь, эти места посещал апостол Андрей Первозванный, здесь принял крещение святой равноапостольный князь Владимир.

Севастополь

В XIX веке здесь был расположен Херсонесский монастырь. Во время первой обороны Севастополя обитель заняли французы, которые отсюда обстреливали русские войска. После войны монастырь был восстановлен, и его украшением стал Свято-Владимирский собор, строительство которого начали в 1861-м году в присутствии Императора Александра II, заложившего первый камень будущего храма.

Свято-Владимирский собор

Возведение собора длилось более 30 лет, деньги на его строительство собирались по подписке со всей России. Толщина стен достигала одного метра, а внутренняя отделка поражала своей роскошью и красотой: мраморные стены и колонны, выложенные мозаикой полы, гранитные лестницы на второй этаж, росписи знаменитых художников. После революции собор превратили в музей, во время войны он сильно пострадал и только в наше время возродился в своем былом величии.

Свято-Владимирский собор

Сейчас Свято-Владимирский собор – второй по величине в Крыму и самый крупный храм Севастополя, его высота 26 метров. Он расположен на территории интереснейшего Национального историко-археологического заповедника «Херсонес-Таврический». Его адрес: ул. Древняя, 1.

Внутри собора

9. Мыс Фиолент, монастырь святого Георгия Победоносца

Здесь, по преданию, греки-моряки были спасены от гибели святым Георгием

Далее мы отправились к мысу Фиолент. От центра Севастополя до мыса расстояние составляет 16 километров, сюда ходят автобусы, троллейбусы и маршрутки. У мыса Фиолент, что по-гречески означает «Божия страна», находится монастырь святого Георгия Победоносца.

Здесь, по преданию, в 891-м году таврические греки-моряки были спасены от верной гибели святым Георгием, который явился им на скале и указал безопасный путь. Когда после шторма они поднялись на скалу, то обнаружили там его икону. Через год моряки вернулись в эти места, чтобы основать здесь монастырь. Сейчас на скале стоит Поклонный Крест.

Поклонный крест на скале

Сюда приезжала Царская Семья, и Царь даже выделил средства на строительство нового храма, но революция помешала осуществлению замысла. Здешние благословенные места посещали Пушкин, Алексей Толстой, Бунин, Чехов, Островский и многие другие писатели и поэты.

Мыс Фиолент монастырь святого Георгия

Это удивительно красивое место. Из монастыря открывается уникальный вид: суровые отвесные скалы всевозможных оттенков – от светлого ракушечника до темной вулканической породы. Яшмовый пляж, посыпка которого изобилует вкраплениями разноцветных минералов, лазурное море, уходящее в бесконечность, благоухание южных цветов, кустарников жасмина и можжевельника – все это непередаваемо прекрасно и утешительно для души, любящей красоту Божьего мира.

Мыс Фиолент

10. Феодосия, Казанский собор

Из Севастополя мы поехали в Феодосию, поскольку это родной город моих друзей – экскурсоводов Малиновских, которые и показали мне святыни юго-восточного Крыма.

Добраться из одного города в другой можно на автомобиле, электричке (адрес ж/д вокзала Севастополя: ул. Вокзальная, д. 1) или автобусе (есть прямые и проходящие, ходят часто, время в пути – от 3 до 6 часов, в зависимости от того, по какой дороге едет автобус: через Симферополь – 194 км, или через Ялту – 249 км, цена билета на автобус Севастополь– Феодосия в 2018-м году – около 400 рублей).

Некоторые путешественники строят весь свой отпуск вокруг маршрута Севастополь – Феодосия и остаются очень довольны.

В Феодосии первым делом мы посетили Казанский кафедральный собор (улица Соборная, 52), который создавался как подворье Топловского женского монастыря, на пожертвования горожан. Много лет его усердным благотворителем был граф Николай Федорович Гейден – он пожертвовал обители свою дачу, на месте которой возник сначала деревянный храм, а в 1907-м году и каменный собор. Строительство храма вела игумения Параскева (ныне прославленная в лике местночтимых святых). После революции собор превратили в склад, в годы войны – в госпиталь. После войны началось его возрождение. Собор посещал святитель Лука, который участвовал в организации его обновления художественными росписями на сюжеты Евангелия и церковным убранством.

Казанский собор

Сейчас это величественный и прекрасный собор с небольшим садом, настоящая жемчужина Феодосии. Здесь есть почитаемая Казанская икона Пресвятой Богородицы, икона «Знамение», являющаяся покровительницей Феодосии, ковчег с мощами многих святых.

В Казанском соборе

12. Феодосия, Иверский храм

Предполагают, что в этом храме молился Афанасий Никитин

Старинный, бывший армянский храм, построенный предположительно в XIV веке, по преданию, на том самом месте, где проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. Предполагают, что в этом храме молился путешественник Афанасий Никитин (рядом находится его памятник). Есть также предположение, что фрески храма (сохранившиеся фрагментарно) принадлежат выдающемуся мастеру фресковой живописи Феофану Греку (1340–1405).

Адрес храма – улица Портовая, 16.

Иверский храм

13. Феодосия, Екатерининский храм

Адрес – улица Федько, 95, рядом с автовокзалом и железнодорожной станцией. Нарядный, радующий своим архитектурным обликом храм в русском стиле, прекрасно расписанный внутри, был построен в 1892-м году на средства действительного статского советника, выдающегося ученого своего времени, доктора математических наук, профессора физики Василия Ивановича Лапшина.

Свято-Еактеринский храм

20 лет его настоятелем служил священномученик Андрей Феодосийский (Косовский) (1878–1920). Был аре­сто­ван пря­мо в хра­ме 7 де­каб­ря 1920 го­да, в день па­мя­ти великомуче­ни­цы Ека­те­ри­ны. В честь священномученика во дворе церкви в 1999-м году построен ещё один храм с крестильней и воскресной школой.

Свято-Екатерининский храм

14. Старый Крым, источник святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

Расстояние между Феодосией и Старым Крымом составляет примерно 26 километров, проехать его на автомобиле можно за полчаса, автобус с автовокзала с остановками идет около часа, стоимость билета 50 рублей.

Окрестности Старого Крыма богаты источниками, которые используются в лечебных целях, но самый известный из них – источник Святого великомученика Пантелеимона. Улица Свободы ведет к тихой окраине города, грунтовая дорога спускается к реке Чурук-Су, за которой, на невысоком горном склоне, расположены часовня и источник. Любой местный житель легко покажет вам дорогу.

Старый Крым. Источник святого Великомученика и Целителя Пантелеимона

Люди знают об этом источнике с древних времен

Люди знают об этом источнике с древних времен. К нему приезжал с семьей Император Александр II, бывал здесь и князь Потемкин.

В советские времена жительница Старого Крыма Ксения Токарева дважды слышала во сне голос, который наказал ей быть хранительницей святого источника. Она ухаживала за родником с 1958 года до самой своей смерти в 1985-м году. В народе звали Ксению Матушкой.

Вода в источнике необыкновенно вкусная.

15. Грушевка, Судакский район, храм иконы «Знамение»

Недалеко от Старого Крыма по дороге в Топловский монастырь находится маленькое село Грушевка (историческое название Салы). Расстояние между Старым Крымом и Грушевкой – 16 километров, время в пути – 10 минут, ходят автобусы.

Мы, конечно, не смогли проехать мимо села с таким уютным названием, не заглянув в его необычный старинный храм из бутового камня – живое свидетельство многовековой истории Крыма.

Храм в честь иконы Знамение

Предположительно храм был построен армянскими переселенцами в XIV веке, а его алтарная часть, сохранившаяся, как жемчужина в раковине, относится ещё к более раннему периоду – к первым векам христианства. Археологи, которые вели раскопки на месте храма, датируют алтарную часть не позже IV века нашей эры.

Древний храм был разрушен гуннами в IV веке и восстановлен в VIII, причем его строители предусмотрительно вырыли длинные подземные ходы на случай войны в сторону Судака и Старого Крыма, а также на гору Агармыш.

Храм в Грушевке

Каждый гусар, подписав свою фамилию на шапке, подкидывал её, а девушки ловили

В 1475-м году Крым захватили турки, которые в очередной раз разрушили храм. В 1779-м году христиане Крыма, армяне в том числе, были переселены на Дон, и старинное село опустело. После бескровного присоединения Крыма к Российской империи в 1783-м году в селе был расквартирован гусарский полк, командир которого подарил храму икону Божьей матери «Знамение». В 1792-м году храм был перестроен и освящен уже в честь Знаменской иконы.

43 гусара изъявили желание остаться жить в Грушевке после окончания службы, и командир решил выписать им невест из российских губерний. Девушкам, желающим приехать в крымское село, давали вольную, и очень скоро невесты приехали. Они участвовали в «шапочном разборе», поскольку каждый из гусар, подписав свою фамилию на шапке, подкидывал её в воздух, а девушки эти шапки ловили. Интересно, что ни одна из созданных таким образом семей не распалась, и сейчас в Грушевке проживают их потомки, которые помнят, от кого из гусар они ведут свой род.

16. Топловский Троице-Параскевиевский монастырь

Недалеко от Грушевки, в селе Тополевка Белогорского района, мы посетили удивительный монастырь, основанный рядом с греческой деревушкой Топлу (с греческого «место, местность»). О том, как добраться до монастыря, подробно рассказывается на его сайте: http://www.toplovskyi.ru/palomnikam/kak-dobratsya-do-monastyrya/

Прекрасные храмы, три целебных источника (святой Параскевы, великомученика Георгия Победоносца и Трех Святителей), купальня, вкусная бесплатная трапеза, недорогая паломническая гостиница, богатый выбор духовной литературы в книжной лавке, множество целебных чаев и лекарственных трав, чистейший воздух, благоухание лаванды, роз, тюльпанов, тишина и благодать старинного монастыря – все это вызывает сильнейшее желание возвращаться сюда снова и снова.

В Топловском монастыре

По преданию, здесь во II веке приняла мученическую кончину святая Параскева, а на месте усекновения ее главы забил источник. Он и поныне исцеляет страждущих, особенно часто – от глазных болезней.

Мы с радостью искупались в закрытой купели, куда женщины и мужчины заходят по очереди. Для купания здесь и тем и другим благословляется быть в длинных сорочках.

В купальне Топловского монастыря

Сохранилось предание, что святая Параскева по ночам ходит вокруг монастыря и молится

Много веков, когда рядом ещё не было никаких дорог, а источник струился среди густого леса, люди не забывали о нем, настолько целебным он являлся. Паломники тех времен с трудом пробирались сквозь лесные заросли и овраги, молились у родника в надежде получить исцеление и получали его – и это было лучшим свидетельством того, что преподобномученица Параскева не оставляет здешние места своей милостью. Подтверждением этому стало обретение в источнике её иконы. Найденную икону греки взяли с собой при переселении в Приазовье в 1778-м году, и, по преданию, образ спас Мариуполь от холеры.

Сохранилось еще предание, что святая Параскева по ночам, особенно под великие праздники, ходит в монашеском одеянии вокруг монастыря и молится. Молча благословляет она встретившегося ей путника, и, если он болен, исцеляет его своим молитвенным предстательством перед Господом. Когда-то давно злые люди пытались ночью похитить бревна и доски, приготовленные для строительства церкви и монастырских келий, но смогли унести похищенное только до святого источника Параскевы. У родника они замерли и не смогли, несмотря на все усилия и наступление утра, сдвинуться с места.

У источника святой Параскевы

Обитель часто называют монастырем трех Параскев. Вторую Параскеву от рождения звали Константиной, и была она простой сельской девушкой из болгаро-греческой колонии, проживавшей в XIX веке в этих краях. Семейный быт колонистов был суров и патриархален, молодежь держали в строгости. И юную болгарку Константину ждала размеренная и строгая жизнь, но произошло неожиданное: однажды, когда девушка замешивала тесто, она услышала голос, зовущий её по имени.

Видимо, этот Небесный зов был так силен и чудесен, что Константина оставила дом и родителей и ушла в горы. Она поселилась в пещере, среди дикой природы, и вела молитвенную жизнь отшельницы. Крымские горы зимой суровы, и можно только поразиться мужеству хрупкой молодой девушки, которая решилась на такой поступок. После восьми лет жизни в пещере она переселилась к источнику святой Параскевы, выкопала здесь себе землянку и стала молиться, чтобы у родника возвели церковь. Вскоре построили часовню, и к Константине присоединились несколько женщин, образовав небольшую общину.

Мечта болгарской молитвенницы сбылась ещё при её жизни: в 1863-м году у источника построили церковь во имя святой Параскевы, а годом позже основали женский монастырь. Первые годы его существования жизнь монахинь была крайне тяжелой: сестры жили в землянках, построенных собственными руками, и скудно питались, но их усердная молитва не угасала. В конце своей жизни Константина приняла монашеский постриг с именем Параскева. Через 11 лет после основания монастыря, в 1874-м году, она отошла ко Господу и была похоронена на том самом месте, куда ежедневно ходила молиться. Теперь здесь монастырское кладбище.

Третьей Параскевой стала игумения монастыря, Параскева (Родимцева), управлявшая обителью с 1889 года до ее закрытия.

Топловский монастырь

Монастырь рос и процветал. В 1890-м году граф Николай Федорович Гейден стал его усердным благотворителем и жертвовал земельные участки, недвижимость и крупные денежные суммы. Он также пожертвовал обители свои семейные святыни – старинную Казанскую икону Пресвятой Богородицы, украшенную жемчугом и бриллиантами, и крест с мощами Киево-Печерских угодников, доставшийся ему от деда, графа Зубова.

Не могу удержаться и не сказать несколько слов об этом замечательном человеке, генерале от кавалерии, старосте Казанского собора в Феодосии, попечителе многочисленных сиротских учреждений и благотворительных обществ. Это о нем писала вдова Достоевского Анна Григорьевна: «Последнюю ночь перед выносом Псалтирь у гроба читал граф Николай Федорович Гейден, глубокий почитатель таланта Федора Михайловича».

Судьба Гейденов сложилась трагически. Николая Федоровича арестовали большевики, долго томили в тюрьме, пока его не взял на поруки дворник-татарин. В дворницкой Николай Федорович и отошел ко Господу. Его супруга стала свидетельницей расстрела красными их сына, шестнадцатилетнего кадета.

Матушка игумения Параскева трудилась в монастыре 53 года, из них 39 возглавляла обитель. При ней Топловский монастырь пережил духовный подъем и наибольший расцвет всей монашеской жизни. Здесь подвизались около 300 монахинь, инокинь и послушниц, и по количеству сестер это был самый крупный монастырь в Крыму.

Мощи праведной Параскевы — игуменьи дореволюционного монастыря

В начале1920-х Топловская обитель была преобразована в сельхозартель, затем здесь был совхоз «Безбожник», потом – пионерский лагерь «Тополек». Игумении Параскеве пришлось увидеть поругание и разрушение своей обители. И только когда матушка поняла, что существование монастыря уже невозможно ни под каким видом, даже под видом женской сельхозартели, и монахинь разогнали куда глаза глядят, – только тогда она позволила себе отойти ко Господу, оставив свой многолетний пост.

Скончалась игумения Параскева в 1928-м году, 3 декабря (по старому стилю), от паралича сердца, проболев пред этим только полтора часа. Во время краткой предсмертной болезни Господь сподобил её исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.

Игумения Параскева (Родимцева) прославлена ныне в лике местночтимых святых Симферопольской епархии. В монастыре хранится множество документально подтвержденных свидетельств о её молитвенной помощи.

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) пытался открыть монастырь в 1946-м году, но власти не позволили ему это сделать, и возрождение обители началось только в 1992-м году. Сейчас здесь два действующих храма (достраивается третий) и множество святынь, в их числе мощи последней настоятельницы обители, праведной Параскевы.

В храме Топловского монастыря

Вот такое путешествие по православным святыням юго-восточного Крыма у меня получилось всего за три дня, а для рассказа обо всех святынях этого края понадобилось бы гораздо более длинное путешествие и толстая книга вместо небольшой статьи. Тем не менее надеюсь, что даже эта краткая информация вдохновит кого-то из паломников. Ангела-Хранителя в дорогу!

Крымские горы

Все святые Крымские, молите Бога о нас!

Собор Крымских святых

На полуострове находится почти 40 тысяч православных храмов. А есть еще святые источники, монастыри, часовни… На посещение всех этих мест и жизни не хватит. Что же можно успеть за 9 дней — именно столько длится православный тур в Крым?

На удивление, немало. Мы выбрали для Вас 7 наиболее ярких, пробуждающих сильные эмоции, наименований, к которым хочется прикоснуться в первую очередь.

  1. Место крещения святого князя Владимира

Того самого, по воле которого в 988 году к истинной вере обратилась вся наша страна. Сейчас на этом участке побережья Черного моря находится Владимирский монастырь, стоит крупный и очень красивый собор. Территориально этот комплекс расположен в Херсонесе Таврическом, в Севастополе. Это, пожалуй, важнейшее православное место Крыма.

  1. Храм воскресения Христова в Форосе

Даже человека неискушенного в вере, относящегося к теме духовного легкомысленного, этот храм поражает с первого взгляда. Он возвышается на обрывистом утесе, носящем говорящее название «Красная скала», в 400 метрах над уровнем моря. У подножья утеса раскинулся поселок Форос, а еще чуть дальше — безбрежные морские просторы.

Это паломническое место в Крыму было возведено в честь чудесного спасения семьи Александра III во время крушения поезда в 1888 году. За невероятную красоту этот храм выделяли такие известные люди, как Антон Павлович Чехов, император Николай II.

  1. Успенский мужской монастырь в Бахчисарае

Главная примечательная черта этой святой обители — его расположение. Этот пещерный монастырь укрывается непосредственно в толще скалистой гряды, рядом с роскошным Бахчисараем. Его построили еще византийские монахи, где-то в VIII веке н.э.

Он выдержал все испытания. Пережил турецкое завоевание, советскую власть. Теперь это удивительное святое место Христианства в Крыму снова работает так, как и задумывали его устроители — является оплотом веры.

  1. Симферопольский Свято-Троицкий женский монастырь

Этот светлый и нарядный монастырь ютится практически в центре столицы края, Симферополя. Сюда ходят полюбоваться величественной красотой постройки, помолиться. А еще — прикоснуться к сильнейшим святыням. Мощам святого Луки и чудотворной иконе Божьей Матери «Скорбящая».

  1. Собор Александра Невского в Ялте

Красивейший собор в русском стиле, расположенный практически в самом сердце Ялты, неразрывно связан с фамилией Романовых. Он был построен как дань памяти погибшему от рук народовольцев Александру II. Это сооружение очень любят не только верующие, совершающие паломничество по святым местам Крыма, но и ценители архитектуры.

  1. Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Этот храм считается древнейшим уцелевшим оплотом православия на полуострове. Он датируется приблизительно VIII веком н.э. Сейчас он со всех сторон окружен городской застройкой, его силуэт сложно в полной мере оценить. Но и с близкого расстояния тут есть на что посмотреть. За века своего существования этот храм повидал всякое, здесь открывали душу Богу самые разные исторические деятели.

  1. Скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне

Почитали эту святую обитель не только православные люди — все. Дело в том, что чудотворная сила данного места весьма убедительна, здешний святой источник обладает целительной силой. Известны случаи, когда представители иных верований, искупавшись в нем и избавившись от казавшихся неизлечимыми болезней, принимали крещение.

Сейчас сплошной чередой идут экскурсии к этому святому месту Крыма. И людей прельщает не только исцеление, не только красота и особая духовность этого места. Но и его внешняя привлекательность. Сейчас в этом храмовом комплексе в горах все украшено бисером, и внутри, и снаружи. И это выглядит очень необычно и эффектно.

Эти и многие другие святые места можно посетить во время паломничества в Крым, организованного нашим центром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *