Монастырь в шамордино

Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818–1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845–1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830–1904), Екатерина (Самбикина, 1842–1911) и Валентина (Розанцева, 1864–1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор — главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в обители подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.

Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.

Игумения Сергия (Щербакова)

Так говаривала игумения Никона (Перетягина), которая в начале 90-х годов прошлого века, приняв на себя настоятельский крест, неустанно – шаг за шагом, год за годом – возрождала вместе с сестрами Шамординскую Казанскую пустынь, основанную некогда преподобным Амвросием Оптинским. Слова «поделье» в толковых словарях не сыщешь, но его смысл вполне понятен русскому человеку. Еще в начале 90-х наместник Оптиной пустыни архимандрит Евлогий (ныне митрополит Владимирский и Суздальский) ввел в Шамординской обители строгий богослужебный устав монастыря, включающий ночные полунощницу и утреню, и, благодаря ревности к службе игумении обители и бессменного монастырского духовника архимандрита Поликарпа (Ничипорука), полный суточный круг богослужений сохраняется все это время. А чтобы обитель могла жить плодами своих трудов, ее насельницы несут послушание на скотном дворе и курятнике, огороде и пасеке, а также в саду, обычно богатом на урожай яблок. Есть в обители разные мастерские – иконописная, витражная, пошива церковных облачений, швейная, чеканно-басменная. В керамической мастерской умелицы изготавливают сувениры, что тоже является достойным занятием для монастырского поделья (и, разумеется, в какой-то мере подпиткой для монастырской казны).

Горячо любимой сестрами игумении, что на протяжении двадцати двух лет была настоящей духовной матерью для все возрастающей монашеской семьи в Шамордине, не стало в мае 2012 года. А в мае нынешнего года Священный Синод Русской Православной Церкви назначил игуменией Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни монахиню Сергию (Щербакову). По признанию новой настоятельницы, матушка Никона не учила ее чему-то конкретно, как, допустим, в школе обучают учеников. Она ее полностью воспитала! Это она, дорогая матушка, привила любовь к богослужениям. Она же помогла понять, что очищать сердце покаянием нужно для того, чтобы человек мог беспрепятственно разговаривать с Богом.

С монахиней Сергией (Щербаковой) мы встретились и побеседовали вскоре после ее назначения.

– Матушка Сергия, думается, что многим людям, в том числе и читателям нашего сайта, среди которых есть наместники, настоятели и настоятельницы обителей, будет интересно узнать о Вашем пути к монашеству. Недавно Председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в своей авторской телепередаче «Церковь и мир» подчеркнул, что в монастырь следует идти не под давлением каких-то тяжелых обстоятельств – жизненных невзгод или разочарований, а только в том случае, если человек почувствовал призвание к монашеству. Вы в обитель пришли по призванию?

– По призванию, и почувствовала я его в Оптиной пустыни, куда мы поехали в 1990 году со школьной подругой – инициатором того памятного паломничества. Это был мой первый отпуск после того, как я, окончив институт, год проработала в банке по специальности. В Оптиной мы пообщались с батюшками – нас благословили съездить в Шамордино, посмотреть женский монастырь. Приехали, и как-то сразу все понравилось, хоть и разруха была – одни развалины вокруг. Только церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» матушка Никона с сестрами успела за рекордно короткий срок подготовить к освящению.

У меня в скиту Оптиной пустыни, в благодатной тишине, прерываемой, правда, разговорами тогда еще не выселенных оттуда мирских людей, живших там семьями, появилось желание уйти из мира в монастырь. А в Шамордине оно окрепло. Если говорить о внешней стороне дела, то очень понравился здесь бесконечный простор – природа сразу расположила к себе. А глубинное внутреннее состояние… Считаю, что то был Промысл Божий, который словами не объяснить, – просто надо быть готовым его почувствовать. Живя в Москве, я время от времени посещала храмы, но только здесь, благодаря матушке Никоне, смогла постичь всю красоту и глубину богослужений. Хотя, признаться, на первых порах ходила на них больше из чувства долга, понимая, что так положено. И вот в какой-то момент случился переворот в душе: я всей душой полюбила службы в храме как духовную трапезу, которая дарит наслаждение и радостную возможность молиться за себя, за своих ближних и за весь мир.

Мне было 22 года, когда я стала послушницей женской пустыни в Шамордине. Сколько же вопросов возникало у нас, новоначальных (особенно у приехавших из городов и мало что знавших о правилах монастырской жизни), и со всеми проблемами, со своими горестями и трудностями мы шли и шли к матушке-настоятельнице! В миру человек часто приобретает греховные навыки, а в монастырь приходит для покаяния, для исправления, борьбы со своими страстями. Поэтому приходилось спрашивать, как в какой ситуации поступить. Матушка, выросшая в церковной семье, окормлявшейся у одного из известнейших и почитаемых старцев Троице-Сергиевой лавры архимандрита Наума, и к тому же будучи по своей природе человеком мудрым и милостивым, давала советы, которые я старалась исполнять. Старалась брать с нее пример. И спустя какое-то время почувствовала, что мы хорошо понимаем друг друга, что называется, с полуслова. С матушкой было легко. Так же легко и светло становится при чтении ее книги воспоминаний о жизненном пути, начиная с ранних детских лет, – «На Тя, Господи, уповах…»

– Теперь Вам предстоит стать духовной матерью для большой сестринской семьи в Шамордине. После кончины матушки Вы в течение двух лет исполняли обязанности настоятельницы обители. Приходили к Вам сестры с вопросами и своими проблемами?

– Приходили и приходят. За советами, для индивидуальных бесед. Говорят со мной искренне, с желанием разобраться в сложных духовных вопросах, чтобы распознать козни врага рода человеческого и не попасть в дьявольские сети. А опыт тесного общения с сестрами у меня имеется, так как я несла послушание благочинной.

– Что из начинаний Вашей предшественницы Вы хотите продолжить, а что, может быть, ввести новое, свое?

– Став во главе Шамординской Казанской Свято-Амвросиевской пустыни в мае 1990 года, игумения Никона организовала здесь крепкий монастырский уклад, который нам надлежит с ревностью и усердием поддерживать. Будем сохранять полный круг богослужений со всеми правилами, с молебном в 3 часа утра основателю пустыни преподобному Амвросию Оптинскому. Будем и дальше стараться развивать свое подсобное хозяйство, что кормит сестер, трудниц и паломников. Не все храмы в обители еще восстановлены: например, Троицкий, полностью разрушенный после закрытия монастыря (именно в нем отпевали почившего в Бозе старца Амвросия), мы, можно сказать, возвели заново и сейчас его расписываем, готовим к освящению.

С Божией помощью в последний год земной жизни матушки Никоны нам удалось вернуть в обитель деревянный домик, в котором жил отец Амвросий, когда он сюда приезжал и где принимал сестер и многочисленных посетителей, стекавшихся к нему за советом и помощью. Здесь же батюшке суждено было встретить час своей кончины… Сестры нашли в архивах документы, свидетельствующие, что во время закрытия и разграбления монастыря какие-то благочестивые люди, желая сохранить батюшкин домик, написали письмо властям с просьбой перенести его в Шамордино. Что и было сделано. Дом-келию раскатали по бревнышку, бревна пронумеровали, перевезли в деревню и собрали.

Жильцами там были разные люди, но, судя по всему, тоже благочестивые. Ничего не перестраивали, не меняли. А последние хозяева – Екатерина, Иван и их трое деток – приезжали в этот домик только на лето. Затем, видимо, по совету их духовного отца, они безвозмездно отдали дом обители, попросив молиться за них. Мы тоже раскатали его по бревнышку, пронумеровали и привезли к себе. Зиму бревна пролежали под навесом, затем дорогой нам всем домик был собран. Матушку-настоятельницу уже на колясочке возили смотреть, когда только был сделан фундамент… А теперь нам предстоит внутри обустроить все так, чтобы многое напоминало о той эпохе, о самом батюшке. Чтобы люди, входя туда, чувствовали сильное действие благодати, как это чувствовали те, кто при жизни общался с великим оптинским старцем. (Кстати, раба Божия Александра из деревни Шамордино передала духовнику обители – отцу Поликарпу – много лет тайно хранившийся у нее келейный крест преподобного Амвросия).

Еще матушка Никона успела возродить монастырскую больницу и богадельню, которые были здесь прежде, так что нам остается продолжать ее праведные труды. И постараться поднять на новую ступеньку духовное образование сестер, которые изучают Ветхий и Новый Завет. Два раза в неделю занятия по Ветхому Завету и истории Церкви по благословению матушки Никоны проводит наша монахиня – мать Нектария (Мареева). А в этом учебном году в обитель стал приезжать преподаватель из Москвы Александр Анатольевич Ткаченко, заведующий редакцией богослужения и литургики ЦНЦ «Православная Энциклопедия», член Синодальной библейско-богословской комиссии, научный сотрудник ИВИ РАН (сектор специальных исторических дисциплин). Он читал лекции по Новому Завету, затем сестры из числа тех, кто в состоянии учиться (а это оказалось около 50 человек) сдавали ему зачет. И, надо сказать, сдали успешно. Дополнительное образование для монашествующих очень своевременно и важно.

– Известно, что основатель Шамординской пустыни старец Амвросий принимал сюда женщин любого звания, состояния и здоровья, хотя в те времена для поступления в другие монастыри нужно было внести хоть какой-то вклад – деньгами или имуществом. Случалось даже, что кто-то приводил корову, кто-то доставлял телегу со скирдами сена. А батюшка брал и бедных вдов, и девиц-сирот без всякого вклада. Неудивительно, что в начале XX века число насельниц тут доходило до 800. Сколько сейчас сестер подвизается в обители? Приходят ли новые сестры?

– Сегодня у нас насчитывается 120 насельниц, и, слава Богу, новые сестры по молитвам преподобного Амвросия Оптинского продолжают приходить. Это, конечно, милость Божия, что Господь и Божия Матерь приводят их в это благодатное место. Приводят и благодетелей, которые любят обитель и помогают решать многие насущные вопросы. Так, например, один из благодетелей вложил свои средства в восстановление Троицкой церкви, где центральный придел – в честь Святой Троицы, другой небольшой придел – в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Также, благодаря этому человеку, у нас появилась удобная деревянная лестница, по которой, несмотря на крутизну спуска, можно спокойно спуститься к святому источнику.

Другой благодетель – столичный адвокат (а с ним мы знакомы с 1993 года) – на протяжении всех этих лет дает нам ценные консультации в юридическом плане. Особенно важны и актуальны они были, когда никак не могла разрешиться острая ситуация: на территории обители жили целые семьи, не желавшие выселяться отсюда. Даже после того, как оказалась реализована программа, согласно которой администрация Калужской области выделила средства и для этих людей были построены хорошие новые дома в другом месте, они неохотно расставались с жильем здесь. Было немало тяжб, и наш друг-адвокат очень помог нам.

Также мы благодарны одной семейной паре за создание официального сайта нашего монастыря. Создать сайт – дело недешевое. А эти люди сказали, что все сделают бесплатно, во славу Божию. Сайт нам был крайне необходим, потому что имелись какие-то сайты, посвященные Шамордину, но в публикациях, там помещенных, встречались разного рода неточности, да и акценты зачастую были неправильно расставлены. Конечно, нас это не устраивало и, что тут говорить, нередко расстраивало. Когда же появился свой сайт, официальный, вздохнули с облегчением: здесь мы полностью за все отвечаем – за каждую фразу, каждое слово. Что касается оформления, то создавшая сайт семейная пара так и продолжает нам помогать: подсказывать, советовать – за что им низкий поклон!

– Матушка, и еще один вопрос, который, можно сказать, стал традиционным в наших беседах с монашествующими. При монашеском постриге Вас нарекли Сергией в честь преподобного Сергия Радонежского. Что Вы при этом испытали?

– Признаться, для меня это было неожиданно. В женских монастырях монахинь часто нарекают в честь преподобных жен или святых мучениц и великомучениц, а тут – в честь нашего великого святого! У матушки-настоятельницы небесным покровителем был преподобный Никон Радонежский, ученик преподобного Сергия Радонежского. В тот момент я почувствовала, что наше духовное родство с матушкой еще более укрепилось. Еще мне подумалось, что для тех, кто горячо любит Россию и стремится сохранить ее главную ценность – православную веру, имя игумена земли Русской особенно дорого, близко, любимо. Дорого оно и мне. Как раз в тот день совершался самый первый постриг тех сестер, что пришли сюда в начале 90-х и здесь духовно выросли. Постригали троих. Двух нарекли в честь основателей русского монашества – преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а меня – в честь покровителя Руси и русского народа во все времена. Это и величайшая радость, и огромная внутренняя ответственность.

– Кто Вас поздравил с недавним высоким назначением игуменией Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни?

– Первыми поздравили Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве игумения Иулиания (Каледа) и настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря игумения Олимпиада (Баранова). Вот только что почтальон принесла поздравительную телеграмму от родной сестры матушки Никоны (Перетягиной) игумении Митрофании, настоятельницы Троицкого женского монастыря в Пензе. И, конечно, меня поздравили мои родители, которым когда-то непросто было принять выбор двадцатидвухлетней дочери, но с годами они меня поняли, и монастырь в Шамордине стал им особенно дорог.

Беседовала Нина СТАВИЦКАЯ

Фотограф: Владимир ХОДАКОВ
(а также снимки из архива монастыря).

Фото

Шамординский монастырь расположен неподалеку от города Козельска в Калужской области. Это старинный женский монастырь, с красивой архитектурой и интересной историей. Находится в очень живописном месте, рядом со знаменитым мужским монастырем — Оптиной пустынью в деревне Шамордино.

Монастырь Шамордино на карте

Шамординский монастырь

Официальный сайт Шамординского монастыря http://www.shamordino-m.ru. Надо отметить, что сайт информативен и актуален, здесь можно найти много информации о монастыре.

Шамординский женский монастырь полное название имеет следующее: Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Сначала в деревне Шамордино в 1884 году была образована женская община, после постройки и освящения храма была создана обитель. Днем ее основания считается 1 октября 1884 года.

Первой настоятельницей монастыря была Софья — духовная дочь старца Амвросия. Отец Амвросий является основателем Шамординского монастыря, принимал деятельное участие в его формировании и развитии. Без него не решался ни один вопрос в монастыре.

Шамординский монастырь знаменит тем, что сюда принимались женщины любого состояния, возраста и здоровья. Обычно же в монастырь принимались здоровые, не очень старые женщины с денежным или имущественным вкладом. Поэтому на момент революции 1917 года в монастыре было уже 800 сестер.

Во время советской власти в 1923 году монастырь был закрыт, руководство монастыря отправлено в тюрьмы и лагеря, часть расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался госпиталь. После войны в Казанском соборе открыли сельскохозяйственный техникум.

В марте 1990 года монастырь вновь заработал. Сначала в монастыре было всего 10 сестер. На территории монастыря жили семьи, которые не имели к нему какого-либо отношения, им пришлось переехать.

Исторические личности в Шамордино

Лев Толстой

Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.

Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.

Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.

Булат Окуджава

После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.

Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.

Природа

Женский монастырь в Шамордино расположен в очень красивом месте: на холме, на высоком берегу реки Серёны. Виды здесь просто замечательные.

Также есть три источника, купель, разделенная на мужскую и женскую половину. Для того, чтобы подойти к родникам надо спуститься по длинной лестнице из 300 ступеней. На лестнице есть обзорная смотровая площадка.

Архитектура

Главным зданием Шамординского монастыря является Казанский собор, построенный в 1901 году на деньги московского купца-чаеторговца Сергея Васильевича Перлова. Был освящен в 1902 году калужским архиепоспом Вениамином.

Собор построили на месте деревянной домовой церкви, он способен вместить 5 тыс. человек. Архитектором этого величественного здания является Сергей Владимирович Шервуд — сын знаменитого живописца, архитектора и скульптура Владимира Иосифовича Шервуда. Именно по проекту Владимира Шервуда был построен Государственный исторический музей.

Государственный исторический музей на Красной площади

Казанский собор

15-главый Казанский собор построен из красного кирпича, выполнен в русском стиле. Поэтому имеет присущие данному стилю декоративные узоры, резные наличники, арочные окна, высокое, украшенное резьбой крыльцо и т.д.

В нашем монастыре принимаются следующие требы:

Записка (на 1 день):

за 1 имя — 5 руб.

  • на Литургию — о здравии или о упокоении (на проскомидии вынимается частица)
  • на молебен — о здравии
  • на панихиду — о упокоении

40 Литургий (40 дней на проскомидии вынимается частица о здравии или о упокоении) — 500 руб.

Неусыпаемая псалтирь (псалтырь непрерывно в течение суток читается сестрами с поминовением имен о здравии или о упокоении):

  • На год — за 1 имя — 800 руб.
  • На полгода — за 1 имя — 400 руб.
  • На 40 дней — за 1 имя — 200 руб.

Акафист с молением о здравии перед чтимыми иконами:

(на 40 дней – за 1 имя, перед одной из икон — 300 руб.)

  • Пресвятой Богородицы:

Казанская

«Утоли моя печали»

«Спорительница хлебов»

«Неупиваемая чаша»

  • преподобного Амвросия Оптинского
  • святителя и чудотворца Николая Мирликийского

Имена в записках пишутся в родительном падеже.

Братья и сестры, просим внимательно относиться к заказу поминовений! Принимаются имена только крещеных христиан православного вероисповедания. Если у вас возникли какие-либо сомнения относительно людей, имена которых вы бы хотели подать для поминовения в монастыре, в окне примечаний обязательно кратко опишите ситуацию.Также обращаем Ваше внимание на то, что в связи с летними полевыми работами подтверждения о получении треб приходят в течение десяти дней.

Поминовение можно заказать:

Почтовым переводом (имена и пожертвование почтовым переводом):
Пожертвования за требы высылаются на адрес монастыря (указан ниже). В переводе указываются имена для поминовения с названием треб.
Имена записываются в синодик с момента поступления перевода. Почтовые переводы приходят к нам в течение 10-14 дней.
После получения вашего перевода вам будет выслано уведомление, что перевод получили, те за кого вы подали пожертвование поминаются.

Имена на электронную почту, пожертвование почтовым переводом:
Если вы хотите записать для поминовения много имен (больше 5) и они не входят в перевод, то вы можете прислать имена на электронный адрес sham-info@yandex.ru, а пожертвование отправить почтовым переводом. Но просим учитывать, что имена будут записаны для поминовения только после получения перевода.

Имена на электронную почту, пожертвование на Яндекс-Деньги, Web-Money или карту Сбербанка:
На электронный адрес sham-info@yandex.ru высылаются имена с названием треб, и переводится пожертвование любым удобным способом: на счет в системе Яндекс-Деньги, Web-Money или на карту Сбербанка (номера счетов указаны ниже). В письме сообщите перечисленную сумму и номер счета или платежную систему, откуда был сделан перевод.

Счет в системе Яндекс-Деньги: №41001857703575

Счета в Web-Money: R214643795755 (для пожертвований в рублях), Z170123370204 (для пожертвований в долларах), E114224029301 (для пожертвований в евро).

Карта Сбербанка: 4817 7601 3000 9586 (Обязательно высылайте имена с названием треб на почту sham-info@yandex.ru, из смс уведомлений имена в синодик не записываются!)

Адрес монастыря: 249706, Калужская область, Козельский район, село Старое Шамордино, монастырь. На имя Новгородовой Ирины Александровны (канцелярия)

Казанский Свято-Амвросиевский ставропигиальный женский монастырь или женский монастырь Шамордино, как его часто называют паломники, является одним из самых любимых верующими святых мест России. Шамординский монастырь располагается между старинным русским городом Козельском и Калугой, неподалеку от еще одной святыни — Оптиной пустыни. Он стоит на горе, густо поросшей лесом, у подножия которой извивается речка Серена.
Казанская Амвросиевская женская пустынь Шамордино была построена в 1884 году благодаря настоянию оптинского старца Амвросия, принимавшего деятельное участие в создании множества монастырских общин, куда принимались преимущественно бедные женщины. Денежные средства на возведение Шамординской пустыни были выделены состоятельным купцом из Москвы — Сергеем Васильевичем Перловым. Они, вместе с супругой Анной Яковлевной, принимали деятельное участие в строительстве и в дальнейшей жизни обители, так как были духовными чадами почтенного старца. Обитель, получила первоначальное название – «Шамординская Казанская Горская женская община», — она стала последним и самым любимым детищем отца Амвросия. Место для возведения монастыря было предоставлено духовной дочерью старца Амвросия — монахиней Амвросией, которая написала об этом в своем завещании, потому что и при своей жизни видела цель в том, чтобы опекать одиноких вдов и девушек-сирот, которые хотели посвятить себя Господу. Вот почему после смерти она пожелала устроить в своем имении в деревеньке Шамордино Калужской области женскую общину и богадельню.

Обитель посвятили Казанской иконе Божией Матери, этот почитаемый чудотворный образ был привезен сюда монахиней Амвросией, и когда ее впервые увидел старец Амвросий, он вознес молитву и сказал, чтобы хранили эту иконы, как зеницу ока, потому что она чудотворная. Величественный Казанский собор, трапезную, корпус для сестер-монахинь, больницу, прочие вспомогательные постройки возвели из красного кирпича в едином стиле. Главный храм строили по благословению преподобного старца Амвросия, а его проект создал талантливый архитектор С. В. Шервуд. Этот прекрасный пятнадцатиглавый собор в изысканном «русском стиле» стал главным архитектурным украшением женской обители Шамордино. Здание украсили изящными кокошниками, красивыми полуколоннами, щипцами и подзорами, а арочные окна декорировали узорами наличников. Северный и южный фасады собора украсили крыльца, которые покрывали шатры с крестами. К 1902 году храм Шамордино был освящен.

Преподобный Амвросий без устали собирал в святую обитель всех сирых, вдовых, обездоленных женщин и девиц. Были в монастыре и послушницы из дворянских и купеческих русских родов, решившие посвятить свою жизнь богу. Неустанной помощницей для старца Амвросия стала схимонахиня София, которая в миру имела фамилию Астафьева-Болотова. Монахиня София — стала первой настоятельницей Шамординского монастыря. До того, как прийти к богу, она вела жизнь обычной женщины: вышла замуж, родила дочку, но вскоре овдовела и тогда приехала в Оптину пустынь к старцу Амвросию за советом, как ей жить дальше. Прозорливец посоветовал ей выйти замуж снова за некоего помещика из Козельска и предупредил, что это станет проверкой ее характера, для того чтобы пройти это испытание понадобится либо твердость, либо ангельское смирение. Через некоторое время София стала деятельной помощницей Амвросия и перешла в монастырь Шамордино насовсем.
Благодаря матушке Софье, на территории обители появились богадельня, приют для детей, живописная и золотошвейная мастерские. Умерла она очень молодой, в тридцать три года, тогда отец Амвросий сказал, что эта женщина святая. Забегая вперед стоит сказать, что позже это начало подтверждаться чудесами исцеления, после молитв страждущих людей на ее могиле. Могила находится на территории Шамординской обители: за алтарной стеной Казанского собора, с улицы. К скромному кресту крепится фотография матушки Софии – это очень красивая женщины с аристократическими чертами лица и печальным взглядом. Именно к ней приходят многочисленные паломники, чтобы попросить ее о заступничестве перед Господом, исцелении душевных и телесных хворей. И, что самое интересное, на этой могилке часто случаются чудеса в виде скорой небесной помощи и быстрого исцеления. Вот почему тут можно увидеть табличку с просьбой к паломникам сообщать о подобных случаях. С 1987 года матушку Софию отнесли местночтимым тульским святым.


Уже в 1918 году в женском монастыре в Шамордино насчитывалось восемь сотен сестер, работала богадельня, больница, детский сиротский приют, было несколько монашеских скитов. Но пришли грозные и лихие годы, когда управлять русским государством стала Советская власть, в 1923 году монастырь осквернили, обезглавили и закрыли, некоторых монахинь расстреляли, других сослали в лагеря.
Возрождение монашеской жизни случилось в Шамордино только в 1990 году. Началось долгое и тяжелое восстановление порушенной святыни тяжкими трудами насельниц, паломников и благодаря финансовой помощи благотворителей. Храм освятили в 1996 году, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. С той поры в Храме в честь преподобного Амвросия Оптинского каждый день проходят богослужения.
Сегодня Шамординский женский монастырь – одно из самых посещаемых святых мест Калужской области, и тут действительно есть ради чего приехать. Территория обители большая и очень красивая, летом она вся благоухает и радует глаз гостей многочисленными яркими цветами в клумбах. На территории, для удобства паломников, имеется схема со всеми постройками обители. Стоит предупредить, что на внешней территории обители можно делать фотографии, а вот внутри помещений, к сожалению, запрещено. Давайте расскажем какие сооружения имеются в Шамординской обители.

Казанский собор, о котором мы уже начинали рассказывать выше, — это очень красивое и примечательное сооружение в русском стиле. Сооружение заслуживает внимания не только снаружи, но и изнутри, благодаря важным святыням тут расположенным. В Казанском соборе хранятся две чудесные иконы: икона Казанской Божией матери и икона Божией Матери Спорительницы Хлебов.
Что касается иконы Казанской Божьей матери, то она попала сюда давно. К матушке Амвросии в Белевский монастырь пришла женщина с этой иконой, чтобы отдать ее в залог под десять рублей, которые были нужны ей для пропитания. Матушка дала страждущей деньги, но прошло время, а забирать икону так никто и не приходил. А между тем, икона Казанской Божьей матери оказалась чудотворной, потому что масло, которое наливали в лампадку и зажигали перед образом, было способно исцелять людей. Прошло время и икона переехала вместе с Амвросией в женский монастырь Шамордино. И там она не переставала поражать паломников и сестер обители своими чудесами. Многие из них видели лучи света, отбрасываемые от лика Богородицы на иконе, причем, этот свет не могли выдержать, не отведя глаз, люди с нечистой совестью. К огромному сожалению, в шестидесятые годы двадцатого века икону передали в другой храм, расположенный поблизости, откуда чудотворный образ украли. Сегодня в Казанском соборе хранится список с того образа, который создал афонский настоятель скита — монах Арсений.
Икона «Спорительница хлебов», находящаяся в монастыре Шамордино, — еще одна святыня. На ней Божья Мать изображена сидящей на облаке, раскинув руки, а под ней золотистое поле, на котором лежат скошенные снопы ржи. Это очень необычная икона, которую писали по просьбе старца Амвросия, после посетившего его во время сна видения. В монастыре также находится список с иконы, потому что оригинал теперь в Литве, куда его перевезли в 1917 году.

Снаружи за стеной, где располагается алтарь Казанского собора, расположились захоронения бывших настоятельниц Шамординской обители. Последней могилкой стало надгробие схиигумении Валентины, похороненной в 1919 году, а потом обитель закрыли. В усыпальнице монастыря был похоронен в 1910 году главный благотворитель возведения обители — Сергей Васильевич Перлов, правда, как только большевики закрыли монастырь, усыпальницу сразу разрушили, теперь от нее остался только фундамент.
Монастырская трапезная расположена в двухэтажном здании за Казанским собором. В помещении могут разместиться пятьсот человек. Тут высокий потолок и огромные окна. Трапезную возвели в 1893 году вместо особняка бывших владельцев Шамордино – помещиков Калыгиных. Это сооружение стало самым первым каменным строением обители. Его проект составлял архитектор Р.И. Клейн. За трапезной стоит водонапорная башня.
Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского – был возведен в конце двадцатого века на месте, где раньше стоял домик-келья старца, в котором он жил, когда приезжал в обитель Шамордино. Сюда за утешением и советом к отцу Амвросию приходили все страждущие, больные, несчастные, а он старался вдохнуть в них веру, вытащить из пропасти отчаяния, учил смирению перед промыслом Божьим. Здесь же отец Амвросий и умер в октябре 1891 года. А после смерти над домиком выстроили футляр из кирпича. Когда монастырь закрылся в 1923 году, дом-келью переместили на территорию деревни Шамордино, а каменный короб стал гаражом. Лишь после того как обитель начала возрождаться, тут возвели храм, который освятили в 1996 году.
Дом Перлова – особняк, в котором проживали во время своего приезда в монастырь супруги Перловы. Они были благотворителями этой святой обители, практически все, что на ее территории построено, было сделано на их деньги, в том числе мастерские по иконописи, чеканке, по золотому шитью, переплету книг, изготовлению ковров, швейная, типографская, фотомастерская, мастерская золочения металла и дерева.
Храм во имя Пресвятой Троицы в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» — был самым первым храмом обители Шамордино. Его освящение прошло в день открытия четырнадцатого октября 1884 года. Правда, вплоть до 1890 года, храм стоял там, где теперь расположен Казанский собор, затем старец Амвросий благословил его перемещение на территорию кладбища. В 1891 году тут прошло отпевание преподобного. Когда монастырь закрылся, храм разрушили. Лишь в 2005 году начали вести восстановительные работы. За этим храмом начинается кладбище обители. Если вы спуститесь от этого храма вниз по лестнице, ведущей к реке, то попадете к святому чудотворному источнику, где организована купальня.
Источник освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Помимо, этого источника, тут имеется еще пара: источник в честь Казанской иконы Божией Матери, источник в честь преподобного Амвросия Оптинского. К источникам постоянно выстраивается очередь из паломников, которые рассказывают о чудесах исцеления от этой освященной воды, даруемого Господом по вере просящих.
Богадельня – место, где живут больные и старые насельницы. Тут находится храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», а также стоит сестринский корпус, представляющий из себя здание из двух этажей, на первом расположилась больница монастыря, где могут лечиться монахини, местные жители, паломники.
Монастырская церковная лавка — место, где паломники и верующие посетители заказывают требы и при необходимости приобретают предметы церковной утвари – свечи, икона, крестики, цепочки, венчальные кольца, духовные книги. Здесь же паломники подают записки на молебны.
Требы в женском монастыре Шамордино:
— записка молебен о здравии или панихида об упокоении может включать до двенадцати имен;
— сорокоуст может быть о здравии или упокоении, простой — на сорок дней, во время которого идет литургия;
— неусыпаемая псалтирь о здравии или об упокоении;
— акафист – сорокодневное моление о здравии. Акафисты проводят перед иконами Богородицы: «Казанской», «Утоли моя печали», «Спорительницей хлебов», «Неупиваемой чашей», а также перед иконой преподобного Амвросия Оптинского.
Помимо простого Сорокоуста, в монастыре можно заказать Сорокоуст с сорока литургиями, что редкость для монастырей. Данную службу с литургиями верующие имеют возможность заказать по почте. Вы можете написать свою просьбу и имена за кого нужно молиться и сделать добровольное пожертвование в виде перевода, сколько вам не жалко. Для информации: в монастыре Шамордино заказать одно имя стоит триста рублей.
Адрес монастыря Шамордино: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь.
В настоящее время настоятельница Шамординского монастыря Калужской области — игумения Никона, которая является матушкой для ста тридцати сестер. Сестры несут различные послушания, они и сами кормятся от своего труда, и угощают паломников, прибывающих в обитель. Очень часто в обители питаются дети из малоимущих и многодетных семей, дети-инвалиды. При монастыре Шамордино работает воскресная школа, в нее ходят двадцать деревенских ребятишек.
Благодаря трудам насельниц и помощи благотворителей русская святыня Калужской области — Шамординская обитель с каждым годом становиться все прекраснее. В планах настоятельницы создать здесь сиротский приют для девочек, реставрировать порушенную усыпальницу, которая ранее стояла над могилами бывших настоятельниц, возвести колокольню, часовни над всеми святыми источниками. Вот почему насельницы обители с благодарностью принимает помощь во всех видах от желающих для восстановления обители.
В мае 2010 года, Шамординскую обитель в честь ее двадцатилетия после восстановления, посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в честь этого было проведено богослужение в Казанском соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *